Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ячейка общества важнейшая форма организации личного быта основанная на супружеском союзе и родственных св

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

Семья представляет собой систему межличностных отношений, малую социальную многофункциональную группу, члены которой объединены родственными связями, взаимодействуют друг с другом и с окружающими. Согласно И.М. Никольской, семья это – «ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях – отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство» (Никольская И.М., 2006).Семьи можно условно классифицировать по многим параметрам, таким как распределение власти и обязанностей, основная цель, характерные отношения  внутри семейного коллектива и с окружающими и т.д. Согласно С.И. Голоду, на данный момент в обществе существует три основных модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская.

Патриархальные семьи, многодетны, состоят из нескольких поколений. Властью обладает мужчина, стоящий во главе семейства (прадедушка, дедушка, отец), он принимает все решения, распоряжается капиталом и, как правило, имеет собственный бизнес. Все остальные члены семьи беспрекословно подчиняются ему. Мужчины в таких семьях работают на отца (иногда несколько поколений), являются его помощниками в деле. Женщины же — в основном домохозяйки, не работают и их общение с людьми, вне семьи, сводится к минимуму. Дочерей выдают замуж по решению главы семьи. Воспитание детей в таких семьях, как правило, жесткое и авторитарное. Главной целью является продолжение рода, развитие и передача по наследству семейного бизнеса. В семьях этой модели часто присутствует физическое и психологическое насилие. Детоцентристские семьи, как правило, не большие. Принятием решений и распределением средств занимается один из супругов, по договоренности. Отсутствует излишняя авторитарность.  Муж и жена совместно принимают решение о времени зачатия и количестве детей (обычно это приблизительно 1-3 ребенка). В такой семье главное — это дети. Родители заботятся и воспитывают их совместно, стараются давать, на свой взгляд, все самое лучшее (покупают различные игрушки, устраивают в секции и кружки, водят в музеи и на выставки и т.д.). Не обходится и без крайностей – ребенок в такой семье может вырасти избалованным и чрезмерно эгоистичным. Родители, из благих побуждений, часто навязывают ребенку что-то, ему не нужное (занятия на скрипке, медицинский институт). Дети в этих семьях поздно отделяются от родителей. Когда они все-таки приобретают финансовую автономию, создают собственную семью, то продолжают тесно общаться со своими родителями, советуются и ищут поддержки в трудных жизненных ситуациях. Родители в детоцентристских семьях полагаются на то, что их дети, когда вырастут, окажут им необходимую помощь и обеспечат достойную старость. Семьи супружеской модели включают в свой состав от 1 до 2 детей. Их воспитанием занимается муж и жена. У каждого из супругов свой капитал, который они распределяют по договоренности, а важные решения принимают совместно. Дети или продолжение семейного бизнеса не являются главным приоритетом в такой семье (что вовсе не означает отказ от карьеры и воспитания детей). На первом месте стоят равноправные отношения между супругами, их интерес друг к другу, эротизм, сексуальная жизнь. Муж и жена стремятся к саморазвитию, к разнообразию в семейной жизни и круг их общения не ограничивается семьей или ближними родственниками. Дети, воспитанные в таких семьях, рано становятся самостоятельными и живут отдельно от родителей.Выбор той или иной модели людьми для создания семьи обусловлен рядом различных факторов, среди которых: взаимоотношения друг с другом, цели союза, индивидуальные личностные особенности, социальное окружение, специфика семей в которых воспитывались супруги и т.д. Приведенная нами выше классификация не является строгой, и описанные модели семей редко встречаются в нашем обществе в чистом виде – очень часто одна переходит в другую.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЬИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

