Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

на заседании ШМО на заседании МС Директор

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31 ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА

 Рассмотрено                                   Согласовано                                      УТВЕРЖДАЮ.

 на заседании ШМО                       на заседании МС                               Директор

 учителей______________  

                                                       (пр. № 1 от 30.08.2010)                     ______Г.В.Кащеева

                                                                                                              (пр. № 1 от 30.08.2010)                   

                                                          Председатель МС                                                

 Руководитель ШМО                     __________М.Л.Рыбалкина                                 30.08.2010

 ___________________

Рабочая программа

по литературному чтению

для учащихся 3-б класса.

                                    

                              Составитель: Соломаха

                                   Елена Валерьевна,

                         Мамонова Елена Николаевна 

                                                                                                             

                                                      

                                                                                                            

                                                                  

                                                                                                                             

2010 - 2011 учебный год

  1.  Пояснительная записка.

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих ц е л е й:

овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; умение работать с разными видами информации;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Рабочая программа составлена на основе Обязательного минимума содержания образования, Примерной программы по литературному чтению Н.А. Чураковой и Требований к уровню подготовки учащихся 3 класса с учетом регионального компонента и особенности школы. Региональный компонент отражен в содержании заданий и упражнений. Базисный учебный план по программе - 3 часа в неделю, 102 часа в год. Программа рассчитана на 4 года обучения.

Учебно-методический комплект: 

Для учителя:

1) Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования, МО РФ, Москва, 2004 г.

2) Обязательный минимум содержания образования, МО РФ, Москва, 2004 г

3) Примерная программа по литературному чтению, МО РФ, Москва, 2005 г.

4) Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы, МО РФ, Москва, 2004 г.

5) Н.А. Чуракова, О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская «Литературное чтение. Методическое пособие. 3 класс», Москва, Академкнига/учебник, 2007.

Для учащихся:

1) Н.А. Чуракова «Литературное чтение. Учебник. 3 класс (в 2-х частях)», Москва, Академкнига/учебник, 2009;

2) О.В. Малаховская «Литературное чтение. Хрестоматия. 3 класс», Москва, Академкнига/учебник, 2007;

3) О.В. Малаховская «Литературное чтение. Тетрадь для самостоятельной работы. 3 класс (в 2-х частях)», Москва, Академкнига/учебник, 2009.

II. Содержательные линии.

Содержательные линии

Обязательный минимум

Знать/понимать:

Уметь:

Сказка о животных, жанр басни, жанр пословицы

- различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;

Авторская литература. Формирование представлений о жанре рассказа. Поэзия.

- имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы;

- имена 4-5 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

- различать сказку и рассказ по двум основаниям (или по одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

- выявлять авторское отношение к герою;

- рассказывать о любимом литературном герое;

- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

Библиографическая культура.

- ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации);

- составлять жанровый и монографический сборник произведений;

Умения и навыки осознанного и выразительного чтения.

- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по ее элементам;

- самостоятельного чтения выбранных книг;

- высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;

- работы со словарями и справочниками.

III. Тематическое планирование.

№ п/п

Тема раздела.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Материал учебника (стр.)

Материал тетради (№)

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки

Тип урока

Учимся наблюдать и копим впечатления (17 ч.)

1.

С. Козлов. «Июль».

1

7-9

Прием олицетворения; картина А.Герасимова «После дождя»; В.Лунин «Идем в лучах зари» (Х. – с. 7)

Формирование деятельности наблюдения; учить видеть и объяснять детали живописного произведения и на их основании порождать целостное впечатление-переживание.

ИН

2.

Ю. Коваль. «Березовый пирожок».

1

9-13

1

Картина М.Шагала «Окно в сад»; понятие «репродукция»

Учить ориентироваться в тексте, просматривать его, находить нужное место и подтверждать свои ответы фрагментами текста

К

3.

В.Маяковский. «Тучкины штучки», С.Козлов. «Мимо белого яблока луны…», С.Есенин. «Нивы сжаты…»

1

13-17

2

Прослушивание «Прелюдии №4 ми минор» А.Скрябина и «Осенней песни» П.Чайковского; приемы сравнения и олицетворения

Показать особенности поэтического взгляда на мир, который преображает наше восприятие действительности

ИН

4-5

А.Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», В. Шефнер. «Середина марта», хокку Дзёсо, Басё

2

18-23

3

Картина И.Грабаря «Мартовский снег»; выделение фрагментов картины с помощью рамки.

