Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе и академическому ра

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе и
академическому развитию  СКФУ

_______________А. Н. Каркищенко

"__" _____________ 2012  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

«Инженерная и компьютерная графика»

для бакалавров направления подготовки

210700.62 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»

профиль подготовки «Сети связи и системы коммутации» 

очная форма обучения

Учебный план 2012 года, изучается во 2 семестре

Объем занятий: итого

3 з.е.

108 ч.

В т. ч. аудиторных

1,5 з.е.

54 ч.

Из них:

Лекций

0,5 з.е.

18 ч.

Лабораторных работ

0,5 з.е.

18 ч.

Практических занятий

0,5 з.е.

18 ч.

Самостоятельная работа

1,5 з.е.

54 ч.

Зачет                          2 семестр

СОГЛАСОВАНО:

РАЗРАБОТАНО:

Зав. выпускающей кафедрой Инфокоммуникаций

________________________ В. П. Мочалов

"__" _____________ 2012   г.

Директор института Информационных технологий и телекоммуникаций

________________________ А. Ф. Чипига

"__" _____________ 2012   г.

Рассмотрено УМК института Информационных технологий и телекоммуникаций

"__" _____________ 2012  г.

протокол ____________

Председатель УМК _____________

Зав. кафедрой инфокоммуникаций

________________________ В. П. Мочалов

"__" ____________ 2012

Доцент кафедры инфокоммуникаций

______________________ Н. Ю. Братченко

"__" ____________ 2012  г.

Рекомендовано  к  размещению

на образовательном портале СКФУ

________________________

"__" ____________ 2012  г.

Ставрополь,  2012

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»

Рабочая программа

для студентов направления подготовки

210700.62 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»

Профиль подготовки «Сети связи и системы коммутации» 

Ставрополь 2012


Печатается по решению
Учебно-методического совета
Северо-Кавказского федерального
университета

 

Инженерная и компьютерная графика: программа / сост. Братченко Н.Ю. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2012. – 20 с.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к подготовке выпускника для получения квалификации бакалавра.

Утверждена на заседании кафедры инфокоммуникаций (протокол № 6 от 23.12.2011 г.).

Предназначена для студентов, обучающихся по направлению 210700.62.

Составитель

Братченко Н. Ю.

Рецензенты

  1.  Мочалов В. П.

  1.  Слюсарев Г. В.

© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля) 5

2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата 5

3. Связь с предшествующими дисциплинами (модулями) 6

4. Связь с последующими дисциплинами (модулями) 6

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) 6

6. Структура и содержание дисциплины (модуля) 7

7. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения лекций 9

8. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения лабораторных работ   14

9. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения практических (семинарских) занятий 14

10. Виды и содержание самостоятельной работы студента; формы контроля 15

11. Рейтинговая оценка знаний студента 16

12. Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) 16

13. Примерная тематика заданий для самостоятельной работы студентов 19

14. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 19

14.1. Рекомендуемая литература. 19


1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)

Основной целью дисциплины является формирование набора общекультурных и профессиональных компетенций будущего бакалавра по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», а также формирование у студентов представлений о принципах построения чертежей и графических объектов, об инструментарии написания приложений с использованием множества графических функций.

«Инженерная и компьютерная графика», как дисциплина о принципах построения и оформления технических чертежей, а также специальная область «Информатики» имеет огромное значение при освоении ряда профессиональных дисциплин.

Задачи дисциплины – предоставить в доступной и понятной форме студентам торетический и практический материал по:

-  основам построения чертежа;

  1.  основам построения современных графических систем,
  2.  стандартам в области разработки графических систем,
  3.  описанию технических средств компьютерной графики,
  4.  описанию форматов хранения графической информации,
  5.  принципам построения графических систем,
  6.  видам геометрических моделей их свойств, параметризации моделей;
  7.  геометрическим операциям над моделями; алгоритмам визуализации.

  1.  Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к профессиональному циклу (базовой части). Ее освоение происходит во 2 семестре.

  1.  Связь с предшествующими дисциплинами (модулями)

Успешное изучение данного курса обеспечивают такие дисциплины, как информатика, алгебра и геометрия, математический анализ, введение в специальность.

