Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 2. Индустрия международного туризма [СМ 1] Дисциплина- Мировой туризм и гостиничное хозяйство Шостак М

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Тема 2. Индустрия международного туризма [СМ 1]

Дисциплина: Мировой туризм и гостиничное хозяйство (Шостак М.А.)

ДОСУГ В ТУРИСТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСАХ И ГОСТИНИЦАХ

Организацией досуга в туристических комплексах занимается специальная служба, которая называется «анимационной». Именно наличие такой службы, ее материально-техническое оснащение, кадровое обеспечение зависят от статуса и роли туристического комплекса на рынке анимационно-туристических услуг, его коммерческого успеха и перспектив развития.

Увеличить количество клиентов конкретного туристического центра можно не только путем увеличения количества гостиничных номеров, четкой работой авиалиний, устранением коммунальных проблем, но и путем создания условий для комфортного, разнообразного, интересного отдыха, обеспечения высококачественного обслуживания досуга. С этой целью:

  1.  разрабатываются программы международных акций,
  2.  научных конференций, симпозиумов,
  3.  предлагаются спортивные мероприятия (конные прогулки, парусный спорт, горный туризм, экскурсии),
  4.  азартные игры,
  5.  посещение исторических достопримечательностей.

Разнообразие форм проведения досуга является залогом успешного функционирования всего туристического комплекса.

Анимационная служба

Однако программа досуга должна соответствовать общей стратегии развития туристического комплекса. Созданная при туристическом комплексе анимационная служба функционирует в соответствии со стратегией развития всей организации и тесно сотрудничает с другими подразделениями: финансовым, юридическим, кадровым, техническим, службой безопасности. Работники такой службы не только разрабатывают программу работы с клиентами, но и участвуют в формировании ценовой политики заведения, в решении кадровых вопросов, эксплуатационных, транспортных, туристско-экскурсионных и других проблем.

Планируя досуг, необходимо учитывать социально-демографические особенности туристов - их национальность, возраст, численность группы и продолжительность пребывания, культурные особенности, этническую принадлежность, религиозные взгляды, традиции и привычки и т.д. Не лишним будет проанализировать мотивы, побуждающие человека к туристической деятельности, потребности, которые она стремится удовлетворить, посещая развлекательные мероприятия (общение, творчество, эмоциональное обогащение, активность, познание, восстановления физических сил, покой, эстетическое наслаждение).

Эффективно организовать досуг невозможно без талантливых специалистов аниматоров. «Классического» образования для специалистов туристической и индустрии развлечений, овладения профессиональными знаниями сегодня недостаточно. Немалую роль играют такие черты аниматора, как тактичность и деликатность, коммуникабельность и доброжелательность, умение «слышать» клиента и оперативно реагировать на его проблемы, выносливость и крепкое здоровье. Недаром в ведущих туристических центрах мира пропагандируется как основной принцип анимационной службы Индивидуальный подход в работе с клиентом. Речь идет о праздновании дней рождения туристов, их профессиональных праздников, семейных юбилеев, личных значимых событий, о гибких льготные системы. Главной проблемой для молодых специалистов является, как правило, отсутствие практического опыта, гибкости и творческого мышления, неумение использовать приобретенные знания и навыки в практической деятельности.

Поэтому сегодня к организаторам досуга в туристической отрасли предъявляются следующие требования:

  1.  высшее образование,
  2.  опыт работы,
  3.  желание совершенствовать свою квалификацию,
  4.  наличие соответствующих личностных качеств.

С целью повышения квалификации организаторов досуга в туристических комплексах проводятся различные курсы, проектные семинары, практикумы, тренинги, действуют творческие лаборатории и школы.

Как правило, анимационную службу туристического комплекса возглавляет менеджер-аниматор, в подчинении которого находятся методисты-аниматоры, организаторы-аниматоры и аниматоры-исполнители (рис 1).

Рис. 1.  Типовая организационная структура анимационной службы отеля

Содержание и характер деятельности анимационной службы, работа ее различных отделов зависят от задач и возможностей туристического комплекса.

Целесообразным является создание:

  1.  Спортивного отдела для организации рекреационных, физкультурно-оздоровительных мероприятий, досуга на пляжах, спортивных площадках, в бассейнах;
  2.  Мини-клуба для организации детского досуга;
  3.  Шоу-отдела для проведения развлекательных и зрелищных мероприятий;
  4.  Культурно-художественного отдела для организации творческих акций, кружков декоративно-прикладного искусства, художественных проектов;
  5.  Туристско-экскурсионного отдела для организации экскурсий, путешествий к историческим памятникам.

Менеджер-аниматор несет ответственность за:

  1.  систематическое и своевременное изучение социально-культурных запросов различных групп населения;
  2.  разработку и реализацию социально-ориентированных программ и проектов досуга;
  3.  изучение инновационных технологий досуга и их использования в работе с клиентом;
  4.  прогнозирование использования потенциала досуга в туристической отрасли;
  5.  эффективное управление анимационной службой учреждения;
  6.  внедрение педагогических методик для обеспечения культурного, декоративно-прикладного, эстетического творчества человека, раскрытия его рекреационного потенциала;
  7.  инициативность и творчество анимационной команды;
  8.  работа с коллективом и с людьми разного возрастного, образовательного, культурного, социального, полового, профессионального статуса;
  9.  реализацию стратегии развития туристического комплекса, а не только службы досуга организации.

Главной задачей методиста-аниматора является методическое обеспечение мероприятий, акций и программ, а также подготовка и разработка сценариев, их качественная реализация. Помогает методисту-аниматору организатор-аниматор, который обеспечивает организационный процесс анимационной деятельности гостиницы.

Чтобы выполнить задач организатор досуга должен знать основы социологии, педагогики, психологии, экономики, права, управления, режиссуры, культурологии; владеть навыками и умениями работы с различными социально-демографическими категориями населения; иностранными языками, знать культуру и традиции других народов. Такие требования к специалисту объясняются, прежде всего, тем, что ему приходится работать одновременно с туристическими группами, члены которых отличаются по возрасту, образованию, социальному положению, религиозными взглядами, профессией.

Посетителей туристического комплекса классифицируют по следующим признакам:

  1.  по возрасту (дети, подростки, молодежь, взрослые, пожилые и «золотого» возраста),
  2.  по полу (мужчины и женщины),
  3.  по религиозным взглядам (атеисты, православные, католики, мусульмане),
  4.  по профессиональной принадлежности (военные, учителя, художники, архитекторы) и др.

Распространенной в организации досуга является классификация туристов по возрасту, хотя надо учитывать и другие признаки (национальные особенности, интеллектуальный потенциал, материальное обеспечение, срок отдыха).

