Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE 44
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Кафедра философии и политологии
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА СОЦИОЛОГИИ
ХАРЬКОВ
2010
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития высшего профессионального образования в вузах Украины характеризуется кардинальными изменениями в системе гуманитарной подготовки студентов. Гуманитаризация образования направлена на интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие личности, повышение уровня образованности специалиста, что является важным условием для его профессионального самоопределения в трудовой деятельности. Решение этих задач предполагает обновление организационных и методических форм активизации эвристического потенциала студентов.
Предлагаемое методическое пособие в определенной мере служит этой цели. Данное пособие включает материалы к изучению основных тем курса, словарь-справочник основных категорий и понятий, контрольные задания для самостоятельной подготовки, общую литературу по курсу и алгоритм организации самостоятельной работы по изучению социологии.
Тематика лекций, предлагаемая в пособии, соответствует программе курса для высших учебных заведений Украины. В кратком конспекте лекций студентам предлагаются темы, составляющие каркас курса, раскрывающие логику учебной дисциплины и науки «Социология», каждая лекция охватывает несколько тем курса. Это своего рода модели ответов. Однако эти модели не стоит воспринимать как законченные и полные, при ответах на зачетах и экзаменах необходимо обращаться к анализу реальных событий и процессов, уметь применять теорию, систему социологических понятий. Ведь социальные знания важны не сами по себе, а прежде всего как средство обеспечения более осознанного и активного участия личности в жизни общества.
Тему контрольной работы студент выбирает согласно последней цифре (одной или двум) номера зачетной книжки.
Настоящее методическое пособие предлагает студентам помощь особого рода. Оно ориентирует не только на подготовку и сдачу контрольного задания (это тактика), но и на получение упорядоченных концентрированно оформленных знаний, необходимых для специалиста (стратегия).
В системе научного знания социологии отведено особое место: она единственная из наук, изучающая общество в целом, при чем общество в его социально-человеческом измерении. Это значит не просто общество для человека, а человек в обществе это составляет суть социологии, и это определило логику изложения материала данного пособия.
Данный алгоритм позволил сгруппировать все темы курса в два основных блока: изучение основных составляющих общества (это и есть предмет социологической науки);
история социологии, которая раскрывает, каким образом шло накопление знаний;
Содержание первого блока составляют темы, которые раскрывают объект и предмет социологии, т.е. от анализа эволюции общества к гражданскому обществу как объекту социологии, культуры, личности и социального взаимодействия до рассмотрения социализации и социальной стратификации. А также анализируются социальные институты общества, которые обеспечивают общие соглашения, выработанные людьми в общении друг с другом и при содействии которых достигается преемственность поколений, они как бы «цементируют» общественную жизнь.
Во втором блоке история социологии анализируется в трех периодах: античность, средневековье и новое время, современность (Х1Х ХХ1 века). Отмечается, что только в современный период социология становится точной наукой, опирающейся на эмпирические факты, научный метод и теорию. Два предшествующих периода характеризуют ее донаучный этап, когда совокупность идей, объясняющих человека и общество, формировалась в рамках социальной философии.
1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
Предметом социологии выступает совокупность теоретических понятий, при помощи которых ученый описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.
Среди основных понятий мы выделим два главных, которые назовем первокирпичиками, это статус и роль. Первое дает статическое изображение предмета социологии, а второе динамическое. Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе.
Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей, означает иметь неформальный, или личный, статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, республиканцем, бизнесменом значит иметь формальный, или социальный, статус. Иными словами, занимать определенное место в системе общественного разделения труда. У одного человека может быть множество статусов.
Любой статус состоит из ролей, а те из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество скрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т.е. выполнять различные роли. Права и обязанностей определены социальными нормами. У каждой роли свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем.
Рассмотрим, например, статус мужа. У него определенный набор ролей, в частности сексуальный партнер, социальный партнер, организатор семейного быта и досуга, специалист по ремонту домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли опять же свой круг прав и обязанностей, которые определены соответствующими нормами поведения. И так буквально с каждым социальным статусом. Нормы могут определять каждую роль по отдельности либо их совокупность в целом, т.е. статус.
Вывод: статус ниша или место в социальной структуре общества (группы). Он включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определяются социальными нормами. В результате статус указывает на место, а роль на способ поведения.
Модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами, называется ролью. Ее еще называют динамической характеристикой статуса.
Представим на минуту такую абстрактную ситуацию: все существующие в обществе статусы (а их десятки тысяч) мы оставили пустыми, наподобие незаполненных медом ячеек улья. Людей нет, есть только пустые статусы: одно название один статус. Так вот, оказывается, что совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми, статусов образует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каждую ячейку, то получим большие социальные группы людей, совокупность которых дает социальный состав населения. Его изучает статистика.
В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик ... В принципе их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 000, семейно брачно-родственных отношений более 200 (деверь, сноха, кузина ... ), многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами.
