Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Утверждаю.
Директор МОУ СОШ №8
______________________
« 15»сентября 2009 г.
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №1 от 09.09.09
Председатель МО
________________________
Программа элективного курса по литературе
«Анализ художественного произведения»
Класс 10
Учитель Митрофанова Г. Д.
Количество часов по программе: в неделю 1 час, за год 34 часа.
Количество часов по учебному плану: в неделю 1 час, за год 34 часа.
2009-2010 учебный год
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Анализ художественного произведения» составлена с опорой на учебное пособие
Е.И.Никитиной “Русская речь: Развитие речи”.10 класс (М.: Дрофа , 2005 ).Содержание данного курса рассчитано на углубленное изучение литературы в профильных 10 классах.
Основная цель курса развить и закрепить у учащихся навыки владения устной и письменной речью, сформировать представление об основных тенденциях развития русской литературы 19 века, научить учащихся самостоятельно оценивать художественное произведение и уметь давать эту оценку.
При построении данного курса учитывались знания, которые учащиеся получат на уроках по “Программе литературного образования”. В 10 классе изучаются произведения неоклассической (традиционной) литературы. В связи с этим данный элективный курс предполагает решение следующих задач:
Данный курс помогает решать и задачи литературного образования: воспитывать вдумчивого читателя, учить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки.
Учитывая загруженность обучающихся в старших классах и уменьшение количества часов по литературе в10 классе (3 вместо 4), для анализа подобраны тексты, включённые в программу 10 класса.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Тематические занятия, включённые в программу элективного курса, предполагают использование учителем различных форм занятий: лекционные, интерактивные с использованием информационных технологий, практические.
Прогнозируемые результаты обучения.
Учащиеся получат представление:
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Анализ художественного произведения»
№ п/п |
№ урока |
Тема занятия |
Кол. часов |
Прим. сроки |
Форма занятий |
Предполагаемые результаты |
Электронные ресурсы |
1 |
1 |
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Особенности устной и письменной речи |
1 |
3.09 |
Лекция с элементами беседы |
Познакомить учащихся со структурой и спецификой элективного курса по литературе |
|
Теоретический блок |
6 |
||||||
2 |
2 |
Литературные направления |
1 |
10.09 |
Лекция |
Повторить классификацию направлений в русской литературе, их признаки и отличительные черты |
|
3 |
3 |
Жанры и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле |
1 |
17.09 |
Лекция |
Повторить определение понятий «жанр» и «род» литературы, особенности родов художественной литературы, дать понятие о худ. методе и стиле |
|
4 |
4 |
Идейно-тематический анализ произведения: тема, проблема, конфликт, пафос, идея |
1 |
24.09 |
Лекция с элементами беседы, практикум |
Совершенствовать умение определять тему, проблему и идею прозаического произведения |
|
5 |
5 |
Композиционный анализ произведения |
1 |
1.10 |
Лекция с элементами беседы, практикум |
Повторить особенности композиции произведения, различие сюжета и фабулы. |
|
6 |
6 |
Лингвостилистический анализ текста: лексика и ИВС |
1 |
8.10 |
Лекция с элементами беседы, практикум |
Совершенствовать умение анализировать лексический и синтаксический строй произведения, распознавать тропы и стилистические фигуры |
|
7 |
7 |
Элементы стихосложения |
1 |
15.10 |
Лекция с элементами беседы, практикум |
Дать понятие о ритме, рифме, рифмовке, размере лирического произведения |
|
Практический блок |
27 |
||||||
8 |
8 |
Структура простого и сложного плана. Конспект. Тезисы. |
1 |
22.10 |
Лекция с элементами беседы, практикум |
Дать понятие о составлении тезиса, конспекта, простого и сложного плана |
