Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Раздел III
РАЗВИТИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ
Глава 1
ЮНОСТЬ
(ОТ 17 ДО 2023 ЛЕТ)
Юность это время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей работа по выбранной специальности, учеба в вузе, иногда создание семьи.
Юность всего лишь начало взрослой жизни, и иногда воспринимается как черновик, который можно отложить в сторону и начать все писать заново. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Но «дороги, которые мы выбираем» в это время, обычно очень многое определяют в жизни взрослого человека.
§ 1. КРИЗИС 17 ЛЕТ
В детстве границы возрастных периодов определенны. Когда детство остается в прошлом, все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов становятся все более условными. Но кризис 17 лет возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни.
В последние годы, как уже отмечалось, все больше подростков покидают школьные стены после 9-го класса. При нежелании учиться и низкой успеваемости не все стремятся потом пойти в технические колледжи (бывшие ПТУ); кто-то не проходит туда по конкурсу. Значительная часть из них идет работать, в лучшем случае посещая вечернюю школу. Если подросток выбрал для себя этот путь, переходный период (15 лет) превращается в ярко выраженный кризис, и кризис 17 лет, таким образом, смещается, наступает раньше.
Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку (не обязательно направленность личности в целом), и отчасти для подростков с эгоистической направленностью. Из беседы с мальчиком, заканчивающим 9-й класс и собирающимся работать:
« ...Что ты хочешь от жизни?
Деньги и семью.
Но деньги важны не сами по себе. Что они дают?
Если деньги есть, живи как хочешь. В баре посидишь, бильярд, хорошее вино. Водка меня не привлекает, от нее тошнит.
Вообще, главное в жизни удовольствие. Нужно кайф ловить, хотя он проходит, конечно... Можно сказать выгода. Все живут ради выгоды. И то, что вы все, говорите: «духовность», тоже выгода. Вот вы работаете и от работы удовольствие получаете. Это тоже выгода...
Ты способный, мог бы хорошо учиться. Получить высшее образование.
Ой, нет! Еще столько лет штаны протирать! Я окончательно решил: школу брошу. В вечерку пойду, наверное. Там если прогуливаешь, тройки ставят, а если сидишь, четверки и пятерки.
Здесь надоело все. Скучно. Все одно и то же. Полдня в школе, потом домой" придешь, тоже деэтать нечего...
А вообще, я на море хочу. Чтобы роскошный номер в гостинице, и ты один. Окно открываешь и ветер с моря. Чтобы денег много было. Ресторан, пляж. Так недели две. А потом вес равно надоест. Ведь все приедается...
Где же ты собираешься зарабатывать деньги?
Не знаю. С этим сейчас проблема. Трудом много не заработаешь. Там видно будет. До этого еще надо дожить. Устроюсь куда-нибудь. Хорошо бы в какую-нибудь фирму...
А семья? Наверное, это будет главное в твоей жизни. Когда ты влюбишься...
А если она меня не полюбит? Это еще хуже. Кому я нужен? Сейчас любят или бандитов, или ботаников. А я непонятно что. Но вообще, я не представляю, как можно жениться без любви...»
Такие подростки, особенно во время кризиса, бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируя свое жизненное кредо. Живя настоящим, они не всегда четко планируют будущее, и период юности для них будет, скорее всего, временем проб и ошибок. Но и им обычно свойственны элементы той духовности, против которой они протестуют, например, стремление к глубокому чувству. Если интеллект высок, они достаточно критичны к своему характеру, причинам низкой успеваемости и конфликтов в школе.
Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15. Как
отмечал Д.Б. Эльконин, это наиболее тяжелый кризисный период наряду с кризисами 3 и 11 лет.
Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие на поиски работы (последние не решились на это раньше, после 9-го класса). По нашим экспериментальным данным, выпускники школы, собирающиеся поступить в вузы, ценят свой социальный статус, даже если учатся средне, и считают себя выше многих сверстников. Особенно это касается учеников тех школ, в которых производится большой отсев: например, из трех девятых классов составляют один десятый. Высшее образование им нужно для того, чтобы получить профессию, позволяющую «достойно жить», «много зарабатывать», «обеспечивать себя и семью». Кто-то надеется на блестящую карьеру («Моя мечта Белый дом»). Их мнение существенно отличается от мнения ушедших из школы 15-летних подростков («Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже остальных»). Ценность образования большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, ив конце 11-го класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.
Выпускники школы, связывающие свои ближайшие жизненные планы с вузом, иногда делят себя на две категории: первые надеются на помощь родителей, скорее всего платный вуз, и не теряют душевного равновесия; вторые рассчитывают на свои силы. Именно те, кто собирается пробиваться в жизни сам, больше всего трудятся, осваивая школьную программу и дополнительный материал, посещая различные подготовительные курсы. Они должны выдержать конкурс в государственный вуз и наиболее подвержены связанным с поступлением стрессам. Часть из них юноши и девушки с духовно-нравственной направленностью личности, готовые бороться за свое призвание, часть с эгоистической направленностью, порой сильной престижной мотивацией, побуждающей поступить во что бы то ни стало в определенный вуз или в любой вуз лишь бы поступить, не остаться «за бортом».
Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх
могут привести к возникновению невротических реакции. таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т п Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.