Итак, первокирпичики предмета социологии статусы и роли. Первые дают статическую, а вторые динамическую картину общества. Совокупность незаполненных статусов дает социальную структуру общества. Ее мы уподобили пчелиным сотам в улье: множество пустых ячеек плотно подогнаны друг к другу. Социальные соты скреплены особо прочным фундаментом социальными функциями.
Это тоже очень простое понятие. В чем состоит функция учителя? Передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дисциплиной. Конечно, это знакомые нам права и обязанности. Они относительны. Почему? Статус учителя относителен статуса ученика, но не родителя, офицера, русского и т.д. Относительность означает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему социальная структура не просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов. Слово "относительность" связано не только с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определенные отношения с учеником, а тот с учителем, родителями, ровесниками, продавцом, таксистом и т.д.
Социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы связаны межличностными отношениями. Общество окутано огромной сетью социальных отношений, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть межличностных отношений.
Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если второй плохо справляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, его уволят. Начальник и подчиненный социальные роли.
Вывод: статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения.
Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. И снова динамика и статика.
Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человеческая личность, занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям.
Поскольку общество понимают в двух значениях- узком и широком, то неизбежен переход от отдельно взятого общества, рассматриваемого в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государство), к мировому сообществу, или мировой системе, подразумевающей все человечество как сущностное целое. Понятия "гражданское общество", "цивилизация", "историческая динамика неравенства и бедности" тесно связаны с обоими значениями общества. Поэтому вначале мы рассмотрим весь спектр макросоциологических понятий: общество, страна, государство, цивилизация, мировая система, а также их разновидности и динамику.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Как и все социологические категории, наполненные богатым внутренним содержанием, понятие "гражданское общество" не удается втиснуть в жесткие рамки точного определения. Оно многозначно. Выделим два главных определения гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей.
В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Это очень просто. Вычтем из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов только те, что относятся к политической сфере. Оставшаяся часть, а это очень много, называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав общества, формы общения, людей и т.д., иными словами, все то, что неподконтрольно государству.
Нетрудно увидеть, что гражданское общество в действительности описывает предмет социологии. Поэтому когда вам встретится выражение "предмет социологии гражданское общество", знайте, что оно правильное. Но только в первом значении слова.
Однако у понятия "гражданское общество" есть второе значение, и оно существенно отличается от первого. В качестве социологической категории "гражданское общество" констатирует, что есть реальность, описываемая ею: совокупность неполитических отношений. Но в качестве идеологического понятия "гражданское общество" указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены взоры прогрессивно мыслящих людей. Речь идет о некоем идеале или лозунге. И как идеал "гражданское общество" олицетворяет собой идеальное общество общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, актив но участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания. Короче говоря, идеал демократического общества. Переход от социализма к капитализму в нашей стране осуществлялся именно под лозунгом утверждения ценностей гражданского общества. Хотя в реальности, если рассматривать его как социологическую категорию, оно никогда не исчезало.
ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.
Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, не знакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.
Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Здесь не просто появляются руководители и подчиненные, но они составляют противоположные страты господствующую и зависимую. Возникшее когда-то стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение самого мощного института государства. А произошло это примерно б тыс. лет назад. Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, они относятся к догосударственным образованиям. Таким образом, исторический возраст простых обществ в 4-5 раз превышает возраст сложных.
Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.
В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования. Самый древний охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем просто убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него земледелие. Таким образом, огородничество ~ переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги ~ деревянному, а позже железному плугу.
С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого образа жизни к оседлому. А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни?
Земледельческую, или аграрную, цивилизацию .300 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы отличительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем, в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции признаки постиндустриального общества.
В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталый Бангладеш соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К.Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятая - коммунистическая должна была наступить в будущем.
Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее автором считают американского социолога Д. Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. Подобные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Но они не отмечаются в Украине, которая не так давно завершила переход от доиндустриального общества к индустриальному.
Итак, развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному промышленной революцией.
МОДЕРНИЗАЦИЯ
Вот уже полстолетия в мировой социологии лидирующие позиции занимает концепция, которая получила название теории модернизации. Она опирается на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком бы регионе они ни располагались, вовлечены в единый, все поглощающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации. Прогресс науки и техники ведет к всемирному процветанию и решению всех социальных проблем. В этом потоке культурное своеобразие каждой страны как бы отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет система общечеловеческих ценностей.
Термин "модернизация" относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу современному. В переводе с английского "модернизация" означает "осовременивание". Поскольку современный период человеческой истории датируют с момента зарождения, а затем и расцвета капитализма, суть модернизации связывают с всемирным распространением по земному шару ценностей и достижений именно этой формации. Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урбанизации, индустриализации. Лидеры модернизации США и Западная Европа - целиком и полностью приобщились к ним и добились потрясающих экономических результатов. Но ничто не мешает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Латинской Америки догнать этих лидеров, используя западные технологии, капиталовложения и опыт, как это сделала Япония. Так рассуждают авторы теории модернизации.
