У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Эти тысячелетия были наполнены борьбой подъемами и спадами складывались новые школы в философии архитек

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Студентка 402 гр. ФК и СКД
БГУ культуры и искусств
Яматина А. А.

Научный руководитель:
Гафаров Х. С. д.ф.н., профессор кафедры философии

Элементы традиционной культуры в современном индийском кино

Индийская цивилизация насчитывает более четырёх тысяч лет. «Эти тысячелетия были наполнены борьбой, подъемами и спадами, складывались новые школы в философии, архитектуре, ваянии, музыке и танцевальном искусстве» [5]. Однако, все эти цивилизационные процессы, характерные в принципе для всех народов, практически не изменили основных элементов традиционной индийской культуры. Культуру Индии нельзя назвать статичной – она развивается, впитывая в себя новые достижения науки и техники, мировую моду и др. Но, по словам индийского философа Сарвепалли Радхакришнана (1888 - 1975), «сталкиваясь с новыми культурами или быстрым прогрессом знаний, индийцы не поддаются минутному искушению, а крепко держаться за свои традиционные верования, приспосабливая, на сколько это возможно, новое к старому» [5].  

Так, индийские деятели культуры с энтузиазмом восприняли в начале прошлого века новый вид искусства – кино. Однако и здесь индийцы не изменили своему главному правилу сохранения самобытной культуры. Интерес к индийскому кино не ослабевает вот уже несколько десятков лет не только в самой Индии, но и в других странах. Данная работа посвящена одному из факторов популярности индийского кино – использованию элементов традиционной культуры.

Если взять одну из классификаций культуры на материальную и нематриальную, то, по мнению автора,  целесообразно будет начать анализ с нематериальной т. к. именно её элементы являются первоосновой современного индийского кино.

К нематериальной культуре относят ценности и нормы общества, искусство, философию, науку и т. д. Основными элементами традиционной нематериальной культуры, используемыми в индийском кино, являются:

  1.  религиозно-мифологический характер главных героев
  2.  сюжетная линия
  3.  отсутствие жанра трагедии
  4.  танец
  5.  музыка

Сюжетная линия и религиозно-мифологический характер героев –  являются отличительной чертой индийского кино. Базой для сюжетов всего art-cinema (традиционного индийского кино) являются 2 величайших эпических произведения «Рамаяна»2 и «Махабхарата»3. В некоторых фильмах также можно отметить и ссылку на другие произведения Древности (такие как "Испытание человека" ("Пуруша-парикша") Видьяпати-поэта, народные индийские сказки и др.).

Что касается главных героев – их образы сопоставимы с образами героев названных произведений. Т.е., положительный герой всегда красив, умен, добродетелен, благочестив, неправдоподобно силён; отрицательный – глуп, некрасив, слаб, порочен. Эти образы переходят из фильма в фильм, режиссёры и актёры не стремятся детально «прописать» личность со всем многообразием её внутреннего мира.

Следующая черта индийского кино – отсутствие жанра трагедии. Все фильмы всегда имеют счастливый финал. Это также элемент традиционной культуры – жизнь для индийца представляется бесконечной цепью реинкарнаций – колесо сансары. Но для каждого живого существа есть доступный способ освобождения из этого колеса, а, следовательно, в мировосприятии индуса нет места пессимизму – ведь даже во «вселенском масштабе» всё всегда заканчивается хорошо.

 Ещё одной характерной чертой индийского кино являются традиционные танцы – в каждом фильме присутствует от трёх до семи танцевальных номеров. Искусство танца восходит к жреческим ритуалам IIIII тысячелетий до н. э.» [9]. Некоторые движения классических индийских танцев (стили катхак, одисси, бхаратанатьям), запечатленные на стенах древних культовых сооружений, дошли  до наших дней в неизменном виде.

Т. о., танец является неотъемлемой частью традиционной индийской культуры, которая в киноискусстве выполняет не только роль украшения, но и своеобразного связующего звена между божественным и человеческим.

Музыка: согласно древним трактатам об искусствах, «Звук есть высшее лоно, звук — причина всего. Весь мир, состоящий из неживых предметов и живых существ, наполнен звуком, который, однако, разделяется на проявленный и непроявленный» [2, с. 481]. Такое отношение к музыке делает её одним из основополагающих элементов киноленты – все индийские фильмы отличаются особой музыкальностью. Музыка становится не просто фоном, усиливающим эффект актёрской игры, а отдельным как бы самостоятельным героем, который наравне с актёрами раскрывает сюжет.

Т. о., элементы традиционной духовной культуры прочно закрепились в индийском кино, что делает его доступным для индусов (т. к. эти элементы представляют своеобразную этническую память каждого человека) и притягательными для иностранцев (своей экзотичностью и познавательной ценностью).

