Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

педагогических исследований но до сих пор актуальна

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Введение

Проблема развития способностей не является новой для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное [Понаморев Я. А., с.56]. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  производственно-технической, хозяйственной и т.д.  Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

В силу  психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования  его  познавательных  способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так  на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его  развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом [53,с.3www.school2100.ru].

Проблема создания условий для развития и проявления творческих способностей личности исследуется на стыке педагогике, педагогической психологии и психологии творчества. Анализируются механизмы творческой деятельности (Т.В. Андреева, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, и др.). Вопросы развития творческих способностей детей, их творческой активности, креативности личности рассматриваются в отечественных исследованиях П.Р. Атутова, В.И. Андреевой, Г.С. Альтшулера, В.Н. Дружинина, И.В. Дубровиной, М.В. Колосовой и др.

Решение задачи развития творческих способностей требует, чтобы каждый учебный предмет реализовывал свой потенциал в этом направлении, в том числе и урок «Технология» в начальной школе.

Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают  уроки технологии, музыки, литературное чтение,  уроки по развитию речи, внеклассные  мероприятия чаще всего это коллективно-творческая деятельность ребят.

Искусство - это,  прежде всего  воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно  не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления  о  прекрасном, делает богаче человеческую душу.

Творчество – это продуктивная деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью [Левин В.И., с.5-12]. Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить зависимости – все это в совокупности и составляют творческие способности. Все дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, целостно воспринимать мир [Азаров Ю.П., с 50-67]. Задача учителя - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности.

Особенность детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно – значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют большое значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Итак, актуальность данной темы объясняется следующими положениями:

- во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность;

- во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Таким образом, в процессе анализа творческих способностей детей младшего школьного возраста, выявлено противоречие между:

- социальной значимостью творческой  культурной личности, наличием необходимых предпосылок для ее формирования в младшем школьном возрасте;

- потребностями ребенка в овладении творческими способностями и недостаточностью методической подготовкой в этом вопросе педагогических кадров в СОШ.

Трудовое (технологическое) обучение в начальной школе – важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки технологии должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей. [Кукушкин В.С., с.146]

Актуальность данной проблемы позволило сформулировать тему курсовой работы: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии».

Объект исследования – процесс деятельности учителя и учащихся на уроках технологии в начальной школе.

Предмет исследования – развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии

Гипотеза – специально организованная деятельность учителя на уроках технологии способствует развитию творческих способностей младших школьников.

Цель исследования: определить эффективные формы, методы и средства развития творческих способностей на уроках курса «технология».

Задачи исследования:

  •  изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировать подходы к пониманию сущности понятия «творчество», рассмотреть процесс развития творческих способностей младших школьников;
  •  раскрыть особенности организации и проведения современного урока технологии;
  •  выявить формы, методы и средства развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии.

Глава I. Теоретические основы формирования творческих способностей у учащихся начальных классов

1.1 Формирование и развитие творческих способностей младших школьников

В данном подразделе раскрываются особенности формирования развития творческих способностей младших школьников. В связи с этим раскрываются такие понятия, как «творчество», «способности», «творческие способности», «креативность», выделим уровни творчества, определим условия развития творческих способностей младших школьников.

Отметим, что в литературе нет единства в подходах к определению сущности творческих способностей, их взаимосвязей с интеллектом. Так высказывается мысль о том, что как таковые творческие способности не существуют (Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу, А.Олох, А.Таненбаум и др.).

Другая точка зрения состоит в том, что творческая способность является самостоятельным фактором, не зависимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Г.Груббер, Я.А.Понаморев, К.Тейлор).

Третья точка зрения: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот (Г.Айзенк, Г.Груббер, Р.Стенрнберг, Л.Термен). Не до конца изучен вопрос о факторах, влияющих на уровень творческой деятельности детей. Нет четкого описания особенностей творческой деятельности мальчиков и девочек, существуют разногласия о вопросе, о темпе их творческого развития. Г.Кершенштейнер, к примеру, считает, что темп творческого развития у девочек медленный, чем у мальчиков, отмечает «запаздывание» девочек сравнительно с мальчиками.

Несмотря на то, что исследователи отмечают важность творческой деятельности младших школьников в достижении результатов обучения, видит в ней развития личности, в научной литературе недостаточно и полно описаны конкретные способы организации этой деятельности, приемы развития творческих способностей младшего школьника.

