Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ВОПРОС № 1
Философия как мировоззрение и особенности ее соотношения
с другими типами мировоззрения
ВВЕДЕНИЕ
Сущность философии, ее основная проблематика, а также удел философов образно выражен Платон в его работе «Государство». В середине этой книги Платон приводит миф, получивший название «Пещера». Люди сидят в подземелье лицом к стене и видят только тени и слышат только отзвуки жизни; у самого входа в пещеру вал из камней; вверху Солнце. Некто сумел освободиться из этой пещеры, увидел мир таким, какой он есть на самом деле, и пришел рассказать людям об этом.
Смыслы мифа:
1. Онтологическая градация бытия: существуют разные типы реальности: существует объективная действительность с одной стороны и «иллюзорная, неподлинная» в виде теней на стенах с другой; каменная стена демаркационная линия между ними, которую надо переступить.
2. Ступени познания созерцание теней это воображение реальности; только созерцание существующего по - истине действительное постижение реальности. Жизнь под знаком чувств пещерная жизнь, восхождение от чувственного к разумному жизнь в духе, освобождение от оков; высшее познание Солнца это созерцание божественного.
3. Нравственный аспект возвращение в пещеру того, кто был освобожден, с целью освобождения тех, кто был в рабстве. Но что ждет того, кто спустился из царства света в мир теней? Принесенные им истины возмутят спокойствие темного мира, и судьба этого человека может быть печальна, как судьба Сократа. Но это долг человека, познавшего истинное. То есть это долг философа. Говоря о нравственной силе подлинных философов можно вспомнить Сократа, который выпил чашу с цикутой, но не отказался от своих убеждений и деятельности; Гераклита, который, по одной из легенд, в конце жизни приказал выколоть себе глаза, чтобы полностью погрузиться в подлинный мир, открывающийся лишь сознанию; Зенона, который участвовала в заговоре против тирана, и, когда тот предложил ему выдать остальных участников заговора, откусил и выплюнул ему в лицо свой язык; но можно вспомнить и Эмпедокла, который, уверовав в свою божественную сущность и желая доказать ее всем остальным, прыгнул в вулкан Этну.
****
И все это о философах. Но кто они такие? Первым термин «философия» ввел Пифагор. Как свидетельствует Диоген Лаэртский, тиран Леонт спросил у Пифагора, кто он такой, но что тот ответил, что он - философ. Поясняя это новое слово, Пифагор продолжил люди приходят в жизнь как на состязания: одних интересует борьба, победы, слава и почести; других наслаждение от зрелищ, третьих барыш, они ставят ставки и выигрывают или проигрывают. Но на состязания приходит еще одна категория лиц, которых не интересуют ни состязания, ни почести, ни деньги: они стремятся понять смысл всего происходящего. Они, по Пифагору, и есть философы. То есть уже с самого начала философия понималась как любовь к мудрости, проявляющаяся в целостном понимании происходящего, как истинностное представление о сущности событий. Причем заметьте, что философы никогда не провозглашали себя мудрецами. Тот же Пифагор говорил о том, что мудрость дана лишь Богам, а человек должен удовлетвориться лишь стремлением к мудрости.
А что такое мудрость? Мудрость это умение дать правильную оценку чему либо, опираясь на большой жизненный опыт, это высшее состояние умственного и нравственного совершенства. А отсюда следует важный вывод в отличие от большого специалиста в чем-либо мудрецом и философом можно быть безо всякой специальной подготовки, надо только пытаться самостоятельно размышлять обо всем окружающем, сознательно жить в своих собственных рамках.
Выйти на философию можно из любой области человеческой деятельности.
1. Ньютон установил, что сила взаимного притяжения вычисляется по формуле:
(здесь - гравитационная постоянная; - массы взаимодействующих тел; г - расстояние между ними).
Ш. Кулон нашел формулу для силы электростатического взаимодействия (Е):
где коэффициент; - величины взаимодействующих зарядов.
2. Согласно Гомеру, после взятия Трои союз греческих царей во главе с Агамемноном распался, а династия Атридов, к которой он принадлежал, также исчезла. Александр Македонский в IV в. до н.э. создал огромную империю, поработив множество народов, отняв свободу у ранее независимых городов Греции. Он предал огню и мечу множество культурных ценностей, обрек на смерть десятки тысяч людей. Он умер внезапно в 323 г. до н.э. Его ближайшие соратники мгновенно перессорились, добились смертного приговора его матери, царице Олимпиаде, а затем приказали заколоть его жену - Роксану и его единственного сына - Александра. Империя Александра распалась, а династия Артридов прекратила свое существование.
Создатель великой римской империи - Юлий Цезарь был убит своим приемным сыном, не оставив потомства и не создав династии. Наполеон был предан соратниками и низложен с престола, умер в изгнании. После смерти его несовершеннолетнего сына линия этой недолго существовавшей династии также прекратилась.
3. Согласно геоцентрической модели Клавдия Птолемея, Земля находится в центре Вселенной, а Солнце и планеты вращаются вокруг него по гелиоцентрическим орбитам.
Современная астрономия располагает сведениями о явлениях во Вселенной на расстоянии не более 12,5 млрд. световых лет от Земли, так как за этими пределами получение информации невозможно, поскольку звезды и туманности должны удаляться с той же скоростью, с которой движется в направлении к Земле идущий от них световой сигнал. Таким образом Земля Оказывается в центре видимой Вселенной, представляющей собой условную сферу диаметром 25 млрд. световых лет.
