У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ОПЕРА 20 декабря в московском культурном центре Москвич прошла российская премьера оперы Дмитрия Курля

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.4.2025

АСТЕРОИД В МОСКВЕ!!!

ОПЕРАция «ОПЕРА»

20 декабря в московском культурном центре «Москвич» прошла российская премьера оперы Дмитрия Курляндского «Астероид 62».  Наш корреспондент Сергей Обрядчиков посетил это событие и попытался выяснить: почему современная опера такая современная…

Именно этому вопросу и была посвящена встреча с композитором и  режиссёром-постановщиком, состоявшаяся перед премьерой. Пресс-конференция проходила под эгидой Школы современного зрителя и слушателя, Лаборатории современной оперы и «Опергруппы». Автор рассказал аудитории о последних тенденциях оперы на примере «Астероида 62».

На основной вопрос Курляндский ответил просто: современная опера такая современная, потому что она создаётся сегодня. Он пояснил, что на данный момент композиция в области современной классической музыки зависит от авторов и исполнителей в большей степени, чем от вкусов слушателей, но не без ориентации на публику. Те, кто уже был знаком с этим произведением, отмечали доступность изложения.  Хотя, с этим мнением можно поспорить…

Среди выразительных средств оперы XXI века Дмитрий отметил звучания, ранее не являвшиеся музыкальными: имитация всевозможных шумов, передача в произведении пожарной сигнализации (в Германии этот эффект известен как «пожарная триоль»), шелест бумаги, новые вокальные приёмы, передающие непосредственно состояние человека (вдохи, выдохи, одышка, обрывистые звучания). Такими методами передаются ощущения, напрямую выраженные в музыке.

Теперь о самой опере. Все зрители были приглашены на сцену. Занавес закрыт, в полумраке виден лишь оркестр и дирижёр. В центре сцены расположены места для зрителей - два ряда по кругу. По бокам и задней стене сцены в виде буквы «П» размещён оркестр, в составе которого: скрипка, виолончель, флейта, несколько медных духовых (различные виды саксов), шланги, бокалы с водой, ударные и инструмент, имитирующий звуки стеклореза. Над головой единственный элемент декорации – большой кристалл, символизирующий астероид. Число зрителей ограничено, просмотр рассчитан не более чем на 60 человек.

В такой камерной атмосфере начинается опера. Прямой интерактив со зрителями. В полной темноте и тишине раздаются громкие «аритмичные» удары по всей сцене, со всех сторон, напоминающие оглушительный стук набора текста на печатной машинке. Позже я ассоциировал эти звуки со смятением человека, стремящегося вырваться из замкнутого пространства. (Может быть, это был я?)

Действие открывает пластический дуэт мужчины и женщины во внутреннем круге сцены. Его сменяют две пары героев с вокальными партиями. Каждый ведет повествование на языке, отдаленно напоминающем английский (из-за манеры исполнения фонетика языка воспринимается своеобразно).

Удивило и звучание оркестра: все инструменты, за исключением ударных и  «стеклореза», имитировали одышки и вздохи.  Наиболее успешно с этой задачей справлялись шланги, даже превосходя традиционные духовые инструменты. Скрипка звучала весьма необычно и приглушенно, издавая невесомые «предыхания». Виолончель,  которой всё же выпадали моменты сольного звучания, то и дело испускала дух. Вокал периодически спорил  с академической техникой и эстрадными элементами: артисты пели на вдохе! Всё это создавало ощущение закомплексованности и состояния апатии у каждого из героев. Какого психологического состояния создатели спектакля добивались у зрителя, остается лишь гадать.

Опера состоит из 3 картин, общая её продолжительность – около часа.  Сюжет, по сути, отсутствует, несмотря на фиксированный текст музыки и либретто. Да и связи слов в изложении либретто не наблюдается –  что тут говорить о сюжетности! По опросу «БЕZ ФАЛЬШИ», зрительское восприятие никоим образом не совпадает с текстом либретто. Каждый зритель пытается понять содержание по-своему и выступает «соавтором» спектакля.