  1.  Связь с последующими дисциплинами (модулями)

Данная учебная дисциплина необходима для успешного изучения таких дисциплин как цифровая обработка сигналов, основы алгоритмизации и программирования, физические основы электроники, теория электрических цепей, электроника.

  1.  Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

№ п/п

Содержание компетенции

Шифр

Общекультурные компетенции

ОК-(№)

1.

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-1

Профессиональные компетенции

ПК-(№)

1.

Навыки самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях; осуществлять компьютерное моделирование устройств, систем и процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ

ПК-2

2.

Умение проводить расчеты по проекту сетей, сооружений и средств связи в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ; умение проводить технико-экономическое обоснование проектных расчетов с использованием современных подходов и методов

ПК-14

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ЗНАТЬ

  1.  теоретические и практические основы построения чертежа;
  2.  основные понятия и виды компьютерной графики;
  3.  основные стандарты в области разработки графических систем;
  4.  технические средства компьютерной графики;
  5.  типы преобразований графической информации;
  6.  форматы хранения графической информации;
  7.  виды геометрических моделей и их свойства;
  8. алгоритмы визуализации;

УМЕТЬ

  1.  строить чертеж средствами САПР;
  2. организовать диалог в графических системах;
  3.  формализовать геометрические объекты;
  4.  реализовать геометрические модели;
  5.  реализовать алгоритмы визуализации;
  6.  программировать графические объекты;

ВЛАДЕТЬ

  1.  техникой инженерной и компьютерной графики (ввод, вывод, отображение, преобразование и редактирование графических объектов на компьютере)

  1.  Структура и содержание дисциплины (модуля) 

Общая трудоемкость дисциплины составляет:

3 зач.ед. ( 108 академических часов), из них:

1,5 зач.ед. ( 54 академических часа) – аудиторные занятия,

1,5 зач.ед. (54 академических часа) – самостоятельная работа.

Учебно-тематический план дисциплины

п/п

Раздел

дисциплины (модуля)

Семестр

Виды учебной работы,
включая
самостоятельную
работу студентов
и трудоемкость
в зач.ед. (часах)

Формы
текущего контроля успеваемости
(по разделам дисциплины)

Форма
промежуточной
аттестации

(по семестрам)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

СРС

Раздел 1. Теоретические основы построения чертежа

2

5/36 (5)

2/36 (2)

-

1/36 (1)

1

Тема 1. Общие понятия об образовании чертежа.

2

2/36 (2)

2

Тема 2. Оформление чертежей

2

2/36 (2)

2/36 (2)

1/36 (1)

3

Тема 3. Содержание чертежей

2

1/36 (1)

Раздел 2. Практические основы построения чертежа

2

1/36 (1)

2/36 (2)

12/36 (12)

7/36 (6)

4

Тема 1. Современные системы автоматизированного проектирования (САПР)

2

1/36 (1)

2/36 (2)

12/36 (12)

7/36 (6)

Радел 3. Основы компьютерной графики

2

4/36 (4)

6/36 (6)

-

3/36 (3)

презентации

5

Тема  1. Основы компьютерной графики

2

1/36 (1)

6

Тема 2. Виды компьютерной графики

2

1/36 (1)

2/36 (2)

1/36 (1)

7

Тема 3. Форматы хранения графических изображений

2

1/36 (1)

2/36 (2)

1/36 (1)

8

Тема 4. Цвет. Цветовые модели

2

1/36 (1)

2/36 (2)

1/36 (1)

Раздел 4. Технические средства компьютерной графики

2

3/36 (3)

2/36 (2)

-

1/36 (1)

защита творческого проекта

9

Тема 1. Технические средства компьютерной графики

2

2/36 (2)

2/36 (2)

1/36 (1)

10

Тема 2. Аппаратная реализация графических функций. Графические процессоры

2

1/36 (1)

Раздел 5. Стандарты в области разработки графических систем

2

2/36 (2)

-

1/36 (1)

1/72 (1)

11

Тема 1. Стандарты в области разработки графических систем

2

1/36 (1)

