Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
План
1. Просветительская и литературная жизнь Кубани ХIХ-ХI вв.
2. Музыкальная жизнь края, создание войскового хора.
3. Архитектурное сооружение и скульптурное убранство городов и страниц Кубани.
4. Ф.А. Коваленко и открытие художественной галереи в Екатеринодаре.
5. Творчество Кубанских художников. Передвижников на Кубани.
6.Деятельность Фелицына в изучение Кубанской истории.
7. Издание первой кубанской газеты «Кубанские войсковые ведомости».
Вступление
В период, когда Россия вступила в полосу кризиса феодального строя, буржуазные отношения в экономике края едва ощущались, производительные силы оставались на низком уровне развития. Однако в течение первой половине века, в хозяйственном развитии Кубани и Черноморья произошли значительные изменения. Основой экономической жизни Кубани было сельское хозяйство. В середине XII столетия распахиваются значительные площади целинных земель и быстро развивается зерновое земледелие, С 40-х годов XIX века начали выращивать кукурузу и картофель, развивалось огородничество, садоводство и пчеловодство. Наряду с
земледелием важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. Природные условия восточного побережья Азовского моря с его многочисленными лиманами, заливами, ериками способствовали о развитию рыболовства. Здесь вылавливались десятки тысяч пудов рыбы, в том числе и осетровых пород. Получили широкое распространение рыболовные "заводы". В 40-е годы их насчитывалось около 200. По своему оборудованию "завода" были крайне примитивными. Большая часть добываемой и обрабатываемой рыбы продавалось за пределами Кубани, на рынках Ростова, Керчи, Одессы. Крепостнические отношения, сложившиеся в казачьем войске несколько отличались от общероссийских. Здесь земля находилась в общинном владении. Это мешало образованию крупных помещичьих хозяйств. Крепостные крестьяне были на Кубани со времени переселения черноморцев. После настоятельных просьб казачьей знати Николай-1 издал указ, разрешающий покупать крестьян и ей, но только «для услуг", как дворовых людей. Крепостные не имели в личном пользовании земли и своего хозяйства.
Промышленность в дореформенный период занимала, незначительное место в экономике Кубани, развивалась очень медленно и обслуживала в основном бытовые нужды населения.
В 40-е годы Кубани насчитывалось 201 полукустарное предприятие. Было довольно много ремесленных мастерских и ремесленников-одиночек. Предметы и изделия, необходимые для военной службы казаков
(оружие, седла, мундирное сукно). В 1848 году на Азовском море был основан портовый город Ейск.
Кубань превращалась в неотъемлемую часть всего российского рынка. Торговля связаны её как с соседями, так и центральными областями империи. Ведущей отраслью сельского хозяйства остается животноводство. Женщины изготовляют из шерсти грубое сукно для одежды
мужчин, также войлок и войлочные накидки, из шкур делают себе шубы.
Система земледелия мало изменилась. В горах Адыгеи встречались в то время золото, серебро, медь, железо. Их научились добывать и обрабатывать.
Новым и сильно заметным явлением этого времени явилось развитие товарно-денежных отношений. Местная феодальная знать продолжала владеть землями.
В начале XIX века наблюдались определённые успехи в области просвещения на Кубани. Об этом, например, свидетельствует появление первых школ в городах и станицах.
Первая школа возникла, в Екатеринодаре в 1803 году. Затем она, преобразуется в уездное училище. В 1812 г, отрывались приходские училища, в Темрюке, Тамани, в станицах. В 1819 г. в Екатеринодаре была открыта Кубанская войсковая гимназия. Школы были сословными, совершенно недоступны массе детей. Лишь небольшая доля их могла, приобщиться к образованию. Поэтому население края оставалось безграмотным, тёмным.
Огромное значение в духовной жизни народа имела литература. Наш край посетили многие русские писатели, и кубанские мотивы нашли отражение в их творчестве. В 1825 г. был на Кубани автор «Горя от ума» Грибоедов.
Известно, что А.С. Пушкин бывал на Кавказе 1820 я 1829 годах. Здесь он провёл три месяца и потом с восхищением говорил: "Очаровательный край! Сколько я почерпнул истинной поэзии, сколько испытал разных впечатлений!".
М. Лермонтов также посещал Кубань. Царь отправил поэта, на Кавказ в действую армию за его вольнолюбивые стихи и сильное обличение царизма. Он упоминал в некоторых своих стихотворениях о Кубани.
Изумительно рассказывал поэт о наших местах в своём произведении "Тамань". В это время она была маленьким и приморским и конечным пунктом ухабистой дороги из Тимрюка. Отсюда Лермонтову предстояло отправиться в Геленджик. По этому случайно попал в дом
контрабандистов.
Просветительская и литературная жизнь Кубани
ХП-ХХ вв.
