Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
16. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ
Источники и факторы социальной динамики. Эволюция и революция. Субъекты исторического процесса. Вопрос о динамике общества это продолжающийся спор о преимущественно материальном либо духовном источнике социальных изменений. Большинство исследователей исходят из методологического положения, что источником изменений общества являются внутренние противоречия. Главное из них - противоречие между материальными и духовными потребностями и интересами людей, и возможностями их удовлетворения при данном уровне производства. Помимо экономики, на исторический процесс влияют также производные противоречия в других сферах. В социальной сфере это различие интересов социальных групп и слоев. В политической сфере - столкновение политических сил за власть, война и мир между народами. В духовной сфере борьба в сознании разных идей, борьба традиций и новаций.
Среди множества объективных факторов, влияющих на характер развития общества, наиболее важными являются социально-экономические (научно- технический прогресс, Изменения экономики и социальной структуры, характера и условий труда, способов распределения благ и др.); политические (у~~ рактер исторической эпохи и острота социальных конфликтов, степень вовлечения масс в процессы принятия и исполнения государственных решений, особенности политической культуры и поведения граждан, уровень политических свобод и др.); природно-географические (климат, ландшафт, природные ресурсы и др.); демографические (здоровье и численность народонаселения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам, урбанизированное^ и др.); этнокультурные (национальный менталитет, система духовных ценностей, характер межкультурных взаимодействий и др.), техникотехнологические (воздействие техники на содержание и темпы перемен, влияние технологий на образ жизни человечества и его деятельность, формирование особого технократического стиля мышления).
Основные механизмы социальной динамики - эволюция и революция. Эволюция в узком смысле постепенные количественные изменения, не меняющие резко социально-экономический строй, но создающие устойчивый фундамент будущих перемен. Социальную деятельность эволюционного характера называют реформированием. Различают реформы, затрагивающие общество в i лом, и частичные, по сферам и регионам. Последние два столетия страны мира вовлечены в процесс модернизации, означающий переход от традиционного общества к современному за счет комплексных реформ во всех сферах. Резкий переход в экономике, политике, искусстве, морали к более прогрессивной ступени в историческом процессе принято называть социальной революцией. Социальная революция должна рассматриваться не только как политический переворот, но как целая цепь коренных реформ во всех сферах общества. Она может включать социальную, промышленную, научно-техническую, культурную революции, и растягиваться на десятилетия, как было в СССР. Революции, с одной стороны, разрешают многочисленные противоречия, с другой - несут разрушения. Поэтому в целом в социальной философии преобладало критическое отношение к революции как форме социальных изменений, и
наиболее оправданной с точки зрения исторических результатов считается эволюция.
Традиционным философским вопросом является вопрос о субъектах исторического процесса. Субъекты - те участники исторического процесса, чья деятельность по изменениюб8или сохранению общественных порядков отличает-
1
ся осознанием своих интересов, активностью, организованностью. В качестве социальных субъектов могут выступать отдельные индивиды (в том числе лидеры, исторические личности, активисты различных движений), социальные группы, политические институты (государство, партии, общественные организации и движения), элиты, народные массы.
Существуют разные точки зрения на роль личности в истории. В эпоху Просвещения широкое распространение получила позиция, преувеличивавшая роль выдающейся личности: королей, полководцев. Народ же рассматривался как безликая масса, направляемая лидерами. Другая точка зрения отстаивается в марксизме, а также у JI. Толстого, и связана с признанием народных масс в качестве главного субъекта общественного развития. Третья позиция выражена в философских взглядах Ф. Ницше, Р. Шпенглера, X. Ортега-и-Гассета, А. Тойнби, политологов Г. Моски и В. Парето. Роль субъекта истории играет творческая, экономическая, техническая и политико-управленческая элита. В каждой из трех позиций есть рациональное зерно. История движется во взаимодействии масс, элит и личностей. При этом следует отметить, что одной из главных тенденций исторического развития является возрастание роли народных масс в истории.
,3 Предмет философии истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Философия истории это философская оценка и истолкование результатов исторических исследований. Это еще и самостоятельный раздел философии, который анализирует внутреннюю логику развития общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы причинности социальных явлений, устанавливает истинность исторических фактов, возможности и границы исторического знания. Основные вопросы, которые рассматриваются в философии истории:
Важнейшие системы философии истории:
-натуралистическая (движущая сила - природа человека, обладающего
страстями, побуждениями);
Существуют два подхода к определению общей направленности исторического процесса: линейный и нелинейный. Линейный подход оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состояниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а также как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода вы- деляют такие интерпретации истории, как регрессизм (античная философия, философия Древнего Востока, экологический пессимизм) и прогрессизм (Л. Морган, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс). Социальный регресс - это процесс упрощения, деградации общества. Общественный прогресс отражает процесс поступательного движения общества по восходящей линии, ведущего к
г.
усложнению системно-структурной организации общества. При этом критерии прогрессивности могут быть разными: развитие производительных сил, науки и техники; рост уровня жизни, развитие демократии, духовное совершенствование человека и др.
Наиболее развитой вариант линейного прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономических формаций. В ней история движется через смену основных этапов общественно-экономических формаций. В целом К. Марксом было выделено пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико- экономический тип общества (фактически на шестую формацию) «азиатский способ производства». Однако в чистом виде ни в одной стране общественноэкономическая формация не обнаруживается, так как общество всегда находится в процессе развития.
В нелинейном подходе к истории (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин, К. Ясперс) она предстает как множество цивилизаций или культур. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889- 1975). Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Цивилизации могут быть основными и локальными. Движущей силой истории является вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия) и ответ цивилизации на вызов.
Линейный (формационный) и нелинейный подходы одновременно и альтернативны (как варианты классического и неклассического решения этой проблемы) и дополняют друг друга.
Контрольные вопросы и задания
-«tT- **•
^ Основные понятия
Волюнтаризм (во взглядах на общество) это характеристика социально- политической практики, не считающейся с общественно-историческими законами и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц.
Закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил в рамках формационного подхода к анализу истории основной социальный закон, обеспечивающий смену общественноэкономических формаций; в основе механизма действия этого закона лежит конфликт между производительными силами и производственными отношениями, периодически возникающий в истории по причине консервативного характера производственных отношений.
Линейные интерпретации истории - констатируют направленность и поступательность социокультурного развития общества. В зависимости от объяснения вектора этой направленности и характера смены состояний общества, различают «регрессизм»7о(Августин Аврелий, Ж.Ж.Руссо и др.) и «прогрес-