Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
3. Смысл названия пьесы Островского «Гроза».
Пьеса «Гроза» А. Островского одно из его лучших произведений, которое как было, так и осталось актуальным спустя многие годы после выхода в свет.
Гроза-символ протеста, вызова старым порядкам не только в Калинове, но и в России того времени в целом. Пьеса была написана в 1859 году. Тогда главными темами произведений писателей были крепостное право, появление разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Островский же поставил перед собой задачу обличения тирании в купеческом быту, но при этом он работал глубже и показал возникновение протеста против вековых традиций в купечестве (да и не только там) и начало их разрушений под влиянием меняющейся жизни.
В центре пьесы конфликт представителей «темного царства» с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня Катерина не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства.
В пьесе, все событие приплетаются с состоянием природы. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий. В момент, когда в жизни Катерины наступает «гроза» происходит и природное явление-гроза. Самоубийство Катерины происходит во время грозы, это апогей, кульминация всего, что нарастало против старого, отжившего в обществе города Калинова.
«Гроза» - это олицетворение переломного момента в жизни общества всей России, заключающегося в возникновении недовольства и вызова существующим порядкам, не только социальным. Ведь не даром уже через два года после написания драмы в стране была проведена Крестьянская реформа. Люди того времени жаждали перемен. Вот почему пьеса и названа именно «Гроза».
4.Особености конфликта в пьесе Островского «Гроза».
Конфликт это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, в мироощущении. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Если рассматривать поведение Катерны как протест против своей свекрови, против её принципов то, можно определить пьесу как социально-бытовую драму. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой, поэтому пьесу можно определить как трагедию. Трагедия это произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни. Гибель Катерины результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в котором они живут. Катерина воспитана так, что не может отказаться от нравственных законов, всякое нарушение их неминуемая смерть. Героиня оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь та только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и сын.
Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе: патриархальный уклад оказывается ложен и разрушается прямо на глазах. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить.
пьеса “Гроза” это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.
5.Город Калинов - пространство самодурства и страха.
Город Калинов- основное место действия драмы.
Город отгорожен от внешнего мира. Внутренней границей для городского обывателя являются ворота и заборы: «У всех давно ворота...заперты и собаки спущены». Пространство Город отгорожен от внешнего мира, но и внутри ограничено, предельно сжато.
Власть в Калинове принадлежит Дикому и Кабанихе. Оба любят куражиться над теми, кто под их началом. Фамилии этих героев, только подчеркивают их самодурство.
Город Калинов стоит на страхе, который испытывают горожане. Большая часть из них невежественны. Только Кулигин пытается избавить калиновцев от страха, но его мечты не сбываются. Калинов можно назвать "темным царством", в котором царит угнетение.
6.Дикой и Кабаниха в пьесе Островского «Гроза».
Дикой и Кабаниха это представители старшего поколения. Согласно домостроевским порядкам, старших нужно уважать и слушаться. Именно так и поступают по отношению к Дикому и Кабанихе все окружающие. Впрочем, если быть более точным, то все их просто опасаются и стараются держаться подальше. Дикой и Кабаниха отвратительны, в них нет ни единого положительного качества. Они жестоки, лицемерны. Они прикрываются ханжескими словами, а на самом деле сеют вокруг себя злобу и ненависть. Дикой жесток даже по отношению к своим родным, которые живут в атмосфере страха и бесправия. Ничем не отличается от него Кабаниха. Ей свойственно стремление даже в мелочах вмешиваться в жизнь окружающих.
Дикой и Кабаниха никого не уважают и не боятся, и никто из окружающих не осмеливается им перечить. Купцы-самодуры чувствуют себя в патриархальном обществе настоящими хозяевами жизни. Островский рисует купеческую среду, мягко говоря, достойной осуждения. Мы испытываем неподдельное отвращение, узнавая все новые и новые подробности о Диком и Кабанихе. Кабанова и Дикой очень похожи. Дикой никогда не сдерживает себя, если речь идет о возможности показать власть над кем-либо. Кабанова также не упускает случая продемонстрировать, кто в доме хозяин, вернее, хозяйка. Богатая купчиха, вдова, Марфа Игнатьевна Кабанова является полноправной хозяйкой дома, и все члены семьи вынуждены выполнять ее распоряжения. Дикой наслаждается атмосферой вседозволенности.
Кабанова благочестива и религиозна, покровительствует нищим и странникам. Но что скрывается под маской такого человеколюбия? Только ханжество и лицемерие. Кабанова не дает жизни никому: ни своему сыну, ни дочери, ни невестке.
Дикой открыто показывает свое отношение ко всем окружающим, он сознательно оскорбляет всех вокруг. Кабанова открыто никого не оскорбляет, она действует намного более изощренно. Она подчиняет себе всех, кто оказывается на ее пути. Кабаниха постоянно напоминает о том, что все живут и действуют неправильно, не соблюдают неведомо кем придуманные законы.
