У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Рассвет 2.1 Анализ деятельности учреждения культуры г

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретико-методологические основы творческой деятельности

  1.   Понятие творчества и творческой деятельности…………………………….6
    1.   Самореализация  личности через  творческую деятельность ……………..16
    2.   Социально-психологический портрет современной молодёжи…………...22

Глава 2 . Условия  развития творческой самореализации  молодежи  в КДЦ «Рассвет»

2.1 Анализ деятельности учреждения культуры г. Улан-Удэ Культурно -Досугового Центра «Рассвет»……………………………………………………28

2.2 Творческая самореализация молодёжи, по результатам социологического исследования………………………………………………………………………32

Заключение………………………………………………………………………...41

Приложения……………………………………………………………………….45

Список литературы ……………………………………………………………….50

Введение

      Актуальность проблемы. В настоящее время социо-культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе  и  деятельность современных культурно-досуговых центров.

Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека.

Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной  группы. Творчество в контексте социальной адаптации предполагает не только способность личности к выживанию в существующих и предполагаемых обстоятельствах при условии приспособления к ним без утраты имеющегося потенциала, но и осознанность ею самоидентификации на уровне общественной пользы. Самоидентификация и самореализация молодежи осуществляется при динамизации ее личностного потенциала. Вызвано данное обстоятельство, как назревшей внешней необходимостью, так и внутренней индивидуальной потребностью в социальной переориентации.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его не регламентированностью и добровольностью выбора его  различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей  социальные институты досуга являются ведущими сферами социально  культурной  интеграции и личностной самореализации. Однако все  эти  преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.1

Степень изученности. Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.

         Концептуальные положения А.Д. Александрова, Н.С. Злобина, М.С. Кагана представили возможность соискателю определить методологические направления изучения творчества в качестве вида социальной деятельности в контексте ситуационного взаимодействия личности и общества; теоретические выводы Г.С. Батищева, Ф.Н. Иконниковой, М.Г. Ярошевского, касающиеся субъекта творчества, преобразующего внешний мир и самого себя, были использованы для разработки диссертантом базовой модели социальной адаптации в контексте творческой самореализации студентов.

К изучаемой нами проблеме близки  работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).

Цель исследования  изучить особенности организации молодёжного досуга и творческой деятельности Культурно- Досугового Центра «Рассвет» и выявить проблемы в деятельности учреждения.

Задачи исследования:

Изучение методической литературы по проблеме «самореализация личности;

Дать характеристику понятиям «творчество», «творческие способности», «творческая самореализация»;

Исследовать деятельность учреждения культуры г. Улан- Удэ  на предмет организации молодёжного досуга и творческой деятельности;

Разработать программу социологического исследования, проанализировать  результаты, выработать рекомендации и предложения.

Объект исследования – современная молодежь.

Предмет исследования – процесс развития творческих способностей средствами социально-культурной деятельности.

Методы исследования:

- теоретический анализ специальной литературы;

       - социологическое исследование по организации молодёжного досуга и творческой деятельности в Культурно- Досуговом Центре «Рассвет». 

      Практическая значимость. Проведенное исследование может быть использовано специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга молодежи.

База исследования: учреждение культуры г. Улан-Удэ культурно – досуговый центр «Рассвет».

      Структура работы – обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения, приложения, списка литературы.

Глава 1. Теоретико-методологические основы творческой деятельности.

1.1 Понятие творчества и творческой деятельности.

           Преемственность и новаторство пронизывают всю культурную жизнь общества. Представители каждого нового поколения занимаются не только усвоением, но и новаторской переработкой культурных достижений прошлого, созданием новых культурных ценностей, или, иными словами, творчеством.

            Современные определения «творчества» можно найти в различной литературе (философской, культурологической, психологической, педагогической) и других направленностей. В связи с этим, одни определения носят научный (теоретический) характер, другие  напротив - деятельностный, третьи представляют более эмоциональный, индивидуальный взгляд или отношение к творчеству. Попытаемся рассмотреть несколько определений «творчества» и вывести более полное, подходящее к теме нашего исследования.2           

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства
          Творчество — это человеческая деятельность, создающая принципиально новые материальные и духовные ценности. Творчество всегда предполагает определённый отказ от старого и создание культурных новаций. Но в разных культурах направленность и характер творчества могут существенно различаться. Западная модель творчества ориентирована главным образом на изменение человеком внешней среды, приведение мира в соответствие с собственным замыслом творческой личности. На Востоке в среде гуманитарно -  образованных людей преобладает внутреннее творчество, при котором преобразующая активность направляется творцом на самого себя. Её цель—преобразование собственного духовного мира.

           Ю.Б. Борев определяет творчество как исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека – это овладение полным и полноценным процессом творчества. Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации, существует прямая связь. Таким образом, творческая деятельность это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и само - реализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей. Если человек освоил творчество в полной мере – и по процессу его течения и по результатам – значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно – пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.3 

         Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства.                            Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.4

Творчество — это:

  •  деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  •  создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  •  процесс создания субъективных ценностей.

Существуют разные виды творчества:

  •  производственно-техническое
  •  изобретательское
  •  научное
  •  политическое
  •  организаторское
  •  философское
  •  художественное
  •  мифологическое
  •  религиозное
  •  повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователи творческого фактора человека и феномена интеллигенции выделяют художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

                  С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».5 

        Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин. Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.             

