Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

вывода присваивания

Работа добавлена на сайт samzan.net:


рактическое занятие № 4


Типы

ростые

Сложные

Ограниченные

Скалярные  

Перечисление

Стандартные

Записи  

Массивы   

Множества

Файлы

Строки

Целые  

Вещественные  

Логические

Символьные

Рис. 1

ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЯЗЫКА ПРОГРАМИРОВАНИЯ PASCAL

Цель работы: изучить алфавит и типы данных языка Pascal; научиться записывать выражения и использовать стандартные функции. Познакомиться с операторами ввода-вывода, присваивания. Изучить структуру программы на языке Pascal.

1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Алфавит языка – набор зарезервированных символов и ключевых слов, используя  которые,  пользователь  создает свои прикладные программы.

Основными символами языка в системе программирования  Pascal являются:

  •  Латинские буквы (большие и маленькие) от A до Z;
  •  Цифры от 0 до 9;
  •  Символы + - * / = ^ < > [ ] { } , . : ; ' # @$.
  •  Составные символы  := <> ..(**) <=  >=

Нет различий между большими и малыми буквами при их использовании для определения имен переменных, процедур, функций и меток. В символьных константах  и  комментариях  могут  использоваться любые другие знаки (например, буквы русского алфавита).

Идентификаторы используются  в  качестве  имен  переменных, констант, программ,  процедур и т.п.,  начинаются с  латинской буквы или знака подчеркивания и состоят из латинских букв,  цифр и знаков подчеркивания.  Прописные и строчные буквы не различаются. Служебные слова предназначены для оформления конструкций языка и не могут быть использованы в качестве имен.

Комментарий – любой текст,  ограниченный (*...*) или {...}.

Вложенность комментариев не допускается, но можно (*..{..}..*) и наоборот {..(*..*)..}.  Комментарий  может  быть помещен в любом месте программы.

Функционирование любой программы связано с обработкой данных. Данные, предназначенные для обработки, называются исходными и задаются обычно в начале программы. Программа по ходу выполнения может запрашивать недостающие исходные данные.

В процессе выполнения программы исходные данные преобразуются в результаты.

Каждый элемент данных, используемый в программе, является константой или переменной.

Константами называются данных, значения которых в процессе выполнения программы не изменяются. В языке Pascal используются константы следующих видов: числовые, логические (булевские), символьные и строковые.

Числовые константы предназначены для представления числовых данных (целых и вещественных).

Булевские константы используются для представления данных, имеющих смысл логических высказываний (да – нет, истина – ложь, 1 – 0).

Символьные и строковые константы – это отдельные символы и их последовательности.

Переменные, в отличие от констант, могут менять свои значения при выполнении программы.

Набор основных типов переменных можно представить в виде схемы (рис. 1).

Запрещается использовать  в качестве идентификаторов переменных зарезервированные ключевые слова Pascal.  

На языке Pascal типы переменных описываются следующим образом:

Integer – целые

 Real  – вещественные        

Boolean  – логические

Char  – символьные

        Record  – записи    

        Array  – массивы       

        Set   – множества

        File   – файлы

        String  – строки символов.

 

Выражения и операции

Любое выражение имеет определенный тип и после вычисления возвращает некоторое значение. Простейшими выражениями являются переменные и константы. Более сложные выражения строятся из более простых с использованием операций, скобок, вызовов функций, индексов и приведений типов. Данные, к которым применяются операции, называются операндами.

В Pascal ABC имеются следующие операции: @, not, ^, *, /, div, mod, and, shl, shr, +, , or, xor, =, >, <, <>, <= и >=.

Арифметические операции

Операция

Действие

Типы операндов

Тип результата

+

Сложение

Целый или вещественный

Целый или вещественный

Вычитание

Целый или вещественный

Целый или вещественный

*

Умножение

Целый или вещественный

Целый или вещественный

/

Деление

Целый или вещественный

Вещественный

Div

Целочисленное деление

Целый

Целый

Mod

Остаток от деления

Целый

Целый

СТАНДАРТНЫЕ ФУНКЦИИ

Основные стандартные арифметические  функции  Pascal приведены в таблице. В тригонометрических функциях синуса или косинуса аргумент должен быть задан только в радианах. Если  аргумент x дан в градусах,  то для перевода его в радианы используется формула  y = x * π / 180.