Среднее образование на Кубани можно было получить в гимназиях и прогимназиях, реальных коммерческих епархиальных училищах. Девушки из прилигированных семей обучались в Мариинских институтах.
С 1864 года классические гимназии в России, разделились на классические и реальные. В гимназии получали общее образование и подготовку для поступления в университет. Учились в них восемь лет.
Первая гимназия на Кубани открылась в Екатеринодаре в 1819 г. Уже в 1829 кубанскую войсковую гимназию закрыли из-за постоянного противодействия Черноморское казачьему атаману Рашпилю, было преобразовано оружейное училище. В это время здесь преподавал русский язык и географию Н.И. Воронов-педагог, учёный, корреспондент и связной А.И. Герцина. Но через 10 лет опять лишился гимназии, не было надлежащего помещения. Гимназию перевели в Ейск. Только в 1876 г. Кубанская войсковая гимназия окончательно вернулась в Екатеринодар.
В 1884 гону в городе открывается первая женская гимназия. Через два года она переходит в специально построенное здание по улице Бурсаковской, где сегодня школа № 36.
В 1905-1906 гг. для городской мужской гимназии было возведено прекрасное здание на углу улиц Гимназической и Бурсаковской. Но что не возникает на пустом месте и не исчезает бесследно. Первая женская гимназия была открыта, в 1884 году. До этого в Екатеринодаре имелось лишь одно среднее учебное заведешь для девочек Мариинское училище, принадлежащее войску. Для детей казачьего сословия при училище существовали так называемые "параллельные классы" ; число мест в которых было ограниченно. На базе этих классов и открывалась городская женская гимназия. Женская гимназия была не просто учебным заведением, а именно большой зал, стал культурным своеобразным центром, где устраивались концерты, ставились любительские спектакли, проводились народные чтения. В июне 1888 года местная газета писала: "В великолепном здании женской гимназии состоялся русско-малороссийский концерт известного певца П.Н Гордовского с капеллою".
В 1898 г. женская гимназия стала именоваться Екатерининской, на что было получено "высочайшее соизволение". Позже, когда в городе открылась вторая женская гимназия, к названию добавилось слово "первая". Учились здесь дети разных сословий. Для происхождения педагогической практике учениц старшего класса в 1900 году "Образцовая начальная школа", 1888 году первую женскую гимназию посетил император Александр III. А через два года с циклом лекций здесь выступил известный русский педагог В.П. Вахтёров, внёсший большой
вклад в теорию и практику. Проводились здесь и литературные вечера. На одном из них в 1908 году, читал свои неизвестно рассказы Серафимович. В 1918 году" в зале первой женской гимназии с лекцией" о правде и красоте музыки" выступал известный музыкант, педагог, композитор
МЛ. Гнесин.
Кроме того, что в Екатеринодаре была открыта, женская гимназия, которая стала культурным и образовательным центром. Повышала квалификации молодёжи, а значит и улучшался жизненный уровень населения. Здесь же был организован войсковой хор.
Музыкальная жизнь края, создание войскового хора.
18 января 1811 года войсковой хор, или, как назвали его казаки - "Войсковая пивча", был утвержден самостоятельной штатной единицей Черноморского Казачьего войска.
Первым регентом хора был назначен К. Кречинский, а Россинский собрал голосистых казаков. Долгое время войсковой хор пел в старом деревянном соборе на екатеринодарской Крепостной площади, а когда был отстроен Белый собор, переселились под его своды. Начав жизнь в скромном составе из 8-ми человек, Войсковой хор вскоре и по многочисленности певчих и по редкостному подбору голос стал лучшим на Северном Кавказе и Закавказье. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. В частности. для "укрепления" хора Корпусного собора Кавказского военного округа в Тефлис ежегодно отправляли певчих из Кубанского войскового хора. Подчиняясь церкви Войсковой хор в тоже время существовал на правах воинской части, светской стороны его обязательной службы было участие в торжественных парадах, войсковых праздников, чествованиях, вечерах офицеров в Воинском собрании. Певчие выступали совместно с симфоническим оркестром, местными музыкантами. Участие в светских концертах программах: расширяя репертуар хора произведениями классики и народной музыки.
Архитектурное сооружение и скульптурное убранство
городов и станиц Кубани.
Уроженец Ставрополья, офицер Кубанского казачьего войска. Е.Д. Фелицын как историк хотя и являлся представителем буржуазной школы, всю жизнь посвятит очень мирному и доброму занятию изучения нашего края.
Без его исторических работ, к которых конечно, уже надо относиться критически, без разнообразных: и обширных материалов, собранных им, в местной истории было бы немало белых пятен.