В психолого-педагогической и методической литературе широко представлены задания, направленные на творческое развитие ребенка, однако они не приведены в систему, не разработаны показатели, с помощью которых можно определить к какому виду творческой деятельности относятся то или иное задание, на какой уровень творческой деятельности оно ориентируется. Не выявлены педагогические условия, необходимые для развития творческой деятельности младших школьников на уроке. [Немов Р.С., с.76]

Государственный стандарт, основные образовательные программы начального образования ориентированы на развитие творческих способностей школьников, на воспитание гуманной, творческой, социально активной личности.

Сегодня, когда в начальном образовании значительное место отводится творчеству учащихся, необходимо конкретизировать способы организации творческой деятельности учащихся начальных классов, определить педагогические условия развития творческой деятельности младших школьников на уроке.

Далее раскроем основной понятийно-терминологический аппарат исследования и выясним, что такое творчество, как понимается в психолого-педагогических исследованиях творческие способности, как соотносятся такие понятия как творческая способность и креативность. Выясним, что такое «творческая личность»

Творчество деятельность, порождающая нечто, новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющего опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний; на другом уровне создается новый подход, изменяющий привычный взгляд на объекты или области знаний [Рапацевич, с.768]

Как отмечает Н.В.Вишняков, творчество – это поиск и открытие личностных жизненных перспектив [Пидкасистый, с.200]. Д.Бернал добавляет, что творчеству можно учиться не хуже, чем всему другому [Пидкасистый, с.100].

Далее, чтобы выяснить понимание творческих способностей, обратимся к психологическому словарю и дадим определение понятию «способности».

Способности это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. [Зинченко, с.368].

Талант высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих достижениях (синоним – одаренность) [Рапацевич, с.308]. Как отмечают ведущие психологи и педагоги, талант является не столько научным, сколько житейским понятием, поскольку не существует ни теории, ни методов диагностики таланта. Об уровне таланта обычно судят по продуктам деятельности человека. Однако оценка новизны, совершенства и значимости продукта с течением времени меняется.

Так как не выработано пока и единой типологии способностей; для их классификации чаще всего используют несколько критериев:

  •  по критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на: сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажетивные;
  •  по критерию основного вида деятельности: на научные (математические, лингвистические); творческие (музыкальные, литературные, художественные).

Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству).

Итак, креативность (от лат. – созидание) – творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видов деятельности, характеризовать сущность в целом то есть это «…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов» [Зинченко, с.468].

Несколько иное понимание данного термина находим в другом источнике. Креативностьэто характеристика творческих способностей индивида, выражающаяся в готовности к продуцированию принципиально новых идей. Продукт креативной деятельности является: во-первых, новым и адекватным по отношению к своей задаче, во-вторых, данная задача не может быть решена по заранее известному алгоритму [Кондаков, с.35-67].

П.Торренс дает операциональное определение креативности. По его мнению, креативность включает в себя: повышение чувствительности к проблемам [Селевко, с.35].

В психолого-педагогических исследованиях выделяют 4 типа креативности:

  •  наивная (проявляющаяся в дошкольном и младшем школьном возрасте). В этом возрасте у школьников нет стереотипов, которые надо преодолевать;
  •  стимульно – продуктивная (деятельность определяется действием внешнего стимула);
  •  эвристическая (деятельность имеет творческий характер, осуществляется поиск новых оригинальных или более рациональных способов решения задач);
  •  подлинная (самостоятельно найденная закономерность выступает в качестве новой проблемы: ученик умеет думать «около») [Силевко, с.34].

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

  •  творческое мышление,
  •  творческое воображение,
  •  применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

-классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

-разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

а) преодоление психологической инерции мышления;

б) оценивание оригинальности решения;

в) сужения поля поиска решения;

г) фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

д) мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Гениальностьвысший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. От учителя и образовательной системы, в которую включается ребенок с выдающимися способностями, во многом зависит, сумеет ли он реализовать свой потенциал [Рапацевич, с.759].

И так, творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [Ж.Годфруа, с.436]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решении, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями.

