Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсового проекта по дисциплине История дизайна

Работа добавлена на сайт samzan.net:


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

  

Е.С. Балашова

Методические рекомендации для студентов

по выполнению курсового проекта по дисциплине

«История дизайна, науки и техники»

Нижний Новгород

2013

Балашова, Е.С. Методические рекомендации для студентов по выполнению курсового проекта: для студентов специальности

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта предназначены для студентов, выполняющих работы по курсовому проектированию по дисциплине «История дизайна, науки и техники».

© Балашова Е.С., 2013

                                                                                  © НГПУ им. К.Минина, 2013             

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..4

I. Тематика курсового проекта…………………………………………………...5

II. Работа над пояснительной запиской …………………………..…………….9

III. Работа над демонстрационным приложением …………………………….15

IV. Порядок выполнения курсового проекта и критерии оценки …………...17

Заключение………………………………………………………………………20

Терминологический словарь……………………………………………………21

Список источников………………………………………………………………25

Приложение…………………………………………………………………...….27

Введение

Курсовой проект – это самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение  семестра студентами вуза под руководством научного руководителя, состоящая из пояснительной записки, графической части (демонстрационного  приложения) и мультимедиа-презентации. Курсовое проектирование позволяет собрать воедино разрозненные знания и умения, полученный при изучении разных учебных дисциплин, объединить их с предыдущим творческим и исследовательским опытом, получить в результате некое проектное новое и проанализировать реакцию будущих коллег. Курсовое проектирование позволяет закреплять теоретические знания студентов, формировать их умения применять знания при решении прикладных и исследовательских задач, подготавливает к выполнению дипломного проекта, к самостоятельной работе по избранной специальности и способствует развитию творческих способностей.

История, теория и практика исследования проектной деятельности, дизайна, науки и техники – это сложная теоретико-практическая сфера творческой, производственной и проектной деятельности и научного знания в области проектирования и формирования «второй природы», техногенной среды обитания человека. Учебные дисциплины, охватывающие проблематику этой сферы включают структурные компоненты и методические подходы эстетики, эргономики, синергетики, искусствоведения, психологии восприятия, экологии, законы технического конструирования и многое другое.

Цель курсового проекта – исследование и практическое освоение теоретических знаний в области основ теории и методологии проектирования среды.

Задачи курсового проекта:

– освоение методов и подходов теоретического осмысления дизайнерской и творческой деятельности;

– получение навыков работы с базой источников и творческим наследием мировой культуры и дизайна;

– изучение зарубежного и отечественного опыта средового проектирования и проектной культуры;

– освоение существующих методов дизайна и выработка собственного алгоритма проектной деятельности;

– получение навыков практической реализации исследовательского замысла.

Методика исследования, примененная студентом в ходе выполнения курсового проекта ложится в основу выполнения им в дальнейшем дипломного проекта и дальнейшей профессиональной деятельности. В результате выполнения курсового проекта у студента должен сформироваться собственный алгоритм действий, гарантированно ведущий от выбора темы к запланированному результату, готовому проекту.

Структура курсового проекта включает текстовую часть, представляющую собой пояснительную записку объемом в 20-25 стр., демонстрационное приложение 6 – 8 экземпляров и мультимедиа-презентацию в формате Microsoft Power Point.

I. Тематика курсового проекта.

Тему курсового проекта по дисциплине «История дизайна, науки и техники» следует выбирать исходя из основных направлений развития современного средового дизайна: ландшафтный дизайн и дизайн городской среды, дизайн архитектурной среды, экологический дизайн и так далее. Предпочтение следует отдавать темам исследования наиболее актуальным в данном регионе. Тему курсового проекта следует выбирать среди актуальных направлений развития дизайна рационально рассчитывая собственные возможности выполнения демонстрационного приложения.

Общепринятой и рациональной считается практика выбора темы курсового проекта в русле основного направления собственных научных и творческих интересов и творческих планов на предстоящую исследовательскую работу: курсовые проекты по другим дисциплинам, выполнение дипломного проекта, профессиональную дизайнерскую и педагогическую деятельность и тому подобное. При этом необходимо учитывать также специализацию направления обучения.

Избрав актуальное направление развития дизайна, оптимально совпадающее с областью собственных творческих интересов и предстоящей профессиональной деятельностью, следует ограничить объект исследования во времени и пространстве.