           Творчество способно приобретать различные формы — от открытия новых законов природы до изобретения новых средств и тактики уничтожения людей в ходе военных действий. Одно и то же открытие может быть использовано и во благо, и во вред человеку. Итак, две основные движущие силы культуро - творчества — это отдельная личность и народ или множество людей, образующих культурную общность и в своей повседневной деятельности творящих новое. Культура выступает как поле реализации творческих способностей человека. Однако она не только побуждает человека к творчеству, но и накладывает на него определённые ограничения. Культурные запреты призваны защитить общество от разрушительных действий преступных анти- социальных элементов, ограничить влияние сторонников фашизма, расизма, разных форм дезорганизующего общественную жизнь экстремизма, не допустить хищнического отношения к природе.6 

Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей. Возникающее в творческом процессе взаимодействие между различными качественными уровнями культуры, выдвигает вопрос о взаимосвязи традиции и новаторства, ибо нельзя понять природу и сущность новаторства в науке, искусстве, технике, правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Следовательно, традиция является одной из внутренних детерминаций творчества. Она составляет основу, изначальную базу творческого акта, прививает субъекту творчества определенную психологическую установку, способствующую реализации тех или иных потребностей общества.7

     Народ состоит из личностей. Именно отдельная личность способна к активной творческой деятельности. Когда мы говорим, что народ творит культуру, это означает, что авторство отдельных творений не подчёркивается и не остаётся в памяти людей. Разные люди вносят свой вклад в то, что называют творчеством народа. Прежде чем личность сможет начать активные творческие действия, она должна сформироваться в социальной среде, которая поддерживает творчество, а не гасит, подавляет его. Если творчество личности совпадает с основным направлением общественного прогресса, то она может внести весомый вклад в мировую культуру. В историю прочно вошли имена многих выдающихся философов, учёных, изобретателей, художников, писателей. Часто благодаря их титаническим усилиям в культуре происходил настоящий прорыв от одного качественного состояния к другому. Деятельность личности порой может быть направлена против главной линии общественного прогресса. Существует не так уж много людей, творческая деятельность которых может быть оценена полностью однозначно — либо как хорошая, либо как плохая. Так, создатели ядерного оружия не только поставили мир на грань выживания, но и заложили основу для развития ядерной энергетики, что способствовало решению сложных экономических проблем.8

        Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем, субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, тесть, творить. Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества. Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того, они взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации.          
       Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей. В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой – творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству.9               

Г.С. Батищев в своей книге «Диалектика творчества» писал, что творчество и деятельность – это принципиально противоположные формы человеческой активности. Иного мнения придерживаются философы, рассматривающие творчество, как человеческую деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира, созидающие новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания.10

         Развитие любой деятельности,  в свою очередь, определяет диалектика соотношения ориентировки на процесс и результат. В случае полного игнорирования намеченной цели деятельность уподобляется «полевому поведению» (по Левину) или характеризуется разбросанностью и хаотичностью. При ориентации лишь на результат деятельность лишается своего собственно целеполагающего творческого характера, а её субъект превращается в Homo faber – человека делателя. Именно гармоничное сочетание дисциплинированности и исполнительности с инициативностью обеспечивают творческий характер труда, его подлинную целеустремлённость.

            В этом смысле творчество как процесс исследования неизведанного, сотворения нового, познания своей природы, самосовершенствования личности и созидания добра, красоты и гармонии является сущностью человеческого рода, значит, и процессом и результатом реализации потенциала каждого индивидуума.11

           Условием творческой деятельности является сочетание и одновременное развитие изобразительных и творческих навыков - овладение творческими операциями с отработкой выразительных средств языка изобразительного искусства. Все творческие операции, как уже говорилось выше – изменение, преобразования, компоновка тренируются на абстрактном материале лучше и полнее, чем при изображении целостных объектов. Творческие навыки больше всего тренируются на не стандартных  заданиях.

           Не менее важным условием формирования способностей к творческой деятельности является принцип дифференциации и интеграции. Само творчество, построенное на нестандартном соединении разных элементов, не может быть построено на готовых, жёстко образованных формах . Поэтому все способности к творчеству необходимо строить на развитии обслуживающих его качеств психических процессов – восприятии, памяти, мышлении и воображении. В каждой фазе ведущими является разные качества психических процессов.

          Эти качества должны в каждом случае ориентироваться на формирование способности:

  •  самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы;
  •  владеть навыками самостоятельного поиска для их воплощения;
  •  в совершенстве владеть всеми специальными навыками, творческим стилем деятельности.                                                                                                      

              В формировании творческих способностей обязательным является самопознание и поиск индивидуального стиля деятельности с опорой на психофизиологические особенности, которые включают: скорость включения в работу, длительность работоспособности, условия необходимые для пробуждения и протекания творчества. Кроме того, необходимо проанализировать свои психические процессы, попытаться найти способы деятельности, которые помогут компенсировать недостающие качества.        

            Способ творческой деятельности – это усовершенствование способа деятельности. Метод Творческой деятельности равен способу деятельности и способу творчества (тип мышления). Способ деятельности – охватывает реальные черты трудового процесса, непосредственно совершаемые действия. Это лишено творческого начала.

         Важное понятие в данной теме – это «метод». Метод – это сумма приемов, наиболее отвечающих подходу человека к отображению действительности и остающихся за пределами восприятия читателя. Метод есть последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа. «Способ творческой деятельности» - комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой достигается задуманный результат. Способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. Однако в ином отношении, напротив, понятие «метод» шире.12

             Познание себя включает выбор своей темы в искусстве, нахождения условий, наиболее благоприятных для творчества, выработку режима и ритма деятельности, соответствующего динамике работоспособности.

             Классики по психологии творчества утверждают, что гением в любом виде творчества становится только такой человек, который нашёл свой индивидуальный стиль деятельности.

              Кроме того необходимы систематическая и постоянная включённость в творчество и поиск нового при  выполнении всех видов деятельности, требование не позволять стандарту и шаблону проявляться нигде. Первоначально это вызывает волевые усилия, а затем переходит в привычку и включается автоматически как личностное образование.

             Поддержанию творческого потенциала способствует постановка новых целей и задач, овладение более сложными видами созидательной деятельности, поскольку функционирование в отработанном виде деятельности снижает энергетический тонус  и творческий потенциал.13

1.2  Самореализация  личности через  творческую деятельность

          Известно, что наиболее полное  раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не, только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.
         
