Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

франкфуртского затворника

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.5.2024

Шопенгауэр об искусстве

Казалось бы, факт столь пристального внимания "франкфуртского затворника" к художественно-творческим аспектам проблемы освобождения человека из-под власти мировой воли дает основание для обнаружения одного из существенных противоречий его учения в целом. Ведь особый акцент  в  своем  труде  "Мир  как  воля и представление"  Шопенгауэр  делал  на  иллюзорности,  обманчивости человеческого

восприятия   окружающей   действительности,   являющей  собой  "покров  обмана",

"покрывало  Майи";  искусство  же  -  это, говоря словами его любимого мыслителя

Платона,  "отражение  отраженного",  т.е.  еще более обманчивая представленность

мира  в  художественных образах. Но противоречие это кажущееся, так как образная

природа   искусства   воспринималась  Шопенгауэром  не  через  призму  оппозиции

"истина-ложь",  а  в ракурсе уникальных возможностей художественного откровения,

позитивно   влияющего   на   личность   в  пору  ее  движения  к  идеалу  мудрой

безмятежности  и  высоты  духа.  На  протяжении нескольких десятилетий мыслитель

систематически  обращает  внимание  на  то, что именно искусство (а не философия

или  религия)  "позволяет  нам  считать  созерцаемый предмет живописным, событие

действительной  жизни  поэтичным...",  благодаря  чему  подлинно  художественное

произведение   "облегчает   восприятие   идей,  в  чем  и  состоит  эстетическое

наслаждение". Размышления  Шопенгауэра  об  искусстве  как  особой  сфере духовно- творческого

опыта  человечества  поразительны  и  их глубиной и разносторонним характером. В

них   обнаруживается   тонкое   понимание   философом   не   только  своеобразия

художественной  культуры  всех  эпох  (от античности до "последнего" века Нового

времени),  но  и  специфики  каждого  из  видов  и  жанров искусства, которую он

объясняет   исходя   из   только   ему   присущих   возможностей   определенными

выразительно-изобразительными   средствами   "представить"   все,   что  волнует

человека  .  Самоценность  каждого  вида  и  жанра  искусства  состоит,  по  его

убеждению,  в  том,  что  качественно определенный тип образности (пластической,

или   музыкальной,   или   театральной...)  по-своему  служит  основной  цели  -

воплощению    и    сообщению    важной    для    автора    произведения    идеи.

В  результате  исследования  природы  и  культурной  значимости жанрово-видового

многообразия  искусства  Шопенгауэр  пришел к заключению о том, что "воспринятая

идея  есть  истинный  и  единственный  источник  каждого подлинного произведения

искусства".  При  этом  философ-  иррационалист обращает внимание на объективную

обусловленность  содержательно-смысловой  емкости  художественного произведения,

что  является своего рода парадоксом для его учения в целом. С одной стороны, он

утверждает,  что  воспринятая  автором  произведения  идея  "черпается только из

самой  жизни,  из  природы,  из  мира,  и  только  истинным  гением... Только из

подобного   непосредственного   восприятия   рождаются  истинные  художественные

произведения,  которые несут в себе бессмертную жизнь". И в то же время для него

несомненно  то,  что "жизнь никогда не бывает прекрасной, прекрасны лишь картины

жизни  в  преображающем зеркале искусства или поэзии, - особенно в юности, когда

мы еще не знаем жизни". Тем  не  менее  при всей своей противоречивости  

культурфилософская интерпретация Шопенгауэром  феномена искусства включает признание его познавательной ценности.Исходя  из  того,  что  "не только философия, но и изящные искусства стремятся в

сущности  к  тому, чтобы разрешить проблему бытия" и дать "ответ на вопрос: "Что

такое  жизнь?",  он  именно под этим углом зрения рассматривал и оценивал каждый

из  видов  искусства  - от архитектуры и литературы до музыки и живописи. Точное

знание  специфики  каждого  из  искусств в сочетании с прекрасным художественным

вкусом  позволили ему обосновать идею гносеологической (познавательной) ценности

искусства.  Согласно  мыслителю,  на вопрос "что такое жизнь?" по- своему ярко и

неповторимо  "отвечает  каждая  картина,  каждая  статуя,  каждое стихотворение,

каждая   сцена   в  театре;  отвечает  на  него  и  музыка...".  Иными  словами,

общекультурная  значимость  искусства  заключается  в  том,  что  художественные

творения  "вообще  содержат,  по  общему  признанию,  клад  глубокой  мудрости".

Важное  место в контексте субъективно-идеалистической системы и пессимистических

прогнозов  Шопенгауэра  принадлежит  проблеме  субъекта  культурного творчества.