12

Тема 2. Независимый от платформы стандарт Open GL

2

1/36 (1)

1/36 (1)

1/72 (1)

Раздел 6. Современные графические системы

2

3/36 (3)

2/36 (2)

-

1/36 (1)

13

Тема 1. Тенденции построения современных графических систем

2

1/36 (1)

14

Тема 2. Основные функциональные возможности современных графических систем

2

1/36 (1)

15

Тема 3. Организация диалога в графических системах

2

1/36 (1)

2/36 (2)

1/36 (1)

Раздел 7. Программирование визуализации изображений

2

-

4/36 (4)

5/36 (5)

36/36 (36)

опрос

16

Тема 1. Алгоритмы визуализации

2

-

4/36 (4)

12/36 (12)

опрос

17

Тема 2. Геометрические операции над моделями

2

-

4/36 (4)

опрос

18

Тема 3. Рисование 3D сцен и рельефа

2

-

1/36 (1)

9/72 (4,5)

опрос

19

Тема 4. Текстуры. Нанесение текстур

2

-

2/36 (2)

5/36 (4)

опрос

20

Тема 5. Тени. Туман.

2

-

1/36 (1)

9/72 (4,5)

опрос

21

Тема 6. Свет и изображение

2

-

1/36 (1)

9/72 (4,4)

опрос

22

Тема 7. Синтез стереоизображений

2

-

6/36 (6)

опрос

ИТОГО

18/36 (18)

18/36 (18)

18/36 (18)

54/36 (54)

зачет

  1.  Наименование, содержание и интерактивные формы проведения лекций

Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание

Использование интерактивных форм

Зачетные единицы

(часы)

2 семестр

Раздел 1. Теоретические основы построения чертежа

5/36 (5)

  1.  

Тема 1. Общие понятия об образовании чертежа:

общие сведения, определение чертежа, основы геометрического пространства, геометрические тела и их отображение

лекция-визуализация

2/36 (2)

  1.  

Тема 2. Оформление чертежей: 

общие сведения, форматы изображения, основная надпись, линии чертежа, шрифты чертежные;

лекция-визуализация

2/36 (2)

  1.  

Тема 3. Содержание чертежей:

основные определения, классификация изображений и их размещение на чертеже, наглядность и масштаб изображений, условности и упрощения

лекция-визуализация

1/36 (1)

Раздел 2. Практические основы построения чертежа

1/36 (1)

  1.  

Тема 1. Современные системы автоматизированного проектирования (САПР)

виды САПР, основные возможности САПР

1/36 (1)

Радел 3. Основы компьютерной графики

4/36 (4)

  1.  

Тема  1. Основы компьютерной графики:

основные понятия компьютерной графики; два способа представления графических изображений; области применения компьютерной графики; направления компьютерной графики; приложения компьютерной графики

лекция-визуализация

1/36 (1)

  1.  

Тема 2. Виды компьютерной графики:

Виды компьютерной графики;

Растровая графика; понятие разрешения метод растрирования; достоинства растровой графики; недостатки растровой графики.

Векторная графика; цвет в векторной графике; достоинства векторной графики; недостатки векторной графики.

Фрактальная графика.

Основные понятия трехмерной графики Программные средства обработки трехмерной графики

лекция-визуализация

1/36 (1)

  1.  

Тема 3. Форматы хранения графических изображений:

Форматы графических данных: Tagged Image File Format, PhotoShop Document, PCX, PhotoCD, Windows Bitmap, Icon, Cursor, Animated Cursor, Joint Photographic Experts Group, Graphics Interface Format, Portable Network Graphics, Windows MetaFile, Encapsulated PostScript, Portable Document Format, Corel Draw Format, Flash Shockwave, Adobe Illustrator, Macromedia Freehand Format, Apple PicT Format.

Иные форматы:

Формат графических файлов IFF, формат IMG, растровый формат программы Macpaint, формат программы Microsoft paint, графический язык фирмы Hewlett Packard

лекция-визуализация

1/36 (1)

  1.  

