Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

мы Министерства кры РБ имеют в качестве правовой основы для своей деятельности положение о детской муз худ ш

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Организация и планирование учебного процесса.

Все школы с-мы Министерства к-ры РБ имеют в качестве правовой основы для своей деятельности положение о детской муз худ школе и школе искусств, утверждённое в 1993 г.

Администрация школы сама разрабатывает свой устав на основе положения и утверждает его в отделе культуры. В положении определяются цели и задачи школ, порядок их открытия, приёмов, организации филиалов, регламент организационной учебно-воспитательной работы.

Преподаватель работает по плану, для того, чтобы: пед процесс был целенаправленным, усвоение материала последовательным и кач-ным и. Планирование помогает видеть перспективу обучения, прогнозировать результат и поэтапно решать пед задачи.

План каждого предмета опирается на:

  1.  На общие дидактические принципы.
  2.  На особенности познавательной деятельности учащегося, определённого возраста и  уровня подготовки.
  3.  На специфику учебного предмета.

Планы бывают:

  1.  Перспективные (устанавливают конкретное содержание обучения на определённый период).
  2.  Текущие.

Перспективные – индивидуально – репертуарные.

Учебные программы муз-исполнитеских дисциплин не столь регламентированы. Это связано с уровнем муз способностей, с индивидуальными особенностями учащегося, со скоростью овладения муз материала и т.д.

Основные требования при составления:

  1.  Владение учебно-музыкальным материалом, знание требуемой программы и репертуарных списков.
  2.  Развивать достоинства и устранять недостатки.
  3.  Соответствие плана и возможностей ученика.
  4.  Разнообразность репертуара.
  5.  Характеристика ученика на данном этапе его личностного и муз развития: А) Психологические особенности уч-ка, б) Физические особенности строения исполнит аппарата, в) Уровень достижения исполнит умения и навыков, г) Анализ и проектирование корректирующих действий по исправлению выявленных недостатков, планирование дальнейшего роста.

Календарно-тематический план.

По сольфеджио учит способности группы, а не каждого ученика.

По музлиту планы имеют более четкую форму, т.к. учебный материал сформирован в темы, в каждой из них задаётся примерное распределение по урокам.

Текущие планы пед работы не имеют столь строгой регламентации строгой регламентации. Поурочные планы не приняты в муз-исполнит дисциплинах.

Средства и формы музыкального обучения.

Средства музыкального обучения – это необходимый компонент в учебном процессе, способствующий приобретению ЗУН и их совершенствованию.

Специальные учебные пособия – это школы игры на муз инструментах (самоучители, хрестоматии и т.п.).

Музыкальный инструментарий – одно из средств муз обучения. Могут приспосабливаться в целях обучения (уменьшение размера для детей разного возраста).

Технические средства – кассеты, диски, DVD и т.п.

Формы организации обучения – это согласование деятельности педагога и уч-ся, осуществляющейся в опред. порядке и режиме. Формы классифицируются по:

  1.  Кол-ву учащихся (группа, индивидуальные занятия и т.п.)
  2.  По месту учебы (вне/в учебном заведении)
  3.  По продолжительности занятий (45/90 мин)

Особенности классно-урочной системы:

  1.  Класс.
  2.  Планирование обучения.
  3.  Уроки.
  4.  Монизм – каждый урок посвящен 1му предмету.
  5.  Расписание.
  6.  Педагогическое управление .
  7.  Вариативность деятельности – применение разл. форм и и видов позноват. деят-сти уч-ся.

Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок уч. процесса. Имеет конечную цель и должен завершаться законченным результатом. На уроке преподаватель объясняет, анализирует и исполняет музыку, контролирует и организовывает учебный труд уч-ков и т.п. Кач-во урока зависит от пед-кого труда учителя, в кот. воплощ. его св-ва личности, квалификации, опыта.

Требования, предъявляемые к уроку:

  1.  Эстетическое воздействие музыки на учащегося.
  2.  Использование новых достижений пед-ой практики, реализация дидактических методов.
  3.  Строго дифференциальный подход к учащимся.
  4.  Готовность к уроку преподавателя, его предварительная самостоятельная работа.
  5.  Сознательное и творч-ое применение методов и приёмов, с пом. которых осущ. преподавание.
  6.  Внутре-предметные связи для последовательного осущ. обучения.
  7.  Установка межпредметных связей.
  8.  Оборудование и пособия.

Формы организации обучения музыке:

1. Индивидуальная, 2. групповая, 3. коллективная.

Индивидуальные уроки. Темп обучения можно приспособить к возможностям конкретного ученика. Можно добиться его высокой позноват-ой активности, видеть, исправлять и предупреждать ошибки. Устан-ется обратная связь с учеником. К инд-ым урокам сложно готовиться. Возраст. роль имправизационности и пед-ой интуиции.

Самостоятельные дом. задания. В самост. работе ЗУН, опыт творческой деятельности становятся личностным достоянием учащегося. Требуется постоянная и ежедневная тренировка. Урок в классе – образец самост. работы дома. Педагог руководит дом. работой: 1. организовать дом. задание,

2. составить расписание раб. дня, 3. на уроке моделировать дом. работу.

Групповые уроки. С постоянный кол-вом учеников и имея подробно разработанное содержание урока, препод. ведёт занятия по плану, придерж-ясь графика с примерным распред времени на отд-ные виды учебной работы. Возможность импровизации ограничена.

Разновидность уроков музыки – репетиции.

Предмет и задачи педагогики.

