У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Контрольная работа - Психология делового общения и этикет

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.2.2025

PAGE  16

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Калужский  филиал

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И ЭТИКЕТ»

заочное  отделение

факультет менеджмента

группа  ЭЗСС-06

2008-2009 уч. год

Вариант № 18

                                                                           Подготовила: Иванова Е. С.   

                                                                     Проверил: Нечаева О. А.    

КАЛУГА

2007

Оглавление

1. Теоретический раздел

 2. Практический раздел

 3. Дидактический раздел

1. Теоретический раздел

 План:

Введение

Этика делового общения. Общие этические принципы

Заключение

Список литературы

Введение

 Формирование у деловых людей соответствующих нравственных качеств и правил профессиональной этики является необходимым условием их повседневной деятельности. Сегодня уже совершенно ясно, что этика общения, деловой этикет и вообше культура делового общения играют очень важную роль в эффективной деятельности людей бизнеса. Практическая убежденность в этом заставляет администрацию организаций, фирм и предприятий на Западе и на Востоке тратить огромные средства на обучение персонала этике и этикету делового общения. Давно настала пора серьезно заняться изучением и формированием культуры делового общения и в нашей стране.

Деловое общение — необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении. Он может, как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Хочется надеяться, что настоящий раздел в определенной степени поможет читателю не только осознать те часто скрытые от первого взгляда проблемы, которые возникают в процессе делового общения и служат ему препятствием, но и успешно справиться с ними.

Этика делового общения. Общие этические принципы

Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Мораль (от, лат. moralis — нравственный) — эта система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Важнейшими категориями этики являются: «Добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного»1.

В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой — ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.

Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике делового общения, потому что именно в этом виде общения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внешним для индивидов.

Общение — процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

В социально-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания. В традиционном обществе (обществе «механической солидарности» по Э. Дюркгейму), основанном на общности социальной жизни, коллективных представлениях, мифологическом сознании и межличностных отношениях, основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового- общения.

В этом типе общности ещё нет того разрыва между этическими нормами делового общения и общими представлениями о нравственной жизни, который, появится в обществе с развитыми рыночными отношениями. Общие нормы морали являются здесь и нормами делового общения. По большей части они еще не отделяются друг от друга и не противопоставляются друг другу, подобно тому, как деловая жизнь не противопоставляется личной жизни. Но и тогда, когда в рамках традиционного общества возникают частные и корпоративные интересы, общие нормы нравственности все еще продолжают играть главную роль.

В условиях отсутствия товарного фетишизма и всеобщего отчуждения хорошее выполнение самого дела рассматривается как нравственный долг и служит основным способом самоутверждения личности. Человек традиционного общества еще не выработал в себе холуйскую психологию и не гнет спину, стараясь во всем угодить своему начальнику, ибо этические ценности имеют здесь самодовлеющее значение.

Такие понятия, как справедливость, честь, достоинство, свобода, ответственность, имеют здесь экзистенциальный, жизненно важный для человеческого существования смысл и наполнены не абстрактным, а реальным жизненным содержанием. За утверждение этих ценностей люди часто жертвовали своей жизнью. Пафосом этого типа общения могут служить слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе!».

Такой характер этики делового общения мы обнаруживаем уже в Древней Индии. Все человеческое поведение и общение, в том числе и в деловой сфере, подчинено здесь высшим (религиозным) ценностям. Человек этого общества должен «не обращать внимания на то, что другие люди скажут или подумают о нас, или сделают: идти на работу так же, как солдаты идут на сражение, не заботясь о последствиях; расценивать хорошую репутацию, честь, имя, удобные обстоятельства, комфорт, людские привязанности как ничто, если религиозное обязательство потребует пожертвовать ими»2.

Первостепенная роль этическим нормам ритуала, обычая отводится в деловом общении и древнекитайского общества. Не случайно знаменитый Конфуций (551—479 до ц. э.) именно долг, справедливость, добродетель ставит на первое место в отношениях между людьми, подчиняя им выгоду и пользу, хотя и не противопоставляет их друг другу. Его идеальный человек, благородный муж (цзюнь-цзы) «сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду». С этим связано и отличие его от неблагородного, «малого человека», которое состоит в том, что: «Благородный муж постигнут справедливость, малый человек постигнут выгоду»3.