Окончательная формулировка темы курсового проекта не должна превышать объем в шесть слов без учета союзов и предлогов.

Ориентировочные варианты тем курсового проекта:

Резьба по дереву в России IX – XVIII вв.

Декоративно-прикладное искусство древних славян.

Применение дерева в дворцовых интерьерах XVIII – XIX вв.

Аэрография в дизайне среды.

Фэн-шуй в садово-парковом проектировании: методика и подходы.

Бионические технологии в современном дизайне.

Становление ландшафтного дизайна в России.

Эволюция дизайна стульев в Западной Европе.

Витраж в интерьере и экстерьере здания.   

Эволюция автодизайна США в ХХ в.

Перспективы развития стиля хай-тек.

Скандинавский стиль в современном дизайне.

Каллиграфия в истории дизайна.

Мебельный дизайн Европы XVIIIXIX вв.

Европейский костюм эпохи барокко: идеи, подходы, материалы.

Дизайн детской комнаты: разные подходы.

Экологический дизайн XXI века.

Фотография в дизайне: роль и место.

Гостиничный дизайн: история и современность.

Web и виртуальный дизайн ХХ в.

Эпоха модерна в дизайне осветительных приборов.

Минимализм. Философия пустоты.  

История и практика стиля кантри в США.  

Японский функционализм в истории дизайна.  

История стилистики шрифта.

Эволюция русской сценографии ХХ века.

Архитектура и градостроение Византийской империи.

Деконструктивизм в развитии архитектуры Новейшего времени.

Проектирование в условиях ограниченного пространства: задачи и методы.

Проектный дизайн в эпоху глобальной информатизации.

II. Пояснительная записка

Работа над пояснительной запиской делится на несколько этапов. Первый этап, следующий сразу за выбором темы – это разработка гипотезы. Гипотеза  (от греч. Hipothesis – основание, предположение) – это положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Гипотеза может касаться существования объекта, причин его возникновения, его свойств и связей, его прошлого и будущего, и т.д. Выдвигаемая на основе определенного знания об изучаемом круге явлений гипотеза играет роль руководящего принципа, направляющего и корректирующего дальнейшие наблюдения и эксперименты. Стартовая гипотеза курсового исследования может быть сформулирована также по принципу «от противного», т.е. выдвигается предположение, максимально фантастическое относительно реального положения дел. Например: при исследовании причин актуальности деконструктивизма в современной архитектуре гипотезой «от противного» может быть предположение что главная причина в климатических изменениях конца ХХ – начала XIX века.

Далее следует этап исследовательской работы, который подразделяется на анализ источников и анализ проектной деятельности и наиболее ярких образцов дизайна в избранной области. Для облегчения фиксации результатов исследования непосредственно по ходу изучения источников и объектов необходимо делать заметки, из которых потом вырастет первая, и, частично, вторая глава. Существует множество творческих методик сделать этот процесс непрерывным и результативным. Например, метод фрирайтинга.

Фрирайтинг (англ. freewriting) дословно свободное письмо – это технология высвбождения позсознательного творческого замысла посредством письменной речи; это переход от художественного образа к проекту.

Марк Леви в книге “Фрирайтинг: современная техника поиска креативных решений” приводит пять основных принципов технологии фрирайтинга:

1. Не прилагайте сверхусилий. Не следует начинать писать через силу, преодолевая внутреннее сопротивление; следует начинать только тогда, когда внутреннему “я” художника есть что сказать.

2. Пишите быстро и непрерывно. Не стоит задумываться над каждым словом и предложением: в данном случае цель – записать поток мыслей, а не переделывать его. Фрирайтер в этот момент становится кем-то вроде секретаря самому себе, прилежно стенографируя собственное “выступление” и оставляя правку напотом.

3. Работайте в жёстких временных рамках. Как любое упражнение, фрирайтинг требует дисциплины, прежде всего – дисциплины ума.  Поэтому следует приучить сознание к регулярной работе над творческим замыслом, или даже составить режим “тренировок” с несколькими небольшими, по 15-20 минут, подходами за день.

