Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
383
Академия управления
при Президенте Республики Беларусь
Система открытого образования
Философия
Части III-IV
Курс лекций
(под редакцией профессора В.Ф. Беркова)
2-е издание
Минск
2004
УДК 1(075.8)
ББК 87
Ф56
Под редакцией профессора В.Ф. Беркова
Авторский коллектив: Н.С. Щекин (лекция 8); Г.И. Касперович (лекция 9); В.Ф. Берков (лекция 10); И.Г. Подпорин (лекция 11); В.Т. Новиков (лекции 12,13); И.И. Таркан (лекция 14).
Серия основана в 2001 году
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Ф56 Философия. Ч.III-IV. Курс лекций. 2-е издание / Под ред. проф. В.Ф. Беркова: Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. 394 с.
ISBN 985-457-313-3 (ч.III-IV)
Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".
УДК 1(075.8)
ББК 87
ISBN 985-457-313-3 (ч.III-IV) |
|
Авторский коллектив, 2004 |
ISBN 985-457-288-9 |
|
Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004 |
СОДЕРЖАНИЕ
[1] ЧАСТЬ III [2] ТЕМА 3. ОНТОЛОГИЯ [2.1] Лекция 8. Философия бытия [2.1.1] Философский смысл проблемы бытия [2.1.2] Материя [3] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., т. 18, с. 131 [3.0.1] Движение и развитие [3.0.2] Пространство и время [3.0.3] Диалектика [3.0.4] Универсальные связи бытия [3.0.5] Контрольные вопросы
[4] [4.1] Лекция 9. Философская антропология [4.1.1] Бытие человека [4.1.2] Образы человека в истории философской мысли [4.1.3] Проблема происхождения и сущности человека: загадки и факторы антропосоциогенеза
[4.1.4] Человек как биосоциальное существо: единство природного,
[4.1.5] [4.1.6] Философский смысл проблемы сознания и трудности ее решения [4.1.7] Метафора сознания в космоцентристской культуре античности [4.1.8] Христианство: открытие внутреннего духовного мира [4.1.9] Переоткрытие проблемы сознания в Новое время: идеалистическая философия [4.1.10] Маркс: диалектико-материалистическая концепция сознания [4.1.11] Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд [4.1.12] Контрольные вопросы
[5] [5.1] Лекция 10. Познание как деятельность. Проблема истины в познании. Особенности научного познания [5.1.1] Понятие деятельности
[5.1.2] [5.1.3] Ценности, идеалы, нормы [5.1.4] Чувственное и рациональное в познании [5.1.5] Практика основа познания [5.1.6] Что есть истина? [5.1.7] Научное знание
[5.1.8] [5.1.9] Методы науки [5.1.10] Формы развития научных знаний [5.1.11] Специфика социально-гуманитарного познания [5.1.12] Контрольные вопросы
[6] [7] ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ [7.1] Лекция 11. Общество как предмет философского анализа [7.1.1] Социальная структура общества [7.1.2] Этническая структура общества [7.1.3] Демографическая структура общества [7.1.4] Поселенческая структура общества [7.1.5] Классы и классовые отношения [7.1.6] Социальная стратификация [7.1.7] Профессионально-образовательная структура [7.1.8] Природная и социальная история. Проблема направленности исторического процесса [7.1.9] Объективное и субъективное в социально-историческом процессе [7.1.10] О прогрессе общества [7.1.11] Проблемы современного информационно-технического общества [7.1.12] Контрольные вопросы [7.2] Лекция 12. Развитие общества как цивилизационный процесс. [7.2.1] Понятие цивилизация: многообразие смыслов и определений [7.2.2] Экономические процессы в цивилизационном развитии общества [7.2.3] Сущность и социальный смысл рыночных отношений [7.2.4] Нравственно-психологические устои экономики [7.2.5] Сущность и составляющие социально-экономического управления [7.2.6] Техника как цивилизационный феномен. Социально-экологические аспекты технического прогресса [7.2.7] Человек, общество и природа: проблемы экологии [7.2.8] Контрольные вопросы
[7.3] [7.3.1] Политика и право как феномены власти [7.3.2] Идея права: право власти и власть права [7.3.3] Либеральная демократия, права человека и достоинство личности [7.3.4] Контрольные вопросы