4. Несмотря на все достижения современной космической технологии и совершенство астрофизической аппаратуры, никаких признаков жизни за пределами Земли не обнаружено.
Может показаться, что эти примеры не связаны между собой. Однако это впечатление обманчиво.
Формулы, приведенные в первом примере формулируют разные физические законы. Однако стоит нам сравнить между собой формулы Ньютона и Кулона, как мы обнаруживаем, что по своей структуре обе формулы совершенно идентичны. Случайно ли это? Можно считать, что формальное сходство формул говорит о содержательном сходстве закона, хотя в данном случае связь между ними до сих пор не обнаружена. Подобные ситуации не редкость и заставляют задумываться о природе физического и математического значения, о том, в каком соотношении по отношению друг к другу находятся математические структуры, физические законы и описываемая в них физическая реальность, и можно ли на основании сходства формул переносить соответствующие физические знания из одной области в другую. Легко понять, что все эти вопросы не являются собственно физическими или математическими, но относятся к философским проблемам физики, поскольку речь в них идет о структуре знаний, об их сходстве и различии и об их отношении к физической реальности.
Факты, изложенные во втором примере, дают повод задуматься над тем, не является ли прекращение существования династий знаменитых полководцев и государей возмездием за причиненные ими страдания, разрушения, гибель государств, городов и людей. Не проявляется ли в этом мировая историческая справедливость, уравновешивающая славу государственного деятеля с бесславным концом существования династии? Случайна или закономерна подобная связь событий? Можно найти немало рассуждении на эту тему в трудах историков, но это, собственно, не исторические знания или аргументы, а философские проблемы истории, ибо понятия "случайность", "закономерность", "возмездие", "справедливость" связаны не только с историей, но и с представлениями человека об устройстве мира и общества, о своей собственной исторической судьбе и предназначении, а следовательно, о своем месте в мире.
Что же касается третьего и четвертого примеров, то вопрос о месте Земли во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение. Если Земля не является центром Солнечной Системы и Вселенной, если она - лишь один из многочисленных "островов жизни", а человек неуникален, то мера ответственности за человеческое бытие, за судьбу культуры и цивилизации относительно невелика. Если же Земля действительно "особое" космическое образование, жизнь человека уникальна, а смена астрономических концепций фиксируете только положение нашей планеты в ряду других, но и определенные мировоззренческие притязания, то вопрос: быть или не быть человечеству и ответственность за сохранение жизни на Земле в условиях экологического кризиса, демографического взрыва и возможной термоядерной катастрофы приобретают поистине универсально-философское значение.
Следовательно, мы видим, что за самыми разнообразными, чисто научными вопросами, фактами и проблемами скрываются и серьезные философские проблемы.
Более того, философия есть в каждом из нас. Если вам предложить несколько текстов совершенно разного характера художественный, философский, религиозный, научный, то вы безошибочно найдете среди них текст философский, зачастую не зная, на каком основании вы это сделали. Потому что они резонируют по уже проложенным колеям воображения и мысли. Однако если вас спросить, что такое философия и какими критериями вы пользовались, узнавая ее, как наверняка вы уже не знаете. И, перечисляя эти критерии, в них можно запутаться: как соположить философские тексты Будды и Маркса? Но мы-то уже поняли что это философия на уровне интуиции, на уровне нашей души, и поэтому она есть в нас.
И поэтому есть два способа погружения в философию:
1) Подлинный и настоящий - когда из своего собственного опыта, из вопросов своей жизни вы рождаете философское состояние, и , желая прояснить и понять его, идете к профессиональной философии, переводите это свое состояние в философский регистр. Причем этот регистр - форма, оболочка, в которую вы помещаете свои, животрепещущие и невыдуманные состояния. Оболочка и форма вторичны, а их жизненное содержание первично.
2) Вынужденно необходимый это предусмотренное программой высшей школы изучение студентом философии как совокупности специальных теоретических понятий и категорий, независимо от духовной потребности человека в них. Т. е знакомство не с подлинной живой философией, а с ее трупом. Отсюда следует вывод, что настоящую философию нельзя пересадить, передать кому-то она как устройство глаза, которое определенным образом видит мир. И поэтому среди многих людей сложилось негативное отношение к философии у них ровное и спокойное отношение к физике, русскому языку, но буквально ненависть к философии она им кажется чем-то пустым, абстрактным и заумным. Это нормальное дело философию невозможно воспринимать как простую сумму знаний, которую, как в физике можно передать, а потом спрашивать. Философия требует личности личностного опыта, рассуждения, выбора. И в этом ее притягательность, и отсюда - ее многообразие.
Структура вопроса
****
Понятие, структура, уровни и исторические формы мировоззрения
Целый ряд мыслителей определяют философию через понятие мировоззрения, предлагая, например, такое определение: «Философия это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи». Насколько это уместно? Попытаемся ответить на этот вопрос.
Понятие
Под мировоззрением обычно понимают систему обобщенных взглядов на мир как целое и место человека в нем, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Так проинтерпретированный мир, состоящий как бы из трех сфер: действительности, ценности и смысла, и составляет суть мировоззрения.
Структура
Компоненты мировоззрения отражают эту триаду:
1. Действительность:
- на эмпирическом (чувственном) уровне находит выражение в:
а) мироощущении - результате непосредственного (чувственного) контакта человека и мира. Оно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений. Проще это настроение.
б) мировосприятии - предполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений, в том числе и без непосредственного контакта человека с миром.