4. Пишите так, как вы думаете. Фрирайтинг не требует ни стилизации, ни коррекции, ни даже цензуры. основная задача – цепляя слово за слово, мысль за мыслью “вывязать” художественный образ в доступной для передачи форме. Красота слога и внутренняя грамотность будут складываться уже по мере тренировок.

5. Развивайте мысль. Основная задача дизайнера и художника – донести идею до человека с другим уровнем художественной грамотности, другим уровнем восприятия: сделать понятным, пересказать своими словами. Для этого необходимо начатую мысль, как любое дело, доводить до логического завершения.

6. Переориентируйте своё внимание. Это необходимо чтобы “освободить” творческий потенциал подсознания от пристального контролирующего внимания критического разума. Для переориентации внимания можно использовать наводящие вопросы как то:

– как можно сделать это захватывающим?

– как увеличить ценность?

– чего мне здесь не хватает?

– в чём я здесь ошибался?

– с какими ещё проблемами, подобными этой я сталкивался?

– какие решения проблем, имевших место ранее, можно использовать применительно к этой?

– если бы я хотел допустить здесь грубую ошибку, чтобы я сделал?
– какими необходимыми данными я здесь не располагаю?
– как мне лучше использовать информацию, которой я уже располагаю?

Ежедневная практика фрирайтинга позволит не только быстро справиться с созданием пояснительной записки и получить необходимый навык создания пояснительных записок к проекту, но и в будущем позволит гораздо быстрее актуализировать в словах и эскизах возникшую идею.

Пояснительная записка выполняется в объеме 20 – 25 страниц согласно ГОСТ  7.32—2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» на листах формата А4 машинописного текста, либо при помощи компьютерной верстки шрифтом Times New Roman 14 кегль, поля слева – 3, справа – 1,5, остальные – 2; нумерация страниц внизу справа. При этом титульный лист считается, но не нумеруется. Структура пояснительной записки включает в себя: титульный лист, содержание, введение, главы основной части, заключение, список источников (библиографию), тезаурус либо глоссарий в зависимости от избранной темы, и текстовое приложение в том случае, если избранная тема курсового проекта предполагает привлечение обширного текстового материала источников, табличной либо схематичной формы представления данных, либо дополнительного масштабного иллюстративного материала.

Каждый из названных разделов начинается с нового листа, заголовок его пишется вверху страницы по центру заглавными буквами с жирным выделением. Названия и номера параграфов указываются курсивом с жирным выделением по ходу текста без пропуска строк. Возрастающее значение визуальных коммуникаций требует, чтобы текст смотрелся красиво, гармонично, взвешенно. Правильное оформление, уместное применение профессиональной терминологии, цитат, эпиграфов, иллюстраций не только замечательно дополняет мысль автора, но и демонстрирует развитую визуальную культуру. Столь важную в профессиональном становлении дизайнера. Визуальный же диссонанс скажется и на оценке, и на отношении к работе в целом.

Состав разделов пояснительной записки:

Содержание – это вторая страница курсового проекта. Выполняется согласно ГОСТ  7.32—2001 с указанием номеров страниц каждого раздела, глав и параграфов.

Введение – это краткая характеристика и изложение основных положений исследования. По объему введение занимает не более одной пятой всей пояснительной записки. Выполняется в следующем порядке: определение темы и обоснование её актуальности, описание основной проблематики по данному вопросу, краткая характеристика исследованности данной темы в России и за рубежом, цель и задачи исследования, объект исследования, предмет исследования курсового проекта, рабочая гипотеза и основная идея исследования, а также описание методов, которыми предстоит воспользоваться в ходе исследовании. Следует заметить, что при верном ходе исследования работа над введением начинается вначале курсового проектирования и заканчивается самыми последними коррективами в пояснительную записку.

Основная часть курсового проекта состоит, как правило, из трех глав, каждая из которых представляет собой самостоятельный раздел и может подразделяться на два-четыре параграфа по основным вопросам. В конце каждой главы следует отдельным абзацем сформулировать вывод по достигнутым результатам исследования. В принципе, в каждой письменной работе текст, превышающий по объему три страницы должен подытоживаться промежуточными выводами, в противном случае проверяющему или рецензенту трудно следить за мыслью автора. Нарушение этого крайне простого правила вызовет либо неудовольствие рецензента, либо представление о недостаточной подготовленности автора.