[7.4] [7.4.1] Культура как предмет философского рассмотрения [7.4.2] Основные подходы к исследованию культуры [7.4.3] Мораль как форма духовного опыта человечества [7.4.4] Эстетическое сознание и философия искусства [7.4.5] Контрольные вопросы
[8]
[9] |
Основные понятия:
онтология; бытие; апейрон; субстанции; мироздание; живая природа; неживая природа; мир; небытие; материя; субмикроэлементарный уровень; идеалистический монизм; материалистический монизм; материалистическая диалектика; структурность материи; движение материи; движение; покой; развитие; физическое движение; механическое движение биологическое движение; химическое движение; социальное движение; деградация; распад; регресс; пространство; время; параметрическое время; предвремя; хаос; реляционная концепция; субстанциальная концепция пространства; прошлое; будущее; статическая концепция пространства; социальное время и пространство; биологическое пространство-время; диалектика; диалектическое противоречие; майевтика; законы диалектики; внутреннее противоречие; внешнее противоречие; антагонистическое противоречие; материалистическая диалектика; кумуляция; деструкция; конструкция; мера; случайность; необходимость; причина; следствие; возможность; действительность; категория; связь; закон; динамический закон; структура; содержание; полная причина; специфическая причина; внутренняя причина; внешняя причина; возможность; стопроцентная вероятность; необходимость; диалектический детерминизм; механистический детерминизм; реальная возможность; абстрактная возможность; непосредственные причины; главная причина; условие; субъективные причины; объективные причины.
Термин «онтология» хотя и употребляется в философии только с XVII в., но имеет греческие корни («ontos» сущее, «logos» слово, учение) и означает учение о сущем. Онтологии принадлежит особое место в философии. Две с половиной тысячи лет активных философских поисков отсортировали, выделили в системе философского знания, помимо онтологии, и такие его составные части, как гносеология, аксиология, социальная философия, этика, эстетика, логика и другие разделы, имеющие важное философское содержание. Однако все они, так или иначе, имеют своим основанием онтологию, которая в свою очередь составляет основу любого философского мировоззрения и тем самым во многом предопределяет понимание и интерпретации других, не входящих в онтологию философских и мировоззренческих проблем.
В ряду многочисленных философских категорий, составляющих категориальный аппарат большинства философских систем, категория «бытие» неизменно занимает центральное место. Она по праву считается исходной и наиболее общей категорией философии, так как выражает самую главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, события и т.п., а именно их способность быть, прямо или косвенно проявляться, взаимодействовать и т.п. Это всеобщее свойство любого объекта, любой части реального мира и является тем, с чем, прежде всего, сталкивается человек при первых же попытках понять самого себя и окружающую его действительность. Все, с чем сталкивается человек, с чем ему приходится иметь дело, пребывает здесь и теперь, воздействует на его органы чувств, воспринимается им сейчас, в настоящий момент как некая данность, как то или иное «нечто» А другого «нечто» уже нет, оно было раньше как вещь или предмет, но разрушилось, разложилось, сгорело, или было как событие, явление, но уже прошло, исчезла, т.е. перестало существовать; теперь его уже нет, и, может быть, только память хранит о нем какую-то информацию. А еще «чего-то» пока нет, но оно должно появиться, стать реальностью, обрести свое существование, как, например, в скором будущем яблоки на цветущей сейчас (весной) яблоне. Об этом говорит человеку его опыт, а также опыт его предков, который многие века закреплялся в сознании людей, передаваясь из поколения в поколение первоначально в мифологической форме, а затем, по мере развития сознания в форме религиозных, философских и, наконец, научных представлений.