Педагогика – своё название получила от греч.слова «пайдос»-дитя и «аго»-вести, это наука о воспитании человека. Фун-ция пед-ки: познав.законы воспит., образ. и обуч.людей и на этой основе указ.пед.практике лучшие пути и способы достижения поставленной цели. Предмет пед-ки: пед.процесс, обеспеч. развитие человека на протяжении всей его жизни. Пед.процесс-это спец.организов. взаимод. обующего и обучаемого в целях освоения социокульт.опыта, необход. человеку для самост.жизни и труда.В узк.значении: воспит. деят-сть, осущ. в учебно-воспит. учреждениях.

Источники развития пед-ки: многовековой практич.опыт воспит., закрепл.в образе жизни, обычаях людей, нар. педагогике.; философские;обществовед.; психолог. и педагог. труды; мировая и отечественная практика воспитания;данные спец.организ.исследований; опыт педагогов-новаторов.

Осн.задачи педагогики: 1)Вскрытие закономерн. в областях образования, обучения и воспитания; 2)Изуч. и обобщение опыта в практике пед.деят-сти; 3)Разраб.новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образоват.структурами.; 4) Прогнозир. образован. на ближайшее и отдалённое будущее; 5)Внедрение результат.исслед. в практику ; Примеры временных задач: создание библиотек электрон. учебников, выявлен.факторов выбора школьн.профессии; разраб.стандартов педагог.порфессионализма.

Совр.педагогику правильно назвать системой наук о воспитании. Структура пед.науки: 1)история музыки; 2)Общ.пед-ка – базов.научн.дисциплина изучающ.закономерности воспит. уч-ка, разрабат. общ.основы учебно-воспит.процесса в воспитательных учреждениях всех типов. включ. 4 раздела: 1.общие основы, 2.дидактика, 3. Теор.воспитание, 4.школоведение, ясельная,школьная, пед-ка професс.техн. образ.-изуч.подгот. высококвалифицир. рабочих, пед-ка высш.школы, производственная, военная, социальная, исправительно-трудовая, лечебная. Пед-ка связана с филолог.науками(социология, этика, эстетика),анатомией, физиологией. Особ.знач. имеет связь с психологией, историей, литературой, географией, медициной, экологией, археологией, антропологией.

Музыкальное воспитание и образование в Западной Европе на разных этапах становления и развития педагогики (эпоха Античности).

Античность(8в.до н.э.-5 в.н.э.) Здесь  сложились педог.идеалы, послужившие образцом для послед. эпох. Воспитание рассматр. как одна из ф-й государства. Музыка считалась важным средством и целью обществ. воспитания.

Пед мысль Др.Греции: основу античного образования составляли 7 свободн.искусств-арифметика,геометрия, астрономия,музыка-объединялись в квадриум, а грамматика, риторика и логика-в тривиум.Музыка считалась наукой. В Спарте вначале детей обуч.чтению,грамоте и счёту, однако интеллект. воспитание сводилось к минимуму. Осн. внимание уделялось физ.воспитанию и закалке подростков. На след.этапе добавляется пение, музыка, религ. танцы(носили боевой характер). Затем юноши переводились в группу эфебов и несли военную службу. В Афинах приоритет отдавался гуманист.образованию. Начальн.образов. -  мусические школы, где обуч. чтению, счёту, музыке и пению.(от 7 до 14 лет); продолжалось обуч. в гимнастических школах или полестрах(13-16). после этого наиболее состоятельная часть молодёжи продолж.образов. в гимнасиях(философия, политика, риторика и др.) с 18 лет юноши состояли в эфебиях.Вершиной образования были философские школы.

В эту эпоху в трудах философоф и мыслителей начин. зарожд. педагог. мысль. Созд. трактаты по разным наукам, в кот. содерж. сведения о музыке. Пифагор: основой знаний в школе Пифагора считалось нравств. воспит. В его школе музыке придавалось важное, буквально ритуальное значение. Вселенная познавалась с помощью муз.-математич. связей. Пифагор установил символическую связь между музыкой и мирозданием, опред. числами основу акустики. Музыка по-разному воздейств. на душу человека, структурно разные мелодии оказывают неодинаковое этич. воздействие на психику человека. Поэтому необход. спец. отбор муз.материала, для реализации воспит. и развив.функций музыки. Демокрит: в воспит. большую роль отводил окр.среде, положит. примеру взрослых, труду, упражн. в нравствен. поступках. Сократ: считал, что истин. знания нельзя вложить в сознание уч-ка из вне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет. Право на образ. полаг. одним из наиболее соответств. природе человека. Платон:  впервые созд. целостную педагог. систему. Педагог. проблематика прониз. диалоги, трактаты «государство и закон». Выдвигает принципы пожизн. воспитания. Мусическое и гимнастическое образование рассматр. как подготовка в прохождению высш.образоват.этапа, кот. делится на 2 длит цикла 10 и 15 лет. Аристотель: вопросы воспит. и обуч. затронуты почти во всех его трудах. Музыку он считал достойным занятием во время досуга, орудием нравств. воспит. и средством облегчить усталость. Выступал за всеобщность муз.образов. среди свободных граждан. Уже в 5 до н.э. в Афинах сущ. гильдия певцов и танцоров, кот. получ. за свою деят-сть материальное вознаграждение. Сущ. спец. объединение, кот. занималось подготовкой актёров, певцов и музыкантов-инструменталистов.

Древний Рим: пение и игра на муз. инстр. становится проф. деят-стью. Музыка изуч. в сред. школе. Плутарх напис. трактат о музыке, квинтилиан об образов. оратора. Главное задачей считал формир. свободного человека.

Современные системы музыкального воспитания.

В области муз.-эстет. воспитания накоплен большой опыт во мн. странах мира. Проводятся ассамблеи «Междунар. общ-ва воспит. через ис-во», Междунар. организ. по муз. воспит. и образован. детей (созд. в 1953 г). В 20 веке созданы целостные системы массового муз. развития.