* Индивидуальные различия в переживании кризиса 17 лет велики. Но даже если выпускник мало тревожен и все складывается для него удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.
§ 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
Юность, как считает А. В. Толстых, становится вторым переходным периодом в развитии личности. Юноша, как и подросток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к молодости и зрелости, более поздним возрастным
этапам.
Возраст категория конкретно-историческая. И подростковый, и юношеский возраст появились тогда, когда период подготовки к взрослой жизни в обществе стал более сложным и длительным. С юностью связано продолжение обучения или начало освоения профессии. В психологическом плане юность решает задачи окончательного, действенного самоопределения и интеграции в общество взрослых людей.
Социальная ситуация развития в юности (так же как и в старшем школьном возрасте) ситуация выбора жизненного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 1617 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям. Цена сделанной в этот период ошибки велика: это не школьная двойка, а упущенные годы, необходимость начинать все сначала. 1920-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. В то же время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности. Приведем в качестве примера фрагмент из описания юности совремем-
ным студентом-второкурсником, в котором она сравнивается с отрочеством1.
«Этот возраст для меня легче, светлее, хотя и сложнее по загруженности, но приятнее в сто раз. Юность легче для меня, это вход во взрослую жизнь (хотя не освобождает от ответственности, но все же). Подростковый возраст это школа, семья, размеренная и рутинная жизнь, а сейчас открывается больше возможностей».
Для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение в вузе, поиски работы и для юношей служба в армии. Мы не будем рассматривать редко встречающиеся варианты уход в криминальный мир, иждивенчество (жизнь за счет родителей или мужа, при отказе от работы и учебы) и др., коснемся лишь возможностей «бегства» от общества.
Обучение в вузе. По данным санкт-петербургских психологов, в начале 90-х годов, в нашей стране резко снизилась ценность образования, школьники перестали относиться к нему как к возможности материально обеспечить себя в будущем. В конце 90-х годов наметилась другая тенденция: образование снова входит в систему ценностей. Многие выпускники школ хотели бы продолжить обучение. Кто-то нашел свое призвание и ему нужно получить знания в интересующей его области, кто-то следует желанию родителей или идет поступать в вуз за компанию с другом, кому-то нужен диплом, чтобы затем продвигаться по служебной лестнице или удачно выйти замуж, избежать армии и т.д. Современные студенты чаще всего отмечают следующие преимущества и недостатки продолжения обучения и по,-ступления на работу: вуз дает необходимые знания и умения, т.е. определенную квалификацию и тем самым готовит «к взрослой жизни*, «продвижению вверх», становится «дверью в более-менее обеспеченную жизнь при занятии любимым делом»; дает возможность «отсрочить окончательный выбор», попробовать, «твое это или нет», и «еще немного побыть ребенком». Но, продолжая учиться, юноша не приобретает «практический опыт» и. главное, остается зависимым от родителей.
1 Здесь и далее используются материалы исследования, проведенного нами в московских государственных вузах в 1999 г.
Работа привлекает прежде всего приобретением материальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность «ощутить себя по-настоящему взрослым»; кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки.
Недостатками раннего включения в работу считаются высокая ответственность, невозможность найти интересную работу при отсутствии квалификации («загруженность неинтересными делами», «работать значит сдаться и плыть по течению, так как работа... станет лишь источником заработка», она «не способствует личностному росту») и низкая заработная плата («работа, которую предлагают сейчас, малооплачиваема»).
В последнее время студенты нередко сочетают учебу с работой, т.е. более или менее серьезно подрабатывают- Достаточно распространенным в связи с этим становится та-кое.мнениа:
«В данной ситуации многие вынуждены и работать и учиться. Это тяжело и мешает получению качественного образования. А в идеале сначала человек должен иметь возможность поработать, попробовать себя в разных сферах жизни, чтобы определить свое призвание и отнестись к учебе осмысленно, знать, зачем ему нужно образование и нужно ли вообще. Попадая в институт со школьной скамьи, многие сохраняют детскую инфантильность, учатся, «потому что мама сказала». (Студентка 20 лет.)
То, какой выбор будет сделан в юности, решение пойти в тот или иной конкретный вуз, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентации. Этот вопрос подробно рассматривается в следующем параграфе.
Мотивы поступления в вуз определяют и стиль студенческой жизни. Если вчерашний выпускник школы отправлен в вуз родителями и его обучение оплачено, а свою задачу он видит в продлении детства и отсрочке жизненного выбора, учебная деятельность вряд ли окажется продуктивной. Больше, чем лекции и библиотеки, его будут занимать общение с новыми приятелями, развлечения на том уров-ле, который он может себе позволить. Такие студенты могут окончить институт с посредственными отметками и без глубоких знаний или же могут быть отчислены за неуспеваемость. Еще один вариант наконец заинтересуются своей будущей профессией и с N-ro курса начнут серьезно заниматься. Но в последнем случае изменится их образ жизни.
Если студент пришел в вуз с желанием учиться, если он нашел свое призвание или, выдержав конкурс, стремится получить максимум знаний, чтобы потом «выйти в люди», он будет поглощен учебной работой и на развлечения, отдых будет выделять не слишком много времени.