  1.  Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  2.  Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.
  3.  Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
  4.  Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н.Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников, музыкантов выделяет следующие творческие способности [А.Н.Лук, с.125]:

  •  способность видеть проблему там, где ее не видят другие;
    •  способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы;
    •  способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой;
    •  способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части;
    •  способность легко ассоциировать отдаленные понятия;
    •  способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;
    •  гибкость мышления;
    •  способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки;
    •  способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
    •  способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
    •  легкость генерирования идей;
    •  творческое воображение;
    •  способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т.Кудрявцев и В.Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.

  1.  Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать ее в систему строгих логических категорий.
  2.  Умение видеть целое раньше частей.
  3.  Над ситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
  4.  Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях [В.Кудрявцев, В.Синельников, с.54].

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

  1.  Способность рисковать,
  2.  Дивергентное мышление,
  3.  Гибкость в мышлении и действиях,
  4.  Скорость мышления,
  5.  Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые,
  6.  Богатое воображение,
  7.  Восприятие неоднозначности вещей и явлений,
  8.  Высокие эстетические ценности,
  9.  Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

  •  развитие воображения,
  •  развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Д.Б.Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает: перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.

Итак, изучив психолого–педагогические исследования, уточнив понятийно-терминологический аппарат, постараемся ответить на вопрос, что же понимается под творческой личностью.

Творческая личностьличность, обладающая творческой направленностью, творческими способностями и создающая путем применения оригинальных способов деятельности объективно или субъективно новее материальные духовные ценности. Чаще всего творческая личность достигается большого успеха в музыке, спорте, математике [Рапацевич, с.767].

Далее выделим условия развития творческих способностей, обратившись к исследованиям Никитина:

  1.  «раннее начало развития творческих способностей»
  2.  « …заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться»…
  3.  «максимальное напряжение сил ребенка»
  4.  «надо предоставлять ребенку большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д.»
  5.  «оказание ребенку ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи взрослых» [Никитин, с.5]

Далее рассмотрим, что же относится к педагогическим условиям развития творческой деятельности младших школьников на уроке:

- осознание учителем творческой деятельности младших школьников как цели обучения;

- включение творческой деятельности в содержание начального образования как его особого компонента;

- соединение свободы творческой деятельности младших школьников с ее педагогической организацией и руководством со стороны учителя;

- методы проблемного обучения как ведущие способы организации творческой деятельности

- диагностика результатов творческой деятельности младших школьников;

-коррекция творческой деятельности младших школьников [Пидкасистый, с.26].

Указанные педагогические условия развития творческой деятельности младших школьников на уроке являются необходимыми и достаточными, так как включают в себя основные элементы целостного учебного процесса: дидактическое целеполагание, отбор содержания и методов обучения, диагностический педагогический анализ, коррекцию.

Реализация педагогических условий развития творческой деятельности младших школьников на уроках по одной учебной дисциплине обеспечивает повышение уровня творческой деятельности учащихся начальных классов на уроках по другим учебным дисциплинам.

Уровни творческой деятельности, освоенные учащимися, становятся устойчивыми новообразованиями личности только при целенаправленном, систематическом и длительном применении педагогических условий развития творческой деятельности младших школьников на уроке.

В целом, успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  1.  физическое и интеллектуальное развитие детей;
  2.  создание обстановки, определяющей развитие младшего школьника;
  3.  самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;
  4.  предоставление ученику свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.;
  5.  умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;
  6.  Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

  1.  Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей;
  2.  на специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера;
  3.  управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей;
  4.  использование специальных игр, развивающих творческие способности детей;
  5.  работа с родителями.

Важным для нашего исследования считаем выводы, сделанные В.Г.Маранцманом. По его мнению, при планировании системы уроков важно предусмотреть следующее:

а) тематическое разнообразие уроков;

б) чередование разных видов уроков (беседа, композиция, семинар, викторина, экскурсия, практикум, консультация и т.д.);

в)чередование приемов активизации самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование разных видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения) [Подласый, с.253].

Таким образом, изучив основные понятия исследования, рассмотрев различные точки зрения на сущность проблемы развития творческих способностей младших школьников, перейдем к изучению особенностей уроков технологии, так как считаем их использование наиболее эффективным средством развития творческих способностей в учебной деятельности младших школьников.

