У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Творческая история комедии Горе от ума

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

"Творческая история комедии "Горе от ума""

О начале работы Грибоедова над комедией “Горе от ума” существуют разные свидетельства его современников. Наиболее авторитетным представляется воспоминание одного из бли­жайших друзей драматурга, С. Н. Бегичева, ко­торый писал: “...известно мне, что план этой ко­медия был сделан у него еще в Петербурге 1916 г., и даже написаны были несколько, сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторые действующие лица, а между прочим жену Фаму­сова, сентиментальную модницу и аристократку московскую (тогда еще поддельная чувствитель­ность была несколько в ходу у московских дам), и вместе с этим выкинуты и написанные уже сцены”. Близкий друг Грибоедова Булгарин вспоминал: “Будучи в Персии в 1821 г., Грибое­дов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих друзьях, родных, знакомых, о театре, который он любил страстно, и об артистах. Он лег спать в киоске, в саду, и видел сон, представивший ему любезное отечество, со всем, что осталось в нем милого для сердца. Ему снилось, что он в кругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места из оной. Пробудившись, Грибоедов берет каран­даш, бежит в сад и в ту же ночь начертывает план “Горя от ума” и сочиняет несколько сцен первого акта”. Письмо Грибоедова, написанное им 17 ноября 1820 г. в Тавризе” подтверждает рассказ Булгарина: “Вхожу в дом, в нем праздничный вечер; я в этом доме не бывал прежде. Хозяин и хозяйка, Поль с женою, меня принимают в двери. Пробе­гаю первый зал и еще несколько других. Везде освещение; то тесно между людьми, то просто­рно. Попадаются многие лица, одно как будто моего дяди, другие тоже знакомые; дохожу до последней комнаты, толпа народу, кто за ужи­ном, кто за разговором; вы там же сидели в углу, наклонившись к кому-то, шептали, и ваша возле вас”. Необыкновенно приятное чувство и не но­вое, а по воспоминанию мелькнуло во мне, я по­вернулся и еще куда-то пошел, где-то был, воро­тился; вы из той же комнаты выходите ко мне навстречу. Первое ваше слово: вы ли это А.С.? как переменились! Узнать нельзя. Пойдемте со мною” увлекли далеко от посторонних в уеди­ненную, длинную, боковую комнату, к широко­му окошку, головой приклонились к моей щеке, щека у меня разгорелась, и подивитесь! вам тру­да стоило, нагибались, чтобы коснуться моего лица, а я, кажется, всегда был выше вас гораздо” Но во сне величины искажаются, а все это сон, не забудьте.

Тут вы долго ко мне приставали с вопросами, написал ли я что-нибудь для вас? — Вынудили у меня призвание, что я давно отшатнулся, отло­жился от всякого письма, охоты нет, ума нет — вы досадовали. — Дайте мне обещание, что на­пишете. — Что же вам угодно? — Сами знаете. — Когда же должно быть готово? — Через год не­пременно. — Обязываюсь. — Через год, клятву дайте... И я дал ее с трепетом. В эту минуту ма­лорослый человек, в близком от нас расстоянии, но которого я, давно слепой, не довидел, внятно произнес эти слова: лень губит всякий талант... А вы, обернясь к человеку: посмотрите, кто здесь?.. Он поднял голову, ахнул, с визгом бро­сился ко мне на шею... дружески меня душит... Катенин!.. Я пробудился.

Хотелось опять позабыться тем же приятным сном. Не мог. Встав, вышел освежиться. Чудное небо! Нигде звезды не светят так ярко, как  в этой скучной Персии! Муэдзин с высоты минара звон­ким голосом возвещал ранний час молитвы (ч. по­полуночи), ему вторили со всех мечетей, наконец ветер подул сильнее, ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплил свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне дано, наяву исполнится”.

В конце 1821 г, Грибоедов попадает в Тифлис на службу “по дипломатической части” при ге­нерале А. П. Ермолове. Здесь, по-видимому, складывается у него план комедии, здесь же бы­ли написаны первые два акта.

В начале 1828 г. Грибоедов получает длитель­ный отпуск и приезжает в Москву. О первом впе­чатлении от комедии рассказал в своих воспоми­наниях С.Н. Бегичев: “Из комедии его “Горе от ума” написаны были только два действия. Он прочел мне их, на первый акт я сделал ему неко­торые замечания, он спорил, и даже показалось мне, что принял их нехорошо. На другой день приехал я к нему рано и застал его только что вставшим с постели: он неодетый сидел против растопленной печи и бросал в неё свой первый акт по листу. Я закричал: “Послушай, что ты делаешь?!!” — “Я обдумал, — отвечал он, — ты вчера говорил мне правду, но не беспокойся: все уже готово в моей голове”. И через неделю пер­вый акт уже был написан”.