Стиль студенческой жизни в западной психологии связывают с особой субкультурой. Ф. Райе. выделяет 4 типа субкультур колледжей. , .
Первый тип, называемый студенческой субкультурой, превращает колледж (вуз) в загородный клуб. Основным содержанием жизни становятся вечеринки и свидания, выпивка, автомобили, спорт, а учебные предметы отходят на второй план.
Второй тип профессиональная субкультура предполагает целеустремленность в учебе, желание обеспечить себе профессиональную подготовку и продвижение; образование приобретается так же, как необходимые продукты в магазине.
Третий тип академическая субкультура ее ценности не диплом, а знания и идеи; углубленное изучение предметов выходит за рамки учебной программы.
И наконец четвертый тип нонконформистская субкультура, которую отличает инакомыслие, ее создают интеллектуальные «социальные мятежники», студенты, ведущие богемный образ жизни, и прочие яркие личности. В США сейчас наблюдается тенденция к преобладанию профессиональной субкультуры, что связано с повышением стоимости обучения и жесткими условиями на рынке занятости.
Поиски работы. Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в вуз, сталкиваются с различными трудностями. Для части из них трудно выбрать определенную деятельность. По данным опросов, проводимых сотрудниками Управлений труда и занятости, многие не могут четко указать требования к своей будущей работе, не имеют ясной цели своих поисков. Если же есть представления о будущей работе, сделан выбор, трудно найти соответствующее место.
Количество людей (в том числе взрослых), ищущих работу, в настоящее время достаточно велико. Юноша или девушка, оказавшись одними из претендентов на вакантную должность, должны уметь общаться с людьми, от которых зависит их будущее, т.е. в какой-то мере владеть техникой делового общения и уметь произвести благоприят-
ное впечатление. Обе эти проблемы, в особенности проблема самспрезентации, обостряются из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Сложности поиска работы и важность умения держаться были описаны Р. Ролланом в «Очарованной душе». Приведем небольшие отрывки, из которых видно, как такого рода умения приобретаются с годами.
«Аннета была недостаточно ловка', не умела показать себя с выгодной стороны. Она держалась надменно, сердила людей своей разборчивостью: позволяла себе привередничать, вместо того, чтобы соглашаться на любую работу...»
«Гордость не позволяла ей соглашаться на унизительные условия, на которые шли другие. Аннета была не из тех кротких овечек, которые охают да вздыхают, но соглашаются. Она не охала и не соглашалась. И, против всякого ожидания, такая тактика имела успех. Люди трусливы. Аннета говорила «нет» с высокомерным спокойствием, которое делало невозможным всякий торг. С ней не'смели обходиться5 так, как с другими, и предлагать такую мизерную плату. Но и ей платили немногим больше».
«...Она знала, что преимущество ей дает сше и уверенность в себе, глаза, голос, костюм, умение пленять нанимателей. Когда нужно было выбрать между ней и другими кандидатками, наниматели редко колебались».
Найти место работы, добиться, чтобы приняли туда, куда есть желание пойти (привлекает вид деятельности, или легкая работа, или учреждение находится недалеко от дома и т.п.), обойти конкурентов значит, согласиться и на определенную оплату труда. Самая большая трудность -это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте. Реальный заработок становится необходимостью, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Браки, заключаемые в это время, принято называть ранними. Ранняя женитьба обычно вынуждает искать работу, иногда резко менять жизненные планы и бросать учебу в вузе.
Как показывают отечественные и зарубежные исследования, чем меньше возраст, в котором заключается брак, тем больше вероятность развода. Особенно хрупкими оказываются семьи, созданные по причине беременности, а также при подражании рано женившимся сверстникам, желании не отстать от них, не упустить свой шанс, не остаться одиноким. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень
хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за любовь, недостаточно ответственные, надеющиеся на счастливое стечение обстоятельств и чужую помощь. Финансовые проблемы и бытовая неустроенность, необходимость обеспечивать семью и, тем более, ухаживать за ребенком их обычно угнетают. Неудачные попытки найти хорошо оплачиваемую работу, материальная зависимость от родителей, с которыми могут возникнуть конфликты, способны окончательно разрушить отношения, если в их основе не лежит глубокое чувство.
Когда заработок не очень важен и работа найдена, юноше или девушке предстоит период адаптации на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление'к коллективу взрослых и новым требованиям оказываются в разной степени трудными для юношей и девушек с различными чертами характера и разным уровнем интеллекта. Облегчает адаптацию ориентировка в профессии, наличие определенных навыков. В принципе начинать работать легче после окончания ПТУ, а не школы. Полезно и получение среднего специального образования.
В юности, если нет собственной семьи, можно достаточно долго искать работу, которая устраивала бы во всех отношениях, менять трудовые коллективы и виды деятельности. Сейчас нет массовых романтических порывов, возникавших у молодежи в периоды освоения целины и «великих строек». Последние поколения более прагматичны и оседлы. Но, тем не менее, юности свойственно искать себя. И поиски работы, если ими движет желание обрести призвание, прекрасны. Их только следует отличать от беспорядочной смены рабочих мест скучающим, всем недовольным и не выносящим трудностей молодым человеком.