1.2 Особенности организации уроков технологии в начальной школе

Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

Предмет «Трудовое обучение» в младших классах органически входит в образовательную область «Технология», поскольку всегда содержательно представлял собой технологию ручной обработки материалов. Его название полностью соответствует смыслу учебной деятельности по этому предмету; детей учат трудиться, как трудятся взрослые, т.е. лично осознавать задачу, лично разбираться в возможности ее реализации, лично выполнять все, что нужно, чтобы получить продукт, лично отвечать за качество своего труда.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс. Каждый урок имеет свою структуру, состоящую из нескольких этапов.

Изучения нового материала, закрепление знаний, проверка знаний, умений, навыков, обобщение и систематизация знаний, задания на дом. Соотношение этапов урока зависит от содержания, дидактических и познавательных целей урока, выбора методов и использование технических средств обучения.

В зависимости от цели, содержания и выбранных для него методов обучения выделяют типы уроков: вводный, комбинированный, изучения нового материала, обобщающий, предметный. При выделении видов необходимо учитывать источник знаний и специфику деятельности учителя, и познавательную деятельность учащегося. Виды уроков: объяснительный, лабораторный, телеурок, киноурок, зачетный урок.

Вводный урок. Основная дидактическая цель: формирование у учащихся общих представлений об учебном предмете. Структура урока такова:

  1.  беседа с целью выявления уровня подготовки учащегося к изучению темы
  2.  изложение учителем основных задач данной темы и ее ведущих понятий
  3.  знакомство с методами работы, формами и видами деятельности учащегося в процессе изучения темы.

Обобщающий урок. Основные функции данного урока, служат целям повторения, закрепления, систематизации знаний, осмыслению отдельных элементов, систематизация знаний учащихся и раскрытие важной идеи, темы курса. Структура урока состоит из следующих этапов:

  •  постановка задач,
    •  повторение основного вопроса темы,
    •  выявление ведущих понятий и систематизация знаний,
    •  дальнейшее развитие и углубление понятий,
    •  обсуждение наиболее важного материала темы,
    •  итог урока.

На всех этапах урока проводится итог.

Урок изучения нового материала. Данный урок раскрывает содержание новой темы, изучение нового материала. Можно организовать по - разному, в зависимости от его сложности, уровня подготовки учащихся. В нем могут сочетаться различные методы работы, обязательным моментом является вводная беседа.

Особое место в типологии уроков занимают предметные уроки. Особенностью предметного урока является работа учащихся с предметами живой и неживой природы. Особенности предметных уроков:

  1.  Наличие на уроке конкретного предмета, о котором формируется понятие. Изучение предмета может быть организовано как индивидуально, так и группами.
  2.  Сочетание самостоятельной работы класса с объяснением учителя, при этом учитель не может раскрывать сущность явлений и закономерностей, которые будут установлены в результате наблюдений и постановке опыта. Результат экспериментальной деятельности обязательно фиксируется в виде схем, таблиц, схематичных рисунков.
  3.  Проведение предметных уроков требует от учителя тщательной подготовки: подбора оборудования, раздаточного натурального материала и других наглядных пособий. Готовясь к уроку учителю необходимо определить структуру вида деятельности учащегося с предметом, сформировать вопросы и задания по теме.

На предметном уроке иногда отсутствует проверка знаний, умений, навыков. Основная часть урока посвящается изучению нового материала, методами самостоятельной работы учащихся, после чего проводится закрепление изученного.

Классификация уроков по основному типу обучения следующая:

  •  Традиционный (целью урока является формирование знаний, умений и навыков. Деятельность учителя на уроке – передача и закрепление знаний по образцу, без применения содержания знаний)
  •  Развивающий (проблемно-поисковый урок: цель формирование мыслительной деятельности для более эффективного накопления и применения знаний. Деятельность учителя: выявление метода связывающего изучение понятия в единую систему обобщенных знаний для развития мыслительной деятельности. Это уроки общей методологической направленности рефлексии и контроля)
  •  Интегрированные (цель: формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных и внутрипредметных связей. Деятельность учителя: интеграция различных видов предметов и знаний).

Интеграция предметов искусства – альтернативная система обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития творческих способностей. Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы – изобразительное искусство, литературное чтение, музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов диалектики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные способности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира. «Дети мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе» (К.Д.Ушинский ).

