Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

до середины 50х гг

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Вопрос 27

Попытку применить некоторые идеи социологии к учению о праве и государстве предпринял известный немецкий юрист Рудольф Иеринг (1818—1892).

1. до  середины  50-х  гг. 19  века  активно  разрабатывает  Т юриспруденции понятий,  суть:   логика  развития  понятий  предполагает,   что  они  могут комбинироваться и производить на свет новые понятия. Исходя из представления понятий строится  логика актов государств.

2. в середине 50-х гг.  начинает разрабатывать  Т юриспруденции интересов; основанием юриспруденции должна быть не формальная логика а реальные интересы и жизненные  ценности  людей. Т  юриспруденции  рассматривает  как  сумму интересов различных индивидов и соц. групп.

Рассматривая понятие П считает, что интересы общества составляют содержание П. Рассматривая взаимоотношение государства и П считает, что государство это единственный источник П.  П - это защищенный государством интерес. Цель любого государства - творить  П  (как у Канта: "Цель государства в совершенном П") Рассматривает вопрос о развитии П, как возникает, изменяется, как протекает его жизнь. Считают что жизнь П  это борьба, борьба народов за свое П,  борьба сословий, индивидов, борьба государств за свое П. Всякое П д/б добыто борьбой. Борьба это работа П.

При определении права Иеринг пользуется категорией «жизненные условия индивида».[46] В нее он включает материальные условия физического существования человека и другие блага, придающие, по мнению субъекта, жизни настоящую цену,[47] и отождествляет ее с интересами, которые являются целью борьбы людей. Эти интересы, обеспечиваемые и гарантируемые государственной властью, и есть, по Иерингу, субъективные права, или, иначе, юридически защищенные интересы.

Два элемента, пишет Иеринг, образуют понятие права: 1) субстанциальный, в котором заключается практическая цель права, а именно: польза, благо, ценность, интерес; они должны быть защищены правом (gewarleisten); 2) формальный, который относится к цели как средство, это — правовая защита, иск. Первый момент есть «зерно» (Kern) права, фактическое состояние пользования, оно в любое время может прекратиться. Второй момент — защищающая право оболочка (Klage), которая предотвращает от случайности состояние пользования. Оно перестает быть случайностью потому, что закон принимает его под свою защиту. Тогда это пользование становится правом. Так, Иеринг приходит к выводу, что права суть юридически защищенные интересы.[48] Здесь верно подмечена тесная связь между интересами и правом. Но сущность последнего остается не вскрытой.

Попытка определить сущность права, руководствуясь только интересами отдельного субъекта, и не могла привести к правильному выводу. Необходим был классовый подход, который Иеринг упорно игнорировал. Только с классовой позиции можно было установить, что сущность права — не благо, интерес, а воля господствующего класса, и не защищенный интерес индивида, а средство выражения и защиты классовых интересов. Игнорирование классового подхода при определении права и привело Иеринга к отождествлению права с жизненными условиями индивидов и общества, обеспечиваемыми принуждением.

Право, подчеркивал Иеринг, — "разумная политика власти". Собственный интерес государства, "эгоизм заставляет власть вступить на путь права" уже по той причине, что "одна норма заменяет для власти тысячи индивидуальных повелений".

Еще важнее то, что при помощи права обеспечиваются защита общих интересов, выполнение целей права и государства. "Лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, — писал Иеринг, — приобретает последний окончательную правовую прочность; лишь при господстве права процветают национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются вполне присущие народу умственные и нравственные силы. Право есть разумно понятая политика власти".

Учение Иеринга оказало значительное влияние на развитие буржуазной и правовой мысли. Вместе с тем оно с самого начала породило ряд сомнений и резонных возражений. Если субъективное право тождественно охраняемому интересу, то, спрашивали правоведы, сохраняется ли оно при утрате интереса? Недостаточно убедительным представлялось также обоснование связанности государства правом ссылками только на "разумность политики" носителей верховной власти.

Считая недостаточными "юриспруденцию понятий", формально-догматический подход к праву, Иеринг в своей книге "Цель в праве" (том I, 1872 г.) стремился дать современным ему праву и государству социологическое обоснование. Центральным понятием его теории является понятие интереса, выраженного в праве.

Иеринг полагал, что нельзя ограничиваться формальным определением права как совокупности действующих в государстве принудительных норм, и писал о необходимости раскрыть содержание права. По его определению, "право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением", "право есть совокупность жизненных условий общества в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью".