Арифметические встроенные функции

Функции

Назначение

ABS(X)    

Вычисление абсолютного значения X            |x| 

SQR(X)    

Вычисление квадрата X                                    x2

SIN(X)    

Вычисление синуса X                                    Sin(x)

COS(X)    

Вычисление косинуса X                                Cos(x)

ARCTAN(X)

Вычисление арктангенса X                           Arctg(x)

EXP(X)    

Вычисление экспоненты X                               ex

LN(X)     

Вычисление натурального логарифма X      Ln(x)

SQRT(X)   

Вычисление квадратного корня из X            

TRUNC(X)  

Вычисление целой части X                 

ROUND(X)  

Округление X в сторону ближайшего целого

ODD(X)

TRUE, если X – нечетное, FALSE, если X – четное                   

В Pascal определены только три тригонометрические функции (SIN, COS, ARCTAN).  Для вычисления остальных тригонометрических функций необходимо использовать известные соотношения:

   

 Tg(x) = Sin(x)/Cos(x)

     Ctg(x) = Cos(x)/Sin(x)

     Csc(x) = 1/Sin(x)

     Sc(x) = 1/Cos(x)       

     Arcsin(x) = Arctg()

   Arccos(x) = π /2 – Arcsin(x)

     Arcctg(x) =  π /2 – Arctg(x).

Вычисление логарифма с основанием a:

     logа(x)  = ln(x)/ln(a).

В Pascal нет операции возведения в  степень.  При  ее необходимости применяют стандартные функции:      xа =  Exp(a*Ln(x)).

Нельзя возвести в целую степень отрицательное число! (это можно сделать с использованием операторов цикла).

  = ехр((1/х)*ln(у))

    еа   = ехр(а)

10а=е+а

СТРУКТУРА  ПРОГРАММЫ

PROGRAM Имя          {заголовок};

         USES  список используемых модулей;

   LABEL               {раздел меток};

     CONST               {раздел констант};

     TYPE                  {раздел типов};

     VAR                    {раздел переменных};

    PROCEDURE, FUNCTION {раздел процедур и функций};

     {операторы}

BEGIN

      оператор1;

      оператор2;         {раздел операторов}

           ...

       оператор n

END.

Операции ввода-вывода в Паскале реализуются с помощью стандартных процедур READ, READLN, WRITE, WRITELN.

Оператор ввода имеет следующий вид:

READ (список ввода),

READLN (список ввода), где список ввода – набор переменных, разделенных запятыми. При выполнении  операторов READ или READLN компьютер переходит в режим ожидания до того момента, пока пользователь не введет значения, которые будут присваиваться  по очереди переменным, указанным в списке ввода. Выполнение программы будет  продолжено только после того, как все эти переменные получат соответствующие значения. Вводимые значения отделяются друг от друга пробелами. Оператор READLN отличается от оператора READ тем, что после его выполнения автоматически осуществляется переход к очередной строке (записи) данных.

Операторы вывода имеют аналогичный операторам ввода вид:

WRITE(список вывода).

WRITELN(список вывода).

В отличие от списка ввода в операторах READ и  READLN  список вывода может содержать  не только переменные, но и константы, и выражения. Список вывода – это одна или несколько переменных, разделенных запятыми или комментарии, заключенные в апострофы. При использовании оператора WRITE данные выводятся в строку, при использовании оператора WRITELN – в столбец (каждая переменная выводится на новой строке).

Форматы вывода

WRITELN(переменная)        – переменная выводится на экране в форме с плавающей точкой.

WRITELN (переменная:n)      – на  переменную целого типа отводится n позиций.

WRITELN (переменная:n:k)   – на всю переменную отводится n позиций, на ее дробную часть – k позиций.

Оператор присваивания – это один из основных операторов. Он предписывает запомнить некоторое значение в переменной. Значение  и идентификатор переменной разделены знаком :=.

Например,

X:=5

Y:=45+11

Z:=X+Y

2 ВОПРОСЫ ДОПУСКА

– Что получится в результате выполнения операторов:

WRITE ('A':3,2:1);

WRITELN (5*3.2);

WRITELN ('конец');

WRITE (5*3.2:1, 'РЕЗУЛЬТАТ')?