Значительную часть посетителей туристических комплексов составляют семьи. Семейный досуг имеет свои особенности, популярные формы. Важной задачей туристических комплексов является организация детского досуга отдельно от родителей. Для этого при туристических комплексах, гостиницах, курортах создаются детские клубы (мини-клубы, юниор-клубы), которые работают с детьми в течение дня. Обычно, детский клуб располагается в помещении, оборудованном детскими тренажерами, игровыми устройствами, другими техническими средствами. Для родителей важнейшими в работе с детьми является гарантия безопасности жизни и здоровью ребенка, благоприятная психологическая атмосфера. Поэтому работники детских клубов должны иметь педагогическое образование и опыт работы с детьми, уметь оказать необходимую медицинскую помощь, быть коммуникабельными, внимательными, чуткими. Для подготовки работников детских центров, действующих в туристических комплексах, проводятся практические курсы по режиссуре, разработки игровых программ, организации детского досуга, сценариев, техники безопасности. Большое значение для успешной деятельности такого клуба имеют рекламные кампании - анонсирование мероприятий, которые состоятся в ближайшее время, объявления по радио, информационные буклеты, видеоматериалы, сообщения в местах скопления людей. Организуя досуг детей, необходимо учитывать язык, на котором общается ребенок, его возраст, климатическую адаптацию, другие физиологические и психологические особенности. Популярными в детских клубах есть тематические дни: День Нептуна, День имени, Солнечный день, День маленького путешественника, День спорта и др.

Среди туристов довольно много студентов. Туристический досуг студентов способствует возрождению культурных традиций, раскрытию творческого потенциала молодежи, удовлетворению культурных, познавательных, рекреационных потребностей молодежи. Надо учитывать, что молодежь является активной и динамичной социально-демографической группой населения.

ПРОГРАММЫ ДОСУГА в туристических комплексах можно условно классифицировать по следующим признакам:

  1.  месту проведения - парковые, клубные, гостиничные;
  2.  возрасту участников - детские, юношеские, молодежные, для взрослых, пенсионеров;
  3.  радиусу действия - районные, местные, муниципальные, международные.

Общепризнанным считается классификация программ досуга по направлениям деятельности:

  1.  рекреационно-оздоровительные (дискотеки, танцевальные вечера, развлекательные программы и вечерние шоу, карнавалы, рыболовство, игровые конкурсы, спортивные соревнования);
  2.  спортивные (путешествия, соревнования, велоспорт, плавание, экскурсии, путешествия);
  3.  культурно-художественные (представления, выставки, концерты, вернисажи, фольклорные акции, художественные программы, посещение музеев, галерей);
  4.  образовательные (лекции, занятия по интересам, встречи, интеллектуальные игры, викторины, фестивали).

Программа досуга должна включать разнообразные по форме и содержанию мероприятия, которые привлекали как можно больше участников. Разработка и подготовка такой программы охватывает несколько этапов:

  1.  формирование замысла,
  2.  планирования программы,
  3.  реализацию и
  4.  завершение.

Формирование замысла программы досуга. Главную роль на этом этапе играют специалисты-аниматоры - инициаторы проекта, их умение проанализировать целесообразность проведения конкретного мероприятия, определить пути его эффективной реализации. На этом этапе целесообразно проанализировать характер целевой аудитории (возраст, пол, социальный статус, профессиональную принадлежность, национальность, стиль и темп жизни, состояние здоровья, активность) сформулировать четкие задачи и цели мероприятия, определить место и время его проведения (в закрытом помещении, под открытым небом, на площадке, на воде); осуществить предварительные расчеты затрат; распределить функции и обязанности между членами анимационной команды.

Планирование программы предполагает определение средств, форм и методов достижения цели, источников материально-технических, кадровых, финансовых и других ресурсов для эффективного воплощения замысла, рекламную кампанию, проведение репетиций.

Реализация программы заключается в целостности, их значимости, контроле за выполнением программы, мониторинга, оценке программной деятельности, анализе собранной информации, нормировании процесса выполнения программы.

На этапе завершения программы достигнутые цели сравнивают с запланированными, анализируют выявленные расхождения и выясняют их причины, изучают восприятие программы туристами.

Рост популярности туристического досуга обусловило развитие «курортной рекреации». Туристические комплексы и курорты начали использовать заведения досуга, в частности курортные клубы как такие, которые способствуют росту доходности учреждения, на территории которой они функционируют.

Члены курортного клуба могут использовать для своего отдыха любые услуги, предоставляемые курортом. Такие клубы могут создаваться при поддержке курорта или по инициативе местной общины, арендуя помещения, земельные участки, спортивные площадки на территории курортной зоны. Единой схемы создания и правил функционирования курортных клубов не существует: на одном курорте члены клуба могут проводить несколько дней или недель ежегодно и только в это время пользоваться услугами досуга, на другом - посещать клуб регулярно. На эффективность клубной работы влияет детальный анализ рынка и групп общественности, на которые будет ориентироваться клуб. Основными клиентами клуба могут быть: местное население, туристы, совладельцы курорта.

Членство в клубе, прежде всего, покупают те, кто отдыхает на этом курорте довольно часто или находится на нем относительно долго, особенно, если членство предоставляет более широкие альтернативы досуга. Потенциальными членами клуба могут быть и местные жители. Заинтересовать эту группу посетителей можно только при условии соответствия услуг их потребностям и запросам. Поэтому клуб должен выгодно отличаться от других местных досуговых организаций комплексностью и качеством обслуживания.

Важными критериями удачно подготовленной программы клубного членства является:

  1.  ограниченное количество членских мест в клубе, право передачи или продажи членства другому человеку при определенных условиях;
  2.  оригинальность концепции досуга клуба.

Ограниченное количество членских мест повышает ценность членского места в глазах потенциальных посетителей. Их оптимальное количество зависит от социально-демографической ситуации, привлекательности курорта и клуба. Возможность продать членство также существенно влияет на популярность клуба, ведь человек готов заплатить вдвое больше, если он знает, что может вернуть себе эти средства, продав членское место другому.

Концепция досуга, которой придерживается клуб, содержит определенные организационные правила, главными из которых являются:

1. Работники клуба должны четко осознавать разницу в заинтересованности членов клуба и посетителей курорта. Члены клуба отдают предпочтение частным учреждениям в сравнении с местами отдыха общего пользования. Однако посетители курорта также не хотят чувствовать себя такими, которые не принадлежат к группе «избранных», и надеются на качественный и интересный отдых.

2. Правильно составленные расписания игр, посещение бассейна, гольф-клуба, спортивных площадок способствуют росту популярности курортного клуба, позволяют избежать возможных конфликтов между членами клуба и другими посетителями. Атмосферу «исключительности» можно создать, открывая для членов клуба отдельные комнаты для отдыха, столовую, раздевалки с индивидуальными шкафами и др.