Пожалуй,  именно  разделение  им  человечества  на гениев (элиту) и "толпу" (как

стихийной  "массы  непосвященных")  вызвало  у  ряда  его современников, как и у

многих  деятелей культуры последующих эпох, резкую критику. В то же время немало

было  и тех, кому явно импонировало такое объяснение исключительности творческой

личности  (кстати, к такому типу "поклонников" шопенгауэровской идеи избранности

относятся  некоторые  персонажи пьес А. Чехова и Л. Андреева, а также Версилов у

Достоевского   или   Клим  Самгин  у  Горького...).  Свое  разделение  людей  на

гениальных  и  обыкновенных  Шопенгауэр  обосновывал  тем,  что далеко не многие

обладают    реальными    интеллектуальными   и   энергетическими   возможностями

противостояния  власти  слепых  капризов бессознательной Мировой воли. Исходя из

этого  он  так  объяснял отмеченное еще Шиллером явление отчуждения многих людей

от  высокой  культуры:  "Обыкновенный  человек,  этот ремесленный товар природы,

тысячами     производимый    ею    ежедневно,    неспособен...    к    полностью

незаинтересованному     наблюдению,     которое     и     составляет    истинную

созерцательность...   На  созерцание  самой  жизни  как  таковой  он  не  теряет

времени".  В  результате  большинство  людей  "быстро  справляется  со  всем - с

произведением  искусства,  с  прекрасными  творениями  природы  и  с повсеместно

впечатляющими  ...  картинами  жизни  во  всех  ее  проявлениях". Потому-то удел

"обыкновенного  человека", по Шопенгауэру, довольствоваться лишь самым простым и

доступным  в  мире  культурных  смыслов,  значений  и  ценностей.  В то же время

"человек    гениальный,    чьи   избыточные   познавательные   способности   ...

сосредоточиваются  на  созерцании  самой  жизни,  стремится  постичь идею каждой

вещи",  причем  эта  сосредоточенность  на  предмете  пристального  наблюдения и

осмысления  сочетается  у  гения  с  фантазией  -  высоким уровнем продуктивного

воображения.  Таким  образом,  именно разностью культуротворческих способностей,

отпущенных  природой  людям,  объясняет  Шопенгауэр  наблюдаемое  в каждую эпоху

явление:  "Если  для  обыкновенного  человека  его  познавательная способность -

фонарь,  освещающий  его  путь, то для гения она - солнце, открывающее ему мир".

При  этом  он  не раз подчеркивал, что явление гениальности оплачивается немалой

ценой    и    что    за   озарениями   творческой   интуиции,   за   бесстрашием

духовно-творческих  открытий  в культуре стоит страдание одинокого, как правило,

не   понятого   современниками   провозвестника   новых   идей   и  символов.  И

действительно,    история    художественно-творческого   экспериментирования   и

новаторства  в  культуре свидетельствует о том, что у Шопенгауэра были основания

утверждать,   что   "наслаждение   всем  прекрасным,  утешение,  которое  дарует

искусство,  энтузиазм  художника,  позволяющий ему забыть о тяготах жизни, - это

единственное  преимущество  гения  перед  другими людьми, которое одно возмещает

ему страдание... и одиночество среди чуждых ему людей...".Не  трудно  заметить,  насколько  шопенгауэровская  трактовка  проблемы субъекта культуры  далека  от снобизма. Примечательно, что именно он попытался раскрыть и доказать  творческую природу такого вида культурной деятельности, как восприятие

художественного  произведения.  Так,  при  выявлении  познавательного потенциала

искусства  Шопенгауэр  подчеркивал,  что  "каждый, кто читает стихотворение, или

созерцает  художественное произведение, должен сам привнести в него нечто, чтобы

обнаружить  эту  мудрость". Поскольку же, как известно, любой человек "извлекает

из   каждого   творения  лишь  столько,  сколько  позволяют  его  способности  и

образование",  несомненную  важность обретает задача развития у личности особого

рода   восприимчивости   текста   культуры.   Более  того,  и  такая  творческая

способность,  как фантазия включается Шопенгауэром в разряд тех качеств, которые

следует  развивать различными средствами, в том числе и художественными. Подобно

Гете,   Шиллеру   и   Канту,  он  неразрывно  связывает  возможности  реализации

культуротворческих   сил   человека   с   развитием  продуктивного  воображения.

Для  теории  и  практики  эстетического  воспитания  и в наши дни сохраняет свою

важность  следующая  мысль Шопенгауэра: "Требуемое для наслаждения произведением

искусства  соучастие  зрителя  основано частично на том, что каждое произведение

искусства  может  оказывать воздействие только посредством фантазии, поэтому оно

должно  возбуждать  ее,  и она никогда не должна оставаться бездеятельной. Это -

условие  эстетического  воздействия  и  основной  закон  всех изящных искусств".