- на теоретическом уровне находит выражение в:
миропонимании, которое включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы.
2. Ценности: выражаются в их особенной и личностной системе и иерархии. Цель - ответ на вопрос что ценного в действительности.
3. Смысл: это целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Ее значение определить, в чем смысл моей жизни.
Уровни мировоззрения.
Каждый ли человек обладает мировоззрением? Да, поскольку он является человеком. Однако самоочевидно и то, что мировоззрение людей весьма неоднородно. Прежде всего напрашивается мысль о разделении мировоззрения на обыденное и необыденно-творческое, личностное.
1. Обыденное мировоззрение. Не будет открытием заявить о том, что большинство людей несвободно в выборе мировоззрения. Они абсолютно зависимы от господствующих в обществе идеологий. Так, в государстве с атеистической идеологией значительная часть его членов становится атеистами, в обществе же, исповедующем религиозные принципы, большинство людей верующие. Обыденное мировоззрение есть прежде всего результат воздействия семьи и той социальной среды, в которую человек включен в детские и подростковые годы жизни. Обыденное мировоззрение является совокупностью социальных стереотипов своего времени. В наибольшей степени его можно соотнести с понятием «здравого смысла».
- Главной чертой обыденного мировоззрения является его несамостоятельность. Человек носитель обыденного мировоззрения находится под влиянием массы людей. И это влияние сопровождает его всю жизнь, проникая в глубины бессознательного. Большинство социальных атомов подчиняет себе один из них вплоть до потери персональности.
- Второй чертой обыденного мировоззрения есть его некритический характер. Обладатель обыденного мировоззрения всегда принимает на веру все исходящее из значимой для него социальной среды.
- Третья особенность состоит в том, что обыденное мировоззрение не является творческим и не обладает способностью к саморазвитию. Это приводит к его бессистемности, делая хаосом из постоянно меняющихся и часто несогласующихся целей и установок.
Можно ли освободиться от этого и избежать обезличивающих стереотипов мышления и жизни? Да, если человек стремится развить личностно-теоретическое мировоззрение.
2. Личностное мировоззрение. Личностное мировоззрение во всех своих чертах противоположно обыденному.
Во-первых, это мировоззрение самостоятельное и свободное, являющееся достижением личности, которая преодолевает воздействие среды, довлеющее над нею с детства. Это мировоззрение, освободившееся от общепринятых заблуждений эпохи.
Во-вторых, это мировоззрение самосознающее и самопознающее. Взгляд внутрь себя, пристальное внимание к динамике развития своей личности его сущностная черта.
В-третьих, личностное мировоззрение есть критическое мировоззрение. Ничто не принимается на веру, не пройдя суд собственного разума и переживания.
В-четвертых, личностное мировоззрение есть творческое мировоззрение. Оно выступает основанием созидания новых целей, идеалов и ценностей. Именно творческий характер личностного мировоззрения позволяет решать проблему смысла жизни как смысла свободы свободы выбора и свободы достижения выбранного. Поиск смысла жизни перестает быть поиском застывшего и вещественного всего того, что время превращает в прах.
Личностное мировоззрение так или иначе тяготеет к системности последовательности и цельности. Но человек, обладающий таким мировоззрением, далеко не всегда способен объединить внутренний мир в такую целостность, где все части необходимо и свободно соединены друг с другом. Личностное мировоззрение поэтому лишь стремится стать миропониманием философским мировоззрением, о котором мы поведем речь далее.
Зачем нужно личностное мировоззрение? Дело в том, что результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений, поступков и действий субъекта поэтому очень важно, чтобы у человека было свое собственное мировоззрение, его система координат, духовная ось, на которую нанизываются все ипостаси его бытия и профессиональные, и межличностные и прочие. Когда у человека нет собственных убеждений и идеалов он еще не личность, это плохой актер, играющий навязанные ему роли в зависимости от ситуаций и, в конце концов, утрачивающий свое собственное «Я». То, что мировоззрение является фундаментом личности, доказывает преодоление ради идеалов и убеждений сильнейшего инстинкта самосохранения, жертва жизнью и совершение героических поступков.
Личностное и философское мировоззрение. Всякое философское мировоззрение является личностным, но не всякое личностное философским. Любое ли личностное мировоззрение как самостоятельное может рассчитывать на то, что оно устремлено к философскому мировоззрению? Да, если оно стремится обрести системность. Нет, если оно остается лишь самостоятельным. Более того, если самостоятельность мышления и бытия не движется к системности, она становится случайным и поверхностным явлением, а потому рано или поздно тонет в стихии социальных стереотипов, утрачивая личностный характер. Самостоятельность, которая чаще всего обладает лишь даром критичности, должна быть дополнена не только самопознанием и творчеством, но и глубинным стремлением к системности лишь это дает ей возможность обрести устойчивость и жизнь. Поэтому расхожее утверждение о том, что каждый сам по себе является философом, весьма далеко от истины. Философское мировоззрение есть сложнейшая и неустанная работа духа, преодолевающего собственную ограниченность.
Итак, мы можем сказать, что философское мировоззрение есть ступень зрелости личностного это личностное мировоззрение, обретшее системность и внутреннюю целостность.
Исторические формы мировоззрения
I. Мифология. Культурная и духовная история человечества начинается с мифотворчества. Миф - начальная форма мировоззрения в виде целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. В мифах переплетены зарождающиеся элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении Солнца (солярные мифы), Луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.
