Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Идеи Фромма определили направление размышлений о религиозно-
сти А. Маслоу (1908 1970). Хотя у Маслоу отсутствует систематический
анализ религиозности, его идеи, однако, созвучны Религии Фромма, Мно-
гообразию У. Джеймса и Психоанализу [247]. Маслоу предлагает новую
модель анализа религиозности человека.
В идеале, считает он, гуманистическая наука должна охватить обе
стороны действительности, с одной стороны, «основанное на опыте зна-
ние», и с другой, экономичные упрощения хорошей абстрактной теории
«знание наблюдателя». Ограниченная с самого начала своей терминологи-
ей, наука смотрит на вещи только с собственных позиций. Но на самом
высоком уровне, наука это «организация систематического поиска и удо-
вольствие от удивления, страха, и тайны», поэтому наука, заканчивает он,
может быть религией нерелигиозных индивидов, источником глубоко воз-
награждаемого религиозного опыта [248].
По убеждению А. Маслоу, наука слишком долго базировала свои
обобщения о человеческой природе на основе анализа незрелой, невроти-
72
ческой или обыденной человеческой сущности, либо на других сомни-
тельных экстраполяциях. Убежденный в существовании «замечательных
возможностей и непостижимых глубин», которые свидетельствуют «о ве-
личии человеческого вида», он приходит к выводу, что новый подход тре-
бует нового объекта. Вершина человеческого потенциала может быть по-
нята только через изучение индивидуумов, в которых это недвусмысленно
очевидно, через изучение самоактуализированных личностей. С этой це-
лью он начинает поиск «Хороших Людей» ("GHBs") среди известных ис-
торических фигур, и создает «образец» самоактуализированного человека,
включающий такие персоналии, как, например, Т. Джефферсон, Э. Руз-
вельт, У. Джеймс, А. Швейтцер, М. Бубер, Б. Франклин, У. Витман,
А. Эйнштейн. Хотя А. Маслоу отмечал, что его выбор основывался только
на интуитивно глобальных впечатлениях [249].
Согласно «целостно-динамической теории» [250] Маслоу, люди
универсально обладают фундаментальными потребностями. Он выделяет
пять иерархических уровней человеческих потребностей. В основание ие-
рархии, как наиболее мощные, А. Маслоу помещает физиологические по-
требности. Когда физиологические потребности более или менее удовле-
творены, появляются и становятся доминирующими потребности безо-
пасности, включающие потребности защиты, безопасности, предсказуемо-
сти, закона, порядка и так далее. Следовательно, религиозные, философ-
ские, научные убеждения дают человеку возможность чувствовать себя в
безопасности, упорядочивая субъективный мир в единое, наполненное
смыслом целое. На третьем уровне иерархии находятся потребности при-
надлежности и любви, включающие потребности в корнях, в доме и семье,
принадлежности к группе для контакта и близости. Затем появляются по-
требности уважения, которые охватывают желание адекватности, компе-
тентности, достижения, независимости, свободы и в то же время заслу-
женного признания, оценки и уважения со стороны других. Но, например,
традиционное религиозное воспитание выступает против этого набора по-
требностей, подчеркивая их «греховность» и настаивая на смирении [251].
Вместе эти четыре уровня составляют «низшие» или потребности
«дефицита». «Высшие» или потребности «роста» формируют пятый уро-
вень иерархии, родовую потребность в самоактуализации. Она появляется
только после удовлетворения четырех предшествующих потребностей. Че-
ловек стремится реализовать свои потенциальные возможности, достичь
73
полного знания о собственной природе, более высоких уровней интегра-
ции. В отличие от потребностей дефицита, которые угасают, когда они
удовлетворены, потребности роста усиливаются вознаграждением, рост
сам по себе полезен и побуждает человека к более высоким уровням дос-
тижения [252].
Хотя индивидуальные различия наиболее очевидны на этом уровне,
говорит Маслоу, самоактуализированные люди, движимые метапотребно-
стями, все же похожи друг на друга. Их объединяет наличие таких важных
характеристик, как: более точное восприятие и принятие действительно-
сти, включая человеческую природу; спонтанность, свежесть оценки, креа-
тивность; относительная отрешенность от непосредственной физической и
социальной окружающей среды и культуры в целом; глубокие межлично-
стные отношения; сильные чувства идентификации и симпатии к другим
людям; демократический характер; философский юмор; сосредоточен-
ность на проблемах, лежащих вовне и отражающих широкий спектр цен-
ностей; моральные и этические стандарты, которые последовательно при-
меняются; чувственное решение очевидных дихотомий [253].
