Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Человек существо социальное. Это утверждение особенно верно в отношении поведения потребителя. Что делает каждого из нас уникальным? Чем в основном диктуется наше поведение генетической предрасположенностью, средой или неким, единственным в своем роде, сочетанием множества факторов? Среди ученых, представляющих разные области знания, нет единодушия в ответах на эти фундаментальные вопросы.
Однако несомненно, что потребителя формирует среда, ведь именно в ней он живет и работает. В то же время и сама среда изменяется под воздействием поведения потребителя. В последующих главах речь пойдет о том, какие именно факторы влияют на выбор покупателя.
Основополагающим в этом смысле является понимание характера и значения культуры, чему и посвящена глава 17, Рассмотрение этой темы продолжается в главе 18, где особое внимание уделено воздействию этнических факторов на поведение потребителя. В нашу эпоху трудно переоценить важность культурного аспекта маркетинга. Не менее существенным является и влияние индивидуальных особенностей личности (глава 20), семьи (глава 21) и ситуации (глава 22).
Всем памятен случай, когда глава Дома моды Шанель Карл Лагерфельд «позаимствовал» стиль арабской вязи для вышивки, украсившей несколько смелых вечерних платьев в одной из его последних коллекций. Нельзя сказать, что мусульманским лидерам, увидевшим фотографию Клаудии Шиффер в таком платье, находка художника показалась удачной. Ведь «восточный узор» на деле оказался священными фразами из Корана (рис. 17.1).
Моаммар Каддафи в интервью «France-Soir» назвал этот случай «новой кампанией Запада против мусульман с целью их уничтожения». Дому Шанель был объявлен бойкот по причине «неуважительного отношения Лагерфельда к Корану», В результате Лагерфельду пришлось изъять из коллекции свои богохульные платья. По словам представителя Дома Шанель Арлетт Тейбол, «это было недоразумение, мы никого не хотели оскорбить».
Святотатство? Только не с точки зрения моды. Кельвин Кляйн, Ричард Тайлер, Донна Каран используют в своих моделях христианские кресты и силуэты монашеских ряс. В одной из коллекций парижского дизайнера Жан-Поля Готье присутствовали хасидские мотивы, а прически манекенщиц были украшены пейсами. Обозреватели журналов мод пишут, что за новыми кощунственными веяниями сокрыты не только стремление человека к иному, более глубокому осмыслению себя, но и ностальгически покаянный взгляд из «ненасытных» последних лет XX в.
Исторически изучение поведения потребителя было сконцентрировано на индивидуальном принятии решения т. е. на том, как потребители покупают и используют продукты, и, следовательно, самовыражаются. В этой книге до сих пор рассматривался в основном именно этот подход. Однако X. Маркус и Ш. Китаяма доказывают, что чаще необходимо понимать взаимозависимость интересов, чем независимое «Я» потребителя. Для глобальной экономики важность знания воздействия группы на личность обусловлена тем, что 70 % потребителей всего мира относится скорее к коллективистской культуре, чем культуре индивидуализма Северной Америки.
В этой главе мы обсудим изменение поведения потребителя под влиянием культуры в целом, что позволит понять, как она воздействует на сферу потребления. Осмысление этих процессов является ключевым для перехода к разговору о факторе этнической принадлежности. В главе 13 была представлена концепция личных ценностей, но здесь мы проанализируем их составную часть социальные ценности потребителей.
Культура относится к набору ценностей, идей, артефактов и других значащих символов, которые помогают индивидуумам общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как членов общества. Культура не включает в себя инстинкты и идиосинкразическое поведение как путь одноразового решения уникальной проблемы.
В культуру входят как абстрактные, так и материальные элементы. Абстрактными элементами являются ценности, убеждения, идеи, типы индивидуальности, религиозные представления. Под материальными компонентами подразумеваются книги, компьютеры, инструменты, здания и т. п., а также такие изделия, как пара джинсов «Levi's 501» или последний диск хит-певицы. Материальные элементы культуры иногда называют культурными артефактами или материальным проявлением культуры, что ограничивает понятие культуры только абстрактной областью.
Культура дает людям осознание себя как личности и уяснение приемлемых моделей поведения. Важнейшими мировоззренческими и поведенческими аспектами, формирующимися под воздействием культуры, являются:
Ценности это объединяющие индивидуумов убеждения или социальные нормы (возможно, с некоторыми поправками). Нормы это правила поведения, выработанные группой на основе согласия всех ее участников. Культурные или общественные ценности объединяют разные группы людей, а индивидуальные ценности, как было сказано в главе 13, являются устоявшимися (в том, что касается целей) или инструментальными (поведение) нормами индивидуумов. Индивидуальные ценности могут не разделять все или хотя бы некоторые члены группы, хотя семейные, религиозные или национальные корни человека обычно - мы это увидим влияют на его персональные ценности. Описанные в этой главе социальные ценности тесно связаны с персональными, и иногда измеряются с помощью психографических исследований (AIO).