3. Улучшить качество обслуживания может консультационный комитет, созданный из членов клуба. Как правило, деятельность курортных клубов их члены не контролируют, потому что они приезжают на курорт время от времени, а не находятся на нем постоянно. Систематическое сотрудничество персонала клуба с членами консультационного комитета позволит учесть советы и рекомендации по улучшению клубной деятельности. Такие встречи помогают гибко реагировать на потребности членов курортного клуба.

Итак, в современной туристической деятельности развиваются два направления:

  1.  количественное - строительство новых туристических центров, реконструкция старых зданий;
  2.  качественное - организация обслуживания досуга.

Если раньше для успеха туристического заведения имели значение его удачное географическое расположение, качество питания, условия проживания и достаточно ограниченный выбор экскурсионных мероприятий, то сегодня потребности человека в отдыхе, рекреации, развлечениях, положительных эмоциях требуют нового философского подхода к организации досуга в туристических комплексах. Службы досуга играют важную роль в функционировании туркомплекса на современном рынке индустрии досуга.

Обычно клиентами туристических комплексов являются люди, которые хотят не только физически и психологически расслабиться, восстановить свои внутренние силы, но и получить положительные эмоции, неожиданные, приятные впечатления, хотя бы на время забыть о будничных хлопотах. Если в 80-90-х годов XX в. индустрия туризма ориентировалась, прежде всего, на строительство новых гостиниц и гостиничных комплексов, то сейчас акцент на создании многопрофильного туристического продукта.

Среди основных принципов обслуживания досуга в туристических комплексах можно выделить следующие:

  1.  индивидуальный подход,
  2.  комплексность в организации мероприятий,
  3.  систематичность мероприятий и их целеустремленность,
  4.  свобода выбора и добровольность участия,
  5.  театрализация,
  6.  синтез всех видов искусств.

Сложность подготовки специалиста-аниматора по организации туристического досуга заключается в том, что характер профессиональной деятельности требует от него широкой эрудиции: от знания основ социальной и культурной политики государства, общей организации системы социального обеспечения к специфике функционирования инфраструктур досуга и туризма, от демографических особенностей к конкретным методам работы с различными слоями населения. Специалист по туристическому досугу должен быть физически выносливым и здоровым, уметь переносить психические нагрузки, обладать многими профессиональными навыками, чтобы решать проблемы по социологии культуры, педагогики, психологии, социальной работы.


МУЗЕИ КАК ЦЕНТРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА

С конца XX в. универсальной модели музея в зарубежных странах считается «открытый музей», то есть культурно-образовательный комплекс музейного типа, который, кроме функции музея (сбор фондов, их сохранения, экспонирования), выполняет образовательные, воспитательные и развлекательные функции.

До недавнего времени в заграничных музеях культивировались традиционные формы экспонирования (стеклянные витрины, однообразные сведения об авторе и его произведения), подробную же информацию можно получить на экскурсии. Культурно-просветительская деятельность музеев претерпела существенные изменения: образовательная и воспитательная функции реализуются в образовательных программах, культурных акциях, сотрудничества с учебными заведениями; развлекательная функция - в активном участии личности в творческих мастерских, клубах, вечерах отдыха, концертах, в созданных на территории музеев коммерческих структурах: ресторанах, барах, торговых палатках. Постепенно музеи становятся составной индустрии досуга.

Зарубежные музеи пытаются организовать свою работу так, чтобы посетитель мог ознакомиться с любой экспозицией самостоятельно, не ожидая экскурсий. Способы предоставления информации:

  1.  этикетировка,
  2.  путеводители и брошюры по конкретным экспозициям,
  3.  магнитофонные записи,
  4.  видеоматериалы,
  5.  компьютерные программы.

Перепечатка, записи и видеодокументы, использование копий, муляжей, виртуальных эффектов на этнографических и природоведческих выставках позволяют посетителям музея стать активными участниками процесса.

Немалую роль в музейных учреждениях начали играть музейные смотрители, которые не просто следят за порядком, а могут квалифицированно отвечать на вопросы о выставке, экспозиции, отдельном музейном экспонате, являются посредниками между посетителями и научными работниками.

Интеграция музеев в сфере досуга проявляется в следующих формах:

  1.  создание в музейных учреждениях функциональных помещений для проведения мероприятий досуга - концертных залов, клубных комнат, смотровых площадок, аттракционов, игровых уголков;
  2.  проникновение «индустрии досуга» в музеи - открытие магазинов, сувенирных достопримечательностей, кафе, аренда музейных помещений для проведения рекреационных и развлекательных мероприятий;
  3.  использование в музейной деятельности таких форм работы, как кружки, хобби-группы, театральные, музыкальные, литературные студии, организация праздников, тематических вечеров, конкурсов, фестивалей, творческих лабораторий.

Методами активизации участия населения в культурно-развлекательных мероприятиях являются:

  1.  организация дней культуры, художественных фестивалей, городских праздников;
  2.  организация выставок живописи, истории, архитектуры;
  3.  создание «искусствотек»;
  4.  систематические трансляции художественных радио-и телепередач;
  5.  совершенствование маркетинговой деятельности музеев;
  6.  активизация участия молодежи через образовательные, культурно-художественные, разрешительные проекты;
  7.  реализация образовательных и культурных программ для взрослых;
  8.  создание условий для доступа к музейным ценностям инвалидов - предоставление системы льгот для волонтеров.

Так, в 1997 г. в Лос-Анджелесе (США) открылся новый музей - Центр Гетти (Дж. Поль Гетти - нефтяной магнат. Умер 1976 Завещал музею 700 млн долл. За время управления фондом Гетти Гарольда М. Уильямса эта сумма выросла до 4 млрд долл. Сегодня Центр Гетти считается одним из самых богатых музеев мира), построенный по проекту известного американского архитектора Ричарда Мейера как воплощение концепции «идеального» коммуникативного пространства. Основная идея музейного проекта заключалась в использовании света и пропорций экспозиционного пространства для организации оптимального восприятия произведений искусства. Сейчас в Центре действуют:

  1.  Исследовательский институт истории искусства и гуманитарных дисциплин,
  2.  Институт консервации,
  3.  Институт подготовки руководителей музейного дела,
  4.  Институт грант-программ,
  5.  Институт информации и Институт художественного образования.

И хотя музейный центр должен работать прежде всего с поклонниками высокого искусства, работники музея приложили немало усилий, чтобы привлечь к его деятельности широкие слои населения, выбрав тактическим приемом своей деятельности популяризацию.

