Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Оглавление
Введение 3
1 Принципы классификации религий 5
2 Нормативные принципы 6
3 Классификация по географическому признаку 7
4 Философские классификации 9
5 Морфологические классификации 10
Заключение 15
Библиографический список 17
Введение
Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре. В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут. Культура, другими словами, результат познания людьми той реальности, которая их окружает в физическом мире. В противоположность этому религия может восприниматься как совокупность опыта, впечатлений, умозаключений и деятельности одного человека или группы людей касательно того, что видится им материей высшего порядка. В большинстве случаев человек осознает эту сакрализуемую им действительность как нечто, являющееся ему извне.
Определенные виды, в которых религия себя выявляет, подвластны определенным времени и месту, однако, как правило, человек воспринимает откровение как встречу с созданиями, которые имеют телесное претворение. Во многих религиях многообразие реальности принимается как проявление целого ряда божеств, однако вместе с политеистическими религиями существуют, как известно, религии строго монотеистические, почитающие только одного-единственного бога. Главной характерной чертой монотеизма является то, что божество всецело трансцендентно, т. е. пребывает за границами ощущаемой действительности, в то время как боги политеизма имманентны, т. е. мыслятся выражающими себя в ее границах. Разные религии описывали своих богов по-разному: антропоморфными, зооморфными, совмещающими в себе черты того и другого; в виде живописных или скульптурных образов; в виде двухмерных или трехмерных воспроизведений. Иногда боги чтились в конкретном теле, как перешедшие в него: фараон в древнем Египте, японский император в наши дни, Иисус из Назарета до своей смерти с одной стороны, и древнеегипетский бык Апис и индийская кобра с другой. Впрочем, не все религии и не на всем протяжении своего бытования создавали телесные отображения своих божеств. Индуизму и буддизму, например, вообще не было это ведомо. Часто они не существуют и в религиях бедуинов, что может объясняться своеобразием их кочевой жизни, неизбежно ограничивающим круг материальных вещей. Однако это нельзя сравнить с запрещениями на изображения, которые мы видим в некоторых монотеистических религиях.
Цель данной работы рассмотреть классификацию религий.
1 Принципы классификации религий
Разработка классификации религий, систематизация всего многообразия знаний о религиозных верованиях, культах и институтах была целью исследователей религии на протяжении столетий, особенно в последние 200 лет вследствие роста знаний о мировых религиях и развития научных методов исследования.
Классификация религий включает:[2]
Было предложено множество схем для классификации религиозных обществ и явлений. Классификация используется как базисный прием всеми науками, это предварительный шаг, позволяющий свести эмпирический материал к пропорциям, которыми можно оперировать, и достигнуть более систематизированного представления о предмете. Рост научного интереса к религии за последние 130 лет заставлял и заставляет ведущих религиоведов дискутировать по поводу проблемы классификации и создавать собственные варианты классификаций.
Трудность классифицирования религий заключается в исключительном многообразии представленных в истории религиозных форм. Насколько известно науке, нигде и никогда не существовало такого народа, который был бы абсолютно безрелигиозным. Исследователь, поставивший своей целью постигнуть религию как нечто целое, неизбежно сталкивается с бесчисленными многообразными проявлениями этого феномена в каждую эпоху и в каждом регионе Земли. Эмпирически то, что называют религией, включает в себя мифологии народов, не имеющих письменности с одной стороны, и абстрактные спекуляции утонченной религиозной философии с другой. Исторически религия, как древняя, так и современная, охватывает и примитивную религиозную практику дикареи, и эстетически и символически рафинированное богослужение в обществах, имеющих письменную культуру и передовую технологию. В распоряжении религиоведа огромный материал; его задача найти принципы, которые помогли бы ему справиться с таким объемом информации и избежать путаницы.
Как говорил Макс Мюллер, «в основе всякой настоящей науки лежит классификация, и если нам не удастся классифицировать религиозные верования, придется сделать вывод, что научное изучение религии невозможно».