Армия. Здоровые юноши, не обучающиеся на дневных отделениях вузов, призываются на срочную службу в Вооруженные Силы. Служба в армии это еще одна резкая смена образа жизни. Жесткий режим, большая физическая нагрузка и беспрекословное подчинение старшим по званию становятся для многих тяжелым испытанием. В то же время армейская жизнь в каком-то плане проще и легче гражданской. Она четко регламентирована, солдату не нужно самому планировать свои действия, отвечать за их последствия. Для юношей с определенным складом характера она вполне подходит, разумеется, при благоприятных условиях службы.
В настоящее время служба в армии связана с двумя тяжелыми проблемами: наличием «горячих точек» и «дедовщиной». Служба в регионах, где идут или могут возникнуть (возобновиться) военные действия, опасна, связана с риском потерять жизнь или здоровье. Самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и другие личностные особенности тех, кто прошел через войну, потерял друзей, был ранен или пережил плен, изменяются. С таким жизненным опытом потом нелегко вернуться к мирной жизни, и во многих случаях бывшим солдатам необходима психотерапевтическая помощь.
«Дедовщина» связана с проникновением в армию криминальной субкультуры. Устанавливаются иерархические отношения; солдаты делятся на группы: старых новичков, вожаков «низов». В последнее время становятся важны также национальная принадлежность и землячества.
«.Низы» вынуждены выполнять часть работы за вышестоящих в иерархии, они подвергаются унижениям и физическому насилию. Групповая агрессия «верхов» осуществляется на фоне сужения группового сознания: группа как бы не дает себе отчета о возможных последствиях. Включаются такие механизмы, как эмоциональное заражение, состязательность (когда члены группы выделяются, самоутверждаются, придумывая особые «приколы» для новичков). Защитный механизм идентификации с агрессией позволяет многим униженным солдатам избавиться от тяжелых переживаний и, принимая и оправдывая-жестокость отношений, ждать повышения своего статуса. Став «дедами», они по закону бумеранга возвращают вновь прибывшим накопившиеся обиды, вместо понимания и сочувствия воспроизводя те же отношения, жертвой которых не так давно были сами. Главным стимулом агрессии является желание испытать власть над людьми. При этом те, кто пострадали в наибольшей мере, наиболее рьяно реализуют возможность проявить власть над слабыми. Появляющееся чувство превосходства компенсирует сформировавшееся ранее чувство неполноценности.
Известны случаи побегов из части и самоубийств из-за «дедовщины» (во время прохождения службы и даже после демобилизации). Если юноша проходит через все испытания, он меняется личностно становится взрослее и психологически сильнее либо останавливается на уровне психологии «деда», агрессивного и мстительного.
Бегство от общества ~ еще один вариант организации жизни в юношеском возрасте. Независимо от того, учится
юноша или работает, он может выбрать этот путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т.д. Если подобное стремление становится преобладающим, работа и учеба бросаются.
Этот вариант нельзя назвать сознательным жизненным выбором. В подобных случаях задача самоопределения обычно не решена и указанные поиски становятся следствием серии серьезных неудач или образовавшегося вакуума: детство кончилось, взрослым себя не чувствуешь и что делать, не знаешь. К наркотикам и сектантству могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о «серой» жизни, неумение трудиться.
Западные психологи отмечают притягательную силу так называемых юношеских религий. X. Ремшмидт считает, что эти религии и соответствующая идеология предлагают упрощенную перспективу на будущее, подчинение вождю (гуру, мессии, пророку), якобы обладающему рецептом спасения всего мира и каждого человека в отдельности; организуют насыщенную общими переживаниями групповую жизнь (используя медитацию, транс и экстаз, иногда наркотики). Юношеские религии нередко приводят к разрыву с семьей, передаче гуру всего своего личного имущества. В личностном плане последствия не менее разрушительны: приобретается болезненная зависимость от группы, неспособность к эмоциональным связям с другими людьми, утрачивается способность самостоятельно мыслить. Это достаточно распространенное на Западе явление в последнее время появилось и у нас.
Что касается наркомании, в юности по этой причине погибают многие из тех, кто начал принимать наркотики в подростковом и раннем юношеском возрасте. Деформации личности при наркотической зависимости общеизвестны. О состоянии и жизни наркоманов никто не может знать то, что знают они сами. Приведем отрывок из рассказа молодого писателя, впервые «уколовшегося» в армии, пережившего годы зависимости и освободившегося от нее в одной из немногих клиник, где способны такую зависимость снять1.
«Наркомания некая параллельная реальность, вступив в которую постепенно теряешь все связи с той, где ты был изначально рожден. Есть такая песня у «Роллинг Сто-унз»: «Две тысячи световых лет от дома». Ты как будто бы
См : Радов Е. Опиум умеет ждать // МК. 2000. 24 марта.
живешь, ходишь по улицам, заходишь в метро, покупаешь газеты, читаешь книжки. Но на самом деле ты вне всего этого, ты не задействован в этом мире, ты живешь по законам, установленным опиумом.
От тебя постепенно отворачиваются друзья и приятели... На место старых друзей приходят новые знакомые, связанные с тобой единственным интересом, от каких-то исковерканных судьбой бомжей до высокоинтеллектуальных или делающих такой вид субъектов. Опиум уравнивает всех, хотя каждый раскрывается в его царстве именно как он. И только он. Если человек «дерьмо», то он проявится как вдесятерне «дерьмо». И очень-очень мало кому удается сохранить какие-то истинно человеческие черты...
