Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

неприхотливым для восприятия аудиторией

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.11.2024

1.            МЕСТО РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ В СИСТЕМЕ СМИ.

 

В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной

подготовки выходить в эфир в момент начала этого события. В качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов приглашают представителей общественности и авторитетных людей.

 

Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Более того, разнообразие интересов именно этой части аудитории способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, более четкой их адресной и содержательной направленности.

 

Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. Радио, ориентированное, прежде всего, на слуховое восприятие, воздействует более других на

воображение человека, и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям.

 

На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности,

логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм –  все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.

 

Интернет расширяет возможности как радиовещателей, так и слушателей, способствуя их

более тесному контакту. Вещание в Сети и обратная связь (e-mail, раздел «Стена») дают возможность как программным директорам, так и ди-джеям узнать мнение своих слушателей о работе радиостанции и сделать ее еще более привлекательными для потенциальных рекламодателей.

 

Радиовещание осуществляет разные функции одновременно, т.е. оно полифункционально.

•         Информационная (рекламная),

•         Интегративная (ф. формирования общественного мнения, общения,

воспитательная, организаторская),

•         Культурно-просветительская (эстетическая, рекреативная)

 

2.            СТАНОВЛЕНИЕ РАДИОПРОГРАММ.

 

По вопросу о конкретной дате начала массового вещания в России мнения расходятся. Уже в марте 1896 года A.C. Попов продемонстрировал свое открытие на практике, передав

первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: "Генрих Герц".

Что же касается собственно радио, то еще много лет спустя после первого сеанса связи в

эфире звучали только точки и тире азбуки Морзе. Голос человека по радио в России прозвучал

впервые лишь в 1919 году – это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории. .

 

Сначала, 4 июля 1923г., - "Декрет о радиостанциях специального назначения", позволяющий всем государственным, профессиональным, партийным и общественным учреждениям эксплуатировать приемные радиостанции.

 

Затем, 28 июля 1924 года, - Декрет СНК СССР, по которому разрешалось всем гражданам СССР иметь радиоприемники, покупать их в магазинах, конструировать самим и вообще пользоваться ими.

 

Организация "Радио для всех"  была создана 1 октября 1924 года; учредителями ее явились Трест заводов слабых токов, РОСТА и Наркомпочтель. Первоначально к числу функций нового общества относились в основном вопросы радиостроительства: развитие радиопередающей и радиоприемной сети, популяризация идей радиолюбительства, проведение лекций, выпуск периодических изданий. 1

декабря 1924 года общество стало называться "Радиопередача". Председателем его правления был

назначен А.В. Шотман. Основными задачами «Радиопередачи» признаны: 1) организация агитационного и культурно-просветительного широковещания с устройством необходимых установок как передающих, так и приемных и 2) радиофикация деревни.

 

С февраля 1925 года общество стало выпускать еженедельную газету "Новости радио" -

первую и в то время единственную в мире специальную газету, посвященную радиопрограммам и

технике радио. Наиболее крупными радиостанциями в этот период были Центральная

радиовещательная станция имени Коминтерна и Сокольническая станция имени А.С. Попова в

Москве.

 

В июне 1925 года при агитпропе ЦК партии была создана Радиокомиссия; она должна была

осуществлять повседневное идейно-политическое руководство радиовещанием, координацию всей

работы по использованию радио.

 

Первая "Радиогазета РОСТА" вышла в эфир в воскресенье 23 ноября 1924 года. По своей

структуре она была звуковой копией печатного издания, которое читатели получили спустя два дня. По понедельникам газеты не выходили, и информация, переданная по радио, опережала их на два дня. Следует отметить, что до появления"Радиогазеты РОСТА" материал, составляющий содержание радиосообщений, как правило, представлял собой текст, уже опубликованный в прессе.

 

Встал вопрос о создании нескольких радиогазет, каждая из которых имела бы свою

специфическую аудиторию. Решили выпускать для начала не одну, а две газеты по радио: рабочую -

ежедневную, и крестьянскую - 3-4 раза в неделю. Редакционные аппараты обеих газет создавались при редакциях печатных изданий - "Рабочей газеты" и "Крестьянской газеты".

 

По форме радиосообщения этого исторического периода представляется возможным

разделить на:

–        радиособрания;

–        радиопереклички;

–        радиолекции;

–        радиоконцерты.

 

Событийные трансляции имели ярко выраженную агитационную направленность, имитируя

вовлечение масс слушателей в сферу важнейших событий политической, экономической и

культурной жизни страны. А радиособрания и радиопереклички, появившиеся в эфире в конце 1924 -  начале 1925 года, привлекали возможностью установления эмоционального контакта

информационного канала и аудитории. С конца 1925 года музыкальные трансляции становятся постоянными и регулярными на всех существовавших тогда каналах советского радиовещания.

 

В художественном вещании формируются два театральных

направления. "Театр у микрофона" обозначает трансляцию или адаптацию спектакля,

осуществленного на сцене того или иного драматического или музыкального театра и переданного в

эфир. В отличие от него спектакли, поставленные непосредственно в студии по сценариям, написанным специально для радио, или по инсценировке литературных произведений (а иногда и на основе традиционных театральных пьес), относятся к другому направлению вещания, получившему название "радиотеатр". Официальная дата рождения отечественного радиотеатра - 25 декабря 1925 года. В этот вечер станция имени Коминтерна передала первую советскую радиопьесу "Вечер у Марии Волконской". Главным режиссером был Мейерхольд, великий новатор.

 

В 30-е годы шло становление основной сетки вещания, входили аналитические,

информационные жанры, шли письма и различные диалоги, приходили письма на музыкальные

заявки.

 

"Маяк", создана на основании постановления ЦК КПСС от 24 июня 1964 года "Об улучшении информации на радио".Новизна "Маяка" проявилась и в его нетрадиционной для советских радиопрограмм структуре, в основе которой лежал часовой отрезок вещания, включавший в себя два кратких выпуска новостей: в начале и середине каждого часа. За выпуском новостей следовали музыка или какой-либо другой материал, преимущественно развлекательного характера.

 

Заметным явлением в программах Всесоюзного радио в 1965 году стали передачи,

посвященные 20-летию победы советского народа над гитлеровской Германией. Здесь прежде всего

следует назвать большой документально-художественный цикл "Подвиг народа". Радиожурналисты провели огромную работу по розыску и переписи сотен уникальных записей, сделанных в Москве, на освобожденных территориях нашей страны и за границей во время войны и после ее окончания. Эти передачи шли ежедневно с 20 марта по 15 мая. Они представляли собой художественно-документальные рассказы, радиокомпозиции, радиоочерки и радиофильмы, в художественную ткань которых органически входили документальные звукозаписи: рассказы у микрофона прославленных полководцев Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, голоса бывших партизан и подпольщиков.

 

В первые годы перестройки Всесоюзное радио продолжало работать по сложившимся

стереотипам, в рамках устоявшейся за долгие годы жесткой вещательной сетки. Но вскоре

обозначились существенные сдвиги в программировании: появилась новая радиоформа - каналы

(информационно-музыкальные, публицистические, литературные и др.) как самостоятельные

передачи.

 

Первопроходцами в поиске новых подходов к вещанию стали журналисты радиостанций

"Юность" и "Маяк". С января 1987 года по III программе Всесоюзного радио начала выходить новая

утренняя передача "Юности" "Молодежный канал". Теперь ведущий формировал программу по

собственному выбору и сценарию: давал сведения о погоде, организовывал юридические

консультации, обсуждал проблемы наркомании, преступности, рассказывал о "неформалах",

популярных музыкальных коллективах, предлагал кулинарные рецепты.

 

"Юность" вместе с "Маяком" стали первооткрывателями и такой интереснейшей передачи, как

радиомост.  Первый радиомост "СССР-США" состоялся в 1986 году. В

течение двух часов шел диалог между московскими студентами и студентами Южно-Иллинойского

университета. В США. радиомост был дан в эфир полностью на 35 штатов. В эфире "Юности" он

звучал в записи 45 минут, но стал первым живым, "непричесанным" редакторской правкой обменом мнениями.

 

В 1987 году в режиме прямого эфира стала выходить "Информационно-музыкальная панорама

"Маяка" от шести до десяти" - четыре часа утреннего интенсивного информационного вещания.

Выпуски панорамы отличались высокой оперативностью, в них звучали сообщения, полученные

редакцией ночью и утром, прямые эфирные переклички и прямые репортажи с мест, где происходили

или должны были происходить события, новости науки и техники, познавательная информация,

предупреждения ГАИ, сводка погоды. Поскольку программа занимала продолжительный отрезок

эфира, была разработана гибкая система повторов наиболее важных сообщений.