2 Нормативные принципы
Возможно, наиболее общепринятым и наименее удовлетворительным является деление религий на истинную и ложные. Подобные классификации можно обнаружить в мышлении большинства религиозных групп. Они являются естественным и, вероятно, неизбежным следствием необходимости отстаивать свои принципы в споре с противниками. Нормативные классификации не имеют научной ценности, так как они субъективны и предвзяты, тем более что не существует общепризнанного метода отбора критериев, на основе которых строятся суждения такого рода. Но поскольку у живых религий всегда имеется потребность в апологетике (систематической интеллектуальной защите), нормативные классификации продолжают существовать.[1]
Примеров нормативной классификации можно привести множество. Ранние отцы церкви утверждали, что эллинистический соперник христианства (греко-римская культура) является творением падших ангелов, несовершенным подобием истинной религии или результатом снисходительности Бога, принимающего в расчет человеческую слабость. Величайший средневековый философ и теолог Фома Аквинский различал естественную религию, т. е. разновидность религиозной истины, открываемой человеческим разумом самостоятельно, и религию откровения, или религию, опирающуюся на божественную истину. Эта последняя у Фомы Аквинского отождествлялась исключительно с христианством. В 16 веке Мартин Лютер, великий протестантский реформатор, заявлял о ложности религиозных воззрений мусульман, евреев и католиков и придерживался убеждения, что образцом истинной веры является понимание с помощью благодати божией евангельских текстов. В исламе религии подразделяются на три группы: всецело истинные, частично истинные и всецело лож ные; эти группы соотносятся с исламом, народами Книги (евреи, христиане и зороастрийцы) и политеизмом. Данная классификация представляет особый интерес, поскольку, будучи основанной на текстах Корана, является интегральной частью исламского вероучения и поскольку ее следствием стало отношение мусульман к последователям других религий.
3 Классификация по географическому признаку
Этот распространенный и относительно простой принцип классификации основывается на географическом распределении религиозных общин. Он состоит в том, что религии, существующие в одном и том же регионе земного шара, группируются. Подобные классификации можно обнаружить во многих работах по сравнительному религиоведению, они составляют удобное обрамление для описания религиозной истории человечества. Наиболее употребительными являются следующие категории:[3]
Зеландии;
Объем и сложность географической классификации ограничиваются только познанием классификатора в географии и его стремлениями сделать свою схему детальной и исчерпывающей. Совершенно обычными являются относительно узкие географические схемы, где различаются только западные религии (обычно сводимые к христианству и иудаизму) и религии Востока.
Несмотря на то, что религии, сложившиеся в одном и том же регионе, обычно имеют между собой много общего благодаря историческим и генетическим связям, географические классификации явно являются неадекватными. Многие религии, в том числе наиболее значительные с исторической точки зрения, не ограничены в своем существовании рамками одного региона (например, ислам), или наибольшей распространенности достигают не в регионе своего возникновения (христианство, буддизм). Кроме того, один и тот же регион континента может быть местом существования множества совершенно разных религиозных обществ и воззрений, от самых архаичных до самых рафинированных. Если смотреть глубже, географические классификации неприемлемы потому, что ничего не дают для понимания сущности или внутреннего духа религии. Физическое местоположение религиозной общины немногое раскрывает в религиозной жизни группы. Хотя для определенных целей географические классификации и могут применяться, с точки зрения решения задачи достижения систематизированного понимания религии их полезность должна быть признана минимальной.
4 Философские классификации
Гегель классифицирует религии в соответствии с тем, какую роль они сыграли в самореализации Духа. Исторические религии разделяются им на три большие группы, соответствующие стадиям диалектического движения. На низшем уровне развития, согласно Гегелю, находятся природные религии, основанные главным образом на непосредственном сознании, вырастающем из чувственного опыта. В эту группу входят: непосредственные, или магические, религии; религии Китая и Индии, включая буддизм; древние религии Персии, Сирии и Египта, образующие фазу перехода к новому типу. На этом следующем промежуточном уровне находятся духовно-индивидуальные религии, к которым Гегель относит иудаизм (религию возвышенного), древнегреческую религию (религию красоты) и древнеримскую (религию целесообразности). На высшем уровне помещается абсолютная религия, или религия абсолютной духовности, которую Гегель отождествляет с христианством. Движение от человека, погруженного в природу и функционирующего только на уровне чувственного сознания, к человеку, начинающему сознавать себя в своей индивидуальности, приводит к реализации Абсолютного Духа, снимающей противоположность индивидуальности и природы.[4]
Пфлейдерер выводит свою классификацию религий из взаимоотношений между этими базисными элементами. Он выделяет большую группу религий, где один элемент резко преобладает наддоугим. Религии, в которых доминирующим является ощущение зависимости, это религии древних семитов, египтян и китайцев. Им противостоят древние индийская, германская, греческая и римская религии, где превалирует чувство свободы. Вторая группа религий включает те из них, где присутствуют оба элемента, но им приписывается неодинаковая ценность. Такие религии Пфлейдерер называет супранатуральными. Среди них зороастризм, придающий большое значение свободе, брахманизм и буддизм, в которых чувство зависимости выражено сильнее. Последнюю группу составляют монотеистические религии: ислам, иудаизм и христианство. Эта группа разделяется на две подгруппы: религии, достигшие абсолютного равновесия обоих элементов, и религии, достигшие их слияния. Первая группа объединяет ислам и иудаизм. Лишь одно христианство, по мнению Пфлей- дерера, завершает слияние элементов, реализуя их оба во всей полноте друг через друга.[2]
Философские классификации религии, таким образом, отражали время (19 век) и место (Западная Европа) своего создания: религиоведение в то время еще не освободилось от связи с философией религии и теологией.