Такая музейная политика является сегодня органичной в ​​контексте общей мировой тенденции и направлена ​​на расширение круга посетителей. Реализуется она через специальные программы для различных социально-демографических групп, образовательные акции, работу информационных комнат, «семейных» центров, мероприятий досуга, наконец, просто через общение с друзьями в кафе или ресторане музейного учреждения.

Итак, современные музеи являются культурно-художественными ЦЕНТРАМИ ДОСУГА. В них работают социальные отделы, службы досуга, создаются художественные объединения.

  1.  Так, в штате Нью-Джерси (США) создан специальный центр, который организует семейный досуг, выступления музыкальных коллективов, специальные программы для жителей отдельных микрорайонов.
  2.  Центр имени Кеннеди (Вашингтон) содержит сувенирные магазины и рестораны, систематически проводит бесплатные культурно-художественные и развлекательные мероприятия для молодежи.
  3.  Выставочный комплекс «Тейт-Модерн» (Великобритания) имеет экспозиционные залы, магазины, сувенирные лотки, кафе, смотровые площадки, зрительный зал.
  4.  Музей науки (Испания) имеет компьютерный планетарий, выставочные залы, зрительный зал, мастерскую для школьников, учебные аудитории.

Точка зрения:

А) Одновременно в зарубежных странах большое количество людей не одобряет превращение музеев и художественных центров в центры досуга, считая, что такие методы работы являются целесообразными в бизнесе, а привлечение посетителей к художественным учреждениям путем организации досуга заставляет воспринимать искусство как средство развлечения, а не как духовное обогащение личности, использование музейных методов работы в учебном процессе педагоги-консерваторы рассматривают как пустую трату времени, отвлечение от занятий, преобразование музея в «супермаркет» или «парк аттракционов», в котором собственно музей играет роль рекламного средства. По их мнению, цель посещения музея должна совпадать с целью его создания и функционирования - непосредственным общением с памятниками истории и культуры.

Б) Сторонники функционирования музея как центра досуга, наоборот, считают, что музеи, не способны принимать и обслуживать посетителей различных социально-демографических групп, сознательно ограничивают свои возможности привлечения дополнительной аудитории и не способствуют расширению доступа населения к художественным ценностям. Интеграция музейной педагогики и педагогики досуга, по их мнению, способствует гармонизации личностного развития человека; формирует ее историческое сознание, творческое восприятие действительности, развивает научное мировоззрение и культуру.

Рост требований к деятельности музеев при одновременном усложнении экономических условий побуждает музейных работников к поиску дополнительных источников финансирования, без которых музеи не способны пополнять свои коллекции, содержать выставочные залы, использовать новейшие технологии работы с общественностью. Обычно финансовые затраты музеев значительно превышают государственные субсидии, поэтому параллельно с культурной деятельностью они осуществляют коммерческую, осваивают вспомогательные виды деятельности: организуют досуг, образовательные мероприятия, торговлю, открывают кафе, бары и рестораны.

Результатом сотрудничества музеев и коммерческих структур становится внедрение музеями различных премий, финансируемых коммерческими структурами и направленными на повышение популярности музея и увеличения его посещаемости.

Своеобразную форму сотрудничества со взрослым населением предлагают музеи Великобритании: в Британском музее можно арендовать помещение для частных приемов, торжественного обеда или вечера отдыха. Досуг можно организовать в Египетской галерее скульптур, Египетской галерее мумий, Античном зале, специальных помещениях музея. Музей Виктории и Альберта предлагает отдохнуть в зале английского художника, писателя, теоретика искусства Уильяма Морриса; пообщаться с друзьями под открытым небом в Саду Шрелли. Королевская Академия искусств обслуживает корпоративные вечеринки. Обслуживание предполагает общение гостей экскурсию по Академии и торжественный обед. Такие услуги предоставляют и другие музеи страны.

Основными источниками дополнительных финансовых поступлений музеев:

  1.  продажа репродукций, каталогов выставок, открыток, книг, видеоматериалов;
  2.  работа кафе, ресторанов, баров;
  3.  аренда помещений музея для проведения коммерческих выставок, встреч, вечеров отдыха;
  4.  выполнение музеями социально-культурных заказов юридических и физических лиц;
  5.  сбор пожертвований через средства массовой информации (телемарафоны, радиоконкурсе т.д.).

Современные музеи вынуждены разрабатывать маркетинговые стратегии для создания собственного имиджа и привлечение внимания населения к своей работе. Эффективными признаются популяризация логотипа музея на афишах, транспортных средствах, рекламных проспектах, рекламные акции, презентации культурной продукции, систематическое изучение потребностей населения и мотиваций социальных групп к участию в музейной деятельности и т.п.

Подобные методы позволяют повысить конкурентоспособность музейных программ, успешно использовать в своей деятельности рыночные механизмы, уменьшать производственные затраты.

Государственными программами в области культуры многих стран предусмотрено создание музейных центров в старинных дворцах, замках и монастырях. Вследствие сочетания памятников прошлого с современными технологиями отдыха и общения появились «экомузеи» - учреждения культуры нового типа, учитывающие историческую, географическую, культурную специфику конкретного региона и выполняют культурно-образовательные, воспитательные, рекреационные и коммуникативные функции. Известными примерами таких музеев Экомузей в Лондоне (Великобритания), музей городского типа Крезо-Монто ла Мин (Франция).

В зарубежных странах все чаще музеи, картинные галереи, культурные центры размещаются в старых помещениях фабрик, заводов, электростанций, складов и т.д. Например,

  1.  фабрика по производству хрусталя (Бургундия, Франция) реконструирована в промышленный музей «ЕкомюзеЛеКрезо»,
  2.  на территории заброшенной верфи в Ливерпуле (Великобритания) расположился культурно-художественный центр «Альберт Док»;
  3.  в помещении бывшей электростанции в Бенксайди (Лондон, Великобритания) размещен выставочный комплекс национальной галереи Тейт – «Тейт-модерн»;
  4.  римские катакомбы отреставрированы для Музея современного искусства (Италия);
  5.  во французском городке Мюлуз на территории бывшей текстильной фабрики открыт музей старинных автомобилей «Мюзэ Насиональ дель Ото-мобиль»;
  6.  вокзал Орсэ (Франция), как образец железнодорожно-транспортной архитектуры конца XIX в., переоборудован в Музей д'Орсе.

В разных странах мира музеи используют различные технологии и методы организации досуга, чтобы по-новому раскрыть роль искусства и культуры в технологизированном обществе, взаимодействие культур и их развитие, ценность самобытных локальных народностей.