Теория и практика эстетич. воспит. опирается на след. требования:

  1.  Обязательное системат. худ. воспит. для каждого ребёнка.
  2.  Свободное выражение индивидуальности ребёнка.
  3.  Развитие через ис-во эмоц. сферы психики, эстетические суждения, вкуса; связывание худ. занятий с др. уч. предметами.

Золтан Кодай (1872 - 1967) – композитор, фольклорист.

Его система основана на всеобщности деятельности муз. воспитания. Муз. необходима для гармонич. развития личности, это не предмет роскоши.

Процесс обучения строится на нар. – песенном муз. материале.

Основные положения концепции Кодая:

  1.  Основа муз. воспитания – активная муз. деятельность и практика музицирования.
  2.  Пение – первейшее худ. проявление человека.
  3.  Голос – инструмент, доступный любому человеку.
  4.  Хор приводит к совместному муз. переживанию, к всеобщ. музицированию и т.п.
  5.  Только пение способно развить относит. звуковысотн. слух. Пение a capella – школа для развития муз. способностей.

Методика муз. обучения строится в соответствии с возрастными особенностями детей.

По мнению Кодай сначала учаться читать ноты, важно знать старинные ключи,  уметь в них петь, ежедневно играть фуги Баха, транспонировать их, петь в хоре, развивать слух, разбираться в др. исск-вах. Зрительное восприятие нот превращ. в звучание, а звук в нотную запись.

Метод Кодая включает:

1. релятивную сольмизацию, 2. ручные знаки, 3.венгерская нар. песня, 4.      общеобразоват. школа с муз. уклоном, 5. хоровое пение акапелла.

Т.о. Кодай полагал:

1.муз. должны быть доступна всем, 2.её роль важна в общечеловеч. воспитании, 3.эффективность обуч. определ. всеобщей и централизованной его организацией, 4.важна подготовка учителя, 5.важен интернациональный обмен опытом  и распр. муз.-пед идей.

Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950).

В 1915г. В Женеве был открыт институт Ж-Д-за. Далькроз создал систему ритмических упражнений для развития слуха, памяти, внимания, ритм. свободы и пластичности. Цель системы – одухотвор. телесн. упражнен., воспит. собствен. ритмич. разума. Он считал, что музыка организовывает телесность.

Восстановление триединства: слова, движения и ритма.

Тактирование, хлопки, постукивания => овладение ритмом на нач. этапе обучения; ходьба и хлопки во время пения =>  четкое восприятие метра и ритма; петь + хотьба и ручное тактирование => координация рук и ног.

Кроме ритм. упраж. используется так наз. гамма Д-за.

Овлад. ритм. знаниями начинают с ходьбы, чтобы дать ощутить равномерность долей. Хлопки и хотьба/хотьба в ритме выученной песни/пение с текстом/выученная по слуху песня – 1ые шаги на пути знакомства с музыкой.

Карл Орф (1895 - 1982) – композитор, музыковед, педагог.

В Зальцбурге в 1861г был открыт Орфа, где разраб. принципы муз. воспит. детей. Осн. цель – воспитание личности с точки зрения гуманизма.

Метод Орфа опирается на исп. муз. фольклора и развит. творч. инициативы уч-ся.

Орф создал пятитомное пособие «Шульверк» - собрание пьес для хорового исполнен. в сопр. инструм., упр. в произнош. и декламации, ритм. упр., театр. сценок. Муз. воспит., по мнению Орфа, должно стимулировать тв-кую фантазию, умение импровизировать и т.п.

В «Ш.» ритму и муз.-ритм. воспитанию отводится 1ая роль.

Новаторство Орфа – использование для работы с детьми элементарной музыки. Она связана с движением, танцем и словом. Её создаешь сам, включаешься в неё, как участник, а не слушатель. Был разработан специальный инструментарий: простые духовые., мелод. ударные и т.п.

Большое значение отводится пению и слову.

Исп. различные методы обучения нотной грамоте – релятивная и абсолютная сольмизация и нотация.

Принцип «Ш.» - на каждом этапе развивать самост. уч-ся и наталкивать на творч. поиски. Цель «Ш.» - вызывать радость при взаимод. индивидуального  и коллективного творч. проявл.

Дмитрий Кабалевский (1904 - 1987)

Его система направлена на то, чтобы приобщить ребёнка в музыке путём развития активного воприятия. Ребёнок должен не только слушать, но и слышать музыку, сопереживать ей. Суть системы – вся музыка концентрируется вокруг 3х жанров: песня, танец, марш. Т.о система отличается применением муз ис-ва, как своеобразным отражением жизни.

Музыкальное воспитание и образование в Западной Европе на разных этапах становления и развития педагогики (эпоха Средневековья, 16-18 вв., 19 в.)

Услов.нравственного упадка Римск. культуры, зарождение христианства, кот. на целое тысячелетие опред. развитие европ. культуры. Христ. педагогика обращ. во внутрь человека и этим она противоположна античн. системе образования. Опыт средневек. школы и педагогики лёг в основу всех современ. европ. педагог. систем и составил неотъемлемый пласт культуры.

Клемент Александрийский – разработал философии христ.образлования, не отвергающую накопленное к тому времени наследие греко-римской пед. мысли. Василий Кесарийский(великий) – его творчество-одна из вершин усвоения языческо-философской культуры христ. церковью. Гл. задача христ. образования – помочь душе достичь слияния с Господом. Источник авторитетного пед. руководства – библия, однако и внешн. светские науки не бесполезны для души. Григорий Великий: отвергал прямое использование в обучении работ античных авторов, настаивая на замене их накопленным к этому времени религиозно-философским христ. наследием. От стремился укрепить христ. сознание, избавить его от контакта с язычеством.