5 Морфологические классификации
Родоначальником морфологических классификаций является Тайлор. Его работа «Первобытная культура» одна из наиболее глубоких и влиятельных книг в области религиоведения. Тайлор считал сущностным элементом всякой религии анимизм, т. е. веру в духовные сущности. Согласно Тайлору, религиозная вера естественным образом вырастает из универсальных элементов человеческого опыта (смерть, сон, трансы, видения и галлюцинации). Обобщенный с помощью первобытной логики, этот опыт приводит к убежденности в существовании духовной реальности, отличной от тела и способной к независимому существованию. Далее в процессе развития этой идеи духовная реальность отождествляется с дыханием и с жизненным принципом. Так возникает вера в бессмертную душу, призраки и привидения. На высшей стадии духовный принцип отождествляется с иной реальностью, отличной от человеческой реальности, и появляется вера в одушевленность всего сущего и каждой вещи в отдельности. К примеру, всем первобытным людям свойственна вера в то, что духи насылают болезни и управляют судьбой.[3]
Отсюда Тайлор выводит свою классификацию религий. Культ предков, характерный для первобытных обществ, объясняется верой в существование духов умерших. Фетишизм, поклонение предметам, которым приписывается магическая или сверхъестественная сила, возникает благодаря фантастической ассоциативной связи в первобытном мышлении определенных вещей или мест с духами. Далее следует идолопоклонство, когда образ (идол) рассматривается как символ духа или божества. Тотемизм, вера в существование связи между отдельными группами людей и определенными духами, которые являются хранителями этих групп, возникает, когда весь мир рассматривается как населенный духовными сущностями. Еще более высокая стадия, политеизм, характеризуется тем, что исчезает интерес к отдельным божествам или духам и их сменяют «специализированные» божества, каждое из которых представляет целый класс сходных духовных реальностей. Политеизм различными путями может переходить в монотеизм веру в высшее и единое божество. Теория происхождения религии Тайлора и вытекающая из нее классификация были столь логичны, убедительны и всеобъемлющи, что долгое время их никто не решался оспаривать.
Морфологическая классификация религий, более сложная, чем у Тайлора, была представлена датским ученым 19 в. К. П. Тиле. Он положил в основу своей классификации философию религии А. Кюнена и У. Уитни. Кюнен в своей работе «Национальные и всемирные религии» делал особый упор на различия между религиями отдельных народов и темы которые укоренились среди множества народов и имеют тенденцию стать всемирными. Уитни считал наиболее значимым различие между расовыми религиями («коллективным продуктом общинной мудрости») и религиями, основанными отдельными индивидами. Первые представляют собой результат длительной бессознательной работы, а последние характеризуются доминированием этической ориентации. Тиле полностью солидаризируется с Уитни в разделении религий на природные и этические. Каждая из этих категорий имеет свои подразделы. На самой ранней стадии духовного развития возникает полизоическая религия, о которой мы не имеем никакой информации, но которая, согласно Тиле, характеризуется восприятием природных явлений как наделенных жизнью и сверхъестественной магической силой. Первой стадией природной религии, о которой имеются сведения, является полидемоническая магическая религия, где преобладают анимизм, синкретическая мифология, вера в магию, и страх доминирует над другими религиозными чувствами. На более высокой стадии стоит териантропный политеизм, характеризующийся тем, что божества обычно представляются образами, которые соединяют в себе черты людей и животных. Высшей стадией развития природной религии является антропоморфический политеизм, когда боги предстают в человеческом облике, но обладают сверхчеловеческим могуществом. Эти религии содержат в себе определенный этический элемент, но их мифология изображает богов повинными во всевозможных преступных деяниях. Поэтому ни одна из политеистических религий не может быть названа этической.
Этические религии подразделяются на два вида. К первому относятся национальные номистические религии, ограниченные в своем горизонте только одним народом и опирающиеся на священный закон, зафиксированный в священных книгах. Второй вид составляют универсалистские религии, качественным образом отличающиеся от национальных. Их характеризует стремление к тому, чтобы быть принятыми всеми людьми. Они базируются на абстрактных принципах и максимах. В обоих случаях доктрины и учения связаны с деятельностью отдельных личностей, сыгравших определяющую роль в их возникновении и развитии. Тиле находит только три примера религий, относящихся к этому высшему типу: ислам, христианство и буддизм.