Обсуждение приемов, с помощью которых поэты и художники делают свои наблюдения и открытия достоянием читателей и зрителей (сравнение, олицетворение, контраст)

К

6.

Н.Матвеева. «Гуси на снегу», Э.Мошковская. «Где тихий-тихий пруд…», хокку Ёса Бусона

1

24-27

Звукопись; разница между обыденным зрением и зрением наблюдательного человека; В.Лунин «Ливень» (Х. – с.8)

Обсуждение художественных приемов (звукопись и контраст); их особая выразительность

ИН

7.

С.Козлов. «Сентябрь», «Как оттенить тишину».

1

28-33

4

Сравнение и контраст; перевод прямой речи в косвенную

Показать, что для обнаружения красоты окружающего мира поэты опираются и на звуковые, тактильные и даже обонятельные впечатления

ИН

8.

И.Бунин. «Листопад»

1

34-37

5

Выяснение в Толковом словаре значений выделенных слов; В. Берестов «Первый листопад» (Х. - с. 6), «Урок листопада» (Х. – с. 12)

Обсуждение приемов олицетворения, сравнения, контраста; обнаружение в тексте звуковых впечатлений и восприятий природного явления через запахи.

К

9-10

Записная книжка Кости Погодина. Устное сочинение «Как ко мне относятся вещи в моем доме»

2

38-43

Фрагменты произведений Ф.Понжа, А.Вознесенского, Ю.Олеши

Обнаруживать скрытую жизнь и красоту в окружающем мире; учить пользоваться приемом олицетворения в  своем сочинении

ИН

11.

А.Пушкин. «Зимнее утро»

1

44-46

6

Понятие «строфа»

Учить наблюдать то, что происходит в душе героев; учить находить прием скрытого контраста и понимать смысл его использования

ИН

12-13.

В.Берестов. «Большой мороз», «Плащ»

2

47-51

Картины Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы»; В.Берестов «Отражение» (Х. – с.10)

Оценивание точность используемых поэтом сравнений; учить реконструировать жизнь людей, глядя на их предметы

К

14.

С.Козлов. «Разрешите с вами посумерничать»

1

51-55

Совместное переживание красоты

Вывод о ценности общения: важно не просто любоваться красотой, важно еще и разделить эти переживания с другом (даже молча любуясь чем-то)

К

15-17.

Ю.Коваль. «Вода с закрытыми глазами», хокку Ранрана

3

55-63

7

Пейзаж В.Поленова «Заросший пруд»; А.Иванов «Как Хома картины собирал» (Х. – с. 14)

Учиться видеть не только глазами, но и сердцем, сопереживать трудностям другого человека.

К

Постигаем секреты сравнения (10 ч.)

18.

Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

1

64-67

Древние сказочные сюжеты

Знакомство с особенностями самых древних сказочных историй (как и откуда все в мире происходит, почему у животных такая внешность)

ИН

19.

Африканская сказка «Гиена и черепаха»; алтайская сказка «Нарядный бурундук»

1

69-71

Типологические особенности сказочных сюжетов; понятие «животный тотем»

Сравнение сказок (объясняется одно и то же, но по-разному); иметь понятие об особых зачинах самых древних сказок

ИН

20.

Проектирование сборника сказок.

1

72-73

8

Понятие «литературный сборник» в разных его вариантах; бирманская сказка «Отчего цикада потерял свои рожки» (Х. с.-24)

Анализировать прочитанные сказки, выбирать из них самые древние

К

21.

Венгерская сказка «Два медвежонка», корейская сказка «Как барсук и куница судились»

1

74-77

10

Понятие «просто древние сказки»; бродячие сказочные сюжеты

Сравнительный анализ двух сказок; сделать вывод о сходстве сюжетов

ИН

22-23.

Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне», индийская сказка «Золотая рыба»

2

78-83

Понятие «бродячий сюжет»; Д.Дмитриев «Встреча» (Х. – с.30)

Выяснить причину схожести бродячих сюжетов (путешествуют по свету вместе с людьми); иметь понятие о том, что бродячие сюжеты – это не что-то единичное, это закономерность.