 

 В 90-е годы произошло становление современного коммерческого радиовещания. Возникает такое явление как «радио-рынок».

 

3.            ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ РАДИОПРОГРАММ.

 

Радиопрограмма - это форма организации радиоматериалов для решения конкретных

коммуникативных задач: информирование, воспитание, развитие и т. п.

 

Есть вертикальное и горизонтально программирование. Вертикальное - программирование на

неделю. Горизонтальное – на день. В 1928 г. была сформирована первая сетка вещания, первая

программа на неделю.

 

 

Принципы программирования (требования к программе):

1. Принципы содержания: отражать панораму текущих событий; если в регионе, то

сочетать региональное и федеральное; учитывать интересы своей целевой аудитории:

сопрягать разные (по содержанию) темы.

2. Принципы временные: учитывать наличие выходных и будней; привязывать эфир к

лимиту времени, аудитории ( соответствие тематики программному времени)

3. Структурные принципы: объединение различных форм вещания; учитывать речевую

структуру (вначале женский голос, потом мужской- принцип контраста)

 

4.            ПРОСОДИКА В РАДИОРЕЧИ.

 

Под просодией понимается «система фонетических средств, реализующихся в речи и играющих смыслоразличительную роль». В состав ее компонентов входят: тембр, мелодика, темп, ритмика и паузировка. Их взаимное действие порождает «скрытые смыслы» радиосообщения. Успех диктора зависит от его умения совершать «речевые поступки» в эфире, т.е. умения пользоваться сложившимися в обществе просодическими стандартами.

 

Просодические компоненты способны создавать своеобразную звуковую метафору,. В радиоречи визуальный канал передачи информации замещается виртуальным образом, поэтому роль мимики и жеста в радиосообщении берет на себя «звуковой жест» (т.е. звуковая метафора). Просодическая манера исполнителя становится мощным средством создания дополнительных смыслов. Просодия фраз служит их эмоциональной канвой, средством передачи модальных отношений (авторских оценок) и механизмом создания подтекста.

 

Дикторское чтение требует изложения лишенного каких-либо эмоционально-оценочных показателей. Речь ведущего (арт-джея), напротив, требует обязательной эмоциональности с выражением собственных оценок.

 

I. Тембральные стандарты.

Построение речевой манеры неразрывно связано с воспитанием культуры тембрирования,

базирующейся на владении тембральными возможностями голоса. Понятие тембра включает в себя

не только психо-физиологические свойства звучания, но вполне определенные универсальные

лингвистически значимые характеристики.

Дикторский стандарт: звонкий, средне-напряженный тембр. Арт-джей для передачи своего отношения и создания радиообраза обычно прибегает к «речевому гриму».

II. Мелодические стандарты.

Термином «мелодика» обозначается движение тона голоса (ровное, восходящее, нисходяще-

восходящее, восходяще-нисходящее).

Дикторский стандарт: нисходяще-восходящую мелодику, сигнализирующую об оптимизме и спокойствии. Фразы с «задранными» концами порождают у слушателя ощущение неуверенности диктора в сообщаемом.

 

Условно можно выделить три типа мелодического движения в слове:

1 - скачок (резкий тоновый подъем или спад);

2 — плавное движение (относительно ровный мелодический контур);

3 — волнообразное движение (модуляции с плавным, но интенсивным переходом тонов).

Скачок часто вызывает неприятные ощущения, но может использоваться и в изобразительных целях . Плавную модуляцию отличает равномерное и достаточно длительное нарастание высоты, а затем ее плавное убывание. Ее можно представить символически в виде дуги.

Волнообразное мелодическое движение маркирует положительные эмоции.

III. АВ (акцентное выделение) в радиоречи.

Одним из приемов создания «срытых смыслов» или подтекста на радио выступает акцентное выделение. Под этим термином понимается обозначение активной для восприятия выделенности просодическими средствами (тембром, мелодикой, темпом, ритмикой, паузировкой) какого-либо слова во фразе.

Дикторское АВ осуществляется всеми просодическими средствами, основными из которых

являются: длительная пауза перед выделяемым словом, замедление темпа (часто за счет удлинения

гласного выделяемого слова), тембральное повышение/понижение (небольшое) и плавное (дугой)

изменение тона с небольшим мелодическим перепадом на выделяемом слове.

 

Эмфатическое АВ – неизменный атрибут арт-джеев.

 

5.            ГОЛОС В ЭФИРЕ. ЯЗЫКОВОЙ ПАСПОРТ ГОВОРЯЩЕГО.

 

Ведущий - это проводник речевой культуры, поэтому очень важен речевой паспорт, то что мы

узнаем о нем , слушая его выступления в эфире.

Паспорт говорящего - это то впечатление, которое человек создаёт о себе своей речью. Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или

где прошла большая часть его жизни. По профессиональным словам и оборотам можно

приблизительно определить профессию человека.

 

Учёные установили, что по голосу можно дажеузнать приблизительный рост человека, полный он или худой. В милиции есть специальная служба, которая составляет по голосам телефонных хулиганов и террористов их предположительный портрет, на котором во многом основан успех их поимки.

 

Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только “откроет рот” -

отсюда огромная важность благоприятного языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем

правила речевого этикета и культуры речи – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим

положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться.

 

Работа над “полировкой” своего языкового паспорта – трудная задача, но каждый должен

помнить о её важности и работать над своим языковым паспортом, придавая ему положительные

черты, следить за культурой речи, дикцией, соблюдать нормы общения и требования речевого

этикета.

 

6.            КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДИКТОРСКОГО МАСТЕРСТВА.

 

Ведущий - это проводник речевой культуры, поэтому очень важен речевой паспорт, то, что мы

узнаем о нем, слушая его выступления в эфире.

Ведущий должен уметь создавать звуковую метафору - перенос звуковых характеристик на

визуальные.

 

Под просодией понимается «система фонетических средств, реализующихся в речи и играющих смыслоразличительную роль». В состав ее компонентов входят: тембр, мелодика, темп, ритмика и паузировка. Их взаимное действие порождает «скрытые смыслы» радиосообщения. Успех диктора зависит от его умения совершать «речевые поступки» в эфире, т.е. умения пользоваться сложившимися в обществе просодическими стандартами.

 

Ошибки ведущего бывают связанны с:

-непрофессиональность в области психологии и этики.

-плохая техника речи ведущего

-грамотность и культура речи, произношение.

 

Функции ведущего зависят от формата вещания и от типа программы.

Принято различать:

-ведущий инф.программ (диктор)

-ведущий смешанного вещания

-ди-джей (музыкальные программы)

 

Функции:

-передача информации.

-быть модератором в эфире (скрепление всех программ в линейной эфире)

-рекреация (расслабление и отдых аудитории, интерактивные программы — смс-приветы).

 

При интерактивном общении важно помнить ряд правил:

- цель звонящего - засветиться в эфире, найти друга-собеседника. Нужно проявлять

доброжелательность.– если вы спрашиваете имя дозвонившегося, то в эфире важно называть его так, как он себя назвал сам.

– нельзя проявлять излишнюю восторженность.

– нельзя давать резко отрицательные или положительные комментарии.

 

7.            ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ К РАДИОТЕКСТУ. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛА К ОЗВУЧИВАНИЮ.

 

• Вместо придаточных частей в предложениях лучше использовать отдельные фразы;

• В особые фразы надо выделять пояснительные сочетания слов;

• Необходимо заменять громоздкие цитаты их пересказом;

• Желательно в тексте чередовать длинные и короткие фразы;

Объясняйте малоизвестные слова и термины

Заменяйте книжные обороты (например, «выше уже было сказано» на более разговорное «я уже об этом говорил»)

• Умеренно используйте цифровой материал. Например, дроби можно округлять

(говорить «вдвое» или «втрое»)

• Все сокращения, данные в письменном тексте, лучше расшифровывать, поскольку в

эфире при спешке возможны ошибки. Например, сокращение «стр.» вместо «странница»,

можно по привычке произнести «страница».

• В трудных случаях необходимо расставить ударение в словах

• В тексте должны быть устранены: аббревиатуры, второстепенная информация общего характера, тавтологии и проявления речевой избыточности. Например, в словосочетании «в своей автобиографии» убирается слово «своей».

 

ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛА К ОЗВУЧИВАНИЮ.

1. Обеспечить непрерывность звучания фонограммы

2. Выделять главный шум на фоне второстепенного

3. Записывать звуки в режиме ест.громкости

4. Тишину выражать через тихий звук

5.            Использовать неожиданный звук в драматических ситуациях.