Наркомания мир чудовищно жестокий. Каждый день, каждое пробуждение утром или, точнее, глубоким днем ибо наркоманы начинают какую-то жизнедеятельность не раньше чем.в три-четыре часа дня, связаны только с одним вопросом: есть или нет. Если у тебя есть вещество ты счастливейший из смертных. Если же нет, тебе лучше вообще не вставать с кровати ничего хорошего тебя не ждет. Ты будешь лежать, вертясь от бесконечных ознобов (вот она, ломка!), а весь мир вокруг будет враждебно ранить тебя своим немыслимым, непереносимым присутствием. Для нормального, здорового человека характерно в принципе ровное состояние чуть лучше, чуть хуже, а для наркомана постоянно: ад рай ад рай. И так до бесконечности...
Я все время думал, почему самый изысканный кайф, каким, на мой взгляд, является опиум, приводит к полной человеческой деградации? Кажется, дело в том, что его действие направлено на сам принцип удовольствия но не опосредованно, как все остальное, а напрямую, биохимически. Вот почему для наркомана все блага мира не заменят одного набранного шприца! Эти блага он должен как-то приобретать, бороться за них, а в конце концов испытать лишь маленькую толику того, что может ощутить прямо тут, сразу, сделав всего один укол. Поэтому «провалиться всему этому миру...»1
Крайняя и наиболее трагичная форма бегства от общества суицид, уход из жизни.
1 Мнение автора цитированной публикации требует, конечно, пояснения и комментария. Мы сделаем это ниже, в следующей главе, при обсуждении связанных с кризисом 30 лет экзистенциальных проблем.
§ 3. ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ ОНТОГЕНЕЗА
Как было сказано выше, после окончания школы и начала самостоятельной жизни продолжается выбор жизненного пути, завершающийся в конце периода окончательным самоопределением. Основные линии онтогенеза обусловлены сформировавшимися в ранней юности типами жизненного мира (табл. I. 3).
Линии онтогенеза, связанные с гедонистической Направленностью личности (атавистические аналоги простого и легкого и простого и трудного жизненного мира), вообще не предполагают самоопределения; «выбор» предопределен самой гедонистической установкой. В случае простого и легкого жизненного мира она реализуется посредством-паразитического существования. Одним из его вариантов является существование за счет родителей. Неспособность к систематическому труду, сформировавшаяся на предыдущих возрастных этапах, при-еодит к неспособности самостоятельного обеспечения своей жизни. Попытки найти работу, совместимую с этой неспособностью, обычно кончаются неудачей. Вспомним, как проходила и чем закончилась служба у гончаровского Обломова:
«...Будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записывания в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец.
Он полагал, что чиновники одного места составляли между собой дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях, что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность.
Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть по крайней мере землетрясению, чтоб не'прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не бывает; наводнение, конечно, могло бы тоже служить преградой, но и то редко бывает.
Еще более призадумался Обломов, когда замелькали у него в глазах пакеты с надписью нужное и весьма нужное, когда его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной, которые, точно на смех, называли записками; причем все требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чем не останавливались: не успеют спустить с рук одно дело, как уж опять с яростью хватаются за другое.-.
...Все это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить?» твердил он.
...Он отправил однажды какую-то нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск. Дело объяснилось; стали отыскивать виноватого...
Обломов не дождался заслуженной кары, ушел домой и прислал медицинское свидетельство.
В этом свидетельстве сказано было: «Я, нижеподписавшийся, свидетельствую, с приложением своей печати, что коллежский секретарь Илья Обломов одержим отолщением сердца с расширением левого желудочка оного, а равно хроническою болью в печени, угрожающею опасным развитием здоровью и жизни больного, каковые припадки происходят, как надо полагать, от ежедневного хождения в должность. Посему, в предотвращение повторения и усиления болезненных припадков, я считаю за нужное прекратить на время г. Обломову хождение на службу и вообще предписываю воздержание от умственного занятия и всякой деятельности».
Но это помогло только на время: надо же было выздороветь, а за этим в перспективе было опять ежедневное хождение в должность. Обломов не вынес и подал в отставку. Так кончилась и потом уже не возобновлялась его государственная деятельность».
И.А. Гончаров показывает, как сформировалась эта неспособность Обломова к каким-либо занятиям, требующим усилий:
«...Он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет, в пансионе; потом старики Обломовы, после долгой борьбы, решились послать Илюшу в Москву, где он волей-неволей проследил курс наук до конца.
Робкий, апатический характер мешал ему обнаруживать вполне свою лень и капризы в чужих людях, в школе, где не делали исключений в пользу балованных сынков. Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что другого ничего делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки.
Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи».
Другой вариант данной линии онтогенеза связан с замужеством (женитьбой) с целью обеспечения паразитического существования за счет супруга (супруги). Этот вариант более характерен для девушек. Тем не менее, как показывает отмеченное немецкими социологами увеличение количества браков совсем юных молодых людей со зрелыми женщинами, он не так редок и у юношей.