Она призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов. Модернизация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система капитализма.
Итак, под модернизаций понимается революционный переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому, обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Различают два вида модернизации .
Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Пример: переход Англии от феодализма к капитализму, окончательно утвердившийся в результате промышленной революции XVIII века, и преобразование американского производства в результате внедрения методов поточного производства (фордизма) в первой четверти XX века. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентация людей.
Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ "догоняющего" развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Наша страна, в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия, была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века, перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг.
Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии (нередко методом экономического шпионажа), приглашения специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Во многом именно так происходило в Японии в XIX и XX веках. Стране Восходящего солнца потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда она заимствовала технологию и финансы. За короткий период неорганическая модернизация сменилась органической. Сейчас Япония развивается на собственной основе и в свою очередь служит образцом для подражания.
Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет "снизу", а неорганическая "сверху". Принципы "модернити" не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. Так было в России в XIX веке, когда интеллигенция раскололась на "западников" и "славянофилов". Первые выступили за ускоренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т.е. органическую модернизацию. Численность первых оказалась недостаточной для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.
Итак, модернизация имеет две разновидности органическую и неорганическую. Первая предполагает, что страна развивается по капиталистическому пути на собственной основе, а вторая что страна догоняет более развитые страны и заимствует у них передовые технологии.
Продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией. Ее результат - социально зрелая личность. А какая же личность без культуры? Культура в социологии понимается как совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.
Преемственность культуры достигается через социализацию. А "надзирает" за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм, который пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).
Социальный контроль механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции.
Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается беспорядок, или аномия. А когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.
Когда мы заполняем пустые ячейки-статусы людьми, то в каждой ячейке обнаруживаем по большой социальной группе: все пенсионеры, все русские, все учителя и т.д. Таким образом, за статусами стоят социальные группы. Совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными категориями) называется социальным составом населения. Им занимаются не только социологи, но и статистики.
У каждого человека есть потребности, без удовлетворения которых он не может обойтись: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т.е. присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.
Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами.
Семья, производство, религия, образование, государство фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антропологов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т.д. Государству 5-6 тыс. лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст.
Социальный институт очень сложное учреждение и, самое главное, реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией семьи, религии, образования, государства или производства, и представить их как один из институтов тоже непросто. И все же социальный институт реален.
Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные или общие институты, в свою очередь, состоят из множества неосновных, или частных, институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, семьей, образованием.
Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Однако к ней относятся не только социальные институты, но и социальные организации, и социальное взаимодействие, и социальные роли. Одним словом, то, что движется, работает, действует.
Вывод: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают социальные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще социальными практиками.
Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой картины две стороны статическая, описываемая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходные кирпичики здания статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает, пожалуй, еще двух важных понятий социальной стратификации и социальной мобильности.
Социальная стратификация совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами.
Это иная версия социальной структуры. Статусы здесь расположены не горизонтально, а вертикально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по признаку неравенства. Бедные, зажиточные, богатые общая модель стратификации. Чтобы от общего перейти к частному, вертикальное пространство мы разделим на четыре "линейки": шкалу доходов , шкалу образования , шкалу власти, шкалу профессионального престижа. Место любого статуса легко найти на этих шкалах и тем самым определить общее место в системе стратификации.
Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в трактористы) описывается понятием социальной мобильности, которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.
Центральной категорией стратификации является - «класс.»
Класс понимают в двух смыслах широком и узком.
В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.
Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением и здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня не только отечественные, но и многие зарубежные социологи.
В узком значении класс любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Вторая точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне приобретает права гражданства и в отечественной.
В современном обществе, опираясь на описанные критерии, выделяют не две противоположные, а несколько переходящих друг в друга страт, называемых классами. Одни социологи находят шесть классов, другие насчитывают пять и т.д. Согласно узкой трактовке, классов не было ни при рабовладении, ни при феодализме. Они появились только при капитализме и знаменуют собой переход от закрытого к открытому обществу.
Хотя собственность на средства производства играет в современном обществе важную роль, ее значение постепенно снижается. Эра индивидуального и семейного капитализма уходит в прошлое. В XX веке доминирует коллективный капитал. Акциями одного предприятия могут владеть сотни и тысячи людей. В США насчитывают более 50 млн. акционеров.
И хотя собственность распылена между огромным числом владельцев, только те, кто держит контрольный пакет акций, способны принимать ключевые решения. Часто ими оказываются высшие менеджеры президенты и директора компании, председатели советов правления.
Страта менеджеров постепенно выходит на первый план, оттесняя традиционный класс собственников. Понятие "менеджерская революция", появившееся благодаря Дж. Бернхайму в середине XX века, отражает новую реальность "расщепление атома" собственности, исчезновение классов в старом понимании, выход на историческую арену не-собственников (ведь менеджеры лица наемного труда) в качестве ведущего класса или страты современного общества.