  •  Нетрадиционные (цель: развитие познавательного интереса на основе необычных средств представления учебного материала и включение учащегося в деятельность по частичному изменению содержания учебного материала. Деятельность учителя: изменение способов в организации учебной деятельности и содержание изучаемых знаний), но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Уроки труда в начальных классах должны носить ярко выраженную творческую окраску. Т.Ф. Агаркова предлагает следующую структуру урока технологии.

  1.  Организация начала урока предполагает:
    •  Обеспеченность рабочих мест необходимыми материалами и инструментами;
    •  Установление дисциплины
    •  Объявление темы урока, первичное знакомство с образцом
  2.  Планирование трудовых действий детьми включает в себя:
  •  Беседу, которая поможет учителю выявить знания детей о предмете, углубить и расширить их
  •  Анализ образца изделия
  •  Определение технологии изготовления изделия (пользуясь чертежами или инструктивно-технологической картой, ее «дубль» деталями)
  •  Составление плана работы детьми
  •  Определение критериев оценки изделия, с повторением правил выполнения трудовых операций.
  1.  Самостоятельная работа учащихся весьма специфична. Именно здесь «рождается» новый предмет, который должен соответствовать ранее указанным критериям. Во время его изготовления закрепляются политехнические знания школьников, вырабатываются их умения реализовывать составленный план, экономить время и материалы, соблюдать чистоту на рабочем месте; совершенствуются познавательные процессы учащихся: внимание, память мышление, речь, воображение; оптимизируются отношения с учителем и одноклассниками.
  2.  Итог урока дает учащимся возможность:
  •  обобщить полученные знания;
  •  проанализировать выполненную работу и оценить ее.
  1.  Задание на дом определяется учителем и должно носить поисковый характер.

Итак, разрабатывая урок технологии, необходимо ориентироваться на указанные положения.

Рассмотрим пути примерной их реализации. Известно, что любой урок начинается с его организации. Как показывает практика, учителя решают этот вопрос по-разному. Остановимся на особенностях первого этапа урока, рациональном варианте материального обеспечения рабочего места каждого ученика. Для этого необходимо:

  1.  Все материалы и инструменты на ближайшую четверть закупить заранее для всего класса. Это возможно, если родители учащихся не только точно знают, какие изделия дети должны выполнить за указанный период, но и знакомятся с образцами, сделанными учителем.
  2.  Материал, необходимый для изготовления определенного изделия, также подготавливать накануне урока для каждого ученика, с учетом уровня сформированности его трудовых умений и раздавать непосредственно перед началом занятия
  3.  Наглядность урока должна соответствовать предъявляемым требованиям. Изделие, выполненное учителем – эталон для учащихся, подготавливается в трех экземплярах.
  4.  Инструкционно-технологическая карта, раскрывающая всю последовательность технологического процесса, является демонстрационной и должна быть видна ученикам всего класса, вне зависимости от нахождения их рабочего места. Она может быть собрана на единое полотно или состоять из отдельных «дублей».

Умело организованная материальная база создает определенные предпосылки для творческой работы учителя и учащихся. Первичная демонстрация учителем эстетически и грамотно выполненного образца, усилит мотивацию выполнения изделия детьми.

Как и любой урок в начальной школе, урок технологии может быть традиционным и нетрадиционным.

В последнее десятилетие нестандартные формы уроков прочно заняли свое место в учебно-воспитательном процессе. Схематично их классификацию (по Малыгиной А.С., 1998) можно представить:

1.Интегрированные уроки (ди…, три…, поли…, интегрированные)

2. Трансформируемые уроки (лекция, семинар, зачет)

3.Уроки с нестандартным построением содержания (игра, проблемное и модульное содержание)

4.Уроки с нестандартным оформлением (экскурсия, путешествие, сказка).

Весьма значимым являются периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ.

Подготовительный. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность лишь учитель (написание плана, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение ит.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала.

Собственно урок (выделяются 3 основных этапа).

Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающий и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффектнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков.

Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

Нетрадиционный урок – одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но смекалку, творчество.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.

Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечение учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Исходя из концепции и классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму урока можно определить как «технологию локального (модульного) уровня» (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных уроков происходит соприкосновение с другими технологиями. [О.В.Трофимов, с.143].

Далее приводим таблицу, в которой представлены общие и различные черты традиционных и нетрадиционных уроков, составленную Г.К. Селевко.