Тема 4. Цвет. Цветовые модели:

Понятие Цвета

Способы описания цвета

Физические принципы формирования оттенков

Цветовые модели CMY (Cyan, Magenta, Yellow), YIQ, HSV (Hue, Saturation, Value), HLS (Hue, Lightness, Saturation).

Задание цветов, интерполяция цветов, системы управления цветом

1/36 (1)

Раздел 4. Технические средства компьютерной графики

3/36 (3)

  1.  

Тема 1. Технические средства компьютерной графики:

Устройства вывода графической информации.

Мониторы (дисплеи), дисплеи на основе ЭЛТ, черно-белые дисплеи (кинескопы), цветные дисплеи (кинескопы), проблемы цветных масочных кинескопов, кинескопы с планарным расположением пушек, трехлучевой тринитрон, экран жидкокристаллического дисплея (ЖКД), газоплазменные мониторы, мультичастотные мониторы.

Печатающие устройства. Разрешение устройств. Принтеры: матричный принтер, струйный принтер, лазерный принтер, принтеры на твердых красителях.

Графопостроители.

Устройства ввода графической информации.

Световое перо, манипулятор "мышь", джойстик, трекбол, трекпойнт, тачпад, сканер, дигитайзер.

лекция-визуализация

2/36 (2)

  1.  

Тема 2. Аппаратная реализация графических функций. Графические процессоры:

Графический процессор. Дисплейный процессор.

Графические процессоры TMS-34010 и TMS-3402, графический процессор TMS-3402, набор графических СБИС National AGCS, растровый графический процессор DP-8500, процессор обмена блоками графической информации DP-8510, видеогенератор DP-8512,00, сдвиговый регистр DP-8515, RISC-процессор с графическим устройством (i860)

1/36 (1)

Раздел 5. Стандарты в области разработки графических систем

2/36 (2)

  1.  

Тема 1. Стандарты в области разработки графических систем

Международная деятельность по стандартизации в компьютерной графике. Деятельность ISO, IEC по стандартизации в компьютерной графике.

Классификация стандартов.

Графические протоколы: аппаратно-зависимые графические протоколы, аппаратно-независимые графические протоколы, проблемно-ориентированные протоколы

1/36 (1)

  1.  

Тема 2. Независимый от платформы стандарт Open GL

OpenGL - независимый от платформы стандарт. Переносимость программного кода. Разработка приложений. Освещенность и тени. Скрытые поверхности и z-буферизация. Преобразование координат. Наложение текстур. OpenGL for Windows NT. Интерактивные виртуальные среды. Производительность. OpenGL и компьютерные игры. Интеграция интерфейсов

1/36 (1)

Раздел 6. Современные графические системы

3/36 (3)

  1.  

Тема 1. Тенденции построения современных графических систем

Графические системы, тенденции построения современных графических систем.

Высокоскоростные графические системы.

Требования к высокоскоростным графическим системам.

1/36 (1)

  1.  

Тема 2. Основные функциональные возможности современных графических систем

Классификация и обзор современных графических систем.

Рабочие станции. Суперстанции.

Компоненты растровых дисплейных систем.

Подходы к проектированию графической системы.

1/36 (1)

  1.  

Тема 3. Организация диалога в графических системах

Средства диалога в графических системах: клавиатуры (Keyboards),  кнопки (Buttons), световое перо (Lightpen), планшеты (Tabletts), "Мышь" (Mouse), трекбол (Treckball), джойстик (Joystick), потенциометр, растровый сканер. Кодировщик.

Нетрадиционные устройства. 

Речевой диалог.

Средства диалога для систем виртуальной реальности

1/36 (1)

Раздел 7. Программирование визуализации изображений

-

  1.  

Тема 1. Алгоритмы визуализации:

Растровые представления изображений. Моделирование гексагонального растра. Построение линии в квадратном растре.

Параметрический алгоритм рисования линии. Алгоритм Брезенхема рисования линии. Алгоритмы построения окружности. Алгоритм Брезенхема генерации окружности

Отсечение по полю вывода. Алгоритм Коэна-Сазерленда. Алгоритм отсечения по прямоугольной области.

Методы устранения ступенчатости. Метод полутонов . Метод переноса

Закраска областей. Алгоритм закраски областей, заданных списком вершин.