 

Что порождает слуховой дискомфорт:

1. Музыка мешает восприятию текста, заглушая его

2. Резкий обрыв музыкальных фрагментов

3. Стилевые ошибки в подборе звучания

4.            Однотипность, «провисание звука», однообразие темпа и инструментовки

 

Любая передача для журналиста начинается с определения той цели, которую он ставит перед

собой, готовясь к ней. Выбор темы уже предопределен специализацией редакции, радиоканала

или радиокомпании, ее основными тематическими направлениями, форматом. У каждой

радиостанции – своя проблематика, в которой журналист должен разбираться достаточно глубоко и

основательно.

 

8.            ЖАНРЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ.

 

ЖАНР - форма организации радиоматериала, которая формируется средствами, представленными автору определенным видом творчества. Исторически жанры развивались вместе с радиовещанием. Сегодня наблюдается «плаванье жанров».

 

Нельзя путать выразительные средства на радио (звуковые включения, шумы) с жанрами.

 

Главное в жанре – функция, его назначение.

 

Разновидность задач рождает разновидности жанров: так, если необходимо не только взять

информацию у человека, но и рассказать о нем, появляется интервью-портрет; получение сведений

из разных источников на одну и ту же тему предполагает интервью-анкету, групповое интервью с

компетентным официальным лицом – пресс-конференцию.

 

Характерная особенность становления жанров радиожурналистики состоит в том, что эти

процессы проходили сначала через освоение, а затем преодоление газетных форм подачи материала.

 

К одному из промежуточных, но очень важных этапов этого развития нужно отнести радиогазету.

Тесная связь вещательной программы 20-х годов с печатью определялась конкретными

историческими условиями и задачами: с одной стороны, необходимостью вести пропаганду

средствами радио среди широких масс, большинство которых было неграмотно, с другой –

преемственностью газетного опыта и изменением этих форм в процессе освоения звуковых

возможностей радиопублицистики. Так, в 1924–1928 годах, уже на первом этапе организации

регулярного массового вещания в СССР, на радио наряду с жанрами, заимствованными из печати,

были распространены беседы, лекции, доклады, как нельзя лучше отвечающие акустической природе радио.

 

На становление жанров радиожурналистики большое влияние оказывало также совершенствование вещательной техники. Появление в начале 30-х годов студийной звукозаписи дало новый толчок развитию их структурных и выразительных возможностей.

 

Существует три относительно устойчивые группы жанров радиожурналистики.

I. Информационные: радиосообщение (заметка), интервью, репортаж, радиоотчет, обзор

печати.

II. Аналитические: корреспонденция, комментарий, беседа, обозрение.

III. Документально-художественные (иногда их называют художественно-

публицистическими): радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, документальная драма и радиокомпозиция.

 

Поиск жанрового решения для того или иного конкретного журналистского материала всегда обусловлен прежде всего личностью журналиста: его профессиональными пристрастиями, опытом и волей – и, во-вторых, целой группой факторов, среди которых наиболее важными оказываются требования эпохи, общественно-политические установки радиоорганизации, традиции редакции, творческий и интеллектуальный потенциал журналиста, обращенность к различным группам аудитории и конкретные производственные условия.

 

9. ЖАНРОВО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РАДИОЭФИРЕ. ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЙ.

 

Жанры радиожурналистики распределяются по группам так:

Информационные жанры (рассказать о событии):

- информационные;

-радиоотчет;

- радиообзор;

- информационное радиоинтервью;

- информационный раодиорепортаж;

Аналитические жанры (базируются на информац., интерпретация фактов и их анаиз):

- аналитическое радиоинтервью;

- аналитический радиорепортаж;

–        журналистское радиорасследование.

Документально-художественные (иногда их называют художественно-

публицистическими):

–        радиоочерк,

–        радиорассказ, -

–        радиофельетон,

–        документальная драма

–        радиокомпозиция.

 

По форме звучания в эфире:

Монологические жанры:

- информационное радиосообщение;

- радиокомментарий;

- радиобеседа;

Диалогические жанры:

–        радиоинтервью;

 

Некоторые жанры не закреплены жестко в своих жанровых "гнездах". Эта подвижность

определяется изменением задач выступления, смещением функциональных акцентов: на

информационное отражение или на их анализ.

 

10.         ТИПЫ И ВИДЫ РАДИОПРОГРАММ.

 

Классификация радиопрограмм:

1. По типу производства:

- собственная программа – записанная по инициативе радиостанции, под ее контролем и еесилами

- по обмену ( за деньги совместно с другой радиостанцией)

-заказная – спонсор или рекламодатель оплачивает

-ретронсляция (франчайзенговая программа)- филиал вставляет в свой эфир программу

гос.отделения

-синдинейшн- покупная программа, созданная промоутерами

 

2. По авторскому праву:

- собственно авторская

-авторская (коллектив авторов)

–        смешанные авторские права (принадлежит радиостанции)

 

3. По имиджевым целям:

- программа-индификатор

-рейтинговая (повтор с другого радио)

 

4. По аудит.характеристикам:

-для всех

-для взрослой аудитории

-для молодежи

–        для детей

 

5. По типу передачи информации:

-информационные

-информационно-развлекательные

-сугубо музыкальные

 

Сейчас замечается явление «плавания» форматов, жанров, типов программ.

 

Новые программы:

- программа-шоу (утреннее) - интерактивная многорубричная программа с коллективом

ведущих, которые работают по линейке

-аудио-дневник: корреспондент дает диктофон любому человеку, который записывает свое

размышление, реакцию

-телефонный репортаж: корреспондент передает информацию в эфир по телефону

 

В целом радиопрограмма имеет следующие признаки:

• Наличие издателя (радиоканал, радиостанция, редакция), определяющее все целевые

функциональные установки и организующее их воплощение (структурные, творческие,

финансовые, кадровые) и особенности работы в эфире;

• Содержательную направленность на определенную группу слушателей.

 

Основные типы программ можно выстроить в следующий ряд:

• Новостные программы

• Авторские программы

• Игровые программы

• Программы журнального типа

• Программы клубного типа

• Программы-диалоги

• Программы-обозрения

 

Они имеют: постоянное место в эфире, постоянный объем звучания, фирменное музыкальное

направление, наличие и участие ведущего; набор жанров, которые необходимы для решения

конкретных задач.

 

11.         ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕДАЧ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРОВ ВЕЩАНИЯ.

 

Радиовещание постоянно демонстрирует одну из ведущих тенденций своего развития:

увеличение объема, повышение значения и эффективности информационных программ.

Информационные программы по праву занимают главенствующее место. Практика

отечественной радиожурналистики накапливает разнообразный опыт, ищет новые пути организации

информационных выпусков.

 

Началось это в1980–90-х годах стали возникать сотни коммерческих радиостанций. Они были разными по своей содержательной и адресной направленности, но, за редким исключением, все закладывали в свою ежедневную сетку вещания большое количество выпусков новостей.

В 90-е годы именно в силу этого обстоятельства шла коренная перестройка вещания в условиях все обострявшейся конкуренции с соседними каналами информации.

 

Информационные передачи на радио функционируют в контексте вещательного дня. Они

прямо и опосредованно связаны с другими программами. Можно представить вещание и как

непрерывный информационный поток.

 

Выделяют типы информационных программ:

– информационные;

– информационно-аналитические (объемны, ведущий активен; корреспонденция, интервью, обозрение, комментарий)

– информационно-музыкальные (не объемные, но часто звучащие)

– информационно-развлекательные (хар-ны для Запада, у нас — на коммерческом вещании)

–        информационно-рекламные (после информационных текстов, теперь встречается и в внутри этих текстов)

 

Выпуски оперативной информации представляют собой структурное единство, различные блоки. Они определяются значимостью информации и условно делятся на основные части по темам: политика, экономика, культура, спорт, погода, реклама.

 

По характеру материала делятся на:

•         общие (разнообразная инф., вся панорама событий)

•         тематические (в определенной области - политика, экономика)

•         специальные (посвящены крупным событиям; подробная инф.о мероприятиях)

•         экстренные (обусловлены необходимостью оперативного сообщения об очень важн.событ.)

 

12.         ХАРАКТЕРИСТИКА АНАЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ.

 

Аналитика излагает факты через призму индивидуального восприятия и субъективных оценок журналиста, что личность журналиста, его нравственная, профессиональная позиции непременно открыты и откровенно выражены в материале.

 

Но если в чисто информационных жанрах самой главной задачей репортера является точное и

четкое изложение фактов и событии, то в аналитических жанрах (где также необходимы

объективность и точность) не менее важными становятся авторские оценки, выраженные с помощью

различных средств, включая интонацию и прямое обращение к мыслям и чувствам аудитории.