В Средневековье в Европе сложилось неск. видов церковных школы: монастырские, соборные, приходские. Начиная с 12 в. школьное образов. постепенно выходит за стены церквей и монастырей. Рост городов, расширение торговых связей дали толчок развитию светского образования – городских школ и университет – вершины средневек. образов. Муз. образование в эту эпоху связано с церковью. В школах при монастырях и соборах осущ. подготовка певцов, канторов, инструменталистов. На ряду с храмовой муз. культурой сущ. муз. народная культура-искусство странствующих скаморохов.

В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения, отлич. от современ. представлений. считалось, что осн. критерии образов. выступает его полезность для подготовки человека к жизни. Муз. образов эпохи Возрожд. носит цеховый характер. Вокруг мастеров-исполнителей формир. школы музыкантов. Появл. новые жанры муз. ис-ва, расшир. опыт муз. искусства, развив. муз.-теоретич. наука. Центр. место в системе этого периода занимало нравств. воспитание. Крупный вклад в развитие пед.мысли внесли учёные, писатели-гуманисты, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель Монтень.

Эпох Просвящения: доминантой эпохи становится наука. Рост соц. значения науки и образов. проводит к формир. педагогики уже как науки. Впервые педагогика как наука былы обозначена в трактате Френсиса Бекэна» о достоинстве и увеличении наук». Основателем педагогики в совр. поним. считается Ян Амос Коменский(1592-1670) Автор более 100 сочин., подготовил много учебников и.т.д., но самый гл. труд – «великая дидактика». Осн. открытия Каменского в области педаг.: 1) обоснование принципа природосообразности, 2) разработка возраст. периодизации, 3) создание классно-урочной системы обуч., 4) составление 1-ых учебников для школ, снабжённых иллюстрациями и метод. рекомендациями для учебников. Джок Локк – труд «Мысли о воспитании»(Англия), Жан Жак Руссо – «эмиль, или о воспитании»(франция), Генрих Песталоцци-«Как Гертруда учит своих детей»(Швейц.) В эту эпоху заклад. основы проф.муз. образования. Клавир. педагогика была первая –И.С.Бах.-1-ый проф.педагог. Созд. труды, учебно-метод. пособия, трактаты, в кот. говорилось о посадке за инстр., движ.рук, аппликатуре, затрагивались проблемы муз.эстетики, содерж. сведения по теории музыки. Ф.И.Бах – «опыт об истинном искусстве игры на клавире». Возник. центры муз. образования. 1-ая консерватория-1795(париж)

Дидактические принципы  и их воплощения в педагогике.Преломление дидактических принципов в музыкально-педагогической деятельности.

Дидактические принципы - это положения, которые определяют содержание,формы и методы учебного процесса в соответствии с целью(начал разрабатывать Каменский).Советская педагогика опиралась на идеи Ушинского.

1)Пр-п взаимосвязи задач воспитания,обучения технич. и худ.развития обучаемых.Реализация -  умение учителя  в любой конкретной ситуации избирать наиболее рациональное сочетание разных задач,выделять ведущие:включение личности учащегося в контекст музыкальной культуры,удовлетворение муз.-эстетических потребностей и т.д.

2)Связь теории с практикой-те знания,кот. уч-ся получает теоретически должны быть реализованы на практике.

3)Пр-п систематичности и последовательности- правило: от  простого к сложному ,от неизвестного к известному; последовательность в планировании учебно-музыкальной деятельности,в подборе муз.материала,в выборе методик обучения.

Спецификой муз.-исполнит.процесса явл. двигат.автоматизм при активном мышлении и осознанности действий,добиться этого можно при систематич.занятиях.

4)Пр-п наглядности-  опора на чувствительные представления, слух, моторные, тактильные, зрительные ощущения. 2 осн.вида  наглядности: показ и объяснение.

Методы показа:

А)показ-образец, Б)проблемный показ, В)утрированный показ, Г)фрагментарный показ

5)Пр-п доступности обучения связан с возрастом уч-ся,его муз.одаренностью,общим и музыкальным развитием.Неодходимо объяснять учащемуся материал на научном уровне, но доступно, помогать ориентироваться в информации.

6)пр-п сознательности и активности-все знания,кот. ученик усвоил сам,более полезны и глубоки,так как в результате такой работы появляется собственный подход к изучению произведения,самостоятельное  мышление.

7)пр-п прочного усвоения знаний-это последов-ть накопления ЗУН до такой степени,чтобы они составляли его собственный фонд приемов,исполнительских движений и т.д.

8)пр-п индивид-го подхода - задача максимального развития способностей человека.

9)пр-п научности обучения-2 уровня: 1)уровень преподавания отвечает современному состоянию науки, 2)исторический подход к анализу и оценке пед.деятельности

Принципы развивающего обучения и пед.сотрудничества в муз.обучении и воспитании.

Античные философы придавали значение идее развития.(эта тема встречается в дискуссиях Сократа)

В 17в. Каменский дает обоснование теории развития уч-ся.В наше время понятие развивающего обучения встречается в 60-х гг.  в советской педагогике.Теория развив.обучения была разработана ученым,пед.-муз. Цыпиным.

Принципы музыкального развивающего обучения

-ведущим  явл-ся принцип увеличения используемого в работе муз.материала.Реализация этого принципа происходит через обращение к возможно большему числу произведений.

-ускорение темпов прохождения муз.материала.