Фелицин весь свой досуг посвящал истории Кубани. В 1878 г. войсковое начальство поручает ему организовать для Антропологической выставки в Москве отдел Кубанской области. С любовью и старанием относится Фелицын к своему делу. Питая искреннею сыновнюю любовь к Кубанскому краю, Е.Д. Фелицын по крупицам копил сведения о его древней жизни, археологии результатом чего была впервые обстоятельно составлена археологическая карта Кубанской области в 20-вёрстном масштабе , изданная в 1882 году в Москве. Филицын много путешествовал по Кубани, производил раскопки курганов «исследовал старинные - границы. Он изучал черкесские наречия этнографию, культуру и историю горских племён. Составил карту прежних названий, рек, аулов, урочищ.
Часто ли мы останавливаемся у старинных зданий, чтобы полюбоваться красотой камня, чёткостью работы мастера? Увы, нет. А ведь в нашей городе немало ценных исторических, архитектурных патлятников. Они построены на удивление и загляденье потомкам точно терема волшебные. Здание-образец архитектуры русского модерна начала двадцатого века. Построено оно в 1910-1915 годах по проекту гражданского инженера Н.М. Козо-Полянского и архитектора. Рыбкина, для Екатеринодарской комнаты Госбанка Российской империи.
В период Великой Отечественной войны здание было сожжено немецко-фашисткими захватчиками. В первоначальном виде восстановлено в 1849 году по проекту инженера Аловердина и Козьменко. Здание кирпичное, трёхэтажное, с подвалом. Весьма пластично решён фасад. Он украшен четырьмя большими скульптурами льва. Скультуры-аллегорические фигуры из античной мифологии.
Не только великолепно убранство городов но также не меньше замечательно убранство станиц Красноярского края, которое выполнено в народном стиле. Вот к примеру станица Елизаветинская.
Сельсовет ничем не напоминает станичное проявление "о двух комнатах с одной печью и одной трубой", с тали нарицательным такие слова, как, "постами" и "курень" но память о далёком прошлом не должна исчезнуть бесследно. Этому обязаны служить памятники истории. А какое же положение с памятниками истории сложилось в станице
Елизаветинской? Не осталось и следа от великолепной церкви, построенной перед началом первой Мировой войны, не осталось ни правления, ни казарм, ни даже амбара .А сейчас наша задала, не варварски уничтожать, то что наши отцы, деды и прадеды строили без применения строительной техники. Возводили они это своими руками и как говорится кровью и потом простого народа. Мы должны вкладывать в нашу архитектурную копилку всё новые и новые взносы, с той целью, чтобы памятники архитектуры реставрировались, сохранились потомкам. Ибо
народ без этой истории, это не народ.
Ф.А. Коваленко и открытие художественной галереи
в Екатеринодаре.
История создания художественного музея в Екатеринодаре уходит своими нормами в глубину десятилетий.
Всё началось с того, что однажды 15-летний украинский подросток Федя Коваленко после успешного окончания двухклассного учреждения попал в казачью Кубань, да еще на службу в бакалейную лавку купца Пяткова. Несколько лет он был на побегушках, выполняя всевозможные прихоти хозяина, и покупателей. А когда его старшие братья разбогатели, н одни из них, Александр Акимович, открыл своё "торговое дело", то Федор стал работать у него приказчиком. «Единственный исход для своего благополучия - быть довольным тем, что лишено, даже от даров неизбежно уклониться. Не имеющих богатств и славы так же велик
и возвышен, как и имеющий их, если он остаётся исправным на своём долгу в житейских обязанностях».
Коллекция Коваленко постепенно настолько разрослась, что заполнила всю комнату, в доме Пяткова.
В 1890 году прямо на дому собиратель устраивал свою первую выставку картин обратившую на, себя внимание общественности Екатеринодара. Вскоре он узнаёт из газет о пожертвовании братьями Третьяковскими своей галереи в дар городу Москве. А спустя
10 лет сам дарит своё художественное достояние, по вещичке бережно собранное, людям.
7 января 1903 года Ф.А. Коваленко писал в городскую управу письмо: "Всю мою коллекцию, состоящую из картин, книг, старинных денег, марок и прочих предметов, приношу в дар Екатеринодара.
В коллекции только одних картин насчитывается 117, да акварелей 29, а общая стоимость её насчитывается в пять тыс. рублей.
И вот 2 апреля 1904 года в Екатеринодаре произошло выдающееся событие, открылась картинная галерея имени Коваленко. Благодаря подвижнической жизни Коваленко, музей стремительно рос и богател. И вскоре в нем появились археологический и литературный отделы.
С 1905 года в Екатеринодаре ежегодно устраивались весенняя и осенняя выставки. У Коваленко завязываются отношения с местными художниками, которые учась в Академии, жили в впроголодь он им часто помогал.