В широком же смысле миф предстает перед нами как духовная формация, ментальность, язык описания, ритуал и образ жизни.
Отметим некоторые ключевые моменты, характеризующие первобытное мифологическое мышление и сознание.
1. Коллективный характер мировоззрения. Первобытнообщинный строй характеризуется родоплеменной организацией социальной жизни. Ни один человек той эпохи не был в состоянии прокормить или защитить себя самостоятельно. Именно потребность в выживании обусловливает коллективный способ социального бытия, а это приводит к необходимости единого мировоззрения у всех членов определенного рода. Очевидно, что чрезвычайно трудно жить вместе, имея принципиальные разногласия по мировоззренческим вопросам.
2. Антропоморфность, т. е. рассмотрение явлений природы (например, движение облаков, землетрясения и т. п.) по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, ненависть, страдание и т. п. (разница лишь количественная).
3. Объединение естественного и сверхъестественного. С одной стороны, мифологическое сознание содержит в себе вполне реалистические элементы. связанные с предметной деятельностью человека (собирательство, охота, ремесло, скотоводство и т. д.). С другой же, оно переполнено мистикой, страхом перед невидимыми божествами. Эти два плана - естественный и сверхъестественный тесно переплетаются друг с другом и составляют единую ткань. Для первобытного мышления существует только один мир. Магия столь же реальна, как и все остальное.
4. Неразличение объекта и идеи этого объекта. В мифе каждый объект, каждое действие сопричастно другим объектам или действиям. Изображение человека это не просто изображение, это часть того человека, которого оно изображает, одна из его форм. Поэтому достаточно проделать какие то манипуляции с изображением, и нечто произойдет с изображаемым человеком (например, если проколоть изображение булавкой, то человек умрет). Потому что часть это тоже, что и целое, одно из проявлений целого.
5. Отсутствие «субстанций» (т.е. чего-то неизменного, постоянного, всегда себе тождественного). Отсюда стихия непредсказуемых изменений и превращений. Каждая вещь способна превращаться в любую другую вещь. Свойства вещей «мигрируют», т. е. могут переходить от одного предмета к другому. Языческие божества, колдуны, шаманы принимают зооморфный облик, нечистая сила внедряется в человека и т.п.
6. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.
7. Связь с магией, что свойственно более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных зачатками научных знаний о теле человека, о животных, растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не было связано с практикой, а являлось лишь пассивно-созерцательным.
8. Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращенное вспять: движение от золотого века к серебряному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде. Всякое новшество, всякое необычное пугает человека на первых этапах его развития.
Основной пафос всякой мифологии это объяснение перехода от Хаоса (беспорядка) к Космосу (порядку). В мифе идет рассказ о том, каким образом от беспорядка и непонятности мир переходит к порядку, размеренности и устойчивости, становится понятным человеку. В различных мифологиях мира «хаос» выступает в виде бездны, тьмы, пустоты, мирового океана и, соответственно, их химерических олицетворении. По мнению исследователей, образ «хаоса» сложился как воспоминание об отдаленной эпохе собирательства, когда внешний мир представлялся совершенно неупорядоченным.
Таким образом, миф есть первая синкретическая (нерасторжимая, целостная) форма общественного сознания, в которой причудливо сочетались верные наблюдения с вымыслом, реальное и иллюзорное, материальное и идеальное.
Этапы развития мифологии:
А. Исторически первой формой мифа выступает тотемизм (от алгонкинского "ототем" его род) который возник из веры той или иной группы людей в их родство с определенным видом животных или растений, скорее всего первоначально именно тех, что составляли основу пищи данного коллектива. Члены родовой группы (кровные родственники) верили в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема (т. е. полулюдей-полуживотных, полулюдей-полурастений, различного рода фантастических существ и монстров). Тотемная родовая группа обычно носила имя своего тотема и свято почитала его. Вначале почитание, видимо, не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу; причем именно этот факт (т.е. потребление мяса тотема) мог натолкнуть на мысль о родстве человека и его тотема - ведь оба они в конечном счете состояли из одной и той же субстанции.
Б. Анимизм (лат. anima - душа) - это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества.
В отличие от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности данной родовой группы, на отличия ее от других, анимистические представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны и доступны всем и каждому, причем воспринимались вполне однозначно. Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п. Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд - все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. A раз так, то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям следовало относиться со вниманием, т. е. приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии.
Тотемизм и анимизм как способы отражения мира были иллюзорно-фантастическими, причем функция приведения их в соответствие с реальной жизнью выпадала на долю магии.
Магия - это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия возникла параллельно с тотемизмом и анимизмом для того, чтобы с ее помощью можно было реализовать воображаемые связи с миром духов, предков, тотемов.
В. Позже возник первобытный фетишизм (от франц. fetiche идол, талисман), суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Возникло представление о фетише как вредоносном (таковым считался труп, чем и были вызваны заботы о захоронении, табуирование трупа, обряд очищения после обряда похорон и т. п.), так и полезном.
Фетишизм проявился в создании идолов - предметов из дерева, глины и иных материалов и различного рода амулетов, талисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов. Фетишизм явился как бы завершающей стадией процесса формирования всего комплекса ранних религиозных представлений первобытного человека.
