Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

реферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Калуга1997

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 10.5.2024

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

КУРКОВ Владимир Вячеславович

Социально-психологические аспекты общественно-политической истории Синда

Специальность 07.00.03. - Всеобщая история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Калуга-1997.

Предмет и объект исследования. В диссертации исследуется механизм взаимодействия общественной психологии автохтонного населения, этнический состав которого постоянно менялся, и политических процессов в Синде начиная с позднего средневековья и вплоть до наших дней; выявляются внутренние и внешние факторы, обусловившие функционирование этого механизма.

Особое внимание обращено на изучение таких явлений в исторической психологии синдхов, как харизма, распространение суфийской идеологии, этно-психологическая составляющая национально-освободительного движения.

Отдельный раздел работы посвящен сравнительному анализу воспитательно-обучающей деятельности суфиев и православного старчества.

Целью работы является изучение особенностей общественного и политического развития Синда, обусловленных своеобразием социально-психологических факторов.

Исходя из цели исследования, были выдвинуты следующие задачи : определить основные тенденции политической истории страны; проанализировать механизм влияния религиозных общин на менталитет населения;

раскрыть социально - политические последствия изменений в этно-демографической ситуации;

исследовать условия и пути формирования национального самосознания и идейное становление синдхского национального движения в XX веке.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые в отечественной и зарубежной историографии предпринята попытка выявить на примере Синда причинно^ледственные связи и механизм взаимодействия существенных явлений в социальной психологии и общественно-политических процессах в рамках развивающейся исторической системы.

Нетрадиционный методологический подход обусловил новую трактовку событий в истории Синда нового и новейшего времени. Введены в научный оборот ранее не использовавшиеся в российском востоковедении источники на фарси и синдхи, документы Колониальной администрации.

Впервые проведен сравнительный анализ, выделено общее и особенное, в деятельности русского православного старчества и последователей тасаввуф и их способов психологического воздействия на аудиторию. Некоторые выводы диссертации имеют прогностическое значение. Актуальность темы. В последние десятилетия усилился интерес к изучению таких факторов, влияющих на политическую жизнь общества, как содержание и формы обучения и воспитания, настроения, чувства, устремления, результаты образования, мотивация поведения групп людей и отдельных личностей, мировосприятие, степень усвоения обычаев, ритуалов, этническое самосознание, отношение к власти.

Однако многочисленные труды психологов и социологов носят преимущественно теоретизированный, абстрактный характер. Данная работа постросна на источниковом Материале конкретной страны с выраженной спецификой исторического развития, поскольку разработка различных концепций требует комплексного изучения истории отдельных обществ, причем по достаточно длительным историческим периодам.

Такой метод создает основу для прогноза последующего развития общества. Кроме того, в указанных исследованиях изучение материала осуществляется в границах психологических науки посвящено влиянию психологии на состояние общества, тогда как воздействие политической ситуации на социальную психологию отражено недостаточно. В настоящей диссертации сделана попытка избежать подобной односторонности.

Актуальность темы объясняется также тем, что парадигма харизматических, культовых и этнических отношений в Синде по ряду характеристик близка к тому, что мы сейчас наблюдаем на территории России, прежде всего в регионах распространения суфийских тарикатов.

Методология исследования. В выполненной с позиций материалистического понимания истории работе, использованы общие и конкретные методики, разработанные учеными принадлежащими к различным философским ориентациям.

Обращаясь к структурно-функциональному методу, диссертант стремился не просто рассматривать исторический процесс как развивающуюся систему, состоящую из подсистем и субподсистем, но выявить существенные направления взаимовлияния этих структур и уровней.

Диалектический метод позволил обнаружить наиболее существенные социально-психологические факторы и вскрыть механизм их влияния на идеологические и политические условия общественного развития на различных этапах синдской истории.

В диссертации широко использованы фактографический, экстраполяционный, сравнительно-исторический и морфологический методы, а также методики таких социально-психологических теорий как инстинктивизм, интроспективизм, бихевиоризм, когнитивизм и символический интеракционизм. Последние особенно плодотворны при рассмотрении вопросов, связанных с распространением суфизма.

Автор отделяет понятия "социальная психология" и "общественное сознание", так как последнее предполагает достаточный уровень знаний, и, следовательно, наличие устойчивых убеждений, которые население стремится

сохранить в самых экстремальных ситуациях.

Источники. Сведения о состоянии синдского общества в канун и после арабского завоевания (VII - Х вв.) содержат сочинения историков Омейядского и Аббасидского халифатов.' Каждый автор описывает те или иные социальные и политические явления, но трактует по^воему. Критическое сопоставление разночтений позволяет прийти к объективному заключению.