Под макрокультурой понимают ценности и символы, касающиеся общества в целом или большинства граждан. Термин общество обычно применим к большим и сложным, но тем не менее организованным социальным системам, таким как нации или даже вся западная цивилизация.
Микрокультура включает ценности и символы ограниченной группы людей, например, религиозной, этнической или другой, являющихся частью целого. Микрокультуры иногда называют субкультурами, но в таком случае возможна путаница с понятием этнической субкультуры, подразумевающим некое подчиненное положение.
Процессы, вследствие которых люди вырабатывают свои жизненные ценности, побуждения, стиль жизнедеятельности, называются социализацией или процессом впитывания культуры. С того момента, когда младенец уже осмысленно смотрит и улыбается, у него начинают формироваться ценности. Социализация длится всю жизнь, а выработанные в ее ходе ценности воля, честность, цельность, бережливость ~- влияют на потребление. Эти жизненные установки, в свою очередь, также являются источниками определенных предпочтений любимые цвета, предпочитаемая упаковка, представления об удобстве, привычное время посещения магазинов, характерный стиль общения с продавцами и многое другое.
Социализация потребителя это приобретение связанных с потреблением познаний, убеждений, моделей поведения. Первые исследования в этой области были сосредоточены на том, как навыки потребителя приобретаются молодыми людьми, но сегодня признано, что социализация потребителя это «пожизненный» процесс.
В отличие от животных, чье поведение более инстинктивно, люди не рождаются с готовыми нормами поведения. Мы учимся тому, как себя вести, имитируя и наблюдая похвальное и предосудительное поведение других членов общества, которые соответственно придерживаются норм или пренебрегают ими. Усвоенные с детства определенные нормы поведения могут оказаться камнем преткновения для продавцов, стремящихся продвинуть свой товар. Когда рекламодатель сталкивается с прочно укоренившимися, культурно обусловленными поведенческими моделями (относительно питания, секса, манеры одеваться и т. д.), то бывает легче приспособить маркетинговую стратегию к этим культурным ценностям, чем посредством рекламы изменить их. Например, у некоторых народов принято употреблять в пищу мясо собак, конину, сырую рыбу, а глаз барана считается и вовсе деликатесом. Вряд ли с помощью рекламы можно убедить типичных североамериканских потребителей покупать эти продукты.
Культура передается из поколения в поколение, прежде всего такими общественными институтами, как семья, школа, религия. Предшествующий опыт и общение со сверстниками также являются источниками культурных ценностей (вставка 17,1). Прогнозирование ценностей, которые в будущем станут определяющими в поведении потребителя, основано на понимании направления развития важнейших человеческих институтов.
Некоторые антропологи считают, что культура помогает людям в их стремлении удовлетворить основные биологические и социальные потребности общества. Нормы, более не соответствующие требованиям общества, отмирают.
Культуре присуща гибкость. То же качество необходимо и маркетинговым стратегиям, разрабатываемым на основе общественных норм и ценностей. Б условиях жесткой конкуренции гибкость маркетинговых стратегий позволяет быть в авангарде. Поскольку культура развивается, то следует по-новому, в соответствии с возникающими ценностями, представить потребителю выгоды от изделия или торговой марки; возможно, потребуется видоизменить само изделие, если оно более не отвечает общественным потребностям. Например, мясо с картофелем некогда было излюбленным блюдом американцев. С ростом числа конторских служащих и тех, чья работа не требует физических усилий, предприятиям мясной промышленности пришлось переключиться на производство низкокалорийной говядины с меньшим содержанием жира и холестерина. Многие компании пошли дальше: они наладили производство разнообразных «заменителей мяса? изделий, которые внешне и на вкус напоминают мясо, но не содержат животных жиров.
Влияние культуры на принятие решения о покупке очень велико. Культура воздействует как на выбор отдельного потребителя, так и на структуру потребления общества в целом.
Покупая товар, потребитель думает о его функции, форме и содержании. Продавцам следует обратить внимание на все три аспекта, обусловленные культурным контекстом потребления.
Потребитель ожидает, что купленное им изделие выполнит некую функцию -вычистит одежду, если это пятновыводитель, или утолит голод, если это продукт питания. Лишь в случае полного оправдания ожиданий можно говорить о высоком уровне удовлетворения потребителя и надеяться, что он станет приверженцем данной торговой марки. Как следствие, сегодня фирмы выделяют значительные средства на повышение качества изделий. Необходимо также разрабатывать программы, направленные на налаживание контактов с клиентами, что позволит выяснить, в какой мере купленный товар удовлетворил их ожидания в функциональном отношении.
Подход к покупке такой бытовой техники, как, например, стиральные машины, в разных культурах неодинаков. Жители европейских стран выбирают стиральную машину с тем расчетом, что она будет служить десятилетия. Этому условию отвечают высокоэффективные, с фронтальной (спереди) загрузкой белья, стиральные машины немецкой фирмы Miele стоимостью более $ 1000. Однако эти качественные агрегаты не нашли широкого распространения в Северной Америке, т. к. в американской культуре принято считать, что такая бытовая техника должна стоить примерно вполовину меньше. Жители США чаще, чем европейцы, меняют место жительства, а уровень сервисного обслуживания у американцев ниже, поэтому для них важнее удобство обращения с машиной (например, загрузка белья сверху), нежели ее очищающая способность. Стиральные машины «одноразовый?» товар, ведь в случае поломки или переезда их нередко выбрасывают. Представления о функциональных характеристиках изделия обусловливаются, таким образом, культурным контекстом.