Совокупный объем цитат в тексте не должен превышать в совокупности тридцати процентов всего объема пояснительной записки. Помните: все, что написано другими людьми и вставлено в текст работы, укрепляет доверие к ним, а не к вам. Поэтому необходимы комментарии к цитатам, сопоставление и типология подходов, оценка сильных и слабых сторон приводимого высказывания. [Быстрова, Т. Учебное пособие к написанию курсовой и дипломной работы/Т. Быстрова. – Екатеринбург, 2008. – C.3.] Проверить индекс цитирования можно и нужно самостоятельно при помощи любой доступной программы «антиплагиат» либо на сайте antiplagiat.ru.

Заключение представляет собой одну, максимум две страницы, посвященные описанию достигнутых результатов и полученных выводов; также здесь следует указать мнения авторитетных специалистов в данной области и собственное аргументированное заключение по теме.

Список источников или библиография представляет собой список основных источников и литературы по теме исследования. Составляется в алфавитном порядке по первой букве фамилии первого автора издания, в соответствии с существующим гостом оформления библиографического списка. При этом иноязычные издания и тематические сайты из сети интернет указываются в конце списка. По составу списка из 25 - 125 пунктов библиография должна содержать основные фундаментальные исследования по теме, источники из периодической печати – не более 50%, по необходимости может дополняться источниками из художественной литературы.

Глоссарий или тезаурус представляет собой тематический словарь который формируется в зависимости от того, чего больше в конце концов обнаружится в тексте: специальных терминов, требующих примеров, или глосс, комплексных сложных специфических понятий.

В текстовое приложение следует поместить все материалы не входящие в основной текст: необходимые для аргументации положений курсового исследования схемы, таблицы, рисунки и фотографии, выдержки из ГОСТов, других нормативных документов, также фундаментальных исследований  по теме и т.п. Материалы в приложении согласно «ГОСТ 7.32–2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» необходимо пронумеровать согласно ходу исследовательской мысли заглавными буквами как «Приложение А», «Приложение Б» и т.д., при этом расположение материалов в приложении повторяет порядок ссылок на эти материалы в тексте основной части.

III. Демонстрационное приложение

Демонстрационное приложение к курсовой работе по дисциплине «История дизайна, науки и техники» иллюстрирует ход исследовательской работы  и представляет собой, в зависимости от избранного предмета исследования, выполненные студентом чертежи, живописные и графические работы в форме клаузуры. При этом используется ватман формата А3, графитовый карандаш, акварель, гуашь, а также тушь в любых необходимых сочетаниях. Однако в некоторых случаях, когда, например, предметом исследования в курсовом проекте является фотография, витраж, батик или возможности использования компьютерной графики в проектировании, демонстрационное приложение следует выполнять в соответствующей технике с использованием доступных материалов.

Каждый экземпляр демонстрационного приложения необходимо пронумеровать согласно ходу исследовательской мысли и дополнить поясняющими подписями, выполненными шрифтом, соответствующим по стилистике основному изображению в масштабе, позволяющем идентифицировать надпись аудиторией на защите курсового проекта. Допускается подклеивание подписей, распечатанных на компьютере.

Правила составления презентации

Презентация сегодня – одна из основных форм подготовки материалов к докладу. Использование презентации позволяет докладчику в краткой доступной форме аргументировать положения доклада. Кроме того, подготовка презентации позволяет упорядочить подготовленный материал в сознании, что значительно облегчает и усвоение и дальнейшее применение знаний.

Презентация к докладу выполняется в программе Microsoft PowerPoint. Количество слайдов в презентации в зависимости от хода исследования должно укладываться в объем 15-20 слайдов. Шрифт, использующийся в презентации – «Times New Roman», междустрочный интервал одинарный. Размер шрифта для подписей следует выбирать с таким расчетом, чтобы подпись оставалась читаемой из аудитории во время доклада и в то же время не нарушала композицию слайда.

В основе дизайнерского и искусствоведческого исследования лежит анализ художественного произведения, поэтому основной объем слайда должен быть занят изображением произведения искусства или дизайна. Кроме того, каждый слайд должен содержать информацию об авторе, названии и времени создания художественного произведения.

Первый слайд – титульный, содержит краткую информацию по тематике и автору исследования.

Второй слайд – содержит информацию об основных теоретических положениях исследования. Таких как: цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования.