-увеличение меры теоретических знаний-т.е. не только играть,но и обогащать сознание учащегося, давать какие-то исторические сведения,обощать их.

-принцип работы с материалом-здесь проявляется инициатива и самостоятельность уч-ся.Реализация - использование проблемных методов подачи материала.

Принципы пед.сотрудничества

1)Пед должен опираться на принцип «безграничности ребенка»,т.е. признание огромного потенциала к развитию

2)ориентация на завтрашний день развития.В процессе деятельности учитель должен приблизить ученика к взрослению,создать условия для самореализации.

3)принцип игры и свободного выбора-на начальном этапе обучения исполнению музыки-игровая форма работы.В средних и старших классах значение приобретает свободный выбор,т.е. выбор одного из многих полезных вариантов.

4)личностно-гуманное отношение к ребенку

5)принцип очеловечивания среды

6)усовершенствование собственного детства

Методы муз. обучения. Классификация методов муз. обучения.

Метод от греч.-«путь».В педагогике методы определяют как систему  действий преподавателя по организации познавательной деятельности уч-ся с целью усвоения содержания образования.

I.Методы организации  учебно-познавательной деятельности

1)Словесный требует владения словом,богатой лексики, образно-ассоциативного мышления, понимания психологии школьника.

Словесные методы бывают:

А) рассказ-монологический метод изложения учебного материала,метод устного повествования.

Б)беседа-диалогический метод изложения и усвоения материала.Беседа помогает побудить ученика к активизации имеющихся у него знаний,подводит к самостоятельной формулировке выводов.

В)лекция-может использоваться как в учебном процессе,так и в концертах.Как правило используется для преподавания гуманитарных наук. Лекциям присуща научность, строгость, объемность, упорядоченность.

2)Наглядный. Функции наглядности-повысить интерес к учебным предметам,сделать их содержание более доходчивым.Наглядность используется на всех уроках музыки.Она может быть в зрительной форме(показ приема) и звуковой(показ звучания).

3)Практические -их сущность - по заданию преподавателя уч-ся упражняется в применении знаний, в совершенстве способов деятельности.

Упражнение-это систематическая отработка умений и навыков путем повторения умственных операций или практических действий в процессе взаимодействия с учителями или в специально организованной индивидуальной деятельности.

Практические методы реализуются через систему различных приемов - одно из эффективных средств в муз.педагогике.

По способу овладения знаниями методы делятся на репродуктивные и проблемно-поисковые,которые вычленяются на основе оценки степени творческ.активности уч-ся в получении новых знаний.

Репродуктивные

Репродуктивный характер мышления предполагает восприятие и запоминание  сообщенной учителем или др.источником информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных,наглядных,практических методов.Особенно эффективны эти методы тогда,когда информация слишком сложная или принципиально новая,чтобы ученик сам мог осуществить поиск знания.В целом репродуктивные методы не позволяют в полной мере развить мышление школьника,его гибкость и самостоятельность.

Проблемно-поисковые. Используются с целью развития навыков творческой,учебно-познавательной деятельности и способствуют более осмысленному овладению знаний.

Методы стимулирования процесса муз.обучения.

а)методы эмоционального стимулирования(поощрение и наказание0

б)методы развития познавательного интереса.Формируется у уч-ся готовность к муз.восприятию.

в)методы стимуляции содержания муз.материала.В обучении должен присутствовать момент творчества.

Содержание и сущность процесса музыкального образования

Содержание-это система ЗУН,способов деятельности и мышления,которыми необходимо овладеть ученику а процессе обучения.На каждом уровне образования его содержание устанавливается путем отбора систематизированных и приспособленных ЗУН,целесообразных и доступных для усвоения.

Основные цели начального музыкального образования.

1.В контакте с общеобразовательной школой формирование всесторонне развитой личности

2.развитие способностей к музыке

3.подготовка к какой-либо самостоятельной деятельности

Задачи начального музыкального образования

1.Формир. и развит. муз. вкуса,потребности слушать музыку,накапливать знания о ней.

2.обучение игре на музыкальном инструменте

3.целенаправленное развитие слуха

Вся учебная работа основана на таких документах,как учебный план и учебная программа.

Учебный план-имеет предметную структуру и располагает все дисциплины в системе.Он содержит перечень предметов,указывает,в каких классах они изучаются,сколько часов отводится.Устанавливает предметы,по которым проводятся экзамены и зачеты,определяет наполняемость групп.

Учебный предмет-специально отработанная  для усвоения уч-ся в процессе обучения система знаний и умений,отобранных из определенной области науки или искусства.

Учебная программа - в свернутом виде в ней содержится информация об учебном материале,подлежащем изучению и освоению.Программы создаются отдельно для каждого предмета,устанавливают его содержание,объем и систему,в которой он изучается.

Системность требований в программе представлена последовательным усложнением задач, порядком их выполнения,подбором репертуара.Структура программ имеет общую основу.

Пояснительная записка - определяет учебно-воспитательные задачи дисциплины, содержит краткие методические рекомендации по организации учебного процесса.

Основной объем программ исполнительских классов ограничивается репертуарным списком. Они группируются по классам и располагаются в алфавитном порядке.

В курсе сольфеджио изложенное содержание обучения сводится к перечню видов работы над слухом, памятью, ритмом .Изложение курса муз.лит. ближе к повествовательной форме.

Сущность процесса муз. образования - процесс совместной творческой деятельности преподавателя и ученика,ведущий к определенному результату,т.е. усвоение ЗУН,осуществляется воспитание и развитие учащегося.