Мероприятия досуга музеи реализуют с использованием различных МЕТОДОВ - обучение путем творческой деятельности, ролевых игр, метода экспериментального обучения. Эти методы можно разделить на две группы:

  1.  импрессивные методы (от лат.Impressio - впечатления, переживания) направлены на восприятие посетителями музея форм досуга;
  2.  экспрессивные методы (от лат. Expressio - выражение) предусматривают создание ситуаций, в которых посетители музеев становятся участниками конкретного мероприятия.

Так, экспериментальная программа Кобленцкого музея «Построение игрушечного дома из пемзы» рассчитана на детей 5-10 лет и предусматривает различные мероприятия: изготовление собственноручно брикетов из пемзы и коллективную разработку проекта игрушечного дома, рассказы о жизни и профессию строителей, встречи со специалистами отрасли, праздничные мероприятия, посвященные завершению строительства.

Во время школьных каникул музеи, художественные галереи, выставочные центры проводят творческие акции, концерты, лекции, киновечера, организуют передвижные выставки, игровые конкурсы и соревнования.

Образовательные и научные программы музеев разрабатывают и для студенческой молодежи. При этом нельзя забывать, что музей - это не только место, где хранятся большие художественные коллекции, музей является научным учреждением, центром распространения знаний, в котором хранятся архивы, справочная документация, научная литература и др. Распространенными формами работы музеев со студенческой аудиторией является проведение совместных научных исследований, этнографических экспедиций, археологических раскопок, подготовка научных публикаций.

Относительно новым направлением музейной деятельности стала работа с социально незащищенными слоями населения. С этой целью в музеях созданы комитеты, группы советников и консультантов. Для централизации музейных услуг в Нью-Йорке, например, создан консорциум доступных музеев, осуществляющий информационную деятельность, который предоставляет консультации, создает консультативные советы. Зарубежные музеи предлагают свои услуги для людей с различными физическими и умственными недостатками (доступные виды информации, экскурсии на языке жестов, световые указатели и сигнализации, знаковая символика, экскурсии для слепых, мастерские, трапы, пассажирские лифты и др.). Впервые программа арт-терапии для инвалидов была реализована в музеях Нью-Йорка еще в 1944 г. по инициативе Музея современного искусства и Центра искусств ветеранов войны. С 1972 г. проводят «экскурсии на ощупь» (thetouchtour), выпускают брошюры шрифтом Брайля, осуществляющих подготовку персонала для работы с инвалидами, создают группы «Художественное образование для слепых». Сегодня Музей современного искусства сотрудничает с Еврейским гильдией слепых Лекарственным аудиторией, Британской ассоциацией художественных терапевтов, Обществом слепых художников, другими организациями инвалидов.

В Великобритании действуют Музейная и Галерейная ассоциации, изучающие возможности расширения доступа к музейных учреждений различным слоям населения, поддерживают связи с организациями инвалидов, школами, социальными службами, молодежными организациями.

Вокруг большинства музеев собираются «друзья» - люди, которые в свое свободное время помогают музейным работникам. Волонтеры работают в музеях, выполняя разную работу: кассира, дизайнера, экскурсовода, воспитателя, программиста, художественного руководителя, консультанта, администратора, социолога. Такую помощь музеи рассматривают как основной ресурс организации, как источник жизненной силы культуры и искусства.

Добровольные помощники музея не только помогают работникам музейных учреждений, но и создают собственные. Общество «Друзья Лувра», созданное еще в 1897 г., насчитывает сегодня 35 тыс. членов. Волонтеры покупают для музея картины, обеспечивают проведение променад-концертов, детских праздников, выступлений оркестров, маркетинговых мероприятий, обслуживают зрителей в буфетах, выполняют канцелярские работы.

Приоритетными в музейной деятельности остаются образовательные программы для подростков, целью которых является культурное развитие детей, углубление их знаний об истории своей страны, ее искусстве, литературе, народном творчестве на основе первоисточников, а не учебников. Музеи тесно сотрудничают с общеобразовательными учебными заведениями, а подростки регулярно посещают музейные залы.

Посетителям (и не только детям) разрешается ближе познакомиться с некоторыми музейными экспонатами: примерить старинную одежду, смастерить по древним схемам предметы быта, разработать родовой герб, посмотреть тематические видеоматериалы, поработать с изделиями из стекла и фарфора, создать новый экспонат (модель, рисунок, схему).

Специальные образовательные программы разрабатываются с учетом возраста и развития детей и подростков и реализуются в таких формах работы, как экскурсии», семинары, диспуты, исследования, наблюдения, ролевые игры, театрализованные представления, тренинги. Например, образовательные проекты современного музея «Центр Магна» для детей предлагают историю познания Земли, Воды, Воздуха, Огня, раскрывают прикладное значение науки, ее влияние на окружающую среду, анализируют развитие промышленных ценностей и экологических проблем человечества. Интерактивное оборудование Центра позволяет разнообразить традиционные экскурсии виртуальными путешествиями: «побывать» в шахте, почувствовать себя в роли горняка, наблюдать формирование современного ландшафта страны, извержение вулкана, посетить кузницу или электростанцию, оказаться в долине гейзеров или на максимальной глубине Мирового океана.

Использование педагогического потенциала музеев в иностранных странах не является инновацией. Популярностью пользуются воспитательные системы Германии (проекты «Город для детей - город для всех», Хертен, «Город как школа», Берлин, межведомственные музейно-педагогические программы Гамбурга и Штутгарта, «Мини-Мюнхен», Мюнхен) Нидерландов (проекты «Город-музей», «Наше будущее: Нидерланды-2050») Австрии («Вена – молодым», «Живописный город») Северной Ирландии («Культурное наследие», «Образование для взаимопонимания») и др.

Перечисленные проекты музейные работники реализуют вне музеев и имеют целью научить ребенка воспринимать действительность, самостоятельно осваивать культурное наследие, понимать взаимосвязанность исторических эпох, усваивать навыки межличностного общения.

Итак, основными тенденциями развития музейного дела являются:

  1.  интеграция музейных программ в сфере досуга;
  2.  сохранение и популяризация жизни местных культурных общин и их самобытности на фоне глобализации;
  3.  обогащение духовной жизни человека путем активизации связи «искусство - история - индивидуальный опыт»;
  4.  развитие виртуальных музеев и мультимедийных проектов, укрепляющих контакты со зрительской аудиторией и позволяющих посетителям знакомиться с коллекциями музеев разных стран;
  5.  расширение музейной деятельности за пределы музейного учреждения, в регионы страны;
  6.  развитие музеев как туристических объектов.

  1.  

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА В ПАРКАХ

Неотъемлемой составляющей досуга является организация отдыха в парках, которые в конце XX в. превратились в социально-педагогические комплексы, выполняющие просветительскую, рекреационную, социальную, воспитательную, культурную, экологическую функции.