После завоевания страны Махмудом Газневи преобладающий источникперсоязычные хроники ( XI — XVII вв.), которые представлены трудами иранских, афганских, могольских и синдских ученых : ал-Бируни, Али Куфи, Иизамуддина Ахмада, Мухаммада Масуми, Абул Фазла, Тахира Насьяни, Юсуфа Бхаккари^

The History of India, as Told by its own Historians. The Muhammadan Period/ ed. by H.M. Elliot and J. Dowson/ - Vol. I - 4. - L., 1867-1871; Бузург ибн Шарияр. Чудеса Индии. М., 1959; The Tajarib al-uman or History ofibn Miskawayh. - Vol. 6.-L., 1919.

Абу Рейхан ал-Бируни. Индия, - М., 1995; The Cliach Namah. An Ancient History ofSind.Lahore, 1985; Tabakal-i Akbari ofNizami-d din Ahmad. — 2 parts. Calcutta, 1952; Тарих-и-Сивд.Хайдарабад, 1953; Абул Фгал. Ain-i-Akbari. - 2 Vols. - Calcutta, 1948; Мир Тахир Мухаммад Ньяси. Тарих-и-Тахири. Хандарабал. 1964; Юсуф Миракбин Мир Абдул Касим. Тарих-и-мазхар-и-Шах Джехани. Хайдарабад. 1962; /Хусаини Ширази/. Тархан-нама. Хаидарабад. 1964.

Большинство хроник относятся к косвенным источникам, научная значимость которых определяется использованием в них утерянных рукописей и изложением современных автору событий.

Хотя хроники составлялись как панегирики восннополитичсской деятельности правителей, в них немало рассыпанных по тексту данных о трудовой деятельности, использовании свободного времени, форм удовлетворения материальных и духовных потребностей, повседневных норм поведения различных классов и слоев синдского населения.

Усиление колониальных стремлений в отношении территорий Индийского бассейна привлекло сюда десятки агентов европейских держав, которые на протяжении XVIII — первой половины Х1Х в. собирали разнообразную информацию о Синде, в том числе об образе жизни его жителей, принадлежавших к разным этническим и религиозным группам, особенностях организации социальной жизни и своеобразии местной культуры '.

Аннексировав Синд в 1843 г. англо-индийское правительство, заинтересованное в эффективном колониальном освоении новой территории, приступило к ее всеохватывающему изучению, результаты которого публиковались. Среди многочисленных публикаций выделялись фундаментальные труды Р. Бертона и Д. Росса. Ученые собрали неизвестные востоковедам Европы факты из истории Синда, а также богатый, убедительно аргументированный

^ /W.W. Foster/ Early davels in India (1583-1619). - L, 1921; /W.W. Foster/ The English Factories in India (1618 - 1669). -13 Vols. - Oxford, 1906-1907; /W.W. Foster/ Letters Reseived by the East India Company from its Servants in the East - 6 Voll. - 1896 - 1902; Burncs A. On Sind Delta and Races that lhhabit on the West of the Indus // Transactions of 'the Bombay geogiafical Society. - 1837. -Vol 1: Его же. Путешествие в Бухару. - В 3 т. - М., 1848. - Т. 1; Pottinger Н. Travels in Beloochistan and Sindh. - L., 1816; Del Hoste E.P. Report on the Country between Kulrache. Tutta, and Sehwan, Scinde. - Bombay, 1840.

этнопсихологнческий материал .

Для усгановления роли социально-психологического процесса в политической истории страны в период со второй половины XIX и до конца XX столетий оказалась полезной проработка различных справочных изданий, прежде всего итогов переписей, ежегодников типа "Year - Book" и газеттиров .

Специфика периодики как источника обусловила возможность детально проследить трансформацию социальной психологии синдхов в новых исторических условиях. С конца прошлого века в ней формируется такие характеристики как национальное самосознание, рост межэтнической напряженности, повышенная тяга к образованию к недовольство сословно-классовой, религиозной и половой дискриминацией в этой сфере; стремление к участию в политической борьбе и общественных движениях; неустойчивость материального положения и страх перед безработицей; психологическая адаптация к частой смене политических режимов.

Степень изучепности темы. Общеметодологические вопросы исторических процессов в странах Азии и Африки и социокультурного взаимодействия Востока и Запала рассматривались в коллективных трудах отечественных востоковедов а также исследованиях В.П.^люшечкина, Р.Г.Ланда, А.И.Левковского, В.Н.Никифорова, Р.А.Ульяновского, В.Г.Хороса, М.А.Чешкова^ и других ученых

' / Hughes A.W./ Gazelteer of the Province ofSind. - L., 1874; /Smuthe F.W./ Gazetteer of the Province ofSind. - 7 Vols. - Bombay. 1919-1920, / Sorley H. Т./ Gazetteer of West Pakistan. The Fomier Province of Sind (including Khairpur State). - Lahore, 1968.

Зарубежный Восток и современность. Основные проблемы и тенденции разветия стран зарубежного Востока.- в Зт.- М. 1980-1981; Развивающиеся страны в современном мире: единство и многообразие.- М. 1983; Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного." М. 1984; Политическая культура стран Азии и Африки.- М. 1996.