Для того, чтобы составить «мой сюжет» мне приходится собирать в единую мозаику причудливые картинки и собственные ощущения:  двое мужчин и две женщины (соответственно партии баритона, тенора, меццо-сопрано и сопрано) рассказывают каждый свою историю. Действие происходит во внешнем круге (по отношению к зрителям). Женщина 1 (меццо-сопрано) стоит с некой стеклянной подложкой. В ней  нечто обёрнутое в ткань очень напоминает младенца. Мужчина 1 (баритон) стоит на коленях в позе молящегося. В это время зрители ощущают движение  – центральная часть сцены вращается! Мужчина 2 (тенор) находится в некоем замкнутом помещении, стены которого прозрачны. На них периодически появляются фигуры, напоминающие элементы игры тетрис, время от времени закрывающие его от глаз зрителей. Женщина 2 (сопрано) строит некую геометрическую композицию, напоминающую робота. Все герои в авангардных костюмах с мистико-футуристическими формами. Возможно, действие происходит не на Земле, а на какой-то другой планете или, может, даже не в Солнечной системе. Женщина 2 собрала робота, создала новую жизнь, но искусственного происхождения. Мужчина 1 встаёт с колен, так и оставшись в состоянии молитвы. Мужчине 2 удаётся выбраться из закрытого помещения, но он не освобождается от чего-то гнетущего, его сдерживают внутренние путы. Заканчивается картина падением ткани из стеклянной причудливой формы в руках Женщины 1: в корзине, напоминающей капустный лист, ничего нет… Лишь только развёрнута выпавшая из неё красная полоса ткани-ленты. Последней уходит со сцены Женщина 1, которая медленно тянет эту ткань по платформе.

Вторая картина начинается без антракта (действие во внутреннем круге). Полумрак сохраняется на протяжении всей оперы. Герои поют один за другим партии, впоследствии переходящие в квартет. Действие, похожее на ритуал. Что-то или кто-то должен явиться им. Но это, скорее, явления, связанные с Космосом и психоделикой, нежели с религией или оккультизмом. Опускается астероид и зависает над сценой (в это время звучат бокалы с водой, изображающие своим «пением» звуки Космоса). Все четверо героев ультрафиолетовыми лучами освещают невидимые обычному взору надписи на полу сцены, расположенные кольцом во внутреннем круге. Слова не связаны между собой. Что означают эти причудливые мантры?

Следующая сцена вызвала полное недоумение. После пропетых на болезненном вдохе мантр началось совсем уж абсурдное действо: все четверо легли на пол, составляя собой крест, и принялись поедать семечки, громко чавкая и самозабвенно предаваясь отрыжке! Приношу извинения за не очень эстетичный медицинский термин. Но что здесь подразумевалось, кроме проблем с пищеварением у всех четырех героев?  Эта сцена так и осталась непонятой зрителями, волей-неволей втянутыми в этот не очень приятный метаболический процесс.  

Третья картина – финал. Из светящегося астероида появляется фигура рыжеволосой девушки (без вокальной партии). Она ещё томится в астероиде, но эта четвёрка помогает раскрыть стенки конструкции и входит с ней в контакт. Всё также герои поют о чём-то, каждый со своей историей обращается к рыжеволосой девушке, возможно, с просьбой о помощи. Космическая гостья тем временем ещё остается внутри астероида, постепенно начиная понимать, где находится. В заключение оперы девушка всё же спускается к четвёрке несчастных, уже снова лежащих на полу, и вручает каждому по синему светящемуся стеклянному шару. Гаснет свет, шквал аплодисментов!

Что касается музыки, то вся опера построена на лейтмотивах героев со слабо выраженными контрастными темами. Ни одного конфликта в произведении (если только  не считать периодически возникающего конфликта зрителя с собственным разумом). В «сюжете» отсутствует композиционный план (экспозиция, завязка, кульминация и развязка), среди известных современных художественных приёмов и авангардных музыкальных явлений: атональные созвучия и кластеры, полиритмия и элементы алеаторики. Вся композиция имеет циклическую форму, развитие «сюжета» идёт по эпическому типу, жанр – эпическая авангард-опера с элементами психоделики.

