Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

первых умножившаяся элита не захотела терять те преимущества которые давало им положение слуги московског

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Дмитрий Донской

Вокняжение на московском престоле юного Дмитрия Ивановича (1359—1389) дало повод князьям оспаривать его права на великокняжеский титул. Ярлык оказался в руках предприимчивого суздальского князя Дмитрия Константиновича. Вот тогда и сказались в полном объеме последствия политического курса правителей Москвы. Во-первых, умножившаяся элита не захотела терять те преимущества, которые давало им положение слуги московского князя. Во-вторых, понижение политического веса Москвы не устроило митрополита Алексея, последовательного сторонника союза церкви с московскими князьями.

Возглавив в годы малолетства Дмитрия Ивановича правительство, митрополит Алексей отстоял интересы московской династии и вернул великокняжеский ярлык.

Подросший князь Дмитрий Иванович продолжил расширение своих владений. В частности, под его контроль перешел Галич с его богатыми соляными залежами и густонаселенный Дмитров. Сделаны были приобретения и на юге, по Оке и ее притокам. Дмитрий Иванович начал все чаще прибегать к силе. По определению летописцев, московский князь «посягал» на свою «братию», Рюриковичей, и даже переводил некоторых из них в Ранг слуг — служебных князей.

Московский князь вступил в затяжную борьбу с тверским князем Михаилом Александровичем, который, в свою очередь, сначала опирался на помощь свояка (муж сестры), литовского князя Ольгерда. Вторжение литовцев, могущественных соперников Москвы в борьбе за древнерусские земли, было отражено. Проигравший тверской князь вынужден был на время признать свою зависимость от Москвы. Он стал «молодшим братом» (1375) Дмитрия Ивановича (характер и уровень вассальных отношений между князьями реализовывались в понятиях неравностатусного родства).

Ослабление Орды, переживавшей в конце XIV в. время «великой замятии» — династических переворотов и кризиса, открыло широкие возможности для маневра между различными группировками ордынской знати. В 1370-е гг. великий князь прекратил выплату дани. Происходит знаменательная перемена: прежнее искательство уступает место открытому противостоянию. Потомки Калиты оказываются во главе освободительной борьбы, и это, в свою очередь, дает им огромные идеологические преимущества перед всеми соперниками.

Перед Куликовской битвой

Битва Пересвета и Челубея. (Начало Куликовской битвы).

Следствием перемен стана победа в Куликовской битве (1380). Это событие оказалось переломным в отечественной истории. Осмысление победы ускорило процесс формирования национального самосознания. Напомним, что долгое время на Руси само нашествие и ордынское иго воспринимались как Божье наказание, ниспосланное за прегрешение и во испытание. Власть ордынского «царя» следовало принимать с покорностью и терпением. Куликовская битва изменила отношение к игу. Отныне речь пошла о необходимости и возможности освобождения от иноверческого ордынского владычества. Рост самосознания отразился во всех сферах жизни, породив уверенность и прилив сил. Победа упрочила позиции московского князя, который, по определению В. О. Ключевского, приобрел «значение национального вождя Северной Руси в борьбе с внешними врагами». Правда, через два года хан Тохтамыш сжег Москву (1382) и заставил Дмитрия Ивановича возобновить выплату «выхода». Формально это означало восстановление прежних отношений. Но в действительности Орда уже не имела сил вернуть все к исходному положению. Дмитрий Иванович не только сохранил великое княжение, он распорядился им как наследственной собственностью, завещав своему сыну Василию I Дмитриевичу (1389-1425).