Однако было время, когда понятие "класс" не считалось анахронизмом. Напротив, оно только появилось и отражало собой наступление новой исторической эпохи. Случилось это в конце XVIII века, когда во весь голос
заявила о себе новая историческая сила буржуазия, решительно оттеснявшая на второй план дворянское сословие.
Промышленная революция ХУ111-Х1Х веков разрушила феодальную систему и вызвала к жизни социальные силы, которые привели к формированию классового строя. В то время как численность трех сословий духовенства, дворянства и крестьянства либо не увеличивалась, либо сокращалась, численность "четвертого сословия" резко возрастала: развитие торговли и промышленности вызвали к жизни новые профессии предприниматели, коммерсанты, банкиры, купцы.
Появилась многочисленная мелкая буржуазия. Разорение крестьян и переезд их в город вели к сокращению их численности и возникновению новой страты, которой не знало феодальное общество, наемных индустриальных рабочих.
Постепенно формировался новый тип экономики капиталистический, которому соответствует новый тип социальной стратификации классовая система. Рост городов, промышленности и сферы услуг, падение власти и престижа земельной аристократии и укрепление статуса и богатства буржуазии кардинально изменили облик европейского общества. Новые профессиональные группы, вышедшие на историческую арену (рабочие, банкиры, предприниматели и т.д.) укрепляли свои позиции, требовали привилегий и признания своего статуса. Вскоре по своему значению они сравнялись с прежними сословиями, но стать новыми сословиями они не могли.
Термин "сословие" отражал исторически уходящую реальность. Новую реальность лучше всего отражал термин "класс". Он выражал экономическое положение людей, способных передвигаться вверх и вниз.
Профессионалами за рубежом именуют людей, имеющих, как правило, университетское образование и большой практический опыт, отличающихся высоким мастерством в своей области, занятых творческим трудом и относящихся к так называемой категории самонанятых, т.е. имеющих свою практику, свое дело. Это юристы, врачи, ученые, преподаватели и т.д.
Именоваться "профессионалом" очень почетно. Их число ограничено и регулируется государством. Так, лишь недавно социальные работники получили долгожданный титул, которого добивались несколько десятилетий.
СРЕДНИЙ КЛАСС
Между двумя полюсами классовой стратификации очень богатыми и очень бедными, составляющими от общей численности населения приблизительно одинаковую долю, расположена та часть населения, которую принято называть средним классом. В индустриально развитых странах он составляет большинство населения от 60 до 80%.
Средний класс уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс стабилизатор общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы.
Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса бедных и богатых и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.
Средний класс самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. Как правило, в средний класс входят те, кто обладает
экономической независимостью, т.е. владеет предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, а также ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, социальный хребет общества.
Нынешний средний класс является историческим преемником "четвертого сословия", которое на заре промышленной революции взорвало сословную систему. Само понятие "средний класс" возникло в XVII веке в Англии. Оно обозначало особую группу предпринимателей, противостоявших, с одной стороны, верхушке крупных землевладельцев, с другой "пролетарской голытьбе". Постепенно к нему стали причислять мелких и средних буржуа, менеджеров, лиц свободных профессий.
Неравенство и бедность понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества денег, власти, образования и престижа между различными стратами или слоями населения. Основным измерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги.
Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом наименьшим (бедные) количеством благ.
Таким образом, бедность это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.
Бедность это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как особой субкультуре.
Универсальным измерителем неравенства в современном обществе выступают деньги. Их количество определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. К богатым относят тех, кто владеет максимальным количеством денег. Богатство выражается денежной суммой, которой исчисляется все то, чем владеет человек: дом, машина, яхта, коллекция картин, акции, страховые полисы и т.д... Богатство совокупность ценностей, которые обязательно ликвидны.
Ликвидность обозначает способность быть проданным в любую минуту. Домашняя утварь, мебель, потертые одежда или машина и все то, чем обычно владеют представители средних или низших слоев, представляют ценность только для них самих. Другие предпочтут новые вещи. Старые вещи не являются богатством в точном смысле.
Различают - "старые богатые" и "новые богатые". Первые накапливали состояние десятилетиями и даже столетиями, передавая его из поколения в поколение. Вторые создали свое благополучие в считанные годы, К ним, в частности, относятся профессиональные спортсмены. Известно»; что средний годовой доход баскетболиста НБА равен 1,2 млн .долл. Они еще не успели стать наследственной знатью и неизвестно, будут, ли ею.
Они могут распылить свое состояние между множеством наследников, каждый из которых получит незначительную часть и, следовательно, не будет отнесен к классу богачей. Они могут разориться либо потерять свое богатство иным способом.