Особо Маслоу выделяет еще одну характеристику, которую он назы-
вает мистическим опытом. Чтобы отделить такие экстатические пережива-
ния от всех традиционных религиозных интерпретаций и подчеркнуть их
полностью естественное происхождение, Маслоу называет их вершинными
или мистическими переживаниями «peak experiences». Ассоциируясь с
разнообразным контекстом, вершинные переживания отмечены чувствами
цельности, интеграции, гармонии с миром, спонтанности и легкости, когда
теряется ощущение своего «Я», и происходит выход за его пределы. Инди-
видуумы не только сами ощущают себя более самоактуализированными,
креативными, но и наблюдатели тоже объективно чувствуют это. Глубоко
удовлетворяясь в себе, вершинные переживания могут реконструировать
жизни, в которых они происходят. Они пробуждают чувство, что действи-
тельно жизнь стоит того чтобы жить254.
Ощущение полноты жизни, которое связано с этими недолгими, но
повторяющимися мгновениями удивления и страха, отмечены, говорит
Маслоу, особой формой познания, которую он называет познанием бытия
«cognition of being» или B-познанием. В отличие от обычного D-познания,
называемого так, потому что оно организовано в соответствии с низшими
потребностями индивидуума, B-познание является восприимчивым и не-
74
преднамеренным, целостно охватывает все сущее. Оно видит вещи такими,
какие они есть, а не поскольку они обслуживают человеческие цели или
соотносятся с другими объектами. B-познание, видимо, непосредственно
соотносится с царством ценностей, которое резко контрастируют с такими
D-ценностями, как, например, неполноценность. B-ценности воспринима-
ются как внешние и абсолютные и включают цельность, закон, истину, бо-
гатство, простоту, красоту, доброту, совершенство, игривость, самостоя-
тельность [255]. Чтобы хотя бы на мгновение достичь высоты B-познания,
говорит Маслоу, человек должен стать по сути своей богом [256].
Некоторым, считает Маслоу, не доступны вершинные переживания и
B-познание, такие люди представляют собой политический или экономи-
ческий тип, ориентируемый на то, что является эффективно практическим
и для выживания, и для самоактуализации. Такие «просто здоровые» само-
актуализаторы счастливо проживают свои жизни в D-мире. «Трансценден-
тальный» тип, с другой стороны, центрирован на B-мире и его ценностях,
это делает его склонным к «своего рода космической печали или B-
печали». Из двух типов, трансцендентальный тип является более глубоко
религиозным и выходит даже за пределы самоактуализации [257].
То, что обычными людьми воспринимается как мимолетные измене-
ния в характере, для самоактуализированного человека является продол-
жающейся предрасположенностью индивидуальности. Со временем вер-
шинные переживания могут стать менее частыми и менее интенсивными,
но их наличие в действительности является чем-то не менее ценным для
своего рода ускорения проникновенного и глубокого опыта жизни. Маслоу
называет это более длительное состояние высоко вершинным переживани-
ем «high-plateau experience». Более осознанное, включающее познава-
тельный элемент, высоко вершинное переживание состоит из продолжаю-
щегося чувства озарения, восприятия удивительного в обычных вещах.
Оно намного четче, чем вершинное переживание, и также содержит эле-
мент печали, как говорит Маслоу, поскольку в «являющемся свидетельстве
вечности» мы глубже осознаем собственную бренность и мимолетность
многих вещей. Таким образом, именно в этом состоит проницательность
подобного драгоценного мгновения [258].
Вершинные и высоко вершинные переживания, и связанные с ними,
ценности, и способность проникновения, долго были областью религиоз-
ных традиций. Все же, говорит Маслоу, традиции любого вида, религиоз-
75
ные и гуманистические, перестают действовать как эффективный источник
ценностей. В особенности он сожалеет о тенденции формирования дихо-
томий, которые отделили религию от науки, секулярное от профанного.