Парковые комплексы предлагают большой ассортимент услуг:

  1.  творческие мероприятия,
  2.  гольф,
  3.  теннис,
  4.  велосипедные прогулки,
  5.  плавание,
  6.  экскурсии,
  7.  игровые площадки для детей,
  8.  культурно-художественные клубы,
  9.  группы здоровья.

В парках используются различные формы организации досуга: представления балета на воде, вечера отдыха для взрослых, игровые конкурсы, спортивные соревнования, рекреационные программы.

Проблемами эффективной деятельности парков в современном мире занимаются ученые и практики различных сфер жизнедеятельности общества: экономисты, работники лесного хозяйства, философы, социологи и, безусловно, педагоги. Зарубежные ученые изучают экологическое воспитание детей средствами парковой работы, раскрывающие специфику проведения парками образовательных проектов, осуществляют социологическое исследование парковой проблематики, разрабатывают учебные программы для школьных групп в парках.

Главные вопросы развития парков решаются на международных конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, проводимых Международной ассоциацией социологов, Международной службой тематических парков, Международной ассоциацией развлекательных парков и аттракционов. В каждой стране действует организация, приоритетными задачами которой являются изучение парковых проблем - Национальная ассоциация парков и рекреации (США), Национальный фонд рекреации и туризма (США), Институт управления в сфере досуга и развлечений (Великобритания), Ассоциация руководителей муниципальных парков и садов (Нидерланды), Фонд парков и рекреации (Япония) и др. Они выполняют значительную информационную, методическую и научную работу по вопросам досуга: издают журналы, содержат центры повышения квалификации специалистов, сотрудничающие с рекреационными и развлекательными заведениями разных стран мира.

В специализированных изданиях освещаются вопросы взаимосвязи между посетителями парка и природной средой, парком и городом, материально-техническим оснащением и парковым обслуживанием различных социально-демографических групп населения, раскрывается роль парка как центра досуга, анализируется опыт деятельности парков в разных странах мира, способы привлечения инвестиций, организация научно-исследовательской работы в парках, прогнозирования парковой работы, перспективы развития парковой индустрии.

Парковая сеть современности представлена ​​парковыми учреждениями, которые классифицируют по территориальным и функциональным признакам.

По территориальному признаку различают:

  1.  государственные парки,
  2.  парки штатов (земель, муниципалитетов, округов),
  3.  городские парки.

К государственным паркам относятся национальные, этнографические, ландшафтные, военные парки, государственные заповедники, парки национальных сражений, морские побережья, национальные зоны отдыха, зоны сохранения природы, парки-памятники культуры, мемориалы. Государственные парки открывают на своей территории музеи, выставочные залы, обустраивают лужайки для лагерей, организуют туристические походы, экскурсии, экспедиции, охота, плавание и др.

Парки штатов, земель, муниципалитетов, округов ориентируются на обслуживание населения конкретного штата и содержатся на средства городских органов власти. Ценность таких парков определяется концепцией досуга, культурным значением и туристической привлекательности для посетителей.

Городские парки зачастую предназначены для прогулок и отдыха, для развития эстетических вкусов человека, его экологической культуры, для улучшения его досуга. В городских парках посетители могут играть в гольф или теннис, кататься на лодке, вкусно поесть в ресторане, принять участие в театральном действе, послушать музыку, посетить ярмарку или выставку. Действенным методом развития городских парков считается взаимосвязь ландшафтного проектирования и охраны окружающей среды (примером может быть центральный парк Стамбула в Турции, который имеет один из самых богатых по видам растений в мире сад). Ценность городских парков определяется возможностями отдыха на природе для городского населения, положительным влиянием парка на общую экологическую ситуацию в городе, историческими и культурными достопримечательностями.

По функциональным признакам парки разделяют на:

  1.  специализированные (спортивные, исторические, детские, зоологические),
  2.  многофункциональные (парковые комплексы, тематические парки).

Особую популярность в мире получили тематические парки. На их развитие существенно повлияла диснеевская концепция парка («Диснейленд» открыт в штате Калифорния, США, 1955 г.). Модель «Диснейленда» распространилась во многих странах мира - Франции, Японии, Германии, Испании.

Диснеевская концепция паркового досуга предусматривает:

  1.  высокий эстетический уровень парковой среды;
  2.  квалифицированный персонал и соответствующее качество работы;
  3.  единство всех элементов парковой территории (природы, сооружений, экскурсионных троп, тематических зон, дизайна, торговых центров) и их подчиненность одной цели;
  4.  организацию досуга семьи, а не только отдельных ее членов;
  5.  строгое соблюдение правил поведения в парке (запрет курить, употреблять алкогольные напитки, прогуливаться без обуви, иметь неопрятный внешний вид и т.д.);
  6.  сочетание различных видов и форм деятельности;
  7.  своевременный учет желаний и потребностей посетителей и их качественное удовлетворение;
  8.  постоянные технические усовершенствования, обновление тематических мероприятий и спектаклей.

Главной особенностью тематических парков является подчинение всех составляющих парка (аттракционов, мероприятий, рекреационных программ, аллей, площадок, спектаклей) определенной теме. Тематические парки имеют на своей территории центры, музеи, мини-парки для детей («Сказочные уголки»), клубы для лиц пожилого возраста, педагогические лаборатории, учебные мастерские. Популярны так называемые приключенческие площадки, обустроены с использованием природных ресурсов-источников, водоемов, скал, растительности и соответствующих технических средств - пожарных машин, мини-мастерских, старых самолетов, поездов и т.д.

Чтобы привлекать посетителей, парк должен быть оснащен высококачественной техникой, зрелищными эффектами, быть оригинальным. Так, «Порт Авентура» (Испания) имеет пять тематических площадок - Средиземное море, Полинезия, Китай, Мексика, Дальний Восток, «МифическаяЗемля» воссоздает атмосферу древних цивилизаций Средиземного мира, «Город Досуг» - специфику Голливуда. В Германии открыт парк, посвященный кинокомпании «Уорнер Бразерс», - «Киномир Уорнер Бразерс». На его территории расположены аллея парка «Бермудский треугольник», сеть ресторанов, аттракционов, театр, сцены для зрелищных шоу. Особенностью парка является то, что аттракционы парка, его зоны отдыха организованы и оборудованы как картины из известных кинофильмов («Смертельное оружие», «Полицейская академия», «Бэтмен» и др.).

Современные тематические парки, которых становится все больше, подразделяются на:

  1.  обзорные,
  2.  парки аттракционов,
  3.  аквапарки,
  4.  парки развлечений,
  5.  пейзажные парки.