Таким образом, в сознании первобытных людей в процессе становления родового общества выработался довольно четкий, стройный и обширный комплекс ранних религиозных представлений. Суть его сводилась к тому, что мир сверхъестественного с его огромными потенциями, свободной волей и магической силой является неотъемлемой и чуть ли не основной частью реального бытия человека. Именно силы этого мира регулируют законы природы и общества и поэтому должное уважение к ним - первейшая обязанность коллектива, если он хочет нормально существовать, быть обеспеченным пищей, находиться под чьей-то защитой. Это представление о мире стало со временем само собой разумеющимся, естественным, в его русле долгие десятки тысяч лет протекала вся духовная жизнь общества.
****
II. Религия. Эта форма представляет собой мировоззрение и мироощущение, а также соответствующие поведение, культ, основанные на вере в существование бога или богов, священного, в той или иной мере сверхъестественного. Возникает из мифологии и существует параллельно ей. Несмотря на это, религия существенно отличается от мифологии, подтверждением чему являются следующие тезисы:
А. Мифология не знает разделения веры и знания, естественного и сверхъестественного, поскольку всякий мифический объект для нее достоверен и очевиден, в то время как религия раздваивает единый мир на мир сверхъестественный и мир естественный;
Б. В мифологии борьба человека с силами природы изображается как героическая борьба, в которой человек дерзает вступить в единоборство с самим богом, религия же низводит человека до положения "раба божьего", всецело уповающего на божественную благодать;
В. Основным элементом религии выступает культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому каждый миф становится религиозным, если включает в себя культовую систему. Можно сказать, сто религия это предание (миф) плюс обряд (культ).
То, что религиозное мировоззрение не столько продолжает мифологическое, сколько отрицает его, прекрасно иллюстрирует наша действительность, когда наиболее негативно-принципиальная оценка распространения неомифологии в обществе дается со стороны служителей культа. Это и понятно, поскольку распространение веры в колдунов, прорицателей и прочая естественным образом сужает социальную базу верующих в традиционные религиозные догматы. Кроме того, здесь сказываются глубокие корни в культуре и сильные интеллектуальные традиции религии.
Суть любой религии - вера в сверхъестественное. Из нее вытекают, ею определяются такие компоненты религиозного мировоззрения, как
а. Вера во всемогущество Бога-творца;
б. Представление о бессмертии души,
в. Вера в личное "спасение" обретение душой рая.
Основная же функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то вечного и абсолютного. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
****
III. Следующим этапом развития форм мировоззрения явилась философия. По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей действительности, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носила теоретический, рациональный характер и получила название философии (от греч. «любовь к мудрости»).
Как же соотносится философия с другими формами мировоззрения и что она из себя представляет? Интересный ответ на этот вопрос дал английский философ Бертран Рассел (1872-1970). По его мнению, философия есть нечто занимающее промежуточное место между богословием (религией) и наукой. Подобно богословию она заключается в размышлении о предметах, относительно которых точное знание недостижимо, но подобно науке, она обращается к человеческому разуму. Это Ничья Земля между верой и наукой. Рассел говорит, что философия образует переход от веры к науке. Переход этот выражается именно в свободе размышлений над вопросами, на которые вера дает ответ категорический, но недостоверный, а наука, по-видимому, вообще не берется ответить. Рассел пишет о том, что почти все наиболее интересные для философского ума вопросы таковы, что наука не может дать на них ответа, а уверенные ответы теологов больше не кажутся такими убедительными, как в прошлые века. Разделен ли мир на дух и материю, и если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает самостоятельной силой? Существуют ли в действительности законы природы или мы верим в них только по врожденной склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, крошечным комочком насыщенного примесями углерода и воды, беспомощно ползающим по небольшой и незначительной планете? Или он венец творения, обитающий в лучшем из миров? А может быть, он одновременно и то, и другое? Является ли один образ жизни благородным, а другой низким, или же любой образ жизни одинаково тщетен? На все эти вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Богословы давали на них ответы, слишком даже определенные ответы, но сама эта недоказуемая и непроверяемая определенность заставляет современный ум относиться к ним подозрительно. Изучение этих вопросов, если не ответ на них, является делом философии.
Основные черты философского мировоззрения:
1) органичное соединение научно-теоретического и практически-духовного начал философы рассуждают как о законах объективного мира, так и о месте в нем человека с его ценностями, убеждениями и т.д.;
2) рациональность и систематизированность философия стремится к обобщению знаний человека о мире и о различных формах его деятельности, оформляя полученное знание в виде системы категорий, которые создают каркас постижения действительности;
3) универсализм: философия претендует на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни;
4) субстанционализм: философия объясняет все происходящее через единое устойчивое начало (материю или дух);
5) критический пафос знания: сомнение по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев и традиций;
6) плюрализм мнений нет и не может быть в философии идеологического засилья; несвобода убивает философскую мысль;
7) личностный и национальный характер философского знания.
Мы можем заключить, что философские вопросы это вопросы не об объектах (природных или сотворенных людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни вот исходная точка зрения философского сознания. Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться? именно в этих вопросах заключены, по мнению великого немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), высшие и вечные интересы человеческого разума. Эти вопросы неустранимы, ибо они о судьбе, предназначении человека и человечества: во имя чего и как ему жить, как сделать свою жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее? Философия говорит человеку: думай, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них общество или ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не поддавайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало делать добро; не будь сытой и всем довольной скотиной, мучайся своим несовершенством, своим неумением, своей трусостью и постоянно выковывай из себя человека; умей посмотреть на себя искренно ведь большую часть своих достоинств и добродетелей ты сам себе придумал, ведь еще никому не стало теплее от твоего существования, никому ты еще не сделал добра, потому что делать добро что искусство, а благими намерениями вымощена дорога в ад. Таким образом, философия учит человека быть Человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди людей, искусству не бояться смерти и мужественно глядеть и лицо своей судьбе. Изучая философию, мы и постигаем это особое и, возможно, самое важное искусство.