 

Корреспонденция выполняет как информационную, так и публицистическую функции. Обобщения и выводы в корреспонденции гораздо шире, чем в информационной заметке. По времени звучания в эфире — 1,5-2 мин. Радиокорреспонденцию у микрофона, как правило, читает сам автор. Именно авторское чтение придает фактам, о которых идет речь, личностную окраску, усиливая эмоциональное воздействие на аудиторию.

 

Комментарий – это мнение компетентного человека, журналиста или специалиста, о событии,

явлении, факте. В отличие от интервью, где журналист предлагает компетентному лицу ответить на те вопросы, которые, как он предполагает, интересуют аудиторию, в комментарии журналист или специалист высказывает свое мнение. По способу включения комментария в программу вещательного дня можно выделить два его вида: комментарий, являющийся самостоятельной передачей и краткий комментарий, входящий как составной элемент в ту или иную сложную передачу .Бывают оперативный (2-4 мин) и проблемный (5-10 мин) комментарии. Назначение проблемного комментария – рассмотреть важную социальную проблему, глубоко анализируя факты.

 

Одна из модификаций жанра, соединяющая качества событийного и проблемного комментария, – реплика. Реплика занимает в эфире максимум 1,5–2 минуты. Она всегда посвящена животрепещущей проблеме и окрашена в откровенно сатирические тона. Как правило, с репликой выступают известные, авторитетные публицисты, умело соединяющие остроту стиля и

бескомпромиссный подход к проблеме.

 

Беседа – распространенный жанр агитационно-просветительского характера.

Своеобразие радиобеседы, ее эстетические и структурные признаки обусловлены тем, что в

отличие от интервью, репортажа и комментария здесь используется только одно выразительное

средство радиожурналистики – звучащая речь. Один из собеседников – автор, находящийся у микрофона, обращается с «диалогическим» монологом к радиослушателю, который мыслится как активный участник этого двустороннего контакта. Это требует от беседы последовательного, логического развития одной главной идеи. Автор должен предвидеть возможные вопросы слушателей и отвечать на них так, как если бы он общался с «живой» аудиторией.

 

Тематика ток-шоу может быть практически любой по характеру: остро-злободневной, касающейся взрывных проблем политики, экономики, культуры, спорта; развлекательной или просветительной (к ток-шоу впрямую примыкают радиоигры и викторины). По структуре ток-шоу

могут представлять собой и жесткое противостояние ведущего и слушателей в течение всей

передачи.

Обязательными в любом ток-шоу остаются следующие условия.

– навык ведущего мгновенно реагировать на любой вопрос или реплику слушателей в

доброжелательном и уважительном тоне;

– присутствие в студии гостя, готового компетентно развить и уточнить, если нужно,

информацию, высказанную ведущим или одним из слушателей;

– предоставление технической возможности достаточно большому проценту слушателей

дозвониться до студии во время передачи.

 

Радиообозрение – это жанр, отличающийся свободой в подборе материалов, объединенных

одной темой или единством времени или места. Содержанием радиообозрения могут быть самые

разные по содержанию компоненты интервью, заметки, репортажи и даже небольшие радиоочерки и

зарисовки, а также фрагменты из художественных произведений. Все эти материалы соединяет в структуре радиообозрения комментарий журналиста. Композиция таких программ полностью зависит от автора и редактора, которые могут сами выстраивать иерархию материалов в зависимости от адреса передачи и реальных интересов аудитории. Необходимо выявить и выстроить в

своем тексте логические связи, которые соединяют факты.

 

13.         СПЕЦИФИКА ДОКУМЕНТАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ.

 

Жанры этой группы именуются также художественно-публицистическими, так как в них

соединены информативное начало, авторская личностно-чувственная оценка и образное

представление о человеке или событии.

 

К радиопроизведениям такого рода относятся прежде всего радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, документальная драма и радиокомпозиция. Все они находятся на грани между собственно радиожурналистикой и радиодраматургией.

 

Практически в каждом из них, переплетаясь, в различных соотношениях фигурируют корреспонденция, беседа, интервью и репортаж. Художественно-публицистические радиопроизведения могут быть названы производными от первых двух массивов радиожанров – информационного и информационно-публицистического. Цель: воздействовать в полной мере и на разум, и на чувства слушателей.

 

В основе подобных радиопроизведений лежат, как правило, достаточно яркие и неординарные

случаи, но в центре слушательского внимания всегда остаются человек – творец события, его дела, желания, и только через них переданные чувства и мысли.

 

Радиокомпозиция – это передача, структура которой включает в себя разнофактурные

компоненты: литературный материал, музыку, звуковые документы и другие, объединяемые темой,

автором или ведущим.

 

Можно выделить несколько наиболее распространенных типов радиокомпозиции:

литературная; это композиция из стихов или прозаических отрывков одного или

нескольких авторов на одну тему;

литературно-музыкальная композиция; в ней сохраняется тот же принцип подбора

литературных материалов, что и в литературной композиции, но скрепляющим стержнем становятся

музыка, песни или фрагменты из симфонических произведений, соответствующие «настроению»;

документальная композиция, по структуре она очень близка радиоочерку и радиорассказу.

Ее отличие состоит в том, что текст журналиста в ней занимает лишь незначительное место, сосредоточивая внимание аудитории не на словах автора передачи, а на документальных записях, из

которых складывается ее своеобразный сюжет и композиция. Документальная радиокомпозиция по

своим структурным и художественным характеристикам может приближаться и к документальной

драме в том случае, когда она включает документы или какие-либо литературные материалы,

разыгрываемые актерами.

 

Разновидностью документальной радиокомпозиции стал радиофильм – программа,

построенная главным образом на документальных звукозаписях. Поначалу с этим термином было

много путаницы. Слово «радиофильма» в журналистском лексиконе впервые появилось в начале 30-х

годов и обозначало любую передачу, составленную из звукозаписей (термин образовали в женском роде от слова «фильма», как называли тогда кинокартину). Позже этот термин исчез из обихода и

появился снова в 60-е годы, когда в постсталинскую эпоху корреспонденты и редакторы разных

редакций Всесоюзного и местного радио получили доступ к архивным пленкам и стали активно

использовать их в документальных радиокомпозициях. Звукозаписи складывались в самостоятельный сюжет. Это и стали называть радиофильмом. Постепенно этот термин утвердился в СССР при радиотрансляции театральных постановок. Датой рождения радиотеатра считается 25 декабря 1925 года, когда в студии Московского радио состоялась премьера первой советской радиопьесы — «Вечер у Марии Волконской».

.

Радиоспектаклем стали называть спектакль, созданный в радиостудии специально для радиовещания. Для оригинальных радиоспектаклей создавались и специальные пьесы или инсценировки известных литературных произведений.

 

Спектакли на радио ставили и театральные режиссёры, в том числе Всеволод Мейерхольд, и

даже кинорежиссёры, как например Андрей Тарковский, но гораздо чаще — специальные радиорежиссёры. Радиспектакль предъявлял особые требования и актёру, в распоряжении

которого оставалось только одно «средство выразительности» — его голос, и режиссёру; «слушатель должен увидеть то, что мы ему играем». Большой популярностью на протяжении нескольких десятилетий пользовались, в частности, радиосериалы «Клуб знаменитых капитанов», созданный ещё в 1945 году, и «КОАПП».

 

14.         ИГРОВЫЕ ПЕРЕДАЧИ НА РАДИО.

 

Развлекательные или игровые программы как правило есть на всех радиостанциях.

Являются идентификаторами:

– смс-приветы.

– стол заказов.

- игровые программы (викторины): бывают одно- и многоступенчатые. Одноступенчатая- один вопрос. Многоступенчатая - несколько заданий.

–        розыгрыши (интерактивный диалог).

 

Игровые передачи обращены к слушателям, они не могут без этой связи существовать. На

радио есть возможность стать участником состязания в эфире. Каждая игра обращена к своему кругу

слушателей, которые делятся по возрасту и интересам. Первые игровые передачи появились в эфире

«Пионерской зорьки» (изначально игровые программы были ориентированы на детскую аудиторию).

С середины 20-х годов 20-го века игровые передачи выходили в эфир по принципу: развлечение и

воспитание; развлечение и образование.

 

Перестройка вещания высветила важную характеристику новой аудитории – ориентацию на

развлекательность. Главный эффект игровых программ заключается в том, что человек сам

приобщается к игре. Он становится её непосредственным участником. Для тех, кто попал в непосредственную орбиту игры, - появляется возможность прозвучать по

радио. Для слушателя, участвующего в игре дома, появляется возможность проверить свои знания,

испытать свою эрудицию. Раскованности, приобщения к массовому настроению, атмосфере игры, состязания – это выхлоп энергии, психологическая, эмоциональная разрядка.