Последующие слайды добавляются в презентацию в хронологическом порядке в соответствии с ходом исследования и доклада на презентации.

Предпоследний слайд должен содержать выводы по проделанному художественному/дизайнерскому анализу темы исследования. Например, здесь может быть фотография макета предмета исследования, или другой собственной разработки.

Заключительный слайд представляет собой список основных источников к докладу, составленный по правилам составления библиографии.

IV. Порядок выполнения курсового проекта и критерии оценки

Курсовая работа по дисциплине «История дизайна, науки и техники» выполняется в течение всего семестра изучения дисциплины и выносится на защиту перед началом сессии.

Порядок выполнения курсового проекта сводится к семи основным этапам, включающим элементы проектного творчества, исследования исторической практики и современного состояния дизайна в избранной сфере, а также элементы работы с материалом.

Первый этап курсового проектирования – выбор исторической и тематической области дизайнерского творчества, вида дизайна, которая будет отвечать требованиям актуальности с точки зрения науки и вместе с тем оставаться актуально применимой в современном дизайне.

Второй этап включает в себя создание письменной формулировки темы согласно существующим требованиям, а также формулирование цели исследования, выделение исследовательских задач, определение объекта и предмета исследования как, соответственно, всего объема информации, необходимого для предстоящего исследования и фокуса творческого и исследовательского интереса студента. Кроме того на этом этапе формулируется рабочая гипотеза курсового исследования как основное исследовательское предположение.

На третьем этапе работы над курсовым проектом, после того, как детально определена сфера исследования, необходимо составить подробный план работ над пояснительной запиской и демонстрационным приложением с выделением необходимых количественных критериев достижения конечной цели проектирования. На каждый из этапов составленного плана необходимо выделить время из расчета полтора-два часа на каждый источник и в соответствии с собственными возможностями – на выполнение необходимых работ. Также необходимо определить и выбрать  методы исследования необходимые для проекта. И начинать работать с базой источников и материалом.

На четвертом этапе курсового проектирования, после того, как произошло знакомство с исследовательским материалом, необходимо провести так называемую верификацию проекта: сдать на проверку первый «черновой» вариант пояснительной записки; исходя из актуальной в дизайне на данный момент ситуации и существующих требований к проекту провести необходимую корректировку плана действий по ходу исследования, а также выбрать наиболее адекватные материалы для демонстрационного приложения.

На пятом этапе проводятся все работы требующие расходов материальной базы курсового проектирования, в том числе «черновая», предварительная работа над демонстрационным приложением (создание эскизов, предварительных моделей), внесение необходимых корректив в пояснительную записку, после которого возможно вынесение на предзащиту и последующее обсуждение достигнутых на данный момент результатов исследования.

На шестом этапе, после предзащиты курсовой проект доводится до окончательного соответствия предъявляемым требованиям и выполняется в чистовом варианте.

Последний, седьмой этап курсового проектирования – защита курсового проекта, объединяет подведение итогов исследования и работу над ошибками. Защита курсовой работы проходит в присутствии комиссии, состоящей из педагогов кафедры дизайна, руководителя курсового проекта и студентов дизайнерских специальностей, для которых также допускается участие в обсуждении защищаемых курсовых проектов.

Оценка курсового проекта формируется по следующим параметрам:

  •  соответствие избранного направления исследования требованиям актуальности и практической применимости;
  •  соответствие пояснительной записки предъявляемым выше требованиям по качеству выполнения;
  •  соответствие демонстрационного приложения избранной теме исследования;
  •  адекватность отображения, демонстрация этапов проектного исследования;
  •  защита курсового проекта, отвечающая требованиям эрудированности в области истории дизайна, науки и техники, компетентности и понимания автором проекта перспектив развития предмета исследования.

Заключение

Роль и место курсового проекта в изучении дисциплин с равными теоретическим и практическим компонентами в том, чтобы дать представление о проектно-исследовательской сущности современного дизайна, а также свести воедино историческую, источниковедческую, теоретическую базу накопленную студентом за время обучения к началу второго курса с практическими навыками рисунка, живописи, формообразования и работы с материалом в целом. Выполнение курсового проекта по дисциплине «История дизайна, науки и техники» дает первое представление о специфике и последствиях проектной деятельности и особенностям восприятия результатов собственного творчества в различных условиях окружающей среды сторонним наблюдателем.

