Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и ч

Работа добавлена на сайт samzan.net:


24. Общее представление о восприятии. Восприятие пространства, движения, времени.

В. - психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя. В. дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. В. зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления. В. – уровень развития психики, кот формируется при жизни, выступает как субъективная действительность оформления в виде предметов. Чтобы воспринять надо совершить деятельность, активность к объекту. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям. Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. в зависимости от объекта, который отражается в восприятии. В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. Восприятие ве-личины и формы предметов. При восприятии величины и формы предметов большое значение имеет изображение их на сетчатке глаза. Крупным предметам соответствует большее изображение, мелким - меньшее. Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение предмета, находящегося на далеком расстоянии, будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, рас-положенного близко от нас. Восприятие величины и формы предметов осуществляется при сложном сочетании зрительных, осязательных и мускульно-двигательных ощущений. Восприятие объемности и удаленности предметов. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глаза¬ми). Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет правильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах. Эту функцию только в полной мере можно реализовать при бинокулярном зрении. При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. В восприятии пространства, в частности в оценке расстояния, играют роль обонятельные и слуховые ощущения. По возникшему запаху можно, например, определить, что где-то недалеко находится столовая, по звуку шагов - распознать, далеко ли от вас идет человек. Иллюзии восприятия пространственных свойств  предмета. Иногда восприятие предметов бывает ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В большей мере известны зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную полоску полнит фигуру, а в вертикальную удлиняет. Зеркальная стена расширяет помещение, создает иллюзию простора. Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализа-тора, изменение условий восприятия, об-разное предвосхищение увиденного, раз-личные дефекты зрения. Восприятие времени. Восприятие времени - это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Благо-даря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире. Физиологической основой процесса восприятия времени, как это экспериментально доказали И. П. Павлов и его последователи, являются условные рефлексы на время, которые постоянно вырабатываются у человека. Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Время, заполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересные, малосущественные, время тянется медленно. На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное событие долго не наступает. При воспоминании прошлого наблюдается иная оценка времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительные периоды жизни, наполненные малоинтересными и однообразными событиями, вспоминаются как быстро прошедшие. Некоторый субъективизм в оценке времени зависит, и от возраста человека: детям кажется, что время идет медленно, взрослые поражаются, как быстро оно летит. Субъективизм в восприятии времени преодолевается опытом и практической деятельностью человека. Восприятие  движения. Восприятие движения - это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно дает возможность людям и животным ориентироваться в относительных изменениях взаимоотношений и взаиморасположения предметов окружающей среды. Знания о перемещении предметов человек получает, непосредственно воспринимая движение. Восприятие движения может осуществляться также на основе умозаключений. Наблюдая за изменениями в показателях спидометра можно говорить об изменении скорости движения. Существуют позы бега, ходьбы, ползания, прыжка, по которым на основании личного опыта делают заключения о совершаемом движении. Впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения предмета, при фиксированном взоре. Например, если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, воспроизводящих этапы движения предмета, то складывается впечатление передвижения. Это явление получило название стробоскопического эффекта. На его основе осуществляется восприятие движения при просмотре кинофильмов.

Восприятие величины предмета определяется не т-ко величиной изображения предмета на сетчатке, но  и восприятием расстояния, на кт-м мы находимся от предмета. Существенно знание о приблизительной величине предметов. Константность величины знач-но повыш-ся, когда мы видим знакомые предметы, и знач-но ум-ся при воспр отвлеченных геометрических форм. Если мы находимся очень далеко от предмета, то он кажется меньше, чем на самом деле.

Др особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Окружение, в кт-ром находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его воспр. Напр, ч-к ср роста в окружении высоких людей будет казаться значительно меньше своего настоящего роста. (иллюзия).

Воспр формы явл-ся постоянным и устойчивым, т.е. константным. зависит от нашего опыта. воспр объемной формы возможно благодаря бинокулярному зрению ч-ка и знанию объемных признаков данного предмета, а т/ж распределению света и тени на объемном предмете. Воспр ч-ком пространства имеет целый ряд особенностей. Это обусловлено тем, что пр-во трехмерное, и поэтому для его воспр необходимо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов. Прежде всего это вестиб ап-т, расположенный во внутр ухе, кт тесно связан с глазодвиг мышцами. Вторым ап-том, обесп-щим восприятие пр-ва, и прежде всего его глубины, явл-ся ап-т бинокулярного зрения. Бинок зр–это одно из усл восприятия удаленности предмета. Напр, если в 3-4 м от ч-ка натянуть нить, а з/м бросать шарик, то благодаря бинок зр мы легко  увидим, где падает шар – за ниткой или пред ней. Существ роль в восприятии удаления предметов, или простр-ной глубины, играет конвергенция и дивергенция глаз. Под конвергенцией понимается сведение зрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу др др. Напр, это происходит при переходе взора с далекого предмета на близкий. При обратном переходе – с близкого на далекий предмет –набл-ся дивергенция глаз, т.е. поворот их в стороны, разведение зрит осей. Аккомодация – изменение формы хрусталика при прибл/удалении предмета за счет сокращ/расслабления мышц глаза.