Изделия, пользующиеся успехом у потребителя, также должны соответствовать определенным ожиданиям относительно формы. Требования к питательности продукта могут быть самыми разными, но в том, что касается формы, у потребителей вполне конкретные представления пища должна быть «горячей» или «холодной», «хрустящей», «мягкой» или «предназначенной для разогревания в микроволновой печи». Сушими, блюдо из сырой рыбы, является традиционным для Японии, но чрезвычайно редко встречается на рынке Северной Америки. Многие американцы недавние выходцы из Европы очень любят телятину, а калифорнийские приверженцы вегетарианства предали ее анафеме. Все эти особенности определены культурой потребителя.
Товары также обладают неким символическим содержанием. К примеру, шпинат олицетворяет силу, что, возможно, соблазнит ребенка, который иначе не стал бы есть эту малопривлекательную траву. Часто тот или иной продукт питания выступает символом семейных ценностей; «бабушкин» рецепт передается из поколения в поколение. Иногда продукты используются в ритуальном поведении, например, некоторые блюда подаются к столу лишь в особых случаях (в дни религиозных или иных праздников). Нередко продукты приобретают такую символическую нагрузку, что становятся частью культа, как в случае употребления пищи в религиозных обрядах (в христианской литургии вкушение хлеба и вина как крови и плоти Христа). Порой форма изделия является символическим выражением его функции, так, в моющее средство добавляют «голубые кристаллы», которые «делают одежду белее».
Важность культурных ценностей и норм для понимания психологии покупателя представлена учеными Шетом, Ньюманом и Гросс в концепции ценностей потребления. Согласно этой теории, на выбор потребителя влияет целый ряд ценностей: функциональная, условная, социальная, эмоциональная и эпистемическая. Все эти ценности не зависят друг от друга и воздействуют на выбор продукта, торговой марки и другие элементы принятия решения.
В изучении сферы потребления большое внимание уделяется поведению потребителя. Национальная культура через правовую и правительственную системы определяет, что именно поставщики могут предлагать на рынок, а также пути, которыми изделия могут быть проданы, и то, в какой мере потребитель может определять собственные предпочтения. Чего требуют национальные интересы развития военной, промышленной или потребительской сферы? Какое направление является приоритетным хорошие автомобили или хорошие танки? Хорошее образование или хорошее здоровье? Хорошие компьютеры или хорошая музыка? Но поскольку продать свой товар всем и каждому все равно никогда не удастся, то на какую возрастную группу ориентироваться - на молодежь или на старшее поколение? Интересы каких этнических и религиозных групп учитывать? Кто будет основным потребителем человек с высшим образованием, «примерный семьянин» или представитель правящей партии? На все эти вопросы можно ответить, зная особенности культуры индивидов.
Культура наряду с другими элементами окружающей среды воздействует на все стадии принятия решения потребителем. Например, американская культура особое значение придает индивидуальности и конкурентоспособности, в то время как для японской культуры важнее согласованность сфер производства и потребления. Ценности такого рода влияют на выбор потребителя и могут затрагивать как осознание потребности, так и поиск путей ее удовлетворения.
Во многом именно культура через рекламу, моду, розничную торговлю и другие области, не подвластные продавцам, но важные для потребителей на стадиях осознания потребности или поиска, определяет значимость продукта. Отдельный потребитель владеет изделием, обменивает его, заботится о нем или лишается его, и тем самым развивает его значение. Г. Мак-Крекен объясняет:
Культура формирует мир явлений двумя способами. Во-первых, культура это «линзам, сквозь которую явление предстает индивидууму; как таковая, культура определяет то, как явление будет понято и усвоено. Во-вторых, она представляет собой как бы «план», координирующий всю человеческую - социальную и производительную деятельность и обусловливающий цели и поведение, соответствующие этим видам деятельности.
Оценивая разные продукты, потребитель отдает предпочтение одному из них. В какую сторону склонится чаша весов нередко зависит от той культурной среды, к которой принадлежит индивидуум. Например, состоятельный человек может предпочесть более дешевый товар, но не из-за недостатка денег, а потому, что на его выбор влияют определенные культурные ценности. Наоборот, небогатый человек в силу каких-то личных или групповых ценностей может купить пару дорогих ботинок.
Культурными традициями обусловлена и возможность обсуждения цены продавцом и покупателем. Например, в Греции и некоторых средиземноморских странах считается уместным поторговаться относительно цены услуг даже с врачом.
Преуспевающие розничные продавцы знают, что оборот и получение прибыли, а также привлекательность магазина для постоянных покупателей обеспечиваются, главным образом, за счет всего нескольких наименований изделий. Они называются основными товарами. По аналогии, существует группа так называемых основных ценностей. Эти ценности играют ключевую роль в понимании поведения людей, что во многих отношениях немаловажно для специалистов по маркетингу.