 З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З.Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинкту подобных потребностей.

          Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э. Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентификации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентификация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.14

          Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя: 

а) трудовой способ существования; 

б) наличие сознания; 

в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а, следовательно, и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.15

          Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

          Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще». 

          Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее, важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.16

              Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации, существует прямая связь.

            Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не, только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. 
              Таким образом, творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.17 

Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении «играть» на ткацком станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности решать изобретательские или организационные задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход. 

Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты. Если человек освоил творчество в полной мере – и по процессу его течения и по результатам – значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно – пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит. 18

Самореализация личности: взгляд с позиций христианской психологии
    Христианская психология - это учение о человеке в его духовной динамике, в "духовной брани", в его отношении к господу.

          В центре самореализации личности, как ее понимает гуманистическая психология, лежат понятия, так или иначе связанные с самосознанием. Самосознание может определяться через познание себя, познание своей самости.
         
 Самость - гипотетическое понятие, введенное в психологию К. Юнгом, это есть "центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности". Сознательное ego подчинено или включено в самость, наделенную своим голосом, слышимым иногда в моменты интуиции и сновидений. Самоактуализация в этой концепции есть по существу эволюция самости, происходящая в направлении от бессознательного, к нравственным идеалам.

          Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. Но как человек узнает о своем предназначении''.

          Это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон. Из множества полу- сформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер, выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни. В этом метафорическом представлении возможности не иерархинизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев. 19

          Взглядам Понамарёва близка позиция А. Маслоу. Однако последний ощущает недостаточность понятий приспособляемости, адаптации применительно к конструированию личности он пишет по этому поводу об автономности реализующего себя человека, "наблюдаемые мной здоровые индивиды внешне соглашались с принятыми в обществе нормами, но в душе не придавали им значения. Практически у всех из них я заметил спокойное, добродушное восприятие несовершенств нашей цивилизации в сочетании с более или менее активным, стремлением их исправить. Сейчас я хочу подчеркнуть отстраненность, независимость, самостоятельность характера этих людей, их склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими самими" здесь есть даже признание важности не только отстраненности от мира, но и духовного созерцания в этом одиночестве. Однако цель этого созерцания без бога - снова проникновение в самость, прислушивание к "истинному голосу самости". Предполагается, что в основе в "первичных процессах познания", близких к "здоровому бессознательному" (а. Маслоу), - нормальная, здоровая человеческая природа. Осознание ее потребностей, осознание своей биологической индивидуальности - залог здорового развития. Снова, концепция мудрого тела, лучше знающего, в чем нуждается душа.20

             Самость, самостояние человека - это реализация его суверенного права на выбор, выбор направления развития, жизненных целей и ценностей. Сама по себе реализация этой человеческой прерогативы при осознании всех возможностей, выслушивании звучащих на разные лады голосов, согласно представлениям гуманистической психологии, - залог творческой реализации. В течение жизни свободный выбор есть основное сущностное отношение человека к миру.21

            Накопление ценностей души происходит в духе неуклонно-поступательного развития, перенесенного в сферу индивидуальной психики, хотя возможность отступления - отрицательного духовного движения - также предусмотрена.
         
 Слабое место гуманистической концепции творческой самореализации человека, очевидно, и состоит в предположении о скрытой мудрости организма и личности, определяющих совершение человеком оптимального выбора при открытости сознания всем слоям опыта.  Человек, как мощный компьютер, выбирает возможности, точно удовлетворяющие внутренние потребности. Предполагается, что точное удовлетворение потребностей - благо для личности и ее социального окружения. Источник добра, имманентный человеческой природе, подсказывает верный выбор. Если самость, высшая и последняя инстанция психики, разумна, то ее голос безошибочен. Важно уметь услышать его подсказку среди других голосов.22 

  1.   Социально-психологический портрет современной молодёжи

           Переход к рыночной экономики вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.23
           Молодость охватывает период жизни от  14 до 29 лет, когда человек более менее  прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости.

            Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и устройство семейной жизни, время освоения выработанной профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви.

               Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности  не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей. Отвечая самому себе на вопросы, «Кто я?  Какой я? К чему я стремлюсь?» молодой человек формирует:
1. самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

2. собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не

складываются в единую систему;

3. стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п. ;
       Молодежный возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое ~ физиологическое и половое — созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс -  становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира —   восприятие своих эмоций не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);

2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но часто недосягаемого образца начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосознания;

3) формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества. На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей, формируется самоуважение—   обобщённое  отношение   себе:

4) происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.24     

              В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшее  психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые выбранные профессии, знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость и аккуратность и т.д.)25

          В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодёжи. Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально- демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем. Молодёжь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно- исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодёжного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно- мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.

          Перечисленные проявления социального качества молодёжи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности. Для того чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентацией, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам, для того чтобы эффективно построить работу. 
                Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей). В этот период человек проживает важный этап семейной, и вне семейной социализации.
 
            Человеческая личность весьма сложна и многогранна. Вопросы, связанные с изучением личности, привлекают внимание философов и экономистов, социологов и юристов, педагогов и психологов, искусствоведов и представителей многих других отраслей науки. Философов, например, интересует личность в составе классов и общества в целом, политэкономов – как производитель и потребитель ценностей в системе общественных отношений, психологов – в плане изучения закономерностей проявления и формирования различных сторон ее внутреннего, духовного мира и т.д. Вместе с тем это разделение аспектов изучения человеческой личности между различными науками не исключает их тесной, можно сказать органической, взаимосвязи, поскольку личность представляет собой сложное, но целостное образование.