Таблица 1

Традиционные и нетрадиционные формы урока

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик”

Субъект – субъектные позиции в системе “учитель – ученик”

Содержательная часть

Цели

Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами

Развитие личности учащихся

Содержание учебного материала

Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер

Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности

Процессуальная часть

Организация учебного процесса

Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование

 

Методы и формы учебной деятельности школьников

Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение

Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование

Методы и формы работы учителя

Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников

Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала

Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках

Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности

Диагностика учебного процесса

Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся

Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя

Рефлексивная деятельность учителя и учащихся

Как традиционный, так и нетрадиционный урок имеет достоинства и недостатки, что также отражено в таблице, составленной Г.К. Селевко. [Селевко Г.К., с.167].

Таблица 2

Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Недостатки: субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом

Достоинства: субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

Содержательная часть

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся

Содержание учебного материала

Достоинства: наибольший объем информации, систематичность

Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.

Недостатки: меньший объем изучаемого материала

Процессуальная часть

Достоинства: четкая структура урока. Недостатки: шаблонность, однообразие

Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.Недостатки: большие затраты времени

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления

Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы и формы учебной деятельности школьников

Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя

Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя

Методы и формы работы учителя

Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками

Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.

Диагностика учебного процесса

Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения

Недостатки: слабая обратная связь

Достоинства: сильная обратная связь

Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения

При планировании и организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии, как и при проведении уроков, учитель должен опираться на общедидактические принципы, представляющие собой основные, исходные положения, определяющие эффективность и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах деятельности и пр.). [Кульневич, Лакоценина, с.159].

Таблица 3

Общедидактические принципы организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии

Принцип

Реализация принципа на практике

Принцип индивидуального подхода к учащимся

Требует построения внеклассного мероприятия с учетом личных запросов школьников, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей

Принцип связи теории с практикой

Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с уроками:

теоретический и практический материал уроков получает во внеклассной работе дополнительное подтверждение;

внеклассное мероприятие обогащает полученные знания, умения, навыки, расширяет и совершенствует их.

Принцип сознательности и активности деятельности школьников

Предполагает создание условий для возникновения интереса школьников к внеклассному мероприятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами

Принцип избирательности

Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия у них интересов к урокам технологии, тематики данного мероприятия, традиций школы и данной местности

Принцип связи теории с практикой

Предполагает раскрытие школьникам роли труда и технологии в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на уроках знаний, умений, навыков, вовлечение учащихся в активную преобразовательную трудовую (производственную) деятельность

Принцип добровольности участия школьников в деятельности

Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям и физическим возможностям

Принцип занимательности

Требует использовать разнообразные формы, методы и средства обучения

Надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Заключение

Первые шаги в мире искусства – это первые шаги на пути к себе, к своим

творческим возможностям. Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей мы пришли к выводу, что определение творчества пытались дать представители различных психологических направлений. Однако для всех был характерен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный.

В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний.

Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

В этих условиях, наиболее одаренные, скорее найдут свой путь. А все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство. Детям обязательно нужно помочь раскрыть себя, и чем раньше это произойдет, тем лучше проявится их творческий потенциал.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих

способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте. Для этого необходимо создания определенных условий, благоприятных формированию и развитию творческого потенциала.

Подытожив все сказанное ранее, можно придти к следующему выводу, что такими условиями являются:

1. Создание особой обстановки, определяющей развитие детей.

2. Возможность самостоятельного решения задач ребенком, требующих

максимального напряжения, когда он доходит до «пика» своих возможностей.

3. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности и заданий, как в

сюжете, так и в технике, приемах.

4. Умная, доброжелательная и своевременная помощь со стороны учителя, а не навязывание или подсказка.

5. Комфортная психологическая и нацеленная обстановка, поощрение

стремлений ребенка к креативной деятельности, в том числе создание

нестандартных композиций.

6. Использование индивидуального подхода, а также различных методик,

упомянутых ранее, особенно игровых и коллективных.

