Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Выготский, Лев СемёнОВИЧ
Материал из Википедии свободной энциклопедии
Лев Семёнович Выготский |
|
Дата рождения: |
5 (17) ноября 1896 |
Место рождения: |
Орша, Могилёвская губерния,Российская империя |
Дата смерти: |
11 июня 1934 (37 лет) |
Место смерти: |
Москва, СССР |
Научная сфера: |
психология, дефектология,Педология, литературоведение |
Место работы: |
Московский государственный институт экспериментальной психологии, Экспериментальный дефектологический институт |
Альма-матер: |
Московский государственный университет, Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского |
Известные ученики: |
А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия,А. В. Запорожец, Л. И. Божович и др. |
Известен как: |
создатель культурно-исторической теории |
Лев Семёнович Выго́тский (первоначальное имя Лев Си́мхович Вы́годский;[1][2][3] 5 (17) ноября 1896, Орша Могилёвской губернии 11 июня 1934,Москва) советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии[4][5][6][7]. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии икогнитивному развитию ребёнка, возглавлял т. н. «круг Выготского».
Содержание
|
Биография
Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1923 годах изменил соответственно отчество и фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 года в городе Орша вторым из восьмерых детей в семье выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семёна) Львовича Выгодского (18691931) и его жены, учительницы Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской (18741935)[8][9][10]. Уже через год семья перебралась в Гомель, где отец получил должность заместителя управляющего местного отделения Соединённого банка. Образованием детей занимался частный учитель Шолом Мордухович (Соломон Маркович) Ашпиз (1876после 1940), известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации[11][12][13][14]. Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский(18931943)[15][16]. После гибели отца в 1897 году Давид Выгодский с братом, сестрой и матерью Двосей Яковлевной жил в семье дяди Семёна Львовича Выгодского и воспитывался вместе с его восьмерыми детьми[17]. Л. С. Выгодский впоследствии изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность Д. И. Выгодского.
Получив начальное образование дома, Л. С. Выготский сдал экзамены за 5 классов и поступил в 6-ой класс казённой гимназии, закончил последние два класса в частной еврейской мужской гимназии А. Е. Ратнера[18][11][14]. Продолжал заниматьсядревнееврейским, древнегреческим, латинским и английским языками с частными учителями, самостоятельно изучилэсперанто. В 1913 году поступил на медицинский факультет Московского университета, но вскоре перевёлся на юридический. Будучи студентом, написал двухсотстраничное исследование «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира» (1916), которое по окончании университета представил в качестве дипломной работы (опубликовано в 1968 году приложением ко второму изданию «Психологии искусства»). В 1916 году опубликовал статьи на литературные темы в посвящённом вопросамеврейской жизни еженедельнике «Новый путь» (в котором он работал техническим секретарём): «М. Ю. Лермонтов (к 75-летию со дня смерти)» и «Литературные заметки (Петербург, роман Андрея Белого)»; опубликовался также в издававшейся Максимом Горьким «Летописи» и «Новом мире». До 1917 года включительно активно писал на темы еврейской истории и культуры, выражая неприятие антисемитизма в русской литературе[19][20] и негативное отношение к идеям социализма и коммунизма[21]. В1917 году бросил занятия на юридическом факультете Московского университета[22] и закончил обучение на историко-философском факультете Университета им. Шанявского[23].
После октябрьской революции 1917 года на непродолжительное время переехал в Самару, с матерью и младшим братом предпринял поездку в Киев (1918)[24], но затем вернулся в Гомель, где в это время жили его родители. В 1919 году заболел лёгочным туберкулёзом. В 19191923 годах вместе с двоюродным братом Давидом Выгодским работал учителем литературы в советской трудовой школе и педагогическом техникуме, а также в профтехшколах печатников и металлистов, вечерних курсах Губполитпросвета, на курсах по подготовке работников дошкольных учреждений, на летних курсах по переподготовке учителей, курсах культработников деревни, курсах Соцвоса, в народной консерватории и на рабфаке. Одновременно в 19191921 годах заведовал сначала театральным подотделом Гомельского отдела народного образования, затем художественным отделом при Губнаробразе, опубликовал более восьмидесяти театральных рецензий в газетах «Полесская правда» и «Наш понедельник» (38 из которых были переизданы посмертно)[25][26][27][28]. В 1922 году заведовал издательским отделом издательства «Гомпечать», в 19231924 годах был литературным редактором издательского отдела Гомельского губернского управления партийной и советской печати. Издал сборник стихов И. Г. Эренбурга (1919) и один номер литературного журнала «Вереск» (с Д. И. Выгодским, 1922).[29] В 1923 году руководил экспериментальной работой студентов Московского педологического института в кабинете-лаборатории при Гомельском педагогическом техникуме. Результаты этой работы были им доложены в трёх выступлениях на Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде 6 января 1924 года, став таким образом его первым выступлением на научных конференциях.