ИН

24.

Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»

1

84-89

11

Понятие «менее древние сказки»

Уметь сравнивать сказки; выделять черты менее древней сказки

ИН

25.

Индийская сказка «Хитрый шакал»

1

89-95

12

Совмещение черт разных сказок

Уметь сравнивать сказки; выделять черты различных сказок

К

26.

Работа со страницей «Содержание» из сборника сказок народов мира

1

96-98

Различие Самых древних, Просто древних и Менее древних сказок народов мира; шведская сказка «По заслугам и расчет» (Х. – с.31)

Составлять различные сборники сказок, пользуясь страницей «Содержание»

К

27.

Бурятская сказка «Снег и заяц», хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

1

98-101

9

Различие Самых древних, Просто древних и Менее древних сказок народов мира

Уметь сравнивать сказки; выделять черты различных сказок

К

Пытаемся понять, почему люди фантазируют (12 ч.)

28-30.

Н.Матвеева «Картофельные олени», Саша Черный «Дневник Фокса Микки»

3

102-113

Понятие о чертах характера и особенностях мировосприятия главного героя; М.Яснов «Мы и птицы» (Х. – с. 35)

Понимать, что в основе фантазии лежат такие приемы, как сравнение и олицетворение

ИН

31-32.

Т.Пономарева «Автобус», «В шкафу»

2

113-120

13, 14

Особенности жанров сказки, рассказа, небылицы и различие их по цели и построению

Понимать, чем отличается построение сказки от построения рассказа

К

33-34.

Э.Мошковская «Вода в колодце»

2

120-124

15

Картина П.Филонова «Нарвские ворота»; Э.Мошковская «Мотылек» (Х. – с. 36)

Проводить сравнительный анализ нескольких поэтических и прозаических произведений

К

35-37.

Б.Житков «Как я ловил человечков»

3

124-134

16

Качества настоящего писателя: наблюдательность, развитое воображение и яркая фантазия; Э.Мошковская «Осенняя вода» (Х. – с. 38)

Осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения

ИН

38.

Тим. Собакин «Игра в птиц»

1

134-138

17

Подготовка к составлению сборника произведений знакомых авторов; чтение по ролям; С.Козлов «Звуки и голоса» (Х. – с. 40)

Выяснить жанр произведения (рассказ по цели и построению, несмотря на чудесные события)

ИН

39.

К.Бальмонт «Гномы»

1

138-142

18

Картина В.Кандинского «Двое на лошади»; О.Кургузов «Мальчик-папа» (Х. – с. 43)

Понимать, что художники (поэты, композиторы) часто в своем творчестве соединяют настоящую жизнь и фантазию.

ИН

Учимся любить (12 ч.)

40-41.

Т.Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике»

2

142-147

19, 20

Картина А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»; Э.Мошковская «Когда я уезжаю» (Х. – с. 48)

Осмысливать названия произведений, сопоставление характеров и поступков героев одного и того же автора

ИН

42.

М.Вайсман «Лучший друг медуз» (отрывок наизусть)

1

148-151

21

Краткий пересказ; В.Драгунский «Кот в сапогах» (Х. – с. 50)

Рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев с опорой на текст

К

43-46.

А.Куприн «Слон»

4

151-163

22

Перечитывание и просматривание текста по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента.

Рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев с опорой на текст; сравнение двух произведений с точки зрения выраженного в них закона жизни

К

47-48.

К.Паустовский «Заячьи лапки»

2

163-170

К

49.

С.Козлов «Если меня совсем нет»

1

170-174

23

Чтение текста по ролям; Тим. Собакин «Самая большая драгоценность» (Х. – с. 57)

Рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев с опорой на текст; понимать смысл сказки, которая вбирает в себя глубокое философское переживание.

ИН

50-51.

Работа над составлением литературного сборника

2

174-176

Понятие «портрет», как жанр живописи; картина О.Ренуар «Портрет Жанны Самари»; Э.Мошковская «Нужен он» (Х. – с. 62)

Уметь составлять сборники литературных произведений, собранных вместе по разным основаниям

ИН

Набираемся житейской мудрости (8 ч.)