Возникновение и развитие муз. образования в России

История педагогики в России начин-ся со времени возникн-ия Кивского гос-ва в VII-IX  в.
Древнерусское гос-во не унаследовало ни традиции античного образ-ия,ни систему светского воспит-ия,сложив-ся в Византии.
Главным очагом образ-ия и воспитания была семья,2 ступень-обуч-ия на Руси традиц-но наз-сь «Школы учения книжного».

В 11-13 в. они открыв-ся по всей Руси при княж. дворах,церквях,монастырях.
Образ-ие повыш-го типа можно было получить самост-но через чтение и беседы с духовн. наставниками.(Изборник Святослава (1703 г.),поучения Князя Владимира Мономаха детям(
XII в.))
В этот период  возникают проф. формы певческого искус-ва,система нотной записи с нормами мелод. мышления.Проф. искус-во полностью подчинялось интересам церкви.
Московское гос-во(XIV-XVI)-очагами образ-ия стан-ся монастыри. Наиболее хар-ным памятником образ-ия и воспитания Московской Руси  явл-ся «Домострой»(свод правил)

XVI-XVII-образование в России выходит на новый уровень. В этот период заклад-ся фундамент новой школы,повыш-ся статус образ-ия.

2-ая пол. XVII в.-создание греко-латинских школ в Москве.

с XVI в.-орзаниз-ся частные школы,где детей обучали нотной грамоте и церковному пению.

1687г.-основание Славно-греко-латинской академии.(1-ое высшее заведение,Симеон Полоцкий)

XVIII в.-предпринятие попытки создания гос. системы образ-ия, открываются светские учебные заведения.

1725г.-учреждение Академии наук,в целях подготовки учёных созд-ся универ-ты и гимназии.

Ломоносов-инициатор открытия Моск. унив-та и гимназии при нём.(1755г.)

XVIII в.-под воздействием реформ Петра I развив-ся мызка и появл. светские муз. учебные заведения.

1738 г-школа пения и инструм. музыки.

1740г.-оркестровые инструм-ты,придворная певч. капелла.

1760-муз. классы,академии художеств.

1765-при Смольном открыто «Особливое уч-ще для малолетних девушек» (перв. муз. система)

XIX-распространеие  в россии идей европ-го просвещения.

Представители Росс-ой револ.-демократ. педагогики: Белинский, Герцин, Чернышевский, Добролюбов, Писарев

Постепенно в России формир-ся педагогика мирового масштаба. Основателем научной педагогики в России стал Ушинский.

В конц. XVIII- нач.  XIX в. в России широкое массовое воспитание и образ-ие осущ-сь через обучение фортеп-ой  игре.

1859г.-открытие рус. муз. общества, главой которого стал Антон Рубинштейн.

1859г.-рус. муз. общ-во открыло в Питере классы ,на основе кот. в 1962 году была создана первая в России консерватория.

В это время открыв-ся разл. школы и курсы: школа сестёр Гнесиных(Москва),Майкапара в Твери,Столярского в Одессе,Ратофа в Питере.

1862-Балакирев открыл бесплатную муз. школу.

1868-открыта Моск-ая консер-ия Николаем Рубинштейном.Появл много трактатов и заметок о муз. образ-ии.(Серов,Стасов.,Р-К.,Чайк.)

Истоки и развитие муз. образ-ия и науки в Беларуси.

Истоки обуч-ия восходят к Древней Руси.Организ-ия первонач-ых форм муз. образ-ия связано c христ. храмами и монастырями.

Крупный вклад в развитие культуры в  XII . внесли Ефросинья Полоцкая, Кирил Туровский, Авраамий Смоленский, Клемент Смолятич.

В XIII-XV в. в период ВКЛ по-прежнему были распространены певчие школы при церковных заведениях.

Особое значение для бел. культуры имел XVI в. В это время в основном завершается процесс формир. бел. народности ,развив.  нац. культура, возникает книгопечатание, открыв. школы, расшир-ся гуманистич. и просветительские идеи и тенденции. Деятели этой эпохи:Францыск Скарына,Симон Будный,Василий Тяпинский,Микола Гусовский,Афанасий Филипович,Симион Полоцкий.

В XVI-XVII в. на Беларуси возникают разные типы школ: латинские, католические, протестантские, униатские, братские и др.

В XVIII в. на Беларуси актоивно развив. муз. светского содерж., заклад-ся свои проф-ые традиции в области муз.-исполн. искусства и образ-ия. Развитие светской музыки было связано с деят-тью крепостных театров.

Выходцы из соц. низов могли получить муз-проф. образ-ие в бесплатных учебеных завед-ях 2-ух типов: 1. муз. бурсы, 2. театр.-худ.-муз. школах при частновладелчих театрах.

Детей знати обучали музыке на дому,в коллегиумах и пансионатах.

Школа Антония Тызенгауза (Гродно 1765-1885)

В XIX в. активно развив-ся светские формы муз. связей.

Муз. образ-ие в этот период получает системат. характер.

В 20-25 годы XIX в. знач. роль в распространении муз. знаний играли пансионаты. Пансионат Марии Монтегради(1830г.) в Минске. В последней четверти XIX в. стали организовываться лит-муз. кружки и товарищества,главная цель которых-эстетич-ое восп-ие демократ. кругов населения.

1871г.-открыто Минское уч-ще органистов.В конце XIX в. муз.-школы В Могилёве и Минске.

Муз. развитие образ-ия на Беларуси в советский период

Созд-ся муз. консерватории в Минске 1919г. 