             Каждый молодой человек представляет собой конкретную личность. Для которой,   характерно то или иное отношение к окружающим людям, явлением, предметам, характерно определенное поведение в разных жизненных ситуациях.26

Глава 2. Условия развития творческой самореализации  молодежи  в КДЦ «Рассвет».

2.2 Анализ деятельности учреждения культуры г. Улан-Удэ Культурно -Досугового Центра «Рассвет»

                                                                                          

Наименование учреждения, адрес и др. информация:

Полное название предприятия: Муниципальное Автономное Учреждение Культурно - Досуговый Центр «Рассвет»

670009 г. Улан – Удэ, ул. Краснодонская 2А. тел. 25-79-05, 25-12-30

Дата получения статуса юридического лица: 19 мая 2009г.

Директор: Пугач Анна Александровна.

Учредитель:  Управление культуры Администрации г. Улан-Удэ.  Данное учреждение имеет статус юридического лица, свой расчетный счет и печать.

Краткая история учреждения:

            Здание Дворца культуры «Рассвет» было сдано в эксплуатацию в феврале 1977 года. Это был Дворец Культуры Улан – Удэнского Авиационного завода. В 1997 году, У – УАЗ передал ДК «Рассвет» на балансовое содержание МУП ЖКСК п. Загорск, директор Разенко Анатолий Григорьевич, в 2005 году КСЦ «Рассвет» был передан в Управление Культуры Администрации г. Улан – Удэ, директор Фролова Наталья Ивановна. КДЦ «Рассвет» всегда был культурным и эстетическим центром полсёлка. Здесь проходили правительственные концерты городские и районные фестивали, смотры художественной самодеятельности, демонстрировались кинофильмы. Здесь работали специалисты высокого уровня, «Рассвет» на весь город и республику.

Цели и задачи:

             Основной целью КДЦ «Рассвет» является удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии народной, традиционной культуры, поддержка любительского художественного творчества, самодеятельной инициативы и социально-культурной активности населения, организация досуга и отдыха, проведение различных по форме и тематике культурных мероприятий.

Уникальность предприятия:

               Здание КДЦ и имеет 3 этажа, цокольный этаж. Площадь здания, принадлежащая КДЦ- 6 181 м2., дворцовая площадь с зелеными насаждениями составляет 3164 кв.м. (3 га).

Зрительный зал на 680 посадочных мест, сцена S 308,7 кв.м., оснащенная механическим вращающимся кругом, наличие 3 вспомогательных залов. Малый зал, S – 195,1 кв.м.   на 150 человек. Зеркальный зал, S – 107,3 кв.м.   на 50 человек. Фойе  1 этажа, S – 546,7 кв.м.  на 400 человек.

            Численность работников- 54 человека. Из них штатных –  42 человека. Специалистов по культурно - Досуговой деятельности – 23 человека. Из них штатных-13человек

Из них:

- с высшим образованием – 13человек, в  штате-  8 человек

- с не оконченным высшим -3 человека, в штате-3 человека

- со средне- специальным –7   человек, в штате-2 человека

            МАУ КДЦ «Рассвет» является единственным Культурно - Досуговый учреждением микрорайона Загорск с населением 42 тысячи человек.

Имеет киноконцертный зал, благодаря которому возможны проведения гастрольных выступлений звёзд Российской эстрады, больших праздничных, торжественных мероприятий, фестивалей и конкурсов международного и регионального уровня.

Виды деятельности:

      -  культурно-досуговая – проведение массовых театрализованных представлений, тематических вечеров, корпоративных мероприятий, народных гуляний, обрядов, ритуалов;

-  педагогическая - организация работы клубных формирований – любительских творческих коллективов, кружков, студий, любительских объединений, клубов по интересам различной направленности и других клубных формирований.

-концертная деятельность- проведение концертов, спектаклей коллективов художественной самодеятельности, профессиональных коллективов, исполнителей и авторов;

- методическая - оказание консультативной, и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении культурно - досуговых мероприятий;

предоставление платных услуг социально-культурного характера населению с учётом его запросов и потребностей.

Перечень услуг, предоставленных на основе социального

заказа, договоров с юридическими и физическими лицами и

реализации заказов населения.

- Осуществление досуговой и развлекательной деятельности на открытых и закрытых площадках, в парке им. Жанаева;

- Организация и проведение смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований;

-Проведение спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей и авторов;

- Демонстрация кинофильмов и видеопрограмм;

-Организация работы разнообразных консультаций и лекториев,  проведение тематических вечеров, циклов творческих встреч, других форм просветительской деятельности;

-Проведение массовых театрализованных праздников, народных гуляний, обрядов и ритуалов;

-Организация досуга различных групп населения, в том числе проведение вечеров отдыха, дискотек,  детских утренников, игровых и других культурно-развлекательных программ;

- Предоставление разнообразных платных услуг социально-культурного характера населению с учётом его запросов и потребностей;

- Оказание услуг по социально-творческим заказам, другим договорам с юридическими и физическими лицами. Консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении различных культурно-досуговых мероприятий, а также предоставление сопутствующих услуг: прокат костюмов, реквизита.

                       Основные задачи, стоящие перед КДЦ «Рассвет»:

- Организация культурно - досуговой деятельности;

- Создание современного центра развлечений, распространение и освоение культурных ценностей (нравственные и эстетические нормы и образцы поведения, традиции и обычаи);

- Развитие художественного творчества взрослых и детей;

- Создание культурных благ (условий и услуг, предоставляемых учреждением для удовлетворения культурных потребностей).

Количественный состав  коллективов художественной самодеятельности

МАУ КДЦ «Рассвет»

Название коллектива

Количество человек, возраст

1.

НАПиТ «Байкальские зори» (вокал)

НАПиТ «Байкальские зори» (хореография)

18 человек (30-45 лет)

12 человек (14-25 лет)

2.

НКА «Станица»

20 человек (27-50 лет)

3.