|
9 |
9 |
Конспект критической статьи. Н. Добролюбов. «Что такое обломовщина?», «Луч света в тёмном царстве» |
1 |
29.10 |
Практическое занятие |
Отработать умение составлять конспект критической статьи |
|
10 |
10 |
План развёрнутого ответа на вопрос. Монологическое устное высказывание: «Что мне нравится в Ольге Ильинской?», «Почему Ольге Ильинской не удалось перевоспитать Обломова?» |
1 |
12.11 |
Практическое занятие |
Умение дать связный ответ на вопрос. |
|
11 |
11 |
План анализа эпизода. Анализ эпизодов пьесы А. Островского: «Прощание Катерины с Тихоном», «Финальная сцена драмы» |
1 |
19.11 |
Практическое занятие |
Научить анализировать эпизод произведения в его связи с содержанием произведения |
|
12 |
12 |
План комплексного анализа прозаического текста |
1 |
26.11 |
Практическое занятие |
Отработать умение делать полный комплексный анализ произведения: идейно-тематический, композиционный, языковой |
|
13 |
13 |
Идейно-тематический анализ произведения на материале рассказов Тургенева. |
1 |
3.12 |
Практическое занятие |
Отработать умение делать идейно-тематический анализ произведения |
|
14 |
14 |
Композиционный анализ стихотворений в прозе “Мы ещё повоюем!”, «Щи», «Богач» и др. |
1 |
10.12 |
Практическое занятие |
Отработать умение делать композиционный анализ произведения |
|
15 |
15 |
Составление тезисов статьи Д. Писарева “Базаров”. |
1 |
17.12 |
Практическое занятие |
Проверка умения работать с критической статьёй |
|
16 |
16 |
План анализа лирического произведения (интерпретация, истолкование) |
1 |
24.12 |
Практическое занятие |
Отработать умение делать полный комплексный анализ лирического произведения: идейно-тематический, композиционный, языковой, стихосложение |
|
17 |
17 |
Идейно-тематический анализ лирики на материале произведений Ф.И. Тютчева и А. Фета. |
1 |
14.01 |
Практическое занятие |
Совершенствовать умение определять тему и идею лирического произведения, анализировать развитие конфликта и сюжета (если они есть), черты лирического героя, систему художественных образов стихотворения |
|
18 |
18 |
Композиционный анализ произведений на материале лирики Ф. И. Тютчева и А. Фета. |
1 |
21.01 |
Практическое занятие |
Отработать умение делать композиционный анализ лирического произведения |
|
19 |
19 |
Анализ изобразительно-выразительных средств языка на материале произведений А. Фета и Ф. Тютчева. |
1 |
28.01 |
Практическое занятие |
Совершенствовать умение распознавать тропы и стилистические фигуры, проводить языковой поуровневый анализ стихотворного текста |
|
20 |
20 |
План сравнительного анализа лирических произведений на материале стихотворений поэтов XIX века. |
1 |
4.02 |
Практическое занятие |
Совершенствовать умение проводить сравнительный и сопоставительный анализы на примере поэтических творений поэтов 19 века. |
|
21 |
21 |
Приёмы сатирического изображения (на материале произведений Салтыкова-Щедрина) |
1 |
11.02 |
Практическое занятие |
Познакомить с основными приёмами сатирического изображения, создания комического |
|
22 |
22 |
Комплексный анализ прозаического текста (на материале сказок С-Щедрина) |
1 |
18.02 |
Практическое занятие |
Отработать умение делать полный комплексный анализ прозаического произведения |
|
23 |
23 |
Роль детали в художественном произведении (на материале романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”). |
1 |
25.02 |
Практическое занятие |
Ознакомить с ролью христианской символики в романе Достоевского «Преступление и наказание» |
|
24 |
24-25 |
Анализ эпизода: «Раскольников раскрывает тайну убийства Соне», «Встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем» и др. |
2 |
4-11.03 |
Практическое занятие |
Научить анализировать эпизод произведения в его связи с содержанием произведения |
|
25 |
26 |
Своеобразие психологического стиля Ф. М. Достоевского. Три портрета Родиона Раскольникова |
1 |
18.03 |
Урок-презентация |