Таким образом, "новые богатые" это те, кто не успел проверить прочность своего состояния временем. Напротив, у "старых богатых" деньги вложены в корпорации, банки, в недвижимость, приносящие надежную прибыль. Они не распыляются, а приумножаются усилиями десятков и сотен таких же богатых людей. Взаимные браки между ними создают клановую сеть, страхующую каждого в отдельности от возможного разорения.
ИЗМЕРЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА
Доход поток денежных поступлений за определенный календарный период, скажем, за месяц или год характеризует все слои общества. Доходом называют любую сумму денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т.д. Даже милостыня нищих, добытая путем попрошайничества и выраженная в виде денег, представляет разновидность дохода.
Напротив, заработная плата характеризует не все слои населения, а лишь те, что заняты в общественном производстве и относятся к наемной рабочей силе. Богачи, как и все собственники, не входят в число наемных работников. Исключение составляют мелкие собственники, относимые к так называемым самонанятым. В семейном ресторане или отеле глава фирмы одновременно собственник и наемный работник. Он трудится наравне со всем персоналом, но в отличие от них он не работает на другого. Он трудится на себя, получая зарплату и часть прибыли. К наемным работникам не относятся также нищие. Они не заняты в общественном производстве.
Дело в том, что, наряду с широким пониманием дохода, существует узкое. В статистическом смысле доходом считается та сумма денег, которую люди зарабатывают благодаря принадлежности к определенной профессии (виду занятия) либо благодаря узаконенному распоряжению собственностью. Однако у нищих ничего подобного нет. Нищие, даже если они регулярно зарабатывают на жизнь попрошайничеством, никаких ценных услуг обществу не оказывают. А статистика учитывает лишь те источники дохода, которые связаны с оказанием ценных, общественно значимых услуг либо производством товаров. Нищих включают в состав так называемого андеркласса, г.е. буквально не-класса, или слоя, стоящего ниже всех классов.
Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства сравнение величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. П.Сорокин сравнивал, таким образом, различные страны и различные исторические эпохи. Например, в средневековой Германии со отношение высшего и низшего доходов составляло 10000:1, а в средневековой Англии 600:1.
Другой способ анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание. Оказывается, богатые платят за продовольствие всего 57%. Чем беднее индивид, тем большая доля дохода тратится у него на питание, и наоборот.
ИЗМЕРЕНИЕ БЕДНОСТИ
Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населения.
Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у официальной черты или порога бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины "уровень бедности", "границы бедности" и "коэффициент бедности".
Порог бедности это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жилье. Его также называют "уровнем бедности". В Украине он получил дополнительное название прожиточный минимум.
Очевидно, что масштаб бедности и порог бедности тесно связаны между собой. Чем выше планка требований, тем больше людей оказывается за чертой бедности. И наоборот.
Экономическая комиссия ООН относит к беднейшим слоям тех, у кого семейный доход составляет 2/3 средне национального дохода. Принята еще одна методика: бедными считают тех, чей доход составляет менее 50% средненационального дохода.
Границы бедности меняются в историческом времени. Раньше человечество жило много хуже, и численность бедных была выше. В античной Греции 90% населения по меркам того времени проживало в бедности. В Англии эпохи Возрождения около 60% населения считалось бедным. В XIX веке масштаб бедности сократился до 50%. В 30-е годы XIX века только треть англичан относилась к бедным, а через 50 лет всего 15%. Сегодня коэффициент бедности достиг 10% . По меткому замечанию Дж.Гелбрейта, в прошлом бедность была уделом большинства, а сегодня меньшинства. Но так происходит не везде.
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ БЕДНОСТЬ
Традиционно социологи выделяли абсолютную и относительную бедность.
Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).
Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе.
Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Она является сравнительной характеристикой в двух смыслах.
Во-первых, она показывает, что вы бедны относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами или слоями. Во-вторых, она показывает, что вы бедны относительно некоторого стандарта жизни, например стандарта достойной или приличествующей жизни.
Границы абсолютной и относительной бедности не совпадают. В обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная.
Ведь неравенствонеизменный спутник сложных обществ. Относительная бедность, таким образом, сохраняется даже тогда, когда стандарты жизни всех слоев общества повысились.
НИЩЕТА
В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое хозяйство это крестьянское хозяйство, нищетой называлась крайняя бедность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню.
В социологическом смысле нищие это люди, способные удовлетворять только физические потребности, обеспечивающие лишь биологическое выживание.
Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.
Это кратко основное, что можно сказать о предмете социологии. По существу мы рассказали обо всей социологии, но в самых общих чертах.
2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными процессами и тонкими механизмами взаимодействия двух и более человек. Однако социология как самостоятельная наука появилась только в середине XIX века.
Правда, запоздалое возникновение можно объяснить чрезвычайной сложностью предмета изучения человеческого общества. Ведь мы толком не знаем, когда именно оно возникло. Историки говорят: 40 тыс. лет назад, хотя человеческий род возник более 2 млн лет назад.