 

15.         ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА РАДИОРЕПОРТАЖА.

 

Репортаж – самый распространенный жанр вещания. Он реализует все возможности радио,

использует его специфику в полной мере. В радиорепортаже сочетаются сильные стороны

информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста – и элементы

публицистики: оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное

описание.

 

Существует три основных вида репортажа:

1 - событийный репортаж – репортаж в центре события, событие в развитии, показать динамику, при этом дать свою оценку: спортивный репортаж;

2 - проблемный репортаж — на фоне развивающегося события поставить проблему;

3 – специальный репортаж – близок к журналистскому расследованию и корреспонденции, как правило, злободневен; посвящен очень яркому событию, при присутствии небольшого анализа.

В последнее время стали появляться, так называемые, телефонные репортажи, оказавшиеся случайно и срочно на месте события.

 

В репортаже наиболее успешен причинно-следственный монтаж, то есть, звуковая деталь или сценка, прокомментированные журналистом. Важно обозначать присутствие корреспондента (своё присутствие). До выезда на репортажную запись, план пишется всегда и заранее.

 

План:

1 - тема репортажа

2 – цель репортажа или какой ракурс

3 – тип монтажа продумать для себя

4 – продумать к кому придётся подходить; при записи возрастов, полов

должен присутствовать контраст

5 – записать фон отдельно, достаточно долго.

 

Репортаж с человеком записывать отдельно, в тишине, а после накладывать на фон, то есть, применить реконструкцию.

 

Репортер всегда должен находиться на месте события. Он обязан донести до слушателя живую картину происходящего, помочь ему воссоздать ее зрительное представление. Поэтому в радиорепортаже важны три эффекта: достоверности, присутствия и сопереживания.

 

Классическим видом жанра является репортаж, идущий в эфир прямо с места события.

 

16.         ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАДИОИНТЕРВЬЮ.

 

Специфика радиоинтервью заключается в том, что корреспондент записывает материал на пленку или передает его сразу в эфир. Это живой, звучащий разговор. В отличие от него корреспондент в газете литературно обрабатывает материал. Радиоинтервью рождается во время проведения разговора. Если беседа не идет сразу в эфир, журналист может смонтировать запись, убрать второстепенное, некоторые длинноты, но изменить сам процесс протекания беседы не может.

Радиоинтервью, передающее живые голоса участников разговора, более документально, эмоционально. Журналист в нем – посредник между носителем информации и аудиторией. И посредник активный. Функции ведущего зависят от формата радиостанции и типа программы.

 

Работа над радиоинтервью требует большой подготовки и профессионального мастерства, особенно если передача идет в прямом эфире. Поэтому надо избегать примитивных вопросов. Одна из ошибок начинающих журналистов – нагромождение вопросов.

Правила:

·         Журналист, собираясь на встречу со своим собеседником, должен иметь в запасе значительно больше вопросов, чем он сможет задать. Вопросы должны возникать и в процессе общения у микрофона. Тогда беседа приобретает нужный масштаб, и глубину, которая создается совместным творчеством у микрофона.

·         Слушатель должен быть опосредованным участником разговора. Материал должен быть обращен к его мыслям и чувствам.

·         Журналист должен учитывать и то, как говорит его собеседник: быстро или медленно. Для корреспондента лучше всего средний тип речи – 80–90 слов в минуту.

·         Нужно уметь слушать собеседника и показывать ему, что вам интересно то, что он говорит. Свое отношение можно выражать в кивках головой, в коротких одобрительных репликах.

 

В арсенале радиожурналиста три составляющих: звучащее слово, музыка и шумы 

четвертого не дано. Тишина, то есть отсутствие всяких звуков, может служить ярчайшим средством выразительности.

 

Структура радиоинтервью:

1. небольшого вступления

2. основной части

3. заключения

Вступление

Во вступлении слушатели вводятся в тему, им представляют собеседника. Важно обосновать, почему выбран именно этот человек, сославшись на его авторитет. Во вступлении к разговору ставится вопрос, волнующий многих россиян.

Основная часть

В основной части интервью важно овладеть вниманием слушателей с первой минуты. Для этого опытные журналисты ищут самый интересный вопрос, используют необычный зачин, интригующее начало. В основной части радиоинтервью идет развитие темы, раскрывается суть беседы.

Заключение

Заключение подводит итог разговора. В нем обязательно нужно повторить фамилию

собеседника. Если интервью звучит более 10 минут, собеседника надо представить еще раз в середине разговора. На радио слушатель нередко подключается к передаче не с самого ее начала и не знает, кто выступает у микрофона.

 

Наиболее распространенный объем интервью от 2 до 8 минут. Оптимальное интервью содержит 3–4 вопросов.

 

Виды радиоинтервью:

Информационное радиоинтервью

Задача интервью – сообщить актуальные сведения по важному, интересующему аудиторию вопросу, полученные от компетентного человека. Радиоинтервью – наиболее распространенный жанр звучащей публицистики. С его помощью журналист может решать многие вопросы информирования аудитории, освещая самые разнообразные темы.

 

Аналитическое радиоинтервью

Задачу: не только получить информацию по актуальному вопросу, но и услышать мнение интервьюируемого о предмете разговора. Для убеждения слушателей человек, приглашенный к микрофону, вынужден отвечать на вопросы, требующие оценки, прибегать к аргументации, подкрепляющей его точку зрения. Если в центр разговора ставится обсуждение важных социальных вопросов, интервью становится проблемным.

 

Интервью-портрет дает более полное представление о человеке. Но в таком случае интервью может звучать до 20 минут, содержать вопросы, направленные не столько на получение информации, сколько на раскрытие личности героя. В таком интервью-портрете журналист помогает раскрыться своему собеседнику.

 

Протокольное интервью несет официальную информацию о встрече с представителями власти по поводу какого-нибудь торжества, о каком-то событии.

Вопросы такого интервью обычно стандартны и известны заранее.

 

Интервью-анкета предполагает экспресс-опрос на улицах города, в фойе театра, на стадионе и т.п. Как правило, задается один вопрос. Например: «Чем знаменателен был для вас уходящий год?» .Вопрос в интервью-анкете должен быть актуальным и интересным для широкого круга слушателей.

 

Пресс-конференция проводится с участием представителей различных средств информации. Для радиожурналиста наиболее трудна сама ее запись.

 

Ошибки в технике проведения интервью:

• Непродуманность. Когда нет чёткого плана, в какой момент и какие вопросы необходимо задать.

• Доминирование. Когда интервьюер не даёт возможности кандидату высказаться, выразить свои мысли по заданному вопросу.

• Закрытость. Это касается как постановки закрытых вопросов, на которые у кандидата часто нет возможности ответить открыто, так и ухода интервьюера от вопросов.

• Утечка информации. Когда продолжительная по времени беседа никак не фиксируется (запись, диктофон, камера).

• Неактуальность собираемой информации

• Несвоевременная оценка. Когда делают преждевременные выводы.

• Неясность, по каким критериям оценивать кандидата. Когда не продуманы необходимые параметры для оценки.

 

17.         ПРОСОДИКА УСПЕШНОГО ИНТЕРВЬЮ.

 

Интерактивное вещание или прямое интервью в эфире требуют от арт-джея хорошей технической и психологической подготовки. Для успешного интервью необходимо овладеть некоторыми просодическими приемами воздействия на собеседника:

1. Прием мелодического подхвата.

Для положительной оценки выступления надо варьировать мелодику фраз. Реплики

мелодического подхвата должны начинаться приблизительно на том же мелодическом уровне, где заканчивается предыдущая фраза собеседника, или повторять ее мелодическую структуру. Можно начать свою реплику несколько ниже последней фразы собеседника. Главное не задирать концы фраз.

.

2. Паузальные приемы

Так, в интервью информационного типа должно быть мало пауз, связанных с речевым колебанием спонтанной речи, чем ближе интервью к беседе, тем их должно быть больше. Например, в интервью-портрете их около 45% звучания. Прием «паузального затягивания» применяется как средство давления на собеседника. Паузальное затягивание внутри фраз обычно готовит собеседника к восприятию новой важной информации или дает ему возможность осмыслить информацию. Но между репликами желательно в эфире сохранять предельно короткие паузы.

 

18.         СТРУКТУРА  ВЕРСТКИ РАДИОПРОГРАММЫ.

 

Верстка радиопрограммы - подбор наиболее актуальных программ и тем для обществ, обсуждения.

 

При верстке выпусков необходимо помнить о параметрах:

• Время (связано с оперативностью материала. Важно, чтобы в выпуске как можно больше

звучало сообщений со знаком «сейчас», «сегодня»)

• Тема (подразумевает диапазон сообщений, их «блочность»)

• Проблема (очередность расположения фактического материала по мере важности)

• Пространство (должно отражать «географию» новостей: чередование российских, зарубежных сообщений, вестей из столиц, из разных регионов страны).