Народный хор ветеранов войны  труда

36 человек  (55-88 лет)

4.

НСЭВ «Голос»

44 человека (8-56 лет)

5.

Танцевальная студия «Радуга»

18 человек (6-8 лет)

6.

ИЗО-студия «Радуга»

38 человек (5-14 лет)

7.

Студия бального танца

25 человек (5-12 лет)

8.

Аэробика

30 человек (30-45 лет)

9.

Клуб «Серебряные нити»

(любители петь и танцевать)

18 человек (50-70 лет)

10.

Шейпинг

10 человек (30-40 лет)

11.

Студия игры на гитаре

10 человек (10-17 лет)

12.

Воскресная школа для дошкольников

10 человек (3-6 лет)

13.

ВИА «Сезон дождей»

20 человек (16-25 лет)

14.

Брэйк данс

17 человек (10-16 лет)

                                                                                                              Итого:

316 человек

Работа с руководителями творческих коллективов.

В этой области работы с персоналом продолжила свою деятельность, ранее выработанная схема, определяющая возможность работы коллектива на базе КДЦ «Рассвет».

         Главным условием существования  коллектива является  реализация творческой программы развития коллектива,  в зависимости от условий и направления деятельности коллектива. Для реализации основных пунктов этой программы руководители пользуются  методической помощью художественно-массового отдела.

 Обязательными условиями являются:

- участие в художественных советах по подготовке  городских мероприятий;

- координация планов коллектива с творческими целями и задачами, стоящими перед КДЦ;

- творческое развитие коллектива и как показатель такого развития - отчетные мероприятия коллектива в форме, зависящей от направления его деятельности. (концерт, открытый урок, выставка и т.д.)

подведение итогов творческого сезона.

Ведётся работа со следующими группами населения:

- дети;

- молодежь;

- люди с ограниченными возможностями;

- ветераны труда и пенсионеры;

- дети – сироты;

- учащиеся, студенты;

- рабочие, служащие;

- военнослужащие.27

2.2 Творческая самореализация молодёжи, по результатам социологических исследований.

В целях изучения особенностей организации молодежного досуга и творческой деятельности нами было роведено исследование на тему «Особенности организации молодёжного досуга и творческой деятельности в Культурно- Досуговом Центре «Рассвет»».  

Всего было проанкетировано 50 человек в возрасте от 16 до 29 лет, молодые люди проживающие в пос. Загорск, г. Улан- Удэ занимающиеся в НАПиТ «Байкальские зори», НКА «Станица», НСЭВ «Голос», ИЗО - студия «Радуга» МАУ КДЦ «Рассвет».

Выдвигалась гипотеза, что: в учреждениях культурно – досугового типа, г. Улан – Удэ из-за слабого финансирования деятельности, руководителями клубных формирований организация и проведение досуга молодёжи произходит на низком уровне. Руководители студий, творческих коллективов работают мало- продуктивно, что в свою очередь негативно сказывается на творческой самореализации молодёжи. Аудитории студий, клубных помещений не имеют должной материально – технической укомплектованности, что также  плохо сказывается на творческом процессе.

Результаты анкетирования показаны в виде диаграммы. В диаграммах представлены вопросы, которые содержались в анкетах, а столбцы диаграммы изображают количество респондентов выбравших определённый вариант ответа. Тип диограммы общий.

По изображённым результатам диограммы 1 мы видим, что в студиях (кружках) КДЦ «Рассвет» занимаются преимущественно представители женского пола - это мы связывает с демографическими проблемами в стране, а также с тем, что мужчины менее активно участвуют в посещение художественных самодеятельных коллективах.

 диаграмма 1

           В диаграмме 2  мы видим равное количество респондентов распределившихся по социальному статусу между учащимися и работающими, лишь один респондент совмещает учёбу с работой, а  количество безработных минимально, это говорит о том, что наши респонденты занятые люди.

диаграмма 2

Посещение студий (кружков) объясняется молодыми людьми в основном, как лучшим способом занять своё свободное время, также в свой вариант молодые люди вписали: интересно, познавательно. Данные диаграммы 3 свидетельствуют нам о том, что проводить своё время в КДЦ престижно.

 диаграмма 3

Занятия, без уважительной причины половиной респондентов (от общего числа) не пропускаются, что и наблюдается в ответах респондентов диаграммы, 4 только меньше половины респондентов сознались, что иногда пропускают , это связано с умственно- физическими нагрузками.

 диаграмма 4

Главным мотивом посещения студий молодёжь выделяет возможность коммуникативного взаимодействия, а также повышенный уровень интереса к проводимым занятиям, репетициям и приобретение полезных навыков (см. диаграмма5).

диаграмма 5

Результаты вопроса анкеты, приведённые, в диаграмме 6 показывают то, что родители, друзья молодых людей хорошо относятся к их занятиям в КДЦ «Рассвет», это мы связываем с тем, что занятия в КДЦ во многом благотворны.

 диаграмма 6

Подавляющее число респондентов оценили работу своего творческого руководителя на 5 баллов, что в свою очередь показывает высокий уровень заинтересованности руководителя в качестве творческого процесса.

 диаграмма 7

На представленный вопрос – что, по вашему мнению, мешает развитию творческого потенциала, респонденты преимущественным числом отметили, что ничего не мешает развитию творческого потенциала (см. диаграмма 8), это объясняется тем, что КДЦ располагает достаточно просторными залами и уютным интерьером.

 диаграмма 8

Занятия в студиях КДЦ благотворно сказываются  на психо – эмоциональном сознании молодёжи, этот успех связано с большим профессиональным опытом творческих руководителей (см. диаграмма 9).

  диаграмма 9

Респонденты помимо студий (кружков), в основном не  посещают другие клубы, или спортивные секции сетуя на то, что не хватает времени, либо из – за пресловутой лени (см.диаграмма 10).

