Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1. Социальный статус женщины в Китае
1.1 Положение китайской женщины в обществе 1.2 Трудовые отношения женщин Китая2. Влияние запада на положение женщины в Китае
2.1 Влияние Запада на молодежь Китая 2.2 Влияние Запада на китайскую женщину 2.3 Роль закона в изменении положения китайской женщины в семье3. Законодательство о положении женщин в Китае
Список литературы ВведениеОставаясь приверженцами старых взглядов на семью - "чем больше детей, тем больше счастья", крестьяне нередко стремятся избавиться от неродившейся девочки (процедура определения пола плода в Китае, как и во всем мире, вполне доступна), так как считается, что лишь сыновья являются продолжателями дела семьи. В результате в некоторых китайских деревнях мужское население стало существенно преобладать над женским, и появились случаи похищения и продажи женщин в "рабское замужество" (будущих жертв работорговцы находили на биржах труда; обещая оказать помощь в трудоустройстве, молодых женщин увозили из родных мест и продавали крестьянам отдаленных районов). Чтобы пресечь противоправные действия и решить возникшую проблему, в закон об охране здоровья матери и ребенка был введен пункт, согласно которому проведение экспертизы по определению пола плода разрешается только по медицинским показаниям.
Данная тема очень актуальна, потому как долгое время в Китае положение женщин в обществе было намного ниже, чем у мужчин, с женщинами вообще не считались, но не так давно вышел новый закон, полностью меняющий положение женщины в китайском обществе.
Оценивая современное положение женщин в стране можно сказать, что, несмотря на явный прогресс в этой области - повышение их общественно-политической роли, общественного статуса и т.д., процесс идет недостаточно динамично. Чтобы решить эту проблему, необходимо изменить не только отношение общества к женщине, но и отношение женщины к себе самой, воспитывая в ней чувство самоуважения, веру в собственные силы и самостоятельность.
Цель данной работы рассмотреть место женщины в китайском обществе. Задачи работы рассмотреть:
1. Социальный статус женщины в Китае
2. Положение китайской женщины в семье
Объект данной работы китайская женщина.
Предмет данной работы является изучение изменения положения китайской женщины в современном Китае.
Курсовая работа состоит из 3 глав.
В первой главе
Во второй главе будет рассмотрено влияние Запада на положение китайской женщины.
1. Социальный статус женщины в Китае
1.1 Положение китайской женщины в обществеОбщественный статус женщин в Китае (а они составляют почти половину населения страны) традиционно был низким. Повышение их роли в обществе, что предполагает улучшение социального положения, вовлечение в решение общегосударственных задач, обеспечение равенства с мужчинами, - одно из важных направлений государственной социальной политики сегодня.
Конституция КНР формально предоставила женщинам равные с мужчинами права во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни. Приняты нормативные акты, защищающие их права и интересы: законы о браке, о наследовании имущества, о гарантиях прав и интересов женщин, об охране здоровья матери и ребенка, постановления об охране труда женщин, о строгом наказании преступников, занимающихся похищением и продажей женщин и детей, о запрещении проституции, а также соответствующие статьи в Уголовном кодексе, Общих положениях гражданского права КНР, Гражданском процессуальном кодексе и другие нормативные документы. [1]
В 1980 г. Китай подписал Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин; в 1990 г. ратифицировал Конвенцию МОТ о равной оплате за равный труд мужчин и женщин.
В начале 1995 г. впервые в истории страны китайское правительство приняло Программу повышения статуса женщин на период 1995 - 2000 гг. Особое внимание в ней обращалось на решение наиболее сложных проблем: повышение их образовательного и профессионального уровня, увеличение числа работающих женщин и их доли среди руководящего состава, установление равной оплаты за равный труд с мужчинами, ежегодное обучение грамоте 3 млн. женщин (в возрасте 15-40 лет), улучшение охраны их здоровья, помощь проживающим в бедных районах и др.
Для защиты прав и интересов женщин в середине 90-х годов на местах начали создаваться судебные палаты. В апреле 1995 г. первая из них появилась в провинции Шаньси (сегодня их здесь уже 87), позже такие же палаты были созданы во многих местных судах провинций Хэбэй, Цзянсу, Ляонин, Хэнань и Шэньси.
1.2 Трудовые отношения женщин КитаяЗа годы реформ доля женщин в общей численности занятых существенно возросла. Изменилась и отраслевая структура занятости. Женщины сегодня составляют более 50% работающих в социальной сфере, здравоохранении, спорте и свыше 45% занятых в торговле, сервисе, консалтинге, почти треть общего числа научно-технических работников страны, 60% сельской рабочей силы (80% всего населения Китая живет в деревнях), около половины работающих на волостно-поселковых предприятиях.
Однако фактическое положение женщин в трудовой сфере остается неоднозначным. Как показывают результаты исследований, проведенных Всекитайской федерацией женщин (ВКФЖ), они с трудом приспосабливаются к экономическим изменениям. Конкуренция на рынке труда в условиях избытка рабочей силы поставила их в более тяжелые по сравнению с мужчинами условия. Показательно, что женщины преобладают среди безработных. Недостаточный уровень образования и профессионализма, загруженность домашними делами, а зачастую психология униженности, вырабатывавшаяся веками, не позволяют им на равных конкурировать с мужчинами и занять достойное место в обществе. Сохраняется дискриминация женщин при приеме на работу и учебу, в оплате труда. При реформировании госпредприятий в городах их увольняют в первую очередь. Например, согласно итогам выборочного опроса, проведенного недавно ВКФЖ в пяти крупных городах Китая - Пекине, Шанхае, Нанкине, Даляне и Шэньяне, среди уволенных рабочих и служащих их около 60%. Почти у четверти из 120 тыс. уволенных женщин в провинции Фуцзянь появились новые проблемы с близкими: увеличилось число конфликтов и разводов и т.п. По некоторым данным, около 1% китайских женщин постоянно подвергаются насилию в семье, 8,2% - эпизодически.