Основные ценности показывают, как продукт используется в обществе. Этими ценностями обусловлены не только, например, употребление в пищу тех или иных продуктов, но и сочетаемость одних продуктов с другими, способы их приготовления, время приема пищи.
Основные ценности обеспечивают положительную и отрицательную валентность (способность ассоциироваться) торговых марок и коммуникативных программ. В Америке автомобиль «Chevrolet» с удовольствием называют «типично американским, как яблочный пирог», но сравнение популярных марок автомобилей с другими блюдами, такими, например, как суп из ласточкиного гнезда или рагу из обезьяны, вызвали бы, несомненно, отрицательную валентность (а в Китае и Африке эти лакомства имеют положительную валентность). Продавцы могут использовать имена знаменитых музыкантов или спортсменов Майкла Джексона, Рональде и др. для создания положительной валентности по отношению к их торговым маркам. И это хорошая идея, если только образ знаменитости не произведет обратный эффект у тех потребителей, которые ему не симпатизируют.
Основными ценностями определяются приемлемые рыночные отношения. В Японии отношения между группами фирм относящихся к восточным и западным династиям настолько жесткие и сложные, что доступ к той или иной дистрибутивной сети можно получить, лишь наладив деловые отношения с одной из таких групп.
В странах с развитой экономикой принято считать, что сделка скорее всего будет совершена в точном соответствии с предварительной договоренностью. При возникновении каких-либо проблем можно воспользоваться услугами агентств защиты прав потребителей, таких как Better Business Bureau («Добросовестный бизнес»), или обратиться в суд, В «бедных» странах подобные структуры поддержки почти не развиты, и люди не рискуют иметь торговые отношения с географически удаленными партнерами. Даже при наличии либеральных законов не всегда есть возможность обезопасить экономические операции.
На сельскохозяйственных рынках многих стран принято устанавливать долгосрочное торговое сотрудничество, дающее стабильность как покупателю, так и продавцу. Это и гарантированная поставка товара, и надежное качество, и занятость для членов семьи и соседей, ценовая стабильность. На Гаити такое торговое сотрудничество называется пратик (pratik). Покупатель, которого с конкретным продавцом связывают партнерские отношения на основе пратик, как правило, не отвечает на коммерческие предложения других продавцов. Точно так же, торговец-практик отказывается продавать товар кому бы то ни было, пока не выполнит обязательств перед своим покупателем-пратик. В Нигерии подобное партнерство носит название онибара (onibara); на Филиппинах зуки (suki); на Ямайке уличного торговца называют «клиентом». На рынках Гватемалы крестьяне энергично торгуются с теми посредниками, с которыми их не связывают никакие личные отношения. Со знакомым посредником, так называемым клиенте (cliente), напротив, договариваются, не торгуясь, причем почти не бывает случая, чтобы посредник отказался от предложенного ему товара - разве что он для него совсем бесполезен. В свою очередь клиенте знает, что ему всегда предлагают продукцию самого лучшего качества.
Такие формы торговых взаимоотношений являются очень важными для понимания все возрастающей роли маркетинга отношений (см. главу 22). Маркетинг отношений касается построения долгосрочных связей с потребителями, более предпочтительных по сравнению с отдельными коммерческими операциями. Такие отношения требуют немалого доверия между членами канала распределения.
Руководство крупной компании в Японии предпочтет вести дела с мелкими поставщиками или дистрибьюторскими фирмами, принадлежащими бывшим служащим этой компании. В большинстве латиноамериканских стран фирма часто создается или реструктуризируется специально в интересах семьи и друзей, восполняя пробел в уже имеющейся сети. Для культуры Соединенных Штатов характерно одобрение беспристрастных и равных отношений, поэтому здесь труднее установить доверие, необходимое для эффективного маркетинга отношений.
Основные ценности определяют этическое поведение. В последние годы Соединенные Штаты нередко называют «культурой денег», где движущим мотивом большинства деловых людей является жадность, а Уолл-стрит «логовом воров».
Основные ценности затрагивают как перечисленные выше, так и многие другие аспекты маркетинга. В главе 3 мы уже касались вопроса об основных ценностях разных народов, а в главе 13 говорили о том, что у жителей Швейцарии и Японии стремление преуспеть в жизни сильнее, нежели у жителей стран с более богатыми природными ресурсами, но не столь действенными культурными ценностями. Каковы же основные ценности североамериканских культур, воздействующие на решения потребителя и маркетинговые программы?
Лишь два поколения назад Соединенные Штаты были аграрной страной. И хотя сегодня она высоко урбанизирована, многие из основных ценностей имеют аграрные корни. Ежедневное существование регулируется теперь часами и днями недели, а не временем года или длиной светового дня. Большинство людей становятся служащими крупных организаций, а не фермерами или владельцами небольших магазинов. Они не производят товары и услуги, а покупают их, мерилом обмена стали деньги или пластиковые карточки, а не собственность. И все же, американские ценности во многом сохраняют аграрную основу.