Илющечкин В.П. Система и структура добуржуазной частнособственнической эксплуатации.- вып.)^.- М.1980; Лацдз Р.Г. Ислам в истории России.- М.1995; Левковский Л.И.

России. Эти проблемы продолжают вызывать дискуссии специалистов' .

Существенный вклад в изучение политического и социокультурного развития Синда на различных этапах его истории внесли отечественные индологи и пакистановеды^. Впервые рад вопросов этнической истории, исторической психологии и социальной культуры синдхов был поставлен и рассмотрен в фундаментальных исследованиях Ю.В.Ганковского^. Он не только определил основные тенденции развитая синдского общества от древности до современности, но и наметил актуальные проблемы углубленного изучения истории и культуры Синда, заложив начало отечественной школы синдологии.

Социальная структура развивающихсх стран.' М. 1978; Никифоров В.Н. Восток н всемирная история.- М. 1977; Ульяновский Р.А. Очерки национапый^освободигальной борьбы. Вопросы теории и практики.- М.1976; Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах.* М.] 980; Чешков М.А. Критика представлений о правящих группах развивающихся стран.- М. 1979.

' ЛацдаР.Г. Диалог цивилизаций: Восток - Запад. Восток.- 1997- № 4. ^ Бонгард-Левин Г Ильин Г.Ф. Индия в древности.- М. 1985; История Индии в Средние века.- М.1968; Новая история Индии.- М.1961; Новейшая истори» Индии.- М.1959; Культура древней Индии.- М. 1975; Дьяков А.М. Национальный вопрос и английский империализм в Индии.-М.1948; Ганковский Ю.В Гордон-Полонская Л.Р. История Пакистана.- М.1961; Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в обществеткгполитической мысли Ицдии и Лакистана.-М.1963; Белокреницкий В.Я. Пакистан. Особенности и проблемы урбанизации.' М.1982; Москаленко В.Н. Проблемы современного Пакистана.- M.I 970; Левин С.Ф. Формирование крупной буржуазии Пакистана.- М. 1970; Пономарев Ю.А. История Мусульманской Лиги Пакистана.- М.1982; Шерковина Р.И. Политические партии и политическая борьба в Пакистане.-М.1983.

' Гаиковский Ю.В. Народы Пакистана (Основные этапы этнической истории).- М. 1964; Его же. Национальный вопрос и национальные движения в Пакистане.- М. 1967.

В 1960-е года стали публиковаться работы непосредственно посвященные индийской тематике, в том числе роли психологических факторов в политической жизни страны. Их авторы проанализировали, с одной стороны, влияние на толитический настрой общества различных религий, суфийской идеологии, фольклорных и литературных традиций, а с другой - воздействие экономических и политических реалий на социальную психологию населения'.

В диссертации использовались труды ученых трех школ зарубежной синдологии: британской, пакистанской и индийской.

Британские историки, религоведы и культурологи за редким исключением рассматривают политическую и экономическую историю, трансформацию общественно-психологического состояния и культуры Синда с евроцентристских позиций и с заметным налетом экзотики^. Колониальное порабощение изображается как благо, приобщение синдхов к ценностям западной цивилизации. Неурядицы социально-экономической и политической жизни объясняются

' Халфин Н.А. Англо-сивдекие отношения в первой половине XIX в. // КСИНА АН СССР. -вып. 45. - М., 1961; Агеев В.Ф. Английское завоевание Сипда.- М., 1979; Бго же. Второе восстание хуров // Ближний и Средний Восток. Экономика и история. Сб. статей. - М., 1983; Его же. Книга Г.М. Саеда "Джанаб гузарим джан Син" как источник по социальной истории мусульманской общины в Синде // Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока.- М., 1990; Его же. Стад в зеркале истории. - Карачи, 1988 (на урду); Грецов Ф.Х. Литература и идейно-политическая борьба в Сшаде; Олимов М.А. Очерки истории Синда в XYII - начале XIX в. - М., 1993; Троценко Г.П. Национальный вопрос в Синде. - М.; 1990.

"Baa Н. F.B. A'meets ofSilid. - L., 1843; Buller W.T. Sir Charles Napier. - L., 1889; l^mbrick H.T. Sind. - Hyderabad, 1964; Его же. Sir Charles Napier and Sind. - Oxford, 1952; Sorley H.T. Shah Abdul LatifofBhit. - Oxford, 1966,

косностью населения, приверженностью к устаревшим традициям.