1.1 ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

1.2 МАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

1.3 ДЕТОЦЕНТРИСТСКАЯ СЕМЬЯ

Глава 2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЬИ И ИХ ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В древней философии ценность семьи нередко отрицалась как с точки зрения аскетизма, так и нравственной беспринципности. Однако, стоицизм рекомендовал брак и настаивал на нравственной строгости семейной жизни. Христианство признает брак таинством глубокого внутреннего единения двоих – единения телесного, душевного и духовного, в котором обычные супружеские отношения преображаются благодатью Божией в отношения, исполненные духом Христовой любви. Христианская семья живет не иначе как в церковной среде и сама становится “малой домашней Церковью” (св. Иоанн Златоуст). В нецерковной религиозной мысли встречается романтическое противопоставление любви и брака, далекое от христианского понимания. С точки зрения Н.Бердяева, тайна брака – это не семья, а тайна соединения в высшей любви: “тайна брачная – в Духе, в эпохе творчества, в религии творчества”. В любви – утверждение и творческое раскрытие личности, в семье же – что-то родовое, унижающее человека, где его призвание к высшей любви неосуществимо, поэтому пути любви в мире – трагичны. “Семья есть послушание последствиям греха, приспособление к родовой необходимости. Семья всегда есть принятие неизбежности рождающего сексуального акта через послушание бремени пола… Новый Завет по глубокой мистической своей сущности отрицает семью, т.к. отрицает сексуальный акт как падение и грех пола, отрицает “мир сей” и всякое буржуазное его устроение. Подлинно “христианская семья” так же не может быть, как не может быть подлинно “христианского государства”". Бердяев необоснованно приписал Новому Завету свои взгляды и проигнорировал, что христианство не отвергает естественные реальности, а очищает их, исцеляет и преображает благодатью свыше. Но не следует считать Бердяева во всем неправым: К.Барт тоже протестовал против превращения семьи “из святыни в прожорливого идола нынешнего бюргерства”.

Своевременность философского анализа взаимодействия семьи и общества обусловлена также и тем, что достижение сбалансированных взаимоотношений личности и общества немыслимо без формирования в общественном сознании устойчивых ценностных ориентаций, смысловое ядро которых закладывается в семье. Изменения, происходящие в сложившихся социальных структурах современного мира, включая их девиантные и разрушительные аспекты, заставляют обратиться к тем тенденциям, которые возвращают семье ее истинное предназначение быть фактором нравственного роста и инвестиционной отраслью духовного производства, основой социального и экономического благосостояния, объединяющим началом целостности народа. Таким образом, социальная ценность семьи предстает не только в качестве исследовательской, но и нравственно-практической задачи.

Современная проблематика и актуальность выбранной мною темы налицо. Семья – это те люди, которых мы видим с самого начала своей жизни и до самого ее конца, это те люди, которые нас воспитывают, учат любить или ненавидеть, интересоваться миром или бояться его, доверять людям или же избегать их. И кто знает, быть может, большинство проблем, в том числе и масштаба целой страны, проистекают именно оттуда. У нас уже никто не удивляется, когда слышит про «семью», где родители пьющие, а дети растут на улицах – слава Богу, таких семей не большинство. Но даже в самых, казалось бы, приличных семьях иногда царят настолько дикие отношения, что нечему уже удивляться, когда видишь поведение ребенка, выросшего в такой семье. По всему ходу рассмотрения явления семьи упор делается именно на современную проблематику данного явления.

Объект работы – отношения в семье разных моделей, их анализ с точки зрения философии

Предмет -  семья, взаимоотношение.

Цель – с  помощью философского анализа рассмотреть проблемы

Задача :

- проанализировать несколько моделей семьи

- выяснить наиболее проблематичную из них

-

 

Глава 1. . ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЬИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

  1.  ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

Патриархальная семья (греч. pater — отец + arche — начало, власть), первая историческая форма моногамной (парной) единобрачной семьи, во главе которой стоит мужчина. Возникла при переходе от матриархата к патриархату вследствие закрепощения женщин в результате ослабления их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников-мужчин. Таким образом, единобрачие появилось в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии союза между мужчиной и женщиной, а как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до патриархата противоречия между полами. Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. В классическом виде она существовала на первых этапах рабовладельческой формации, но различные её модификации сохранились у иных народов до настоящего времени. Строго моногамной такая семья была лишь для женщины. Перед мужчинами же развитие рабства и иных форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (см. Полигиния). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европейская патриархальная семья включала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в том числе наложниц. Капиталистические производственные отношения разрушили характерную для феодализма связь между жизнью семьи и производством (прежде всего в городе). Для многих семей экономическая функция ограничилась организацией своего быта. При капитализме отпала необходимость в больших, “неразделённых” семьях и их патриархальной структуре. Большинство семей стало состоять лишь из супругов и их детей, а семейные отношения приобрели менее иерархический характер. Социологические исследования показывают, что подавляющее большинство семей всю свою внутрисемейную деятельность организуют на началах равенства, где решения по основным вопросам семейной жизни принимают совместно. Демократизация семейных отношений не исключает наличия в семье лидера в той или иной сфере семейной деятельности. По данным социологических опросов, в Беларуси и России не более 15 % семей отмечают мужа (отца) главой семьи. В значительной части этих семей главенство мужчины обусловлено его авторитетом, а не безоговорочным подчинением жены мужу. 