Что бы там ни говорили историки, мы точно знаем, что первое и достаточно полное представление о строении обществ а дали античные философы Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет, историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Ф.Бэкон, Ж.-Ж.Руссо, А.Гельвеций, И.Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей. Наконец, в XIX веке рождается собственно социология, вобравшая в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе и благодаря применению конкретно-научных методов продвинувшая наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяются О.Конт, К.Маркс, Э.Дюркгейм и М.Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.
К предыстории мы отнесем античность и новое время. Здесь выделяются четыре фигуры: Платон, Аристотель, Макиавелли и Гоббс. К собственно истории социологии относится период с середины XIX по начало XX века, когда жили и творили основатели современной социологии Конт, Маркс, Дюркгейм и Вебер.
Только в современный период социология появляется как точная наука, опирающаяся на эмпирические факты, научный метод и теорию. Два предшествующих периода характеризуют ее донаучный этап, когда совокупность идей, объяснявших человека и общество, формировалась в рамках социальной философии.
АНТИЧНОСТЬ
В социальной философии Платона (427-347 до н.э.) и Аристотеля (384-322 до н.э.) мы обнаруживаем положения социологи - изучение традиций, обычаев, нравов и взаимоотношений людей; они обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Поскольку в античности "общество" и "государство" не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов.
Платон. Первым в истории трудом по "общей социологии" считают "Государство" Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам.
Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, существуют еще два класса богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если:
1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении;
2) эгоистические интересы богатых ограничены;
3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.
Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к все общему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны, не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство людей. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.
НОВОЕ ВРЕМЯ (XV- XVII ВЕКА)
Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). Он первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение "Государь" как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского "Государства", но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. В лице Макиавелли социология и политология обрели новое измерение, они стали наукой о поведении людей в обществе.
Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей. Первый закон гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками страсть приобрести то, чего их лишили. Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность, малодушие и легкомыслие. Третий закон: творить зло надо сразу, а добро постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени. Наказание не нуждается в оценке и ответной благодарности (как поощрение).
Следующий шаг сделал Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти причины мятежей и войн. У людей все это есть. Неправильно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал бы общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему выгоднее. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.
Что побуждает людей создавать общество? Взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но, объединившись, люди преследуют вовсе не общественное благо, а стремятся даже из этого извлечь себе выгоду, либо достичь уважения и почестей. Поэтому человеческое общество не будет ни очень большим, ни очень устойчивым. Оно стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Обойденным оказывается всегда большинство, почет достается немногим, следовательно, общество со временем обязательно распадется. Страх не разъединяет, а объединяет людей, вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство наилучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества взаимный страх, а не любовь и расположение.
Естественное состояние война всех против всех или социальная борьба за выживание. Она характеризует повседневную жизнь людей в догражданском обществе. Иное дело гражданское общество высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникают собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее. В результате прекращается война всех против всех.
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП (СЕРЕДИНА XIX НАЧАЛО XX1 ВЕКА)
Современный этап отличается от предшествующего тем, что европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Два первых из рассматриваемых нами мыслителей, а именно О.Конт и К.Маркс, застали начальную стадию капитализма, а два других (Э.Дюркгейм и М.Вебер) последующую. Между ними качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества.
Огюст Конт (1798-1857), давший имя социологии, начал творить чуть раньше Маркса. Поэтому он выразил в своем творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, какой является естествознание. Новая наука называется "социология". Открытые наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей в отношении того, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения.
О.Конт настолько уверовал в свое детище, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.
Конт определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от не решаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни.
Конт преклонялся не только перед созданной им социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид почти ничто, а точнее абстракция. Общество же есть высшая реальность. Под ним подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Учение Конта состояло из двух частей социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.
Карл Маркс (1818-1883) куда более пессимистично смотрел на возможности капитализма, нежели Конт. Он воочию наблюдал "зверства первоначального накопления": рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуа, продажу детей в рабство и т.п. Поэтому Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное стабилизация общества, то для Маркса его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи за реформистский.
В отличие от Конта и Дюркгейма, Маркс придавал аномалиям, т.е. негативным сторонам капитализма, а именно эксплуатации, обнищанию, преступности не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917). как и О.Конт, был французом. Но, в отличие то последнего, он застал свою страну на качественно ином этапе развития. Капитализм превратился в мировую систему, охватившую все континенты. Крупные банки, предприятия и офисы, машинная индустрия, пароходы, автомобили и аэропланы определяли лицо европейского общества рубежа XX века.
Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Считать их фактами, доступными объективному изучению наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом. Но Дюркгейм был уверен, что они существуют независимо от индивида, наподобие природных фактов. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты более разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики.
Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или физическим причинам, например к расстройству памяти или росту человека. И это еще одно достижение французского социолога. По существу, Дюркгейм дал новую методологию современной социологии.
Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной теорией. Главным в человеческом обществе, что цементирует и сплачивает его, он считал социальную солидарность, а силой, создающей общественное целое, полагал разделение труда, т.е. специализацию и распределение людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.
