Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема представляющая единство трех составляющих- 1 биологического анатомофизиологические задатки тип н

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

1)Основные подходы к пониманию человека.Его природа,сущность .Индивид,личность

Человек - представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек - это живая система, представляющая единство трех составляющих: 
1)  
биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.) 
2)  
психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.) 
3)  
социального (мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т. п.) 
Он существо 
целостное - соединяет в себе физическое, психическое и духовное начало; универсальное - способное к любому виду деятельности;уникальное - открытое миру, неповторимое, свободное, творческое, стремящееся к самосовершенствованию и само-преодолению.
Индивидуальный человек - часть живой природы, он неповторим в силу своих биологических особенностей (генетического кода, веса, роста, темперамента и т.д.). Однако стать человеком он может только в обществе: будучи оторванным от общества, например, в младенческом обществе, человеческое существо развивается как биологическая особь, но безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком (овладеть речью, навыками общения, обучиться труду, интеллектуальная деятельность тоже для него недоступна). Несомненно, человек по своей природе и биологическое, и социальное существо. Существует два основных подхода в решении этой проблемы: 
биологизаторский и социологизаторский. Каждый из которых, абсолютизирует какую-то одну природу (биологическую или социальную) человека. 
Сторонники 
биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя только из его биологического начала, и совершенно игнорируют влияние общества или собственный выбор личности. Так, Т.Мальтус (XVIII в.) предложил рассматривать общественную жизнь как арену борьбы отдельных людей за свое существование, где побеждают сильнейшие, а слабые обречены на гибель (по аналогии с животным миром). . Социобиология в ХХ в. делает акцент на генетической наследственности. Поведение человека так же, как и животного, генетически определено и никто не может преодолеть влияние своей наследственности, какой бы она не была - плохой или хорошей (общество здесь тоже не помощник). Расистские концепции, заявляют о превосходстве одних людей над другими по признаку принадлежности к «высшим» или «низшим» расам, что ярко проявилось в фашистской идеологии, призывавшей к «расовой чистоте» и «расовой гигиене». В большей степени эти идеи опирались на евгенику - учение о том, какими средствами и каким образом можно достигать «высшего качества наследственности человека». Фрейдизм с его пониманием культуры как сублимации сексуальных влечений тоже относится к биологизаторскому направлению. 
Социологизаторские концепции, напротив, абсолютизируют влияние общества на формирование человека. Какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам. Злым человека делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Создайте человеку идеальные условия, и он будет совершенным. Такова установка всего социального утопизма, начиная с эпохи Просвещения, заканчивая К.Марксом, и его воплощением в действительность - социализмом.
В формировании человеческой личности играют большую роль и биологические задатки, и социальное воспитание и собственный выбор (Я). Человек - это целостная система, открытая миру и возможностям.

3. Смысл и назначение человеческого бытия.

Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. 
Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти смысл жизни - единый и общий - для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - надежды каждой данной эпохи. 
Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. И он может меняться в зависимости и от исторических условий существования человека, и от его возрастных особенностей. В истории философии можно выделить следующие основные концепции смысла жизни: 
1.  
Гедонизм  - жить, значит наслаждаться; 
2.  
Аскетизм - жизнь - это отречение от мира ради близости к богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира; 
3.  
Этика долга - жизнь - это самопожертвование ради высоких идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людей и т.д.) 
4.  
Утилитаризм - жить - значит извлекать из всего и всех пользу, видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство удовлетворения своих устремлений и потребностей; 
5.  
Эвдемонизм - жизнь - понимается как стремление к счастью как подлинному назначению человека 
6.  
Прагматизм - цель оправдывает любые средства ее достижения.

4. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон. Индивид - это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей. Индивидуальность - характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства. Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность - это итог взаимодействия человека и общества. 
Личность неоднородна, что позволяет говорить о ее 
структуре
1)  
физическая личность или физическое Я - это телесная организация человека, которая требует заботы, защиты, тренировки и самодисциплины; существование физического Я во многом определяется духовной стороной жизни человека. 
2)  
социальная личность - это совокупность социальных ролей человека, которые он играет в различных социальных группах. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, семье, дружбе, любви и т. д. формируют социальную структуру личности. 
3)  
духовная личность - ценности и идеалы - составляет тот невидимый стержень, ядро личности, на котором она держится, и вокруг которого выстраивается. Именно духовный стержень придает силу человеку и позволяет выжить в самых тяжелых условиях, напротив, утеря его ведет к саморазрушению личности, потере смысла жизни. 
Выделяют несколько крупных социальных 
типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. 
Первый тип - 
«деятели» - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, руководители и предводители. Для таких личностей главное - активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя. 
Второй тип - 
«мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Размышление требует одиночества и определенной дистанцированности от общества и происходящих событий. Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался большим авторитетом. Недаром многие мудрецы и пророки: Будда, Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Они в истории человечества выступают в качестве «маяков», на которые равняются последующие поколения. 
Третий тип - 
люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г.Гейне) проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, их гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом. Судьба их как правило трагична. 
Четвертый тип - 
гуманисты и подвижники, которые видят свое предназначение в любви к людям и всему живому, в активной помощи людям. Они очень тонко чувствуют чужую боль и сделали делом своей жизни милосердие. «Спешите делать добро» - их жизненный принцип. А. Швейцер, Ф.П.Гааз, Мать Тереза, тысячи их последователей и в истории и нашей действительности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение.

2)Происхождение человека ,проблема происхождения.Смысл его жизни,смерти,бессмертия

Проблема происхождения человека — одна из центральных в философии и в других науках о человеке.

Первые идеи о происхождении человека возникли задолго до философии в мифах и легендах древних народов. На протяжении многих веков, да и в настоящее время одной из самых распространенных считается идея сотворения человека Богом, который наделил человека душой, разумом, волей, необходимыми ему для познания Бога и божественных законов. Другая идея связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Так, например, Анаксимандр утверждал, что человек произошел от рыбы. Ч. Дарвин высказал идею о происхождении человека от одной из пород древних приматов. Имеет место и гипотеза о космическом происхождении человека как пришельца из других миров Космоса или их влияния на возникновение человека. Ф. Энгельс выдвинул и обосновал гипотезу о решающей роли социального фактора и главным образом трудовой, материально-производственной деятельности в процессе трансформации высокоразвитой человекообразной обезьяны в первобытного человека, а затем и в современного человека.

Большинством мыслителей единодушно высказываются идеи об основных качествах, характеризующих сущность человека и относящихся ко всем представителям человеческого рода: наличие сознания, интеллекта; способность к труду и материально-производственной деятельности; руки, как естественного орудия труда; членораздельная речь; свобода воли; общительность; нравственность; творчество и т.д.

В античной Греции первым создателем учения о человеке был Сократ, который  считал главным признаком человека — его способность к духовно-нравственной жизни. У Платона главенствующей у человека выступает только душа, а тело рассматривается как враждебная душе материя, "временная темница" души. Человек — это не творец, а лишь "восприниматель" идей, существующих в потустороннем мире. Аристотель рассматривает человека как необходимое единство души и тела, как результат естественного развития. Для него человек — это политическое животное.

Для иррационалистических направлений современной философии (экзистенциализм, персонализм, фрейдизм и т.д.) сущность человека связывается с необъяснимыми научно внутренними мотивациями побуждений, инстинктов, озарений, интуиции и т.д.

Рационалистическая диалектико-материалистическая теория человека исходит из подхода к нему как биологическому и социальному существу, которое сформировалось на основе и в ходе материально-производственной деятельности, связанной с изготовлением и применением орудий труда, что привело к выделению человека из животного мира и объединению людей в различные социальные формы общности: семья, род, племя, народность, нация, селение, государство. К. Маркс полагал, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

В понимании сути биологического и социального в человеке существуют различные подходы. В эпоху Просвещения (XVII — XVIII вв.) природный фактор рассматривался многими мыслителями (Монтескье, Гельвеций, Дидро и др.) как фундамент, определяющий все основные свойства, способности, потребности и действия людей, а через них общественные отношения, законы, учреждения и т.п. Социальный же фактор оказывается зависимой, второстепенной стороной.

Со второй половины XIX в. в философии значительное распространение получают разновидности теории социального дарвинизма, согласно которым возникновение и развитие человека и общества обусловлено непосредственно законами живой природы, в частности, законами естественного отбора и борьбы за существование, выживания наиболее приспособленных. Почти все, что происходит в обществе: социальные болезни, угнетение, социальное неравенство, войны, несправедливость и т.д., признается детерминированным биологическими причинами.

В настоящее время в науке все больше утверждается идея о биосоциальной природе человека. Биологическая основа человека составляет неотъемлемую часть всей живой и неживой природы, с которой каждый индивид связан многими нитями. Биологическую сущность человека определяет совокупность видовых признаков, присущих ему как гуманоиду (человекообразному): строение тела, физиология, продолжительность жизни, возрастные периоды, специфические этнические, расовые особенности, размножение и т.д. Решающая же роль во взаимодействии биологического и социального в человеке принадлежит социальному фактору: это и орудийно-производственная, трудовая деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, способность к познанию и творчеству, общественная, культурная, политическая деятельность.

Только гармоническое единство биологического и социального в человеке обеспечивает его нормальное существование и развитие.

Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого человека…

Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов — объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т. д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности — воля, характер, рассудительность, практичность и т. д.

В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель — в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином; Эпикур — в достижении личного счастья, покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики — в покорности судьбе.

Такое же многообразие точек зрения наблюдается и на других этапах развития европейской философии. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс — в борьбе за коммунизм, Ницше — в «воле к власти», английские философы XIX века Бентам, Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха.

В отличии от медицины философия рассматривает смерть с точки зрения осознания смысла смерти как завершающего этапа человеческой жизни. перед лицом смерти человек способен понять и оценить прожитую жизнь, наметить программу новой жизни на основе принятия иных ценностных установок и готовности их осуществить.

Древние египтяне рассматривали земное существование как подготовку к загробной жизни. Древние японцы считали, что человек после смерти продолжает жить в своих потомках. Трагическое отношение к смерти характерно для таких религий как буддизм, зароастризм (Иран), иудаизм, доасизм (Китай). Религиозно-философские движения в Древней Греции (VII — VI в. до н. э.) также драматически относились к смерти. В классический период древнегреческой философии были предприняты попытки преодоления страха смерти. Платон создал учение о человеке, состоящем из двух частей, — бессмертной души и смертного тела. Смерть, согласно этому учению, есть процесс отделения души от тела, ее освобождение из «темницы», где она пребывает в земной жизни. Тело, по мнению Платона, в результате смерти превращается в прах и тлен. Это учение в преобразованном виде впоследствии было воспринято христианством.

В христианстве смерть представляется как кара Адаму и Еве за совершенные ими грехи. Поэтому смерть характеризуется как недоступное разуму таинство, как нечто бессмысленное, противоречащее духовной сущности человека. Именно поэтому главным мотивом христианства является вера в спасение и преодоление смерти.

Проблема смерти по-своему решалась в философии известного голландского философа — Спинозы (XVII в.). Он считал, что свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти. Мудрость человека, по мнению Спинозы, «состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».

При рассмотрении проблемы смерти особо следует отметить роль философов-экзистенциалистов XX века: французов Сартра, Камю; немцев — Хайдеггера, Ясперса и др. Они рассматривают «жизнь как бытие к смерти». По их мнению, проблема смерти становится для людей актуальной в критических ситуациях, «пограничных» между жизнью и смертью. В подобных ситуациях человек может отдаться либо движению к смерти (самоубийство), либо проявить волю к жизни. Угроза смерти заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. В этот момент он способен обрести себя, свою сущность и свободу. Ценности, которыми он прежде руководствовался, теряют для него значение. Свобода, которую он обрел, позволяет ему определить свое будущее и наметить программу новой жизни. Обретенная свобода накладывает высокую ответственность на «просветленного» человека за все происходящее.

3)Классификация ценностей. Материальные и духовные

Можно выделить материальные и духовные ценности, опираясь на социальное значение и последствия их реализации - положительные и отрицательные. Важно то, что все они находятся в тесной связи между собой.
Высшая и абсолютная ценность - это сам человек, его жизнь. И. Кант убеждал, что человека как ценность нужно рассматривать только как ценность - цель и никогда - как ценность - средство. Человек - это самоценность, абсолютная ценность, постановка вопроса вне человека лишена смысла Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы самостоятельно, усилиями своей воли преодолевать все обстоятельства, реализуя свою жизненную программу.

Ценностью являются социальные сообщества и общество в целом, которые также являются, как и человек, субъектами ценностей. Человек совершенствует в обществе, состоящем из других лиц, которые могут быть не средствами, а только целями для нее. К высшим ценностям, кроме этих, нужно отнести «пограничные», наиболее общие ценности для человека - смысл жизни, добро, красота, справедливость, истина, свобода и т.д.. Ценность по своей природе вневременная, вечная. Этот тип ценностей всего влияет на социализацию личности. Люди, которые не нашли смысла жизни, часто приходят к выводу о бессодержательность самой жизни, иногда заканчивают его трагически. А те, которые достигли чего-то большого, значимого, занимаются определенным делом, это дело очень ценят. Это - призыв судьбы, они любят свое дело, для них стирается различие между понятиями «труд» и «радость». Жизнь посвящена поиску тех ценностей, которые являются действительными и не могут быть сведены к чему-то высшему. Эти ценности бытия - важнейшие потребности, они являются смыслом жизни для большинства людей.

Ценности - средства как промежуточные ценности подчиняются высшим ценностям и обусловленные ими. Если человек стремится к утверждению справедливости, то она никогда не будет использовать для этого несправедливые средства, поскольку понимает, что стремление к добру несовместимо с ними. Без ценностей - средств необъятные никакие ценности - цели, но вместе с тем никакие самые благородные цели не оправдывают недостойных средств. Ценности - средства могут быть разные: материальные и духовные, экологические, экономические, социально-политические и т.д.. Внутри они также создают определенную иерархию, которая по-разному определяет поведение личности. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей.

Важно здесь также учитывать социокультурные типы общества, которые имеют специфические ценности. Ценностные парадигмы Запада и Востока связанные со спецификой жизни этих обществ. Для Востока характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм поведения, как справедливость, искренность, гуманность и т.п.. Главная установка в социализации личности делается не на изменении мира, а на изменении себя, на самосовершенствовании. Для Запада характерно противопоставление, социализация личности и общества; приоритет индивидуальных ценностей над общественными связывается прежде всего с изменением социальной среды и мира. В контексте этих двух традиций перспектива социализации личности нашего общества должна быть связана с усвоением как тех, так и других ценностей. А именно, необходимо реабилитировать ценности индивидуализма, но не в смысле «голого» эгоизма, а в смысле утверждения индивидуальности, активности и самостоятельности личности.

4) Слово эстетика - греч. происхождения, в переводе означающее «имеющий отношение к чувственному познанию». Термин эстетика вошел в науку в сер. ХУШ в. Впервые его употребил немецкий философ А.Баумгартен для обозначения нового раздела философии. Это слово закрепилось в философской терминологии и уже с ХУШ в. эстетику стали понимать как науку, изучающую либо «философию прекрасного», либо «философию искусства». У эстетиков появился свой собственный предмет изучения.

Эстетика рассматривает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в самых различных жизненный сферах, вплоть до производственной. Так, эстетически люди оценивают красивые цветы, величественные здания, устремленные ввысь купола храмов, технические объекты (компьютеры, автомобили и...), созданные трудом человека, высокие нравственные поступки людей, прекрасные произведения искусства.
О людях, чутких к красоте, говорят, что они наделены эстетическим чувством. Сам процесс подобного восприятия называется эстетическим восприятием, результатом которого является эстетическое переживание. Т.о. эстетические чувства, эстетические переживания, эстетические наслаждения
 выступают как проявление эстетического отношения к предметам или явлениям действительности. Всевозможные эстетические отношения, возникающие у человека (соц. группы, общества) к действительности, можно отнести к общему понятию «эстетическое». Природу эстетического изучает наука эстетика.

Наиболее емкое определение эстетического ввел А.Ф.Лосев: "Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений".

Имеет смысл рассказать и остановиться более конкретно на понятиях эстетический опыт, эстетическое сознание, эстетическая культура, как на своеобразных реализациях эстетического.

Основными категориями эстетики являются - «прекрасное» и «безобразное».

Для начала разберем значения этих слов.

Безобразное - эстетическая категория, противоположная прекрасному и соотносительная с ним. Безобразное характеризует внешне выявленное разрушение некоторой внутренней меры бытия (само слово «безобразное» означает нечто неоформленное, хаотичное, не получившее «образа»). Искусство обращается к воспроизведению Безобразного, выражающему негативные стороны действительности, с целью изображения её во всей её полноте. При этом, в отличие от Безобразного в действительности, художественное воспроизведение его, как это неоднократно отмечалось начиная с Аристотеля («Поэтика», 4, 1448 в), доставляет определённое эстетическое удовольствие, связанное с мастерством изображения и эстетической разрядкой отрицательных эмоций.

Прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность Прекрасное отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие Прекрасного носит бескорыстный характер.[1]

Эстетические категории разрабатывались по мере эстетического отношения к миру, в них получила отражение история освоения человечеством мира по законам красоты. Поскольку эстетические категории обобщают практику эстетической деятельности, которая носит исторически и национально обусловленный характер, их система подвижна, исторически изменчива, в различных сферах культуры имеет свои особенности. В них запечатлены важные эстетические характеристики окружающего мира, основные типы эстетического отношения человека к действительности, наиболее существенные стороны эстетической деятельности и эстетического сознания.

Показателем подвижности и изменчивости системы эстетических категорий, ее зависимости от исходных философских концепций является наличие множества подходов к проблеме классификации эстетических категорий. В основном эстетические категории сводят к четырем их типам: 
- выражающие характеристики эстетической деятельности, 
- выражающие наиболее важные стороны эстетического отношения к действительности, 
- особенности эстетической ситуации, 
- уровень эстетического познания действительности.

Общим для всех подходов является выделение как наиболее важных категорий эстетического отношения человека в действительности, поскольку они содержательно наиболее близки к понятию эстетическое, которое является исходной, базовой категорией эстетики как науки. В этом смысле категории эстетического освоения мира являются наиболее общими понятиями эстетики как науки.

Высшая эстетическая ценность - «прекрасное».

 

Секрет красоты - это секрет жизни. Разгадать его - значит понять истоки человеческого бытия. Над этой загадкой человечество размышляет уже на протяжении более 25 веков.

Прекрасное - это высшая эстетическая ценность, которая рождается, когда формы окружающей нас реальности совпадают с нашими представлениями о совершенстве или о том, что способствует совершенствованию жизни.
Итак одной из основополагающих категорий эстетики является категория "прекрасное", которая выражает высшую эстетическую ценность. Ее содержание столь же трудно определимо, как и категории эстетическое. Содержательную сторону прекрасного следует рассматривать в ценностном аспекте. Каждый предмет или явление обладает формальными признаками, которые бы делали их прекрасными. Все они способны так или иначе удовлетворять эстетические потребности людей и, следовательно, выступают в качестве эстетических ценностей. Предметы же, обладающие такими свойствами, называются красивыми и прекрасными. В этой связи необходимо сопоставить категории прекрасное и красивое.

Объективным основанием и предпосылкой красоты является связь взаимоотношений различных составных компонентов явлений - их пропорции, ритм, соотношение частей и целого, их структура и организация, пространственная и временная форма, насколько все это воспринимается и переживается чувствами человека, способного и понимать эти взаимосвязи, и получать от этого эстетическое удовлетворение.

Красота выступает как соразмерность формы предмета, его содержания, функции, а также как соразмерность восприятию человека, его мировоззрению, духовности. Категория красоты в большей мере акцентирует форму эстетического в объекте и отношение к ней человека настолько, насколько эта форма выступает для него мерой человеческого освоения действительности. Следовательно, категория красоты обусловлена характером практики, трудовой деятельности и характером социальных отношений, то есть условиями жизни, быта, воспитания, природной, эстетической и социальной средой. И лишь по мере того, как человек становится субъектом всемирной истории, формируется его способность понимать и чувствовать красоту всякого природного и социального контекстов.

Категория же прекрасного включает в себя содержание категории красоты, хотя и не в полном объеме. Она существенно отличается от последней. Здесь акцент ставится на человеческом понимании содержания красоты. Прекрасное - категория, выражающая единство красоты и добра. В категории прекрасного выражен и подчеркнут именно общечеловеческий смысл эстетической ценности. Внешняя, формальная правильность, организованность и гармоничность объекта здесь не то чтобы не имеют значения, а подчинены нравственному, проявляются только в свете нравственного содержания, благожелательного расположения к человеку. По мере того, как объект обнаруживает свое положительное отношение к человеку, как в нем раскрывается мера человека, распознается сообразное человеку содержание, весь его формальный строй оказывается организованным этим содержанием и приобретает новую целостность и новую гармонию, которая определяется как прекрасное.[2]

Прекрасное в человеке, обществе связно прежде всего с деятельностью, ее характером и направленностью. Насколько в продуктах деятельности, в ее результатах предметно воплощается человеческая мера, богатство человеческой духовности, насколько целью этой деятельности оказывается сам человек, настолько она приобретает достоинство прекрасного. Поэтому можно сказать, что прекрасное выступает как непосредственно воспринимаемая мера человеческой свободы.

В обществе прекрасное реализуется как эстетический идеал - справедливое социальное взаимоотношение между людьми. В природе прекрасное связано с закономерностью и целесообразностью природных явлений и выражается в свободном труде человека-творца, создающего вторую природу.

Поскольку прекрасное существует в объективной действительности, постольку оно может быть отражено в своих непосредственных и опосредованных сознанием и воображением формах, в предметных наглядных образах. Так можно подойти к пониманию прекрасного в искусстве, которое представляет собой жизненную правду, передовую идею, гуманизм, выраженный в высокохудожественных образах и формах.

Эстетическое начало играет первостепенную роль в художественной деятельности, в искусстве. Оно выступает и как объект художественного отражения, и как критерий совершенства художественного произведения в целом. Искусство не только отражает прекрасное и утверждает его, но и исследует безобразное во всех его проявлениях с целью страстного отрицания последнего, искоренения его социальных источников.
От прекрасного в действительности к прекрасному в искусстве и от прекрасного в искусстве к новым свершениям - таков диалектический путь взаимоотношения и взаимосвязи действительности и искусства, правды и красоты.

Прекрасное как категория эстетики обладает особенностями:[3]

  1.  1. объективная основа прекрасного отражена в так называемых законах красоты: законах симметрии, меры, гармонии, ритма и т.д.;
  2.  2. прекрасное имеет конкретно-исторический характер;
  3.  3. представления о прекрасном зависит от образа жизни. Например, изящество и утонченность дворянок у крестьян воспринимались как признак болезни, слабости;
  4.  4. идеал прекрасного определяется особенностями национальной культуры. Красивая девушка на Востоке сравнивается с луной, а у славян - с березой;
  5.  5. представления о прекрасном обусловливается уровнем индивидуальной, личностной культуры, особенностями эстетических вкусов, обычаев, способов эстетического воспитания в семье, в ближайшем окружении;
  6.  6. прекрасное имеет специфическое проявление в разных сферах действительности. Говоря о прекрасном в природе, имеется в виду прежде всего форма ее явлений. В человеке как прекрасное оценивается его внешний вид, поведение, внутренний мир, результаты его деятельности. Человечество выработало особую форму духовной жизни - искусство.

Прекрасное в искусстве - его художественная ценность - обусловлено правдивым отражением жизни (красота истины), выражением гуманистических идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонически соответствующую содержанию.[4]

 

Эстетическая категория - «безобразное».

 

Безобразное - антипод, противоположность прекрасного. Эта категория обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности и отображает невозможность или отсутствие совершенства. Безобразное имеет с прекрасным диалектическую связь. Эта связь проявляется в нескольких аспектах:

  1.  1. безобразное в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование или желание возрождения этого идеала;
  2.  2. прекрасное и безобразное - это периоды развития одного и того же явления, процесса. Явно это прослеживается в природе. Слова шекспировского Гамлета о том, что даже такое божество как Солнце, плодит червей, лаская лучами падаль. Шекспир считал такое превращение свойством природы и общества;
  3.  3. прекрасное и безобразное относительны. Еще Гераклит мудро заметил: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом...Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте и по всему остальному».[5]

Различают внешнее проявление безобразного - гниение, болезнь, распад - и внутреннее. Относительно человека - это моральное разложение, моральная деградация.
Безобразное, или не имеющее образа, формы, несоразмерное ни с чем, дисгармоничное выступает как отрицание эстетических ценностей, как уродливое, противоположное и враждебное добру и красоте. Именно потому, что безобразное есть антипод образа, лика, то есть человеческой формы и, следовательно, лишено человеческого содержания, оно антигуманно и зло. Таким образом, безобразное есть единство уродства и зла, выступающее в чувственной наглядности. А если безобразное еще и чрезвычайно по своим масштабам и силе, если оно активно обращено против человека, подавляет и уничтожает его, грозит его существованию, то оно приобретает характер низменного. Низменны чувства и страсти, ведущие к распаду личности, разрушающие духовно-нравственные устои человека. Низменны силы, обращающие человека в рабство, уничтожающие его свободу.

Прекрасное и возвышенное и их антиподы безобразное и низменное порой очень трудно различить, ибо безобразное часто прячется под личиной красоты, за ее внешними формальными признаками, а низменное чаще всего надевает на себя форму возвышенного.

Соотношение и содержание основных компонентов эстетического в явлениях безобразного приобретают противоположную направленность по сравнению с прекрасным. Это вполне логично, хотя бы потому, что безобразное нередко является результатом разрушения красоты. Безобразное, воплощая в себе отрицательную ценность, разрушает единство природного и социального, которое было присуще прекрасному. В нем количественное изменение природного разрушает ценность природного.

В безобразном форма максимально выражает отрицательные смыслы, значения. Таким образом, безобразное также является выразительным предметом. Но выразительность в данном случае показывает все отрицательно. Безобразное становится воплощением ложного. Несовершенство в нем прогрессирует до игнорирования совершенства целесообразности.

Благодаря восприятию безобразного в субъекте утверждается его (субъекта) положительная, ценностная шкала, значимость чувства красоты

5)Религиозные ценности,заповеди

Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу -через обожении, через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют, а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции, выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти. 

К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу. Заставить человека верить - значит заставить поклоняться лже-богам. "Всевышний обращает к вере умы доводами, а сердце благодатью, ибо оружие Его - кротость. Но обращать умы и сердца силой и угрозами - значит наполнять их не верой, а ужасом" (Б. Паскаль). Бесчеловечные эксцессы христианского прошлого и настоящего являются яркими примерами измены религиозным заповедям. 

В условиях отсутствия прямого давления, непререкаемого авторитета, человек может сам, по достижению способности и желания мыслить, самостоятельно, из множества ценностей выбирать себе те, которые ему представляются верными или приходятся по вкусу. Эти ценности ведут между собой, в ментальности индивида, или диалог, или войну. Можно сказать, что они являются нашими богами, если мы отводим им в своей жизни самое почетное место. Апостол Павел пишет, что "есть так называемые боги, или на небе, или на земле, - так как есть много богов и господ много", но "мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого". В "Послании к Колоссянам" он дает расширительное понимание идолопоклонства, называя таковыми распутство, безнравственность, страсти, дурные желания, жадность. Таким образом, богом для нас является все то, к чему "липнет" наше сердце (М. Лютер). Это может быть не только Творец, которого человек легко заменяет идолом, оправдывая верой в него стремление насильственно оградить других людей от заблуждений, фанатизм, нетерпимость, злодеяния. Богами становятся для нас и мы сами, и наши желания или нация, государство, человечество, культура и ее ценности и т.д. 

Человеку невозможно уйти от акта ценностного предпочтения. В этом смысле свобода выбора, писал М. Шелер, у него заключается лишь в избрании из множества ценностей хорошую и разумную или плохую, противную разуму идею абсолютного. Отметим, что от выбора ценности зависит весь строй человеческой жизни, его культуры и цивилизации. В этих условиях свобода мысли, совести, религии и убеждений являются противоядием от насильственного внедрения какой-либо идеологии. 

Понимание (и требование) свободы в аспекте религиозных отношений в разных исторических ситуациях наполнялось разным содержанием. В условиях соединения государственной и церковной власти, подчинения церкви государству или государства церкви возникали идеи независимости церкви от государства, взаимного невмешательства церкви и государства в дела друг друга. Господство какого-то религиозного направления и стеснение инаковерия обуславливало оформление принципов веротерпимости, религиозной свободы, свободы религиозной совести. Складывающийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания свободы и равенства религий и вероисповеданий. По мере становления и развития правовых государств формулировалось равенство политических и гражданских прав независимо от вероисповедания. Расширение процесса секуляризации способствовало появлению представлений о свободе совести, осознанию права не только на исповедание религии, но и на неисповедание религии, на атеистические убеждения, утверждению светского государственного образования и воспитания. 

Исторический опыт нашей страны показывает, к каким негативным последствиям приводит идея государственной религии и связанное с ней попрание свободы совести. В условиях несвободы происходит вырождение самой религии и ее ценностей. Так, многие русские мыслители социальные катастрофы, случившиеся в России в ХХ в., связывали с тем, что Русская Православная Церковь, находившаяся на положении служанки царизма, утратила доверие народа. Ее значительная часть, избавленная от необходимости перепроверять свое повседневное бытие, переродилась в закостенелую организацию, не отвечающую запросам жизни, духовным нуждам людей. А культ личности Сталина, в котором государственная власть пришла к собственному самообожествлению и утвердила себя как высшую ценность, привел к существенной деморализации общества, когда классовые ценности ставились выше родственных и общечеловеческих.

Секулярное государство, защищающее свободу совести своих граждан, содействует единству общества, построенному на терпимости, уважении к правам и достоинству личности. 




1. Функции денег и их эволюция Функции денег это действия которые они осуществляют в рыночной экономике
2. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Одеса2005
3. Достоевский и Гоголь О повести Дядюшкин сон
4. Лекция- ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 1
5. ночных охотников это просто невыносимо
6. Тема 4 Виробництво продукції 4
7. Доклад- Бернард Шоу
8. Политическая система
9. Вариант 1 1 Укажите верное определение
10. Тема 2 Ефективне кодування
11. а; методом одного прибора прямым методом основанным на применении приборов непосредственной оценки омметр
12. Подоходный налог с физических лиц
13. . Паcтаў y адпавeдным cклoнe пададзeны пpы дзeяcлoвe пpадмeтнiк бачy брат; маю муж; паю конь нясу стол; ся
14. Особенности голосообразования и образования звуков речи
15. Создание и редактирование текстовых документов в текстовом процессоре word 9x.html
16. на тему- ldquo;Іслам ~ шиїти і сунітиrdquo; ПЛАН ВСТУП 1
17. а в российской научной и учебной литературе определяются как совокупность экономических отношений возник.html
18.  Уставный капитал сч
19. вчитель взаємодіє лише з одним учнем; 2
20. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата сільськогосподарських наук Пол