При атавистическом аналоге простого и трудного жизненного мира гедонистическая установка реализуется через механизм терпения. Жизненный мир подконтролен принципу реальности, выступающему как отложенный
принцип удовольствия. Здесь для обеспечения существования, сведенного к удовольствиям и'развлечениям, приходится прибегать к той или иной активности, т.е; соответствующей деятельности.
Одним из вариантов данной линии онтогенеза является существование за счет мелкого жульничества или участие в качестве простых (неответственных) исполнителей в криминальных структурах. Другой вариант выполнение простой, не требующей ответственности работы. Это устройство неквалифицированными подсобными рабочими, иногда грузчиками (при не слишком обременительных нагрузках) и т.п. Для обоих вариантов обычно характерна та или иная степень алкоголизации. Чаще всего эти варианты сочетаются друг с другом: отсутствие устойчивых моральных принципов обусловливает стремление к Легким противоправным путям добывания денег и при трудоустройстве.
Еще один вариант рассматриваемой линии онтогенеза вступление в брак, в котором ради реализации гедонистической установки необходимо выполнение тех или иных обязанностей, которые могут оказаться и обременительными. Одним из примеров является героиня рассказа Чехова «Анна на шее».
Муж Ани, «немолодой и некрасивый, но с деньгами», заставлял ее кланяться при встречах всем нужным себе людям, которые ей были незнакомы:
«...Поклонись же, тебе говорю! ворчал он настойчиво. Голова у тебя не отвалится».
Аня кланялась, и голова у нее в самом деле не отваливалась, но было мучительно. Она делала все, что хотел муж, и злилась на себя за то, что он обманул ее как последнюю дурочку. Выходила она за него только из-за денег, а между тем денег у нее теперь было меньше, чем до замужества*.
Весьма обременительны оказались и супружеские обязанности: «... Она боялась сказать что-нибудь против и натянуто улыбалась и выражала притворное удовольствие, когда ее грубо ласкали и оскверняли объятиями, наводившими на нее ужас».
При перемене обстоятельств в благоприятную сторону эта линия онтогенеза легко меняется на ничем не обремененное паразитическое существование. Получив на балу большой успех у сильных мира сего и поставив тем самым мужа в зависимое от себя положение, героиня чеховского рассказа резко изменила отношения с ним:
«После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в
спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро... Денег нужно было очень много, но она уже не боялась Модеста Алексе-ича и тратила его деньги, как свои; и она не просила, не требовала, а только посылала ему счета или записки: «выдать подателю сего 200 р.», или; «немедленно уплатить 100 р.».
Совершенно перестала ее интересовать и нищенская жизнь отца и малолетних братьев. «А Аня все каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту, играла в одноактных пьесах, ужинала и все реже и реже бывала у своих. Они обедали уже одни. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг».
Отсутствие у представителей характеризуемых линий онтогенеза самоопределения как такового, четких жизненных планов, а также способности к полноценной трудовой или учебной деятельности обусловливает и отсутствие желания получить образование, овладеть какой-либо профессией. При необходимости прохождения службы в армии они обычно сравнительно легко приспосабливаются к неуставным отношениям, являясь послушными исполнителями указаний «дедов».
Линии онтогенеза, связанные с эгоистической направленностью личности (сложным и трудным жизненным миром), в отличие от рассмотренных выше характеризуются достаточно сформированной иерархической системой ценностей и, соответственно, доминированием тех или иных эгоистических мотивов..
Одна из этих линий соответствует престижной мотивации. Жизненный путь выбирается исходя из стремления продвинуться по карьерной лестнице, добиться успеха в той или иной области науки, техники или искусства (если считается, что к этому есть предпосылки), получить престижную профессию и т.п. В зависимости от материальных возможностей семьи, профессиональных и прочих связей родителей, а также собственных склонностей и способностей выбираются наиболее перспективная с точки зрения поставленных целей профессия и соответствующий вуз. Главным принципом выбора обычно становится поиск оптимального сочетания по параметрам: значимость жизненных целей их достижимость.
Самоопределение в рамках этого варианта онтогенеза наиболее подвержено влиянию конъюнктуры, моды, других внешних условий и обстоятельств. Самыми престижными и модными у нас в разное время становились те или иные технические вузы и факультеты (авиационный, фи-
зико-технический, инженерно-физический и др.), гуманитарные (исторический, психологический, иностранных языков и др.), естественные (физические, математические, геологические, химические) и т.д. Всегда были престижны и популярны МГИМО, юридические факультеты, театральные и литературный вузы, факультет журналистики. В настоящее время лидируют экономические и экономико-управленческие вузы и факультеты, школы бизнеса и т.п.
При престижной мотивации встречается еще один путь достижения жизненной цели: брак с человеком, обладающим известностью и влиянием в соответствующей области. Такие браки имеют место, например, в артистической среде: молодые девушки, выходя замуж за известных актеров, режиссеров, артистов эстрады, рассчитывают с их помощью сами добиться успеха. Известны аналогичные случаи и в научной среде.
В данной линии онтогенеза, как и во всех других линиях с эгоистической направленностью личности, могут иметь место и сущностные мотивы, в том числе весьма значимые. У пушкинского Сальери (речь идет о литературном персонаже, а не исторической личности) любовь к музыке с детства была очень значимой сущностной связью с миром:
Родился я с любовию к искусству; Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался слезы Невольные и сладкие текли.