Исследователи выделяют восемь основных жизненных ценностей жителей США:
Эти ценности в той или иной мере свойственны и другим народам, однако существуют и различия. Для примера сравним две очень близкие национальные культуры США и Канады. Из данных табл. 17.1 видно, что основные ценности, хотя и присутствуют, но отношение к ним и форма их выражения существенно отличаются. Специалисты, занимающиеся глобальным маркетингом, выходя на новые рынки, должны учитывать эти особенности.
Хотя основные ценности относительно постоянны, в целом общественные ценности изменяются непрерывно. Специалисты по маркетингу должны обратить особое внимание на «переходные» ценности, затрагивающие все сферы рынка. Трансформация ценностей ведет к изменению общественной реакции на рекламу и, следовательно, поведения покупателей в отношении качества и количества закупаемых товаров. Некоторые изменения, происходящие в 1990-х гг., описаны в табл. 17.2.
Постоянство и изменение ценностей объясняется существованием двух типов сил. Первый источник ценностей это триада общественных институтов: семья, церковь, школа. Второй источник суровая правда жизни, а именно: войны, борьба за выживание и гражданские права. На ценности влияют, без сомнения, правительства и средства массовой информации. Внутренние ценностные установки человека формируются под воздействием его личной жизненной позиции, образования, а также представителей его поколения.
Смену общественных ценностей можно прогнозировать, основываясь на понятиях жизненного цикла: ценности человека меняются с возрастом. Следовательно, молодежь, обладая некими собственными, присущими только ей, ценностями, через несколько десятилетий поменяет свои ориентиры, и общественные ценности будущего не будут отличаться от сегодняшних, поскольку молодые люди, становясь старше, усваивают ценности своих родителей. Это теория поведенческой ассимиляции. В противоположность ей, постепенная замена существующих ценностей объясняется сменой поколений: молодые люди, представляющие на данный момент «ведущее» поколение, внедряют собственные ценности. Взрослея, они сохраняют ценности своей юности, которые заменяют общественные установки пожилых потребителей. Попробуйте сами ответить, какое из этих объяснений верно. Останутся ли прежними ваши взгляды на жизнь лет через 30 или вы будете рассуждать, как ваши родители?
Ценности одного поколения прививаются следующему прежде всего в семье, школе и с помощью религии. Эта культурная формирующая триада играет - при участии средств массовой информации ключевую роль в усвоении общественных ценностей. Относительная устойчивость передаваемых ценностей определяется стабильностью элементов триады. Если эти социальные институты перестраиваются быстро, то ценности потребителей меняются, обусловливая тем самым необходимость изменений в коммуникативных и маркетинговых программах. Хотя изменения, о которых пойдет речь, относятся к США, подобные тенденции наблюдаются и во многих других странах.
В большинстве культур семья является важнейшим фактором в формировании общественных ценностей. Подробнее влияние семьи рассматривается в главе 21. Здесь остановимся лишь на основных моментах.
В настоящее время дети все меньше испытывают влияние «дома» и родителей. Частично это объясняется широким распространением разных типов дошкольных учреждений. В 1965 г. детские сады в США посещали только 5,7 % детей 3-4 лет. Сегодня это число приближается к 60 %. Раньше первые шесть лет своей жизни (годы становления характера) дети проводили с родителями. Теперь дети все больше усваивают ценности вне дома. Родителей заменяют няни, детские сады, средства массовой информации они-то и становятся основными «поставщиками» ценностей. Сегодняшним родителям приходится часто бывать в командировках, рабочий день часто не нормирован. Обычным становится долгое отсутствие обоих родителей, особенно среди высших социальных слоев; семья все реже становится источником ценностей детей в конечном счете, будущих лидеров. Увеличение числа незаконнорожденных с 5,3J% в 1960 г. до более чем 26 % к настоящему моменту, а также увеличение, соответственно, детей, воспитываемых матерями-одиночками, с 8 до 22 %, тоже уменьшает потенциальное родительское влияние.
Увеличение числа разводов ослабляет влияние семьи, поскольку дети в основном общаются только с одним из родителей. С конца семидесятых годов лет число разводов выросло более чем в два раза; по статистике, распадется приблизительно половина всех браков, заключенных в последние десятилетия. Большинство детей часть своей жизни проводят в неполных семьях. Разведенные мужчины обычно повторно женятся на более молодых женщинах. Поэтому весьма вероятно, что дети мужа от первого брака будут старше детей жены от ее предыдущего брака, что является причиной возникновения проблем в отношениях разновозрастных членов вновь созданных семей.
Семья как изолированное ядро, или географическое удаление семьи от бабушек-дедушек и других родственников (расширенная семья), также ослабляет влияние семьи на передачу ценностей. Увеличение числа молодых людей, получающих образование в колледжах, обусловливает ситуацию, когда человек ищет работу вдалеке от родительского дома; поэтому молодежь лишается влияния своих родственников. Это существенно умаляет такой важный принцип передачи ценностей как традиционализм, результатом чего может стать «оторванность от корней».
