У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

лекция Г

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.12.2024

О ПРОФЕССИИ И СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

  (Актовая лекция)    

         Г. Алмаев

       «Кто имеет достаточно,         пусть не ищет большего».  

       Ф. Петрарка.

Мы собрались здесь для того, чтобы поговорить о проблеме профессиональной ориентации, т. е. выбора профессии на всю жизнь (желательно).           Но прежде чем говорить о выборе профессии, мы с вами поговорим о том, что мы, собственно желаем в жизни.      Знаменитый голландский философ XVII века Б. Спиноза  указывал на то, что мы, т. е. люди, благопристойно желаем «спокойной жизни при физическом здоровье». Вот это и есть самое главное в жизни людей – «спокойная жизнь при физическом здоровье»!      И это самое главное для человека разумного.     Мне сейчас скажут, что на все нужны деньги. Да, в этом нет сомнений. Но меру денег для «спокойной жизни при физическом здоровье» определяет человек разумный, т. е. человек разумный (homo sapiens)  манипулирует деньгами. А человеком  неразумным (к сожалению, таких много) управляют деньги.

«Не в деньгах счастье»

«Ученик спросил Мастера: "Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?" Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель - но не сон; еду - но не аппетит; лекарства - но не здоровье; слуг - но не друзей; женщин - но не любовь; жилище - но не домашний очаг; развлечения - но не радость; учителей - но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка».

А вот мнение К. Маркса о деньгах: «…все то, чего не можешь ты, могут твои деньги:<...> они могут есть, пить, ходить на балы, в театр, могут путешествовать, умеют приобрести себе искусство, ученость, исторические редкости, политическую власть — все это они могут тебе присвоить; все это они могут купить; <... Они настоящая сила. Но чем бы это все ни было, деньги не могут создать ничего, кроме самих себя, не могут купить ничего, кроме самих себя. <...>...Таким образом, все страсти и всякая деятельность должны потонуть в жажде наживы».

