Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
§ 4. Возникновение религиозных верований
Самые ранние формы религии, стадии ее развития известны нам из археологических и этнографических материалов. Учитывая, что процесс становления человека длился 2,5-3 миллиона лет, а может быть и больше, и что большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена, современная наука может с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тысяч лет назад.
Вместе с тем, это не единственная точка зрения на проблему возникновения религии. Грандиозную попытку осмысления истории религиозных верований сделал в своей работе "Философия религии" выдающийся немецкий философ Георг Гегель. Он раскрыл гигантскую панораму рождения и гибели богов. В ходе развития религии образ Бога все более очеловечивался, Бог приближался к человеку. Первобытный человек
знает один-единственный образ действия, где магический ритуал и реальный поступок слиты воедино. Только в христианстве человек находит себя. Гегель называет христианство абсолютной и бесконечной религией, которая уже не сможет быть превзойдена. В христианстве произошло наконец примирение Бога и человека, религия достигла самосознания.
Богословская концепция происхождения религии своеобразно раскрыта в книге известного православного богослова Александра Меня "История религии". Он считает, что греховный поступок, совершенный Адамом и Евой в раю, поверг все человечество во мрак идолопоклонства, истинный Бог оттесняется языческим. Отдаление человека от Бога порождает магию, многобожие. Но грех окончательно не угасил искры Божьей. Постепенно через все наслоения начинает проистекать ручеек Единобожия. И история религии - это история осмысления религиозных поисков человечества в свете Истории Спасения, в центре которой Иисус Христос.
Еще одну точку зрения на эту проблему высказывает известный исследователь религии С.А.Токарев, который считает, что формы религии никогда не развиваются сами по себе, одна из другой. Прежде всего развивается земная основа религиозных верований, и ее изменения порождают новые и новые формы верований. При этом разные формы религии могут существовать и существуют одновременно, в одном и том же обществе, и у одного и того же народа. Они могут смешиваться и сливаться между собой, а могут существовать и порознь, независимо друг от друга.
О существовании ранних религиозных представлений свидетельствуют данные археологов, которые при проведении раскопок вскрывают захоронения первобытных людей. Установлено, что наш предок, которого мы относим к типу "человек разумный", хоронил своих близких в специальных погребениях, причем над покойником совершались предварительно обряды их подготовки к последующей жизни. Их тела покрывались слоем охры, рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихода, украшения. Это говорит о том, что первобытные люди исходили из представления о том, что наряду с реальным миром существовал мир иной, где обитали умершие.
Религиозные верования нашли отражение и в произведениях пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженых в звериные шкуры. Анализ этих рисунков позволил ученым сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование особого рода связей между людьми и животными, а также в возможность воздействия на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.
Более обильный и разнообразный материал по истории религии дает этнография. Это многочисленные этнографические описания народов всех частей света, относящиеся к XVIII-XX векам, а отчасти и к более ранним периодам. Исключительный интерес для исследователей представляет изучение религиозных представлений человеческих сообществ, сохранившихся до сих пор на стадии почти нетронутого общинного строя (аборигены Австралии).
Традиционным стало обращено к религиозным представлениям австралийцев. Они - представители наиболее ранней из доступных нашему непосредственному наблюдению стадий развития человека: стадии почти нетронутого общинного строя. Поэтому их религия представляет для исследователей исключительный интерес.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Какие факторы подтверждают появление религиозных верований 50-40 тысяч, лет назад?
2. Один из самых известных и выдающихся этнографов мира английский ученый Эдуард Таило? в 1871 году выпустил книгу под названием "Первобытная культура", в которой в частности писал:
"Первое, что представляется необходимым при систематическом изучении религии примитивных обществ, это определение самой религии. Если в этом определении требовать для религии верования в верховное божество или суд после смерти, поклонения идолам, обычаев жертвоприношения или других каких-либо более или менее распространенных учений или обрядов, по, конечно, придется исключить многие племена из кате-
гории религиозных. Но столь узкое определение имеет тот недостаток, что оно отождествляет религию скорее с частными проявлениями верований, чем с более глубокой мыслью, которая лежит в основе их. Целесообразнее всего будет просто принять за определение минимума религии верование в духовных существ. Если приложить эту меру к описанию примитивных обществ в отношении их религий, получатся следующие результаты. Нельзя положительно утверждать, что каждое из живущих племен признает существование духовных существ, потому что первобытное состояние значительного числа их в этом отношении темно и вследствие быстрых изменений или вымирания племени оно может остаться совсем неизвестным. Еще менее основательным было бы считать, что каждое племя, упоминаемое в истории или известное нам по древним памятникам, безусловно обладало принятым нами минимумом религии. Но, конечно, всего неразумнее было бы признать такое зачаточное верование естественным или инстинктивным у всех человеческих племен во все времена. В самом деле, нет никаких фактов, оправдывающих мнение, будто человек, способный, как известно, к столь высокому умственному развитию, не мог возвыситься из нерелигиозного состояния, предшествовавшего тому религиозному уровню, к которому он пришел в настоящее время. Желательно было бы, впрочем, взять за основание наших исследований наблюдение, а не умозрительное заключение. Здесь, насколько я могу судить на основании громадной массы фактов, мы должны допустить, что верование в духовных существ обнаруживается у всех примитивных обществ, которые уда лось узнать ближе. Сведения же об отсутствии такого верования относятся или к древним племенам, или к более или менее неполно описанным современным народам"
Какие особенности происхождения религиозных верований отмечает Э.Тайлор в приведенном отрывке?