Эти условия, конечно, обязан предоставить педагог. А помимо этого, он сам

должен прекрасно рисовать и создавать прекрасное своими руками. Иначе

учащиеся не поверят в него. Педагог также должен быть достаточно образованным в искусстве, умеющим ярко, образно и эмоционально донести информацию и быть увлеченным своим делом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Акимова М., Данилов В., Козлова В. Методы диагностики природных психофизиологических особенностей человека. – М., 1992.
  2.  Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. -  М. : Издательство Московского университета, 1984. – 105 с.
  3.  Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. 1997. - № 5. – 12 с.
  4.  Бахир В. К. Развивающее обучение. //Начальная школа. -2000. - №6.
  5.  Бахир В.К. Психодиагностика умственного развития учащихся// Начальная школа. – 2001. – № 10.
  6.  Безрукова В. С. Все о современном уроке: проблемы и решения. – М. : «Сентябрь», 2004.
  7.  Бахарева Л. Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. //Начальная школа.- 1991.-№8.- 48-51 с.
  8.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. В 2-х ч. : Кн. для чт. в 3-м кл.Ч.2.-3-е изд., перераб.-М. : БАЛАСС,2001. - 224 с. : ил.- СВОБОДНЫЙ УМ.
  9.  Выгонов, В. В. Практикум по трудовому обучению. Уч. пос. для студ. / В. В. Выганов. - М. : Академия, 1999. - 256 с.
  10.  Гин А. Приемы педагогической техники. – М., Вита-Пресс, 1999.
  11.  Глазкова Т.А. Организация индивидуальной работы, подгрупповой, коллективной работы. //Начальная школа. – 1999. - № 10. – 35 с.
  12.  Гришенко Н. В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. //Начальная школа. -1997. - №4.
  13.  Геронимус Т.М. Урок труда. 3 класс : Учебный комплект для начальной школы.-М. : АСТ-ПРЕСС,1998. - 120 с.
  14.  Геронимус Т.М. Урок труда. Сборник маленького мастера : Учеб.-тетр. №4 по трудовому обучению для уч-ся 1-4-х кл. четырехлет. нач. шк.-М. : АСТ-ПРЕСС,1998.
  15.  Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда. - М. : ВЧГК "Русский Центр". - 2003
  16.  Дуганов Р.В.. Природа творчества.-М. : Сов.писатель, 1990. - 352 с.
  17.  Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества
  18.  Конышева Н,М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда : Пос. для учит, и студ. педвузов/Н.М.Конышева.-М, 2000. - 88 с.
  19.  .Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников : Основы дизайнобразования. Уч. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений.-М. : Академия,1999. - 192 с.
  20.  .Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. - Ростов-на-Дону., 2003
  21.  Левин В.А. Воспитание творчества. -Томск : Пеленг, 1992. - 56 с.
  22.  Левина М. 365 весёлых уроков труда/Беляков Е.А.-М. : Рольф, Айрис пресс, 1999. - 256 с.
  23.  Лук, А. И. Мышление и творчество / А. И. Лук. - М. : Политиздат, 1976. – 133 с.
  24.  Лук А. Н. Психология творчества. М, Наука, 1978.
  25.  Лысенкова С. Н. Когда легко учиться : из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 г. Москвы. М., 1982.
  26.  Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение: 1-4 классы.-М. : Владос,2001.-176 с.
  27.  Фопель Клаус Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : Практич. пос. для педагогов и школьных психологов.Ч.1/Пер. с нем.-2-е изд.-М. : Генезис,2000.-160с. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества : Учеб. для 2-го кл.- Самара : Фёдоров,2000. - 111с.
  28.  Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. Материалы для специалисто образовательного учреждения. – М. : Каро, 2002.
  29.  Козятинская С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе. //Начальная школа. - 1999. - № 1.  88-90 с.
  30.  Кошкина И. В. Целимбровская Г. Б. Интеграция в начальной школе. //Начальная школа. - 2003. - № 10. 82-85 с.
  31.  Кульневич С. В. Лакоценина Т. П. Нетрадиционный урок. Часть 2. – Ростов- н/Д : Изд-во «Учитель», - 2005. –224 с.
  32.  Короткова М. Н. Нетрадиционные формы уроков. М. : «Витязь», 2002.-№7.- 32 с.
  33.  Кульневич С. В. Лакоценина Т. П. Нетрадиционный урок. Часть 2. – Ростов – н/Д : Изд-во «Учитель»,- 2005.- 27 с.
  34.  Кульневич С. В. Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок. – Воронеж : ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 159 с.
  35.  Кульневич С. В. Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок. – Воронеж : ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 175 с.
  36.  Коложвари И. А. Сеченикова С. Ю. Как организовать интегрированный урок?//Народное образование. - 1996.- № 1.
  37.  Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.
  38.  Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. – 1980. - №6.
  39.  Мельник, Э. Л. Интегрированное обучение в начальной школе : теория и практика / Э. Л. Мельник, Л. А. Корожнева.  – СПб. : КАРО, 2003. - с. 192.
  40.  Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков // Начальная школа. 1997. № 5.
  41.  Монахова Г. А. Образование как рабочее поле интеграции. Периодика, 1997.- № 5.
  42.  Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  43.  Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б. П. Никитин. – М. : Просвещение, 1991. – 161 с.
  44.  Николаева Л. С. Лесных Л. И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Начальная школа. – 2001.-№ 8.
  45.  Наймушина Л. И. Кроссворды на уроках русского языка. //Начальная школа. 1997. - № 5. – 109 с.
  46.  Плаксина Л. В. Интегрированный урок: в чем его суть? Открытая школа. 2000.- № 6.
  47.  Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М. : Владос, 2003. – 253 с.
  48.  Проснякова Т.Н. Уроки творчества : Учеб. для 2-го кл.- Самара : Фёдоров, 2000. - 111с.
  49.  Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. – Минск : «Современное слово», 2001. – 928 с.
  50.  Савинова, С. В. Урок - экскурсия по природоведению. / С. В. Савинова, Е. Е. Гугучкина. //Начальная школа. 2000. - № 4. – с. 68 – 70.
  51.  Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х тт. Т.1. – М. : НИИ «Школьные технологии», 2006. – 816 с.
  52.  Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / Авт.- сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с.
  53.  Сонин, В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / В. А. Сонин. – СПб. : Речь, 2004. – 315 с.
  54.  Сухаревская, Е. Ю. Интегрированное обучение в начальной школе / Е. Ю. Сухаревская. – Ростов-н/Д : феникс, 2003. – 384 с.
  55.  Трофимова О. В. Нетрадиционные формы урока и специализация учащихся в школе.- М. : «Ярославль», 1999.
  56.  Тупицина Т.С. Игровые моменты в планах уроков. // Начальная школа. – 1989. - № 10. - с. 113.
  57.  Уроки «Мастер-класс» по программе «Школа 2100» 1-4 классы / Сост. Н.А. Леонова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 96 с.
  58.  Ускова, Г. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г. А. Ускова. – М. : Академический Проект, 2004. – 144 с.
  59.  Усманова А. И. Интегрированный урок русского языка.//Начальная школа. -2001.- №9.
  60.  Федорец Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения. Л. : РГПУ, 1989. - 98 с.
  61.  Фопель Клаус Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : Практич. пос. для педагогов и школьных психологов.Ч.1/Пер. с нем.-2-е изд.-М. : Генезис,2000. - 160 с. Цирулик Н.А.,
  62.  Чернова Г. Б. Интеграция учебных занятий на краеведческой основе.//Начальная школа.-2000.- №7.
  63.  www.i-u.ru\biblio
  64.   www.school2100.ru.