В то же время любовь к музыке сочеталась у него с еще более сильной престижной мотивацией, что предопределило общую эгоистическую направленность личности. Упоминая свои первые юношеские творения, Сальери уже соотносит их с будущей славой: «Я стал творить, но в тишине, но в тайне, не смея помышлять еще о славе». Венцом усилий для него выступает именно слава:
Усильным, напряженным постоянством Я наконец в искусстве безграничном Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась...
Доминирование престижной мотивации, отсутствие общей ориентации на духовно-нравственные ценности и предопределили нравственную несостоятельность этого пушкинского персонажа: главным для него оказалась все-
таки не музыка, воплощенная в своем высшем проявлении в Моцарте, а ущемленное самолюбие, собственный престиж.
Другой вариант эгоистической направленности личности связан с мотивами власти, доминантности. В зависимости от особенностей характера, конкретных интересов, учебной и физической подготовки, а также возможностей родителей способствовать выбираемой карьере молодые люди с данной мотивацией стремятся поступить в учебные заведения, готовящие управленческие кадры, выбирают те или иные военные училища, службу в специальных войсках (ВДВ, морская пехота и др.) или в милиции (ОМОН, спецназ) и т.п. В советское время они составляли значительную часть слушателей учебных заведений по подготовке руководящих партийных кадров (высшие комсомольские и партийные школы), активно продвигались по линии партийной, комсомольской или профсоюзной работы.
Еще одним распространенным вариантом линий онтогенеза, связанных с эгоистической направленностью личности, является преимущественная ориентация на материальную сторону жизни: от обычного материального достатка, комфортных бытовых условий до стремления к обогащению и накоплению материальных ценностей. Эти мотивы в той или иной степени присущи и другим вариантам эгоистической направленности личности, а мотив материального достатка вообще большинству людей. Здесь же они доминируют и играют решающую роль в выборе жизненного пути.
Мотив- материального благополучия как один из вариантов эгоистической направленности личности следует отличать от гедонистической установки, сопряженной с механизмом терпения. Прежде всего здесь речь идет о сложном жизненном мире, который представлен иерархически построенной системой различных мотивов. В этой системе материальный достаток главный, но не единственный мотив. Он обычно сочетается с мотивами самоуважения и престижа, обеспечения будущей семьи и т.д. Кроме того, в этом случае имеет место самоопределение, выбор конкретного жизненного пути с конкретными планами на будущее, чего нет при гедонистической направленности личности. Даже осуществляя ту или иную деятельность по реализации мотива удовольствий и развлечений, ее носители живут заботами лишь ближайшего будущего, фактически настоящего.
Выше мы отмечали, что мотив хорошего заработка при профессиональном самоопределении особенно актуален r настоящее время, в условиях резкого снижения общего уровня жизни. Многие юноши и девушки предпочитают продолжению учебы поиск хорошо оплачиваемой работы, не требующей специального образования и длительного обучения. Многие идут в коммерческие структуры либо пытаются организовать собственный бизнес. У части из них доминируют мотивы обогащения.
Мотив богатства никогда не встречается в чистом виде. Деньги, как и другие материальные ценности, являются выражением могущества и власти. Если это реальная власть, реализуемая в соответствующей деятельности, то мотив богатства становится одним из проявлени-й мотива власти. Однако иногда богатство выступает лишь как источник потенциальной власти и тогда фактически представляет собой ценность само по себе.
Вспомним героя пушкинского «Скупого рыцаря». Сидя в тайном подвале над сундуками с золотом, он испытывает ощущение своего могущества:
Что-не подвластно мне? Как некий демон Отселе править миром я могу; Лишь захочу воздвигнутся чертоги; В великолепные мои сады Сбегутся нимфы резвою толпою; И музы дань свою мне принесут, И вольный гений мне поработится, И добродетель, и бессонный труд Смиренно будут ждать моей награды.
Реальные же отношения барона и его денег предстают в словах жалующегося на него сына:
О, мой отец не слуг и не друзей В них видит, а господ; и сам им служит. И как же служит? Как алжирский раб, Как пес цепной. В нетопленной конуре Живет, пьет воду, ест сухие корки, Всю ночь не спит, все бегает да лает. А золото спокойно в сундуках Лежит себе...
Один из путей реализации мотивов материального благополучия и обогащения вступление в выгодный брак. В отличие от аналогичного случая при гедонистической установке здесь, как отмечалось выше* помимо доминирующего (связанного с материальной-стороной жизни) имеют место и другие мотивы, а также четко намеченный
неннып план. У девушек, например, кроме престижной мотивации и других эгоистических мотивов это может быть мотив создания благополучной семьи.
Духовно-нравственная и сущностная направленность личности (сложный и «как бы легкий» и сущностный типы жизненного мира) предполагают в юности поиск призвания, выбор профессии, наиболее отвечающей склонностям. Даже в том случае, когда главной целью в жизни является создание счастливой семьи, вуз или место работы никогда не выбираются по принципу близости от дома или по каким-либо иным соображениям, не связанным с интересом к самой профессии. Если призвание найдено, то трудности обретения выбранной профессии преодолеваются с упорством и настойчивостью. Известны случаи, когда абитуриенты при большом конкурсном отборе поступали в выбранный вуз с пятой седьмой попытки.