Пакистанская школа синдологии базируется в научно-исследовательских, учебных и издательских структурах Синдхского университета; многие ученые входят в Синдхское литературное общество с помощью которого подготовлено и издано с 1951 по 1997 г. около 500 книг по истории, этнологии, религии, этнической психологии, экономике, языковедению, различным аспектам культурного наследия. По инициативе Общества завершается публикация девятитомной истории Синда. Главная ценность издания - ввод в научный оборот огромного количества ранее неизвестного фактического материала. При работе с пакистанской литературой приходится учитывать то, что история синдского общества трактуется как история мусульманской общины в Синде'. Наоборот, синдхские историки, которые оказались в результате межрелигиозных столкновений 1947-1949 гг. в Индии, связывают исторические успехи Синда с деятельностью местной общины индусов^. Проблема, поставленная в диссертации, специально не исследовалась ни в

' Marivalla C.L. Essays on British Policy towards Sind up to the First Afgan War - 1839. -Karachi, 1947; Pithavalla M.B. Historical Geography of Sind. - Jamshoro, 1978 (переиздание); Sayed O.M. Straggle for new Sind. - Karachi, 1949; Mexp Г.Р. Тарих-е Сивд (История Синца) - В 2 т. -Хавдарабад, 1958; Аллана Г. Пакистан ки техрик мен Синдх ка хисса (Вклад Синда в борьбу за независимость Пакистана). - Карачи, 1983; Захир А. Джамхури даор ка нара Синд (Синд на пути к демократии). - Карачи, 1989; Soomro M.Q. Muslim Politics in Sind. - Jamshoro, 1989; Akhtar M.S. Sind under the Mughuls. - Karachi, 1990; Ali М. Historians dispule. - Karachi, 1992; Lari S.Z. Л History ofSindh. - Karachi, 1995.

" ThalcurU.T. Sindhi Culture. - Bombay, 1959, Khera P.N. British Policy towards Sind up to its Annexation. - Delhi, 1963; Thairani K. British Political Missions to Sind. - New Delhi. 1973

•ечественной, ни в зарубежной исторической науке, хотя отдельные аспекты 1ссматривались в трудах Ю.В.Ганковского, Л.Р.Гордон-Полонской, В.Ф. Агеева и П. Троценко. Это относится и к синдхским ученым, занимающмся изучением культурной истории Синда и вопросам, связанным с особенностями синдского софизма'. Почти все труды о роли суфизма в истории Синда, исключая монографии .Т.Тхакура, Р. Шедан и А.М. Накви^ написаны в виде очерков и не снабжены научным аппаратом. Они рассматривают преимущественно характерные черты практического суфизма, прослеживают иерархию и разновидности суфийских орденов, обязанности членов тарикатов, частные системы и методы обучения. Эти обстоятельства представляют больший интерес по сравнению с трудами по интеллектуальному суфизму с их нередко схоластическими этико-моральными и религиозно-философскими рассуждениями.

При работе с пакистанскими изданиями приходится учитывать неминуемые ) условиях этого государства цензурные ограничения.

Если исключить периоды пребывания у власти Партии Пакистанского Народа, в официальной пакистанской историографии, национальная история синдхов фактически отрицается, поскольку авторы исходят из концепции "единой пакистанской нации". Главным признаком национальной общности пакистанскими учеными и политиками выдвигается исламская идеология и исламский образ жизни, а синдхская история излагается в виде местных структур общемусульмаиской общины - сумма.

' Саед Г.М. Сивдхи калчер.- Хайдарабад. 1972 /на синдая/; Khan A.Z. History and Culture of Sind." Karachi, 1980; Soomro T.M. Cultuial History of Sind.- Karachi, 1977, Бадаи Л. Испами тасавнуф джи Сшадхи мен ибтада. Мехран.- 1966.- т.15 /ноябрь/; Gulraj Т.Р. Sind and the Sufis.- L., 1924; Kazi T.T. Casual Peers of Sophia.- Hyderabad, 1988; Кадуси Аяз-уя-Хак. Taзlo^pa-и-cуфи-йa.•и-Cиня.* Карачи, 1959/на урду/.

" Thakur, U.T. Sindhi Culture. Bombay, 1959; Шедан, P. Тарих-и-таммадун-н-Синд. Хайдара бад. 1959 /на урду/; Накви, А.М. Синях джи маданият. Хайдарабад, 1969 /на синдхи/.

Негативно трактуется психология синдхов. Видный синдхский историк и методолог исторических наук Мубарак Али отаечаег "Сивдхи все еще изображаются ленивыми и неспособными, которых нельзя допускать к ответственным должностям в правительственных учреждениях"'. Подавляющее большинство коренного населения исторически определяется как интеллектуально и политически инертный слой, активность которого подталкивается инонациональными харизматическими лидерами/

Некоторые авторы полагают, что основополагающим критерием этнической психологии является религиозная принадлежность : мусульмане противопоставляются индусам. Последним приписываются такие качества, как раздражительность, неспособность ощущать счастье, ипохондрия, упрямство, тугодумие, постоянное ощущение скуки, самовлюбленность, тщеславие, культ своего тела, двойственное отношение к европейцам (и любовь, и ненависть)^

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы, аргументированные фактическим материалом, изложены автором в научных публикациях. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры всеобщей истории Калужского государственного педагогического университета имени К.Э.Циолковского.

Материалы исследования использовались при преподавании обязательных и факультативных курсов на историческом факультете Калужского госпедуниверситега и в старших классах средней школы № 48 , где работает учителем соискатель. Автор неоднократно выступал с докладами и сообщениями на научных

' Viewpoint/ — 1985. — Vol. 10.—35.— p.27.