 диаграмма 10

Данные изображённые в диаграмме 11, показывают сочетание  таких противоположных характеров как доброжелательность и строгость, мягкость и требовательность. Несомненно, то, что подход к каждому молодому человеку или девушке должен быть индивидуален, а характер руководителя в той или иной ситуации выполняет функцию поощрения либо наказания.

 диаграмма 11

Наиболее посещаемыми зрелищными мероприятиями оказались концерты, удивительно то, что дискотеки и танцы, являющиеся всегда, столь любимыми молодёжью оказались не востребованными нашими молодыми респондентами, что наглядно отображено в диаграмме 12. На танцы и дискотеки обычно приходили маргиналы, дурно себя ведущие, тем самым вызвав отвращение у наших респондентов.

 диаграмма 12

По данным диаграммы 13 мы видим то, что 28 респондентов часто посещают мероприятия, проводимые в КДЦ «Рассвет», это говорит о том, что молодежь заинтересована проводить свой досуг в стенах здания КДЦ, значит мероприятия, для большинства молодых людей интересны.

 диаграмма 13

Отрицательным моментом в проведении мероприятий КДЦ (см. диаграмма14) явилось отсутствие профессионального звукорежиссера, плохое освещение сцены и в целом недостаточность красочных и поистине интересных мероприятий. Отсутствие профессионального режиссёра руководство КДЦ «Рассвет» связывает с низкой заработной платой, а не достаточность красочных и поистине интересных мероприятий с плохим освещением т. к. пригласить профессиональный ансамбль или театр представляется трудным из-за недостаточности оборудования сцены.

 диаграмма 14

Мы узнали о зрелищных мероприятиях, которые популярны среди молодёжи и которые должны проводиться чаще - это концерты и игры лиги КВН РБ. Данные диаграммы 15 сходятся с данными приведёнными в диаграмме в том, что самыми посещаемыми и популярными явились концерты и игры лиги КВН РБ, это связано с тем, что в КВНе представлена команда Улан-Удэнского Авиазавода.

 диаграмма 15

Компетенция и профессионализм  творческих руководителей вполне удовлетворяет молодых людей, глядя на диаграмму 16 практически, все респонденты довольны работой своих руководителей, это подтверждает хороший курс кадровой политике учреждения.  

диаграмма 16

На вопрос достаточен ли уровень материально технического оснащения аудиторий респонденты по данным изображённым в диаграмме 17 разделились примерно пополам между вариантами «да» и «нет», с перевесом в пять человек в пользу варианта «да». Основываясь на данных, в диаграмме 17 мы не можем утверждать то, что оснащение аудиторий в материально техническом плане, на удовлетворительном уровне.

 диаграмма 17

В своей деятельности МАУ КДЦ «Рассвет» ориентирован на все социальные группы (дети, молодёжь, пожилые люди), пожелания молодёжи учитываются, что подтверждается данными приведёнными в диаграмме 18.

 диаграмма 18

По данным изображённым в диаграмме 19, на вопрос «Как вы охарактеризуете деятельность КДЦ «Рассвет» респонденты в большей степени охарактеризовали положительно. Остальные респонденты охарактеризовали в виде оценки (на удовлетворительно, на хорошо, на отлично), это мы связываем с тем, что в последние 5 лет  в КДЦ проводятся чаще мероприятия молодёжной направленности.

 диаграмма 19

На основе вышеизложенного результата проведённого анкетирования выдвинутая гипотеза социологического исследования не подтвердилась.

Выявлена проблема КДЦ «Рассвет»- это недостаточный уровень материально- технического оснащения сцены, отсутствие профессионального звукорежиссера. Выше изложенные проблемы, также подтверждает директор МАУ КДЦ «Рассвет» Пугач Анна Александровна.

Заключение

Изучение деятельности культурно - досугового центра по организации молодёжного досуга и творческой деятельности подтверждает, что в настоящее время не смотря на недостаточный уровень материально – технической базы, культурно – досугового центра «Рассвет», его творческие работники работают добросовестно, самоотверженно направляя свои усилия на раскрытие творческого потенциала в молодых людях.

Материальные трудности учреждения не являются помехой в исполнении главной задачи клуба, как института социализации личности. Значительные социально-культурные и социально- педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры.

Социально – педагогическая ценность досуговой деятельности в значительной мере зависит от способности личности молодого человека само - регулировать эту деятельность. В работе нами было проведено исследование с целью изучить особенности организации молодежного досуга, творческой деятельности в Культурно - Досуговых Центре «Рассвет» и ставились следующие задачи:

1. Определить формы досуга молодежи.

2.Определить на, сколько эффективно молодёжь, само - реализует себя в    творческой деятельности, посещая студии КДЦ «Рассвет»

3. Выделить досуговые предпочтения различных типов молодых людей.

При решении этих задач была изучена и проанализирована специальная литература, проведено специальное социологическое исследование в форме анкетирования, что позволило рассмотреть структуру творчества, мы определили предпочтения молодёжи, эффективность организации досуга и творческой деятельности. Молодёжь с интересом и охотно посещает рассмотренное нами учреждение культуры, в чем заслуга в первую очередь творческих руководителей (студий, ансамблей, кружков). Творческая деятельность, осуществляема в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, пение и танцы, игры на музыкальных инструментах–   вот чем и еще многим другим может  быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры индивидуального досуга. Таким  образом, досуг- это часть социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.

Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.

От умения направлять свою творческую деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем.

Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности.

Таким образом, задачей культурно – досуговых центров является максимальная  реализация  развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип творческой активности личности, простаты организации, массовости, и тп. Культурные центры здесь выступают как место концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения.

Приложение 1

Программа социологического исследования.