Хорошие деньги платят хорошим специалистам. Для  того, чтобы получить  специальность, у нас существует система образования. Что такое образование? Это профессиональное формирование человека по какому-нибудь образу (ОБРАЗ - ование). Отучившись в вузе, вы становитесь специалистом. Став специалистом, вы обретаете уверенность в себе самом, уверенность в том, что вы можете хорошо работать по выбранной вами специальности, получать за это вознаграждение, которое должно обеспечивать  вам «спокойную жизнь при физическом здоровье». Получив специальность и утвердившись в ней, некоторые люди на этом и останавливаются в вопросах познания.  «Лишние знания» (как они говорят) им не нужны. Они удовлетворяются тем, что, что они знают, и это их устраивает.      Однако, в большинстве своем, люди любопытны и даже любознательны. Помимо своей профессиональной деятельности им хочется получать сведения о мире, который их окружает, о мире как материальном, так и социальном.  Вот такое знание и называется Просвещением.          Что же такое – Просвещение? Это собрание знаний, которые позволяют понять, как функционирует, работает, живет окружающий нас мир. Просветительские знания – это поиск ответа на вопрос, который в душе своей задает каждый, а именно – «в чем смысл жизни?».   Профессиональные науки этим вопросом не интересуются. Их интересует проблема как из материалов природы конструировать предметы, пригодные для употребления человеком. Это необходимо и нужно, потому что человек сам себе создает среду обитания, т. е. все, что вы видите в городе, создано руками человека.  Однако в погоне за предметами роскоши (вне предметов первой необходимости) человек сам себя ставит в очень сложное положение. И положение это – экологический кризис на планете. Человек возомнил себя царем природы. В СССР идеологией взаимоотношений человека и  природы было высказывание биолога – селекционера И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее наша задача».    Знаменитый в свое время психиатр З. Фрейд  был убежден, что природа принадлежит человеку, и он волен делать с ней все, что пожелает. Человек, считает З. Фрейд,  должен «овладеть силами природы и взять у неё блага для удовлетворения человеческих потребностей… и «в деле покорения природы человечество вправе ожидать ещё большего в будущем».            Это было сказано в 30-х  годах XX века, а уже в конце этого же века  человечество столкнулось с началом экологического кризиса. Жажда человека властвовать над природой оборачивается экологической катастрофой. Недальновидность научного сообщества налицо, и печально то, что к ним примыкают и гуманитарии.       Тот же З. Фрейд, вопреки своему желанию властвовать над природой, замечает, что  «создания человека легко разрушимы, а наука и техника, построенные им, могут быть применены и для его уничтожения». З. Фрейд допускает серьезную ошибку, когда смешивает культуру и цивилизацию («я пренебрегаю различением между культурой и цивилизацией»), потому что именно  так называемая «цивилизация» в своем безудержном «прогрессе» за предметами, якобы долженствующие украсить существование человека, превращают этого человека в бездушную «машину» для потребления. Общество лишь тогда будет стабильно развиваться, когда материальные (цивилизационные) и духовные (культурные) потребности будут находиться в гармонии.    Наблюдая за стремлением к «вещизму»,  З. Фрейд констатирует –  «если вначале ещё можно было думать, что главное … - это покорение природы ради получения жизненных благ и что …опасности устранимы целесообразным распределением благ среди людей, то теперь центр тяжести переместился, по-видимому, с материального на душевное», т. е. духовное.             З. Фрейд считает, что «должно…быть возможным …переупорядочение человеческого общества», но «трудно констатировать … прогресс в деле упорядочения человеческих взаимоотношений». Этот пессимизм Фрейда вполне понятен, кто знает, когда ему пришлось жить. Это были 30 -40-е годы XX-го века, когда в Европе властвовал нацизм. Таким  пессимизмом проникнуты и работы культуролога О. Шпенглера, так как они не видели мер по обузданию немецкого нацизма с его агрессивной захватнической политикой. Когда человек не осознает духовного смысла жизни и переводит этот смысл на «вещизм», тогда он становится «рабом вещей», конструирует атомную бомбу и сбрасывает их на Хиросиму и Нагасаки. Известный во времена А. С. Пушкина Ф. В. Булгарин, которого сейчас никто и не помнит (а жаль!), писал: «Из чего вы бьетесь, добрые люди, недосыпаете ночей, суетитесь днем, бегаете, ездите, плаваете из одного конца света в другой или корпите над бумагами; мучитесь, терзаетесь, ссоритесь, а иногда и деретесь между собою?... Каждый человек, от малого до великого, должен непременно и ежедневно удовлетворить голод, жажду, позыв ко сну и прикрыться от действия атмосферы. Что есть и пить, где спать и чем прикрыться — вот великие предметы раздоров искательства, связей и трудов… Чтоб удовлетворить голод самого сильного человека, довольно четырех или пяти фунтов съестных припасов, а чтоб отдохнуть — сажень места. Из чего же вы бьетесь, добрые люди!». Далее Булгарин сравнивает Диогена (знаменитого древнегреческого философа - киника) и Александра Македонского.         Знаменитый древнегреческий полководец и завоеватель Александр Македонский как-то сказал: «Если б я не был Александром, то желал бы быть Диогеном»...», на что Диоген прищурившись, спросил: «А сможешь?».           По историческим данным Диоген прожил без одного года 90 лет, а Александр умер от лихорадки в 33 года (существует версия, что отравили). Его поместили в ванну с медом и только через месяц забальзамировали и положили в гробницу.  После смерти Александр уже стал никому не нужен, поскольку сразу же  стали делить его державу. На сегодня мумия и гробница не найдены.       Немногим более, чем через сто лет  по этому поводу сетовал  и З.Фрейд: «Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они рвутся к власти, успеху и богатству, восхищаются теми, кто всем этим обладает, зато недооценивают истинные блага жизни. Правда, такое обобщение как всегда небезопасно; предается забвению многокрасочность человеческого мира и душевной жизни».   Просвещенный человек всегда будет хорошим специалистом, не просвещенный (мало знающий)  - не думающим рабским исполнителем чужих приказов. Человек же просвещенный будет на порядок выше, т. е. он будет творческой (креативной) личностью и создавать нечто новое во благо человечества. Недаром слово «инженер»  имеет латинские корни и звучит как «ingenium», что означает – «гений внутри» человека.   Культура окружает вас везде и повсюду. Она требует от вас профессионализма в вашей деятельности, и она же требует от вас понимания смысла вашей жизни, которое дает только просвещение.  Физическое здоровье предполагает гармонические взаимоотношения с Природой, чего мы пока еще не осознаем, результат же этой неосознанности – экологический кризис.      Спокойная жизнь предполагает хорошие, дружеские, я бы даже сказал сердечные, взаимоотношения в обществе, чего мы тоже пока не осознаем, результатом чего – бесконечные войны людей друг с другом. З. Фрейд считает, что у «людей имеют место деструктивные, то есть антиобщественные и антикультурные, тенденции и что у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе…<…>… Решающим оказывается, удастся ли и насколько удастся уменьшить тяжесть налагаемой на людей обязанности жертвовать своими влечениями, примирить их с неизбежным минимумом такой жертвы и чем-то её компенсировать…<…>…Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве своих вождей, они дают склонить себя к напряженному труду и самоотречению, от чего зависит существование культуры».       К сожалению, в современном мире довольно трудно найти человека, достойного подражанию, разве только в исторической ретроспективе.          Поступая в вуз, вы становитесь молодой элитой нашего будущего общества и должны будете нести за него ответственность. А ответственность предполагает высокий профессионализм и работе и осознание смысла своей собственной жизни. Ваше поведение в жизни должно быть высоконравственным, чтобы ваши дети, а может быть, и окружающие вас люди считали вас образцом человека, достойным подражания.          Философия общества - это положительная мораль, представляющая обществу возможность прогрессивного движения от простого к сложному, от плохого к хорошему, от зла к добру.  По мнению китайского философа Фэн Ю-ланя, - «цель изучения философии - дать возможность человеку, как человеку, быть человеком, а не каким-то специалистом. Изучение чего- либо иного - не философии - дает человеку возможность стать специалистом. Используя эту формулировку, можно сказать, что цель изучения науки - дать возможность человеку стать специалистом. Человек же, именно как человек, в сочетании с человеком как специалистом и представляет тот идеал гармонической личности («благородного мужа»), к которому стремится человечество на протяжении всей своей истории.