С конца XIV в. объединительная политика Москвы обретает ряд новых черт. Московские правители все чаще прибегают к насилию, санкционируя его волей хана, а иногда обходясь и без нее. Сама Орда переживает глубокий кризис, распадаясь на отдельные, враждующие между собой части. Одновременно обостряется конкуренция с Литовским княжеством, переживающим свой расцвет при князе Витовте. Последний доводит, по сути, открытую экспансионистскую восточную политику. В начале XVв. захватывает Смоленск. Василию I, женатому на дочери Витовта Софье, потребовалось немало сил и дипломатического искусства, чтобы помешать далеко идущим планам литовского князя. С немалым трудом Василию I удалось удержать в зоне своего влияния Великий Новгород, присоединить Муром, Тарусу, Городец, Ржев. Самым важным приобретением Василия I стало Нижегородское княжество. После нашествия Тохтамыша местные князья заняли враждебную для Москвы позицию. Тогда в 1393 г. Василий Дмитриевич отправился к Тохтамышу «со многою честью и с дары» просить ярлык на нижегородское княжение.

В канун столкновения со среднеазиатским правителем Тимуром Тохтамыш остро нуждался в средствах. В итоге решение было вынесено в пользу московского князя. Это был беспрецедентный случай — равностатусное Нижегородское княжество было отдано Василию I. Характерно, что элита княжества переметнулась к московскому князю, считая служение ему более перспективным.

Разгром в 1395 г. Тимуром войск Тохтамыша имел важные последствия. Тохтамыш бежал в Литву к Витовту. С последним был заключен договор, согласно которому Витовт обязался помочь хану вернуть ордынский престол в ответ на содействие в распространении власти Литвы по «всей земле Русской». Однако в сражении на реке Ворскле в 1399 г. союзники потерпели сокрушительное поражение от ставленника Тимура, ордынского хана Тимур-Кутлука. Поражение развязало руки московскому князю. До того успешно маневрировавшее между Москвой и Вильно новгородское боярство потеряло эту возможность, Василий I отторгнул от боярской республики Волок Ламской, Торжок, Бежецкий Верх, Вологду. Во владение московских князей на севере тошла и отдаленная Ростовская колония — Устюг Великий.

В декабре 1408 г. на Русь обрушилась «Едигеева рать». Были разгаблены Серпухов, Дмитров, Ростов, Нижний Новгород, Переяславль, выжжены посады Москвы. Набег Едигея показал, сколь опасно соседство с развалившейся на части Ордой, правители которой рассматривают «Русский улус» как свое владение. Угроза набегов, никогда, вызывала необходимость в появлении общенационального лидера, князя, способного защитить русские земли.

Феодальная война второй четверти XV в.

Правление Василия II Васильевича (1425—1462) сопровождалось многолетним политическим кризисом, вылившимся в феодальную войну. Поводом к ней стала ясность в вопросе о порядке наследования великокняжеского преет Дядя Василия II, звенигородско-галичский князь Юрий Дмитриевич обосновывал свои права, ссылаясь на «старшинство» и на завещание Дмитрия Донского, согласно которому в случае смерти бездетного Василия I великим князем становился Юрий. Но завещание ocтавило открытым вопрос о порядке наследования в случае появления у Василия I наследника. А именно так сложилась ситуация в 1425 г. Ю Дмитриевич отказался присягать племяннику Василию II, которому десятый год. Войну удалось избежать благодаря посреднической деятельности митрополита Фотия и давлению Витовта, который как малолетнего князя выступил его опекуном. Юрий на время отступил. Однако после смерти Витовта (1430) спор о престоле был перенес Орду. Распря приносила свои первые негативные последствия: дряхлеющей Орды вновь становился «верховным арбитром» на Руси.

Тяжбу выиграл Василий II. Сам весомыми аргументами для хана, по-видимому, стали богатые подношения и утверждение, что московский князь ищет великий стол по его «цареву жалован а не по «мертвой грамоте» Дмитрия Ивановича. Однако Юрий Дмитриевич этот раз решился на открытый конфликт. Начавшаяся в 1433 г. война продолжа с перерывами до 1453 г. Она отличалась необычайной ожесточенностью. В анналах войны — массовые казни, ослепнение князей-родственников, отравления. Поразительно, что Василий II, уступав своим противникам по опыту, талант) же удаче — он пережил несколько поражений, ослепление, потерю московского стола, — все же вышел из борьбы победителем. Исход противостояния зависел не столько от личных качеств соперников, сколько от могущества тех социальных слоев и государственных институтов, которые оказывали им поддержку. Война показала, что основная масса московского боярства и вольных слуг связывала свою будущность именно со старшей ветвью Дмитрия Донского. Свою роль сыграла и поддержка церкви. Осуждения, прозвучавшие из уст иерархов, способствовали политической изоляции энергичных галичских князей.