ПРЕДМЕТ И ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
Окружающий нас мир изучают сотни наук: от физики до астрономии. Человек также объект изучения различных дисциплин: антропологии, психологии, медицины и т.д. Но отношение человека к миру и мира к человеку в качестве своей проблемы не имеет ни одна наука. Это предмет философии. Причем и человек и мир берутся не как отдельный индивидуум и какой-то локальный фрагмент мира, а в целом, во всем многообразии их свойств и черт. Поэтому мы можем дать такую формулировку: предметом философии является всеобщее в системе «мир человек», а именно исторически многообразные формы соотношения бытия и сознания, материи и духа. Философия исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
Конкретизация предмета философии осуществляется путем указания на проблемы философии. Природа философских проблем коренится в основной проблеме мировоззрения отношение человека к миру в целом. Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у разных философов различны, в них в той или иной мере есть общее, что говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то глубокими причинами. Все многообразие философской проблематики так или иначе соотносится с триадой главных философских вопросов:
1) о первичности материи или сознания или о возможности познания мира;
2) если мир существует в движении, есть ли у него направление;
3) насколько закономерен (в масштабах Вселенной) феномен человека, является ли разумная жизнь необходимым компонентом развития мира или она уникальна, а следовательно, случайна.
Основными чертами философских проблем являются:
всеобщность касаются всех и охватывают все;
предельность шире этих проблем нет;
вечность, поскольку человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной исторической ситуации.
Та или иная попытка разрешения указанных проблем начинается с ответа на основной вопрос философии о соотношении идеального и материального. На первый взгляд, взаимодействие материи и сознания и стремление выяснить смысл жизни человека далеки друг от друга. Однако, чтобы ответить, например, на три знаменитых кантовских вопроса «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», необходимо понять человеческую природу, суть человеческих потребностей, границы его возможностей, его отношение к двум наиболее общим «родам бытия» к материи, олицетворяющей ограниченность человеческих возможностей, предел для человеческих мечтаний, неизбежную смерть, и к царству духа царству свободы, области реализации всех человеческих возможностей, носителей гармонии, целесообразности, бессмертия. Решить свои «человеческие», жизненные проблемы человек как носитель философского разума может двумя способами: либо признать приоритет одной из сторон мировоззренческого противостояния, либо искать точки их объединения.
Проясним сущность основного вопроса философии. Важнейшим принципом построения любой системы знания выступает принцип объективности, поскольку человека интересует не выдуманное, фантастическое знание, а именно то, которое соответствует действительности, своему объекту. Объективный значит существующий независимо от сознания, от субъекта. Однако, когда вопрос ставится более конкретно каким путем объективность достигается в нашем мышлении и особенно в научном познании, то оказывается, что теоретически здесь возможны три варианта ответов. В зависимости от этого в истории философии и возникли основные исторические типы философских учений. Чтобы разобраться в этом обстоятельстве, необходимо определить основные исходные понятия, требуемые для анализа принципа объективности. Это понятие «объект» и понятие «субъект».
Под объектом в философии понимают предмет или явление внешней, по отношению к человеку, реальности (объект по-латыни предмет), причем оказывается, что если такой предмет или явление еще не вступили в отношение с человеком, т. е. не стали предметом его практических или познавательных усилий, это еще не объект, а прости существующая реальность. Таким образом, объектом вещь может стать только под влиянием активности человека, т. е. субъекта.
Субъектом в философии называют человека как носителя предметно-практической и познавательной деятельности. Очевидно, что эти понятия (объект и субъект) отражают разные виды реальности, но когда их применяют для анализа процесса познания, то обнаруживается важное обстоятельство. Объекты (и вся реальность, состоящая из объектов, т. е. объективная реальность) отличаются по пространству они всегда существуют но внешнем пространстве; по способу существования они существуют независимо от человека; по субстрату они чаще всего вещественны, а в общем материальны, т. е. имеют массу, плотность, протяженность и т. п. характеристики. Постепенно в философии понятие объективная реальность и понятие материальный мир сблизились, но главное, что установилась традиция отличать объективное по основному его признаку по материальности.
Разработка понятия субъекта и субъективности привела к установлению того, что субъективные явления это составляющие нашего сознания, психические по своей природе явления, которые существуют внутри мозга и нервной системы человека, в мышлении и сознании. Это чувства, образы, идеи, мысли, понятия и т. п. Эти явления реальны только как внутреннее состояние сознания человека и во внешнем пространстве они не существуют, т. е. не обладают свойствами материальности (не имеют веса, плотности, физического или химического состава и т. п.). Субъективные по своей природе явления стали называть идеальными. Таким образом, философия установила, что все многообразие реально существующих явлений можно расчленить на два класса материальные и идеальные или объективные и субъективные.
Основной вопрос философии имеет две стороны. Первая: что первично дух или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на два главных направления. Представители первого материалисты за основу берут материю, а сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи, то есть как ее свойство, порождение. Их позиция сводится к утверждению, что материальные предметы, воздействуя на сознание человека, способны отражаться или воспроизводиться в нем. Таким образом, материальные предметы, существуя независимо, могут порождать явления человеческого сознания. При попытке разработать обобщенное представление о том, как существует реальный мир, естественно делался вывод о том, что исходным, детерминирующим. т. е. определяющим, следует считать материальное.