          Актуальность. Современность предлагает разнообразный и огромный выбор во всех сферах жизни человека. Интересом нашей работы является сфера досуга молодежи, что само по себе является актуальной проблемой. Процессы, происходящие в нашей стране в последние годы, привели к смене социальных ориентиров, переоценке ценностей. Современная российская культура находится сегодня в кризисном состоянии. Значимость культурного развития молодежи недостаточно осознается органами управления. Молодые люди сами вынуждены искать способы самореализации, иногда сомнительные и непонятные в своих последствиях. Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

            Одной из актуальных проблем деятельности культурно -досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно- досуговых учреждений, происходит развитие вне институциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

             Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его не регламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

               Совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

          Цель исследования – изучить особенности организации молодежного досуга и творческой деятельности в Культурно - Досуговых Центре «Рассвет».

          Задачи исследования:

1. Определить формы досуга молодежи.

2.Определить, на сколько эффективно молодёжь, самореализует себя в творческой деятельности, посещая студии КДЦ «Рассвет»

3. Выделить досуговые предпочтения различных типов молодых людей.

Объектом исследования является молодые люди, жители п. Загорск г. Улан-Удэ занимающиеся в студиях, кружках культурно - досугового центра.

           Предметом исследования является деятельность культурно – досугового центра в процессе социальной адаптации в контексте творческой самореализации и проведения досуга молодёжи.

           Тип выборки квотный. Для анкетирования мы выбрали молодёжь от16-29 лет, поживающую в п. Загорск г. Улан- Удэ, которые посещают различные клубные формирования Культурно – Досугового Центра «Рассвет». Планируется проанкетировать не менее 50 респондентов. Анкета состоит из 20 –вопросов и является анонимной. В начале анкеты мы выясняем основные данные респондентов такие как: пол и возрастная группа, а их у нас две (в первой респонденты от 16-18 лет, а во второй 18-29 лет). Особое внимание уделяем социальному статусу респондента (работающий, учащийся, студент), также даём право на существования своего варианта ответа. Остальные же вопросы анкеты продиктованы целями и задачами данной программы.  

Студенты ВСГАКИ, с целью изучения особенностей организации молодежного досуга и творческой деятельности в Культурно - Досуговом Центре «Рассвет» проводят социологическое исследование. Уважаемые товарищи! Будьте любезны заполнить анкету

Анкета

  1.  Ваш пол

М  /  Ж

  1.  Укажите ваш возраст:

а) от 16 до 18 лет

б) от 18 лет до 29 лет

  1.  Укажите ваш социальный статус:

а) учащийся

б) работающий

в) безработный

д) свой вариант

  1.  По какой причине вы посещаете студию (кружок) КДЦ?
  2.  Лучший способ занять свободное время
  3.  Нет лучшей альтернативы досуга
  4.  Кроме КДЦ «Рассвет» некуда пойти
  5.  Делать не чего
  6.  Свой вариант
  7.  Я хожу в студию (кружок )потому, что (выберите 2–3 утверждения):
  8.  имею возможность общаться с друзьями;
  9.  там интересно;
  10.  весело;
  11.  люблю свой коллектив;
  12.  нравятся творческий наставник;
  13.  близко от дома.
  14.  Я приобретаю полезные навыки, помогающие мне в общении с людьми.
  15.  Свой вариант
  16.  Пропускаете занятия студии, (кружка) без уважительной причины?

а) Да

б) Нет

в) Иногда

  1.  Как ваши родители или друзья относятся к тому, как вы проводите свободное время? 

а) Не знаю

б) Не в восторге, но не запрещают

в) Они против

г) Хорошо относятся

д) свой вариант

  1.  Оцените насколько, ваш руководитель студии, заинтересован в организации вашего досуга от 1 – 5 баллов?                      .
  2.  Что по вашему мнению мешает наибольшему развитию вашего творческого потенциала?
  3.  Редкость проводимых выступлений (выставок)
  4.  Недостаточность проводимых репетиций (занятий)
  5.  Мало- заинтересованность руководителя
  6.  Свой вариант
  7.  Занятия в студии благотворно сказываются на вашем психо- эмоциональном сознании?
  8.  Да
  9.  Нет
  10.  Не заметил
  11.  Свой вариант

  1.  По мимо занятий в студии КДЦ, вы посещаете другие клубы, секции других учреждений?
  2.  Если да, то какие?

  1.  Если нет, то почему?

  1.  Как вы охарактеризуете характер своего руководителя?

А) Доброжелательный, мягкий

Б) Требовательный, строгий

В) Доброжелательный, мягкий, требовательный, строгий

 13.  Какие зрелищные мероприятия в КДЦ «Рассвет» посещаете чаще всего?

  а) цирки;

 б) фестивали;

 в) концерты;

 г) дискотеки \ танцы;

д) спектакли

е) Свой вариант

14.  Как часто вы посещаете мероприятия проводимые в  КДЦ»Рассвет»

А) часто

Б) редко

  1.  Какие недостатки вы видите в проводимых мероприятиях КДЦ «Рассвет»

а) недостаточно хорошее освещение

б) одно и тоже оформление

в) мало красочных и поистине интересных мероприятий

  г) свой вариант

16. Какие, по вашему мнению мероприятия должны проводиться чаще?

  1.  Удовлетворяет ли вас компетенция и профессионализм вашего творческого руководителя?

А) да

б) нет

в) следует руководителю повысить свой уровень профессионализма

г)  Свой вариант

  1.  Достаточен ли уровень материально – технического оснащения аудиторий, где проходят ваши занятия?

а) да

б) нет

в) не задавался (ась)  этим вопросом

  1.  Правда ли, что учреждение КДЦ «Рассвет» ориентировано в своей деятельности на детей и пенсионеров, а пожелания молодёжи не учитываются?

А) Да, это так

Б) Нет

В) Свой вариант

  1.     Как вы охарактеризуете деятельность КДЦ «Рассвет»?