В автографе ранней редакции комедии дейст­вительно отсутствуют страницы, на которых со­держалось несколько сцен первого акта. Очевид­но, Грибоедов согласился с замечаниями Бегиче­ва. Свежие московские впечатления позволяли ему развернуть новые картины в своей комедии.

В конце июля 1828 г. Грибоедов уехал в име­ние Бегичева, где закончил работу над двумя по­следними актами “Горя от ума”. В это же время комедия получила в свое окончательное назва­ние вместо первоначального “Горе уму”.

В июне 1824 г. Грибоедов, уезжая в Петер­бург, оставляет рукопись комедии Бегичеву, но берет с собой копию, составившую впоследствии основу окончательной редакции произведения. Из Петербурга он пишет Бегичеву: “Кстати, про­шу тебя моего манускрипта никому не читать и предать его огню, коли решишься: он так несо­вершенен, так нечист; представь себе, что с лиш­ком восемьдесят стихов, или лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову при­делать новую развязку; я ее вставил между сце­ною Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою над лестницею, и перед тем, как ему обли­чить ее; живая, быстрая вещь, стихи искрами по­сыпались, в самый день моего приезда, и в этом виде читал я ее Крылову, Жандру, Хмельницко­му, Шаховскому, Гречу и Булгарину, Колосовой, Каратыгину...” Вариант рукописи, оставленный Грибоедо­вым Бегичеву, уцелел и в настоящее время хра­нится в Отделе письменных источников Государ­ственного исторического музея в Москве.

В процессе чтений комедии друзьям и знакомым Грибоедов постоянно совершенствует текст произведения, устраняя погрешности стиля, ме­няя выражения и обороты.

О дальнейшей судьбе рукописи “Гора от ума” нам известно да рассказа одного из друзей Грибоедова. А.А. Жандра: “Когда Грибоедов приехал в Петербург и в уме своем переделал свою комедию, он написал такие ужасные брульоны*, что разобраться было невозможно. Видя, что гениальнейшее создание чуть не гиб­нет, я у него выпросил его полулисты. Он их от­дал с совершенною беспечностью. У меня была под руками целая канцелярия; она списала “Горе от ума” и обогатилась, потому что требовали множество списков. Главный список, поправ­ленный рукою самого Грибоедова, находится у меня”.

Первоначально Грибоедов надеялся провести свою комедию в печать и на сцену, но,  видимо, к середине октября эти надежды растаяли, а Грибоедов сам стал поощрять распространение руко­писных копий; которых было, как считают ис­следователи, около 40 тысяч. Это свидетельствует о громадной популярности “Горя от ума”, если иметь в виду, что обычный тираж книг в то время был 1200 и 2400 экземпляров. Конечно, такая популярность объясняется не столько портретностью н карикатурностью персонажей комедии, сколько ее политической и социально-философской злободневностью. Об этом свиде­тельствует такой выразительный факт: приехав в январе 1825г. к ссыльному Пушкину в Михайловское всего на один день, Пущин привез с собой список “Горя от ума”, чтобы прочитать комедию опальному другу.

Один из списков комедии попал к другу Гри­боедова, поэту, и литературному критику, близкому к декабристам, П.А. Катенину, который высказал в письме к автору критические замечания. Письмо Катенина до нас не дошло, но зато сохранился ответ Грибоедова, написанный в ян­варе 1825 г., позволяющий получить наглядные представления о творческих принципах драма­турга: “Ты находишь главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок: “Шутить и век шутить, как вас на это станет!” Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его на­смешки неязвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: “Не человек! Змея!”, а после, ког­да вмешивается личность, “наших затронули”, предается анафеме: “Унизить рад, кольнуть, за­вистлив! горд и зол!” Не терпит подлости: “ах! Боже мой, он карбонари”. Кто-то со злости выду­мал об нем, что он сумасшедший, никто не пове­рил, и все повторяют, голос общего недоброхот­ства и до него доходит, притом и нелюбовь к не­му той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича. Что же может быть полнее этого? “Сцены связаны произвольно”. Так же, как в натуре вся­ких событий, мелких и важных: чем внезапнее, тем более завлекает в любопытство. Пишу для подобных себе, а я, когда по первой сцене угады­ваю десятую: раззеваюсь и вон бегу из театра. “Характеры портретны”. Да! и я, коли не имею таланта Мольера, то по крайней мере чистосер­дечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедий и трагедий, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные — всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на своих дву­ногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдёшь. Вот моя поэтика; ты волен просветить меня, и коли лучше что вы­думаешь, я позаймусь от тебя с благодарностью. Вообще я ни перед кем не таился и сколько раз повторяю (свидетельствуюсь Жандром, Шахов­ским, Гречем, Булгариным etc., еtc.), что тебе обязан зрелостию, объёмом и даже оригинальностию моего дарования, если оно есть во мне. Одно прибавлю о характерах Мольера: Мещанин во дворянстве, Мнимый больной - портреты, и превосходные; Скупец—антропос собственной фабрики, и несносен.