' SpraH, Sh. Hindu Culture and Personality. Bombay, 1966. — P. 208-209; подробнее см. : Королев, С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М„ 1970.

конференциях и семинарах, излагая свои взгляды на различные аспекты диссертационной проблематики, в том числе и на международной конференции "История и культура Пакистана", посвященной 50-летнему юбилею Исламской Республики Пакистан.

Диссертация состоит из введения, двух глав. заключения н приложепня. Во введения обосновывается выбор темы исследования, определяется его актуальность и методология, устанавливается степень изученности проблемы в отечественной и зарубежной историографии, дается сжатая характеристика источников, формулируются задачи работы, аргументируется ее новизна.

Первая глава "Формирование особенностей социальной психологии синдхов" состоит из двух разделов.

В первом параграфе - "Станомение идеологии и практики суфизма в Синде" - анализируются природные, социокультурные и политические условия, которые влияли на формирование политической психологии местного населения.

Испокон веков синдхи испытывали страх и благоговение перед Индом -многоводной, постоянно меняющей русло," приносящей богатый урожай и, одновременно, страшные разрушения, главной рекой страны. Культ Инда своими корнями уходит в далекое прошлое. Очеловечивание и персонификация природных явлений, перенесение на них признаков одушевленности, разумности продолжало сохраняться в годы господства ведической религии, брахманизма, буддизма и ислама. Ислам в Синде полностью не вытеснил индуизм: две великие религии продолжали сосуществовать на протяжении 13 веков, причем через многочисленные секты происходил процесс их взаимопроникновения. Несколько поколений верили, что Аллах и Рама имена одного божества.

Особую роль в формировании религиозной толерантности, такого социально-психологического качества как терпимость, в национальной психологии синдхов

сыграл суфизм. Он стал своеобразной нитью связавшей сердца и помыслы последователей как ислама, так и индуизма. Именно суфийские проповедники способствовали переходу в ислам большого числа буддистов и индусов. Могилы суфийских шейхов, другие культовые места суфизма почитались индусами не меньше чем мусульманами.

Местные суфии унаследовали доисламское миропонимание, считая человека неотъемлемой частью согласованного мироздания, из-за чего любое противодействие функционированию божественной вселенной чревато не только психологическим диссонансом, но наказуемо. Предполагалось, что добиваться благ в бренной жизни бесполезно; единственный выход спрятаться внутри духовного "Я", что позволяет нейтрализовать неприятности реального бытия и создать комфортный психологический настрой. Безотказным средством от неурядиц признавалось пунктуальное следование священным обрядам. Образцами для поведения считались деятельность и обиходная жизнь мудрецов и героев.

Автор исследования полагает, что синдхизация привнесенных с Ближнего и Среднего Востока суфийских установок происходила по двум основным причинам: а) воздействие буддизма, индуизма, джайнизма, сикхизма, исмаилитских сект и б) возрождение дорелигиозных суеверий вследствие непрерывного притока монгольских, тюркских и иранских кочевников.

В диссертации анализируется история распространения в Синде орденов кадирийа, накшбандийа, сухраварди, чиштийа и образование центров суфизма в Уччхе, Бхаккаре и Сехване, куда стекались поклонники этого религиозного учения из Индии и Центральной-Азии.

Отмечается политизация суфийских братств, вызванная необходимостью бороться с ортодоксальными сунитскими улемами и между собой за укрепление собственных позиций в государственной администрации. Начиная с XTV в. суфийские ордена добиваются непосредственного участия пиров, шейхов и махдумов в управлении местными ханствами и эмиратами, не останавливаясь перед вооруженными выступлениями.

В работе исследовано влияние на общественное настроение местных поэтов-мистиков. В работе указывается, что почти все ведущие поэты Синда являлись или •руководителями, или влиятельными членами суфийских братств. Они были не просто образованными людьми, склонными к схоластическому философствованию, но принимали самое активное участие в жизни страны и мусульманской общины.

В синдский суфизм, как и другие религиозные направления оказались включенными реальные исторические деятели, которые в психологии народа своеобразно видоизменялись: Абд ал-Кадир Джилани /1077-1166/ превратился в Ходжу Хизр, связанного с древним культом воды - его идентифицировали с Индом.

Во втором параграфе первой главы "Харизма, фатализм и фрустрация как социально-психологические факторы исторического процесса" рассмотрены черты синдхского этноса, которые оказывали и оказывают существенное воздействие на общественно-политическую жизнь Синда. В силу специфики объекта исследования изучение материала дастся вне строгой хронологической последовательности.

На конкретных примерах показано, что уровень социальной психологии синдского общества в прошлом и настоящем таков, что усвоение идеологии и понимание ценностей зависит в значительной мере от взглядов общественного лидера: старшего по возрасту, действительного (или мнимого) потомка семьи пророка Мухаммеда - саеда, местного пира, помещика, политического активиста, племенного вождя.