17-я, последняя, периодическая выставка, картин в Екатеринодаре пришла без Ф.А. Коваленко. Фёдор Акимович умер от тифозной горячки 9 февраля 1919 года.
Творчество Кубанских художников.
Передвижники на Кубани.
Знаменитый Кубанский художник Иван Павлович Похитонов, был очень талантливым, но удивительно то, что он не заканчивал ни одной академии, ни даже художественной школы: его обучение носило чисто случайный характер.0н был самоучкой. Правда уроки, полученные у выдающегося русского художника профессора Академии художеств Боголюбова, жившего в то время в Париже, и у импресианистов, конечно, чего то стоило. Характерно, что впервые миниатюры Похитонова, выставленные им в Парижском Салоне, сразу же обратили на себя внимание и публики, и продавцов картин, и художественных критиков. Позже Репин писал:"3а. всю муку и хандру по бесконечным залам Салона я отдохнул с наслаждением перед
миниатюрным перлами нашего Пахитонова.
В 1901 году он покупал усадьбу в Белоруссии, где художник создал десятки живописных миниатюр.
Он получает указ от русского правительства - написать десять пана из истории освободительной, войны в Болгарии. За эти работы он, 25 октября 1904 года., по ходатайству Репина, избирается академиком живописи, А в 1904 году - становится членом "Товарищества передвижники". Революция в 1905 году выбивает художника из колеи и он покидает Россию и уезжает в Бельгию.
И только в трудную годы родины, когда над Европой сгущаются тучи предвещающие первую империалистическую войну, Иван Павлович возвращается в Россию.
Он мучительно переживает международную войну. После отречения Николая II, покидает Петроград и подаётся на юг в Екагеринодар.
По началу поразил его сам городе бесконечными улочками, с удивительно малым количеством больших зданий. Да и центр показался ему незаметным, будничным: мало хороших магазинов, нет солидных отелей, нет ресторанов - всё больше кофейнь.
На зиму Похитонов уезжал в Горячий Ключ, там художник мог отдохнуть, собраться с мыслями. С больше настроением художник писал свою знаменитую картину "Двор под снегом", тогда же Иван Павлович закончил свою работу "Горячий Ключ".
В Екатеринодаре Похитонов сдружился с местными художниками - Фором Акимовичем Коваленко, который любя искусство разорился т покупках картин. С 10 февраля по 10 марта, 1919 года Коваленко готовил персональную выставку Похитонова. После выставки Похитонов покинул наш город и уехал на Украину, где впоследствии и скончался.
Издание первой кубанкой газеты
"Кубанские войсковые ведомости"
Субботний день 30 марта 1863 г. Именно тогда вышел первый номер газеты « Кубанские войсковые ведомости ». Печаталась она на двух сортах бумаги - серой и белой, отчего и различалась и цена, годовой подписки-344 рубля. Номер состоял из официальной и неофициальной части. В последнюю входили Кубанские новости и перепечатки из петербургских газет. Первая Оригинальная статья принадлежала будущему известное историограф П.П. Короленко и называлась о рыболовстве, в шестнадцатом номере был помещен первый фельетон.
В следующем,1864 году произошло непредвиденное, задержка с выходом газеты, о чём редакция с извинением сообщила, заждавшимся читателям: выписанная из Одессы бумага ... очень долго пролежала в Керчи, так как Керченский пролив замёрз, и доставить её в Тамань не было возможности. В связи, с чем очередной номер вышел лишь 4 апреля.
Через несколько лет газета стала называться «Кубанские областные ведомости".
С назначением в 1873 году наказным атаманом Кубанского
казачьего войска Кармалина, Ведомости становятся более интересными «Кармалин в истории Кубани известен как историк народного просвещения, развития производительных местных сил. Это ему писал деловое письмо великой русский учёный профессор Д.И. Менделеев, посетивший Кубань летом 1880 года с целью изучения нефтяных богатств, благодарим его за "содействие".
С девятнадцатого номера 1897 года редактором неофициальной части стал СД. Фелицын - самоотверженный, неутомимый исследователь. При нём вводится рубрика общеполезных знаний и сведений, корреспонденций из страниц, ни одно выдающееся событие не пройдёт незамеченным. Газета становится злободневной. Но вскоре на редактора была подана жалоба в Тифлинсскую судебную палату; 0н, мол, оговаривают "порядочных людей". На самом же, деле газета, публиковала материалы, критиковавшие должностных лиц, небрежно исполняющих свои служебные обязанности. Но любопытно, что этим жалобам дан быстрый ход. Еще более любопытнее приговор.
Филицына было решено: « подвергнуть денежному взысканию в размере 25 рублей серебром ». Фелицын сделал для себя определённые вывод. Газета, превратилась в исторической листок и в собрание сухой информации.