Видя  назначение  искусства  в  освобождении  человеческой  души  от  иллюзий  и

вызываемых  эгоистическими страстями страданий, философ тем самым подчеркивает и

этическую   ценность   художественных  творений.  Чем  больше  эффект  соучастия

читателя,   слушателя,  зрителя  в  судьбах  персонажей,  символизирующих  собой

открытые  проблемы  бытия  и  отношений  с миром, тем выше степень нравственного

влияния  произведения  искусства.  Этим  объясняется  столь пристальное внимание

мыслителя    к   художественной   сфере   культуры   как   средству   этического

облагораживания  душевных  помыслов  человека  и  его  мироотношения.  Вероятно,

поэтому  при  всей  любви  к  музыке  и  поэзии  Шопенгауэр более всего связывал

этические  возможности  "очищения"  и "просветления" личности с жанром трагедии.

Высоко   ценя  в  человека  как  субъекте  культуры  "способность  действительно

непредвзято  взирать  на  мир",  философ именно в трагедии видит ценный источник

обогащения  духовного  опыта личности переживаниями вымышленных героев по поводу

вечных  невзгод  и  тревог. Для освобождения человека от грез и пустых надежд на

"милость"  мировой  воли и "бессознательного случая" важно, по Шопенгауэру, дать

художественными  средствами "изображение страшной стороны жизни". Поскольку же в

трагедии  "нам  показывают  несказанное  страдание,  скорбь человечества, триумф

злобы,  насмехающееся  господство случайности и неотвратимую гибель праведного и

невинного",  именно  этот жанр искусства помогает людям не только лучше понимать

жизнь,  но и сделать верные выводы. Верность же "подсказанного" трагедией вывода

заключается,  с  его  точки  зрения,  в  следовании  людей  примеру  благородных

персонажей  театральных представлений: ведь они "после долгой борьбы и страданий

навсегда  отказываются  от  своих  целей,  к  которым они до того так настойчиво

стремились,  и  от  всех  наслаждений жизни или даже охотно и радостно уходят из

жизни". Иными  словами,  аристотелевское  понятие  "катарсис" Шопенгауэр дополняет идеей

изживания  через  искусство  в  целом  и  трагедию  в  частности  ошибочной веры

человека  в  разумный  порядок  мироустройства  (напротив,  все в нем абсурдно и

разрушительно),  в  возможность  счастья  (одного  из  самых  ложных  понятий  в

культуре),  а  тем  более  упования  на  любовь  к  себе Бога. По его убеждению,

подлинный  гуманизм  искусства,  как  и  других сфер культуры, состоит не в том, чтобы "навевать человечеству сон золотой", а в обратном: дать людям "чистое, истинное и глубокое познание сущности мира". В процессе художественного познания человеку откроется главное: "жизнь нашего тела есть только постоянно задерживаемое умирание, постоянно отодвигаемая смерть;... деятельность нашего духа есть постоянно отодвигаемая скука". Вот откуда роковая недостижимость счастья. Таковы, в основном, культурфилософские мотивы шопенгауэровского учения, которое Фридрих Ницше определил как "отчаяние в истине"...

PAGE  7




1. Brodcst is over wrnings pERHPS SOME PIGS
2. Этические аргументы за и против смертной казни
3. История развития хозяйства России и машиностроительный комплекс.html
4. тема часть общей нервной системы имеющая отношение преимущественно к регуляции вегетативных функций-
5. на тему- Вычисление баланса металла по электросталеплавильному комплексу и основные объемнопланировочные р.
6. Международные стандарты учета и финансовой отчетности включена в учебный план специальности 080109 Бухгалт
7. тематичничного моделювання на тему Система одночасних структурних рівнянь Виконав студент д
8. ске есть два сберегательных банка- и B
9. Розміщення державних цінних паперів Розміщення цінних паперів це відчуження цінних паперів емітентом.html
10. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук.1
11. Гражданское право как отрасль права
12. первообразная для функции то выражение вида где C произвольное число также является первообразной дл
13. задание выполняется студентами в каждом семестре в установленные графиком учебного процесса сроки
14. Th century music styles The 20th century is by ll mens considered to be the most influentil period of time in the development of music
15. ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В РОССИИ 3
16. Российская урбанизация 1860-1914 годов в трудах отечественных историков
17. Кризис и падение республики в Римском праве
18. Вы знаете нам требуются люди с опытом работы не менее 3х лет ок попытка 2
19. Определение показателей технологичности детали АД
20. Механизмы эмоционального стресса, пути преодоления