 

Монтаж включает в себя усиление, продолжение развития, противопоставление фактов.

 

Язык новостей должен быть лаконичным, простым, ясным. Большое значение при чтении новостей имеют темп, ритм чтения. И небольшая пауза, отделяющая одно сообщение от другого. Радиостанции, работающие в современном эфире, читают новости в высоком темпе, более

того, подкладывают под тест ещё и музыку, чтобы усилить эффект ритма

.

Выпуск начинается нередко с чтения «лидов», где передана только суть произошедшего или ожидаемого события (10-12 слов).

 

В современном эфире часто встречается и такая форма монтажа, которая использует связи

разных жанров. Информационное радиосообщение дополняется интервью, комментарием,

корреспонденциями с мест. И каждый из этих жанров раскрывает, углубляет суть самого сообщения

дополнительным информационным и оценочным материалом.

 

19.         ПОНЯТИЕ «ФОРМАТ» В РАДИОВЕЩАНИИ.

 

Формат – это концепция вещания, которая определяется спецификой аудитории стилем

вещания, тематикой и музыкальной составляющей (для музыкальных радиостанций).

 

Форматы можно разделить на три основных группы:

1 – информационные форматы, станции, где преобладают информационные группы (радиостанции информационно-аналитические, чисто информационные, специализированные радиостанции - информация, рассчитанная на корпоративную или социальную группу),

2 – форматы, связанные с коммерческими целями (могут быть и музыкальные и информационные, например, радио «Серебряный дождь», «Русское радио», «Радио джаз», «Лов радио» - создаются медиа-холдингами);

3 – музыкальные радиостанции формат обусловлен типом музыки) + радиостанции смешанного формата (новости, линейки и проч.),

4 – общественно-политические форматы ( цель – пропагандистская, например, «Радио России», «Резонанс», «Большое радио»),

5 – станции культурно-просветительского направления («Радиостанция культура», «Кино FM»), -

радиостанции религиозной направленности «Радио София», «Радио Радонеж».

Радиорынки.

 

Радиостанции разных форматов становятся участниками радиорынка. С начала 1990-х гг. в

настоящее время формируются всякого рода холдинги, медиа-холдинги, которые поглощают

небольшие радиостанции частные радиостанции. Радиостанции, для того, чтобы «выжить»

используют франчайзинг – когда маленькая региональная радиостанция, выходит под эгидой и на

волне большой столичной станции («Европа плюс», «Наше радио», «Русское радио»).

.

Типы аудитории:

1 – по аудитории: целевая, потенциальная,

2 – демографический критерий,

3 – географический принцип (где проживает аудитория),

4 – психографический критерий (психологический тип радиослушателя),

5 – должностной критерий (членский)

 

Ведущий в структуре радиоформата.

Ведущий – один из критериев, который характеризует формат. Оно отражает стиль вещания и

становится «лицом» радиостанции. Уровень культуры образования.

 

20.         ФОРМАТЫ КОММЕРЧЕСКИХ РАДИОСТАНЦИЙ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ.

 

«Локальные» коммерческие информационно-музыкальные станции – это деловые

предприятия, которые постоянно конкурируют друг с другом, следовательно, для них важно не только учитывать потребности и запросы своей аудитории, но и оперативно отслеживать изменения в этих запросах. Коммерческая радиостанция должна досконально знать музыкальные пристрастия своей потенциальной аудитории и подбирать материал в соответствии с ними.

 

Эти проблемы и призван решить формат радиостанции – тип вещания, способ существования станции в эфире. В понятие «формат» входят концепция вещания, а также подбор музыкальных композиций, соответствующих специфике станции, соответствующий способ подачи новостей, рекламные ролики, джинглы, отбивки, манера поведения ди-джеев.

 

Основная идея – выбрать формат, который будет привлекателен для аудитории определенных возрастных категорий и занятий и позволит удерживать внимание того сегмента рынка, в котором заинтересована станция и, следовательно, рекламодатели.

 

Формат АС Adult Contemporary. AC был наиболее популярен в 80-е годы, однако и в настоящее время не сдает лидирующих позиций. Основная аудитория этого формата – от 25 до 49 лет. Эта возрастная группа наиболее привлекательна для рекламодателей, так как более прочих нацелена на зарабатывание и трату денег.

Музыкальная основа таких станций – самые модные и старые поп-хиты 70–90-х годов,отсутствие любой «тяжелой» музыки. Утренние эфиры таких станций ведут самые популярные и высокооплачиваемые ди-джеи. Ди-джеи, работающие днем и вечером, разговаривают в эфире гораздо меньше. Новости и спорт на данных

радиостанциях занимают второстепенное положение. В формате АС начинали свое вещание «Европа Плюс».

 

Формат CHR Contemporary Hit Radio (в 50–60-е годы он назывался «Тор-40» («Радио современных хитов»). Первоначально формат «Тор-40» (CHR) был ориентирован на подростков от 12 до 18 лет, но в 90-е аудитория этого формата значительно «повзрослела» (15–35 лет), так как начиная с 50–60-х годов появилось много разнообразных музыкальных стилей и направлений – от джаза до рэпа, от блюза до трип-хопа, – попадающих в первые десятки хит-парадов и интересующих людей разного возраста. CHR – очень энергичный формат, не допускающий даже

секундного молчания в эфире. Постоянно должна звучать самая «горячая» музыка – занимающая высокие позиции в национальных и мировых таблицах популярности. Для CHR характерно также минимальное количество новостей, так как обилие их в эфире может заставить молодого слушателя выключить приемник. Однако CHR-станции оставляют новостные блоки, делая их для привлечения рекламодателей более насыщенными, но короткими. В данном формате работают московские

радиостанции «Европа Плюс», «Хит-FM».

 

Формат Easy Listening («Музыка, легкая для восприятия») первоначально

назывался Beautiful Music. Основа данного формата – инструментальная музыка, иногда с мягким вокалом, популярные мелодии, исполняемые музыкальными коллективами с большим количеством струнных инструментов. Основная аудитория – люди от 40 до 50 лет. Реплики ведущих сведены к минимуму, хотя некоторые станции дают в эфир довольно большие новостные выпуски. Однако такие радиостанции вытесняются станциями, передающими музыку New Age (музыка для снятия напряжения и медитации; кроме музыкальных инструментов в ней присутствуют звуки моря, леса, голоса птиц, крики чаек, дельфинов и т.д.). В США

радиостанции формата New Age ориентируются на яппи – молодых бизнесменов и деловых людей с престижным университетским образованием, «сливки общества». Однако в России пока нет станций, вещающих исключительно в этом формате. Элементы Easy Listening присутствуют в программах «Радио-101».

 

Формат AOR–Adult Oriented Часто это не широко известные хиты, а признанные специалистами шедевры в своем направлении. Основную аудиторию составляют слушатели от 18 до 34 лет, в основном мужского пола. Такие станции не слишком интересны потенциальным рекламодателям, так как имеют достаточно узкую аудиторию. В AOR первоначально вещало радио «РОКС».

Этот формат может подразделяться также на подформаты: Современный, альтернативный, классический рок.

В Москве данный формат представлен радио «Классика».

 

Формат Nostalgia («Ностальгия») – музыка конца 40–50-х годов (эпоха биг-бэндов),

рассчитанный на людей от 50 лет. Данные станции полностью или частично компьютеризированы. Во главу угла ставится музыка, а остальные программные элементы делаются абсолютно незаметными. Рекламные ролики включаются в музыкальный поток как бы случайно, не объединяясь в большие блоки. Однако на многих Nostalgia-станциях ключевую роль играют personalities –авторитетные ведущие, пользующиеся уважением аудитории.

 

Похожий формат – Oldies. Ориентируется на поп-стандарты 50-х – начала 60-х годов: Элвис Пресли. Нечто среднее (ближе к Oldies) представляет собой «Радио России –

Ностальжи».

 

В странах, где английский язык не является государственным, существуют станции, которые передают только национальную поп - и рок - музыку. Такой формат

называется National Music или National Hit. Такие станции, как правило, весьма популярны, так как мировая музыкальная индустрия ориентирована на англоязычную музыку, но песни на родном языке данной страны всегда более любимы слушателями. На московском радиорынке в формате National Music вещают «Русское радио» и «Наше радио».

 

Узкая, но стабильная аудитория у станций, работающих в формате Religious («Религиозное радио»). Несмотря на то, что этот формат может использовать некоторые программные элементы других форматов, рекламодатели им почти не пользуются.

