Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
М.Г.Толстобров, ЗАО "Технологический Альянс" Мотивационные факторы внешнеэкономической деятельности частнопредпринимательских структур, связанных с производством наукоемких товаров
Под мотивационными факторами в психологии понимают побудительные причины, определяющие действия человека [1]. Таким образом, предметом настоящего исследования станут побудительные причины, толкающие техническую интеллигенцию и сотрудников бывшего военно-промышленного комплекса (ВПК) СССР, во-первых, к частному предпринимательству, связанному с производством тваров высоких технологий, и, во-вторых, к реализции произведенных на коммерческой основе товаров на внешних рынках.
Для большей доказательности последующих заключений целесообразно провести беглый исторический экскурс, касающийся происхождения отечественных товаров высоких технологий. Очевидно, что у истоков всех советских, а затем и российских инноваций стояли представители Академии Наук и отраслевых научно-исследовательских институтов (НИИ). Именно их титанические усилия привели к установлению паритета вооружений двух сверхдержав.
Последний факт является важнейшим аргументом в пользу того, что несмотря на многочисленные недостатки, советская система организации научных исследований способствовала генерации результатов мирового уровня [2], а возможности производства позволяли создавать уникальные по своим параметрам изделия. Однако, неожиданно грянувшая горбачевская перестройка в результате полнейшей непродуманности последовательности экономических реформ свела на нет усилия нескольких поколений выдающихся ученых и производственников и развалила имевшийся уникальный научно-производственный механизм, оставив без средств к существованию порядка 9/10 его сотрудников.
Что же привело к таким плачевным результатам? Для понимания ситуации вспомним, что с момента образования советского государства большевиками уделялось серьезное внимание развитию отечественной науки. Например крупнейший институт в системе Академии Наук СССР - Физико-технический институт, был образован в Петрограде согласно декрету В.И.Ленина в октябре 1918 года [3], то есть в один из самых тяжелых периодов Гражданской войны. Большевики тогда ставили перед молодой Российской наукой три основных задачи, которые по своей значимости для них могли быть расставлены в следующем порядке:
1. Укрепление обороноспособности страны;
2. Пропаганда своими достижениями преимуществ cоциалистического образа жизни;
3. Внедрение достижений науки в гражданские отрасли промышленности.
Однако, во времена так называемого теперь застоя, конъюнктура мирового рынка энергоносителей сложилась таким образом, что выполнение третьей, из перечисленных задач, казалось экономически более выгодным заменить продажей лишних тонн нефти из все равно бездонных закромов Родины. И заменили. В результате к началу “перестройки” перед советской наукой серьезно стояли лишь первые две задачи.
В самом начале своей деятельности в качестве первого в стране лица М.С.Горбачев горячо пропагандировал перевод науки с военно-рекламных рельсов на цивилизованные пути обслуживания потребностей народного хозяйства [4].
Однако последующие бурные события в политической и экономической жизни страны привели к тому, что необходимость решения первых двух задач отпала, поскольку стало очевидным, что в ближайшем обозримом будущем никто на нас, в глобальном масштабе, нападать не планирует, поскольку Россия, все-таки, обладает ядерным оружием; а реклама успехов первого в мире социалистического государства перестала быть актуальной, поскольку идеи социализма в России перестали быть популярны даже в среде самих его идеологов. Поэтому государство практически полностью отказалось от бюджетного финансирования НИИ и производственных предприятий ВПК, предоставив им возможность выживать в новых псевдо-рыночных условиях самостоятельно.
Так появились у сотрудников НИИ и производственных предприятий ВПК основные, согласно пирамиде иерархии мотивов по Маслоу рис.1 [5], так называемые, базовые мотивы для начала частно-предпринимательской деятельности, связанные с обеспечением себя и своих семей средствами к существованию, а затем, тесно связанное с любой коммерческой деятельностью в криминогенный период первоначального накопления капитала, достижение коллективной безопасности [6, 7] (первый и второй уровень индивидуальной мотивации).
В любом случае, при становлении подавляющего большинства частно-предпринимательских структур, связанных с производством высокотехнологичных товаров (научно-производственных малых предприятий или НПМП в дальнейшем), первые шаги делались на отечественном рынке, как на наиболее известном, понятном и доступном, а мотивации были сильнейшими и сводились, в основном, к удовлетворению названных базисных потребностей, через мучительный процесс ломки сознания и разрушения сложившейся системы ценностей и стереотипов.
Хотя отказ от полного государственного пансиона происходит в любой стране и для любой организации чрезвычайно тяжело, и эта проблема не является специфичной только для России, но необходимо отметить, что для отечественных научно-технических работников этот процесс явился необычайно болезненным и длительным, поскольку они были вынуждены заниматься деятельностью, которая на протяжении десятилетий считалась противоправной, а сама коммерция в среде высшего научного и промышленного руководства считалась занятием унизительным, ничем не отличавшимся от жульнической спекуляции. Но сама жизнь заставила людей пройти через эти испытания, позволив многим вкусить плоды радости свободы принятия решений и возможности самостоятельно использовать результаты своего труда.