Отсечение плоских фигур (алгоритм Коэна-Сазерленда)

-

  1.  

Тема 2. Геометрические операции над моделями:

Системы координат, типы преобразования графической информации

Двумерные геометрические преобразования

Преобразование в однородную систему координат

Трехмерные геометрические преобразования

-

  1.  

Тема 3. Рисование 3D сцен и рельефа:

Алгоритм художника.

Алгоритм с использованием буфера глубины.

Синтез изображения с помощью Y-буфера.

Алгоритм отсечения по пирамиде видимости.

-

  1.  

Тема 4. Текстуры. Нанесение текстур:

Процедурные текстуры

Коррекция текстуры

Билинейная интерполяция

Виды текстур

-

  1.  

Тема 5. Тени. Туман:

Полигонный и пиксельный методы создания эффекта тумана 

Тени. Оновные подходы к построению теней.

-

  1.  

Тема 6. Свет и изображение:

Закон Ламберта (диффузного отражения)

Закон Фонга (закон зеркального отражения)

Лунная модель

Метод закраски Гуро

Закраска по Фонгу

Моделирование освещения методом наложения текстуры.

Расчет вспомогательной текстуры.

Аналог алгоритма Фонга

-

  1.  

Тема 7. Синтез стереоизображений:

Методы наблюдения

Представление пространственных форм.

-

Итого за 2 семестр

18/36 (18)

Итого

18/36 (18)

  1.  Наименование, содержание и интерактивные формы проведения лабораторных работ 

Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание

Использование интерактивных форм

Зачетные единицы

(часы)

2 семестр

  1.  

Основы работы с графическим редактором КОМПАС 3D

1/36 (1)

  1.  

Построение массивов элементов

1/36 (1)

  1.  

Построение сопряжений

1/36 (1)

  1.  

Проецирование объекта на три взаимно перпендикулярные плоскости проекции

1/36 (1)

  1.  

Аксонометрическая проекция. Изометрическая проекция

2/36 (2)

  1.  

Построение разрезов. Нанесение штриховки

2/36 (2)

  1.  

Создание 3D-модели детали

2/36 (2)

  1.  

Создание элементов смещенными плоскостями

2/36 (2)

  1.  

Знакомство с OpenGL

1/72 (0,5)

  1.  

Работа с программным интерфейсом к графической аппаратуре OpenGL

1/72 (0,5)

  1.  

Отображение цветов, вращение полигонов и создание фигур 3D в OpenGL

1/36 (1)

  1.  

Наложение текстур в OpenGL

1/36 (1)

  1.  

Режимы фильтрации текстур в OpenGL

1/36 (1)

  1.  

Работа с освещением в OpenGL

1/36 (1)

  1.  

Работа с эффектами в OpenGL

1/36 (1)

Итого за 2 семестр

18/36 (18)

Итого

18/36 (18)

  1.  Наименование, содержание и интерактивные формы проведения практических (семинарских) занятий 

Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание

Использование интерактивных форм

Зачетные единицы

(часы)

2 семестр

  1.  

Оформление чертежей

2/36 (2)

  1.  

Основные возможности современныхсистем автоматизированного проектирования (САПР)

презентации

2/36 (2)

  1.  

Виды компьютерной графики

презентации

2/36 (2)

  1.  

Форматы хранения графических изображений

презентации

2/36 (2)

  1.  

Цветовые модели в компьютерной графике

презентации

2/36 (2)

  1.  

Технические средства компьютерной графики

защита творческого проекта

2/36 (2)

  1.  

Тема 3. Организация диалога в графических системах

2/36 (2)

  1.  

Тема 1. Алгоритмы визуализации

Презентации

4/36 (4)

Итого за 2 семестр

18/36 (18)

Итого

18/36 (18)

  1.  Виды и содержание самостоятельной работы студента; формы контроля

Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание;

вид самостоятельной работы

Форма контроля

Зачетные единицы

(часы)

2 семестр

1

Самостоятельное изучение тем раздела 7:

программирование визуализации изображений

опрос

36/36 (36)

Тема 1. Алгоритмы визуализации:

Растровые представления изображений. Моделирование гексагонального растра. Построение линии в квадратном растре.