Раскрыть особенности создания психологического портрета Родиона Раскольникова во фрагментах произведений |
|
26 |
27 |
План характеристики литературного героя (на материале произведения Н. Лескова) |
1 |
1.04 |
Практическое занятие |
Отработать умение характеризовать литературного героя |
|
27 |
28 |
Роль пейзажа в произведении (на материале романа “Война и мир”) |
1 |
8.04 |
Практическое занятие |
Проанализировать художественную роль пейзажа и средства его воссоздания в романе |
|
28 |
29-30 |
Анализ эпизода: «Ночь в Отрадном», «Князь Андрей Болконский на Аустерлицком поле», «Первый бал Наташи Ростовой» и др. |
2 |
15-22.04 |
Практическое занятие |
Научить анализировать эпизод произведения в его связи с содержанием произведения |
|
29 |
31-32 |
Проблемный анализ произведения: «Идейно-нравственные поиски героев Толстого» |
2 |
29.04-6.05 |
Практическое занятие |
Подготовить к сочинению |
|
30 |
33 |
Комплексный анализ рассказа (на материале произведений А. П. Чехова) |
1 |
13.05 |
Практическое занятие |
Отработать умение делать полный комплексный анализ прозаического произведения |
|
31 |
34 |
Анализ эпизода: «Приезд Раневской в имение», «Финальная сцена комедии» |
1 |
20.05 |
Практическое занятие |
Научить анализировать эпизод произведения в его связи с содержанием произведения |
Содержание программы элективного курса «Анализ художественного произведения»
Введение. Цели и задачи курса.
Современные подходы к анализу художественного произведения. Различение понятий «первичное эмоциональное восприятие», «анализ» и «интерпретация» текста. Что такое анализ в единстве формы и содержания (от формы к содержанию). Виды анализа: лингвистический и литературоведческий, сопоставительный и др.
Теоретический блок
Тема 1. Литературные направления. Античная литература. Древнерусская литература. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Модернизм. Особенности литературных направлений.
Тема 2. Жанры и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле.
Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры русской литературы: роман, повесть, рассказ, стихотворение, поэма, трагедия, драма, комедия и другие. Художественный метод и стиль русских писателей и поэтов XIX века
Тема 3. Идейно-тематический анализ произведения. Тема, проблема, конфликт, пафос, идея произведения
Тема 4. Композиционный анализ произведения.
Особенности композиции прозаических и лирических произведений. Линейная, кольцевая и челночная композиция. Внекомпозиционные элементы: пейзаж, портретная характеристика, описание местности, интерьера, собственно-авторская характеристика, диалог, речь героев.
Тема 5. Лингвостилистический анализ текста.
Понятие о лингвостилистическом анализе текста. Лингвистический анализ: определение семантики устаревших слов и оборотов, диалектизмов, профессионализмов, терминов, индивидуально-авторских слов.
Стилистический анализ: определение словесных средств художественной изобразительности: тропов стилистических фигур, звуковых средств художественной изобразительности.
Тема 6. Элементы стихосложения.
Ритм. Ритмика. Стопа. Размер. Рифма. Рифмовка. Строфа.
Практический блок
Тема 7. Структура простого и сложного плана. Конспект. Тезисы.
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений: историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое. Основная часть. Заключение. Правила составления тезисов. Конспектирование как вид письменной работы.
Тема 8. Конспект критической статьи.
Основные правила конспектирования критической статьи. Составление плана критической статьи. Способы цитирования. Н. Добролюбов. «Что такое обломовщина?», «Луч света в тёмном царстве». Д. Писарев. “Базаров”.
Тема 9. План развёрнутого ответа на вопрос.
Составление плана развёрнутого ответа на вопросы по роману А. Гончарова: «Что мне нравится в Ольге Ильинской?», «Почему Ольге Ильинской не удалось перевоспитать Обломова?».
Тема 10. План анализа эпизода.