Что же касается элементов традиционной материальной культуры, то здесь можно выделить следующее:

  1.  Национальный костюм
  2.  Традиционное жилище
  3.  Традиционные семейно-бытовые отношения

Национальный костюм: присутствует во всех кинолентах. Особое внимание уделяется традиционной женской одежде (сари, шальвар-камиз, чоли, легенгха, дуппада и др.), однако во многих фильмах встречаются элементы и мужского национального костюма (дхоти, курта, тюрбан и др.). Красочность, яркость традиционной индийской одежды придаёт особый колорит фильмам. Также немалое внимание уделяется национальным украшениям и ритуальным татуировкам. Особенно четко это видно на свадебных церемониях, которые украшают многие киноленты.

Что касается традиционного жилища, в индийском кино чётко прослеживается деление на касты: высшие сословия имеют роскошные особняки, где одновременно могут проживать до 100 человек – все ближайшие родственники; в то время как жилища низших каст напоминает скорее шалаши из подручных материалов, чем настоящие дома.

Традиционные семейно-бытовые отношения индийцев представляют сложную систему родственных связей, сложившуюся не одно столетие назад. Черты этой системы также ярко проявляются в индийском киноискусстве, не спеша уступать место европейским или американским семейным отношениям.

Т. о., элементы традиционной материальной культуры также являются неотъемлемой частью каждого индийского фильма, органично вписываясь в канву сюжета.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что элементы традиционной культуры (как нематериальной, так и материальной) являются одним из главных факторов популярности индийского кино как среди местного населения – традиционные сюжеты, музыка, танцы, одежда делают любой фильм понятным для всех; так и за пределами Индии – все те же элементы в современных условиях глобализации и универсализации культур наполняют индийское кино экзотикой и неповторимым колоритом.

Список литературы и источников:

2.  Радхакришнан С. Индийская философия // Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. М ., 1987.  

3.  Эрман, В. Г. Очерк истории ведийской литературы / В. Г. Эрман – М.: Наука, 1980

4. Чаттерджи, С., Датта, Д. Древняя индийская философия / С. Чаттерджи, Д. Датта / Под ред. В. И. Кальянова – М.: Издательство Иностранной литературы, 1954

Интернет-источники:

  1.  http://www.krugosvet.ru
  2.  http://www.newacropol.ru/Alexandria/civilization/india/india_simv/
  3.  http://sbiblio.com/biblio/archive/kijashenko_sovremennie/06.aspx
  4.  http://www.india.ru/india/tradition/marriage2.shtml
  5.  http://www.krishna.ru/culture-and-tradition/86-vaishnavism/364-stage-of-bhakti.html
  6.  http://namosteindia.narod.ru/clothinfo.htm

2 "Рамаяна" - древнеиндийская эпическая поэма в 7 томах на санскрите, приписывается легендарному поэту Вальмики. Современный вид приобрела ко II в. Посвящена подвигам бога Рамы и его борьбе с демоном Раваной за возвращение похищенной супруги Ситы. Источник сюжетов и образов многих литературных произведений в Индии и других азиатских странах.

3 "Махабхарата" - великая древнеиндийская эпическая поэма, авторство которой приписывается легендарному Вьясе. Современный вид приобрела к середине V в. Состоит из 18 книг (100.000 двустиший), вводных эпических сказаний главным образом фольклорного характера ("Сказание о Нале", "Повесть о Савитри"). Главная сюжетная линия - война между братьями Пандавами и Кауравами за овладение царством




1. Инфинитивный оборот нереально-условной семантики в испанском языке
2. Нужна ли законодательная регламентация
3. Лабораторная работат2 Тема- практическое ознакомление с операционными системами MS Windows
4. По форме проявления активы подразделяются на- Материальные ~ имеющие вещественную форму объекты нед
5. Местное самоуправление как институт гражданского общества
6. географическая характеристика района исследований
7. 123 работы Вопрос а вы бы хотели перейти в правую сторону квадрата Скажите а есть такая возможность Есть ли.
8. основание фундамент грунт и т
9. Організаційна структура банку 5 2
10. Реферат- Назначение и классификация буровых вышек
11. . Догматические разногласия 2.
12. Человек, как субъект труда Основные условия и этапы становления
13. Проект массового взрыва при отработке залежи Центральная Риддер-Сокольного рудника
14. Утверждаю Проректор по учебной работе Назаров В
15. тематический план и содержание лекций Номер и наименование тем лекций
16. Псковский сельскохозяйственный техникум по воспитательной работе Симаева Н
17. тема финансового контроля и аудита в Российской Федерации
18. Но при этом обязательно есть ещё один очень значимый человек которого принято называть лидером
19. Изучение гистерезиса ферромагнитных материалов
20. Подготовила - Ступина С