20
§ 5. Ранние формы религии
Представление о самых ранних формах религии у первобытного человека продолжает постоянно пополняться новыми фактами и открытиями. Исторический возраст той или иной их формы весьма относителен. Что появилось раньше, а что позже определяется, прежде всего, возрастом человеческой деятельности, с которой данная форма религии связана. Но несомненно, что одной из древнейших форм религиозных представлений является тотемизм. Термин это происходит от слова "тотем", что на языке одного из племен североамериканских индейцев значит "его род". Тотем это, как правило, животное, которое считается предком и покровителем данного племени. В основе таких представлений лежит вера в то, что люди кровно связаны с миром животных, а данное племя с определенным видом животного.
Распространение тотемизма среди разных народов земного шара довольно хорошо установлено. Можно считать доказанным, что на определенной ступени исторического развития тотемизм в той или иной степени и форме был знаком всем народам. "Классической страной" тотемизма признана Австралия. Именно изучение австралийского материала и позволило исследователям понять суть тотемизма как религии.
Тотемизм есть не что иное как религия раннеродового общества. Первобытные охотничьи общины представляли собой группы, построенные по принципу кровного родства. Все связи между людьми определялись этими отношениями. И вот этот единственный доступный первобытному сознанию тип общественных отношений человек переносит на внешнюю природу. Земля, на которой живет, кочует, охотится данный род, земля с обитающими на ней животными и растениями рисуется сознанию первобытного охотника по образу и подобию тех же кровно-родственных отношений. Тесиая связь рода со своей территорией, с ее животным и растительным миром осознается как родство с ними. Такова материальная и психологическая почва, из которой выросли тотемические верования. В тотемизме ясно видна его земная основа, его социальная
сторона человеческий коллектив, род. И когда раннеродовая организация распадается, то и опирающийся на нее тотемизм уступает место другим формам религии культу родовых покровителей, культу предков.
Вера во вредоносную магию ( "порча", черная магия, колдовство) является, вероятно, не менее древней формой религии, чем тотемизм. Первоначальной ее основой выступает, несомненно, межплеменная (или межродовая) рознь. Вера в способность человека нанести особым, таинственным путем, вред другому человеку порождена смутным чувством страха, страха перед тем, кому приписывается эта способность. Практика вредоносной магии была, по-видимому, одним из главных источников возникновения образов злых духов.
Под понятием магии принято сегодня разуметь различные суеверные человеческие действия, которые имеют целью влиять сверхъестественным путем на тот или иной материальный предмет или явление. Магические действия могут быть бесконечно разнообразны, они отличаются друг от друга и по степени сложности начиная от простого жеста и вплоть до сложной и торжественной церемонии с участием многих людей. Они различаются и по целевой направленности, ибо есть обряды лечебной магии (знахарство), предохранительной магии (обереги), вредоносной магии (порча), хозяйственной магии, связанной с деятельностью человека охотой, земледелием и прочее.
Магия одна из существенных сторон, органических частей всякой религии, от самых ранних до самых поздних ее этапов. Как серия ритуальных обрядов, она была вызвана к жизни реальными потребностями общества, которые в силу определенных обстоятельств бытия диктовали такого рода путь связи с миром сверхъестественных сил.
Одним из видов ранних религиозных представлений является анлмизм - вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Отсюда возникает погребальный культ и все с ним связанное, а также развитие верований в загробное существование души.
Из магических представлений образовалась еще одна форма ранней религии - фетишизм, суть которого сводится к
приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на исход событий и получение желаемого результата. Фетишизм проявился в создании идолов предметов из дерева, глины или иных материалов и различного рода амулетов, талисманов. В идолах и амулетах видели определенных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов.
С фетишами такого рода имели дело специально подготовленные люди колдуны-шаманы. Шаманство или шаманизм это особая форма религии, реализуемая через определенных лиц, которым приписывается способность путем искусственного приведения себя в экстатическое состояние вступать в непосредственное общение с духами.