“Дарования больше, нежели искусства”. Са­мая лестная похвала, которую ты мог мне сказать, не знаю, стою ли её? Искусство в том толь­ко и состоит, чтоб подделываться под дарование, а в ком более вытверженного, приобретенного потом и сидением, искусства угождать теорети­кам, то есть делать глупости, в ком, говорю я, более способности удовлетворять школьным тре­бованиям, условиям привычкам, бабушкиным преданиям, нежели собственной творческой силы, — тот, если художник, разбей свою палитру и кисть, резец или перо своё брось за окошко; знаю, что всякое ремесло имеет свои хитрости, но чем их менее, тем спорее дело, и не лучше ли вовсе без хитростей? Nugae difficilis*. Я как живу, так и пишу свободно и свободно”.

Когда надежды на публикацию комедии це­ликом развеялись” Грибоедов отдал отрывки из нее в альманах “Русская Талия”, в котором бы­ли напечатаны с цензурными сокращениями и исправлениями 7—10 явления первого действия и третье действие. Альманах этот вышел из печа­ти 15 декабря 1824г.

Появление комедии даже в таком урезанном и искаженном виде вызывало бурную полемику в печати, причем критики разделились на два ла­геря: ниспровергателей комедии, раздражённых сатирической картиной нравов, и почитателей ее, увидевших в произведении Грибоедова прав­дивую картину современной российской дейст­вительности.

В 1825 г. была предпринята первая попытка постановки комедии на учебной сцене театрального училища в Петербурге. Об этом вспоминал знаменитый актер П. А. Каратыгин: “Мы с Гри­горьевым предложили Александру Сергеевичу разыграть “Горе от ума” на нашем школьном те­атре, и он был в восхищении от нашего предло­жения... мы живо принялись за дело; в несколь­ко дней расписали роли, в неделю их выучили, и дело пошло на лад. Сам Грибоедов приезжал к нам на репетиции и очень усердно учил нас... На­до было видеть, с каким простодушным удоволь­ствием он потирал себе руки, видя свое “Горе от ума” на нашем ребяческом театре... На одну из репетиций он привел с собой А. Бестужева и Вильгельма Кюхельбекера — и те тоже нас по­хвалили... Наконец, комедия - была уже совсем приготовлена, на следующий день назначен был спектакль... но, увы! все наши хлопоты и надежды лопнули, как мыльный пузырь! Накануне самого представления, на самой последней репетиции, является к нам инспектор Бок и объявляет нам грозный фирман графа Милорадовича (который имел тогда главное начальство над императорскими театрами и которому кто-то донёс о наших затеях), чтоб мы не смели так либеральничать и что пьесу, не одобренную цензурой, нельзя позволить играть в театральном училище”. Так окончилась эта попытка.

Перед последним отъездом из Петербурга в 1829г. Грибоедов на списке “Горя от ума”, кото­рый принадлежал Булгарину, сделал надпись:

“Горе мое поручаю Булгарину...” Видимо, он надеялся, что тому удастся пробить комедию в пе­чать. Но этим надеждам не суждено было сбыть­ся. Первое отдельное издание “Горя от ума” поя­вилось уже после гибели Грибоедова, в 1833 г., а полное, не искаженное цензурой издание вышло только в 1862 г.




1. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Тернопіл
2. Тема 14 Конституційне регулювання виборів та референдумів Поняття та види виборів
3. постановочная фотосъемка Vip фотосъемка SECs видеоряд
4. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГБОУ ВПО МГПУ
5. педагогічний факультет Кафедра соціальної педагогіки ЗАГАЛЬНІ ВИМОГИ ДО НАПИСАННЯ ТА О
6. Потребность это 1
7. Е~бек ж~не тіршілік ~ауіпсіздігі кафедрасы Зертханалы~ ж~мыс 6 Та~ырыбы- Белсенді жолмен ~р
8. Геометрические объёмы перекрытия исходные данные 04 размер консольного выпуска
9. Test 1 Расчет взаимосвязи номинальных переменных в R
10. Пары 1я 2я 3я
11. новоприбылых талантов выражение Стасова созревшее в 1880е годы окружала уже иная действительность.
12. Функции оценки в учебном процессе
13. Конспект лекций по макроэкономике ст
14. Основи галузевої економіки
15.  Эволюция земельного налога- развитие и реформирование земельных отношений 2
16. Понятия о популяциях, сообществах, биоге- оценозах, экосистеме, биосфере и ее основных компонентах
17. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
18. Элементарные частицы
19. Лекция 1 Введение в локальные сети
20. Чтение художественной литературы