Рядовые члены религиозных и этнических общин нередко теряют ощущение индивидуальности, когда то, что человек намерен сделать, как ему видится - самостоятельно, в действительности обусловлено его общественной ролью, исполнения которой от него ожидают все остальные.

Такое психологическое явление в сфере экономики и политики имеет в Синде прочные корни в виде развитой системы патернализма и отношений типа патрон-клиент на базе группового конформизма.

Спецификой влияния личности на социально-политическую трансформацию синдского общества является наличие клановых династий политиков, мыслителей, деятелей литературы и искусства (Сумро,Тальпур,Бхутго,Рашди, Казни др.).

Фатализм значительной части населения Синда обусловлен религиозными установками и социально-экономическими причинами. Выработке этой черты этнического характера способствовали сотрясавшие историю Синда природные и политические катаклизмы, причем саньяси, брахманы, пиры, шейхи подчеркивали, что все происходящее - и хорошее и плохое - от воли Бога.

При экстремальных событиях истории (например, грабительские походы Надир-шаха, Ахмад-шаха, аннексия страны британскими колонизаторами, раздел Британской Индии и т.п.) у населения наблюдается состояние фрустрации. Оно проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева и нетерпимости, которые приводят к радикальным политическим выступлениям.

Сложность процессов социально-экономического развития и, особенно, болезненность для основной массы населения процесса капитализации, способствуют еще большему укоренению в национальной психологии синдхов таких качеств как фатализм и фрустрация,

Вторая глава "Синдхское национальное движение: психологический ракурс" состоит из двух разделов.

В первом параграфе "Рост синдхского самосознания в первой половине XX века" исследуются факторы, которые способствовали формированию синдхской нации.

Националистическая идеология выкристаллизовывалась с рубежа XIX — XX вв., когда синдхская интеллигенция - как мусульмане, так и индусы - начали издавать на родном языке газеты и журналы, открывать учебные заведения и культурные центры, интенсивно изучать историческое прошлое своей родины. Потомки племен доисламской эпохи, арабов", иранцев, тюрков, хотя и продолжали .придерживаться традиций, в отмеченный период стали воспринимать себя как единый этнос. Этот процесс стимулировался и другими факторами: появление в условиях капитализации национальной буржуазии, формирование в Синде системообразующей экономики, и, конечно, вовлечением широких масс в национально-освободительное движение, что обусловило политизацию общества.

Уже в начале 1920-х годов заметно усиливается движение за учреждение отдельной провинции Синд. Синдхский вопрос становится одним из ключевых в деятельности Мусульманской Лиги, Индийского Национального Конгресса, Хинду Масахабха (которая отнеслась отрицательно к идее самоопределения Синда). Движение под лозунгом "Синд для синдхов" принимает всенародный характер.

В диссертации отмечается, что, несмотря на провоцирование извне религиозной нетерпимости, значительная часть синдхов (как индусов так и мусульман) психологически воспринимала национально^свободительное движение как одно целое.

Суфийские братства также принимали активное участие в политической борьбе. Об этом свидетельствовали восстания, организованные в 1890-х и 1940-х годах братством хуров. Эти восстания нанесли серьезный психологический урон колониальному господству в Синде, подорвали престиж английской армии, полиции и гражданской администрации, стимулировали распространение демократических настроений b синдском обществе. Религиозный фанатизм привел к расколу в среде синдхских националистов, а в 1947-1950-х годах к вынужденному бегству синдхов-индусов. Синдхская нация оказалась разорванной, историческое развитие синдхов, оставшихся в Пакистане и оказавшихся в Индии, сделалось неадекватным.

Во втором параграфе главы "Этно-психологический фактор в политической истории Синда после 1947г." характеризуются изменения в синдском общественном мнении, которые произошли в пакистанский период истории.

Прежде всего это было вызвано радикальными сдвигами в демографической структуре страны. Из 1,4 млн. синдхов-индусов, проживавших в стране в 1947г., к 1952г. уехало 1,2 млн. человек.

Примерно такое же количество переселенцсв-мухаджиров из Ивдии осело на территории Синда. Число лиц, считавших синдхи родным языком, уменьшилось на 18,9% , наоборот, численность урдувала, гуджаратцев и раджастханцев резко возросла. Впервые в истории доля синдхов в Карачи составила менее половины жителей.

В последующие годы ситуация продолжала ухудшаться. Вооруженные индийско-пакистанские конфликты и потеря Восточного Пакистана привели к новому потоку переселенцев - бихари. Очередную волну беженцев повлекла многолетняя война в Афганистане. "Новые синдцы" принесли с собой иное понимание культурных ценностей.