Список литературы

  1.  Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни». - М., 1991. С.- 250.
  2.  Амосов И.М. « Моделирование творческой личности». – М., 1998. С.– 190.
  3.  Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1998. С. -303.
  4.  Баталова С.Р., Самсонов В.С. « Теория и практика развития творчекого потенциала личности». У-У:. Изд. - полиг. комплекс ВСГАКИ, 2010.С. -239.
  5.  Батищев Г.С. Диалектика творчества. - М., 1984. С.-320.
  6.  Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 1984. С.- 150.
  7.  Борев Ю. Б. «Эстетика». – М., 1988. С.- 320.
  8.  Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 1994.С.- 190.
  9.  Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988. С.-253
  10.  Горбатова И. Создавать защитную среду // Встреча. – М, 1996.-№ 3.С.- 155
  11.  Демченко А. Возможности российского досуга / Клуб. – М., 2000.№ 7.-С.10-13.
  12.  Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.С.-185.
  13.  Злобин Н.С. Деятельность - труд - культура // Теория, методология, проблемы. - М., 1990. С.-220.
  14.  Ермолаева – Томина Л.Б. «Психология художественного творчества». уч. пос.- М:. Культура 2005. С.-304.
  15.  Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М., 1974. – С. 185.
  16.  Кон  И.С.  «Молодёжь как социальная категория» М. 1970. С. -196.
  17.  Кривчун А. А. Эстетика: Учебник для студентов вузов. – М., 1998.  С.- 430.
  18.  Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.С.- 400.
  19.  Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики.- СПб.: Издат. группа «Евразия», 2006. С.-198.
  20.  Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы. // Философские науки, 1982. - № 4.С.–335.
  21.  Нечепай С. В. Отчет работы МАУ КДЦ «Рассвет» за 2010год – Улан- Удэ: 2010. С.- 55.
  22.  Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. – М.:МЦФЭР, 2001.С-167.
  23.  Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990. С.-  249.
  24.   Пигров К.С. Научно - техническое творчество. - Л., 1979. С.- 210.
  25.  Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии». М.: Учпедгиз, 1946. С.-  575.
  26.  Цалок В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. – Кишинев, 1989. С. -148.
  27.  Ярошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в  современных  условия.- М.: МГУКИ, 2004. С.- 320.

1 Демченко А. Возможности российского досуга / Клуб. – М., 2000.№ 7.-С.10-13.

2 Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. – М.:МЦФЭР, 2001- С.167 (33)

3 Борев Ю. Б. «Эстетика». – М., 1988. С.- 320  (205-209).

4 Ярошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в  современных  условия.- М.: МГУКИ, 2004.- С. 320

5  Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии». М.: Учпедгиз, 1946. С.-  575 (89-93).

6 Амосов И.М. « Моделирование творческой личности». – М., 1998. С.– 190 (40-42).

7 Кривчун А. А. Эстетика: Учебник для студентов вузов. – М., 1998. - С. 430 (40-42)

8 Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М., 1974. - С.185 (89-92)

9 Цалок В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. – Кишинев, 1989. С. -148 (12-15)

10 Батищев Г.С. Диалектика творчества. - М., 1984. С.-320.(256)

11 С.Р. Баталова, В.С. Самсонов. « Теория и практика развития творчекого потенциала личности». У-У:. Изд. - полиг. комплекс ВСГАКИ, 2010.-С. 239 (10-11)

12 Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.С.-49(4-5)

13    Ермолаева – Томина Л.Б. «Психология художественного творчества». уч. пос.- М:. Культура 2005. С.-304 (118-123)

14 Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1998. С. -303 (137).

15  Злобин Н.С. Деятельность - труд - культура // Теория, методология, проблемы. - М., 1990. С.-220 (156-160)

16 Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 1994.С.- 190 (41-86).

17 Пигров К.С. Научно - техническое творчество. - Л., 1979. С.- 210 (26)

18 Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы. // Философские науки, 1982. - № 4.С.–335 (24-32).

19 Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990. С. - 249 (34-38).

20 Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики.- СПб.: Издат. группа «Евразия», 2006. С.-198 (54).

21 Абульханова-Славская К.А.Стратегия жизни. - М., 1991. С.- 250 (12).

22 Горбатова И. Создавать защитную среду // Встреча. – М, 1996.-№ 3.С.- 155 (2-4).

23 Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988. С.-253 (7-9)

24 И.С.  Кон «Молодёжь как социальная категория» М. 1970. С. -196 (56-60).

25 Бестужев – Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 1984. С.- 150 (45-50).

26 Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.С.- 400 (163).

27  Нечепай С. В. Отчет работы МАУ КДЦ «Рассвет» за 2010год – Улан- Удэ: 2010. С.- 55 (3-50).




1. Основы менеджмента и предназначены для проведения лабораторных работ по данной дисциплине.
2. ректальной ямки поперечно пересекая малое седалищное отверстие
3. АКосыгин Реформы
4.  Количественный признак соучастия в преступлении
5. ~шб~рышты~ ВС ~абыр~асымен салыстырмалы жылдамды~пен М н~ктесi ~оз~алады
6. 1Жировая дистрофия
7. Тема 1 Контроль и аудит в РФ 1
8. 01 РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Хар
9. на тему- ldquo;Анализ организационнотехнических и социальноэкономических мероприятий по улучшению использов
10. по теме Интегралы Вариант 1
11. Контрольная работа- Практическое приложение конфликтологических знаний
12. Девочка которая любила играть со спичками по признанию литературных критиков один из лучших психологиче
13. Возвышение Московского княжеств
14. по теме- ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ Дисциплина- Информатика Группа- 10лл8 Выполнила-
15. І Етимологічно слово ldquo;етикаrdquo; походить від давньогрецького слова ldquo;ethosrdquo; що можна перекласти як
16. Філософія і релігійний світогляд.html
17. спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяются на 3 этапа- начальный этап провед
18. На пути к великим трагедиям- хроники У.
19. Реферат- Основы моделирования производственных процессов
20. Пестерева К Белецкая О