Отход от формального определения права и попытка раскрыть его общественное содержание в учении Иеринга неразрывно связаны с апологией отношений гражданского общества. Он утверждал, что частная собственность вытекает из природы человека: "Это правоотношение предначертано самой природой". Иеринг восхвалял основанный на эквивалентности товарооборот, именуя его "чудом природы", "экономическим провидением", "воплощением справедливости". "Деньги — истинный апостол равенства, — заявлял Иеринг, — там, где речь идет о деньгах, смолкают все социальные, политические, религиозные и национальные предрассудки и различия".

Если явления природы подчинены причинности, то причиной действий людей являются цели; движимый собственным интересом индивид стремится достигнуть частных целей, которые сводятся к общей цели и к общему интересу в товарообороте, основанном на эквиваленте, воздающем "каждому свое". Цели всех и каждого обеспечиваются правом: "Цель — творец права".

Социологические построения Иеринга сводились к рассуждению, что все члены современного ему общества солидарны в своих интересах и преследуют общие цели; соответственно и право он определял как выражение "всеобщих интересов", "осуществленное партнерство индивида с обществом".

В работе "Борьба за право" (1872 г.) Иеринг утверждал, что право не всегда выражало интересы общества. Он критиковал мнение исторической школы права (Савиньи, Пухта), что право развивается мирно, стихийно и безболезненно, подобно языку и культуре.

Право, по Иерингу, развивалось в кровавой борьбе классов и сословий, добивающихся закрепления в праве через законодательство своих интересов. "Все великие приобретения, на которые может указать история права: отмена рабства, крепостного состояния свобода земельной собственности, промыслов, вероисповедания и пр., — все это пришлось добывать лишь таким путем ожесточеннейшей, часто целые столетия продолжавшейся борьбы, и путь, по которому шло при этом право, нередко отмечен потоками крови..."

Но эта борьба, утверждал Иеринг, меняет свой характер после воплощения в праве равенства всех перед законом, свободы собственности, промыслов, совести и др. (т.е., по сути дела, принципов гражданского общества). Теперь, писал Иеринг, борьба должна вестись не за утверждение в праве каких-либо новых принципов, а только за обеспечение и поддержание в общественной жизни твердого порядка, за претворение в жизнь уже существующего права, поскольку достигнуто единство действующего права и выраженных в нем прав личности как субъективных прав. "Право в объективном смысле, — считал Иеринг, — есть совокупность применяемых государством правовых принципов, законный распорядок жизни; право в субъективном смысле — конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности".

Поэтому тезис о "кровавом" развитии права в смысле борьбы за право классов и сословий Иеринг относит к прошлому. Современную ему борьбу за право Иеринг толковал только как защиту существующего права от нарушений, как отстаивание субъективного права отдельного индивида, нарушенного другим лицом.

Чувствуя уязвимость своего определения права как "защищенного интереса" в том отношении, что лень, отвращение к спору и ссоре, страх перед процессом нередко побуждают потерпевшего от правонарушения поступиться нарушенным субъективным правом, выражающим не очень значительный для него интерес. Иеринг взывал к "здоровому правовому чувству" как самостоятельному мотиву борьбы за свое право.

Попустительство злонамеренному нарушению своего права — проявление трусливости, недостойной человека. "Кто делает из себя червяка, — цитирует Иеринг Канта, — тот не может потом жаловаться, что его попирают ногами".

Борьба за право — обязанность перед самим собой; "здоровому правовому чувству" присущи "способности чувствовать боль от правонарушения и деятельная сила, т.е. мужество и решительность в отражении нападений". Независимо от того, сколь значителен или незначителен защищаемый правом вещественный, прозаический интерес, борьба за право для защиты личности становится поэзией: "Борьба за право есть поэзия характера", "сила права, совершенно как и сила любви, основывается на чувстве". Эта борьба — обязанность не только перед собой, но и перед обществом.

Субъективное право не существует без объективного, и наоборот. "В моем праве, — подчеркивал Иеринг, — попирается и отрицается право вообще, в нем оно защищается, утверждается и восстанавливается". "Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеянием права, должен в свой черед так же поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона — словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества".

Истинной школой политического воспитания народов является прежде всего борьба за частное право. Римский народ достиг наивысшего политического и внешнего могущества именно тогда, когда он обладал наиболее разработанным частным правом. И наоборот: Германская империя потеряла Эльзас и Лотарингию в то самое время, когда крестьянин и горожанин были объектом феодального и абсолютистского произвола. "Сила народа равнозначна с силой его правового чувства, забота о национальном правовом чувстве есть забота о здоровье и силе государства", — утверждал Иеринг.