Как идейное течение материализм многогранен. Выделяют следующие виды материализма:
стихийный это архаичная форма материализма, характеризующаяся отсутствием теоретической проработки основных посылок. Содержательная недостаточность, слабость этой модификации материализма «недодуманность» нестрогость, несистематичность проведения заявляемой линии (в особенности применительно к проблемам, располагающимся за пределами компетенции естествоиспытателей этика, социология, история и т.д.);
метафизический, для него специфичны установки: а) на рассмотрение природы как непосредственно от века данного, всегда равного себе, стабильного целого, вращающего в одних и тех же вечных и ограниченных кругах; б) на создание всеобъемлющей системы знания, фиксирующей истину как бы в окончательном и завершенном виде;
вульгарный игнорирует социально-историческую природу сознания, трактуя последнее как непосредственное свойство мозга;
антропологический недостроен «доверху»: проведение материализма в понимании природных явлений не сочетается здесь с материализмом в истолковании общественных реалий;
диалектический и исторический материализм состоит в методичном распространение принципов материализма и диалектики на понимание как природы, так и общества; нацелен на выявление наиболее общих (фиксируемых в языке диалектики) закономерностей бытия, познания, истории, на соединение теории и практики, доктрины и революции.
Представители второго направления идеалисты первичным считают дух, сознание, а материальный мир вторичным, порожденным духовным началом. Так, античный философ Платон (427-347 гг. до н.э.) построил философию, исходя из убеждения в том, что все материальные предметы не вечны, преходящи, неустойчивы, а между тем мир в целом существует как устойчивое и вечное образование. Следовательно, носителями вечности, устойчивости, по мысли Платона, не могут быть материальные явления. Отсюда он пришел к выводу, что абсолютно неизменными являются нематериальные сущности, т. е. идеи. Так возник идеализм как самостоятельное направление в развитии философии. Поскольку Платон предположил, что идеальные сущности реальны и существуют до и независимо от материальных предметов, такое философское учение стало называться объективным идеализмом.
Наряду с этим идеализмом получил развитие так называемый субъективный идеализм, берущий свое начало все в той же античной Греции. В этом идеализме акцент был поставлен на субъективность. Анализ показывал, что любое возможное знание человек может получить только с помощью своих (субъективных) органов чувств и человеческого мозга как органа мышления. Следовательно любой предмет материального мира становится пищей для размышления только после того, как отразится в нервной системе человека, прежде всего в рецепторах его органов чувств. Но само это проявление всегда по форме, по месту субъективно, т. е. зависит от субъекта и возникает как продукт, созданный органами мышления человека. Отсюда, не без оснований, субъективные идеалисты предположили, что вне субъективного воплощения, вне субъективной формы проявления ни один предмет материального мира не может быть мыслим. Вывод, при логическом завершении этих рассуждений. заключается в том, что мир, в котором человек существует, доступен ему не в собственной форме, а в превращенной форме, в форме субъективных восприятий. Наиболее последовательные субъективные идеалисты вынуждены были признать, что у человека нет оснований и возможностей утверждать, что мир в его объективном состоянии (по выражению Канта) в том виде, как он есть, когда-либо доступен для познания; скорее и логичнее предположить, что в объективном состоянии он непознаваем.
Материализм и идеализм это монистические направления в философии (от греч. monos один, единственный), так как то и другое направления за основу берут хотя и принципиально различное, но одно начало.
Наряду с философским монизмом существует также дуализм (от лат. duoдва), приверженцы которого рассматривают сознание и материю в качестве двух параллельных начал. Примером подобного подхода является реализм - философское направление, признающее равнозначность материальной и духовной составляющих мира. По мнению сторонников реализма, в действительности материя и дух представляют неразрывное внутреннее единство на всех уровнях организации бытия. Это значит, что дух соотносится не только с человеком, но в принципе с любым состоянием материи. Основные положения реализма таковы: преодолевается разрыв материи и духа, материального и идеального; материя определяется как объективная реальность, допускающая возможность фиксирования с помощью органов чувств и приборов, противоположная духу, но вне и без него не существующая; дух определяется как нематериальное начало мира, связанное с материей и без нее не существующее, но определяющее активность материи, ее способность к самоорганизации, порядку и гармонии.
Вторая сторона основного вопроса философии: отношение наших знаний о мире к самому этому миру. В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм.
Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира; агностики, напротив, ее отрицают; скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Оптимизм исходит из положения о тождестве бытия и мышления, т. е. об эволюции материального мира и свойства отражения, которое достигает своих высот в сознании человека. Сознание отражает вещи, на основе деятельности проникает в их сущность, а критерием правильности познания выступает практика. Мир принципиально познаваем, а в целом нет, т.к. бесконечен и изменчив.
Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем. Существуют две разновидности агностицизма: одна из них связана с утверждением о непознаваемости сверхчувственных аспектов бытия (объективных законов природы, сущности вещей), вторая - с распространением этого утверждения также на феноменальные аспекты реальности: объективные явления скрыты от нас пеленой кажимости, а потому недоступны познанию. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.
Скептическая мысль восходит отчасти к рассуждениям античных философов Протагора, Горгия, Пиррона. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Например, Пиррон считал, что вещи не могут быть познаны ни разумом, ни чувствами, а потому мы не можем предпочесть какое бы то ни было знание о них. То, что чувства довольно часто обманывают очевидно, но очевидно и то, что всякое логическое познание опирается на какую-то истину, та еще на какую-то истину и так до бесконечности. Поэтому никакое знание нельзя признавать истинным.