7.Сходство и различая характеров Тихона и Бориса.
Особую роль среди них занимают образы Бориса и Тихона двух мужчин в жизни Катерины, во многом определивших ее судьбу.
Тихон Кабанов муж Катерины. Как же ведет себя Тихон? Он всегда всячески оправдывается, заискивает перед матерью, пытается ей угодить, как резко меняется он, когда уходит Кабаниха! Видно, что Тихон испытывает облегчение. Он чувствует себя гораздо свободнее, когда рядом нет его матери. С Катериной и Варварой Тихон становится смелее и даже развязнее. Однако сцена отъезда Тихона по делам обнажает всю его покорность, страх перед матерью, слабость.
Но, оставшись один на один с Катериной, этот герой раскрывается. И мы понимаем, что Тихон человек, а не марионетка, со своими проблемами, желаниями, стремлениями, обидами. Он говорит Кате, что и ему нужна воля, свобода, нужно почувствовать себя человеком, мужчиной. А все это возможно для него лишь вдалеке от матери.
В предвкушении свободы Тихон забывает обо всем, ему и на Катерину уже некогда обращать внимания. Он невнимателен к ней, даже груб. Кульминационной не только в раскрытии характера Тихона, но и во всей пьесе является сцена грозы и раскаяния Катерины. Здесь мы понимаем, что Тихон любит свою жену, готов ей все простить, но смертельно боится маменьку.
Борис Григорьевич также занимает важное место в ряду персонажей пьесы. Он способствует развитию сюжета и является целой «вехой» в жизни главной героини произведения Катерины Кабановой. Ведь именно из-за Бориса Катерина нарушила внутренние и внешние запреты Домостроя и изменила мужу.
Этот герой получил довольно хорошее образование в Коммерческой академии. Но затем, ожидая наследство, он был вынужден вернуться в Калинов и угождать своему дяде, самодуру Дикому.
Публичная речь героя, на людях, демонстрирует его довольно хорошее образование. Образованность Бориса это только внешний лоск, наносное. Натура его все же калиновская, купеческая, домостроевская.
В отношениях с Катериной Борис сначала любезен и ласков: «Жизнь моя!», «Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня...». Но когда он убеждается в том, что Катерина любит его, то становится с ней даже жестоким.
Борис эгоистичен. Он думает о том, как хорошо будет ему в эти две недели. А что будет потом, каково придется Катерине, Бориса мало интересует. Кроме того, этот герой очень плохо знает объект своих воздыханий, он нисколько не пытается понять героиню.
Таким образом, Борис и Тихон во многом похожи. Оба они порождение и, в то же время, жертвы темного калиновского царства. Возможно, эти герои способны на теплое чувство (Тихона, в большей степени), однако никто из них не решается на поступок ради другого человека, не решается противостоять системе Домостроя. Эгоизм и безответственность Бориса и Тихона приводят к настоящей трагедии - гибели Катерины Кабановой.
8.Кулигин-просветитель или юродивый?
Кулигин - мещанин, часовщик-самоучка, но он умеет чувствовать красоту, он поэтичен.
Кудряш называет Кулигина антиком, то есть редкостным, необыкновенным человеком. Для города Калинова этот герой, действительно, явление исключительное. Он выгодно отличается от многих персонажей пьесы, которые ту же прелесть волжского пейзажа едва ли когда-нибудь оценят.
Большое значение для раскрытия характера Кулигина имеют его монологи. Гневно обрушивается Кулигин на калиновские порядки. Горечью наполнены его слова о пренебрежении к бедному люду, о жестоком обмане честных тружеников, о дрязгах между купцами, которые стремятся навредить конкуренту любыми средствами. Герой жестоко высмеивает ущербность внутреннего мира калиновских обитателей. Большой потенциал видит Кулигин в народе. Он ценит его мастеровитость и сожалеет о том, что у мещанства "руки есть, а работать нечего.
Герой ищет перпетуум-мобиле, только никому в Калинове его стремления не понятны, никто поддержать его не хочет. Кулигин страстно расписывает Дикому все выгоды, которые могут принести его задумки. Кулигин верит в достижение своих целей, он надеется на чудо, на то, что в "темном царствевсе же найдется хоть одна "живая душа.
Напрасно герой пытается растолковать "темным калиновцам и "благодать грозы, и прелесть северного сияния, и красоту движущихся комет. Он цитирует им Ломоносова, мечет во все стороны драгоценный бисер, не осознавая, что все это впустую.
По мнению Н. Добролюбова, все же нельзя было надеяться на кулигиных, верящих в просветительский путь переустройства жизни и пытающихся воздействовать на самодуров силой убеждения. Эти люди лишь логически понимали нелепость самодурства, но были бессильны в борьбе с ним.