PAGE   \* MERGEFORMAT 33




1.  1000 рублей помещаются в банк под 10 годовых
2. 4 В зоопарке два страуса из 6 имеют рост более 25 м
3. конференцию на которой Комитет по вопросам налогообложенияи прочим выплатам созданный при этом объединени
4. личность лат. person первоначально обозначало маску которую надевал актер в античном театре.html
5. Новые методы управления персоналом
6. ~аза~станны~ мемлекеттік мекемелер тарихы курсы ~ылыми п~н ретінде ~аза~станны~ мемлекеттік мекемелер
7. 11Сентября2007г
8.  Заключен договор простого товарищества
9. действия техносферы носит во многом правовой характер
10. на тему В чем состоял кризис классического реализма в конце 1950~х и в 1960е гг
11. Тема- Анализ программы
12. Применение однокристальной микро ЭВМ семейства МК51 для реализации алгоритма работы электронных часов
13. а на территории РФ
14. гражданское общество
15. Поширення мікроорганізмів в природі Виконав- студент II курсу ФХТ групи ТМЯ05031 Калюжний
16. 13 Программное и мультимедийное сопровождение
17. Экономика транспорта ЭКОНОМИКОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ район тягот
18. дохода Налогообложение
19. Object] Trnsform] Reflect выберите Horizontl поставьте угол в 90 и нажмите Copy а затем соедините фигуры в отмеченных местах
20. Клиника острого горя