52.

Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»

1

6-10

Понятие «басня», сходство и различие басни со сказкой о животных.

Иметь понятие, что басня состоит из 2-х частей (повествование и мораль); соотносить пословицы с моралью басни

ИН

53-54.

Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев»

2

10-15

1

Лента времени (появление и развитие сказки и басни); Ж.Лафонтен «Волк и журавль» (Х. – с. 63)

Иметь представление о появлении первых пословиц, о том, чему они учили

ИН

55.

Эзоп «Ворон и лисица», И.Крылов «Ворона и лисица»

1

16-21

2

Лента времени (появление бродячих басенных историй); иллюстрация В.Серова к басне «Ворона и лисица»

Анализировать две басни, написанные на один сюжет, но в разное время.

К

56.

Эзоп «Лисица и виноград», И.Крылов «Лисица и виноград»

1

21-26

3

Иллюстрация В.Серова к басне «Лисица и виноград»; Ж.Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях» (Х, - с. 66)

Иметь представление, о том, что басенный сюжет о животных служит основанием для вывода, обращенного к людям

К

57.

И.Крылов «Квартет»

1

26-31

Иллюстрация В.Серова к басне «Квартет»; разная эмоциональная окраска смеха

Уметь применять пословицы в качестве вывода к басням

К

58.

И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» (наизусть 2 басни по выбору)

1

32-34

4, 5

Лента времени (размещение имен баснописцев); И.Крылов «Волк и журавль» (Х. – с. 68)

Уметь применять пословицы в качестве вывода к басням

К

59.

Обобщение знаний

1

35-37

6, 7

Лента времени (сказки и басни)

Знать, что повествование басни посвящено взаимоотношениям животных, а мораль относится к людям

К

Продолжаем разгадывать секреты смешного. (11 ч.)

60.

Л.Каминский «Сочинение»

1

38-42

Характер героя (с опорой на их слова и поступки)

Обсуждение нравственной проблемы: можно ли при написании сочинения выдумывать и фантазировать

ИН

61.

И.Пивоварова «Сочинение»

1

43-47

8

Разная эмоциональная и смысловая окраска смеха

К

62.

М.Бородицкая «На контрольной», Л.Яковлев « Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол»

1

47-50

9, 10

Причины смешного в коротких поэтических текстах; Н.Носов «Мишкина каша» (Х. – с. 73)

Иметь представление о приемах, которые делают текст смешным: необычный взгляд на мир, противопоставление ожидания и реальности, начала и конца высказывания

К

63-65.

Н.Таффи «Преступник»

3

50-61

11

Контраст и смысл его использования; М.Вайсман «Приставочка моя любименькая» (Х. – с. 86)

Уметь представлять себе черты характера героя, опираясь на его высказывания и поступки

К

66-67.

К.Чуковский «От двух до пяти», Г.Остер «Вредные советы» (1 по выбору), Т.Поно-марева «Помощь»

2

62-66

12, 13, 14

Отличие рассказа от небылицы и сказки по цели и построению

Обнаружить наблюдательность детей, обладание особым свежим взглядом на мир, благодаря которому рождаются необычные словосочетания и рассуждения

ИН

68-70.

В.Драгунский «Ровно 25 кило»

3

66-77

15

Природа смешного в литературном произведении; Т.Коч-иев «Такая яблоня»(Х.–с. 91)

Уметь пересказывать основные моменты текста своими словами, делить текст на смысловые части

К

Как рождается герой (19 ч.)

71.

Черты настоящего сказочного героя (на примере сказок «Колобок» и «Гуси-Лебеди»

1

78-80

16

Черты настоящего сказочного героя

Иметь представление, что Колобок – герой только наполовину, а Аленушка – настоящий сказочный герой

ИН

72-73.

В.Заходер «История гусеницы», Ю.Мориц «Жора Кошкин»

2

80-87

Определение темы и основной мысли текста

Уметь представлять себе черты характера героя, опираясь на его высказывания и поступки; определять причину смешного в тексте

К

74-75.

Б.Заходер «История гусеницы» (продолжение), Л.Яхнин «Лесные жуки»

2

87-93

Краткий пересказ основных моментов текста своими словами; С.Махотин « Самый маленький» (Х. – с. 94)

К

76.