Конфуций (в литературе часто именуемый Кунцзы — учитель Кун) был одним из первых, кто сформулировал в отрицательной форме категорический императив поведения, имеющий универсальное значение и применимый в том числе и в деловом общении: «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»4. Положительная форма этой классической формулировки дана И. Кантом. Однако у Конфуция содержится большое количество изречений, посвященных этике именно делового общения. Прежде всего, они относятся к принципам поведения между руководителем и подчиненным и раскрытию тех норм и принципов общения, которые делают его наиболее эффективным и действенным с этической точки, зрения. Приведем некоторые из них, весьма достойные того, чтобы над ними поразмышлять5.

Изречения Конфуция

Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.

Когда правитель любит справедливость, никто не осмелится быть непослушным, когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным.

Благовейно относись к делу и честно поступай с другими.

Слушаю слова людей и смотрю на их действия.

Держать два конца, но использовать середину.

Благородный муж, когда руководит людьми, то использует таланты каждого, малый человек, когда руководит людьми, то требует от них универсалий.

Вести сражаться необученных людей - значит бросать их.

--------------------

Изречения великого философа, касающиеся этических норм общения, не потеряли актуальности и в наши дни. Следование им, несомненно, окажет большую помощь в установлении эффективного взаимодействия и поможет избежать многих ошибок в деловом общении. На самом деле разве может потерять актуальность тот «путь золотой середины» — путь компромисса, который проповедовал учитель Кун, утверждая необходимость «держать два конца, но использовать середину»? Не менее актуально звучит сегодня и его афоризм «Слушаю слова людей и смотрю на их действия», выражающий необходимость соблюдения единства слова и дела, необходимость проверять слово делом.

Это противоречие между этикой и бизнесом должным и сущим весьма остро проявляется и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.

1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, — любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях6.

С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавеллизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.

Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих надлежащих мер для устранения, дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей предприятий о качестве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению.

Примером неэтического поведения, ставшим почти классическим, являются действия фирмы «Форд Мотор».

В 1978 г. три женщины, находившиеся в «Пинто», сгорели, когда машина получила удар сзади и бак с бензином взорвался. Компании «Форд» было известно о технических недостатках бензобака и даже то, как избавиться от этого дефекта. Но, как показали расчеты, выплата компенсаций, если произойдут несчастные случаи, обойдется компании дешевле по сравнению с затратами на то, чтобы сделать надежный бензобак. И компания преступила нормы морали.

Этика делового общения касается, конечно, не только социальной ответственности руководителей предприятий. Она охватывает широкий круг вопросов, относящихся, к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют негодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости целей делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.

2. Соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Думается, что этот подход — более цивилизованный и в конце концов более эффективный, так как предприятие — компонент общества, и, утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется если и не прямыми экономическими убытками, то, во всяком случае, социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.

Поэтому, рассмотрев оба взгляда на место этики в деловом общении, следует,, по нашему глубокому убеждению, присоединиться не к Николло Макиавелли, проповедавшему «освобождение» политики от морали, а к Бенджамину Франклину, утверждавшему, что «честность — лучшая политика».

Заключение

Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от «сверхчеловека». Поэтому «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует Потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством»7. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений — это, прежде всего получение максимальной прибыли.

Следовательно, этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Этика делового общения представляет собой частный случай этики вообще и содержит ее основные характеристики.

Список литературы

  1.  Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2000 – 224 с.
  2.  Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практич. пособие – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2004 – 320 с.
  3.  Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 415 с.
  4.  Марциновская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. зав. – 4-е изд., стереотип – М.: «Академия» 2004 – 544 с.
  5.  Наумкина Ю. В. Психология. Педагогика. Этика – М.: ЮНИТИ, 2001.

2. Практический раздел

 Договариваясь о встрече, правильнее предложить партнеру назвать удобное ему время.

3. Дидактический раздел

1. Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли раскрыты в трудах Конфуция.