Таким образом, в сознании первобытных людей в процессе становления родового общества выработался довольно четкий, стройный и обширный комплекс ранних религиозных представлений. Суть его сводится к тому, что мир сверхъестественных сил с его огромными потенциями и магической силой является неотъемлемой и чуть ли не основной частью реального бытия человека этого времени. Все это, вместе с другими ранними культами, плодородия и размножения, культа вождей, культами племенных богов послужило основой для складывания религиозных систем древних обществ. Но и в рамках этих систем многие черты и признаки ранних религиозных представлений продолжали и продолжают сохраняться в трансформированной и видоизмененной форме в современных мировых религиях.
До сегодняшнего дня ранние религиозные представления служат основой многих суеверий (вера в леших, домовых), приемов магии, гаданий, примет, предсказаний астрологов и тому подобное.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Назовите и охарактеризуйте основные формы ранних религиозных представлений.
2. В книге известного советского историка религии СА.То-карева "Религия в истории народов мира" приводится такой диалог ученого-этнографа с охотником, народности кубу небольшой группы племен на острове Суматра:
- Ходил ли ты когда-нибудь один ночью в лесу?
- Да. часто.
23
- Слыхял ли ты там стоны и вздохи?
•Да'
- Что же ты подумал?
• Что трещит дерево.
- Не слыхал ли ты криков?
-До.
- Что же ты подумал?
- Что кричит зверь.
• А если ты не знаешь, какой зверь кричит?
- Я знаю все звериные голоса...
- Значит, ночью в лесу ты никого не боишься?
- Ничего.
- И ты никогда не встречал там ничего неизвестного, что могло бы тебя испугать?
- Нет, я знаю все...
В другой раз ученый пытался таким образом и способом узнать, есть ли у людей племени кубу суеверные представления, касающиеся мертвецов:
• Видел ли ты мертвого человека?
-До.
- Может ли он ходить?
• Нет...
- У него такие же руки и ноги, как у тебя, но он не может двигать ими. Отчего же это происходит?
• Оттого, что он мертв...
- Чем же отличается мертвый от живого?
• Он не дышит...
• А что такое дыхание?
- Ветер. И т.д."
Какой бы вывод сделали вы на основе этого разговора о религиозных представлениях охотников племени кубу?
§ 6* Мифология, религия и культура Древнего мира
Взаимосвязь религии и культуры огромна. Ранние образцы литературы и искусства зарождаются в недрах религии, мифологии и одновременно с ними. Создавая сказания о богах и героях, совершая первые религиозные ритуалы, человек сявершал первый акт творчества и делал первый шаг к самопознанию. С тех пор литература и искусство прошли большой путь. Чтобы понять этот путь и его результаты, каждый человек должен сам
24
пройти его заново: нельзя сделать последующих шагов, не сделав первого. И потому, говоря словами А.С.Пушкина, "каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности".
Достоверными памятниками древнейшего искусства, говорящими о наличии уже достаточно оформленных религиозных представлениях, являются многочисленные изображения животных и людей на стенах пещер, на скалах вблизи стоянок древнейшего человека.
Глубоко и разнообразно взаимодействие искусства и мифологии. Когда мы обращаемся к мифам народов мира, то как бы слышим обращение древности: "Присмотрись, прислушайся внимательно! Герои и Боги древности обращаются к тебе со страниц творений великих писателей, с полотен художников в картинных галереях. Мраморные, бронзовые обступают тебя в музеях: мифические атланты стоят у входа в Эрмитаж, бронзовый Марс стал памятником великому русскому полководцу А.В.Суворову на Марсовом поле в Санкт-Петербурге, над входом в Большой театр распростерлась квадрига бога искусств Аполлона... И если ты не понимаешь, не слышишь их, то не потому что они стали безгласны. Это лишь означает, что ты не умеешь пока их слушать и не слышишь, так как просто ничего о них не знаешь".
Велико влияние мифологии на изобразительное искусство, ибо оно не только источник наших знаний о мифах, но и одна из форм мифопоэтического сознания. Даже если бы не осталось никаких данных о библейской и античной мифологии, итальянские художники Возрождения, скульптуры Древней Греции помогли бы нам понять и узнать многие мифологические сюжеты. В этом смысле справедлив тезис, что искусство начинается мифологией, ею живет и ее творит.
Еще сложнее взаимоотношение литературы и мифа. Их влияние друг на друга происходит в форме "переливания" мифа в литературу непосредственно, а также через изобразительное искусство, ритуалы, народные празднества. В первоначальном виде миф не столько рассказывался, сколько разыгрывался. Греческие поэты Гесиод.Пиидар, Эсхил и, конечно, Гомер подвергли мифы решительной переработке. Это же сделали с
мифами Древнего Востока авторы Библии. Сплав в единое художественное целое мифов христианства и античности с мифологизированными материалами судьбы своих героев осуществил в "Божественной комедии" Данте.