 

Терминологический словарь

Гипотеза  (от греч. Hipothesis – основание, предположение) – положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Гипотеза может касаться существования объекта, причин его возникновения, его свойств и связей, его прошлого и будущего, и т.д. Выдвигаемая на основе определенного знания об изучаемом круге явлений гипотеза играет роль руководящего принципа, направляющего и корректирующего дальнейшие наблюдения и эксперименты. Гипотеза представляет собой необходимое звено в развитии научного знания.

Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать; проект, план, рисунок) – термин, обозначающий деятельность по проектированию предметного мира. Дизайн сложился в начале ХХ в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды как методика формирования её рационального построения, соответствующего аспектам функционирования современного общества.

Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей — проектирование эстетических свойств промышленных изделий.  Дизайн, однако, решает более широкие социально-технические проблемы — функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.

Слово “Дизайн” применяется также для обозначения результата проектной деятельности (например, в таких словосочетаниях, как “Д. вещи”, “Д. автомобиля”), причём в данном употреблении оно не всегда связывается с современной практикой и порой означает морфологию предметного мира, создаваемого человеком на разных стадиях развития общества. В этом смысле говорят о первобытном дизайне или протодизайне.

Для обозначения дизайнерской деятельности в разных её аспектах и проявлениях в различных языках, наряду с термином “дизайн”, существуют и другие: “художественное конструирование” (в русском), “Formgebung” и “Formgestaltung” (в немецком), “wzornictwo przemysłowe” (в польском) и т.д. Но в 1959 на первой генеральной ассамблее ИКСИД (ICSID, International Council of Societies of Industrial Design, Международный совет организаций индустриального дизайна), членом которого состоял Советский Союз, в качестве основного международного термина был всё же принят термин “industrial design” (в профессиональном сокращении — “design”), как наиболее ёмкий по своей смысловой структуре. Изложено по:  Кантор К. М., Красота и польза; Глазычев В. Л., О дизайне.

Клаузура – (от итал. “klouso” – замок) клаузурой считается такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений развивающих творческие способности учащихся. В обучении клаузура служит прежде всего для развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков яркого отражения творческих замыслов в графике и макете. Начиная с XVI в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов творческие задания, широко распространенные в архитектурных, дизайнерских, художественных школах.

Курсовой проект  это самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение  семестра студентами вуза и учащихся под руководством профессоров и преподавателей; состоит из графической части (демонстрационного  приложения, презентации) и пояснительной записки. Задания для курсовых проектов формируются  индивидуальные. Курсовое проектирование позволяет закреплять теоретические знания студентов, формировать их умения применять знания при решении прикладных и исследовательских задач, подготавливает к выполнению дипломного проекта, к самостоятельной работе по избранной специальности и способствует развитию творческих способностей.

Метод (лат. methodus – путь (ис)следования, способ) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В дизайнерском творчестве метод представляет совокупность приемов, способов, целесообразных действий, направленных на упорядочивание проектного процесса. Метод дизайнера отражает повторяемость приемов и методов дизайнерской деятельности, в методе закономерности создания проектной модели становятся правилами работы дизайнера.

Метод и методика в дизайне – это порядок достижения проектной цели, решение поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приемов или операций, необходимых для получения искомого результата; система мер по оптимальной организации проектной деятельности. Содержит несколько тесно взаимосвязанных разделов: метод, методика, художественный метод и ноу-хау, уточняющих порядок и последовательность проектных работ от самых общих установок до конкретных технологий, обеспечивающих достижение проектной цели. Термин «метод» подразумевает практический способ выполнения относительно узко очерченной работы; «методика» составляет совокупность разных способов, позволяющих решать широкий спектр профессиональных заданий дизайнера. Особенностью методов и методик в дизайне является нацеленность проектных действий одновременно и на прагматический, и на художественный результаты, причем иерархия соответствующих установок и путей их достижения может меняться в процессе работы. Это означает что методы и методики в дизайне должны быть основаны на синтезе возможностей инженерно-технического и художественного творчества, что предопределяет специфику его подготовки и технологии профессиональной работы.