Таким образом, можно сказать, что мы имеем дело с отправной точкой, коренной основой всех вопросов, с которыми человек столкнулся при первых же попытках рационально осмыслить мир. Вопрос о том, существует или не существует нечто, оказался в центре его внимания, как только он проявил «любомудрие», стал философствовать. Не случайно, поэтому главную задачу всей мифологии рассказать, «кто родил все сущее?», философия заменяет на другую рационально объяснить «что есть все сущее, откуда оно произошло и куда девается?»
Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философиях, истоки, возникновения которых, восходят к началу первого тысячелетия
до н.э. Так, в Ведах (первых памятниках древнеиндийской мысли) и религиозно-философских комментариях к ним Упанишадах содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также материалистические и атеистические представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала огонь, воздух, вода, свет, пространство, время. Пытаясь постичь тайну бытия, мыслители Древней Индии задумывались над тем, где Солнце ночью, куда деваются звезды днем и т.п., и отразили эти представления в древнейшей книге, которая известна человечеству, Ригведах.
Философия Древнего Китая была ориентирована, прежде всего, на социальные проблемы, и потому в ней большое внимание уделялось бытию человека, а также общественному бытию. В значительно меньшей степени, но все же проявлялся интерес и к первоосновам природы, что нашло отражение в учении о пяти стихиях (вода, земля, дерево, металл, огонь), из которых состоит все многообразие вещей и явлений. Несколько позже в «Книге перемен» называется уже восемь таких первооснов, образующих все многообразие действительности.
Именно космогонические мифы, повествовавшие о происхождении богов, их жизни, делах, противоборстве и отразившие, таким образом, представления древнейших людей в возникновении и эволюции мира послужили основой, первоисточником греческой философии, которая зарождалась и развивалась вплоть до Сократа, прежде всего как философия природы. В пользу этого говорит и то, что ранние греческие философы традиционно называли свои произведения «О природе», а их самих зачастую именуют натуралистами, «физиками».
С момента зарождения древнегреческой философии они искали первопричину всего сущего в самой реальной действительности, определяя ее, то, как воду (Фалес) или воздух (Анаксимен), то как некое вечное и беспредельное начало, которое всем управляет, «апейрон». Так считал, например, Анаксимандр (ок. 611545 гг. до н.э.), который даже высказал идею естественного происхождения живых существ. По его мнению, они зародились в морских водах и появились из влажного ила. Затем на сушу вышли рыбообразные существа, в чреве которых развились люди. Аналогичные взгляды высказывал и Ксенофан (580490 гг. до н.э.), утверждая, что «все, что рождается и произрастает, есть земля и вода», и даже «мы все родились из земли и воды».
Отвечая на главный философский вопрос того времени «что есть все?», Пифагор (580500 гг. до н.э.) сделал вывод, что «все есть число». Он впервые выдвинул идею о шарообразности Земли, которую затем поддержал и письменно сформулировал Парменид (540480 гг. до н.э.), первый из философов, выделивший бытие как категорию и сделавший ее предметом специального философского анализа. В отличие от философов Милетской школы и Гераклита, говоривших об изменчивой природе вещей, он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия. Его онтология строится на том, что бытие, сущее определяется как нечто реальное, о котором он говорит, что оно «Есть» и противопоставляет ему небытие, несущее, давая ему название «Не есть». Мыслить можно только бытие, иначе говоря то, что существует, есть; наряду с этим, никоим образом нельзя помыслить то, что не существует, чего нет. Истинному бытию, т.е. тому, что есть, присущи, по мнению Парменида, отличительные признаки или свойства бытия, которые он сформулировал следующим образом: бытие не возникло и оно не подвержено гибели, так как помимо него ничего нет и быть не может. Бытие едино (непрерывно), неподвижно и совершенно. Имея свои пределы, оно похоже «на глыбу совершенно круглого Шара». Учение Парменида о едином, неделимом, неизменном и неподвижном бытии получило широкую известность в эллинском мире, и было продолжено, в частности, Мелисом с острова Самос, представителем школы элеатов. В основном, соглашаясь с Парменидом, Мелис в труде «О природе, или о сущем» отмечал, что бытие не имеет границ. По его мнению, это вытекает из того, что если признать границы бытия, то это будет означать, что оно граничит с небытием. Но так как небытия нет, то и бытие не может быть ограниченным.