В 1924 году переехал в Москву, где прожил последнее десятилетие своей жизни (сюда же вскоре перебралась вся семья отец Л. С. Выготского в последние годы жизни служил управляющим Арбатским отделением Промышленного банка). Летом1925 года предпринял свою единственную поездку заграницу в качестве ответственного работника Наркомпроса посетил Международную конференцию по просвещению глухонемых детей (2024 июня) в Лондоне[30][31]. Работал в ряде правительственных, образовательных, медицинских и исследовательских организаций в Москве, Ленинграде, Харькове и Ташкенте.
Выготский скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. Похоронен на Новодевичьем кладбище 13 июня 1934 года.
Хронология важнейших событий жизни
: начало новой исследовательской программы
Места работы после 1924 г.
(член секции с 17.03.1930: АРАН. Ф.350. Оп.3. Д.286. ЛЛ.235-237об [3]
)
Также читал курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций Москвы, Ленинграда, Харькова иТашкента, например, в Средне-азиатском государственном университете (САГУ) (в апреле 1929 года).
Семья и родственники
Родители Симха (Семён) Львович Выгодский (18691931) и Циля (Цецилия) Моисеевна Выгодская (18741935)[32].
Жена (с 1924 года) Роза Ноевна Смехова (ум. не ранее 1969)[33].
Дочери:
Гита Львовна Выгодская (19252010) психолог и дефектолог, кандидат психологических наук, научный сотрудникНИИ дефектологии, соавтор биографии «Л. С. Выготский. Штрихи к портрету» (1996); её дочь Елена Евгеньевна Кравцова, доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ[34].
Ася Львовна Выгодская (19301985), кандидат биологических наук, научный сотрудник НИИ онкологии[35].
Другие родственники:
Клавдия Семёновна Выгодская (сестра, 19041977) лингвист, автор русско-французских и французско-русских словарей[36].
Зинаида Семёновна Выгодская (сестра, 18981981) лингвист, автор русско-английских и англо-русских словарей[37].
Давид Исаакович Выгодский (двоюродный брат) видный поэт, литературовед, переводчик (его жена детская писательница Эмма Иосифовна Выгодская)
Научный вклад
Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детскойпсихологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.
Культурно-историческая теория
В незаконченной рукописи работы, опубликованной в 1960 г. под названием «История развития высших психических функций» (не позднее 1930) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено стимул-средство, или знак.
Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем на управление собственным поведением. Слово средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.[38]
Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психических функций, «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Бросая жребий, человек «искусственно вводит в ситуацию, изменяя её, не связанные ничем с ней новые вспомогательные стимулы»[39]. Таким образом, брошенный жребий становится, по Выготскому, средством преобразования и разрешения ситуации.
В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению отношения мысли и слова в структуре сознания. Его работа «Мышление и речь» (1934), посвященная исследованию этой проблемы, является основополагающей для отечественной психолингвистики.
[править]Возрастная и педагогическая психология
В работах Выготского подробно рассмотрена проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребёнка. Так, он сформулировал важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психических функций. Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён терминсоциальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.
Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.
[править]Влияние Выготского
Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышлиА. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко, Л. В. Занков и др.
В 1970-е годы теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологииСША. С именем советского психолога в Северной Америке связывают возникновение социального конструктивизма.
[править]Ревизионистское движение в выготсковедении
Критика различных интерпретаций Выготского началась еще в 1970-е годы как в Советском Союзе, так и за рубежом. Число критических публикаций неуклонно возрастало все это время вплоть до наших дней и лишь в недавнее время, в 2000-е годы, окончательно оформилось в ходе «ревизионистской революции» в выготсковедении[40]. Ревизии подвергаются как качество переводов Выготского[41] и многочисленных участников круга Выготского[42], так и аутентичность его текстов, опубликованных в Советском Союзе на русском языке[43]. Вся эта критическая литература вносит большой вклад в переоценку также и исторической роли и теоретического наследия Выготского в контексте современной науки.
Ревизионистское движение воистину глобально и включает в себя ученых из Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Израиля, Канады, Кореи, Нидерландов, России и Южной Африки, и стремительно растет. Целая серия публикаций состоялась недавно в журнале PsyAnima, Dubna Psychological Journal (известном также как Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна»), что делает этот журнал ведущим органом ревизионистского движения[40].