1.2 МАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

Подавляющее число психологов, историков и антропологов утверждают, что человечество возникло на основе патриархальной иерархии семей, однако даже простой человек (непосвященный в науки) знает о матриархальных семьях и скрытых матриархальных (о них далее), как о начале начал.

Мать, мама, матушка такие слова свидетельствуют о милом заботливом создании, но это наглая ложь для древних матриархальных семей. По мнению антропологов, матриархальные семьи возникали из-за неправильного или измененного уровня восприятия генов, в отличии от обычных семей, где кладезю полезных генов является как мужчина так и женщина (молодые старые). Старшая мать (Матриарх) в таких семьях имела неоспоримую власть, как над бытовыми делами, так и над личностными (в отличии от патриархальной, где личную жизнь контролировали старые матроны) являясь инкубатором и контролером духовной жизни. Такие семьи можно сравнить лишь с пчелиным ульем, подобно матке члены общества принимали главную мать, как дар божественной силы, и избавлялись от нее, ссылаясь на злых духов внутри нее, так же как дикие пчелы забивают старую матку, найдя новые гены.

Возникновение друидизма, язычества, божественности плодородия являются прямым или косвенным наследием матриархальных семей, именно из–за того, что они покланялись матери природе, язычники служили детям-явлениям природы (бог грозы, бог огня и т.д. все это сыновья матери природы). Вот собственно и ответ на вопрос "почему слово "природа" в женском роде". Характерный пример - это чудо света – Стоунхендж, находящийся в Англии. Данное творение просто кладезь друидизма, древней теологии и мудрости (астрологи называет такие места капищем душ), чудо света состоит из огромных каменных глыб, происхождение которых учеными установлено – глыбы (весом в несколько тонн) были взяты с другого острова и перевезены через огромные мили воды на самодельных плотах (и это еще в каменном веке), нужны ли еще доказательства силы матриархата.

После того, как основали религиозные догмы в стиле патриаршества (христианство, ислам, и т.д.) исковеркав старую веру и назвав всех женщин искусительницами дьявольскими, появились такие выражения как дьявол, зло многолико, похоть, синдром суккуба. Встает еще один актуальный вопрос, а действительно ли можно считать войны между крестоносцами (они же служители папства) и язычниками, как войны полов, сомневаюсь.

На сегодняшний день существует скрытый матриархат, он уже не так силен, что был раньше, но дает достаточно оснований чтобы человеческими усилиями заколачивать мужскую часть населения (именно человеческими, а не божественными, как раньше), поэтому мужчинам нужно порой открыть глаза понять свою значимость, правоспособность и наконец сравнить женскую менструацию с мужским похмельем (ведь симптомы то одинаковые). Современный матриархат основывается на скрытых метафорических командах, они позволяют посылать скрытые вербальные (и невербальные тоже) сигналы побуждающие к действию простого мозга мужчины.

Алгоритм команд к побуждению:

1) скрыто или открыто через врата сортировки слов (из НЛП) посылается просьба, требование к побуждению, пример: дорогой, мне нужно то. 

2) Независимо от того принимается ли команда или нет, женщина посылает «закрепляющую» метафору, пример: «ты же мужик», «ну что тебе жалко», «я надену твою любимую блузку», «а ты не забудешь?», последняя фраза очень изощренна и сильна.

3) Подача индивидуальной невербальной команды, как правило, это улыбка, но повторяю очень индивидуальная.

Среднестатистическая матрона (35-50 лет), признает божественную силу, но опять таки в свою выгоду (а не в пользу религии), таким образом, женщины связывают директиву событий с богом, для создания транса в сознании собеседника. Хочу отметить, что женщинам свойственен критерий сопереживания, (вспоминаем метафору – «ударили по щеке, подставь другую») переживая, женщина настраивает атмосферу доверия в себе, но как объяснит типичная представительница матриархата «передает божественную энергию от себя к людям» (такие явления свойственны кабалистике), этакая жертва. Для завершения мысли хочу сказать, что женщина все равно остается материалисткой и точка.

