Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Из Обращения д-ра Гросса к немецким женщинам «Мировоззрение и расовая гигиена»
ГЕНЕТИКА ПРОТИВ ТЕОРИИ СРЕДЫ
Эта теория среды глубоко укоренилась в людях. Она повлияла как на буржуазный дух, так и на марксизм.
И буржуазный, и марксистский образ мыслей абсолютно подвластны теории среды. Поэтому в них обоих нет места для взглядов, имеющих совершенно иную основу, а именно представление о наследственности.
Марксизм исходит из того, что развитие народа и государства зависит только от влияний среды, которые Маркс искал и находил в экономике. Не оставаясь на уровне этой гипотезы историко-философской школы, марксизм пришел к идее, что и результат развития отдельного человека зависит от экономических сил… В появлении отбросов общества виноватой оказывалась среда…
Если же сломать диктатуру капитала и несправедливый общественный строй, все люди станут полноценными и способными, так как будут вырастать в благоприятной среде. Проблема улучшения человека решалась очень просто. Последствия вам известны. Всяческой заботой стали окружать больных и преступников, отнимая средства у здоровых людей. Недавний пример. В одну и ту же зиму в Баварском лесу не нашлось денег на башмаки для здоровых школьников, зато нашлись деньги на бананы для 800 пациентов заведения для слабоумных детей.
«Жертвой среды» изображался и разбойник Шлезингер, убивший за одну минуту 30 человек, и как «жертву» его нельзя было ни казнить, ни даже посадить пожизненно: во всем виноваты экономический хаос, безработица и т. п. Этого человека надо не наказывать, а лечить, учить и т. п.
Что ж, вполне последовательно: человек становится преступником не сам по себе, он плох не сам по себе внешние влияния сделали его таким. Если же улучшить условия, и сам человек станет лучше.
В буржуазном варианте эта идея менее материалистична, более идеальна. Упор делается на образовании. Ценность человека зависит от среды духовно и влияние среды тоже духовно. Это давняя мечта Руссо: возвысить и улучшить людей, наполняя каждого человека не только духом своего времени, как хотел Тэн, а духом всех великих людей и всех великих книг, великими идеями всех времен.
Здесь вступала в действие еще и вера в наследование результатов внешнего воздействия, в то, что в биологии называлось «наследованием приобретенных признаков»; в педагогике эту идею проповедовал Руссо.
Обе эти идеи прямое влияние среды и наследование приобретенных свойств лежат в основе завышенной оценки воспитания и образования, характерной для буржуазной эпохи…
Получалось так, что человек, который кроме латыни и греческого учил еще и еврейский язык, значил больше, чем те, кто учил только латынь и греческий или не учил ни того, ни другого. Отбор на государственные должности осуществлялся на основании отметок в аттестатах.
Сегодня каждому ясно: идея среды была в целом ложной и бессмысленной. Она была ложной не только в своих карикатурных, крайних формах, но и в своей основе, ложной самой по себе. Понять это помогла нам жизнь, практика военных и послевоенных лет.
Это знали и раньше и понимали, что ценность, способности и достижения человека не зависят от влияний среды.
Особенно ясно это показала война, когда, согласно марксистскому и буржуазному образу мыслей, нация должна была разделиться на две половины ту, которая вышла из хорошей среды, и ту, которая вышла из плохой. Предполагалось, что все люди с дипломами должны были стать хорошими солдатами. Это не карикатура так думали на самом деле. В действительности как из образованных, так и из необразованных людей получались и хорошие, и плохие солдаты.
Кроме жизненного опыта, новые научные познания открыли нам, что влияния среды никогда не являются решающими и определяющими, а главную роль в развитии живого организма играют силы наследственности, которые предопределяют его ценность и жизнь.
Для нации и для нас не важно, что мы теперь изучаем наследственность, важно, что мы поняли, что здесь открылись совершенно новые духовные установки и совершенно новые духовные требования.
Возможности развития человека ограничены его наследственными задатками. То, чего нет в задатках, нельзя привить никаким искусством и никакими влияниями среды, и наоборот, то, что есть в наследственных задатках, нельзя искоренить никаким искусством и никакими влияниями среды.
Таким образом, перед возможностями воспитания и образования людей стоит четкая граница, в которую раньше не верили и которую не видели. Особенно тяжело узнать это тем, кто верил в безграничные возможности воспитания и улучшения людей.