2. Основные социально-психологические идеи Ф. Г. Гуддингса заключается в том, что он характеризует общество как сотоварищество, некую ассоциацию людей, которых скрепляет психологические узы, сознание рода.

3. Свойства речи – это громкость речи, темп речи, тембр речи.

4. «Я-образ» - это: то, что мы о себе думаем, наши знание о самом себе.

5. Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

6. Допишите незаконченное предложение:

А) перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения.

Б) коммуникативная сторона общения – это процесс обмена информацией.

В) интерактивная сторона общения – процесс взаимодействия людей в общении.

7. Просодика и экстралингвистика включает:

Тембр, паузу, дистанцию.

8. Основными этапами деловой беседы являются:

- пробуждение интереса собеседника

- информирование партнеров

- аргументирование выдвигаемых положений

9. Процесс обмена информацией состоит из элементов:

- сообщение

- отправитель

- обратная связь

10. Психологические приемы влияния на партнера:

- «зеркало отношения»

- убеждение

11. Стиль руководства, которому присущи единоличный способ принятия решения, жесткий и строгий контроль руководителя за выполнением задания, называется:

Правильный ответ: авторитарный

12. Рассмотреть пирамиду иерархии мотивов по А. Маслоу.

У основания пирамиды потребностей человека, лежат физиологические потребности в пище, питье, кислороде. Без их удовлетворения организм человека существовать не может. Далее, идут потребности в безопасности и защите человека, в принадлежности и любви, которые удовлетворяются через различные формы социального общения людей. Наверху пирамиды потребностей, значится потребности самоуважения и самоакутализации. При этом речь идет о самоуважении как таковом и уважении со стороны других

Самоакутализация означает реализацию человеком своих способностей и желания «стать тем, кем, он может стать».

13. Наиболее трудный из всех стилей, но и наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Вы находитесь наиболее приемлимое для обеих сторон решение и делаете из оппонентов партнеров, называется:

Правильный ответ: сотрудничество.

14. Стиль, при котором Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать свои интересы, называется:

Правильный ответ: приспособление

15. Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу разговора на тет а тет.

16. Античными, мыслителями, обратившими внимание на то, что спор играет важную роль для выяснения истины являются:

- Лок

- Сократ

17. Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

18. По характеру вопросы бывают:

- правильными и неправильными.

19. Этикет это установленный порядок поведения где-либо.

20. Перечислите основные виды деловой корреспонденции

- торговые соглашения, сделки и другая подобная корреспонденция

- ответные письма с благодарностью

- поздравления

- извещения

-требования и запросы

- соболезнования.   

 

  

        

 

1 Дробницкий О. Г. Понятие морали – М.: Наука. 1974 – С. 269.

2 Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т.: Пер. с англ. – СПб.: Стикс, 1994 – Т. 1. – С. 187

3 Конфуций. Изречения – М.: МГУ, 1994 – С. 31.

4 Конфуций. Указ соч. С. 57.

5 См.: Конфуций Лунь-юй // Древнекитайская философия: Собр. Текстов: В 2 т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1972

6 См.: Friedman M. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profis//Business Ethics: Readings and Cases in Corporate Morality /Ed. W.M. Hoffman and M. Moore. - N.Y., 1990. - P. 153.

7 Аристотель: Соч.: В 4 т. – М.: Мысль, 1983 – Т. 4 – С. 379




1. Немереная крутизна GI1 ' не более чем иллюзия Высокий мужской голос разнесся по бару
2. IВолга2013 Все графы обязательны для заполнения Сведения о
3. Драко по мотивам серии книг о Гарри Поттере где малоприятный мальчишка Драко Малфой оказался положительн
4. Местное самоуправление в Российской Федерации
5. Анализ и пути повышения конкурентоспособности пивоваренной компании Балтика
6. Управление снабжением предприятия
7. Астана медицина университеті А~ Нысан ТС~~07
8. і. Проявами цього процесу стали створення мануфактурного виробництва розвиток торгівлі піднесення міст по.html
9. либо или о чемлибо
10. тематика для студентов 1 курса направления Социальная работа 1