Уже давно прошли те времена, когда сжигали ведьм на костре, с тех времен разрослись и укрепились женские семьи – кланы. События внутри современной матриархальной очень интересно происходит, как правило, им управляют старшие бабы матроны (со здоровым кулацким инстинктом) 40-50 лет, огромную роль играют и их родственницы, мужской люд используют как скот, альтернативный источник генов. Матроны жертвуют своими альтернативными генами (мужчинами) ради любых новых, чтобы быть в курсе дела. Многие не согласятся, что женская дружба существует, речь не об этом, однако женщины способны пожертвовать ею ради укрепления своей харизмы, я сам видел, как матрона 48, узнав, что ее подруга детства заболела, раззвонила всем своим знакомым и подняла свою значимость, как «сопереживающая» и при этом сознательно не признавала свое предательство. Как правило, дети в таких семьях проявляют инстинкт собственности еще более, это весьма интересно.

Нельзя сказать, что матриархальные представители плохи или хороши, это лишь способ материального выживания, где главной ячейкой общества является матрона, женщина, девушка. 

 

1.3 ДЕТОЦЕНТРИСТСКАЯ СЕМЬЯ

Детоцентристская семья - это семья, в которой на первом месте дети. Они - центр и сверхцель и сверхценность, все усилия, и физические, и финансовые, и духовные подчинены им. В результате дети привыкают, что они "пуп земли" , что родители из кожи вон лезут да еще и друг перед другом соревнуются и выпендриваются, кто больше для детей сделал, и дети становятся капризными, потребительски настроенными, непонимающими чужие трудности, неспособными к бескорыстному труду, желающими вечно быть опекаемыми (если не родителями, так супругами, которым отводится роль родителей). Когда-то это был синдром богатеньких деток, а теперь неважно, бедный, богатый - тип поведения родителей и, соответственно, детей, аналогичный. Это порождает ИНФАНТИЛИЗМ, желание всегда быть маленькими пупами Земли, обладая при этом привилегиями взрослых. Когда такие люди вступают в брак и вообще начинают взрослую самостоятельную жизнь,  их постигает ужасное разочарование – оказывается,  окружающие люди не  желают вести себя по  отношению к ним как их родители…                                                    И супруг тоже… 
А вот как это задумано по законам жизни: Главные в семье не дети, а РОДИТЕЛИ. Это они ДАЛИ ЖИЗНЬ, кормят, заботятся и т.д. Родители должны быть на первом месте, а дети - на втором. ВСЕГДА. Дети должны знать свое место. Это не значит, что их нужно гнобить, плохо кормить, плохо одевать и т.п. НО: если стоит вопрос, кому купить новое пальто, маме или дочке, покупать маме. Представьте маму, одетую хуже дочки...... Отец зарабатывает деньги, тяжело работает, он - кормилец. Ему лучший кусок. Первому подавать еду, без него за стол не садиться. Вместо криков типа, Вася, почему до сих пор белье не развешено? Доча, давай развесим белье, папа устал (если доча еще малышка) и доча, развесь белье, пожалуйста, (если уже может сама). А что мы видим? Родители надрываются – муж на работе или на двух, чтобы заработать БОЛЬШЕ денег. Жена – на работе, и еще и дома пашет как лошадь, да еще должна выглядеть как прописано в гламурном журнальчике, который у мужа на работе валяется… ПРОСТО ЖИТЬ – некогда. Что видят дети? Родители тратят все время на зарабатывание денег ЧТОБЫ РЕБЕНОК ЖИЛ НЕ ХУЖЕ ДРУГИХ, а на самих детей его не остается. Работающая мать тратит на ребенка в среднем 18 минут в день. Отец – еще меньше. Стало быть, ребенок, являясь сверхценностью, в то же время не является сущностным объектом любви. То есть, любят не его самого, а свою способность обеспечить этому ребенку «нормальную» жизнь: модную одежду, компьютер, оплату обучения и т.п. Молодая мать спит и видит, когда выйдет на работу. Мало того, что ей скучно сидеть с ребенком, мало того, что ей страшно, что не заработает денег, так ей еще и стыдно, что она «клуша»…. 
В детоцентристской семье дети являются не естественным ПРОДОЛЖЕНИЕМ родителей, не объектом любви, а предметом гордости и показателем престижности родителей. Это убивает начисто любовь – дети не чувствуют себя любимыми, они чувствуют, что должны соответствовать чаяниям родителей. Каждый ребенок сопротивляется такому положению вещей, как может. Кто-то истерикается до умопомрачения, кто-то замыкается, кто-то болеет, кто-то идет на улицу, где отношения хоть и грубые, но ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ОТКРОВЕННЫЕ. Самое главное, в чем нуждается ребенок – это любовь родителей во-первых, друг к другу, а во-вторых, к НЕМУ САМОМУ ЛИЧНО, а не к его одежде, образованию и возможностям. Счастливые дети могут быть только у счастливых родителей. Здоровый эгоизм родителей порождает у ребенка желание подражать. При этом родители должны оказывать внимание друг другу, служить друг другу, подключать к заботе друг о друге детей. 
Еще не так давно было не так. Интересно, что в дореволюционные времена в богатых семьях, которые занимали 8 – 10 комнатные квартиры, практический целый этаж, под детские комнаты отводились самые маленькие помещения. Почти всегда все дети спали в одной комнате. Еще Макаренко говорил: «если у вас есть всего одно яблоко, не отдавайте его ребенку целиком, возьмите половину себе». Причем взять эту половину надо радостно, съесть вкусно… и, как вы понимаете, это не только про яблоко…. 
Многие захотят возразить, что , дескать, мы воспитываем своих детей, мы им говорим, что надо уважать маму, папу, что надо помогать по дому и т.п. Это все не работает. Ребенок учится только сущностно, т.е. по факту того, что происходит или не происходит. Если мама злобно швырает в мойку посуду и шипит на папу, что он до сих пор не заработал на посудомоечную машину, то ребенка вряд ли удастся убедить, что помощь по дому – это почетно…Кроме того, ребенок, понимая, что на него тратится очень много денег и времени и сил (а родители то и дело ему об этом талдычат), ощущает себя причиной несчастья родителей. Ведь если бы его не было, то и денег и сил и времени осталось бы больше, ведь правда же? А если не тратить столько на ребенка, экономить на нем, то можно было бы больше потратить родителям на свои удовольствия, отдых, и прочее. Ребенку не надо дорогих вещей, ему надо чтобы было весело, интересно, чтобы ему радовались, разделяли с ним простые радости жизни: прогулку, еду, работу на даче, уход за домашними животными и т.п. Поэтому в старые времена даже в богатых семьях считалось неприличным баловать детей, одевать их в дорогие вещи и т.п. Родители – это боги. Они могут снизойти до тебя, и отвести в кондитерскую, например, или купить игрушку. Когда я вырасту, я тоже стану богом – все смогу, все себе куплю и т.п. Это раньше так было. А что сейчас в детоцентристской семье? Когда я был маленьким, все было ради меня, все вертелось вокруг меня, я был маленьким божком, а потом я вырос и женился….А жена почему-то не захотела вертеться и обслуживать, пахать ради моей престижности… И даже наоборот, стала требовать от меня, чтобы я вел себя по отношению к ней так же, как вели себя ее родители…Ведь она тоже из детоцентристской семьи… А я стал требовать от нее того же самого по отношению к себе. Круг замкнулся….Хорошо было только на свадьбе – ведь ее сделали родители….»