Под влиянием Тиле разработал свою классификацию религий М. Элиаде, румынский ученый, работавший в Америке, один из крупнейших современных религиоведов. Элиаде может рассматриваться в других аспектах своей концепции и как представитель феноменологии религии. Его основные интересы концентрировались вокруг скрытых «структур*, или «паттернов», религиозной жизни. Классификация Элиаде базируется на различении традиционных религий (включая первобытные культы и архаические религии древних цивилизаций Азии, Европы и Америки) и исторических религий. Это различие выглядит рельефнее, если использовать понятия «космическая религия» и «историческая религия». В оценке Элиаде всем традиционным религиям присуще общее воззрение на мир отвержение истории и отрицание профанного мирового времени. Человек с традиционно-религиозным мировоззрением интересуется не индивидуальным и специфическим, а скорее тем, что воспроизводит и восстанавливает трансцендентальные образы. Только то, что причастно вечным образам (паттернам) и отражает их, то, что связано с архетипом изначального творения, когда космос возник из хаоса, реально с традиционной точки зрения. Религиозная активность традиционного человека состоит в непрекращающихся попытках вернуться к началу, к Великому Времени, и проследить заново процесс установления структуры космического порядка. Традиционные религии, согласно Элиаде, находят священное в любом аспекте мира, связывающем человека с архетипами изначального времени. Типичным способом выражения этих архетипов является повторение. Кроме того, традиционным религиям присуще циклическое понимание истории. Мир и то, что происходит в нем, лишены с традиционной точки зрения всякой ценности, помимо того, что они демонстрируют вновь и вновь вечный архетип изначального творения.[4]
Современные, постархаические, или исторические, религии (иудаизм, христианство, ислам) имеют совершенно иные характеристики. Им присуще представление об оторванности Бога от мира и локализации священного не в космосе, а над ним. Они основаны на линейной концепции истории, предусматривающей начало и конец исторического процесса во времени, а также наличие у него определенной цели и его принципиальную неповторимость. Таким образом, исторические религии утверждают значимость мира вдвойне: через веру в реальность мира и через веру в важность деятельного участия человека в «историческом процессе. Все вышеизложенное позволяет Элиаде утверждать, что только исторические религии являются монотеистическими.
Заключение
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы.
Несмотря на внешнюю непохожесть, все религии мира имеют единые корни и равно участвовали в формировании культуры своего народа. В вероучениях и священных книгах содержатся неприходящие общечеловеческие ценность культуры и морали. Без религии, без учета ее влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации. Первоначальная философия каждого народа точнее, его первоначальное миросозерцание, тесно связано с его религиозными представлениями и верованиями. Понятия о происхождении вещей, о первых причинах, о конечной судьбе мира и человека, о духе и душе имеют религиозное происхождение и связываются с целой мифологией.
Однако помимо сходства в учениях великих мировых религий есть и фундаментальные различия. Различные религии расходятся между собою не только в своих представлениях о богах, но и в своей оценке действительности. Так, например, ветхозаветная вера видит в мире создание благого Творца, а в человечестве образ и подобие Божие. Христианство, религия любви, признает в Христе Богочеловека, который пришел не погубить, а спасти мир и человека, и тем показал миру любовь Отца. Индийские религиозные учения, напротив того, признают мир призрачным сновидением.
Земные церкви оспаривают право на абсолютное владение истиной так же, как две матери в притче царя Соломона оспаривают ребенка. Соломон предложил разрубить ребенка пополам, и ту женщину, которая отказалась это сделать, признал настоящей матерью. Матерью истины становится та душа, которая скорее откажется от своего права на владение истиной, чем нарушит целостность истины, посягнет на ее недосягаемую для человеческого разума Безграничность. Ближе всех к абсолютной истине окажется тот человек, который смог избавиться от ощущения исключительности своей религии, подавить в себе гордыню вероисповедания.
В основе религиозных конфликтов, зачастую приводящих к кровопролитию, лежит ни что иное, как незнание, неверное толкование или поверхностное понимание основных религиозных учений и доктрин. Люди, мыслящие стереотипами и воспринимающие чуждые им религии враждебно, не способны осуществить свободное и сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, научиться грамотно вести мировоззренческий диалог, овладеть искусством понимания других людей, чей образ мысли и действия является иным. Изучение религиозных учений помогает избежать, с одной стороны, догматизма и авторитаризма, а с другой релятивизма и нигилизма, а также способствует установлению духовного климата взаимопонимания, гармонизации межчеловеческих отношений между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений, утверждению гражданского согласия и социальной стабильности в обществе.
Библиографический список