Разделение труда вносит разнообразие, и чем оно больше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Кооперироваться значит поделить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.
В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.
Макс Вебер (1864-1920) соотечественник К.Маркса жил в одно время с Э. Дюркгеймом, тем не менее, взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу. Маркс, главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание скорее метафора, нежели точное понятие. "Класс", "государство", "общество" собирательные понятия. Мы говорим о "капиталисте", "предпринимателе", "рабочем" или "короле" как о среднетипичном представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего "вообще" не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать "идеальными типами".
Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это первый, но далеко не последний шаг ученого. Второй и более главный шаг поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм, взаимодополнительные части социологического исследования. Таково ядро научного метода.
Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, "и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например, забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково. Так Вебер подошел к теории социального действия, выделив четыре его типа: целерациональное; ценностно-рациональное; традиционное; аффективное. Два последних не входят в предмет социологии, так как человек выполняет их либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первые два он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными).
Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.
Выводы: развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. Наивысшим выражением стали идеи Дюркгейма и Вебера. Они не только создали самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложили методологический фундамент современной социологии. Дюркгейма принято считать пионером социальной статистики в социологии, а Вебера самым крупным теоретиком среди всех когда-либо живших социологов.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Абсолютная бедность уровень бедности, определенный с точки зрения обеспечения минимальных условий, необходимых для физического выживания.
Агенты социализации группы или социальные контексты, в рамках которых осуществляются важнейшие процессы социализации.
Аномия впервые понятие введено в социологию Дюркгеймом. Это ситуация, при которой социальные нормы более не определяют поведение индивида.
Бюрократия тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение, штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату.
Вертикальная мобильность перемещение вверх и вниз в иерархической системе социальной стратификации.
Включенное наблюдение (полевая работа) исследовательский метод, широко применяемый в социологии и антропологии, предполагающий, что социолог сам принимает участие в деятельности групп или сообществ, которые он изучает.
Вторичная группа обозначение всех больших социальных групп или социальных организаций, где отношения между людьми носят формально-служебный характер.
Выборка определенная доля индивидов или случаев, взятых из большой группы, которые в исследовании представляют группу в целом.
Гипотеза идея или предположение, выдвигаемые в качестве основы для эмпирического исследования.
Горизонтальная мобильность передвижение индивидов из одного региона страны в другой или из одной страны в другую.
Город-штаб-квартира город, исполняющий роль координатора в международном разделении труда, штаб-квартира мировой финансовой и торговой системы.
Город пенсионеров город, как правило, с благоприятным климатом, в который переезжают люди, вышедшие на пенсию.
Государство всеобщего благосостояния политическая система, обеспечивающая большой набор льгот и пособий своим гражданам.
Девиация отклонение в поведении человека от общепринятых норм.
Депривация лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни.
Дифференциация развитие органических систем или обществ в сторону увеличивающегося усложнения.
Документальное исследование исследование, основанное на изучении документов, таких, как архивные материалы или официальная статистика.
Жизненный цикл совокупность различных стадий в жизни индивида: рождение, юность, зрелость и старость.
Идентификация признание тождественности, опознание, в социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образом.
Имперское сознание характерные для восточных деспотий, авторитарных и тоталитарных режимов притязания высших эшелонов власти и части простого населения на исключительность, непогрешимость, повелевание другими; сложный комплекс социально-психологических установок.
Инновационный центр город, процветающий за счет того, что он является центром технологических новаций.
Институт (социальный) приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Интеракционизм одно из главных направлений в зарубежной социологии, сводящее сущность общества к межличностному взаимодействию.
Интеракция взаимодействие людей в группе, обществе.
Инцест сексуальные отношения между близкими родственниками; во всех обществах инцест находится под запретом.
Каста одна из форм стратификации, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни. Между индивидами, принадлежащим различным кастам, практически не бывает браков.
Киббуцизм израильские коммуны, производство в которых организовано на принципах кооперации, а неравенство благосостояния и доходов сведено к минимуму.
Киберпространство электронные сети, позволяющие взаимодействовать индивидам, находящимся за удаленными компьютерными терминалами.
Клан родственная группа, выходящая за пределы одной семьи; типичная для доиндустриальных обществ.
Конвенциональный( договор, соглашение, сделка) общепринятый, покоящийся только на договоренности между людьми, на условных правилах и ни на чем более.
Конструкт искусственно созданное нечто, в котором части связаны в единое целое.
Конурбация агломерация больших и малых городов, объединенных в единую целостную среду.
Конформность приспособленность, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующего мнения, некритическое следование чужим образцам.
Концепция определенный способ понимания, трактовки явлений, основная точка зрения, ведущий замысел.
Корпоративность чувство принадлежности к единой группе, в которой индивиды имеют общие взгляды и убеждения.