Глава 2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЬИ И ИХ ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Неполная семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей; соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных, семьях. Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву.  Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно. Важно подчеркнуть и выделить особенные черты восточной семьи, ее мировоззренческие основы, которыми она отличается от западной. Во-первых, в восточной семье преобладает принципы и ценности общинности, в то время как на Западе - ценности индивидуализма. Это выражается в том, что процесс воспитания не ограничивается кругом семьи, он имеет своё продолжение во дворе среди соседей, в махалле, в широком кругу ближайшей общины. Мнение окружающих, оценка поведения личности имеют особую значимость. Решение многих личностных, семейных проблем имеет совместный, неформальный совещательный характер. В решении такого круга вопросов, как правило, обязательно участвуют помимо родителей родственники по материнской и отцовской линии, у каждого из которых своя роль и обязанности. Безусловно, семья является одной из таких первичных ячеек, где вырабатываются модели поведения и формы общения с людьми. «Восточная», «узбекская», «национальная» семья имеет в этом плане свои особенности. Почитание старших, авторитет главы семьи, внутрисемейное единение, уважительная субординация в общении, соблюдение семейных традиций и так далее, как правило, являются предопределяющими ценностями семьи. Эта атмосфера способствует интернизации социализирующимся поколением форм поведения и систем ценностей, принятых в семейном кругу. Помимо этого, существует ряд семейных функций, которые также влияют на характер, особенности и ценности семьи. Значимой, следует подчеркнуть, является воспитательная функция семьи, которая также определённо отличает западную семью от восточной. В семье воспитываются и взрослые и дети. Особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. В связи с этим следует выделить несколько важных аспектов воспитательной функции: передача взрослыми членами семьи детям накопленного обществом социального опыта, формирование у них социальной ответственности, гражданской позиции, умения быть гражданином и хозяином, а также обогащение их интеллекта и формирование совести, соблюдения этических норм, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья. Неотъемлемой чертой является ответственность детей перед родителями за их благосостояние и здоровье, особенно в преклонном возрасте. Это положение отражено и в Конституции страны: Статья 66. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях. Однако это требование в реальной действительности имеет неформальный традиционный характер. Забота о родителях в «узбекской» семье, как правило, возлагается на сыновей. Родителям предоставляется выбор проживания с одним из них. В большинстве случаев выбор падает на младшего. Остальные же дети поддерживают родителей всеми возможными средствами. Такая традиция в семье поощряется и морально поддерживается окружением: родственниками, соседями, жителями махали. Нарушение же этих требований – безразличие, безответственность во внутрисемейных отношениях подвергается осуждению, ведёт к принижению социального статуса семьи и её членов. Однако воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребенка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо, в первую очередь, самим быть на должном уровне. Во-вторых, ярким отличием восточной семьи является демографический прирост.