Транспортные и коммуникационные компании, обладающие эффективными маркетинговыми программами, могут извлекать выгоду из географического разделения семей. Например, авиакомпания Delta Airlines разработала для пассажиров зрелого возраста специальную программу, рекламное обращение которой гласит: «Побывав на свадьбе своих детей, вы не только способствуете воссоединению семьи, но и сможете точно узнать, когда же придет время навещать внуков». Гостиничная сеть Red Roof Inns предоставляет льготное обслуживание приглашенным на свадьбы родственникам и друзьям молодоженов.
Каким образом должны реагировать на ослабление роли семьи руководители коммерческой сферы? Некоторые компании стали уделять больше внимания вопросам семьи; создаются центры по уходу за детьми служащих; поощряются совместные загородные поездки семей служащих и руководителей; супруги служащих привлекаются к подготовке семинаров и информационных бюллетеней компании; дети служащих обеспечиваются стипендиями; создаются консультативные центры по вопросам семьи и брака и т. д.
В формировании ценностей западных культур исторически важная роль принадлежала иудео-христианским религиозным институтам. В последние годы эти институты претерпели существенные изменения.
Нередко численность одних религиозных групп растет за счет других. В 1776 г. католики составляли ничтожную часть американского населения, а сейчас католицизм исповедует четверть всех жителей США в значительной степени благодаря иммиграции из Европы в начале 1900-х гг. и нынешней иммиграции из испаноязычных стран. Баптисты, став наиболее влиятельной протестантской группой, заменили англиканцев (приверженцев епископальной церкви). Быстрый рост таких религиозных объединений, как, например, мормоны, обусловил их серьезное влияние на систему ценностей. Из нехристианских течений в США получили влияние многие традиционные восточные религии и так называемое движение Новой Эры (его приверженцы исповедуют нечто вроде оккультизма).
Современные тенденции в выборе вероисповедания и в отношении к религии в целом обусловлены секуляризацией религиозных институтов или даже потерей ими своей религиозной функции. Согласно тезису, развитому Фрэнсисом Шеффером, религия стала «дробиться», а ее компетенция судить светские ценности и институты ослабла. Хотя религия и потеряла былое влияние в американском обществе, для многих она все еще имеет очень важное значение. Женщины, например, в большей степени, чем мужчины, склонны определять успех с помощью религиозных понятий. Статья «В фокусе - потребитель. 17.1» демонстрирует, как вера (или, скорее, недоразумение) сказалась на фирме Procter & Gamble.
Procter & Gamble (P&G) недавно объявила о предстоящей модернизации ее эмблемы «Человек на луне», что вызвано стремлением не отставать от моды. Хотя руководство P&G полностью открещивается от обвинений в сатанизме, кудри на бороде человечка на новом логотипе этой компании в зеркальном отображении (хорошо еще, что не на кладбище в полнолуние) выглядят как 666 -любимое число Вельзевула.
После того как P&G уступила бойкоту ClearTV (движение «Христианские лидеры за достойное телевидение»), ее руководство заявило через популярные печатные издания, что компания, естественно, никогда не поддерживала и не собирается поддерживать «антисемейные и антихристианские» телешоу. Глава пресс-службы компании заверил, что не может быть и речи о поддержке программы Эн-Би-Си «Ночная жизнь в субботу», потому что, как он выразился, «... жизнь так многообразна, что никогда не знаешь, как слово отзовется».
Узнав об этом, Эн-Би-Си предупредила телекомпанию Universal, производителя программы «Квантовый прыжок», что именно на Universal ляжет ответственность за неполученную прибыль в случае, если рекламодатели расторгнут контракты из-за запланированного показа эпизодов, связанных с гомосексуализмом и самоубийством (путешествующий во времени герой шоу с телом-присоской должен был поселиться внутри флегматичного подростка). Этот беспрецедентный шаг Эн-Би-Си сделала после того, как рекламодатели отказались вкладывать средства в ее кинофильм «Roe v. Wade» и потребовали вернуть деньги за рекламу из-за передачи, в которой двое мужчин были показаны вместе в кровати.
Как же перемены в религиозных институтах влияют на маркетинг? Ответ, скорее всего, таков, что в ближайшие годы ценности потребителей станут более разнообразными, индивидуальными и плюралистичными. Снижение роли религиозных учреждений привело к тому, что работники больше не считают воровство грехом. В результате, как свидетельствует практика, резко возросло количество хищений, например, в магазинах самообслуживания. Нельзя не учитывать разрушение традиционной иудейско-христианской системы ценностей: компании должны более строго подходить к набору персонала и разрабатывать специальные программы, культивирующие у служащих необходимые ценности.
Третий по важности социальный институт, с помощью которого осуществляется передача ценностей потребителям, это образование. Отчасти его роль возрастает из-за особой тяги американцев к образованию вообще. Кроме того, остается вакуум, не заполненный семьей и религией. Внимательнее рассмотрим особенности этого явления.