Многолетняя феодальная война затормозила темпы собирания земель вокруг Москвы. Тем не менее в ходе ее оказались ликвидированы уделы соперников великого князя, включая сыновей Юрия Дмитриевича. Это резко усилило экономические и политические позиции Василия И. Больше того, сделав вполне определенные выводы из происходящего, князь так распределил свои земли между наследниками, что его старший сын, Иван Васильевич, получил решающий перевес над своими братьями. Это стало своеобразной гарантией от нового издания феодальной смуты.

Характерно, что традиционные конкуренты Москвы устранились от активного участия в борьбе, довольствуясь выгодами, получаемыми от распри между членами московского княжеского дома. Наиболее удачно действовал великий тверской князь Борис Александрович (1425—1461), получивший свой титул без ханского ярлыка. При этом выдающемся правителе Тверь пережила новый подъем. Борис Александрович умело маневрировал между Литвой, Москвой и Ордой, проводя независимую политику. Он добился равенства в положении московского и тверского великих князей. В итоге во второй четверти — середине XV в. на Руси официально было два равностатусных правителя, два великих князя, «братья» Борис Александрович и Василий II. При этом наследник московского князя, будущий Иван III, взял в жены ^очь Бориса Александровича.

Великое княжество Литовское в XIV—XV вв.

В XIV в. Литовское княжество продолжало лидировать в процессе объединения южнорусских и центральных земель. Князь Гедимин (1315—1341) существенно раздвинул пределы княжества. Большую роль в этом сыграла политическая программа Гедимина: он привлекал местных князей перспективой освобождения из-под власти Орды. Так, с помощью Литвы из-под власти Золотой Орды освободилось Смоленское княжество. Вмешательство Литвы в дела Русского улуса вызывало раздражение в Орде. Против Литвы «по цареву слову» ходили походами многие князья Северо-Восточной Руси. Этим попытались воспользоваться и московские князья. В 1352 г. в результате объединенного похода Семен Гордый заставил сына Гедимина, князя Ольгерда (1345—1377), отказаться на время от своих претензий на Смоленск и Брянск. Это был уже не местный конфликт-столкновение из-за лидерства в процессе объединения. Не случайно на печати Семёна Иванивича именно в это время появляется титул – «великий князь всея Руси».

Упадок Орды давал возможность Литовскому княжеству продвигаться в южном и восточном направлениях. Литовская власть утвердилась в Киеве. Вассалами Ольгерда признали себя черниговские князья. Литва превращалась в огромное государство, в которое вошли тер тории современных Белоруссии и Украины. Особняком стояли Северо-Восточная и Северо-Западная Русь. Но и здесь позиции Ольге заметно упрочились — он связал себя династическими узами с тверской династией.

Все это сделало неминуемым столкновение Литвы с Московским княжеством. В ноябре 1368 г. Ольгерд неожиданно подошел к стенам только что отстроенного белокаменного Кремля. Однако взять его литовцам не удалось. Митрополит Алексей отлучил всех русских князей поддержавших «язычников литовцев». В ответ Ольгерд обратил с патриарху Константинопольскому с просьбой поставить на К Смоленск, Тверь, Малую Русь особого, им контролируемого митре лита. Церковный раскол не был допущен. Но идея приобрести православного населения «своего» митрополита в дальнейшем буде раз использоваться правителями Литвы. Очередной поход Ольгер, 1372 г. закончился заключением мира, означавшего, что Литва отказывается вмешиваться в дела Владимирского княжества и поддержи искателей великого стола. Это был важный успех Москвы.