Дихотомия религии предопределенна, подчеркивает он, поскольку она
требует вечного поиска обоснования своего основания, и в то же время,
противопоставляет себя всем другим источникам истины. Дихотомия нау-
ки, с другой стороны, отказывается иметь дело с чем-либо, что не видимо и
не конкретно немедленно; она становится явной технологией, опасно изо-
лированной от человеческих идеалов и ценностей. Аналогичный раскол
между священным и профанным удалил «священное» из области природы
и связал вместо этого со специфическими церемониями, специфическим
языком, временем и местом, музыкальными инструментами, пищей. Вме-
сто того, чтобы придавать всей жизни ценность, такая перспектива разры-
вает динамическое взаимодействие между фактическим и идеалом и спо-
собствует развитию «маниловского типа религиозности», которая не толь-
ко допускает, но и фактически поддерживает человеческую эксплуатацию
и деградацию [259].
В новой гуманистической традиции Маслоу видит возможность уст-
ранения этого противоречия. Вырывая «внутреннее ядро» религии озаре-
ния некоторых особо чувствительный пророков из рук законников, кото-
рые, как говорит Маслоу, исказили его в своих усилиях постичь и пере-
дать, и, помещая это ядро в область гуманистической науки, Маслоу наде-
ется способствовать более глубокому пониманию религиозности. Резуль-
татом отделения глубоко личностного религиозного опыта (вершинного
переживания) от религиозных традиций и осознание его доступности,
предполагает Маслоу, будет признанием, что атрибуты религии здания,
специализированный персонал, ритуалы, догмы, церемониалы и т.п. не
только вторичны по своему существу, но фактически представляют опас-
ность для внутреннего естественного опыта, и даже могут подавлять его.
Вершинные переживания являются «объединяющим основанием»
для людей любого типа убеждений. То, что делит человечество на два ла-
геря, говорит Маслоу, является присутствием или отсутствием внутренне-
го основного переживания: «Человечество имеет две религиозных тенден-
ции вершинных переживаний, то есть одни легко постоянно ощущают,
принимают и используют индивидуально-личностные, трансценденталь-
ные, естественно-религиозные переживания и, с другой стороны, те, кто
76
никогда не имел их, подавляют их и поэтому, не могут использовать их для
личной терапии, личного роста, или личного совершенствования» [260].
В истории религии, соглашается Маслоу с Джеймсом, снова и снова
наблюдаются неудачные попытки воспроизвести оригинал самостоятель-
но. Одинокий пророк переживает мистический опыт. Возникает организа-
ция, чтобы дать выражение, связать и применить этот опыт. Затем другие,
не имеющие собственного опыта вершинного переживания, получают его
в символическом выражении, принимая за непосредственное откровение, и
таким образом, рассматривают устные формулы, ритуальные объекты и
даже организацию как вещи, достойные уважения. Оригинал теряется в
идолопоклонстве, и возобновленное восприятие его рассматривается как
ересь.
Спасение вершинного переживания и основных ценностей, связан-
ных с ним, станет, заявляет Маслоу, в перспективе является целью всего
образования и, возможно, каждого другого социального института. Ответы
на древние вопросы будут базироваться все более и более на «естествен-
ном, эмпирическом факте» и меньше на религиозных обычаях и священ-
ном тексте. Поколению, которое испытало на себе крах традиционных
ценностей, гуманистическая традиция предлагает возможности положи-
тельной, натуралистической веры, которая может, но не нуждается быть
выраженной в традиционной форме. Каждый аспект и нюанс переживания
святого, описанный Р. Отто, может быть принят как объективно сущест-
вующий и теистом и атеистом, как эмпирический дух и признание того,
что наше знание, хотя и обусловлено историческими и культурными факто-
рами, и соотносимо с человеческими возможностями, «может приближаться
все ближе и ближе к «Истине», которая не зависит от человека» [261].
Подобно Юнгу Маслоу приписывает религиозности и положитель-
ные, и отрицательные функции. Религиозность как интенсивный, личный
опыт нужно лелеять и поощрять как аспект самоактуализации. Религию
как ортодоксальное кредо и религиозную привычку, с другой стороны, на-
зывает обслуживающей защитной функцией и таким образом связывает с
более низкими уровнями человеческого благополучия.
4. С какой целью Маслоу, рассуждая о религиозности человека, вво-
дит термин «вершинные или мистические переживания»?
5. Почему Маслоу приходит к мысли, что многие атрибуты религии
представляют опасность для внутреннего естественного религиозного
опыта человека?