Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Д.В. Бутеев
Кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Смоленского государственного института искусств
«А сыновья, а сыновья, уходят в бой…»
Отзыв о повести А. Витакова «Меркурий»
Примерив костюм прозаика, весьма почитаемый в Смоленске автор-исполнитель Алексей Витаков подарил своим читателям своеобразное историческое полотно под названием «Меркурий». Живописные ассоциации неслучайны: прозаическое слово в повести поэтически наглядно и, добавим, поэтически музыкально. Начиная повествование звукописью-аллитерацией («Топот десятков тысяч копыт. Вот она истинная музыка степи. А вой тетивы, пение стрел и лязг боевого железа это музыка монгола»), автор и в дальнейшем не раз очень удачно её использует: «Острая, страшная боль скрутила джихангира, бросила лицом на шею Ордоса. Ледяной пот выступил на лбу и стал наваливаться тяжёлыми каплями на глаза».
Любопытная метаморфоза: излагая легенду о Меркурии в качестве поэта (см. стихотворение «Меркурий Смоленский»), Алексей Витаков оказывается намного ближе к канонической версии, нежели в прозе. Хотя, казалось бы, должно быть всё наоборот область поэзии более приспособлена для художественного вымысла, условности, вольного обращения с фактами, временем и пространством. Подобно гоголевским запорожцам, обращающимся к своим товарищам перед смертью с патетическими репликами, или героям современных фэнтези и боевиков, предваряющих поединок словесной преамбулой, персонажи повести «Меркурий» Илха и Алиха вступают в нереалистично долгий и вряд ли возможный в разгар сражения диалог перед последним своим боем. И это не недостаток произведения это его особенность, это современный неординарный подход к разработке исторического материала. Лирическое начало проявляется и в мотиве «Сын продолжатель отца», очень важном, как нам кажется, для поэтического творчества А. Витакова. «Одетый во всё не по росту» Голята спасает Смоленск, давая надежду и нам, что возродит былое величие нашей Родины вступающее в жизнь юное поколение…
Поэтическая струя, врываясь в повествовательное пространство повести, обогащает его яркой образностью, метафоричностью, оригинальными сравнениями. «Красные каплевидные щиты с железными торчами и бронзовыми умбонами, круглые шеломы, начищенные кольчуги, широкие, листовидные наконечники копий, палицы, шестопёры, сулицы, прямые обоюдоострые мечи, тройные цепы, топоры на длинных ратовищах. И всё это играло, переливалось, выбрасывало сполохи, текло серебряной чешуей, выстреливало острыми лучами разных цветов и оттенков». Приведённая цитата характеризует Витакова не только как лирика, но и как талантливого батального реконструктора. Невозможно не любоваться «волками» меркурьевского отряда, прозванными так за волчьи шапки, надеваемые поверх бармиц. «Вооружение и доспехи для этих воинов изготавливались по индивидуальным заказам. В обычном строю с другими ратниками эти воины составляли центральный тяжело бронированный кулак войска и располагались в глубине, ближе к княжескому стягу. На ночные операции ходили в облегчённых доспехах, чаще в кожаных, чтобы производить меньше шума, при этом щиты не брали, в одной руке короткое копье, в другой боевой топор на средней рукояти. Руки защищены наручами и маниками, оснащёнными шипами, ноги такими же поножами. На поясе длинный кинжал, одна сторона лезвия в крупных зазубринах, для нанесения рваных ран, другая отточенная и гладкая. За правым плечом в чехле находится комплект метательных ножей «муж и жено» как любовно называли дружинники; такой нож имел два клинка, по сути железный штырь с двумя остриями страшное оружие в руках натренированного человека. За левым плечом кистень многофункциональное оружие, особенно в нестандартных ситуациях».
Обращаясь к сюжету повести, следует отметить, что история жизни Меркурия Смоленского, спасшего город на Днепре от татаро-монгольского разорения, вдохновляла на творчество наших соотечественников, начиная с XIII века (именно тогда возникла устная легенда, послужившая основой для письменного источника XV века «Слова о Меркурии Смоленском»). В связи с этим повествующему о широко известном легендарном материале автору очень сложно заинтриговать читателя фабулой.
Можно, конечно, и не пытаться этого делать. В арсенале исторического прозаика есть обширный инструментарий для создания произведения, способного вызвать интерес вдумчивого читателя: психологизм, скрытые мотивы поступков, колорит эпохи, необычные характеры и т.д. Но отказ от сюжетной интриги в творческие планы Алексея Витакова (подлинного мастера такого типично фабульного жанра, как баллада), по всей видимости, не входил. Оставаясь психологически убедительным, автор «Меркурия» довольно-таки далеко отходит от канонического описания событий почти восьмисотлетней давности. И это отступление от канона, по всей видимости, было разумным решением. Во-первых, современный читатель не воспримет всерьёз рассказа о возвращении воина с поля боя со своей головой под мышкой, во-вторых, требовалось преодолеть скептическое восприятие подвига Меркурия современной исторической наукой, либо принижающей значение победы у Долгомостья, либо вообще считающей её красивой легендой. И Алексей Витаков создаёт свою неожиданную (интрига сохраняется до последних страниц) и в то же время художественно и психологически убедительную интерпретацию столкновения смолян с татарами, соперником очень опасным, победа над которым явление исторически уникальное и заслуживающее восхищения.
Автор «Меркурия», всесторонне и без напрашивающейся предвзятости изобразивший перед взором читателя государственный механизм монгольской державы, захватывающие судьбы её подданных (на наш взгляд, не может не быть симпатичен читателю выбившийся из низов Хайду2, ведущий отряд к Смоленску), их своеобразные, порой шокирующие нравы и обычаи, поистине может быть назван монголоведом. Показывая военное величие, мощь, жестокость и коварность врага, писатель тем самым возвышает значение военного успеха смолян, предводительствуемых Меркурием. Алексей Витаков находит и своеобразное обоснование решению Бату-хана отправить отборный пятитысячный отряд к Смоленску смоляне помогали оборонять пресловутый «злой город» Козельск и должны быть отомщены3.
Самое поразительное, что выглядящее исторически достоверно звучит очень актуально в наши дни. Подобно безвестному создателю «Слова о полку Игореве», автор «Меркурия» своим произведением как бы предостерегает от политических ошибок современные власти, во многом напоминающие бояр-материалистов из прошлого, готовых выдать голову Меркурия татарам, ради сохранения своих богатств… Главная опасность не снаружи, а внутри… Не услышали голоса поэта в конце 12 века, вряд ли услышат в начале 21-го. Но будем надеяться, что, вопреки губительным решениям властей и всем нашим неурядицам, найдутся на Руси, как и в прошлые века, спасительные для неё силы: не оскудеет земля русская Пересветами и Голятами, не оставят Русь-матушку Богородица, Измор и другие заступники из области сверхъестественной.
2 Вышедший родом из народа А. Витаков остаётся верным своему «сословию» в творчестве (за что его и любим): простолюдины и выходцы из низов даже в стане врага изображаются с симпатией.
3 Месть была существенным побудительным мотивом захватнической военной политики Золотой Орды см. историко-научные построения Л.Н. Гумилёва.