Один из показателей меняющегося социального положения женщин - расширение их участия в политической жизни страны. Увеличилось их представительство во Всекитайском собрании народных представителей (в 1998 г. по сравнению с 1954 г. почти вдвое - до 21,8%) и Народном политическом консультативном совете Китая. В последние годы возрастает количество женщин, вступающих в партию, - к середине 1999 г. их число превысило 10 млн. человек (16,6%). Китайское руководство считает, что на ответственных постах в партийно-правительственных органах разных уровней должно быть больше женщин. Однако кандидаток, отвечающих необходимым требованиям, сложно подобрать не только для работы в высших эшелонах власти, но и, как оказывается, для низовых управленческих структур. Например, в комитеты сельского населения (низовые общественные организации самоуправления в деревнях) в 1998-1999 гг. было избрано лишь 2% женщин.
В КНР женские кадры высшей квалификации готовились и раньше. В октябре 1999 г. отмечалось 50-летие единственной в своем роде специализированной школы, в которой получили образование более 30 тыс. женщин. Такая же подготовка осуществляется и рядом учебных заведений в Пекине. Однако они не в состоянии кардинально решить проблему, связанную с повышением уровня образования китайских женщин. [2]
И тем не менее некоторые положительные подвижки происходят. В отдельных городах (в основном крупных) доля девушек, среди студентов вузов приблизилась к 30%. Много делается для ликвидации женской неграмотности. Однако до сих пор более 70% неграмотных в стране - женщины. В сельской местности из-за тяжелого материального положения семей девочкам нередко вместо учебы в школе приходится работать. (В конце 80-х годов из 2,7 млн. детей в возрасте 7-11 лет, не посещавших начальную школу, 83% составляли девочки.) В последние годы положение выправляется: сейчас 98,6% девочек школьного возраста учатся (правда, не известно, сколько из них ее заканчивает).
Особая роль отводится женщинам в создании семьи нового типа и планировании рождаемости. Поздний брак, поздние роды, контроль за количеством и "качеством" рождающихся, малочисленные семьи, одинаковое отношение к рождению детей обоих полов - именно такую модель семейных отношений пропагандирует государство. Принятый в 1994 г. закон об охране здоровья матери и ребенка ужесточил требования к вступающим в брак и деторождению: он обязывает молодых людей предъявлять справку о специальном медицинском обследовании, предоставляет медработникам право отложить бракосочетание по медицинским показаниям. Если при проведении предбрачного медицинского обследования у вступающих в брак обнаруживается наследственная болезнь, им запрещается иметь детей или предлагается стерилизация. [3]
В августе 1998 г. на Международном конгрессе генетиков, проходившем в Пекине, наиболее одиозные положения этого закона подверглись серьезной критике. Изучив вопрос еще раз, министерство здравоохранения Китая объявило о предстоящей отмене спорных положений. При этом к закону были подготовлены пояснения, которые, по мнению его авторов, должны повысить роль "осознанного выбора".
Реализация политики планового деторождения до сих пор встречает противодействие со стороны прежде всего сельских жителей.
2. Влияние запада на положение женщины в Китае
2.1 Влияние Запада на молодежь КитаяКитайская молодежь ни в чем не желает отставать от сверстников в развитых странах. По мере того, как сладкие плоды с древа цивилизации становятся все доступнее для китайцев, большинство молодых людей здесь круто меняют жизненные приоритеты - с тех, что впитали с молоком матери, на те, что характерны для западного образа жизни.
Китайцы нового поколения весьма далеки от ползунков и погремушек, которые в свое время непременно занимали умы их родителей. И дело тут вовсе не в политике ограничения рождаемости, уже давно проводимой правительством КНР - "Одна семья - один ребенок". Виной тому новые веяния в среде передовой молодежи, где карьера стала главенствовать в жизни не только мужчин, но и женщин.
Трезво оценивая шансы ребенка на полноценное развитие в семье, где папа и мама встречаются только ночью в постели, молодые служащие и бизнесмены отказываются заводить детей. Таких деловых, но несостоявшихся родителей, по данным пекинских социологов, во всей стране не меньше 17 миллионов пар, из них 21 процент - в крупных городах, вроде столицы, Шанхая или Гуанчжоу. Для этих семей даже придумали сокращенное название из четырех иероглифов - "двойной доход и никаких детей". Оно в полной мере отражает их жизненную позицию.
В Китае основная масса противников потомства - это "белые воротнички", проводящие круглые сутки в офисных небоскребах. По данным союза женщин Шанхая, 10 процентов потенциальных мам, занятых в бизнесе, на вопрос о планах иметь детей говорят твердое "нет". Исследователи этой новой для Китая, но охватившей уже многие азиатские страны тенденции полагают, что одна из основных причин, по которым молодежь желает оставаться бездетной, состоит в том, что многие просто боятся лишиться личной свободы, которой теперь гораздо больше, нежели имели в свое время родители. "Два человека - компания, а трое - уже толпа", - рассуждают супруги, которым и на себя-то времени порой не хватает.
И все же самый распространенный в Китае случай - это когда работающая женщина, получившая высшее образование, приложившая много труда, добиваясь карьерного роста, боится обесценить собственные усилия, уходя в декрет. Кроме того, что она потеряет квалификацию и отстанет от бегущего вперед "локомотива" деловой жизни, рискуя остаться без работы - несмотря на все законы, компании находят способы, чтобы не связываться с беременными женщинами и молодыми мамами.