Требования к выполнению работы по анализу эпизода. План анализа эпизода.
Анализ эпизодов пьесы А. Островского: «Прощание Катерины с Тихоном», «Финальная сцена драмы».
Анализ эпизода романа А. Гончарова «Обломов»: «Приезд Штольца к Обломову».
Анализ эпизодов романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»: «Раскольников раскрывает тайну убийства Соне», «Встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем» и др.
Анализ эпизодов романа Л. Толстого «Война и мир»: «Ночь в Отрадном», «Князь Андрей Болконский на Аустерлицком поле», «Первый бал Наташи Ростовой» и др.
Анализ эпизодов пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»: «Приезд Раневской в имение», «Финальная сцена комедии».
Тема 11. План комплексного анализа прозаического и лирического произведений.
Структура плана комплексного анализа художественного произведения: идейно-тематический анализ, композиционный анализ, языковой анализ, стихосложение (для лирических).
Тема 12. Идейно-тематический анализ произведения.
Определение темы и проблематики произведения. Конфликт произведения: общественный, идеологический, социальный, межличностный, внутренний. Пафос произведения: героический, революционный, патриотический. Идея произведения. Смысл заглавия.
Идейно-тематический анализ произведения на материале рассказов И. С. Тургенева. Идейно-тематический анализ лирики на материале произведений Ф.И. Тютчева и А. Фета. Проблемный анализ произведения: «Идейно-нравственные поиски героев Толстого».
Тема 13. Композиционный анализ произведения.
Композиция повествования. Композиция рассуждения. Композиция описания. Анализ композиции лирического произведения. Роль внекомпозиционных элементов: пейзажа, портретной характеристики, описания местности, интерьера, собственно-авторской характеристики, диалога, речевой характеристики героев.
Композиционный анализ стихотворений в прозе И. С. Тургенева “Мы ещё повоюем!”, «Щи», «Богач» и др. Композиционный анализ лирических произведений на материале лирики Ф. И. Тютчева и А. Фета.
Роль детали в художественном произведении (на материале романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”). Роль пейзажа в произведении (на материале романа “Война и мир”).
Тема 14. Лингвостилистический анализ текста.
Анализ изобразительно-выразительных средств языка на материале произведений А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Некрасова.
Приёмы сатирического изображения (на материале произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города»).
Тема 16. Сравнительный и сопоставительный анализ лирических произведений.
План сравнительного анализа произведений.
Сравнительный и сопоставительный анализ произведений на материале стихотворений поэтов XIX века.
Тема 17. План характеристики литературного героя.
Характеристика литературного героя (на материале повести Н. Лескова «Очарованный странник»).
Тема 18. Комплексный анализ прозаического текста.
Комплексный анализ прозаического текста (на материале сказок С-Щедрина).
Комплексный анализ рассказа (на материале произведений А. П. Чехова).
Комплексный анализ лирического произведения (на материале лирики поэтов XIX века).
Учебно-методический комплект
1.Основные источники:
2.Методические пособия:
2.1 Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. С.-П. : «Глагол», 2000
2.2. Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения. М.: «Экзамен», 2004
2.3. Единый государственный экзамен. Литература: Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Авт.-сост. Э.А.Красновский, Л.Н.Гороховская, С.А.Зинин. М.: «Интеллект Центр», 2007
2.4. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. 1 полугодие. М.: «Вако», 2005.
2.5. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. 2полугодие. М.: «Вако», 2005.
2.6. Иванченко Н.П. Подготовка к экзамену по литературе: Уроки повторения русской классики
2.7. Никитина Е.И. Русская речь: развитие речи. 10 класс. М.: Дрофа,2005.
2.8. Самойлова Е.А. Литература. Типовые тестовые задания. М.: «Экзамен», 2008
2.9. Чернец Л.В., Семёнов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. М.: «Просвещение», 2002
3.Электронные ресурсы.
3.1 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9-10 класс.
3.2. ИКТ: Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература. - МедиаХауз