        Кредо философа

     

Начала нет и нет конца –

Мир бесконечен и невнятен,

Но взгляд разумного лица –

И мир становится понятен.

Да, хаос окружает нас,

Физический и социальный,

Но разум наш и взгляд ментальный

Определяет мир для нас.

Нам разум дан к познанью мира,

Мир должен быть понятен нам,

Но не твори себе кумира:

Кумиры, идолы – всё хлам.

Не огорчайся, не спеши.

Что есть, что нет – какая разница!

Храни изящество души -

Всё остальное – несуразица.

Живи своей особой жизнью,

Не подчиняясь никому,

Всё проверяй своею мыслью

В придачу сердцу своему.

Как стоик хладнокровным будь,

И как философ будь разумен.

О совести не позабудь

Средь толчеи невнятной буден.

Литература:

1. Фрейд З. Недовольство культурой. //Фрейд  З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Ренессанс, 1992. С. 66-67.

2. Фрейд З.Будущее одной иллюзии. //Фрейд  З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Ренессанс, 1992. С. 19-20.

3. Булгарин Ф. Букинист, или  разносчик книг.// Булгарин Ф. Лицевая сторона и изнанка рода человеческого. – СПб.: Азбука – классика, 2009. С. 245-248.

4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс и Ф. Энгельс Соч. М. Политиздат. 1974 г. Т. 42. С. 131-132.

5. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия -1988. С.32.

           Г. Алмаев.

Февраль,  2015.

        АЛМАЕВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Казанский национальный исследовательский технический университет им.  А. Н.  Туполева – КАИ. г. Казань.

Член философского общества РФ (Татарстанское отделение)

Адрес: РФ, Татарстан, 420103, Казань, Амирхана,41 – 196, тел. 515-89-29,

89196931377 (моб.).  E-mail: apfelman@mail.ru  

    

PAGE   \* MERGEFORMAT 1




1. Сегодня по основным направлениям социальной политики регулирование рынка труда системы пенсионного обесп
2. Філософія Стародавньої Індії
3. Приборы электростатической системы бывают двух разновидностей с изменяющейся площадью пластин; с
4. эвакуационное отделение госпитальное отделение отделение медицинского снабжения аптеку хозяйственное о
5. Методика формування навичок зображення форми у процесі графічної діяльності молодших школярів
6. Вирусный гепатит А
7. Тема 1. Понятие функции система принципы и источники трудового права
8. Исследование финансового состояния компании ЗАО
9. Про державну податкову службу в Україн
10. КЛАССИКИ НАУКИ основана академиком С
11. Теория обучения и педагогические технологии
12. Доходность как основное условие расширенного воспроизводства
13. фактором Наибольшее распространение получили диски с формфакторами 35 дюйма 89 мм
14. Контрольная работа- Заказные убийства в России1
15. Боль это особый вид чувствительности формирующийся под действием патогенного раздражения характеризующе
16. Lecture 2 FINNCE ND FINNCIL SYSTEM Finnce is the provision of money t the time when it is needed
17. структуры входящие в приемное отделение смотровой кабинет санпропускник регистратура диагн
18. Основные типы научного познания древний мир
19. технический норматив устанавливаемый из условия чтобы содержание загрязняющих веществ в приземном слое в
20. Соціальна робота з людьми похилого віку