2.2 Влияние Запада на китайскую женщинуНо даже те молодые китаянки, которые видят возможность совместить карьеру с рождением ребенка, считают, что у такой семьи нет будущего. "Зачем мне, образованной женщине, привносить в мир новую жизнь, когда мой малыш все равно будет воспитываться неграмотной няней и не сможет приобщиться к моей жизненной философии, получить от меня достаточно тепла и любви", - говорят они. "Продвинутое" мышление современной китайской молодежи меняет и акценты в семейной жизни. Мало того, что число разводов среди молодых пар постоянно растет, так еще и 35 процентов разводов теперь происходит по причине неудовлетворенности супруги сексуальной жизнью. А ведь раньше китайская мораль не позволила бы женщине выйти с этой проблемой на бракоразводный процесс. Однако основная причина растущего числа разводов, по мнению социологов, заключается опять же в повышении уровня образования молодых женщин, увеличении их личных доходов и новом социальном статусе, который теперь стал доступен китаянкам. Те, кто ценит себя высоко по этим показателям, хотят иметь право на выбор достойного партнера даже после неудачного брака.
Выходит, что став образованными, многие молодые китайцы зачастую усложняют себе жизнь. По статистике, Китай, взяв курс на активное развитие науки и техники, ежегодно выпускает все большее количество специалистов из стен вузов. Так, в 2003 году высшее образование получат свыше 2 миллионов человек, а через год эта цифра увеличится до 2,5 миллионов.
Однако набирающая обороты рыночная экономика диктует свои условия. В многонаселенной стране не так-то просто найти работу, даже имея высшее образование. В результате, лишь 80 процентов молодежи с высшим образованием трудоустроились в прошлом году, хотя власти как могут пытаются помочь молодым специалистам -- устраивают на средних и малых предприятиях, поощряют тех, кто едет работать в деревню или отсталые районы страны.
Большинство выпускников соглашаются на это, однако немалое количество их стремятся уехать за границу для продолжения своего образования и зачастую остаются там работать. Согласно данным опроса, проведенного недавно в пяти самых престижных вузах Пекина, 70 процентов учащихся выразили желание покинуть Китай.
За два с лишним десятилетия более 300 тысяч выпускников китайских вузов продолжили свое обучение за границей, а на родину же вернулось менее одной трети.
Может показаться, что у нового поколения, ориентирующегося на западный образ жизни, отсутствует необходимая доля патриотизма в крови. Это не так, о чем говорят даже приблизительные статистические исследования. Например, поучительные для многих стран выводы сделали социологи, опросившие молодых китайцев на предмет популярности промышленных товаров. Оказалось, что большинство испытывает гордость именно за национальную промышленность. В рейтинге самых популярных торговых марок, составленном по опросам одной из газет, первую пятерку венчают именно китайские компании.
И все же, отдавая приоритеты отечественным маркам, китайская молодежь все же тянется к плодам капиталистической цивилизации. Так, самыми престижными предметами, без которых не мыслят себя молодые горожане, являются мобильный телефон и кредитная карточка. Далее по нисходящей следуют: сигареты, карманные электронные словари, визитные карточки, солнечные очки (прибавляют независимости в имидже), цепочки и браслеты, а также электронные игрушки-брелоки.
Влияние Запада на неокрепшие китайские умы очень хорошо прослеживается на примере массовой культуры, в том числе новых тенденциях в сфере кулинарных пристрастий молодежи. Рестораны быстрого обслуживания вроде "Макдоналдса" растут в китайских городах как грибы, причем не только в центре, но и в провинции. Завсегдатаи этих заведений -- на 90 процентов молодые люди, от школьного возраста до 30 лет. И это при том, что их доходы по логике никак не располагают к посещению закусочных западного типа, где ломтик хлеба с котлетой стоит на порядок выше, чем в китайской харчевне. Но судя по тому, что за столиками чаще всего замечаешь молодые парочки, совместное поедание гамбургеров явно приобретает в Китае оттенок романтики. Особенно у молодых, которые через границы (нам это давно известно) чувствуют причастность к западным демократическим свободам.
2.3 Роль закона в изменении положения китайской женщины в семьеОдна из тенденций современного правового развития КНР - постепенная замена ранее принятых законов новыми редакциями, которые адаптируют законы к изменениям, происходящим в стране, к международным обязательствам и решают возникающие проблемы в той или иной социальной сфере, гарантируют поддержание социальной стабильности в стране, модернизацию и гуманизацию права и судопроизводства. В русле этой тенденции был обновлен и Закон КНР о браке. В условиях набиравшей темпы модернизации китайского общества в 1980 году третьей сессией Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва был принят новый, второй "Закон о браке" (он вступил в силу с 1 января 1981 года), закрепивший основные принципы матримониальной системы и отношений между членами семьи: единобрачие, равенство мужчины и женщины, свободное вступление в брак. Закон пополнился некоторыми новыми положениями, связанными прежде всего с планированием семьи, повышен на два года брачный возраст - 22 года для мужчин и 20 - для женщин, внесены уточнения относительно запретов вступления в брак по состоянию здоровья, смягчен запрет на вступление в брак с родственниками, введена судебно-правовая ответственность для лиц, нарушающих закон о браке. Появились статьи, регулирующие взаимоотношения дедушек, бабушек и внуков, а также старших и младших братьев и сестер. Так, в случае смерти родителей или их финансовой несостоятельности дедушки и бабушки, старшие братья и сестры должны содержать и воспитывать несовершеннолетних внуков и сиблингов. Расторжение брака стало возможным на основе договоренности сторон и в судебном порядке. В целом закон способствовал дальнейшему укреплению демократической системы заключения браков и семейно-брачных отношений, основы которой были заложены Законом КНР о браке 1950 года.
Переход к рынку, политика открытости, общемировые тенденции развития института семьи все в большей степени сказываются на трансформации и динамике семейно-брачных отношений в Китае: увеличивается количество разводов, растет число одиноких людей и однодетных нуклеарных семей (традиция многодетных и многопоколенных семей подвергается мощным ударам модернизации), широкое распространение получили внебрачные связи (20% женатых китайцев имеют сексуальные отношения вне брака). Особенно очевидны изменения в отношениях представителей разных полов. Наблюдается сдвиг от патрилинейности к билинейности семейных и родственных отношений. Патрилокальное поселение супругов не является более обязательным. В результате в настоящее время многие отказываются от традиционных воззрений, согласно которым, чем больше детей, главным образом мальчиков, тем лучше. Статистические данные свидетельствуют о том, что свыше 80% опрошенных жителей китайских городов уже не желают иметь большую семью и не отдают предпочтения определенному полу ребенка. Старики в равной степени ожидают поддержки от взрослых детей независимо от их пола. При решении вопроса о месте проживания стариков, требующих ухода, основную роль стали играть жилищные возможности и межличностные отношения. Заметно повысился статус женщин, особенно в городских семьях, дочери наследуют имущество родителей. Произошло перераспределение нагрузки по ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми между представителями разных поколений.[4]
Несмотря на все позитивные изменения, происходящие в семье, эксперты считают, что брак в Китае и семейные ценности в целом находятся под угрозой. Прежде всего их тревожат широкое распространение внебрачных связей, рост разводов и насилие в семьях. Так, ведущий специалист по вопросам брака и семьи Шанхайской академии наук Сюй Аньци считает, что ослабление института брака создает ряд серьезных проблем, негативно влияющих на состояние китайского общества, подрывая его стабильность. Внесение поправок в закон о браке направлено прежде всего на стабилизацию семьи в условиях модернизирующегося общества. Согласно социологическому исследованию, проведенному Всекитайской федерацией женщин, более 90% опрошенных в десяти провинциях и в крупных городах КНР высказались за необходимость обновления действующего закона о браке. Новая редакция закона должна способствовать созданию более прогрессивного и демократичного института семьи и брака, отвечающего современным потребностям и условиям интенсивно развивающегося китайского общества, положить конец нарушениям имущественных прав женщин в случае расторжения брака, насилию в семьях, от которого чаще всего страдают женщины, дети и старики.
Принятию новой редакции Закона КНР о браке предшествовала более чем пятилетняя работа комиссии по вопросам законодательства ПК ВСНП. Выработка новых формулировок оказалась процессом длительным и достаточно сложным. Особое внимание законодатели уделяли вопросам юридической оценки внебрачных связей, ответственности за нарушение моногамии и супружеской верности, раздела семейной собственности при расторжении брака, насилия в семьях и ухода за стариками.
Парламентарии бурно обсуждали поправку, предусматривающую выплату компенсации жене мужем, имеющим любовницу, при расторжении брака. В действующем законе о браке денежные выплаты женщине при расторжении брака предусматривались только в случаях двоеженства и издевательств со стороны мужа. Включение в основания для компенсации параграфа о внебрачных связях специалистами расценивается как "настоящий прорыв", способствующий защите прав и интересов замужних женщин. Особая актуальность проблемы законности нерегистрируемых браков связана с тем, что крестьяне считают достаточным проведение свадебной церемонии без официальной регистрации брачных отношений, что не может не беспокоить власти, поскольку подрывает политику ограничения рождаемости.
В Пекине, в Шанхае и в провинции Гуандун были проведены специальные совещания-конференции, на которых ведущие специалисты по семейному праву, социологи и психологи высказали свои мнения относительно тенденций развития семьи в Китае, уделив особое внимание проблеме внебрачных связей. Были выделены следующие формы существования внебрачных отношений: бигамия, как правило, в форме двоеженства (наличие двух семей), внебрачное сожительство (гражданский брак, т.е. неоформленные законом супружеские отношения), внебрачные связи (сексуальные отношения помимо супружеских). Рост уровня жизни и доходов стимулировал распространение внебрачных связей состоящих в браке мужчин. Некоторые китайские социологи и политические деятели расценивают это явление как возрождение многоженства, характерного для феодального Китая. Действительно, в императорском Китае состоятельный мужчина мог иметь несколько жен и наложниц, живших под одной крышей. Современные китайские мужчины не особо афишируют свои внебрачные отношения и наличие вторых жен, поскольку двоеженство запрещено и карается законом.
Круг рассмотренных и обсужденных законодателями, специалистами и средствами массовой информации в этой связи проблем достаточно широк - от двоеженства в реальной жизни до виртуальных внебрачных связей. Относительно последних многие специалисты придерживаются мнения, что несмотря на то, что любовные связи в виртуальном пространстве всего лишь игра, она бросает серьезный вызов традиционной этике, семейным ценностям (верность, преданность, приоритет семейных интересов перед личными и иными интересами, солидарность), формируя у молодого поколения несерьезное отношение к браку и супружеским обязанностям, что, бесспорно, не может не волновать общественность и экспертов. Высказывались мнения, что закон в интересах будущих поколений китайцев должен содержать пункт о супружеской верности, другие считали необходимым усилить акцент на соблюдении и защите прав супругов. Проблема супружеской верности - должна ли она контролироваться законом, либо останется лишь моральным обязательством - была предметом бурных обсуждений в Китае на разных уровнях.
В результате обсуждения ученые пришли к заключению, что любовные связи на стороне достаточно сложно фиксируются и затрагивают интересы нескольких сторон, именно поэтому при разработке санкций, применяемых к нарушителям супружеской верности необходимо учитывать реальные возможности реализации наказания и в первую очередь бороться с толерантностью общества по отношению к таким явлениям. Средства массовой информации должны способствовать укреплению семейных ценностей.
Нельзя не отметить, что, говоря о традиционных семейных ценностях, китайские специалисты несколько лукавят, так как понятие "супружеская верность" не входит в разряд таковых. Вернее существовал "двойной стандарт" - традиция строго предписывала супружескую верность исключительно женам и не распространялась на мужей. Именно поэтому Всекитайская федерация женщин настаивала на более четком определении прав женщин и защиту со стороны закона их интересов, поскольку практика "содержания вторых жен и любовниц" распространена среди мужчин и не нова для китайского общества.
Разводы, являясь характерной чертой модернизирующегося общества, наносят ущерб обществу, осложняют контроль над рождаемостью и угрожают социальной стабильности в целом. Тем не менее, социологи отмечают и положительные аспекты указанного явления. Если раньше развод считался в китайском обществе чем-то позорным и предосудительным, то в настоящее время китайцы, особенно молодое и среднее поколения, стали более толерантными к расторжению брака, что свидетельствует о формировании уважения к индивидуальному выбору индивида и признании свободы такого выбора от давления родственников и общества, реальном повышении статуса женщин.
Новая экономическая ситуация в стране в значительной степени отразилась на отношении к браку, внутрисемейных отношениях и гендерных ролях китайцев. По мнению одного из ведущих китайских специалистов по проблемам семьи и брака Ли Иньхэ, взгляды молодого поколения на семью и брак становятся все более свободными, что связано как с бурным экономическим развитием и модернизацией, так и с пагубным влиянием чуждой западной культуры. Ежегодно в брак вступают около 9 миллионов пар. В 2000 году, согласно официальной статистике, в брак вступили 8,480 миллиона пар, 1,210 миллиона пар расторгли супружеские отношения. В 1998 году 38,5% из всех обратившихся за разводом пар органами внутренних дел и судами было отказано в расторжении брака.
Разводы негативно отражаются на воспитании детей в неполных семьях, их психологическом состоянии и социальной адаптации (так, согласно статистике, более 40% подростков из неполных семей совершают противоправные действия). Тем не менее, по мнению некоторых экспертов, негативные последствия разводов на детей не стоит преувеличивать. Бесспорно, детей травмируют плохие отношения между родителями, скандалы и насилие в семье. По статистике 60% разводов обусловлены насилием в семьях, а в 30% всех китайских семей имеет место насилие. Именно поэтому при рассмотрении вопроса о введении возможных ограничений расторжения браков необходим сбалансированный подход. На одной чаше весов лежит социальная стабильность, а на другой - право гражданина на личную жизнь и свободный выбор брачного партнера. Были внесены предложения о финансовой компенсации виновной в распаде семьи стороны невиновной, о праве на финансовую компенсацию стороне (как правило, это относится к женщинам), которая в период брака заботилась о детях и стариках и обеспечивала другой стороне благоприятные условия и возможности полностью посвятить себя карьере и бизнесу. Согласно предлагаемым дополнениям, после неудачных попыток сохранить брак развод будет гарантирован судом одной стороне, даже в случае нежелания другой стороны расторгать брак.
Социальные и экономические процессы последних двух десятилетий негативно сказываются на традиционном отношении к старшему поколению. Распространяется практика плохого обращения со стариками, отказ от выполнения обязательств по уходу за ними, что свидетельствует о размывании традиционного уважения и заботы о родителях и старших по возрасту. Быстрый экономический рост, ускорение темпов жизни, миграция оказывают значительное влияние на межпоколенные отношения, делая их более эгалитарными. Молодое поколение делает ставку на карьеру и хорошо оплачиваемую работу, быстро усваивая западные ценности в отношении старшего поколения и ответственности перед ним. Отсутствие у старшего поколения собственности, передаваемой по наследству, в определенной мере подорвали власть родителей над детьми. Трансформация структуры китайской семьи от традиционной формы (родители + сын/сыновья вместе со своими семьями, живущие под одной крышей) к нуклеарной также нанесла определенный ущерб социальной безопасности стариков, изменив отношения между членами семьи и гендерные роли. При практическом отсутствии системы социального страхования более 2/3 стариков, особенно в сельской местности, зависят от финансовой поддержки своих взрослых детей. Старики, нуждающиеся в помощи и уходе как в городе, так и на селе могут рассчитывать исключительно на детей или других родственников. Руководство КНР, прекрасно представляя ситуацию в сфере социального страхования и учитывая традиции, считает необходимым законодательно закрепить обязанности детей по отношению к престарелым родителям, обеспечить старикам гарантии со стороны государства, что чрезвычайно важно в условиях быстро стареющего китайского общества.
3. Законодательство о положении женщин в Китае
В январе 2001 года Президиум ПК ВСНП после многочисленных бурных дебатов, консультаций со специалистами (юристами, социологами, психологами) принял решение о вынесение поправок на широкое всенародное обсуждение, поскольку изменения закона затрагивают интересы всех жителей Поднебесной, где семья всегда являлась основой общества и опорой государства. Ли Пэн в своем выступлении в парламенте подчеркнул важность обсуждения поправок в Закон КНР о браке, сказав, что стабильность брака и семьи - ключевой фактор в обеспечении социальной стабильности и социального прогресса. Проект закона был опубликован 15 января 2001 года в средствах массовой информации КНР.
28 апреля 2001 года 28 сессия ПК ВСНП 9 созыва абсолютным большинством (127 голосов - за, 1 - против, 9 - воздержавшихся) утвердила новую редакцию Закона КНР о браке, которая вступила в силу в тот же день.
Новая редакция Закона КНР о браке в своей основе базируется на тексте Закона о браке 1980 года, имевшем 5 глав и 37 статей, состоит из 6 глав ("Общие положения", "Брак", "Семейные отношения", "Расторжение брака", "Меры по оказанию помощи и ответственность", "Дополнительные положения") и 51 статьи. Кроме главы 5, которая является абсолютно новой и посвящена судебно-правовой ответственности, все остальные разделы подверглись ревизии.
Статья 3 помимо запрета бигамии была дополнена положением, которое гласит: "Запрещается также совместное проживание одного из супругов с другим лицом противоположного пола". Такого рода сожительство ясно свидетельствует о нарушении закона и является основанием для привлечения к ответственности людей, имеющих внебрачные связи. Лица, уличенные в двоеженстве, подлежат аресту и тюремному заключению до двух лет в соответствии с Уголовным кодексом КНР. Более того, пострадавшей стороне гарантируется денежная компенсация при расторжении брака.
Несмотря на все высказанные мнения о декларативности положения о супружеской верности, новая статья 4 содержит это положение. "Супруги должны быть верными друг другу и взаимно уважать друг друга; члены семьи должны почитать пожилых, любить детей и помогать друг другу; они должны соблюдать равноправие, поддерживать гармоничные и цивилизованные супружеские и семейные отношения". Сексуальная распущенность и внебрачные связи не были отнесены к явлениям, угрожающим принципу единобрачия. Таким образом, китайские законодатели, отвергнув предложение о введении уголовной ответственности за адюльтер как противоречащий свободе личности, свободе выбора, рассчитывают на опосредованное влияние этой формулировки на общество. В ней они видят обращение к традиционному менталитету китайцев, таким ценностям, как взаимная преданность и взаимоподдержка членов семьи, приоритет семейных связей, все еще широко распространенных к китайском общественном сознании. Тем не менее совершенно очевиден перевод традиционных семейных ценностей из плоскости патриархальной семьи, где они сформировались и функционировали, в плоскость равных, гармоничных, здоровых и цивилизованных отношений между членами современной эгалитарной семьи. С нашей точки зрения, такая экстраполяция имеет несколько очевидных противоречий, легко преодолимых в декларациях и на бумаге и не столь быстро исчезающих из общественного сознания. Изменение менталитета требует смены 3-4 поколений, дабы ценности традиционного общества переплавились в ценности современного человека, живущего в условиях рыночной экономики, информационного общества, глобализации и интенсивного влияния совершенно иных культурных ценностей.[5]
Строго говоря, закрепление супружеской верности в качестве долга никак не может находиться под контролем закона, поскольку затрагивает сексуальные отношения. В том случае, если один из супругов не соблюдает указанного принципа по каким-то причинам, вариантом решения проблемы может стать расторжение брака. Кроме того, в комментариях акцент сделан на то, что к лицам, имеющим внебрачные связи, должны применяться партийные и административные дисциплинарные взыскания, они должны стать объектами общественного осуждения.
Значительно обновлена 2-я глава закона, посвященная вступлению в брак. Так, статья 8 дополнена положением, требующим обязательной регистрации брака. Таким образом, в китайском семейном праве не признается законным так называемый гражданский или фактический брак. Данная поправка внесена в закон с целью максимального ограничения распространенной в сельских районах практики супружеских отношений без регистрации. В том случае, если лица, состоящие в подобного рода отношениях, обращаются в народные суды с имущественными или иными исками, они, в соответствии с новой редакцией закона, должны в первую очередь зарегистрировать брак, и только после получения свидетельства о браке народные суды принимают иски к делопроизводству.
Внесение этой поправки отвечает прежде всего интересам государства, обеспокоенного ростом фактических браков и сложностями, возникающими в этих условиях с реализацией жесткой демографической политики. Объявление вне закона фактических браков - попытка изменить негативную ситуацию, заставив всех вступающих в брачные отношения официально оформлять их в органах регистрации, что позволит государству эффективнее контролировать рождаемость.[6]
Если же посмотреть на непризнание фактических браков с точки зрения интересов женщин, то их права и интересы при отказе мужчины регистрировать брак остаются незащищенными. С одной стороны, объявление фактических браков вне закона должно, по мысли законодателей, подтолкнуть пары, не зарегистрировавшие свои отношения, к регистрации, а с другой - определенным образом освобождает мужчин, состоящих в подобных отношениях, от всех обязательств по содержанию жен в случае их отказа от регистрации. С нашей точки зрения, эта поправка не отвечает интересам женщин и не защищает их права, в то время как права детей от фактических союзов защищены статьей 25 закона, уравнивающей внебрачных детей и детей, рожденных в браке.
Три абсолютно новые статьи - 10, 11 и 12 - посвящены недействительным бракам и процедуре аннулирования брака. В соответствии со статьей 10 брак считается недействительным при наличии четырех условий: бигамия; вступление в запрещенный законом брак с родственником; с лицом, страдающим заболеванием, не позволяющим ему вступать в брак; несоответствие брачному возрасту. Браки, заключенные по принуждению, аннулируются. Бесспорно, действие статьи 11 направлено на защиту прав женщин, на борьбу с торговлей женщинами и насилием в отношении женщин. В этой связи особо следует отметить положение "если аннулирования брака требует сторона, чья личная свобода была противоправно ограничена, то заявление может быть подано в течение года со дня восстановления личной свободы". К сожалению, торговля женщинами все еще не изжита в КНР, однако китайское руководство в соответствии со взятыми международными обязательствами предпринимает усилия для преодоления указанного явления, приводя национальное законодательство в соответствие с Декларацией об искоренении насилия в отношении женщин и Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
В формулировании и принятии данной статьи значительную роль сыграла активность неправительственных женских организаций и ВФЖ, проведших огромную работу по подготовке предложений по внесению поправок в Закон и ознакомлению общественности с фактами насилия в отношении женщин.
Статья 12, регулирующая имущественные отношения лиц, состоявших в браках, впоследствии признанных недействительными, также содержит положения, защищающие права и интересы женщин и детей. Впервые в китайское семейное право введен принцип "невиновной стороны", защищаются имущественные права стороны, состоявшей в законном браке в случае аннулирования брака по факту двоеженства. Особенно важно, что к детям, родившимся в недействительных браках, применяются статьи закона, относящиеся к взаимоотношениям родителей и детей. В статье особо оговаривается, что "имущественные интересы стороны, которая состояла в законном браке, при урегулировании имущественных отношений не должны нарушаться" при аннулировании брака по причине бигамии.
Значительные изменения претерпели статьи, регулирующие имущественные взаимоотношения супругов. Новая редакция четко и недвусмысленно определяет границы имущества, совместно нажитого супругами в браке, и личного имущества каждого из супругов. Так, в статье 17 четко, в отличие от старой редакции, перечислены типы доходов и имущества, которые составляют общую семейную собственность супругов. К ним относятся заработки, премии супругов, доходы от производственной, управленческой и интеллектуальной деятельности, имущество, полученное по наследству и вследствие договора дарения, а также иное совместно нажитое имущество. Ст. 18 определяет, что относится к личному имуществу супругов, в первую очередь делается акцент на имуществе, которым стороны владели до брака. Это положение приобрело особую актуальность в условиях рыночной экономики и распространяющейся практики повторных браков.[7]
Статистика свидетельствует, что 1% из вступающих в брак заключают брачный договор. Как правило, молодые люди, вступающие в брак первый раз, не располагают значительным имуществом. В последние годы вступающие в повторные браки все чаще заключают брачные договоры. Таким образом, китайцы начинают защищать свои права при помощи закона. Рост индивидуальных доходов сделал концепцию брачного договора реальностью. Данное положение закона защищает имущественные права всех граждан, особенно при расторжении брака. Статья 19 отражает указанную тенденцию и посвящена брачному договору, основу которого составляют имущественные взаимоотношения супругов. Закон признает законность имущественных договоров, заключенных супругами, и имущественные права личности, однако не делает такую практику обязательной при заключении брака. Обновлены статьи, регулирующие взаимоотношение близких родственников, особенно в части их ответственности по содержанию несовершеннолетних детей и пожилых членов семьи. Законодатели, учитывая, что государство на современном этапе развития не может гарантировать социальное обеспечение семьям с детьми, имеющим низкие доходы, и пожилым людям, делают ставку на традиционные семейные отношения взаимоподдержки и солидарности. Статьи 28 и 29 фиксируют взаимные обязанности бабушек и дедушек и внуков и внучек, а также старших и младших братьев и сестер. Статья 30 регулирует отношения взрослых детей и их родителей, гарантируя право последних на вступление в повторный брак. Дело в том, что в КНР насчитывается более 120 миллионов людей старше 60 лет, из них 45 миллионов - вдовцы и вдовы. Многие из них столкнулись с негативным отношением своих детей по отношению к их решению о вступлении в повторный брак. Неприятие выражается в различных формах - от отказа от общения, вербального и физического насилия до отказа в материальной поддержке родителям. В связи с тем, что проблема старения китайского общества становится с каждом годом все более актуальной, появилась объективная необходимость законодательного регулирования отношений между представителями разных поколений, защиты прав представителей старших поколений. Согласно этой статье, "дети должны уважать право родителей на заключение брака и не должны вмешиваться в повторный брак или жизнь родителей после заключения брака. Обязанность детей содержать родителей не отменяется из-за изменения брачных отношений родителей".
Обновлению подверглись статьи, регулирующие расторжение брака, раздел имущества при разводе, содержание и воспитание детей. В статье 32 перечислены случаи, в которых брак должен быть расторгнут: бигамия, проживание с другим лицом, домашнее насилие, жестокое обращение, оставление без помощи, употребление наркотиков или другие пороки, раздельное проживание супругов более двух лет, безвестное отсутствие одного из супругов, а также другие обстоятельства, которые приводят к разрушению чувств супругов. Данные нововведения, бесспорно, отражают процесс возрастания толерантности к расторжению брака в китайском обществе и учет интересов прав личности в семейной жизни, демократизацию семейного законодательства в целом. Тем не менее продолжают сохраняться некоторые ограничения на расторжения браков в среде военнослужащих, по-прежнему требуется согласие военнослужащего на расторжение брака, однако в новой редакции появилось дополнение "за исключением случаев, когда военнослужащий обвиняется в каком-либо тяжелом проступке" (статья 33).
Статья 34, ограничивающая права мужчины на расторжение брака в период беременности жены, дополнена положением об аналогичном ограничении права мужчины на развод на 6 месяцев в случае прерванной беременности жены. Данное положение дает возможность женщине восстановиться физически и психологически после пережитого стресса.
Абсолютно новая статья 38 регулирует право родителей, непосредственно не воспитывающих детей после расторжения брака, на посещение детей. Насущная необходимость появления этой статьи была продиктована ростом разводов в последние десятилетия, сложностями и многочисленными конфликтными ситуациями, связанными с детьми и взаимоотношениями супругов после расторжения брака. Статья достаточно хорошо проработана законодателями на основе полученных предложений от женских организаций и судебных инстанций, поскольку в ней учтены не только интересы бывших супругов, но и детей - "если посещение одной из сторон вредно для физического и морального здоровья ребенка, то народный суд вправе прервать право на свидания".
В статью 39 внесено новое положение, касающееся имущественных прав супругов в рамках семейного подряда. Имущественные интересы и права стороны, "которая больше вложила в воспитание детей, уход за пожилыми членами семьи или содействовала трудовой деятельности другой стороны", а, как правило, такой стороной является женщина, так как традиционное разделение труда все еще сохраняется, защищает статья 40. Согласно этой новой статье, указанная сторона в случае расторжения брака имеет право требовать компенсацию.
Новая 5 глава закона "Меры по оказанию помощи и правовая ответственность" полностью посвящена проблемам домашнего насилия и жестокого обращения в семье. Естественно, в первую очередь она защищает права женщин, детей и пожилых членов семьи, которые наиболее часто подвергаются насилию различного типа. Лицо, подвергающееся насилию или жестокому обращению, оставленное на произвол судьбы без помощи и средств к существованию, имеет право обращаться в различные инстанции (комитеты городских и сельских жителей, органы общественной безопасности, народные суды и прокуратуру) за помощью. Вышеперечисленные организации должны в меру своих возможностей и компетенции принять адекватные меры для прекращения насилия и выполнения обязательств по содержанию членов семьи.[8]
Помимо правовой ответственности сторона, применяющая насилие или уклоняющаяся от обязательств, в случае расторжения брака должна выплатить компенсацию за причиненный ущерб потерпевшей стороне. Данные положения должны в определенной мере ограничивать любителей применять силу в решении семейных проблем.
Участившиеся случаи различных махинаций с совместно нажитым имуществом при расторжении браков и отсутствие положений, определяющих наказания за такого рода действия, сделали необходимым разработку и включение в новую редакцию закона специальной статьи. Статья 49 возлагает ответственность за выполнение решений народного суда в отношении оказания помощи по воспитанию и содержанию членов семьи, раздела общего имущества и урегулирования вопросов, связанных с посещением детей, на "соответствующих отдельных лиц и организации", что вселяет уверенность в том, что полномочия принудительного исполнения, которые имеет народный суд, будут усилены.
Анализ причин, побудивших китайских законодателей разработать и принять новую редакцию Закона КНР о браке, а также новых статей, появившихся в ней, дает основания сделать следующие выводы.
Руководство КНР на современном этапе реформ, развития рыночных отношений, интенсификации имущественного расслоения в обществе основной своей задачей считает обеспечение "социальной стабильности"; в социальной политике актуализирует проблему социальной защищенности групп населения, особо в ней нуждающихся - престарелых, женщин и детей. В условиях активно стареющего общества (по данным Всекитайской переписи 2000 году в КНР насчитывалось 88,11 миллионов человек старше 64 лет, что составляет 7% населения), слабо развитой системы социального страхования и реформирования пенсионной системы государство пытается укрепить традиционные семейные ценности (уважение к родителям, выполнение сыновнего долга) и закрепляет в законодательстве определенные социальные гарантии в виде обязанностей близких родственников по содержанию и уходу за стариками.
Заключение
Китайское руководство осознает всю серьезность процессов, идущих в китайском обществе, в сфере семейных отношений, и пытается найти способы их регулирования и преодоления негативных последствий для общества.
Однако кроме негативных тенденций в семейно-брачной сфере, которые оценены как "угрожающие стабильности китайского общества, его дальнейшему развитию и процветанию", существовали другие объективные причины для принятия новой редакции закона о браке:
Недостаточное отражение или полное отсутствие в законе о браке 1980 года статей, регулирующих имущественные отношения супругов, и аннулирование браков;
Необходимость приведения национального законодательства (семейного права) в соответствие с международными обязательствами, взятыми КНР, в том числе Пекинской декларацией о положении женщин и др.;
В судебной практике накопились проблемы, возникшие в период реформ, появились абсолютно новые для китайского общества явления (внебрачные связи, воспитание детей в неполных семьях), которые не могли быть решены в рамках закона о браке 1980 года
Семейное культурное строительство было включено в комплексное планирование развития духовной культуры правительствами всех ступеней. С конца 70-х годов во всех городах и деревнях КНР началась кампания строительства семьи "пяти хорошо" (любить родину; соблюдать законы и правила; хорошо работать и учиться; хорошо планировать деторождение; уважать старших и воспитывать детей). Мероприятия кампании призваны играть важную роль в создании дружных и счастливых семей, способствовать формированию действительно равноправных отношений в семье, семейного согласия, уважения к старшим и любви к младшим, взаимопомощи.
Список литературы
1. Васильев Л.С. История Востока. М.: Дрофа, 2003.-614с.
2. Вдовин А.И. Указ. соч.; Торукало В.П. Нация: история и современность. М.: 2003.-541с.
3. Малявин В. В. Энциклопедия нового Китая. М., 2003.-735с.
4. Мелихов Г.В. Маньчжурия далёкая и близкая. М.: ИНФРА, 2001.-383с.
5. Нефедов С. А. О демографических циклах в истории Китая (XIV - XIX вв.). Екатеринбург: Ин-т истории и археологии УрО РАН, 2001. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН 16.07. 01. № 566228. -31 с.
6. Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения. М.: Просвещение, 2000.-425с.
7. Сладковский М. И. Очерки развития внешнеэкономических отношений Китая. М.: ИНФРА, 2002.-384с.
8. Тишков В. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. № 3.-142с.
9. Хрестоматия по истории мировой культуры, Г. В. Гриненко, Москва, 2003.-597с.
10. Чернокозов А. И. Книга прозрений “Восточные арабески”. Москва: ИНФРА, 2001.-564с.
[1] Малявин В. В. Энциклопедия нового Китая. М., 2003.-261с.
[2] Тишков В. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. № 3.-77с.
[3] Мелихов Г.В. Маньчжурия далёкая и близкая. М.: ИНФРА, 2001.-214с.
[4] Вдовин А.И. Указ. соч.; Торукало В.П. Нация: история и современность. М.: 2003.-321с.
[5] Чернокозов А. И. Книга прозрений “Восточные арабески”. Москва: ИНФРА, 2001.-216с.
[6] Нефедов С. А. О демографических циклах в истории Китая (XIV - XIX вв.). Екатеринбург: Ин-т истории и археологии УрО РАН, 2001. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН 16.07. 01. № 566228. -31 с
[7] Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения. М.: Просвещение, 2000.-214с.
[8] Хрестоматия по истории мировой культуры, Г. В. Гриненко, Москва, 2003.-264с.