Парки развлечений являются своеобразными комплексами с кинозалами, ресторанами, танцевальными залами, детскими парками, площадками, клубами.

Пейзажные парки создаются с учетом особенностей местного ландшафта, подчеркивают его красоту, сохраняют естественное многообразие. Образцами таких парков является «Парк богов», «Мир природы», «Королевские владения» (США).

Парки аттракционов («Фантазиленд» в Германии, «Парк мира» в Китае, «Скансен» в Швеции) воплощают концепцию отдыха как участия в различных аттракционах. Развлекательные, образовательные, культурные, экологические программы парков-аттракционов имеют целью оздоровить человека, обеспечить интересный отдых, развить смекалку, ловкость, выдержку, умение ориентироваться на местности с препятствиями, координацию движений, скорость реакции, интуицию. Среди таких аттракционов популярными являются познавательные, игровые, учебные («Вокруг колеса», «Компьютерный бум», «Безопасность дома и на дороге», «Строительство», «Воздух и космос», «Окружающий мир»). Эффективность аттракционов определяется системностью их работы, внешней привлекательностью, надежностью, систематическим совершенствованием.

Аквапарки предлагают посетителям водные виды спорта, бассейны, бани, солярии, подводные театры, аквариумы, дельфинарии, лечебные ванны, фонтаны.

Особую популярность в зарубежных странах приобретают детские парки. Их функциональная особенность заключается в том, что городские дети имеют возможность познакомиться с природой, домашними и экзотическими животными. Педагоги считают, что такое знакомство имеет большое значение для эмоционального, духовного, творческого развития ребенка, особенно городского.

Детский зоопарк в Берлине, кроме озера и вольеров с животными, имеет игровые площадки, бассейн, качели. Детский зоопарк в Вене рассчитан на детей разного возраста: малыши знакомятся с животными, старшие изучают значение животного мира в жизни человека, особенности животной жизни. В зоопарке происходят развлекательные и рекреационные мероприятия для родителей и детей. Детский парк «Атогояма» (Япония) разделен на «городской детский парк» и «природный парк для детей». Он имеет игровую зону, лесную полосу, «площадку мечты», зоологический уголок, театральную сцену. Парк «Миядзаки» (Япония) оборудован аттракционами, детской железной дорогой, игровыми площадками, которые не наносят вреда природе.

Часто детские парки создаются при школах, они предусматривают игровые и спортивные площадки, лужайки для отдыха. Обязательным в таком мини-парке является уголок «нетронутой», дикой природы.

Зарубежные педагоги рекомендуют в воспитании детей-дошкольников можно шире использовать прогулки на свежем воздухе. Они считают, что дети, рождаясь в искусственном мире, среди высотных зданий и автомашин, компьютерных игр и развлекательных телешоу, портят свое здоровье еще в дошкольном возрасте: у них нарушены координация движений, концентрация внимания, обмен веществ, интуиция, ухудшен зрение. Предотвратить эти негативные изменения поможет сближение с природой, пребывание в детских садах и парках, где малыши развлекаются не с куклами и конструкторами, а общаются с живой природой: играют под открытым небом, отправляются на экскурсии.

Итак, детские парки (зоопарки, ботанические сады, спортивные парки, аквапарки, игровые парки, ландшафтные микропаркы) в сфере досуга зарубежных стран занимают важное место.

Социологические службы парков систематически изучают запросы посетителей, их желания и потребности, в частности, связанные с осмотром природных и исторических мест. Это позволяет усовершенствовать систему управления национальными парками, повысить квалификацию экскурсоводов, углубить просветительскую работу, обеспечить посетителям надлежащий отдых. На основании социологических исследований формируются требования к плану работы и организации парковых мероприятий, разрабатываются методы и приемы работы с детьми, организации семейного отдыха, обслуживания престарелых. Социологические исследования выявляют, насколько удовлетворен (не удовлетворен) спрос посетителей парка, анализируют взаимосвязи между населением и персоналом парка, информируют о потребности посетителей.

Итак, современные парки имеют много задач, направленных на эстетическое развитие личности, ее экологическое воспитание, формирование ценностных ориентаций. Но главной функцией парков является защита флоры и фауны, сохранения памятников истории и культуры родного края. Особенно это касается национальных парков.

Например, в национальных парках США успешно действует программа «Юный Рейнжер», рассчитанная на детей 5-12 лет. Ее главная цель - воспитание у детей уважительного отношения к природе, осознание значения своего вклада в ее охрану. Программа, кроме образовательных, имеет еще и профориентационные задачи. Парки издают учебно-методическую литературу (методические рекомендации, книги-буклеты, специальные газеты и журналы), в которой освещаются взаимосвязь живых организмов с окружающей средой, особенности развития животных и растений, их применения в жизни. Методическая литература содержит и практические задания для приобретения детьми умений работать с картами-схемами парковой территории, ориентироваться среди экскурсионных объектов, смотровых площадок, мест для пикников, уметь рассчитать расстояния и определить направления на местности, составлять фенологические календари и календари природы. Детям предлагаются тестовые задания, кроссворды, описания, раскрывающие правила поведения человека на природе, знакомят с Красной книгой своего региона, страны, раскрывают специфику природных комплексов, их биологическое разнообразие, пути сохранения экосистем.

Парковая программа предусматривает ознакомление детей с природой своей страны и методами работы, направленными на охрану ее территорий, наблюдение за природными явлениями, просмотр видеоматериалов, участие в игровых конкурсах, экологических экскурсиях, путешествиях, а также оказание помощи животным, уборке мусора, очистке захламленных земельных участков. По завершении проекта дети получают удостоверение и нагрудные значки «Юный Рейнжер парка».

Среди отдыха программ эколого-образовательного направления, реализуемых в иностранных парках, известны такие комплексные проекты: «Новости океана», «Дикая природа», «Экология Аляски», «Экономика и окружающая среда», «Друзья Маленького принца Земли» и др. Такие проекты являются эффективным средством организации взаимодействия детей всех возрастных групп с окружающей средой. Они выполняют учебную, воспитательную, развивающую функции и предусматривают такие формы работы: экологические игры, театрализованные представления, конкурсы, лекции, экскурсии, туристические походы, наблюдения, музыкально-литературные композиции, праздники (День защиты зеленой елки, День птицы, День леса).

Так, экологически образовательный проект «Экспедиция: Йеллоустон» рассчитан на подростков и осуществляется при участии Службы национальных парков США, Международного фонда дикой природы, Организации национальных парков США и Ассоциации Йеллоустон. Проект включает несколько подпрограмм, в которых раскрывается геологическая история Йеллоустона, разнообразие его животного и растительного мира, роль человека в Йеллоустоне, история создания и развития парка, прогнозы и перспективы функционирования парковой территории.