На базе муз. школ открыв-ся муз. техникумы(Гомель и Могилёв)

В 1920 г. вышло постановление об открытии консерв-рии в Минске, кот. стала действовать только с 1932 г. Она была открыта на базе Минского муз. техникума,кот. существовал с 1924 года и бел. студии оперы и балета. У истоков образия конс-рии стояли комп-ры Аладов и Золотарёв(Россия),музыковеды Матисон,Шнитман,Дрейзен,Пианисты Семашко ,Петров,клумов, скрипачи Бессмертны, Вивьем, Амитон, виолончелисты Орлова, Фидон,Валторнист Стегенный, вокалист Баначич, дирижёр Бары и др.

Со времени открытия конс-рия готовила спец-ов по форт-ано,оркестровых инструм-ов,вокалу,композиции,музыковедению,с 1934 г. по хоровому дирижированию,в 1939 г. создано отделение народных инструм-ов и опреная студия.

В 1963 г. была созд. аспирантура,в 1970 г. ассистентура, стажировка.

В 1947г. начала действовать средняя спец. муз. школа,кот. в 1992 г. стала Республиканским лицеем при БГАМ,а кон-рия получила статус академии музыки.

Сейчас в республике действует широкая многоуровневая система муз. образ-ия,кот. включает начальный.,средний и высший этап, объединенный в непрерывную линию многоступенчатого образ-ия.

Личность учителя в муз-пед процессе.Осн. требования к личности педагога-музыканта.

Успех педагогич. деятельности зависит от проф подготовки,личн. качеств,предрасп. к ней человека,наличия у него творч. способностей. Для педагога важно обладать хорошей памятью, тонкой интуицией, воображением, точной выраз. речью. Он должен быть активными и одновр. сдержанным,уметь концентр. свое внимание и быстро  переключать своё внимание с 1го вида деятельности на другой.

Требования к личности педагога:

1)Музыкальность,как основа,прониз. всю деят-сть.

2) Эмпатия  и любовь к детям.

3)Проф мышление и самосозн.,предполог проектирование,планирование и анализ муз-пед  деят.

4)Интуиция,позвол. Предвидеть тенденц. саморазв. личности ученика, корект. это самодвижение и созд. для него условия.

5)Артистизм.

6)Личн. проф позиция учителя и методологич. культура,обеспечив. видение проф. проблем и путей их решения,творч. подход к собствен.муз-пед деятельности.

Главное в структуре пед. способностей:

1)Конструктивные - позвол. Видеть перспективы развития ученика

2)Организационные - благоприятствуют управлению познават. деят-ти уч-ся.

3)Коммуникативные -  облегчают контакт с учащимся.

Дидактика, как теория муз. обучения и воспитания

Дидактика- от греч. учить, объяснять, доказывать, учиться. Считается, что термин ввёл нем. педагог Вольфганг Ратке. Впервые дидактику, как целостную систему разработал Коменский. В наст. время термин «дидактика» раскрыв-ся,как теория образ-ия и обуч-ия,как отрасль педагогики.

Общая дидактика решает след. задачи:

1)определяет цель образ-ия и обуч-ия(для чего учить?)

2) Из цели вытекает содерж. образ-ия и обуч-ия.(чему учить?)

3)Д. разраб-ет вопрос о форме организации учебной работы и методах обучения.(как учить?)

4)Разработка общих принципов создания и использования сре дств обучения.(с помощью чего учить?)

Теми же вопросами,что и Д. заним-ся методики преподавания частных уч. дисциплин,но в пределах одного конкретного уч. пердмета.

Осн.дидакт-ми категориями явл. обучение,воспитание,образование.

Воспитание. Выделяют определение «воспитание» в широком и узком значении.

В широком - соц. явление,понимаемое,как воздействие на личность и в обществе и в целом. В узком - целенаправл. деят-сть,призванная сформ-ть систему качеств личности,её взглядов,убеждений.

В процессе воспитания:

-уч-ся усваивают совр. знания о природе,обществе и человеке,мышлении

-развивают способности к умстевен. и физ. труду

-овладевают методами познания и преобразования окр. мира

-выраб-ют навыки поведния и взгляды

-развивают физ. силы,здоровье

-искусство,выраб-ют эстетич. вкусы

-развив. худ.-творч. способ-ти

-удовлетв-ют разносторон. худ. потреб-ти

Муз. воспитание имеет неск. направлений действия:

1. употребл. для определения приобщения чел. к муз. культуре. В самом широком смысле это определение включает в себя муз. обучение и муз. воспитание и совпадает с ними по объёму понятия.

2. Муз. воспитание рассматр-ся, как массовое воспитание, при кот. не предусм-ся углубл. муз. обучение или образ-ие.

3. в самом узком смысле-выдел-ся,как компонент пед. процесса муз. обучения и образ-ия и предполагает воспитание муз-та в предметной деят-ти.

Обучение -двусторониий,планомерный,пед. процесс,в ходе кот. уч-ся под руководством педагога овладевают ЗУН,формируют свои взгляды,убеждения.

Для процесса обуч-ия характерны след. признаки:

1. двусторонний характер; 2. совместная деят-ть педагогов и уч-ся; 3.руководство со стороны педагога; 4. спец. планомерная организ-ия и управл-ие; 5. соответствие закономерностям возрастного развития уч-ся.

Муз. обучение может носить массовый характер и сочитаться с массовым муз. воспитанием.

Муз. обучение моет быть обращено к более узкой части молодёжи,проявившей опред. муз. способности для спец. более углубл. изучения музыки.

Это нач. обучение закладывает основы для дяльнейшего проф. обуч-ия и образ-ия.

Образование - планомерное обучение, накопленного человечеством опыта в той или иной области, результат процесса обучения,овладение определ. знаниями.

Муз. образ-ие рассматри-ся,как освоение муз. системы ЗУН,в процессе спец. организованного обуч., а также через муз. практику или самообразование.