 

Внашей стране вполне можно ожидать увеличения числа таких форматов, как All News («Только новости»),All Talk («Только беседы»), All Comedy («Только развлекательные программы»), а также News/Talk (уже представленные станциями «Свобода» и «Эхо Москвы»). Последний формат характеризуется сочетанием звонков в студию, интервью в прямом эфире и большим количеством новостной информации. В период относительного событийного «затишья» в жизни страны рейтинги.

21.         ОСОБЕННОСТИ РАДИОРЕКЛАМЫ.

 

Реклама на радио - наиболее оперативный и, при этом, недорогой вид рекламы. Поэтому радиорекламу могут использовать даже небольшие фирмы с

довольно ограниченными рекламными бюджетами. Реклама на радио прекрасно подходит для фирм с довольно широким кругом покупателей или потребителей услуг. При этом радио доставит сообщение туда, до тех категорий потребителей, до

которых не доходит пресса или телевидение. Это может относиться и к автомобилистам, и к отдыхающим на природе, и к работникам в офисных помещениях. Ведь более трети всех программ принимается слушателями вне домашних стен.

 

Как и любой вид рекламы, радиореклама имеет ряд достоинств и недостатков. Вот лишь некоторые из них.

Достоинства радиорекламы:

• Экономичность: радиореклама довольно результативна для относительно небольшого бизнеса;

• Производство рекламных радиороликов стоит недорого и не занимает много времени (от 1до 5 дней);

• При необходимости можно быстро откорректировать аудиоролики: и текст рекламы, и форму подачи в эфире;

• Радио способно создать интимную атмосферу общения, что создает очень доверительный тон;

• Радиослушатели, как правило, люди активные, мобильные, в большинстве своем -

кредитоспособные и более молодые, а потому более склонны к приобретению новых товаров и услуг;

• Радиореклама по сути своей актуальна, доставка сообщений происходит практически на место события (открытие магазина, специальное предложение, распродажа…);

 

Недостатки радиорекламы:

• Некоторые радиослушатели переключают приемники с одной станции на другую, и не особенно любят рекламные блоки и рекламные аудиоролики.

 

22.         ФУНЦИИ ДИ-ДЖЕЯ В ЭФИРЕ.

 

В музыкальном радиовещании главная персона в эфире, лицо станции – диджей. Когда решают,каким будет диджей, когда выбирают его стилистику, идут от формата.

 

Правила работы в эфире

Процесс воспитания диджея начинается с того, что его знакомят с правилами, принятыми на радиостанции, например, приходить за полчаса или за час до эфира.

После этого ему сообщаются стандартные правила ведения эфира – тринадцать признаков хорошего диджея.

 

1. Диджей должен быть яркой личностью.

2. Диджей должен иметь свой собственный стиль ведения эфира. Каждый должен иметь свое лицо,свою "фишку", которая отличала бы его от других.

3. Ведущий должен иметь свою точку зрения на многие вещи, но не навязывать ее.

4. Ведущий должен обладать хорошо развитым воображением.

5. Ведущий обязан обладать хорошим чувством юмора.

6. Диджей должен быть готов к критике и самокритике.

7. Ведущий должен быть искренним в эфире.

8. Ведущий должен любить слушателя, он должен быть расположен к слушателю.

9. Ведущий должен изо дня в день оправдывать ожидания слушателей. Если слушатель знает, что придет Вася и обязательно расскажет анекдот, а Вася анекдот не рассказал, это плохо.

10. Ведущий должен уметь делать шоу, даже в линейном эфире.

11. Ведущий должен быть трудолюбивым человеком. Диджей должен писать свои входы в эфир.

12. Диджей должен иметь желание развлекать публику.

13. Хороший ведущий должен хотеть быть номером один.

 

Функции ведущего:

 1 – перелают информацию,

 2 – модератор эфира (скрепляет весь эфир, соединяет программы и рубрики),

3 – рекреативная функция (расслабление и отдых аудитории),

4 – интерактивное вещание (программы, которые идут на музыкальных или смешанных радиостанциях).

 

При интерактивном общении важно помнить:

1 – отметиться в эфире, засветиться;

2 – найти друга – собеседника:

а) доброжелательность,

б) называть дозвонившегося так, как он сам себя называет,

в) нельзя проявлять излишнюю экзальтацию – восторженность,

г) нельзя давать резких оценок,

д) нарушение уровней общения, уровней

 

23.         СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ АВТОРСКИХ ПЕРЕДАЧ.

 

Авторская программа – радиопередача, автор которой одновременно выступает в роли ее создателя и ведущего, режиссера, литературного и музыкального редактора, корректора, а иногда и продюсера.

 

То есть автор радиопередачи целиком и полностью отвечает за ее производство: сам придумывает тему, сам пишет текст, подбирает музыкальный материал, продумывает специальный джингл, иногда находит спонсоров. 

 

Авторская передача в целом должна подчиняться формату и стилистике радиостанции.

 

Обычно идёт целый цикл программ:

– с общей тематикой

– гость или гости программы должны быть с автором на дружеской ноте. Потому что

часть в этой программе становится иллюстрацией авторских идей.

– Обычно в начале программы, да и вообще, каждый вопрос сопровождается

«подводкой» или «отводкой».

– Объем вещания автора превышает объем звучания гостя.

– Передача всегда заканчивается поучительным выводом, иллюстрирующим позицию автора.

 

Цель коммуникатора – максимально выразить свое отношение к излагаемому и заявить о своей позиции. Он осмысленно применяет «речевой грим», «отталкиваясь» от существующих просодических стандартов, учитывая формат вещания.

 

Автор должен сам подобрать для программы литературный материал, сделать его «разговорным», понятным человеку, не особенно разбирающемуся в данной проблеме.

 

Автор договаривается с гостями, если это ток-шоу, обсуждает с ними тему предстоящего разговора, желательные и нежелательные вопросы и т.д. Иногда следует пообщаться и с постоянными слушателями, узнать, что им нравится, что бы они хотели услышать в будущем – какую музыку, с какими людьми встретиться в эфире и пр. А также создает (если это ток-шоу) максимально комфортную обстановку своему гостю: предлагает кофе или чай, помогает расслабиться, если человек малознакомый, пытается создать непринужденную атмосферу, чтобы беседа прошла успешно.

 

Автору передачи желательно придумать «фирменную», только ему присущую манеру здороваться и прощаться со слушателями, а также подобрать специальную музыкальную подложку, чтобы сделать передачу более эффектной и запоминающейся.

 

Ведущий ограничен только временем передачи, ее форматом и собственной внутренней цензурой.

 

24.         РАДИОКАНАЛ И ЕГО ТИПЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.

 

Радиоканал - форма передачи, чрезвычайно популярная и широко распространенная на современном радио, включающая в себя узконаправленную на аудиторию систему программ, объединенных тематической и структурной общностью. Впервые «канал» как вещательная форма появился и был опробован в годы перестройки. Пример такой формы – «Молодежный канал».

 

«Молодежный канал» –ежедневная прямая информационно-музыкальная программа радиостанции «Юность» – начал выходить в эфир с 26 января 1987 года. Он содержал актуальную информацию, обзор «Комсомольской правды», молодежных журналов, вести из комсомольских организаций, сообщения на международные темы, спортивные новости, звуковые включения – интервью, репортажи, выступления, разнообразные музыкальные композиции.

 

Главная особенность этой формы вещания – достаточно большая длительность каждого выпуска программы и четкая композиция. Выполняет функции, зависящие от интересов аудитории.

 

В качестве примера вспомним появившийся в 1990 году и ставший на длительный период визитной карточкой «Радио России» общественно-политический канал «От первого лица», посвященный актуальным политическим, экономическим,

социальным событиям в стране. В студию приходили известные политические деятели, осуществлялись прямые включения из других городов.

 

25. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ВЕДУЩЕГО КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФОРМАТА

ВЕЩАНИЯ. 

 

Ведущему новостей необходимо иметь очень хорошую дикцию, а его речь должна быть окрашена доброжелательной, а не холодно-отвлеченной интонацией,

характерной для дикторов советского периода.

 

Подача новостей не должна выбиваться из общей концепции радиостанции: если у ди-джеев в соответствии со стилем станции энергичные, бодрые голоса, то и подача новостей должна соответствовать этой эфирной концепции.

 

Манера ведения эфира, тембр голоса ведущего и продолжительность его включений в музыкально-информационный поток, скорость речи – важнейшие интонационно-стилевые характеристики станции. Ведущий – ее лицо, поэтому он должен быть «органичной частью» формата.