Система государственного образования США бурно развивается на всех уровнях (школы, колледжи, университеты). Результат этого процесса рост квалификации рабочей силы. Сегодня каждый четвертый американский рабочий это дипломированный специалист (в 1970 г. только каждый восьмой рабочий заканчивал колледж). По сравнению с мужчинами, женщин, имеющих диплом об окончании колледжа, меньше, но среди нынешних студентов женщин больше, чем мужчин. Специальные программы выходного дня «Сова», «Ранняя пташка» и другие новшества, разработанные в аспирантурах университетов, призваны привлечь продолжить образование не только молодежь, но и тех, кто уже давно вышел из студенческого возраста.
Еще одна тенденция появление и быстрое распространение новых методов обучения. Раньше от преподавателя в основном требовалось представить материал, а от студентов его запомнить. При таком подходе к обучению подразумевается, а то и открыто утверждается, что «мир существует в таком-то виде; вам остается только выучить сказанное», и никакой возможности обсуждения. Образовательная система постепенно, но категорически отказывается от подобных методов в пользу аналитического подхода. От учащихся ждут не столько единственно правильного ответа, сколько умения размышлять. Пример такого обучения ситуационный метод, распространенный в бизнес-школах. Автор книги «Конец американского духа» убедительно доказывает, что американские университеты больше не являются источником знания таких духовных ценностей, как философия и литература с их великими традициями.
Потребители, получившие образование по новой системе обучения, не ограничены жесткими рамками понятий «правильно» или «неправильно». Люди, особенно молодые, предпочитают осмысленно контролировать собственную жизнь. Это ведет к агрессивному консьюмеризму, что заставляет маркетинговые организации, вынужденные отвечать на вопросы потребителей, пересматривать свои коммерческие программы и способы предоставления информации о товаре. Потребители если и не пожалуются на некачественный товар торговой фирме или производителю, то обязательно поделятся негативными впечатлениями с родственниками и друзьями. Фирмам необходимы программы по работе с жалобами, позволяющие искать пути решения проблем. Возможно, в обществе, испытывающем серьезный недостаток новых потребителей, во избежание потери клиентов выгодно удовлетворять их претензии, даже если расходы на компенсацию будут превышать маржу прибыли.
Итак, эти три института семья, религия и школа вносят огромный вклад в передачу и усвоение традиционных ценностей и готовят почву для гармоничного восприятия новых реалий.
Потребитель продукт своей среды. Став взрослым, человек стремится достичь того, чего, как ему кажется, он был лишен в детстве и юности. Поэтому глубже понять поведение потребителя поможет изучение процессов социализации, т. е. факторов, влияющих на разные группы людей в ранние периоды жизни.
Анализ поколений это метод исследования изменений образцов поведения или потребительского отношения социальных групп, называемых поколениями. Поколение живущие в одно время люди близкого возраста. В рамках анализа поколений осуществляется изучение фактической трансформации поведения или потребительского отношения, обусловленной процессами взросления и старения, и
изменений, вызванных конкретными историческими событиями, такими как Великая депрессия или Уотергейт.
Миллионы потребителей пожилого возраста помнят Великую депрессию тридцатых годов. Еще больше испытаний выпало на долю переживших вторую мировую войну. Эти поистине катастрофические события глубоко и неизгладимо воздействовали на людей. Под влиянием этих событий трансформировались такие ценности, как безопасность, патриотизм, приобретение и защита материальных благ. На этих ценностях сказались лишения, пережитые во времена депрессии и войны.
Потребители, чье детство пришлось на 1950-е и 1960-е гг. послевоенное поколение, отличаются тем, что проявляют особую тревогу о других людях. Они громче всех заявляют о своей обеспокоенности проблемами гражданских прав и равноправия. Для представителей этого поколения важна мода. Но интерес к моде обусловлен не стремлением не отставать от друзей и соседей, как было в случае с их родителями. Здесь мода отражает широкий спектр социальных контактов и желание максимально гармонизировать межличностное общение.
Во всех понятиях, с помощью которых определяются ценности людей, родившихся в период последнего демографического взрыва, присутствует местоимение «сам» самовыражение, самореализация, самопомощь, «сделай-себя-сам». Энергетический кризис, инфляция, феминизм и Уотергейт оказали критическое влияние на это поколение. Если предыдущее поколение заботится о том, как помочь другим, то родившиеся в пятидесятые-шестидесятые более всего обеспокоены проблемой собственного благополучия. Их ценности, ставшие господствующими в 1990-е гг., приведены в табл. 17.2.
Личный интерес и обеспокоенность социальными проблемами часто пересекаются. Сегодняшние потребители нередко выражают озабоченность экологическими проблемами не потому, что такое поведение социально «правильное», просто они должны брать на себя ответственность за собственное выживание. Кроме того, потребители лично заинтересованы в здоровье, здоровом питании и в том, чтобы преодолеть так называемый «кризис середины жизни». Около 40 % американцев ежедневно совершают пробежку; четверть занимается более чем одним видом спорта; все большее распространение приобретают программы в поддержку здорового образа жизни. Как следствие, эта тема часто эксплуатируется в рекламе. Множество изделий и услуг рекламируются как самые «здоровые»: здоровые продукты питания, здоровая косметика, здоровые виды спорта. Тех, кто предпочитает вести менее активный образ жизни, агитируют проводить свободное время в загородных домах, на свежем воздухе.