В воспр пр-ва важную роль играет воспр расположения предметов по отношению др к др. Разл положение предметов в простр-ве  часто имеет первоочер знач для ч-ка, поск ч-к не просто воспринимает пр-во или оценивает положение предметов, он ориент-ся в пр-ве, а для этого он д получать опред инф о расположении предметов. Такой сл комплекс мех-змов, обесп-щих воспр пр-ва, требует столь же сл орг-ции аппаратов, осущ-щих центр регуляцию  простр-го восприятия. Таким центр ап-том явл третичные зоны коры г.м., кт-е объединяют работу зрит, тактильно-кинестетического и вестибулярного анал-ров.

Воспр движ и вр.  Воспр движения осущ-ся благодаря  оч сл мех-зму, природа кт-го еще не вполне выяснена. Если предмет движется в пр-ве, то мы воспринимаем его движение вследствие того,  что он выходит из обл наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. При этом происх 2 явления. Во-первых смещение объекта по отношению к положению нашего тела указывает нам на его передвижение в пр-ве. Во-вторых мозг фиксирует движение глаз, следящих за предметом. Однако восприятие движения не мб объяснено т-ко движением глаз, -мы воспринимаем одновременно движ в двух противоп-х направлениях, хотя глаз, очевидно, не м двиг-ся одновр в противоп стороны.

Все Теория воспр движения деляться на 2 гр. 1 гр теорий выводит воспр движения из элементарных, следующих др за др зрит ощущений отдельных точек, ч/з кт-е проходит движение. По мнению В.Вундта воспр движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрит ощущений. Теории 2 гр утверждают, что воспр движения имеет специфическое качество, не сводимое  к таким элементарным ощущениям. Подобно тому, как, напр, мелодия не явл простой суммой звуков. С позиции (М.Вертгеймер) движущимися воспр-ся те объекты, кт явно локализуются на некотором другом  объекте; двигается фигура, а не фон, на кт-м фигура воспр-ся; из двух предметов обычно движущимся кажется меньший; движущимся  т/ж кажется тот предмет, кт-й в течение опыта претерпевает наибольшие колич/кач изменения. Но исследования гештальтпсихологов не вскрыли сущности восприятия движения.

Воспр времени изучено гораздо меньше. Сложность изучения данного ? закл-ся в том, что время не воспр-ся нами как явление материального мира. О его течении мы судим лишь по опред пр-кам. Наиб элемент-ми формами явл-ся пр-сы восприятия длит-ти и послед-ти, в основе кт-х лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биол часов. Напр, чередования сна и отдыха. С др стороны, мы воспринимаем вр при выполнении какой-л работы, т.е. когда происходят опред нерв пр-сы, обесп-щие нашу работу. В зав-ти от длит-ти этих пр-сов чередования возб и торможения, мы получаем инф о времени. Из этого м сделать вывод о том, что в исследовании воспр времени н учитывать 2 осн аспекта: восприятие временной длит-ти и восприятие временной послед-ти.

Оценка длит-ти врем-го отрезка зависит от того, какими событиями он был заполнен, и от эмоц переживаний, вызванных ими. Хар-ной особ-тью времени явл-ся его необратимость. Мы воспринимаем течение времени, устанавливая для этого объективный  порядок необратимой последоват-ти событий. Причем этот порядок устан-ся на основе причинных зависимостей следования одних событий за др. Поскольку  время – направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не т-ко систему  единиц измерений (сек, минута, час, месяц), но и постоянную отправную точку, от кт-й ведется счет. В этом вр радикально отл-ся от простр-ва. В пр-ве все точки равноправны. Во времени дб одна привилегированная точка. Естественной отправной точкой во времени явл-ся настоящее, кт-е  разделяет вр на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Т.о., в восприятии времени ч-ком н выделить 2 аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой происходящих событий, что, в свою оч, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а т/ж их эмоц окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше ощущение времени, то второй аспект помогает нам ориент-ся во вр.




1.  КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩИЕ СВОЙСТВА КЕРАМИЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИИ [1
2. Контрольная работа 1б по курсу Русский язык и культура делового общения ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Курс Р.
3. Тема проекта3 Цель проекта3 Задачи проекта3 Актуальность данной проблемы3 Содержание работы-4
4. . ХАРАКТЕРИСТИКА СИРОВИНИ І ДОПОМІЖНИХ МАТЕРІАЛІВ 1.
5. История развития компьютеров (Silicon Valley, its history the best companies)
6. антониевский Крес
7. Лекция 12 От философии Гегеля к марксизму
8. крепление колонки в стене; б деталь крепления со спиралью; в деталь крепления с деревянной пробкой; 1.
9. а Экскурсия проходит по острову Манхэттен известнейшему району НьюЙорка где расположены основные достопр
10. Тема 1 Содержание и роль финансового анализа
11. Лекция 11. Одним из фундаментальных свойств живых систем является их способность к обмену веществами и энерг.html
12. Демократический режим
13. Определение концентрации пыли
14. реферату- Облік грошових засобівРозділ- Бухгалтерський облік оподаткування Облік грошових засобів План-
15. Всесторонний Доход englis
16. Внешние и внутренние факторы товарооборота и пути увеличения объема продаж розничной торговой организаци
17. Алый парус Малышкину К
18. Иоганн Кеплер
19. тема счетов бухучета и структура счетов 10
20. Смысл и цели образования детей-сирот в контексте их социальной адаптации