Б.Заходер «История гусеницы» (продолжение)

1

93-97

Уметь представлять себе черты характера героя, опираясь на его высказывания и поступки; определять причину смешного в тексте

К

77-79.

Б.Заходер «История гусеницы» (окончание), М.Яснов «Гусеница – бабочке»

3

97-105

Возможность использования научных сведений в сказке и в стихотворении; картина С.Жуковского «Плотина»

ИН

80-83.

Н.Гарин-Михайлов-ский «Детство Темы»

4

106-119

Деление текста на части по смыслу; Л.Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» (Х. – с. 101)

Иметь представление что и в сказке, ив рассказе для того, чтобы стать главным, герою нужно совершить поступок, преодолеть препятствия

ИН

84-86.

Л.Пантелеев «Честное слово»

3

119-129

18 (наизусть)

Картины З.Серебряковой «За завтраком», О.Ренуара «Девочка с лейкой», В.Серова «Портрет Мики Морозова»

Иметь представление о сходстве и отличии между героем сказки и героем рассказа

К

87-89.

Н.Некрасов «На Волге»

3

130-136

17

Картина А.Мещерского «У лесного озера»; А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (Х. – с. 110)

Уметь провести параллель между биографическими сведениями об авторе и судьбой героя произведения

ИН

Сравниваем прошлое и настоящее (13 ч.)

90.

Традиции празднования Масленицы на Руси

1

137-139

19

Картина Б.Кустодиева «Масленица», фрагменты музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова и И.Стравинского

Уметь выделять фрагменты картины, соответствующие разным темам, с помощью рамочки; сделать вывод о сохранении природы, архитектуры, традиций

ИН

91-93.

К.Паустовский «Растрепанный воробей»

3

139-149

Вычленение разных линий повествования в тексте; Ю.Коваль «Под соснами» (Х. – с. 120)

Уметь смотреть на ситуацию, о которой идет речь в рассказе, с точки зрения разных ее участников, разных героев рассказа

К

94.

А.Пушкин «Цветок»

1

151

Картины В.Боровиковского «Портрет Безбородко с дочерьми» и З.Серебряковой «Автопортрет с дочерьми»; К.Паустовский «Стальное колечко» (Х. – с. 125)

Иметь представление, что с течение времени меняются внешние обстоятельства жизни людей: одежда, которую они носят, мода на прически, но чувства людей в разные исторические эпохи остаются прежними

ИН

95-101

А.Гайдар «Чук и Гек»

7

152-175

20, 21

Пересказ главных событий и фрагментов текста

Уметь смотреть на ситуацию с точки зрения разных ее участников

К

102

Обобщение знаний по теме

1

176

Картина А.Юона «Весенний солнечный день. Сергиев Посад»

Знать, что меняется в жизни людей с течение времени, а что остается неизменным

К




1. темах шліфування 05
2. Тема- КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
3. Fmily Descriptions The prince of drkness is gentlemn
4. ~о~амды~ денсаулы~ са~тау Фармация Д~рігерлік емдеу ісі маманды~тарына арнал~ан тест с~ра~тары
5. докладе Комитета трех
6. Тема-Мультиплексори і демультиплексори
7. Застосування. Побічні дії
8. М.- РГУ нефти и газа им
9. Благо это предмет явление процесс продукт труда удовлетворяющий определенную человеческую потре
10. Работа с двумерными массивами (матрицами)
11. Тема 15 Лидерство и руководство
12. 3 С исполнением требований административного законодательства юридическими и физическими лицами любая г
13. Тема- БЕЛКИ ЖИРЫ И УГЛЕВОДЫ КАК ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ Ученицы 9В класса Бронштейн Аси Москва 1998 го
14. Тема 4 Суд сторони та інші учасники кримінального провадження 29
15. составная часть общей культуры совокупный показатель политического опыта уровня политических знаний и чу
16. Корпорация как система управлени
17. Сердечно-легочная и мозговая реанимация
18. Реферат- Нетрадиционные формы обучения с использованием современных ТАВСО
19. Лабораторная работа ’2 ТЕМА- Изучение устройство и работа ведущих мостов.html
20. экономических исследований ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ И ЕЁ