Однако, мотивационные факторы, сопровождающие любую частно-предпринимательскую деятельность, не являются предметом настоящего рассмотрения. Перейдем к изучению мотивационных факторов внешнеэкономической деятельности, связанной с выведением российских наукоемких товаров на зарубежные рынки .
Необходимо отметить, что если начало частно-предпринимательской деятельности определялось, в основном, индивидуальной мотивацией на базисном уровне, то выход российских малых high tech компаний на международную арену был обусловлен вступлением в игру индивидуальных факторов высших порядков и групповой мотивации.
Обратимся снова к рисунку 1. Действительно, места и способы общения равных с равными, принятые в кругу специалистов в области создания товаров высоких технологий (третий уровень индивидуальных мотиваций), - публикации в специальных изданиях и конференции на территории России и стран СНГ практически прекратились, во-первых, в связи с убыточностью коммерческой публикации научно-технической информации, а, во-вторых, с отсутствием поддержки государства. Поэтому Российское научно-техническое сообщество начало искать возможности публиковаться и общаться за рубежом. Достаточно ознакомиться, например, со статистической информацией 11-й Международной конференции по импульсной энергии, проходившей летом 1997 года в Балтиморе США [9] где было представлено (по уровню убывания количества) 153 американских, 128 российских, 35 украинских и 25 японских докладов (работы участников из других стран были представлены значительно слабее; к примеру, вслед за перечисленными странами идут Франция, от которой было 16, и Германия - 13 докладов). Отсюда видно, что совместное представителство российских и украинских ученых было даже выше, чем представительство хозяев - американцев.
Однако, коллективное представительство России и Украины на 10-й конференции в 1995 году ограничилось 48 докладами, а на 9-й, в 1993, их было 47, тогда как докладов из США было представлено оба раза по 174. О чем может говорить такая статистика? Российское правительство предоставило средства на такую массированную атаку? Ответ однозначный - нет. Зарубежные гранты? Вполне возможно, что, отчасти, да. Но не в три же с лишним раза.
Например, опыт уже упоминавшегося ФТИ им. Иоффе РАН показывает, что да, действительно, объем помощи российской науке со стороны экономически развитых стран растет год от года за счет увеличения числа контактов ученых разных стран, скорости обмена информации, появления новых программ финансирования.., но растет не так стремительно. Тогда откуда же средства на поездку, ведь только оргвзнос составлял порядка 400 американских долларов?
В работе [10] мы предсказывали, что именно 1997 год станет годом начала роста интереса к малому наукоемкому предпринимательству в кругах научно-технических работников. По нашему мнению это и произошло: ученые и инженеры начали зарабатывать сами.
Но как только появились хоть и небольшие, но деньги, заработанные частно-предпринимательским образом, куда они были потрачены? Ну конечно же на научные контакты, общение равных с равными, то есть на то, чего были полностью лишены последние пять-шесть лет. Но являлись ли только контакты именно тем стимулом, который имели ученые, отправляясь на конференцию, ну конечно же нет?
Они справедливо расчитывапи на то, что результаты их труда, достижения и идеи будут признаны мировым ученым сообществом, что в свою очередь, обеспечит им соответствующее положение в этом сообществе и адекватный ему престиж, а значит и появиться законное чувство гордости за сделанное (четвертый уровень индивидуальных мотиваций). В принципе, так оно и случилось. Именно российский ученый, Б.М. Ковальчук из Томска, получил в Балтиморе самую престижную премию в мировом "импульсном" сообществе - Ирвина Маркса - как признание его выдающихся научных заслуг и вклада в развитие импульсной техники на протяжении ряда лет.
И наконец самовыражение. Это возможность за счет заработанных тобой лично средств (а не государственных) делать то, что ты хочешь и так, как ты хочешь и, в конечном счете, выражать самого себя в результатах своего труда. Очевидно, что это - мечта любого настоящего ученого - получить полную свободу поиска и творчества. Однако достигают ее лишь единицы из миллионов: одни за счет того, что работа в рамках выполнения чужих заказов, полностью совпадает с их личными устремлениями; а другие, заработав денег самостоятельно, занимаются тем, что им нравиться больше всего. И этот мотив для людей творческого труда, безусловно - наивысший. Он служит для большинства из них путеводной звездой, как в научном творчестве, так и в предпринимательстве.