 

Ведущий - это проводник речевой культуры, поэтому очень важен речевой паспорт, то, что мы узнаем о нем, слушая его выступления в эфире. Ведущий должен уметь создавать звуковую метафору - перенос звуковых характеристик на визуальные.

 

Под просодией понимается «система фонетических средств, реализующихся в речи и играющих смыслоразличительную роль». В состав ее компонентов входят: тембр, мелодика, темп, ритмика и паузировка. Их взаимное действие порождает «скрытые смыслы» радиосообщения. Успех диктора зависит от его умения совершать «речевые поступки» в эфире, т.е. умения пользоваться сложившимися в обществе просодическими стандартами.

 

26. ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГА АВТОРСКИХ ПРОГРАММ.

 

Авторская программа – радиопередача, автор которой одновременно выступает в роли ее создателя и ведущего, режиссера, литературного и музыкального редактора, корректора, а иногда и продюсера. Ведущий ограничен только временем передачи, ее форматом и собственной внутренней цензурой.

 

Цель коммуникатора – максимально выразить свое отношение к излагаемому и заявить о своей позиции. Он осмысленно применяет «речевой грим»,

«отталкиваясь» от существующих просодических стандартов, учитывая формат вещания..

 

– гость или гости программы должны быть с автором на дружеской ноте. Потому что

часть в этой программе становится иллюстрацией авторских идей.

– Обычно в начале программы, да и вообще, каждый вопрос сопровождается

«подводкой» или «отводкой».

– Объем вещания автора превышает объем звучания гостя.

– Передача всегда заканчивается поучительным выводом, иллюстрирующим позицию автора.

 

Автор должен сам подобрать для программы литературный материал, сделать его «разговорным», понятным человеку, не особенно разбирающемуся в данной проблеме.

 

Автор договаривается с гостями, если это ток-шоу, обсуждает с ними тему предстоящего разговора, желательные и нежелательные вопросы и т.д. А также создает (если это ток-шоу) максимально комфортную обстановку своему гостю: предлагает кофе или чай, помогает расслабиться, если человек малознакомый, пытается создать непринужденную атмосферу, чтобы беседа прошла успешно.

 

Автору передачи желательно придумать «фирменную», только ему присущую манеру здороваться и прощаться со слушателями.

 

27.         МОНТАЖ И ЕГО РОЛЬ В СТРУКТУИРОВАНИИ РАДИОПЕРЕДАЧ.

 

Все программы радио и радио программы монтируются из отдельных элементов.

Монтаж играет огромную роль в создании отдельных радиопроизведений.

 

Монтаж бывает:

• линейный (однолинейный) -  события развиваются хронологически

• параллельный( «а в это время»)

• причинно-следственный

• ассоциативный (объединения не на основании логики, а на основе ассоциаций)

• клиповый (между частями нет связи)

 

Монтаж включает:

- сокращение текста

- композиционное перемещение фрагментов документальных записей и их вариаций,

сочетание с авторским текстом;

- уплотнение времени, создание временных и пространных планов;

- использование контраста разных акустических средств: голоса, музыки, документальных шумов;

- создание целостной композиции радиопроизведения.

 

По функционально-структурным признакам монтаж бывает:

- технический

- публицистический

- художественный

 

Технический монтаж служит простому соединению программ по уже разработанной сетке. Здесь важно соблюдать хронометраж, точно обозначенный сеткой. Стыки между разными программами заполняют песни, музыкальные паузы, подобранные по характеру текста, всевозможные разбивки, джинглы – музыкальные «пятна».

 

У публицистического монтажа более ответственные функции. Его назначение – усилить, оттенить, углубить мысль определенной передачи, когда стоящие рядом фрагменты, казалось бы не связанные между собой прямо, рождают новый

акустический ракурс.

 

Цель художественного монтажа – создать целостный звуковой образ (совокупность речевых, музыкальных и шумовых элементов).

 

28.         ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОМПОЗИЦИИ РАДИОПРОГРАММ.

 

Композиция радиопрограммы – это выражение вещательной политики, составление всех её компонентов с учетом содержательных, тематических задач, установленных радиостанцией. Она образует целостность всех форм.

 

Одна из основных категорий композиции программы – её обращенность к слушателям, учитывающая запросы определенных групп аудитории.

 

Композиция радиопрограммы требует знания:

- политических, социальных, возрастных параметров, характеризующих разные группы аудитории;

- психологии восприятия передачи на слух.

 

29.         ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ РАДИОТЕКСТА К ОЗВУЧИВАНИЮ.

 

• Обеспечить непрерывность звучания фонограммы

• Выделять главный шум на фоне второстепенного

• Записывать звуки в режиме ест.громкости

• Тишину выражать через тихий звук

• Использовать неожиданный звук в драматических ситуациях.

 

Что порождает слуховой дискомфорт:

 

• Музыка мешает восприятию текста, заглушая его

• Резкий обрыв музыкальных фрагментов

• Стилевые ошибки в подборе звучания

• Однотипность, «провисание звука», однообразие темпа и инструментовки;

• Двойная информация: фон – песня (со словами), наложенный на дикторскую речь.

 

30.         РАДИОВЕДУЩИЙ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ ФОРМАТА РАДИОСТАНЦИИ.

 

В музыкальном радиовещании главная персона в эфире, лицо станции – диджей. Когда решают,каким будет диджей, когда выбирают его стилистику, идут от формата.

 

Функции ведущего:

 1 – перелают информацию,

 2 – модератор эфира (скрепляет весь эфир, соединяет программы и рубрики),

3 – рекреативная функция (расслабление и отдых аудитории),

4 – интерактивное вещание (программы, которые идут на музыкальных или смешанных радиостанциях).

 

Правила работы в эфире

Процесс воспитания диджея начинается с того, что его знакомят с правилами, принятыми на радиостанции, например, приходить за полчаса или за час до эфира.

После этого ему сообщаются стандартные правила ведения эфира – тринадцать признаков хорошего диджея.

 

1. Диджей должен быть яркой личностью.

2. Диджей должен иметь свой собственный стиль ведения эфира. Каждый должен иметь свое лицо,свою "фишку", которая отличала бы его от других.

3. Ведущий должен иметь свою точку зрения на многие вещи, но не навязывать ее.

4. Ведущий должен обладать хорошо развитым воображением.

5. Ведущий обязан обладать хорошим чувством юмора.

6. Диджей должен быть готов к критике и самокритике.

7. Ведущий должен быть искренним в эфире.

8. Ведущий должен любить слушателя, он должен быть расположен к слушателю.

9. Ведущий должен изо дня в день оправдывать ожидания слушателей. Если слушатель знает, что придет Вася и обязательно расскажет анекдот, а Вася анекдот не рассказал, это плохо.

10. Ведущий должен уметь делать шоу, даже в линейном эфире.

11. Ведущий должен быть трудолюбивым человеком. Диджей должен писать свои входы в эфир.

12. Диджей должен иметь желание развлекать публику.

13. Хороший ведущий должен хотеть быть номером один.

 

При интерактивном общении важно помнить:

1 – отметиться в эфире, засветиться;

2 – найти друга – собеседника:

а) доброжелательность,

б) называть дозвонившегося так, как он сам себя называет,

в) нельзя проявлять излишнюю экзальтацию – восторженность,

г) нельзя давать резких оценок,

д) нарушение уровней общения, уровней

 

 




1. Тема урока- L vie u lyc~e
2. Курсовая работа- Внешний аудит банков
3. тема ~зв~язку реалізується у- Алканів Алкенів циклопарафінів алкадієнів алкінів
4. контакта Единственным досадным препятствием на нашем свидании оказалась известная сетевая прошмандовка
5.  Случай когда не существует реализуется например для функции где
6. Деловая оценка персонала целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик
7. то что может решительно изменить мнение Кассии о нем и её давнем друге Ксандере
8. ТЕМА 132 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ Цели создания специальных экономич
9. РЕФЕРАТ- профессия ~ ДИЗАЙНЕР Профессия дизайнера в н
10. Topic 1 The min concepts bout stte lw nd stte legl phenomen Purpose- to cquint with the min concepts of the theory of the stte nd lw
11. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА РОССИИ
12. Реферат- Генерация дидактических материалов по математике
13. Введение Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах
14. Введение3 Сущность электронных денег
15. Реферат на тему- Життя і творчість Леоніда Смілянського 1904 1966 Леонід Смілянський прийшов у літер
16. Марцевич Эдуард Евгеньевич
17. Сущность виды и формы занятости.html
18. то был сделан неслучайно
19. р йода спиртовой 5 и 10 Магния сульфат Магния оксид Бария сульфат Алюминия гидроксид Раство
20. Лабораторная работа 1 Часть первая Первый скрипт познакомит вас с самыми основами создания и размещ