Каждый оперу понял по-своему – в этом и заключалась суть произведения. Лично я увидел в этой четвёрке нас самих, находящихся в страхе, охваченных комплексами… или же наши нереализованные мечты, идеи, образы. Рыжеволосая девушка в моём сознании воспринималась в данном контексте как символ спасителя (не в религиозном, но в психологическом значении), дающего надежду на лучшее (что могли символизировать синие шары в финале оперы). По крайней мере, мое сознание пыталось привести всё содержание произведения к какому-то смыслу, к какой-либо идее, к единому целому.

Либретто я прочитал уже после просмотра спектакля. Это привело к полному крушению сложившейся у меня концепции  произведения. Вот лишь некоторые отрывки из либретто «Астероида 62» (Автор – Димитрис Яламас):

«ПЕРВАЯ СЦЕНА» - отрывок:

Её волшебное тело посреди комнаты неподвижно

Её волшебное тело посреди комнаты неподвижно

Сколько страстей

Сколько вод

Сколько неиссякающих извержений…

«ВТОРАЯ СЦЕНА» - отрывок:

… Завтра с утра ты запоёшь как птица

Ты запоёшь как птица в морской пучине

Как птица в морской пучине будешь пугать рыб

В морской пучине будешь пугать рыб дышать

Будешь пугать рыб дышать поездами развлекать

Дышать поездами развлекать прохожих…

… Оса как самолёт

Самолёт как ребёнок

Будешь как ребёнок в лихорадке

Как ребёнок в лихорадке заблудившийся

Заблудившийся в лесу будешь

Свистать деревья

Будешь деревья курить

Будешь курить камни…

«ТРЕТЬЯ СЦЕНА» - отрывок:

“...Пожар поглотил вселенную

Дует Ахерусия  <значение слова или имени неизвестно – все герои безымянны, прим. Корр.>

- слезами её

Отдыхают солдаты в тени

С отрубленными руками

С отрубленными ногами

С отрубленными головами

Причёсываются <непонятно, каким образом без головы и без рук – прим. Корр.> солдаты в тени

Дует Ахерусия – слезами её…”

Каждый может воспринимать авангард-оперу по-своему. В этом её прелесть, ведь зритель получает уникальную возможность фантазийного творчества, соавторства, сопричастности к таинству  создания спектакля. Но мне порой кажется, что, если провести смелый эксперимент и в качестве либретто к данной опере и к данному сценическому действу использовать любую более качественную литературную основу  – от шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» до Конституции РФ, получится все такое же «достоверное неординарное прочтение».

В заключение своей статьи приведу слова российской телеведущей и журналиста Екатерины Пясецкой, написавшей стихотворение в духе либретто Димитриса Яламаса (с таким же учётом знаков препинания, как и в самом либретто):

«В плену Ахерусии»

Там где хаос встречается с гармонией,

Но проходит мимо не замечая…

Осколки реальности

Кристаллы скорби

Аппликация счастья

На грубом холсте бытия

Гибкое тело шланга

Удушливо обвивает душу

Траурная овация

Триумф извержения

Фантасмагория горя

Измождённый разум

Сочится сомнением:

Обрывки?

Отсветы?

Отзвуки?

Отголоски?

Они выкурили все деревья и камни,

Ахерусия заполонила всё!

Смысл смыло!

Лишь её волшебное тело

Разбросано в пространстве

Пугая рыб в недрах вселенной…




1. ЛЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОХРАНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ План Понятие психическог
2. Тема- Засоби електронного online перекладу тексту
3. Стаття 392. Судові рішення які можуть бути оскаржені в апеляційному порядку 1
4. Установившееся движение газированной жидкости в пористой среде 5 2
5.  Комар и конь
6. Вплив християнства на культуру в Київській Русі
7. СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
8. прачечных конца XX века
9. тема ~ это система которая реализует автоматизированный сбор обработку и манипулирование данными и включае
10. Я прочитала эту книгу.html