Параметрический алгоритм рисования линии. Алгоритм Брезенхема рисования линии. Алгоритмы построения окружности. Алгоритм Брезенхема генерации окружности

Отсечение по полю вывода. Алгоритм Коэна-Сазерленда. Алгоритм отсечения по прямоугольной области.

Методы устранения ступенчатости. Метод полутонов . Метод переноса

Закраска областей. Алгоритм закраски областей, заданных списком вершин.

Отсечение плоских фигур (алгоритм Коэна-Сазерленда)

опрос

10/36 (10)

Тема 2. Геометрические операции над моделями:

Системы координат, типы преобразования графической информации

Двумерные геометрические преобразования

Преобразование в однородную систему координат

Трехмерные геометрические преобразования

опрос

4/36 (4)

Тема 3. Рисование 3D сцен и рельефа:

Алгоритм художника.

Алгоритм с использованием буфера глубины.

Синтез изображения с помощью Y-буфера.

Алгоритм отсечения по пирамиде видимости.

опрос

4/36 (4)

Тема 4. Текстуры. Нанесение текстур:

Процедурные текстуры

Коррекция текстуры

Билинейная интерполяция

Виды текстур

опрос

4/36 (4)

Тема 5. Тени. Туман:

Полигонный и пиксельный методы создания эффекта тумана 

Тени. Оновные подходы к построению теней.

опрос

4/36 (4)

Тема 6. Свет и изображение:

Закон Ламберта (диффузного отражения)

Закон Фонга (закон зеркального отражения)

Лунная модель

Метод закраски Гуро

Закраска по Фонгу

Моделирование освещения методом наложения текстуры.

Расчет вспомогательной текстуры.

Аналог алгоритма Фонга

опрос

4/36 (4)

Тема 7. Синтез стереоизображений:

Методы наблюдения

Представление пространственных форм.

опрос

6/36 (6)

2

Подготовка к лабораторным занятиям

защита

9/36 (9)

3

Подготовка к практическим занятиям

опрос

9/36 (9)

Итого за 2семестр

54/36 (54)

Итого

54/36 (54)

  1.  Рейтинговая оценка знаний студента

Рейтинговая оценка знаний студента не предусмотрена  данным учебным планом

  1.  Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Форма аттестации во 2 семестре - зачет.

Контрольные вопросы к зачету:

  1.  Общие понятия об образовании чертежа: общие сведения, определение чертежа.
  2.  Основные виды геометрического пространства.
  3.  Основы геометрического пространства, геометрические тела и их отображение.
  4.  Оформление чертежей: общие сведения, форматы изображения.
  5.  Основная надпись, линии чертежа, шрифты чертежные.
  6.  Содержание чертежей: основные определения, классификация изображений и их размещение на чертеже.
  7.  Наглядность и масштаб изображений, условности и упрощения
  8.  Основные понятия компьютерной графики. Способы представления графических изображений.
  9.  Области применения компьютерной графики.
  10.  Направления компьютерной графики. Приложения компьютерной графики
  11.  Виды компьютерной графики. Растровая графика; понятие разрешения, методы растрирования; достоинства растровой графики; недостатки растровой графики.
  12.  Векторная графика; цвет в векторной графике; достоинства векторной графики; недостатки векторной графики.
  13.  Фрактальная графика. Особенности фрактальной графики. История зарождения фрактальной графики. Примеры фрактальных изображений.
  14.  Основные понятия трехмерной графики Программные средства обработки трехмерной графики
  15.  Форматы графических данных: Tagged Image File Format, PhotoShop Document, PCX, PhotoCD, Windows Bitmap, Icon, Cursor, Animated Cursor, Joint Photographic Experts Group, Graphics Interface Format, Portable Network Graphics, Windows MetaFile, Encapsulated PostScript, Portable Document Format, Corel Draw Format, Flash Shockwave, Adobe Illustrator, Macromedia Freehand Format, Apple PicT Format.
  16.  Иные форматы: формат графических файлов IFF, формат IMG, растровый формат программы Macpaint, формат программы Microsoft paint, графический язык фирмы Hewlett Packard.
  17.  Понятие Цвета. Способы описания цвета. Физические принципы формирования оттенков
  18.  Цветовые модели CMY (Cyan, Magenta, Yellow), YIQ, HSV (Hue, Saturation, Value), HLS (Hue, Lightness, Saturation).
  19.  Задание цветов, интерполяция цветов, системы управления цветом
  20.  Устройства вывода графической информации. Мониторы (дисплеи), дисплеи на основе ЭЛТ, черно-белые дисплеи (кинескопы), цветные дисплеи (кинескопы), проблемы цветных масочных кинескопов, кинескопы с планарным расположением пушек, трехлучевой тринитрон, экран жидкокристаллического дисплея (ЖКД), газоплазменные мониторы, мультичастотные мониторы.
  21.  Печатающие устройства. Разрешение устройств. Принтеры: матричный принтер, струйный принтер, лазерный принтер, принтеры на твердых красителях.
  22.  Графопостроители.
  23.  Устройства ввода графической информации. Световое перо, манипулятор "мышь", джойстик, трекбол, трекпойнт, тачпад, сканер, дигитайзер.
  24.  Графический процессор. Дисплейный процессор. Графические процессоры TMS-34010 и TMS-34020, графический процессор TMS-34020, набор графических СБИС National AGCS, растровый графический процессор DP-8500, процессор обмена блоками графической информации DP-8510, видеогенератор DP-8512, сдвиговый регистр DP-8515, RISC-процессор с графическим устройством (i860)
  25.  Стандарты в области разработки графических систем. Международная деятельность по стандартизации в компьютерной графике. Деятельность ISO, IEC по стандартизации в компьютерной графике. Классификация стандартов.
  26.  Графические протоколы: аппаратно-зависимые графические протоколы, аппаратно-независимые графические протоколы, проблемно-ориентированные протоколы
  27.  OpenGL - независимый от платформы стандарт. Переносимость программного кода. Разработка приложений. Освещенность и тени. Скрытые поверхности и z-буферизация. Преобразование координат. Наложение текстур. OpenGL for Windows NT. Интерактивные виртуальные среды. Производительность. OpenGL и компьютерные игры. Интеграция интерфейсов.
  28.  Тенденции построения современных графических систем. Графические системы, тенденции построения современных графических систем.
  29.  Высокоскоростные графические системы. Требования к высокоскоростным графическим системам.
  30.  Основные функциональные возможности современных графических систем. Классификация и обзор современных графических систем. Рабочие станции. Суперстанции.
  31.  Компоненты растровых дисплейных систем.
  32.  Подходы к проектированию графической системы.
  33.  Организация диалога в графических системах. Средства диалога в графических системах: клавиатуры (Keyboards),  кнопки (Buttons), световое перо (Lightpen), планшеты (Tabletts), "Мышь" (Mouse), трекбол (Treckball), джойстик (Joystick), потенциометр, растровый сканер. Кодировщик.  Нетрадиционные устройства. Речевой диалог. Средства диалога для систем виртуальной реальности
  34.  Алгоритмы визуализации. Растровые представления изображений. Моделирование гексагонального растра. Построение линии в квадратном растре.
  35.  Параметрический алгоритм рисования линии. Алгоритм Брезенхема рисования линии. Алгоритмы построения окружности. Алгоритм Брезенхема генерации окружности
  36.  Отсечение по полю вывода. Алгоритм Коэна-Сазерленда. Алгоритм отсечения по прямоугольной области.
  37.  Методы устранения ступенчатости. Метод полутонов . Метод переноса
  38.  Закраска областей. Алгоритм закраски областей, заданных списком вершин.
  39.  Отсечение плоских фигур (алгоритм Коэна-Сазерленда)
  40.  Геометрические операции над моделями. Системы координат, типы преобразования графической информации. Двумерные геометрические преобразования
  41.  Преобразование в однородную систему координат. Трехмерные геометрические преобразования
  42.  Рисование 3D сцен и рельефа. Алгоритм художника. Алгоритм с использованием буфера глубины.
  43.  Синтез изображения с помощью Y-буфера. Алгоритм отсечения по пирамиде видимости.
  44.  Текстуры, нанесение текстур. Процедурные текстуры. Коррекция текстуры. Билинейная интерполяция. Виды текстур
  45.  Полигонный и пиксельный методы создания эффекта тумана . Тени. Оновные подходы к построению теней.
  46.  Моделирование освещения. Закон Ламберта (диффузного отражения). Закон Фонга (закон зеркального отражения). Лунная модель
  47.  Метод закраски Гуро. Закраска по Фонгу.
  48.  Моделирование освещения методом наложения текстуры. Расчет вспомогательной текстуры.
  49.  Аналог алгоритма Фонга
  50.  Синтез стереоизображений. Методы наблюдения. Представление пространственных форм.