Сопротивление синдхской общественности встречало настойчивое проведение большинством пакистанских режимов идеи единой урдуязычной нации. На состоянии умов отразились и такие факторы, как ослабление синдхских позиций в сфере крупного бизнеса и дискриминация синдхов при поступлении на государственную службу. В рассматриваемый период этнический фактор воздействует на общественную психологию, тесно переплетаясь с религиозным

фактором. Любое явление политической жизни Сицца под их влиянием приобретает этнорелигиозный характер. В диссертации анализируется влияние ислама, его современных концепций, основных уровней ("книжного" ислама и "народного" суфизма) и соответствующих им различных слоев мусульманского духовенства на развитие этнопсихологических процессов в Синде.

В последние годы на психологическом состоянии населения сказалось падение доли последователей суфизма и шиитов и, вместе с тем, возросшая численность суннитов. Значительное воздействие на общественное мнение стали оказывать внутриконфессиональные противоречия и возникающие на этой почве столкновения.

Синд превратился в многонациональную провинцию, и с этой реальностью необходимо считаться. Приходится признать, что ряд требований со стороны мухаджирской и пуппунской общин носит справедливый характер.

Эгиопсихологическая напряженность ведет к кровопролитным столкновениям между скидками, мухаджирами, панджабцами и луштунами, которые продолжаются и по сей день. Только за первое полугодие 1995г. в Карачи было убито более 1500 человек.

Между тем, военного решения проблемы нет. Но достижению договоренности между противоборствующими сторонами мешают такие психологические явления, как амбиции политических лидеров и их нежелание пойти на взаимоприемлемые уступки.

В диссертации отмечается социально-политическая неоднородность синдхских националистов, в основном объясняемая различиями в экономических интересах. В политической жизни региона можно выделить следующие направления: консервативное, либеральное, мелкобуржуазное и коммунистическое. Своеобразие сегодняшней психологии синдского общества во многом

объясняется многоукладностью экономики и сложностью социальной структуры общества, когда многие виды деятельности в производстве и сфере услуг складываются по этническому или религиозному признаку.

В виде приложения помещен раздел диссертации "Суфизм и старчество Оптиной пустыни". Диссертант впервые в отечественном и зарубежном востоковедении делает попытку сравнения мистических направлений ислама и православия, прежде всего в ракурсе воздействия на общественно-политические настроения. Этот раздел написан в плане постановки проблемы, которая требует глубокого и всестороннего изучения с использованием комплекса исторических психологических и социологических наук. В диссертации отмечается, что православная концепция "обожения" сопоставима с такими положениями суфизма, как "хал", "ма 'рифа", "вилайа" и "вали". У шейхов, и старцев общая цель -интуитивное постижение Бога. Воспитание-обучение в обоих религиозных направлениях связано с необходимостью иметь духовного наставника. И там, и здесь предлагается прохождение особых стадий на пути богопознания.

Как от отечественных старцев, так и суфийских руководителей требуется умение давать емкие, убедительные, полезные духовные или житейские советы.

Автор работы обращает внимание на ряд различий : если у суфиев руководство братством часто являлось наследственным, авторитет оптинских монахов не зависел от происхождения. Лидеры суфийских орденов в Синде (в отличие от рядовых членов) были людьми обеспеченными, тогда как отцы Леонид, Макарий, Амвросий гордились своей бедностью. Одобряя странничество и сбор подаяния, синдские жители отрицательно относились к юродству. У суфиев допускалось одурманивание наркотическими средствами, в Оптиной пустыни подобное невозможно представить. Неодинаковым было отношение к Богу : в православии человеческое Я и Бог

не сопоставимы, восточный мистицизм допускал возможность полного взаимного слияния.

Еще одно обстоятельство, сближающее суфизм и оптинское старчество -01ромное влияние на развитие культуры, в первую очередь литературы и философии.

В заключении подведены итоги работы, излагаются ее основные выводы. Постоянно меняющиеся исторические условия, прежде всего экономические, политические, правовые, этнические, демографические и природные, оказывали многофакторное воздействие на развитие социально-психологической парадигмы синдхского этноса.

В свою очередь от психологического состояния общества зависел исход ключевых исторических событий.

К методам социальной психологии в историческом исследовании приходится подходить с большой толикой осторожности, поскольку историк, в отличие от психолога, ведет исследование от конечного результата, уже совершившегося события к причинам, которые его вызвали. И, разумеется, немыслима корректировка случившегося. Принимая во внимание характерные психологические черты, присущие для синдского или иного общества, диссертант исходил из того, что в принципе нельзя составить статичную и строго конкретную таблицу социально-психологических признаков. Во-первых, в силу исторических изменений этнического и религиозного состава, непрерывных ассимиляционных и диссимиляционных процессов; во-вторых, набор ряда таких признаков свойственен многим этносам. Например, харизматический настрой присущ для большинства восточных обществ, да и на Западе он является влиятельным фактором. В-третьих, у различных социальных групп одного этноса психология не одинакова. Наиболее плодотворно комплексное изучение социальной психологии всех

жителей страны, поскольку оно никогда не было представлено одним, безусловно преобладающим этносом, и исследование этнической психологии одних синдхов не дает объективной исторической картины. Удельный вес коренного населения провинции во второй половине 1990-х годов сократился до 40% , тогда как экономические и политические позиции мухаджиров, особенно панджабцев и афганцев (пуштунов) продолжают укрепляться. Эту тенденцию зафиксировали парламентские выборы 1997 г., в результате которых представительство синдхов в высших эшелонах власти резко уменьшилось. Организованная заинтересованными политиками пропаганда национальной нетерпимости привела к созданию таких радикальных объединений как Фронт мухаджиров, Панджабско-пуштунский альянс. Партия национального единства. Вместе с ранее учрежденными несиндхскими организациями они превратились за последнее десятилетие в определенную политическую силу.