****
Таким образом, проблематика основного вопроса философии вопроса об отношении идеального к материальному помогает четко представить специфику философских дисциплин и своеобразие философских направлений. Она позволяет отличить стройную конструкцию философской теории от философствования по принципу открытого потока сознания и вооружает мышление средствами рефлексивного анализа.
АСПЕКТЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Философия объемна, многогранна. Необходимым условием формирования тех или иных сфер философского анализа выступает придание неким явлениям черт всеобщности, универсальности. Достаточным же условием возникновения философских исследований оказывается проецирование универсалий на рассмотренную выше субъект-объектную оппозицию. В этом отношении философия складывается как аналитическое подытоживание реализующимся через понятия категориальным сознанием наличных форм практики, культуры, познания. Сопричастность философии, следовательно, определяют: универсальность, рефлективность (направленность сознания на осмысление самого себя), систематичность, отношение к субъект-объектному противопоставлению. С учетом сказанного множество проявлений философии слагается из подмножеств:
а) систематизация общих оснований культурно-исторического процесса: учения о бытии (онтология); познании (гносеология); человеке (антропология), ценностях (аксиология), практической деятельности (праксиология);
б) систематизация специфических оснований культурно-исторического процесса: учения об обществе (социальная философия), нравственности (этика), художественном опыте (эстетика), формах и законах мышления (логика), науке (эпистемология), методе (методология), истории (философия истории), политике (философия политики), праве (философия права) языке (лингвистическая философия), технике (философия техники) и т.д.;
в) систематизация частных оснований культурно-исторического процесса: учения об отдельных проявлениях, фрагментах, компонентах миропонимания, мироощущения и мировосприятия философия конкретных наук (философия математики, биологии и т.д.); философия конкретных феноменов (философия власти); философия конкретных обстоятельств (философия в будуаре); философия конкретных состояний (философия войны); философия конкретных мероприятий (философия выживания) и т.д.
Говоря о предназначении философии следует отметить, что разнообразные функции философии ни в чем другом, кроме как в сообщении культуры мысли, жизненной глубины, внутренней сосредоточенности, не коренятся, что обусловлено самим назначением философского знания быть средством выработки предельных ценностных ориентации, глобальных целей, сводящих к единству все частные, конечные цели и ценности, движущие человеком. Древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.) как-то заметил, что нет науки бесполезней чем философия, но нет и ничего прекрасней её. Философ всегда работает на восхождение, возвышение: поднимает публику до понятий, тогда как политик, миссионер работает на нисхождение, понижение: опускает понятия до публики (вольно или неосознанно впадая в популизм). Сепарируя высшее, представляя его высоким, философия утверждает абсолютное, должное.
Функции философии можно представить следующим образом:
1. Гуманистическая функция: сверхзадача, сверхцель философии создать концепцию того, каким надо быть, чтобы быть человеком, создать духоподъемное учение, дарующее счастье ощутить себя Человеком в высоком значении этого слова. Философия формирует, воспитывает личность в духе гуманизма, рационально обосновывающего пути совершенствования человека и освобождения его от всевозможных пут, начиная от обыденного, некритического мышления и заканчивая несправедливой социальной системой.
2. Культурологическая функция: состоит в том, что философская мысль выявляет основополагающие идеи, представления, схемы действия и др., на которых базируется общественно-историческая жизнь людей. Их характеризуют как наиболее общие формы человеческого опыта, называя универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории понятия, отражающие самые общие градации вещей, типы их свойств, отношений. В своей совокупности они образуют сложную, разветвленную систему взаимосвязей (концептуальные «сетки»), задающих возможные формы, способы действия человеческого ума. Такие понятия (вещь, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина следствие, случайное необходимое, часть целое, элемент структура и др.) приложимы к любым явлениям или, по крайней мере, к обширному кругу явлений (природа, общество и др.). Например, ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись без понятия причины. Подобные понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Потому их и относят к предельным основаниям, универсальным формам (или «условиям возможности» культуры). Философия не только выявляет и осмысляет эти универсалии, но берет на себя задачу их рационализации т.е. перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации.
3. Онтологическая функция: введение фундаментальных гипотез существования, задание схем, каркасов строения действительности. К примеру, для оформления электромагнитной теории требовалось развить понятие среды проводника физических взаимодействий в пространстве. Возникло представление об электромагнитном поле как о некоей реальности, ответственной за передачу взаимодействий зарядов на расстоянии. Задача обосновать эту реальность в качестве реальности объективной (не мнимой), дабы замкнуть формализм теории на действительность, и составляет компетенцию оснований онтологических.
4. Гносеологическая функция: разработка, оценка допущений о характере познавательного процесса. Важнейшая проблема: является ли знание систематизацией субъективного опыта или фиксирует закономерные связи мира?
5. Методологическая функция: философия выступает как всеобщий метод познавательной деятельности. В истории философии прослеживаются два основных философских метода диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:
а. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возводит в абсолют автономность, самостоятельность вещей.
б. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к качественным.
в. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности.
г. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.
6. Критическая функция: охват негативного опыта, развенчание многоразличных ошибок, привычек, догм, суеверий, предрассудков, стереотипов, которые сковывают, парализуют ищущую мысль и преобразующую деятельность.
7. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
8. Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
9. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
14