2подсистемы муз. педагогики:

1. общее массовое муз. воспитание:

   а)дошкольное муз. воспитание

   б) муз. воспитание в СШ

   в)внешкольная форма муз. обучения

2. Проф. муз. образование. В отличии от муз. воспитания даёт опред. комплекс ЗУН,необходимых для исп-ния музыки или для какой-либо другой активной муз. деят-ти. Важная черта проф. муз. подготовки - принцип приемственности обучения, последовательно  осуществляемый от нач. звена к высшему.

   а) Нач. звено - ДМШ,ДШИ

   б) Среднее звено - уч.заведения с 4-ёхлетним сроком обучеия-муз колледжи,гимназии-колледжи и колледжи искусств.

   в) высшее звено - академии,университеты.

Методы воспитания. Воспит. Функции педагога-музыканта.

Профессия преподавателя приобретает соц. значение, т.к. от муз. воспит, получен. в юные годы, во многом зависит эстетич. и нравств. воспитание человека.

Воспитание – процесс целенапр. формир. личности. Это спец. организован. усправление и контролируемое взаимодействие воспитателя и воспитанников. Процесс воспит. включает в себя т.ж. самовоспитание.

Личность воспитателя-педагога – важное условие эффективности воспит. Этика педагога характеризует его нравственные позиции, отнош. к уч-ся, их родителям, коллегам по работе. Она реализуется через педагогические такт – это не вражден. св-во, а проявл. общей культуры, образованности, эелемент пед мастерства.

Методы воспитания:

1)Метод убеждения - путь воздействия на сознание ученика для разъяснения явлений обществ.жизни,формирование взглядов воспитуемых,происходит обмен информацией(ч-з повествование,диалог,призывы).Этот метод  служит для формирования взглядов,которых у ученика раньше не было.

2)Метод упражнений - метод управления деятельностью учащегося, при помощи разнообразн. И повтор. дел, где каждый выполн.опред. поручен.При помощи этого метода организ. деят уч-ся и стимулир. его позитивн. мотивы.Он реализ. ч-з различные виды заданий в виде поручний,состязан.,показа образов и примеров.

3)Метод формир.чувств и отношений – стимул. познание и деят. Стимул.- значит побуждать, помогать  улучшить кач-во  познав деят. К таким стимул м-ам относят: порицание, наказание,созд. ситуации успеха ,контроль, критика.

Процесс адаптации молод.учителя к самост. педагогич. деятельности

Руководство на муз.уроке проявл. в виде разнонаправл. деят-ти педагога: руководство собой, учеником.

В деятельности учителя прослеж. стили руководства:

1) Авторитарный -решения принимаются учителем самостоятельно. Ученик должен подчинятся воле педагога.

2)Демократический - педагог  принимает  решения совместно с учеником, уч-ку представл. возможность на прявлен. инициативы, самостоятельности, самоорганизации.

3)Либеральный - препод. самоустраняется от рук-ва и управления процессом обучения.

Качества педагога профессионала:

1)Предвидение всех эффектов от применен. тех,или иных методов воздействия.

2)Применен. конкретного  вида возд. в завис. от конкретн. воспит. цели.

3)Проф. артистизм.

Пед общение предст. собой форму учебн. сотрудничества ученика и педагога.  

Функции пед. общения и понимания:

1)Воспр. личности учс-ся педагогом - познан. дух.мира,возрастных,псих.,и др.отличий.

2)Информац-коммуникативная -  обеспечивает псих. контакт с уч-ся, процесс взаимопонимания, устранение псих барьера.

3)Организ. деятельности-развитие организат. качеств личности, коммуникат. и др. способностей.

4)Регулятивная - предусматривает выбор и применение  форм,ср-в,методов  контроля  достиж. и недороботок  уч-ся с целью коррекц. их обуч. и воспит.

5)Фун-я  облегчения – учитель долж. облегчать  уч-ку возм. выразить себя в музыке.   

Типы реакции учеников на информацию:

1)Конструктивная - новая информац. закрепляется внутренней позицией ученика.

2)Конструкт.–перестраив. - новая информация только частично совпад. с внутр. позицией ученика,кот. видоизмен. В процессе поиска личн. смысла муз. произведерния.

3)Соглашательская - нов. информ. и ивнутр. позиция существуют параллельно и не связ. м-у собой.

4)Инфантильная - информац. не восприним. учеником,неоставл. никаких следов.

5)Комфалентная - новая информ. восприним в конфликт.свнутр. позицией.




1. Введение Спор его цели и подходы
2. акты принимаемы по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и или
3. Студенты ссузов более активно наращивают свой образовательный потенциал в основном за счет повышения уров
4. Общая характеристика современного международного взаимодействия и сотрудничества Цивилизационные о
5. Перевод на другую постоянную работу и перемещение на другое рабочее место
6. Фінансова стійкість в економічній діагностиці сучасного підприємства
7. Внешнеэкономические сделки совершаются в простой письменной форме.html
8. Mermid hppinesslightly slted slmon trout lemon greenery olives 150-45 12500 Pickl
9. . Общая характеристика законности5 1
10. тема. 8 Операційні системи
11. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата біологічних наук Киї
12. Голос как средство эмоциональной коммуникаци
13. Задание 1 Составить управленческие решения по повышению конкурентоспособности
14. Понятие Конституционного права В правовой системе Российской федерации важная роль принадлежит конститу
15. Затверджую методист кафедри української мови доцент Л.
16. Тема 8. Затраты на охрану окружающей среды и их обоснование
17. с чего это они взяли
18. Вестник хирургии член Союза писателей России почетный член многих отечественных и зарубежных научных общ
19.  Постановка и свойства транспортной задачи Описание ситуации
20. Которые слушали