Однако, мотивационные факторы не ограничиваются только индивидуальными. Существуют и групповые мотивы, которые влияют на формирование команды и составляют основу достаточных факторов успешности частно-предпринимательской деятельности. Действительно, наукоемкий бизнес - командная игра. На начальном этапе развития высокотехнологичной фирмы, практически любое руководство будет не в состоянии выплачивать сотрудникам вознаграждение, адекватное их трудовым затратам и потенциалу. Что будет объединять коллектив и мобилизовывать его на решение стоящих перед организацией задач? Конечно умелое использование руководством фирмы групповых мотивационных факторов, причем самым мощным из них для российских научно-технических сотрудников всегда являлась единая, общая цель - получения все новых и новых научных результатов уровня, который еще пока не достижим для других групп исследователей не только у нас в стране, но и во всем мире. Очевидно, что достижение этой цели - включение группового мотивационного фактора высшего уровня, предполагает наличие и двух других факторов: формирования группового духа и солидарности, а также гордости за коллектив и стремление к победе (четвертый и третий уровни групповой мотивации, рис.1).
Как показано на рис.1, при вводе в действие мотивационных факторов высших уровней, может появляться напряженность в коллективе, связанная с несовпадением личных и групповых мотивационных факторов. Поэтому для сохранения гармонии в коллективе встает вопрос о фигуре лидера команды, обязанностью которого, в этом случае станет, снятие противоречий между личным и общественным, при сохранении приоритета корпоративных интересов. Иными словами лидер должен уметь добиваться совпадения потребностей сотрудников фирмы с потребностями организации в целом.
Каков же должен быть лидер НПМП, занимающегося внешнеэкономической деятельностью?
Очевидно, что, во-первых, он должен являться абсолютным авторитетом в научно-технической области для коллектива НПМП, а также обладать известностью в научном мире, что является необходимым условием при выходе на внешние рынки, поскольку этот фактор известности колоссально снижает уровень рыночных неопределенностей [12].
Во-вторых, обладать способностью быстро воспринимать новое и отсутствием приверженности к социальным и общественным стереотипам, свойственной представителям научно-технической интеллигенции, что в сильнейшей степени мешает широкому развитию малого наукоемкого предпринимательства вообще.
В-третьих, свободно общаться на английском языке - международном языке бизнесменов. Без владения английским языком руководителя НПМП нет смысла и пытаться начинать внешнеэкономическую деятельность, поскольку общение с партнерами по бизнесу и клиентурой должно осуществляться ежедневно и оперативно. Привлечение же переводчиков катастрофически снижает эффективность коммуникационного канала. Кроме того, владение английским языком подтверждает профессиональную состоятельность предпринимателя, занимающегося работой на внешних рынках.
В, четвертых, руководитель НПМП должен обладать крепким физическим здровьем, что позволит ему выдерживать изнуряющий ритм длительных зарубежных командировок в любые точки земного шара, а также осуществлять эффективный контроль за деятельностью НПМП, в целом.
В-пятых, обладать сильным характером, быстрой реакцией и личной смелостью, что существенно для определения оптимальной линии поведения в непривычных и, порой, враждебных условиях за рубежом.
И, наконец, в-шестых, он должен уметь жестко торговаться за выгодные условия контрактов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Словарь иностранных слов. Под редакцией И.В.Лехина и проф.Ф.П.Петрова. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949, с. 427.
2.J.W.Kiser. "What U.S. Business Can Learn From Leninism". The Wall Street Journal. Thursday, January 3,1991.
3."Ioffe Institute '95" СПб: Изд. ФТИ им.А.Ф.Иоффе РАН, 1995, с.4.
4."Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года". М.: Издательство политической литературы, 1986, сс. 93- 95.
5.В.Зигерт, Л.Ланг. "Руководить без конфликтов". М.:Экономика, 1990, с.169.
6.Константинов А. "Бандитский Петербург". СПб: Фолио-Пресс, 1996, 494 с.
7.Подлесских Г., Терешенок А. "Воры в законе: бросок к власти". М.: Художественная Литература, 1994, 254 с.
8."Компас российского предпринимателя". СПб: 1993, с.35.
9.11th International Pulsed Power Conference. Preliminary Program. Hyatt Regency Baltimore On the Inner Harbor. Baltimore, Maryland. June29 - July 2. 72 c.
10.КАРДО-СЫСОЕВ А.Ф., СОКОЛОВ К.С., ТОЛСТОБРОВ М.Г. "Организационно-территориальное реструктурирование Российского научно-технического комплекса".// СПб: ФТИ им.А.Ф.Иоффе РАН, препринт № 1683, 1996, 24 с.
11.ТОЛСТОБРОВ М.Г. "Современные проблемы российских научно-производственных малых предприятий и развитие внешнеэкономических связей как средства их разрешения".// В сборнике "Некоторые аспекты международного сотрудничества". СПб: изд. СПб УЭФ, Аспирантский сборник, Кафедра международных экономических отношений, 1996, сс. 88-117.
12.Дженсен Б., Зандер Д., Кардо-Сысоев А.Ф., Толстобров М.Г."ТРАНСФЕР РОССИЙСКИХ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВОЗМОЖНОСТЯМ МАЛОГО БИЗНЕСА".// СПб: Изд."Элмор", Инновации, 1997, №4, сс.36-39.