–  Чему равно:

TRUNC (-5.61)    ROUND (-5.61) TRUNC(17.16) ROUND (17.16)

27 DIV 4  17.6 DIV 2  27 MOD 4  31 MOD 8?

– Какие данные различают в языке Паскаль?  

– Поясните работу следующего оператора присваивания: А:=А*2.

3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

3.1 Запишите арифметические выражения на языке программирования Pascal:





1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

3.2 Загрузите PASCAL ABC.

  3.2.1 Наберите в окне редактора текст следующей программы:

PROGRAM PRIMER1;

VAR X: INTEGER; Y,Z:REAL;

BEGIN

X:=5; Y:=5.3; Z:=X+Y;

WRITELN(Z);

END. 

      3.2.2 Запустите программу на выполнение (используя команду меню Программа, или кнопку Панели инструментов, или клавишу F9) и запишите в конспект результат работы программы.

      3.2.3 Просмотрите результат работы программы в окне вывода.

      3.2.4 Оператор WRITELN(Z) замените на WRITELN(‘Z= ‘,Z). Запустите программу на выполнение и запишите, в чем разница в работе этих операторов вывода.

  3.2.5 Измените текст программы так, чтобы она вычисляла произведение чисел X и Y.

  3.2.6 Оператор WRITELN(‘Z= ‘,Z) замените на WRITELN(X,Y,Z), добавьте оператор WRITELN (X:7, Y:7, Z:7). Запустите программу на выполнение. Поясните работу операторов вывода.

  3.2.7 Оператор WRITELN (X:7, Y:7, Z:7) замените оператором WRITELN (X:7:2,Y:7:2, Z:7:2). Запустите программу на выполнение. Что произошло в результате работы программы?

  3.2.8 Исправьте программу таким образом, чтобы вещественные числа выводились с точностью 2 знака после запятой.

  3.2.9 Каким образом вывести вещественные числа без дробной части? Внесите изменения в программу.

3.3 Закрыть программу PASCAL ABC.

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1 Что будет выведено на экран после выполнения операторов вывода, если b = 12.4: c = -1.5:

WRITELN(‘b=’,b,’ ,  C=’);  WRITELN (C:0:5, ‘ , ‘,b);

WRITELN(B+C,’=’,(b+c):8:2); WRITELN(b,c)?

2 Укажите допустимые и недопустимые имена переменных:

name; _F45; время; x.5; a##; y; z.; 3Var; end; a65; prog_12; путь.

3 Каким служебным словом обозначаются данные целого типа?

4 Чему будут равны значения переменных после выполнения следующих операторов присваивания:

X:=2;

Y:=3;

X:=X*X ;

Y:=X*X ;

Y:=X*Y;

5 Найдите ошибки при использовании операторов ввода:

READLN(i, x, y:5:1) READLN(100, x, sqrt(y)) READLN(x+y, i)




1. е годы XlX в. он сформировался в революционное движение и начал играть определяющую роль в системе
2. Тема Внешние эффекты и общественные благаНекурящий человек находясь рядом с курильщиками получает
3. Иван Николаевич Крамской
4. Реферат- Формы организации производства
5. Роль бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития региона
6. ТЕМАТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
7. Вятский государственный гуманитарный университет ВятГГУ УТВЕРЖДАЮ РекторВ
8. Реферат- Развитие нервной системы
9. Расчет оснований по деформациям
10. Лабораторная работа 7 Указатели.
11. он ektJ его мысли чувства и желания на самом деле принадлежат
12. по секрету из уст в уста и функционирующая исключительно в звуковой форме
13. Курсовая работа- Роль и границы кредита
14. Г ЛИХТЕНБЕРГ Быть хорошим значит жить в согласии с самим собой
15. Проблеми ядерної енергетики
16. венер относящиеся большей частью к Ориньяку и в Мадлене исчезающие показывают что интерес к женщине трид
17. КОНТРОЛЬНА РОБОТА Новітні методи навчання іноземних мов І варіант Як називається компетенція пов~
18. блицкрига; перед всем миром была развенчана фальшивая легенда о непобедимости гитлеровской армии
19. тема сопровождения цели.1
20. Н.Р. МАЛИКОВА О НЕКОТОРЫХ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДАХ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИