Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1. Место и роль философии в системе научного знания
Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки.
На основе общих принципов рационального миропонимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Функция «интеллектуальной разведки» служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» в познавательной картине мира. Конечно, в конкретно-научном плане эти пробелы предстоит заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной общей системе миропонимания. Философия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта должна сначала набросать мысль, пояснял Кант.
Для частных наук, занятых каждая своeй областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача. Философия же вносит весомый вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.
С разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих в различных областях, разделов науки при их «стыковке», согласовании, о всевозможных парадоксах, логических парадоксах, кризисных ситуациях в науке, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль.
Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает.
Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его «устройства», общих закономерностях и т.д. однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер.
Философия и наука на Востоке до ХХ в. были тождественными. Отсюда - практическая направленность философских принципов и их использование в различных областях человеческой деятельности.
2.Мировоззренческая функция философии.
3.Методологическая функция философии
4.Проблемы философии
Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон. Вследствие неразвитости наук философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее из неразделённых знаний выделяются математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке. Вместе с тем происходит дифференциация внутри самой философии, формируются относительно самостоятельные ее разделы: онтология - учение о бытии и его сущности, гносеология - учение о познании и др.В современной философской литературе формулируются такие проблемы: Что первично материя или сознание? ,Что такое добро и зло? ,Какой дух соотносится с материей? И др.Как и во всех частных науках проблема в философии есть логическая форма познания. Проблема - это вопрос, являющийся органической частью познавательной поисковой ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур. Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.д.Что касается философских проблем, то все они выражают и представляют специфический предмет философии, можно сказать, что они его отражают и его спецификой обусловлены. Всеобщее в системе «мир - человек» составляющее предмет философского познания и является предметным основанием проблем философии. Проблемы философского мировоззрения охватывают весь мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом.
5.Предметное самоопределение философии
Слово «философия» - греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.
Философия - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
6. Онтологическая сторона основного вопроса философии.
Под основными вопросами философии понимаются вопросы от решения которых зависят реализации философии своих функций. Суть онтологической стороны вопроса заключается в следующем: Что первично материя или сознание?
Онтология выделяет такие направления как:
Материализм (Демокрит) - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
* материя реально существует;
* материя существует отдельно от сознания;
* материя существует и развивается по своим внутренним законам;
* сознание не самостоятельно и воспроизводится материей;
Идеализм (Платон) - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (мышление, дух).
Основные черты:
Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:
* существуют две независимые субстанции - материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
* все в мире производно либо от материи ,либо от сознания.
* Основного вопроса в философии не существует т.к. материя и сознание существуют взаимодополняя друг друга.
Деизм философское направление, сторонники которого признавали наличие Бога сотворившего мир, но не участвующего в дальнейшем развитии.
7. Гносеологическая сторона основного вопроса философии.
Суть гносеологической стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания чувства или нравы?
Гносеология выделяет такие направления как:
Эмпиристы (Бэком) считает что первичным процессом познания является опыт.
Рационалисты (Шопингауэр) философское направление согласно которому мир хаотичен, не имеет внутренней логики, поэтому никогда не будет познан разум.
Вопрос о познаваемости мира разделяется на 2 направления:
8. Поиск первоосновы мира в античной философии.
9. Атомистическое учение Демокрита.
Видным представителем атомизма был Демокрит. Исходное положение атомической системы существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок учения Демокрита является взгляд по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. |
Демокрит отличает то , что существует во мнении от того, что существует в действительности: «лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота». Однако Демокрит не отрицает реальность чувственности воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому Демокрит не согласен с тем, что чувственные восприятия качеств совпадают с самими качествами. |
Атомы малые тела, не имеющие качеств, пустота же метод, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения. |
Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различаются по форме, порядку и положению. Такое разделение и лежит в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из них следовательно не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Свойства горько, сладко и т.д. существуют условно, не по природе самих вещей. Не отличал причинность и необходимость, поэтому отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания. |
Согласно Демокриту душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергичностью, она является причиной движения живых существ. Он первым высказал идею проэктивной объективации субъективного образа: от вещи отделяются тончайшие «пленки» (поверхности), втекающие в глаза, уши и т.д. Иначе говоря, от предметов истекают своего рода флюиды, которые, попадая в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения, восприятия, т.е. образы, которые мы чувствуем не в нас, а там, где находится воспринимаемый предмет: иначе ведь мы тянулись бы ложкой не в тарелку, скажем, с супом, а в свои глаза. При этом визуальный образ формируется истечением, исходящим из глаз, и из того, что видимо. |
Атомическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. |
10.Философия Сократа
11.Философия Платона
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);
• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
• "единого";
• "ума";
• "души".
"Единое ":
• является основой всякого бытия;
• не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);
• есть ничто;
• выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
• первоначало всего всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
"Ум":
• происходит от "единого";
• разделен с "единым";
• противоположен "единому";
• является сущностью всех вещей;
• есть обобщение всего живого на Земле.
"Душа ":
• подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое ничто" и "ум все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления;
• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
• душа человека (вещи) есть часть мировой души;
• душа бессмертна;
• при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
• постоянство души и смена телесных форм естественный закон Космоса.
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
• поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";
• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение "докса");
• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
• монархия справедливая власть одного человека;
• тирания несправедливая власть одного человека;
• аристократия справедливая власть меньшинства;
• олигархия несправедливая власть меньшинства;
• демократия справедливая власть большинства;
• тимократия несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
12.Философия Аристотеля.
Он:
- внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
- дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
- выделил 10 философских категорий;
- дал определение бытия через категории;
- определил сущность материи;
- выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа политии;
- внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода от частного к общему, обосновал систему силлогизмов вывода из двух и более посылок заключения).
Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна.
Выводы, сделанные Аристотелем:
- все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
- изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
- реальность это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
- потенция (материал) есть пассивное начало, форма активное;
- высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
Классификация философии, данная Аристотелем
- теоретическая, изучающая проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
- практическая о деятельности человека, устройстве государства;
- поэтическую,
- считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия
Бытие самое обширное понятие означающее наличествовать или существовать. Для бытия характерно:
1.Окружающий мир, предметы явления реально существуют.
2.Природа, общество, человек, мысли, идеи равно существуют, хотя и различны по своим формам и способам.
Бытие делится на манизм и плюрализм. Манизм так же делится на материалистический манизм и идеалистическй манизм.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
- по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
- отличается от животных наличием мышления и разума;
- имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
13.Теоцинтризм средневековой философии
Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии - теоцентризм.
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.
Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны"
14.Антропоцентризм эпохи Возрождения. (Р.Декарт, Г.Лейбниц).
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
- антропоцентризм и гуманизм преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
- оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии схоластики);
- перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
- принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
- большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
-торжество индивидуализма;
-широкое распространение идеи социального равенства.
Антропоцентризм(человек и центр) философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения к природе, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни.
Все это сильно изменило философскую проблематику, в центре которой стали проблемы гносеологии. Принято выделять 2 направления:
Эмпиризм и Рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения, разнообразными следствиями из общих достоверных положений. Основателем был Р. Декарт («Я мыслю, значит я существую»), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.
Философия нового времени это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.
15. Философия французского Просвещения. (Ж-Ж Руссо).
Жан Жак Руссо (1712 - 1778) создатель оригинальной концепции соотношения природы и культуры, согласно которой начало истории представляло собой идеально-естественное состояние человека, от которого человека все более стало уводить развитие образования и культуры, в основе которого лежит общественное разделение труда и вытекающее отсюда неравенство источник всех зол, превращающий культуру в развращенную и утонченную форму борьбы за существование. Необходимо преодоление неравенства, но не за счет возврата в дикое докультурное состояние человека, а за счет гармонизации культуры развития естественных сил человека с опорой на присущую ему от природы чувственность. В политической философии Руссо развивал идеи общественного договора, критиковал систему Локка как политику неравенства. Идеи Руссо во многом подготовили интеллектуальную почву французской Революции с ее идеями свободы, равенства и братства. В то же время в лице Руссо Просвещение уже перерастает себя и приближается к постпросвещенческим настроениям критики разума.
В эпоху Просвещения были сделаны великие научные открытия и осуществлены грандиозные социальные преобразования, которые в конечном итоге привели к современному миру с его научно-техническим прогрессом и высоким уровнем цивилизации. Возможно, наиболее ярким символом идей эпохи Просвещения могли бы стать фотографии из Космоса ночной Земли, освещенной светом городов, в который воплотился сегодня некогда вспыхнувший в 18 веке свет нового разума
16.Трансцедентальная философия И.Канта