Корреляция взаимная связь, взаимозависимость эмпирических признаков, свойств, черт, показателей (в социологии).
Культурные универсалии ценности или способы поведения, характерные для всех культур.
Латентные скрытые.
Легитимность убеждение в том, что принятый политический порядок справедлив и законен.
Материалистическое понимание истории взгляд на историю, разработанный К. Марксом, согласно которому материальные, или экономические, факторы играли главную роль в определении исторических перемен.
Матернальная депривация ситуация в которой маленькие дети лишены тесного контакта с матерью в течении нескольких недель и более.
Мегаполис «город всех городов» в древней Греции, сегодня употребляется в значении высокого уровня конурбации.
Метапотребности сверхпотребности, стоящие над обычными.
Мировой информационный порядок глобальная система коммуникаций, действующая через спутники, телевизионную, радио, телефонную и компьютерную связь.
Мультилинейная эволюция интерпретация социальной эволюции, допускающая множественность путей эволюционного развития для разных обществ.
Нарциссизм любовь, влюбленное отношение к своему собственному Я.
Невербальная коммуникация коммуникация между индивидами, основанная на мимике лица, жестах, позах тела, без использования речи и языка вообще.
Нигилизм отрицание общепринятых ценностей и форм общественной жизни.
Нуклеарная семья семья состоящая из родителей и детей, т.е. социального и биологического ядра, достаточного для воспроизводства потомства и общественных связей.
Обследование (опрос) метод социологического исследования, использующий анкеты для изучения населения.
Остракизм в древней Греции изгнание отдельных граждан из города по решению народного собрания, гонение, преследование.
Относительная бедность бедность, определяемая по отношению к жизненному стандарту большинства в данном обществе.
Ошибка репрезентативности расхождение между генеральной и выборочной совокупностями, отклонение одной от другой.
Пацифизм убеждение, что война нравственно неоправданна.
Первичная группа группа индивидов, находящихся в личных взаимоотношениях друг с другом.
Позитивизм философское течение, согласно которому существуют тесные связи между социальными и естественными науками, оперирующими в рамках общей логической системы.
Предикат то же, что и свойство.
Престиж уважение к индивиду или группе, основанное на их статусе.
Проекция приписывание другим людям чувств, которые индивид испытывает сам.
Промискуитет беспорядочные половые сношения.
Проституция продажа сексуальных услуг.
Протообщество период человеческого стада.
Регламентированный жестко связанный правилами.
Репрезентативность свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной ) совокупности.
Референтная группа группа, к которой хотел бы принадлежать человек или на которую он равняется как на эталонную.
Рефлексия - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения, самопознание.
Ретреатизм отвержение культурных целей и институциональных средств, уход от реального мира в свой внутренний болезненный мир (бродяги, хронические алкоголики и наркоманы, психически ненормальные люди).
Ритуал вид обряда, форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные социальные и культурные ценности.
Роль модель поведения, часть статуса.
Сленг то же, что жаргон, вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.
Статус социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.
Стратификация расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.
Структура совокупность жестко закрепленных и взаимосвязанных элементов.
Субкультура ценности и нормы, отличные от общепринятых в обществе, разделяемые отдельными группами.
Субурбанизация развитие пригородов, районов, находящимися за пределами городского ядра.
Теория ярлыков подход при изучении отклонения, в котором предполагается, что люди становятся девиантами из-за навешивания определенных ярлыков со стороны политических властей и т. д.
Традиционные государства государства, в которых основу производства составляют земледелие и разведение скота. Традиционные государства также называют «ранними цивилизациями».
Урбанизация развитие малых и больших городов.
Флуктуации- случайные отклонения от средних значений.
Фрустрация тревожность, чувство безысходности, подавленность.
Эгалитаризм стремление всех уровнять.
Эмпирический опытный, основанный на фактах.
Экзогамия система, при которой индивид может жениться или выйти замуж только за человека, не принадлежащего к тому же роду, что и он сам.
Эндогамия система, в которой индивид может жениться или выйти замуж только за человека, принадлежащего к тому же роду.
Ядро мировой системы ведущие индустриально развитые страны, занимающие центральные позиции в мировой экономике.
ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вебер М.Избранные произведения.-М.,1990.
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология.- М.: Гардарика. 1998.
Гидденс Э. Социология.- М.: Эдиториал. - 1999.
Дюркгейм Э.Социология.- М.:Канон. - 1995.
Кравченко А.И. Социология.- М.:Академический проект. - 2000.
Радугин А.А.,Радугин К.А.Социология.- М.:Центр. - 1996.
Смелзер Н.Социология. - М.:Феникс. - 1994.
Современная западная социология.Словарь. - М.1990.
Сорокин П.А.Человек, цивилизация, общество.-М.,1992.
Тощенко Ж. Социология. -М.: Прометей. - 1998.
Фролов С.С.Социология. М.,1994.
Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987.
Якуба Е.А. Социология. Харьков. Константа. - 1995.