По его мнению, без борьбы нет права, как без труда нет собственности. Наряду с положением: "В поте лица твоего будешь ты есть хлеб свой" стоит одинаково верное положение: "В борьбе обретешь ты право свое". С того момента, когда право отказывается от своей готовности к борьбе, оно отказывается от самого себя..."

Для охраны интересов общества против эгоистических интересов индивидов, считал Иеринг, необходимо государство. "Государство есть само общество, как держава организованной принудительной власти". "Государство есть общество, которое принуждает..."

Иеринг — за сильную государственную власть: "Бессилие, немощь государственной власти, — смертный грех государства, не подлежащий отпущению, грех, который общество не прощает, не переносит... Самая невыносимая форма государственного состояния все-таки лучше полного отсутствия ее".

В произведениях Иеринга нашли отражение настроения германской буржуазии, ее стремления к расширению границ Германской империи. "Каждому государству, — писал Иеринг, выражая эти настроения, — присуще стремление расширить свои географические границы, и это стремление тем сильнее, чем живее в нем общественная идея... Наклонность государств к расширению, завоевания — суть протест общества против его географического ограничения".

Одобряя политику "железа и крови" Бисмарка, мирясь с полуфеодальной формой Германской империи, немецкая буржуазия стремилась ввести деятельность государства в рамки законности, обеспечить незыблемость правопорядка. Этим обусловлены идеи Иеринга о самоограничении государства правом. В принципе государство не ограничено им же издаваемыми законами; и в деспотических государствах односторонне-обязательные (т.е. только для подданных) нормы образуют зачатки права; однако "право в полном смысле слова есть двусторонне-обязательная сила закона, подчинение самой государственной власти издаваемым ею законам".

Право, подчеркивал Иеринг, — "разумная политика власти". Собственный интерес государства, "эгоизм заставляет власть вступить на путь права" уже по той причине, что "одна норма заменяет для власти тысячи индивидуальных повелений".

Еще важнее то, что при помощи права обеспечиваются защита общих интересов, выполнение целей права и государства. "Лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, — писал Иеринг, — приобретает последний окончательную правовую прочность; лишь при господстве права процветают национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются вполне присущие народу умственные и нравственные силы. Право есть разумно понятая политика власти".

Учение Иеринга оказало значительное влияние на развитие буржуазной и правовой мысли. Вместе с тем оно с самого начала породило ряд сомнений и резонных возражений. Если субъективное право тождественно охраняемому интересу, то, спрашивали правоведы, сохраняется ли оно при утрате интереса? Недостаточно убедительным представлялось также обоснование связанности государства правом ссылками только на "разумность политики" носителей верховной власти.




1. Тема- Рынок инновационной продукции Научнотехническая продукция это логичный результат интеллектуаль
2. тема беспроводных телефонов Глава 151
3. Лабораторная работа 24 Шарик на наклонной плоскости Цель работы- изучение законов равноускоренного
4. Технология и дизайн оценка изделий из кожи
5. Проблемы молодежного суицида в современных условиях
6. задание- Контрольные вопросы ~ устный ответ на вопросы
7. I ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ПЕРВИЧНОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Создание нового юридического лица в
8. реферату- Поняття ознаки і функції правового виховання
9. О предупреждении преступления геноцида и наказании за него под геноцидом понимаются следующие действия- а.
10. тема образования В Болонской декларации указаны шесть основных задач решение которых будет способствоват
11. тема языка достаточно устойчива и расшатать её непросто
12. Анализ влияния внешней среды на деятельность предприятия
13. Тема 10. Развитие бартерных отношений в России- особенности и тенденции
14. I. [Frnk nd interviewer Brigitte Menhout sit in wht ppers to be very crmped spce for ldquo;cht
15. модульного типа с передним поворотным колесом на 360
16. Jhrhunderts Die B~rsen hben sich us fr~heren Messen und M~rkten entwickelt
17. Лабораторная работа 3 Тема
18. Реферат- Інформаційне відображення лікувально-діагностичного процесу в ендокринологічній клініці
19. европеизация в быту и направлении развития культуры
20. Республиканский социальнореабилитационный центр Надежда для несовершеннолетних прошел тренинг Основ