Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Хазарский поход, начавшийся в 965 году, поражает маршрутом движения русского войска, усилившегося «воями» вятичей. К тому времени в княжеском войске, кроме язычников, было много воинов-христиан, то есть крещеных дружинников. Остальные поклонялись многочисленным славянским божествам. Язычником был и сам Святослав. Несмотря на уговоры матери, крестившейся в 955 году, молодой князь христианства не принимал, говоря, что не желает, чтоб над ним насмехались дружинники: «дружина моя сему смеятися начнуть». Русское войско по реке Оке совершило переход на Волгу и через земли волжских булгар данников хазар двигаясь вниз по великой реке, вступило во владения Хазарского каганата громадный военный хазарский лагерь, опиравшийся на многочисленные крепости на западном берегу Северского Донца и Дона. Волжские булгары не препятствовали прохождению через их территорию войска русичей. Столица Хазарии город Итиль оказался подвергнутым удару не с запада, а с севера. Главная битва русской рати с хазарами произошла где-то в низовьях Волги, на ближних подступах к столице каганата. Русские шли к Итилю на судах, а русская и союзная печенежская конница вдоль берега. Хазарский царь Иосиф (сам каган находился в своем кирпичном дворце главном украшении столицы) успел собрать огромное войско. По словам древнерусского летописца, он сам «изыдоша противу» князя Святослава. Хазары в сражении выстраивались в четыре боевые линии, как того требовал обычный арабский боевой строй. Первая линия носила название «Утра псового лая». Она состояла из конных лучников «черных хазар». Быстрые степные наездники не носили доспехов, чтобы не стеснять движений, и были вооружены луками и легкими метательными копьями-дротиками. Они начинали битву первыми, осыпая противника стрелами, стремясь расстроить его первые ряды. Вторая линия называлась у арабов «День помощи». Она подпирала собой линию конных лучников и состояла из «белых хазар». Это была кочевая знать со своими конными дружинами. Тяжеловооруженные всадники были одеты в железные нагрудники, кольчуги, шлемы. Вооружение «белых хазар» состояло из длинных копий, мечей, сабель, палиц, боевых топоров. То была отборная панцирная конница, наносившая удар по врагу в тот момент, когда он дрогнет под ливнем стрел «черных хазар». Если боевая линия «Дня помощи» не сокрушала неприятели, то она расступалась в стороны и в битву вступала третья линия, носившая у арабов название «Вечер потрясения». Она состояла из многочисленной ополченческой пехоты, в том числе жителей столицы. На вооружении она имела большей частью длинные копья и щиты. При отражении вражеской атаки пехотинцы выстраивали из щитов защитный ряд, сами ставши в первом ряду на колено. Древки копий вонзались в землю и направлялись в сторону атакующих. Преодолеть такое препятствие без больших потерь оказывалось делом трудным. Позади этих трех боевых линий хазарского войска выстраивалась четвертая. Арабы называли ее «Знаменем пророка», а сами хазары «Солнцем кагана». Она состояла из конной гвардии мусульман-ариев, профессиональных воинов, одетых в блестящую броню. В этой линии находился сам царь Хазарии, который водил в сражение ариев только при крайней необходимости. Появление войска русичей озадачило правителей каганата раньше так далеко они не заходили в их владения, ограничиваясь только пограничными набегами. Поэтому обеспокоенный царь Иосиф приказал вооружить всех жителей Итиля, способных носить оружие. В караван-сараях и купеческих амбарах столицы хранилось достаточно оружия, чтобы снабдить им всех желающих. Русская рать наступала клином устрашающе медленно для хазар. На острие клина шли богатырского роста воины в железных панцирях и шлемах. Мелкая кольчужная сетка, непроницаемая для стрел, защищала даже голени воинов. В руках, защищенных железными рукавицами, передовые княжеские «вои» держали большие секиры. Позади них колыхались тысячи копий над длинным рядом высоких красных щитов, которые прикрывали воинов от глаз до кожаных сапог. Конница княжеская дружина и печенеги держалась на флангах. Хазарский царь приказал трубачам играть сигнал атаки. Однако боевые линии хазар, одна за другой, накатывались на русичей и ничего не могли сделать. Русская рать продолжала наступать, опрокидывая раз за разом неприятеля. Не помогло в битве хазарам и то, что из стен Итиля к ним выехал сам божественный каган, чтобы воодушевить своих воинов. Русичи смело шли в сечу, разя врага длинными мечами и боевыми топорами. В конце концов хазары не устояли и стали разбегаться в стороны, открывая противнику дорогу в собственную столицу, которую уже некому было защищать. Некоторые историки считают, что в той битве под стенами Итиля был убит каган. Летописец о победе князя Святослава скажет просто: «одолел хазар». Дружины русичей вошли в опустевший огромный город его жители бежали в степь или укрылись на многочисленных островах волжского устья и Хвалынского (Каспийского) моря. Большое число беглецов укрылось на Баб-ал-Абвебе и Сия-Сухе, то есть на Апшеронском полуострове и Мангышлаке. Победителей в оставленной жителями столице Хазарского каганата ждала богатая добыча. На острове, посреди реки Итиль (Волги) стояли дворцы знати, а в «Желтом городе» обитали купцы и ремесленники. В караван-сараях и купеческих амбарах оказалось много различных товаров. Военную добычу грузили на караваны верблюдов. Город дограбили печенеги, которые затем и подожгли его. Казалось, теперь можно было двигаться на Русь, поскольку главная цель Хазарского похода князя Святослава была выполнена: войско кагана разбили и рассеяли по степи, столица Хазарии пала, захвачена большая добыча. Более того, многоплеменные войска каганата распались, потеряв управление из его столицы Итиля. Но поход продолжался. Князь Святослав повел свое войско вдоль берега Хвалынского моря на юг, к древней столице Хазарии городу Семендеру. Он находился вблизи нынешней Махачкалы. Там правил собственный царь, имевший собственное войско и крепости, но подчинявшиеся правителю Хазарии. Хазары не вмешивались в правление семендерского царя Салифана из арабского рода Кахвана, исповедовавшего мусульманскую веру, довольствуясь данью с его владений. Вышедшее навстречу русичам семендерское войско было разгромлено в быстротечном бою и рассеялось по укрепленным поселкам в окрестных горах. Город Семендер сдался на милость победителей, которые не получили в нем богатой добычи. Царь Салифан, его вельможи и богатые горожане с ценностями бежали в горы. |