За последние столетия литература по-разному использовала мифы: брала из них сюжет, создавалась стилизация и литературные вариации на темы, задаваемые мифом. Так, например, Томас Манн сюжет своего романа "Иосиф и его братья" берет из Библии и подает его как мифологизированное историческое предание. Русский поэт XX века Велимир Хлебников не только пересоздает мифологические сюжеты многих народов мира, но и создает новые мифы. Библейские образы и символы составляют определенную часть романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Эти примеры можно продолжить.
Большой интерес для нас представляет славянская мифология, которая оказала влияние на культуру русского народа. Славянская мифология, в отличии от древнегреческой и римской, осталась неописанной, а между тем, вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ. Это был мир фантастический и поэтичный, он сохранился в русской сказке о Бабе Яге, Кащее Бессмертном, о Сивке Бурке и Коньке-горбунке, дошел до нас в славянских праздниках Коляды, Купалы, в архитектурно-домовой резьбе: кони на крыше, наличники окон. Древние славянские ритуальные сцены сохранились на полотенцах, где непонятные ныне геометрические узоры, растительные и другие мотивы вышивок имели определенный смысл, были мифологическими, языческими символами. Язычество, славянская мифология это древнейший период нашей жизни. Знание древних истоков нашей культуры, этики, укрепит наш дух, поможет нам в сохранении традиций.
Но ценность изучения мифологии не только в этом. Это прежде всего огромный пласт культурного развития, через который прошло человечество. Это величайшее явление культурной истории, господствовавшей над духовной жизнью в течение десятков тысяч лет.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Какие произведения искусства сохранились от каменного века?
2. ГЈ.Плеханов известен больше как теоретик и пратик социал-демократии, как один из деятелей революционного движения в России. Однако, в своем творчестве он нередко обращался к вопросам эстетики. Проанализируйте отрывок из статьи "О происхождении искусства". Является ли это объяснение происхождения искусства исчерпывающим? "Вам известно, конечно, милостивый государь, что камень служил первобытному человеку материалом для приготовления оружия и орудий труда. Известно вам, вероятно, и то, что первоначально каменные топоры не имели рукояток. Доисторическая археология весьма убедительно показывает, что рукоятка представляет собой довольно сложное и трудное для первобытного человека изобретение и является в сравнительно поздний период четвертичной эпохи. Первоначально рукоятка соединялась с топором посредством более или менее прочных связок. Впоследствии такие связки стали не нужны, потому что люди научились и без их помощи хорошо, крепко соединять топор с рукояткой. Тогда их перестали употреблять, но на том месте, которое они занимали, появилось их изображение, состоявшее из взаимно пересекающихся рядов параллельных линий и служившее для украшения. То же происходило и с другими орудиями, часть которых, первоначально связывавшиеся одна с другой, стали затем соединяться другим способом. Их тоже украшали изображениями когда-то необходимых связок. Так возникли "геометрические" укра шения, которые занимают такое выдающееся место в первобытном орнаменте и которые можно наблюдать уже на орудиях четвертичной эпохи. Дальнейшее развитие производительных сил дало новый толчок развитию этого рода украшений".
3. В 1930 году вышла книга одного из выдающихся философов нашей страны, человека трудной судьбы А.Ф.Лосева (1893-1988) "Диалектика мифа". Здесь он высказал мысль о том, что "миф есть само бытие, сама реальность..." Прочитайте отрывок из книги А.ФЛосева и ответьте на следующие вопросы: какие особенности мифа отмечает автор? в чем суть его понимания происхождения мифологии? "... ни в коем случае нельзя сказать, что миф есть фикция и игра фантазии. Когда грек не в эпоху скеп-
тицизма и упадка религии, а в эпоху расцвета религии и мифа говорил о своих многочисленных Зевсах или Аполлонах; когда некоторые племена имеют обычай надевать на себя ожерелье из зубов крокодила для избежания опасности утонуть при переплытии больших рек; когда религиозный фанатизм доходит до самоистязания и даже до самосожжения, то весьма невежественно было бы утверждать, что действующие тут мифические возбудители есть не больше как выдумка, чистый вымысел для данных мифических субъектов. Нужно быть до последней степени близоруким в науке, даже просто слепым, чтобы не заметить, что миф есть (для мифического сознания. конечно,) наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это - совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола".
ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ
Мифологический словарь /Гл. редактор Е.М.Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1990.
Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.: Просвещение, 1994.
Парандовский Ян. Мифология. Верования и легенды греков и римлян. М.: Детская литература, 1971. ТайлорЭ.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. М.: Политиздат, 1990.