Итак, в досократический период древнегреческой философии онтология получает значительное развитие: практически все наиболее яркие философы того времени прямо или косвенно рассматривали проблему бытия, соотнося ее, как правило, с вечным и совершенным космосом, «единой природой», т.е. отождествляли бытие с предметно-чувственным миром. Например, Эмпедокл (484421 г. до н.э.) хотя непосредственно и не употреблял термин «бытие», но, говоря о «четырех корнях всех вещей» (огонь, воздух, вода и земля), приписывал миру (космосу) яйцевидную форму и рассуждал о происхождении жизни из влажного и теплого ила. Демокрит и Левкипп, говоря об атомах как о неком веществе, отождествляли их с «полным» или «твердым» бытием в противовес «пустоте» небытию, которое, кстати, также полагали существующим.
В этот же период впервые проявляется диалектический подход к пониманию бытия, выраженный наиболее ярко у Гераклита (544483 гг. до н.э.), который рассматривал весь мир в постоянном становлении и изменении и отмечал в этой связи, что «одна и та же вещь существует и не существует». Основу мироздания, считал он, составляет космос, который «один и тот же для всех, его не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».
Значительно расширил понимание бытия Платон (427347 гг.
до н.э.). Он впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Платон выделял «истинное бытие» «мир объективно существующих идей», противопоставляя его «чувственному бытию» (как его понимали досркратики). При этом он указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании, впервые включив, таким образом, в понятие «бытие» практически все сущее.
В дальнейшем в истории философии мы находим множество различных подходов к пониманию бытия, но так или иначе все они выстраиваются вокруг чувственных и рациональных представлений о сущем. При этом обнаруживается весьма широкий разброс мнений.
Так, в средневековой христианской философии выделяется «истинное бытие» «бытие Бога» и «неистинное», т.е. «сотворенное Богом бытие». Другая крайность обнаруживается у философов-материалистов XVIIXVIII вв., которые нередко связывали понимание бытия с физической реальностью. Натуралистические взгляды этих философов были обусловлены бурным развитием механики и отражали их естественнонаучные представления о природе, которую они понимали как некий заведённый и самостоятельно действующий механизм, где человек оказывался лишь одним из ее винтиков. Отсюда проистекала и «натурализация» бытия, наиболее ярко проявившаяся в мировоззрении французских философов-материалистов (Гольбах, Гельвеции, Ламетри).
Новое время, а затем эпоха немецкой классической философии привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории, как «субстанция» (некая сущность, лежащая в основе миропонимания, относительно устойчивая и самостоятельно существующая), «свободная, чистая деятельность абсолютного «Я» (Фихте), «объективно развивающаяся идея» (Гегель) и т.п. Для Шопенгауэра субстанция-материя, для Юма фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала субстанцию как «материю» и одновременно как субъект всех изменений. В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов бытия с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное.
XX век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. А такая философская школа, как неопозитивизм, вообще истолковала проблему бытия в философии в качестве псевдопроблемы, полагая, что прежняя онтология есть предмет частных наук, но не философии. Хайдеггер говорит о новом условии усмотрения бытия (отличного от существования)- о поэтическом мышлении. Бытие - вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека). Однако представленная отдельными частными дисциплинами наука сама по себе не дает интегративного понимания бытия, ибо такая задача решается, прежде всего, на философском уровне. Об этой принципиальной роли философии, о ее специфических возможностях в познании сложнейших явлений, коим является и бытие, хорошо сказал русский ученый В.И.Вернадский: «Я смотрю на значение философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное, плодотворное значение. Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области развития науки...»