Методики исследования в дизайне делятся на визуально-графические: фиксационный, обмерный, сравнительный, аналитический; вербальные (словесно-логические): исторический, фиксационный, сравнительный, аналитический; предметные: абстрактно-модельный, макетно-модельный, предметный, предметно-экспериментальный;

По оснастке виды дизайнерского исследования можно разделить на: визуальный, приборный, эксплуатационный и комбинированный;

По месту применения: мысленный, полевой, лабораторный, производственный, полупроизводственный;

По способу проведения: конкретный – на один объект; локальный – на один метод; всеобщий – на раде объектов; универсальный – на ряд методов.

Проектирование – деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния; комплекта документации, предназначенной для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект.

Фрирайтинг  (англ. freewriting) дословно свободное письмо – это технология высвбождения позсознательного творческого замысла посредством письменной речи; переход от художественного образа к проекту.

Художественный метод в теории и практике искусства – это система принципов, управляющих процессом создания произведения искусства. Кроме того это способ отбора, обобщения, эстетической оценки и образного воплощения жизненного материала, связанный со способом познания и преобразования. Художественный метод вырабатывается каждым художником самостоятельно в ходе становления его профессионального мастерства, под влиянием мировоззрения как системы нравственных эстетических, философских и других убеждений. Изложено по: Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004.

Список источников

Данный перечень представляет собой ориентировочный образец оформления списка источников, ориентировочный список основных трудов и дополнительную литературу для подготовки к выполнению курсового проектирования по дисциплине «История дизайна, науки и техники».

Основная литература:

1.Балашова, Е.С. Методические рекомендации для студентов по выполнению курсового проекта / Е.С. Балашова. – Н.Новгород, ВГИПУ, 2010.

2. Быстрова, Т. Учебное пособие к написанию курсовой и дипломной работы / Т. Быстрова. – Екатеринбург, 2008.

3. ГОСТ 7.32–2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – Минск, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2009.

4. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория / Н.А. Ковешникова. – М.: Омега-Л, 2008.

5. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов / И.А. Розенсон. – СПб.: Питер, 2010.

6. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники / В.Ф. Рунге. – М.: Архитектура-С, 2009.

Дополнительная литература:

1. Лебедев, А.А. Ководство / А.А. Лебедев. – М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2011.

2. Леви, М. Фрирайтинг: современная техника поиска креативных решений / М. Леви. – М.: Эксмо, 2011.

3. Сверчков Е.А. Технические средства дизайна: Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2010.

4. Уайльд, О. Критик как художник / О. Уайльд // Полное собрание прозы и драматургии. – М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2008.

5. Франк, Я. Дневник дизайнера-маньяка / Яна Франк. – М.: Студия Артемия Лебедева, 2012.

6. Франк, Я. Муза и чудовище: как организовать творческий труд / Яна Франк. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010.

7. Эко, У. Как написать дипломную работу / У. Эко. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2008.

Приложение

Приложение А. Образец титульного листа пояснительной записки курсовой работы по дисциплине «История дизайна, науки и техники».

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «История дизайна, науки и техники»

«Деконструктивизм в развитии архитектуры Новейшего времени»

Выполнил студент гр. ДГВ-10

Иванов И.И.

Научный руководитель

Балашова Е.С.

Нижний Новгород

2013

PAGE   \* MERGEFORMAT 15




1. Георгий Лукомский
2. Це також супроводжувалося відповідними геологічними процесами
3. Озера и реки Южного Урала и их хозяйственное использование
4. Основы менеджмента Учебное пособие
5. Теоретические основы рекламной деятельности
6. Российское транспортов законодательно предусматривает претензионный порядок заявления требовани
7. рефератов по истории
8. Анализ состояния расчетов и платежеспособности торгового предприятия.html
9. острая вирусная инфекция поражающая как верхние так и нижние дыхательные пути и протекающая с выраженными
10. Разработка приложения позволяющего проводить тестирование по разделу
11. Современные теории о государстве
12. Эрнест Ренан
13. Технология регенерации очистки и осветления отработанных масел.html
14. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук Здобувач
15. Планирование потребности в персонале
16. Профилактика стоматологических заболеваний
17. Петербург ул Петрозаводская д
18. Необходимость переработки медного концентрата
19. Сибирской чистки
20. темах счисления. Двоичная Восьмеричная Десятичная