(Поколение американцев, родившихся после 1965 г. Получило свое название по одноименному роману Дугласа Копланда.)
Самая передовая часть потребителей это нынешние студенты колледжей и университетов, т. е. те, кто родился в конце шестидесятых-семидесятых годах. Их родители слушали музыку диско и курили «травку». А на долю этого поколения достались дефицит федерального бюджета и увеличение налогового бремени. Этим и продиктованы прогнозы «войны поколений»; Икс-поколению приходится отчислять значительную часть заработанного на медицинское обслуживание и удовлетворение потребностей все возрастающего числа пенсионеров.
Журналисты, называя поколение Икс циничным, объясняют, что эти молодые люди со всех сторон слышат о небывалом росте насилия, сексуальных и иных преступлениях. Если в 1960 г. на каждые 10 тыс. американцев приходилось, по статистике, 16 тяжких преступлений, то к 1990 г. их было уже 76, а среди молодежи до 30 лет убийство стало второй по распространенности причиной смерти (после несчастных случаев). Циничным это поколение делает соответствующая культурная среда. Сегодняшняя молодежь зачастую отвергает социальную сознательность и политическую корректность, исповедуемые их родителями и учителями. Молодые специалисты сталкиваются с ситуацией, когда достойную карьеру могут сделать только лучшие из лучших, а жизненный уровень подавляющего большинства будет ниже, чем у их родителей впервые в истории страны. Многие маркетинговые организации во главе которых стоят 40-50-летние с трудом находят общий язык с этим поколением.
Культура имеет глубокое воздействие на то, как потребитель осознает себя самого, на товары, которые он покупает и использует, на процесс купли-продажи. Это влияние обусловливает необходимость изучения сферы потребления в контексте культуры и усвоения общественных ценностей. В главе 3 были описаны методы исследования национальной культуры в связи с поликультурными, глобальными рынками. Однако специалисты по маркетингу больше внимания уделяют макрокультурам, а не глобальным или внутренним рынкам.
Культуру можно рассматривать как способ адаптации общественного сознания к окружающей действительности. Она выражает характерные особенности людей, воспитанных одними и теми же общественными институтами (культурная триада) и жизненными реалиями. Г. Хофстеде заключил, что следующие четыре принципа являются общими для культур, по крайней мере, 66 стран.
Индивидуализм в противовес коллективизму. Индивидуализм характеризуется преобладающими в обществе отношениями между отдельными индивидуумами. Например, Соединенные Штаты и Нидерланды это страны с высоким уровнем индивидуализма, в то время как для Тайваня больше характерен коллективизм.
Стремление избегать неопределенности. Общество различными способами реагирует на свойственные жизни неопределенность и двусмысленность. В некоторых культурах для подобных ситуаций разработаны специальные правила или ритуалы, другие находят выход в более терпимом отношении к проявлению инакомыслия.
Отдаленность от власти. Дистанция между властью и народом отражает степень согласия общества с высоким положением различных властных структур. Сюда входит централизация власти, принятые в обществе поощрения со стороны власти, особенности взаимодействия людей неравного статуса.
Женственностьмужественность. Этот фактор определяет степень, до которой общество поддерживает ценности, традиционно считающиеся мужскими или женскими. С мужественностью ассоциируются самоуверенность, стремление преуспеть, заботы о материальном благополучии; с женским началом в общественном сознании отождествляется забота о ближних, беспокойство об окружающей среде, поддержка неудачников.
Результаты исследований Хофстеде широко используются в маркетинге. Многие экономисты считают его концепцию культуры очень важной для определения сегментов рынка, наиболее подверженных влияниям среды. В своей работе С. Каале показал, каким образом понимание культурного контекста может повысить показатели продаж и предложил включать изучение этих вопросов в учебный план высших бизнес-школ.
Культура это целый комплекс ценностей, идей, взглядов и других значащих символов, с помощью которых люди общаются и оцениваются как члены общества. Культура и ценности передаются из поколение в поколение. Основные ценности общества обусловливают способ использования товаров в том, что касается их функции, формы и значения. Культура обеспечивает положительную и отрицательную валентность торговых марок и коммуникативных программ, определяет идеологию потребления в целом.
Фундаментальные силы, формирующие ценности, это так называемая культурная триада и жизненный опыт. Культурная триада включает такие социальные институты, как семья, религия и школа. Жизненный опыт подразумевает факторы, влияющие на разные поколения, депрессии, войны и другие исторические события. Мотивация основной части современных потребителей - это самореализация 45-летних и циничный индивидуализм поколения Икс. Хофстеде выделил четыре измерения макрокультур: индивидуализм в противовес коллективизму, стремление избегать неопределенности, отдаленность от власти, женственность мужественность.