Преемник Ольгерда Ягайло в середине 1380-х гг. взял курс на сближение с Польшей. К этому толкала необходимость противостоять общему врагу — Тевтонскому ордену с его мощным военным потенциалом и централизованным управлением. В 1370-е рыцари угрожали уже столице княжества Вильно. В 1385 г. Ягайло женился на королеве Ядвиге и получил польскую корону. Условием династической унии стало принятие Литвой в качестве государственной религии католичества. Этот усилил позиции княжества в борьбе с Орденом, но он же и означал ослабление его позиций среди православного населения. Борьба с Москвой степенно окрашивалась в цвета религиозного противостояния. Характерно, что старшие сыновья Ольгерда, принявшие православие, стали служить Дмитрию Ивановичу и его наследник Сближение с Польшей сталкивалось в самой Литве с немалыми трудностями. Литовская знать стремилась сохранить свою независимость, особенно после того, как в результате Грюнвальдской битвы (1410) была снята угроза экспансии Ордена. Опираясь на подобные настроения, новый литовский князь Витовт (1392—1430), двоюродный брат Ягайло, вынашивал планы создания независимого королевства. Он приложил немало усилий, чтобы объединить все русские земли вокруг княжества. К этому времени Литва, перехватив инициативу, восстановила мраченные позиции в Смоленской земле и в княжествах на верхней Оке (верховские княжества). Однако, несмотря на крупные успехи, Витовту не удалось до конца осуществить свои планы.

Принципы, на которых строилось Великое княжество Литовское, можно охарактеризовать как федеративные. Еще при Миндовге в княжестве сложилась довольно стройная система вассалитета. Отношения между правящей династией (постепенно это место занимает род Гедиминовичей) и представителями власти в присоединяемых землях строятся на договорной основе. Князья-вассалы, в том числе князья Рюриковичи, были фактическими наместниками своего сюзерена — литовского князя. Их вполне устраивал принцип, закрепляющий известную самостоятельность: «Старины не рушаем, новины не вводим». В XV—XVI вв. права элиты фиксировались специальными уставными грамотами — привилегиями. Права служилых землевладельцев — бояр XVI в. — шляхта) — определялись обычным правом и конкретными условиями, на которых им жаловались земли. В сравнении с положением аристократии в Северо-Восточной Руси подобное устройство было привлекательным для русских князей и их слуг.

Великое княжество Литовское и Русское достаточно долго сохраняло все атрибуты собственной государственности. На его территории наряду с нормами польского права продолжали действовать и древнерусские нормы, переработанные и закрепленные в так называемых Литовских статутах. Однако с началом XV в. положение стало быстро меняться. Социокультурное влияние Польши разрушительным образом сказалось на традиционных структурах и политических институтах. Меняется и статус, психологический настрой православной знати. Часть ее, возмущенная ущемлением положения и гонениями на веру отцов, обратила свои взоры на Москву. Но основная масса постепенно стала перенимать польско-католическую культуру и рвать с прошлым. Прежняя близость оказывается теперь уже разорванной не только политически. Иными становятся социокультурные векторы развития.




1. Религия и церковь в современной России православие
2. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук
3. Контрольная работа по ДКБ Ссудный капитал и кредит Выполнила- Митрофанова О
4. Контрольна робота з дисципліни Державне та регіональне управління Підготувала студен
5. на тему- Лечебная физическая культура при сердечнососудистых заболеваниях
6. Сибирская академия государственной службы Л
7. Платежный баланс
8. тема- Процесс конфликта
9. тематичних алгоритмів які знаходять вжиток як в задачах чистого програмування так і в статистичних методах.
10. Вербальное общение
11. Тематика курсовых работ
12. Тема- Робочий стіл і головне меню Windows
13. для третьего потока называются не плохие
14. я КАТА Мальчики 6 лет 1 Федоренко Демьян Бреусе
15. Я еще не хочу умирать По мотивам произведений- Людмила Никольская Должна остаться живой Олег Шестински
16. информация Если изначально под информацией понимались сведения передаваемые людьми устным письменным ил
17. Расчет буровой лебедки
18. ТЕМА 4 ВРЕМЯ КРИЗИСОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ- КОНСОЛИДАЦИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОСТИ
19. немецкой границы
20. Конституційно-правові передумови становлення в Україні громадянського суспільства