Анализ исторической психологии синдского населения свидетельствует о том, что, несмотря на многовековое преобладание индуизма, буддизма и ислама, полного разрыва с древними культами не произошло. Люди рассматривают как жизненную реальность сосуществование со злыми и добрыми духами. По-прежнему распространено почитание могил святых, священных крокодилов, камней, пещер, деревьев, куда идут для духовного общения и получения заступничества. Сотни тысяч земледельцев и горожан не сомневаются в том, что шейхи, пиры, мьяны и махдумы являются посредниками между ними и Богом, и готовы подчиняться воле духовных руководителей.

Маргинализация общества, которой сопровождались формационные процессы; политическая неустойчивость, вызываемая внешними угрозами военного, экономического и культурного порабощения объясняют двойственность, противоречивость массовой психологии : пассивность и инициативность;

покорность и агрессивность, тяга к преобразованиям и страх перед ними, готовность к компромиссам и нетерпимость; стремление к власти и нежелание брать на себя ответственность. При этом представители промежуточных групп с готовностью входят в политические организации, провозглашающие религиозные, этнические, экономические, социальные и иные лозунги.

Этому процессу способствует психология вождизма, восприимчивость синдхов и других этнических общин к патернализму, авторитарным методам правления. На харизматического лидера возлагаются надежды и обязанности решать сложные общественные проблемы.

Отсутствие достаточных знаний и объективной информации у основной массы населения позволяет политическим лидерам давать установки на уровне обыденного сознания, при этом немало общественных и государственных деятелей эксплуатируют такие чувства как патриотизм и религиозность, что в значительной мере определяет мотивацию политических движений в Синде. Истинные идеологические установки политических партий обычно скрыты за набором пропагандистских штампов и выраженной эмоциональной окраской.

Из-за незавершенности, асинхронности и разнонаправленности этнических процессов, этническое самосознание достаточно сложное : жители Синда считают себя и пакистанцами, и сицдцами, ощущают свою принадлежность к конкретной нации (синдхов, афганцев, мухаджиров, бихари, панджабцев), племени, клану или этно-религиозной общине (сейидов, бохра, эсна-ашарийя, куреши, ансари, Сиддики и т.п.). Одна из существенных причин противоречивости этнического самопознания социальная пестрота и несоответствие экономических интересов разных групп населения.

Основные положения диссертация отражены в следующих опублнкованных работах;

1. К вопросу формирования национального сознания синдхов. // Социально-экономическое и историческое развитие Южной и Юго-Западной Азии. Сб статей - М -Калуга, 1992 /0,4 п.л./.

2. К вопросу о роли личности в общественно-политической жизни Синда. // Синди синдхи в прошлом и настоящем. Сб. статей. Вып. 1.-Калуга, 1997/0,9 пл/

3 Эзотеризм суфизма в Синде. // История и культура Пакистана. Материалы научной конференции, посвященной 50-летнему юбилею Исламской республики Пакистан - Калуга, 1997 /0,08 п.л./.

4 Синд- страна святых. //Синди синдхи в прошлом и настоящем. Сб.статей. Вып 2.- Калуга, 1997 /2 пл/.




1. конспект лекций ; М
2. Working person Pst Simple Pssive B Pst Simple ctive C Pst Perfect ctive D Pst Perfect Pssive E Present Simple ctive
3. Методические рекомендации для преподавателей к практическому занятию с курсантами цикла профессиональн
4. культурного життя людства а також наслідків гострих міжнародних протиріч прямих зіткнень між народами та к
5. демократическому
6. Цены и ценообразование
7. Мастер и Маргарита.html
8. router сетевое устройство на основании информации о топологии сети и определённых правилах принимающее р
9. . Понятие функции теории лидерства
10. Разработка бизнес-плана по созданию салона красоты для мужчин
11. Особенности возникновения и протекания беременности
12. Реферат- Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы
13. Лабораторная работа 9
14. золотым веком русской философии
15. Реферат- Влияние темперамента на взаимоотношения в семье
16. Особенности нефтезагрязнения природных геосистем Западной Сибири.html
17. Тема занятия ИЗО Люблю я Русь за осень золотую
18.  ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ НЕРВНЫХ РАССТРОЙСТВ 20
19. У новій базі даних потрібно створити таблицю Група
20.  Методические аспекты учета и контроля себестоимости производства продукции работ услуг