9. Роль эпизодических персонажей в пьесе «Гроза».
Они упоминаются эпизодично, на первый взгляд служат фоном к общей сюжетной конструкции, являются, предметом обстановки. Но роль их весьма важна, без них все произведение могло бы рассыпаться, как рассыпается дом, не имеющий связывающей арматуры. Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе.
Феклуша странница. Никуда она «далеко не ходила; а слыхать много слыхала» и всегда готова со всеми поделиться знаниями.Жители этого города были наивны. Феклуша помогает нам это увидеть. Второстепенная роль Феклуши в пьесе открывает перед читателями «тёмное царство» - жизнь обитателей города Калинова.
Феклуша рассказывает жителям города о других странах. Они ее слушают, заостряют своё внимание только на этом. В это же время она незаметно для других говорит правду о людях. Но они этого не слышат, потому что не хотят слышать. Феклуша восхваляет город Калинов, тихую жизнь в нём. Люди радуются тому, что их город такой великолепный, больше им ничего не надо.
Полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает погибель Катерине. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины. Правда Катерине удается преодолеть страх, потому что она понимает, что лгать и смирять себя-проступок больший, чем самоубийство.
10.Кто виноват в гибели Катерины?
В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Образ жизни здесь тоже самый обыкновенный, со своими устоями и порядками, привычными для всех. Только лишь одному человеку все это чуждо Катерине. Она попала сюда, как только вышла замуж за Кабанова. Раньше, когда она жила с матерью, она была по-настоящему счастлива. Она вспоминает, как прекрасно жилось ей на воле. Но, попав в дом Кабанихи, она погрузилась в мир зла, жадности, обмана. Сама Кабаниха постоянно оскорбляет и унижает Катерину, презирая ее, она опасается, что Тихону «жена милее матери». Так кто же виноват в гибели Катерины? Все люди, окружавшие ее, были или злыми и жестокими, или безвольными и непонимающими. После прежней радостной и счастливой жизни она погрузилась в беспросветную, полную упреков и обид пустоту. В ее окружении она одна была непохожа на других. И после всего того, что причинили ей эти люди, оставив ее со всеми переживаниями, ей не оставалось больше ничего, кроме смерти.
11.Душевная драма Катерины.
Образ Катерины характеризуется непосредственностью, наивностью, нежностью, стремлением к свободе. В этом образе Островский отразил моральную чистоту и красоту русской женщины. Природа наградила героиню честностью, искренностью, горячим сердцем и конечно же твердостью характера. Драма Катерины совершается на глазах у города. На людях она призналась в измене мужу, на людях бросилась с обрыва в Волгу.
Характер Катерины, каким он дан в драме, раскрывает перед нами чуткую натуру, способную меняться и бороться. Героиня представлена в самых различных эмоциональных состояниях в тихой радости и в тоске, в ожидании счастья и в предчувствии беды, в смятении чувств и в порыве страсти, в глубоком отчаянии и в бесстрашной решимости принять смерть.
С самого начала драмы Катерина с удивлением прислушивается к тому, что с ней происходит: “Что-то во мне такое необыкновенное”, “точно я снова жить начинаю”. Это ощущение возникает из-за Бориса (возлюбленного ее).
Поначалу Катерина пытается отогнать от себя даже мысль о нем: “Я его и знать не хочу!” Но уже в следующую минуту она признается: “Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да и не могу никак”. Катерина остается верна себе, и “переломить” себя, то есть изменить своему характеру, она не может. Ей остается только терпеть: “Уж лучше я буду терпеть, пока терпится”.
Ее терпение испытывается уже вскоре, когда ей приходится выслушивать Тихона, говорящего словами Кабановой. Конец пьесы неоднозначен. С одной стороны, он пессимистичен, так как влюбленные разлучены, а главная героиня погибает, но, с другой стороны, смерть Катерины помогла обличить “темное царство”, погубившее ее. Трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада жизни привел ее к обрыву.
Катерина любит не так, как заурядный человек, она готова на все ради любимого, даже преступить священные для нее понятия о грехе и добродетели. Читатели и автор сходятся в своей оценке Катерины. Для нас она не падшая женщина, а та, которая нашла в себе силы бороться со старыми устоями жизни, женщина, полная решимости найти свое счастье, пусть даже таким неправедным путем.
12. Трагическая сторона конфликта Катерины с «темным царством». Добролюбов «Луч света в «темном царстве».
Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда в обществе наиболее отчетливо обозначился главный конфликт эпохи - конфликт между личностью, отстаивающей свое право на свободу, и обществом, подавляющим эту личность. Этот конфликт главный конфликт середины девятнадцатого века отразился в драме в виде столкновения Катерины с «темным- царством». Сущность этого конфликта очень точно охарактеризовал Н.А. Добролюбов: «В... личности мы видим уже возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни». Столкновение личности и общества было неизбежно накануне коренных реформ, потрясших все русское общество. Всех героев драмы можно разделить на две группы: это хозяева «темного царства» и их жертвы. К первой группе относятся Дикой и Кабаниха, ко второй практически все остальные персонажи драмы. Неизбежность конфликта между ними ощущается уже в самом начале пьесы. Мы видим, как Кулигин восхищается красотой великолепного пейзажа, открывающегося с высокого берега Волги, и тут же слышим, как бранит за что- то своего племянника Дикой и «пилит» своих домашних Кабаниха. Гармония природы как бы противопоставлена Жестоким нравам», царящим в человеческом обществе. Савел Прокофьич Дикой, богатый купец, чувствует себя хозяином в городе. Его власть основана на силе денег, поэтому он может даже городничего снисходительно по- хлопать по плечу. Дикой чувствует свою силу, свою без- наказанность в мире «темного царства» и поэтому вдоволь куражится над теми, кто зависит от него: над своими домашними, Борисом, мужиками. Его можно охарактеризовать одним словом «самодур». Но гораздо страшнее Дикого, как мне кажется, Марфа Игнатьевна Кабанова - Кабаниха. Это тип домашнего тирана, она «как ржа железо» точит своего сына Тихона, дочь Варвару, сноху Катерину. Больше всего на свете она боится потерять власть над ними, боится, что они прекрасно смогут жить и без ее мелочной опеки. Кабанова и Дикой олицетворяют в драме те темные силы, которые подавляли личность, унижали достоинство человека, превращали замужнюю женщину в безответную, забитую домашнюю рабыню.
13. Почему не Варвара, а Катерина главная героиня пьесы «Гроза»?
Образ Катерины, главной героини пьесы, является самым ярким. Добролюбов, подробно анализируя это произведение, пишет, что Катерина «луч света в темном царстве». Почему же именно она? Потому что только Катерина, слабая женщина, выступила с протестом, только о ней мы можем говорить как о сильной натуре. Хотя, если рассматривать поступки Катерины поверхностно,. Можно сказать обратное. Это мечтательница девушка, которая сожалеет о детских годах, когда она жила, точно птичка на воле, с постоянным ощущением счастья, радости и маменька в ней души не чаяла. Любила она в церковь ходить и не подозревала, какая ее ждет жизнь.
Но закончилось детство. Вышла Катерина замуж не по любви, попала в дом Кабановых, с чего и начинаются ее страдания. Главная героиня драмы это птица, которую посадили в клетку. Она живет среди представителей «темного царства», но не может так жить. Уже в первой встрече со зрителями героиня выступает, может быть, не столько против Кабановой, сколько защищая себя. Но это уже первый шаг. Ведь мы помним, что тихая, скромная Катерина, от которой иногда не услышишь и слова, еще будучи ребенком, чем-то обиженная дома, уплыла одна в лодке по Волге.
В самом характере героини были заложены цельность и бесстрашие. Она сама знает это и говорит: «Такая уж я зародилась горячая». В разговоре с Варварой Катерину не узнать. Она произносит необычные слова: «Отчего люди не летают?», которые кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Героиня хочет ощущать себя вольной птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, но, увы, она лишена такой возможности. Этими словами молодой женщины А. Н. Островский показывает, как тяжело ей переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови («Да здесь все как из-под неволи»), Случайно вырвавшиеся слова героини говорят о ее заветной мечте освободиться из этой темницы, где подавляется и убивается любое живое чувство.
Героиня изо всех сил сражается против «темного царства», и именно то, что она не может до конца смириться с кабановским гнетом, обостряет уже давно назревавший конфликт.
Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства». Но на самом деле эти законы не соответствуют ее внутренним представлениям о жизни. Поэтому с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара никогда не будет протестовать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей.
Героиня Островского поистине луч света в «темном царстве». В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил все лучшие черты личности человека: вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества.
14.Тема утраченных иллюзий в пьесе Островского «Бесприданница».
«Бесприданница» драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы результат того, что ее чистые, наивные представления о жизни ошибочны, нереальны.
Таким образом, средством психологических характеристик у автора оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах, но преимущественно их действия и бытовой, а не аналитический диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе действия. А лишь постепенно раскрывается перед зрителем. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.
Мощный финал драмы смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано Островским с безупречной психологической точностью. Она смягчена и успокоена, она всех прощает, потому что счастлива: наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства безрассудный, самоубийственный, нерасчетливый поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.
Мощный финал драмы смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано Островским с безупречной психологической точностью. Она смягчена и успокоена, она всех прощает, потому что счастлива: наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства безрассудный, самоубийственный, нерасчетливый поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.