  1.  Примерная тематика заданий для самостоятельной работы студентов

Курсовая работа, контрольная работа не предусмотрены в рамках дисциплины

  1.  Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

14.1. Рекомендуемая литература.

14.1.1. Основная литература:

  1.  Сиденко, Л. А. Компьютерная графика и геометрическое моделирование: учебное пособие. 1-е изд., 2009.
  2.  Залогова, Л. А. Компьютерная графика: Учебное пособие: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 212 с.
  3.  Залогова, Л. А. Компьютерная графика: Практикум: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 245 с.

14.1.2. Дополнительная литература:

  1.  Шикин, Е. В. Компьютерная графика. Полигональные модели. / Е. В. Шикин, А. В. Боресков. – Учебно-справочное издание. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2000.-464 с.
  2.  Боресков, А.В. Компьютерная графика: первое знакомство / Е.В. Шикин, Г.Е. Шикина. -М.,Финансы и статистика, 2004. –176 с.

14.1.3. Методическая литература:

Учебное пособие [электронная версия] «Инженерная и компьютерная графика», СКФУ, - Ставрополь, 2013г.

Учебное пособие [электронная версия] «Основы программирования графических объектов средствами OpenGL в MS Visual Studio C++», СКФУ, - Ставрополь, 2013г.

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика», СКФУ, 2013г.

14.1.4. Интернет-ресурсы:

Необходимость в обращении к библиотеке СКФУ.

14.1.5. Программное обеспечение:

  1.  КОМПАС,
  2.  MS Visual Studio 2010 (OpenGL)
  3.  MS Office 2007/2010 

14.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Средством обеспечения освоения дисциплины является программные продукты КОМПАС, MS Visual Studio 2010, OpenGL и операционная система семейства Windows.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций Положения об учебно-методическом комплексе дисциплины СКФУ и ООП ВПО по направлению подготовки 210700.62.

Автор (ы)  ____________________________

Рецензент (ы) _________________________




1. Перша світова війна призвела до розпаду імперій- АвстроУгорської Німецької Османської Російської
2. Анализ и пути совершенствования организации труда в образовательном учреждении
3. варианты ответов 1 Т Основными компонентами воспитате
4. Термальные и минеральные воды Камчатки
5. День защиты детей
6. Конкурентоспособность фирмы
7. Реферат- О смерти и бессмертии человека и человечества
8.  УКАЖИТЕ АБСОЛЮТНОЕ ПОКАЗАНИЕ К ОТКРЫТОЙ РЕПОЗИЦИИ ОСТЕОСИНТЕЗУ ПЕРЕЛОМОВ а открытые переломы б перел
9. Литье под давлением
10. Всеобъемлющая мировоззренческая система основанная на христианской догматике о Нераздельно и неслиянно
11. Мне на плечи кидается век-волкодав
12. Информация о типичных экологических проблемах
13. тематичних фізичних навантажень постійної рухової активності дитина пізнає навколишній світ опановує людс
14. О ветеринарной деятельности
15. I Етика політичної поведінки
16. Лекция 2 Структура морали
17. Конспект лекцій з курсу Облік в банках Склала- ст
18. Она начинается с получением боевой задачи и продолжается до получения сигнала распоряжения на приведение
19. метод построения треугольника; мет построения многоугольника.
20. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Управление оборотными активами на предприятии на примере ОАО Заволжский моторный