Вместе с тем и при этих линиях онтогенеза выбор профессии может представлять собой не меньшую, а иногда и большую трудность, чем при эгоистической направленности личности. Здесь он не зависит от моды и конъюнктуры, других внешних обстоятельств, облегчен, как отмечалось выше, широтой круга интересов. Однако это далеко не всегда гарантирует оптимальный вариант выбора. Можно сказать, что выбор при многих вариантах будет соответствовать склонностям и интересам. Но будет ли он тем самым выбором, что отвечает предназначению человека, той его «сказкой», которую «необходимо постигнуть» (М.М. Пришвин), зависит от очень многих, часто случайных причин.
Даже при линиях онтогенеза, связанных с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности, не все потенциальные сущностные стороны человека открываются ему к моменту выбора жизненного пути. Иногда окончательный выбор делается позже, уже за порогом юности, нередко же своя истинная «сказка» так и не постигается. В любом случае профессиональное самоопределение является очень трудной задачей.
В предыдущей главе мы приводили отрывок из дневниковой записи 18-летнего Л. Толстого, где он на ближайшие два года ставил цели изучить юридические науки, медицину, иностранные языки, сельское хозяйство, историю, географию, статистику, математику, естественные науки, а также написать диссертацию, достичь «средней степени совершенства в музыке и живописи» и т.д. Подробная программа самосовершенствования включала
различные аспекты духовно-нравственного и интеллектуального развития,
В последующие 5 лет (1923-й годы жизни) продолжался трудный процесс самоопределения. Большинство из поставленных целей оказались неосуществленными; не был закончен Казанский университет, где Толстой, проучился 3 года. Первые упоминания о литературных замыслах и занятиях описаньем» появляются в дневниковых записях конца 1850 г. (на 23-м году жизни). 1852 г. можно считать годом окончательного профессионального самоопределения: опубликовано первое литературное произведение, повесть «Детство».
Непросто шло и личностное самоопределение. В дневниках этого периода отражена сложность внутреннего жизненного мира будущего писателя, постоян-ная борьба сущностных и несущностных мотивов.
«17 июня [1850]... Зиму третьего года я жил в Москве, жил очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели; и жил так не потому, что, как говорят многие, в Москве все так живут, а просто потому, что такого рода жизнь мне нравилась...»
«1850. 8 декабря... Пустившись в жизнь разгульную, я заметил, что люди, стоявшие ниже меня во всем, в этой сфере были гораздо выше меня; мне стало больно, и я убедился, что это не мое назначение».
«29 декабря [1850]. Живу совершенно скотски; хотя и не совсем беспутно, занятия свои почти все оставил и духом очень упал».
*28 февраля [1851]. Много пропустил я времени. Сначала завлекся удовольствиями светскими, потом опять стало в душе пусто; и от занятий отстал, то есть от занятий, имеющих предметом свою собственную личность. Мучало меня долго то, что нет у меня ни одной задушевной мысли или чувства, которое бы обусловливало все направление жизни...»
«8 марта [1851]... Смотрелся часто в зеркало. Это глупое, физическое себялюбие, из которого кроме дурного и смешного ничего выйти не может... Хотел Кобылину дать о себе настоящее мнение (мелочное тщеславие)...»
«13 марта [1851]... Дома ленился выписывать. С Иславиным лда-тел себя выказать, то же и у Беер...»
«20 марта [1851]... Две главные страсти, которые я в себе заметил, это страсть к игре и тщеславие, которое тем более опасно, что принимает бесчисленное множество различных форм, как-то: желание выказать, необдуманность, рассеянность и т.д. ...
Приехал я в Москву с тремя целями. 1) Играть. 2) Жениться. 3) Получить место. Первое скверно и низко, и я, слава богу, осмотрев положение своих дел и отрешившись от предрассудков, решился поправить и привести в порядок дела продажею части имения. Второе,
благодаря умным советам брата Николеньки, оставил до тех пор, пока принудит к тому или любовь или рассудок, или даже судьба... Последнее невозможно до двух лет службы в губернии, да и по правде, хотя и хочется, но хочется много других вещей несовместиых...
Много слабостей имел я в это время. Главное, мало обращал внимания на правила нравственные, завлекаясь правилами, нужными для успеха...»
«Много других вещей», «несовместных» со службой чиновника, примат «правил нравственных» над «правилами, нужными для успеха» и определили после периода трудных поисков жизненный путь будущего классика мировой литературы. ,
Юность первый период взрослой, самостоятельной жизни. Ответственность за свою судьбу, за всю последующую -жизнь определяет специфику этого возрастного этапа. Для кого-то в юности начинается реализация жизненных планов, четко намеченных еще в старших классах школы, идет проверка их правильности в жизненной практике. Многие же продолжают поиски себя во взрослой жизни, пытаясь решить проблему самоопределения методом проб и ошибок. Несмотря на то что жизненный мир и соответствующие ему мировоззренческие установки сформировались в предыдущем возрастном периоде, очень многое еще уточняется и окончательно осознается в ходе этих зачастую мучительных поисков. Окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни, и является центральным-возрастным новообразованием юности.