[править]PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского
Существенным компонентом ревизионистского движения в выготсковедении является работа над проектом «PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского» («PsyAnima Complete Vygotsky» project)[44], в ходе которой целый ряд текстов Выготского впервые становится свободно доступен широкому кругу читателей, причем в виде, очищенном от цензуры, редакторских вмешательств, искажений и фальсификаций в посмертных советских изданиях более позднего времени[45][46][47]. Этот международный проект аффилиирован с журналом PsyAnima, Dubna Psychological Journal и осуществляется силами редакционной команды журнала, а тж. добровольцами и энтузиастами из Бразилии, Беларуси, Германии, Израиля, Канады, Нидерландов, России и Швейцарии, которые объединили свои усилия и собрали внушительную коллекцию текстов Выготского. Эта издательски-редакторская работа подкрепляется потоком критических и исследований и научных публикаций по вопросам текстологии, истории, теории и методологии психологической теории Выготского и участников круга Выготского[42].
[править]Примечания
↑ Показывать компактно
: И после принятия псевдонима паспортной фамилией оставаласьВыгодский.
// Культурно-историческая психология № 1/2005
//PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 5 (1), 133
//Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», там же, с. 3446
: родители Семён Львович Выгодский (ум. 6 июня 1931) и Цецилия Моисеевна Выгодская (ум. 26 мая 1935); сёстры Зинаида Семёновна Выгодская (18981981), Эся Семёновна Выгодская (18991969), Анна Семёновна Выгодская-Хавина (18951936), Клавдия Семёновна Выгодская (19041977).
: В удостоверении об окончании гимназии (1913) и в Экзаменационной книжке студента юридического факультета Императорского Московского университета записан как Лев Симхович Выгодский. Впервые фамилия Выготский (через «т») встречается в Удостоверении преподавателя психологии и зав. психологического кабинета Гомельского педагогического техникума, выданном 8 ноября 1923 года, однако все публикации 1923 года были ещё подписаны исходной фамилией Выгодский (через «д»).
: Соломон Маркович Ашпиз с 1936 года работал преподавателем Второй сталинской школы (впоследствии гомельская общеобразовательная средняя школа № 19).
: Эссе «Евреи и еврейский вопрос в произведениях Ф. М. Достоевского» была написана Выготским ещё в гимназические годы в Гомеле, опубликована целиком лишь в 2000 году.
).
// Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 1, 2012
, с. 156225
// Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 4, 2011
, с. 198223
. Integrative Psychological and Behavioral Science, 45(4), 458474 (html
)
// Вопр. психол. 2012. № 3. С. 89105
: Отец Л. С. Выготского был одним из организаторов «Общества распространения просвещения среди евреев», в рамках которого в Гомеле открылась общественная публичная библиотека.
: Дарственная надпись Р. Н. Выгодской на книге «Психология искусства» апрель 1969 года.
. Guest Editors Introduction. Journal of Russian and East European Psychology, vol. 50, no. 4, July-August 2012, pp. 3-15.
. Integrative Psychological and Behavioral Sciencehtml
».Integrative Psychological and Behavioral Science 45 (4): 422457.DOI:10.1007/s12124-011-9168-5
. Проверено 20 December 2011.
// Методология и история психологии, 7(2).
: PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского / PsyAnima Complete Vygotsky
. Integrative Psychological and Behavioral Sciencehtml
[1]
. Journal of Russian & East European Psychology, Vol 48(1), Jan-Feb 2010, 3-13
. Guest Editors Introduction. Journal of Russian and East European Psychology, 50(4), 3-15. DOI: 10.2753/RPO1061-0405500400
[править]Библиография Л.С. Выготского
(idem, doc
) (idem, pdf
) / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.
(1924/5)
(1927)
(1928)
(1929)
(1930) (в соавторстве с А. Р. Лурия)
(1930) (в соавторстве с А. Р. Лурия)
(1931)
: в трех томах, 1929, 1930 и 1931; изд-во БЗО 2 МГУ (т. 1 и 2) и ЦИПККНО (т. 3)
(1. Восприятие; 2. Память; 3. Мышление; 4. Эмоции; 5. Воображение; 6. Проблема воли) (1932)
(1934)
(idem
) (1934)
включает 275 названий
[править]Выготсковедение
(idem
). Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1981, № 4. С. 60-70
, посвященный Л. С. Выготскому
// Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 3755.
// Вопросы философии. 1997. № 4. С. 8696.
// Субъект, познание, деятельность: К семидесятилетию В. А. Лекторского. М.: Канон+, 2002. C. 590612.
, часть 2
)
(Ph.D. dissertation, University of Toronto)
[4]
. Journal of Russian & East European Psychology, Vol 48(1), Jan-Feb 2010, 3-13. doi: 10.2753/RPO1061-0405480100
. Integrative Psychological and Behavioral Science html
(idem
). Integrative Psychological and Behavioral Science, DOI: 10.1007/s12124-011-9168-5 pdf
. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2011, 4
. PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 4(4)
//PsyAnima, Dubna Psychological Journal Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека "Дубна". 2012. N 1
. С. 60-97 http://www.psyanima.ru/
[править]Переводы
(англ.)