Знакомству с парком предшествует теоретическое изучение темы, самостоятельное выполнение практических задач, а уже в условиях самого парка - освоение техники туризма, оказание медицинской помощи, приготовление пищи в полевых условиях, работа по дереву, ремонт оборудования и т.д. Такое сочетание позволяет подросткам научиться использовать полученные знания на практике. Самые популярные среди подростков полевые работы, включающие туристические походы, экспедиции, научные исследования, изучение следов животных, наблюдение за ними, ориентирование на местности, вечера у костра, театрализованные представления. Экспедиция состоит из учеников, учителей, работников парка и волонтеров.

Экологически образовательные проекты парков охватывают и молодежь. Например, результатом сотрудничества Национального рекреационного парка Гейтвэй и Национального исторического парка Лоувел (США) стала интерактивная междисциплинарная программа, сочетающая учебную цель и природоохранные задачи. Целевой аудиторией программы являются дети и подростки в возрасте от 9 до 21 лет. Проект имеет несколько этапов и предусматривает обязательное сотрудничество с учебными заведениями. Экологический проект реализуется в процессе обучения, а не во время школьных каникул, и предусматривает закрепление на практике знаний, полученных в школе, то есть он согласован со школьной программой. Неформальное активное образование с учетом специфики конкретного парка соответствует физическому и умственному уровню развития участников программы.

Такие проекты имеют значительное профориентационное нагрузки: участие в проектах позволяет проверить свою способность профессионально заниматься экологической и парковой работой, приобрести реальных знаний о будущей профессии.

Парки сотрудничают также с домами престарелых, реабилитационными центрами, социальными службами. Последствиями такого сотрудничества является создание в парках:

  1.  клубов престарелых,
  2.  центров организации досуга инвалидов,
  3.  хобби-групп,
  4.  лагерей для пожилых людей,
  5.  программ «Отдых в парке для пожилых», «Золотой век», «Новые горизонты» и др.

Весомую помощь паркам оказывают волонтеры: осуществляют зоологические и ботанические описания, активно помогают обустраивать экологические тропы, ремонтируют экологические центры и туристические базы. Мотивация волонтеров не сводится лишь к альтруистическому - «быть полезным обществу». Люди всех возрастов и профессий принимают активное участие в волонтерской деятельности по разным причинам: чтобы удовлетворить свои потребности (профессиональные, культурные, образовательные), пообщаться с единомышленниками, приобщиться к природному миру, активно отдохнуть и т.д. Немалую роль играют атмосфера в волонтерском коллективе, своеобразная «иерархия», внутренняя и внешняя свобода действий, возможность забыть о ежедневных проблемах.

Парк как центр досуга реализует свои ФУНКЦИИ в различных формах и видах:

  1.  театральные (театрализованные праздники и зрелища, кукольные спектакли, фольклорные программы, фестивали, карнавалы)
  2.  музыкальные (музыкальные фестивали, концерты, вечера ретро-музыки, оперного искусства, музыкальные кружки, дни музыкальной культуры, вечера авторской песни)
  3.  образовательные (лекции, диспуты, тематические вечера, исследования, культурно-просветительные проекты, экскурсии, экспозиции, обучение);
  4.  хореографические (танцевальные шоу, хореографические кружки, вечера балета, народного танца, выступления самодеятельных танцевальных коллективов);
  5.  декоративно-прикладные (флористика, декоративная цветоводство, икебана, дизайн, конкурсы моды и красоты, резьба по дереву, выставки-экспозиции, фестивали ремесел).

Специфика современных парков определяется тем, что они:

  1.  развиваются как полифункциональные заведения комплекса досуга, сочетая природную среду с техническими достижениями, универсальные и самобытные концепции досуга,
  2.  способствуют:
  3.  мультикультурализму парковой деятельности (популяризации культуры своего народа и культур народов мира на фестивалях, в игровых конкурсах, карнавалах, зрелищных шоу, национальных праздниках, днях искусства, сети питания),
  4.  охране и сохранению окружающей среды, развития парков как туристических центров (например, «Диснейленд», «Дисней-Уорлд», «Евродиснейленд» являются международными туристическими центрами; озеро Тахо, Национальный парк штата Калифорния, Есть туристической Меккой для американцев)
  5.  демократичности и доступности паркового обслуживания (взаимодействие парков, их культурной, воспитательной, охранной деятельности с повседневной жизнью, желаниями и проблемами населения).

Экономическая эффективность парков любого вида определяется количеством их посещений, которая обеспечивает рентабельность функционирования. Поэтому парки постоянно развиваются и модернизируются, совершенствуют перечень услуг и программы досуга.

Опыт деятельности центров досуга зарубежных стран заслуживает изучения и распространения. Однако эта деятельность имеет определенные недостатки, в частности такие, как:

  1.  неприспособленность рекреационных зон для отдыха инвалидов,
  2.  низкая квалификация персонала,
  3.  отсутствие программ досуга для социально незащищенных слоев населения,
  4.  проблема охраны окружающей среды (разрушение почвы, засорение лесов, увеличение количества пожаров).

Несмотря на это парки остаются доступным заведениями досуга, рассчитанными на посетителей любого возраста и социального положения, способными предоставить населению различные культурно-просветительные, зрелищные, спортивные, рекреационные услуги.




1. Завдання на практичне заняття На підставі індивідуального завдання таблиця 8
2. Центр Электрон П
3. Определение отношения теплоёмкостей газа методом адиабатического расширения
4. КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФГБОУ ВПО КубГУ Физикотехнический факультет
5. Києва За цей період часу ми ознайомились із структурою суду функціональними обовrdquo;язками голови суду й
6. ТЕМАТИКИ Євстаф'єв Руслан Юрійович УДК 519
7. на тему Лизинг Выполнил- Якимов Д
8. Краткие теоретические сведения Под статически неопределимой понимают такую систему для которой из урав
9. Накреслити апаратурно технологічну схему основне обладнання підготовки води до безалкогольних напоїв
10. ПОПЫТКА ВЕЛИКОГО ОЧИЩЕНИЯ
11. Региональное таможенное управление РТУ является таможенным органом входящим в единую федеральную центра
12. Применение тройных и кратных интегралов
13. Небо здесь была такая группа
14. тема и источники гражданского права Понятие и элемент гражданского правоотношения Основания возникно
15. Фінанси в територіальних органах Пенсійного фонду України Затверджено на засіданні кафедри фін
16. 18829
17. Курсовая работа- Приближенное вычисление значений определенного интеграла
18. Лекція 3 Провадження в адміністративному суді першої інстанції.
19. Технология получения препаратов под давлением
20. психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и прежде всего условия