Всем известно, что социально-демографическая обстановка на Западе вызывает большое опасение за его будущее. Население не только катастрофически стареет, но просто вымирает. На Востоке же прирост населения очень высок. Репродуктивная функция восточной семьи не вызывает никаких проблем. В частности, если обратиться к статистическим данным, то в 1995 году население Узбекистана составляло 24 миллиона человек, сегодня же её численность достигла 28 миллионов. Такой прирост в определённой степени связан как с экономическим благосостоянием, так и социальной защищённостью семьи в обществе. Исторически семья была непосредственно связана с махаллей. Являясь традиционной формой общественных отношений, махалля играет очень важную роль в жизни каждой узбекской семьи. Социально-экономические проблемы, возникающие в семьях, решаются именно посредством схода соседской общины, методом «хашара», который представляет собой вид взаимопомощи, совместной работы семей махалли. На ориентиры и модели поведения личности значительное влияние оказывает и социальный статус семьи, поскольку он предопределяет тип социального окружения. Чем выше статус семьи, тем богаче ценностные ориентиры. По мере взросления личности наряду с силой семейных связей возрастает значение внешних референтных групп. Ими могут быть сообщество сверстников, школьный коллектив, а также первые неформальные и формальные организации. Важным моментом здесь является соответствие ориентиров этих референтных групп семейным ориентирам, тем самым упрочняется первичная социализация личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья представляет собой систему межличностных отношений, малую социальную многофункциональную группу, члены которой объединены родственными связями, взаимодействуют друг с другом и с окружающими. Согласно И.М. Никольской, семья это – «ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях – отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство» (Никольская И.М., 2006).Семьи можно условно классифицировать по многим параметрам, таким как распределение власти и обязанностей, основная цель, характерные отношения  внутри семейного коллектива и с окружающими и т.д. Согласно С.И. Голоду, на данный момент в обществе существует три основных модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская.

Патриархальные семьи, многодетны, состоят из нескольких поколений. Властью обладает мужчина, стоящий во главе семейства (прадедушка, дедушка, отец), он принимает все решения, распоряжается капиталом и, как правило, имеет собственный бизнес. Все остальные члены семьи беспрекословно подчиняются ему. Мужчины в таких семьях работают на отца (иногда несколько поколений), являются его помощниками в деле. Женщины же — в основном домохозяйки, не работают и их общение с людьми, вне семьи, сводится к минимуму. Дочерей выдают замуж по решению главы семьи. Воспитание детей в таких семьях, как правило, жесткое и авторитарное. Главной целью является продолжение рода, развитие и передача по наследству семейного бизнеса. В семьях этой модели часто присутствует физическое и психологическое насилие. Детоцентристские семьи, как правило, не большие. Принятием решений и распределением средств занимается один из супругов, по договоренности. Отсутствует излишняя авторитарность.  Муж и жена совместно принимают решение о времени зачатия и количестве детей (обычно это приблизительно 1-3 ребенка). В такой семье главное — это дети. Родители заботятся и воспитывают их совместно, стараются давать, на свой взгляд, все самое лучшее (покупают различные игрушки, устраивают в секции и кружки, водят в музеи и на выставки и т.д.). Не обходится и без крайностей – ребенок в такой семье может вырасти избалованным и чрезмерно эгоистичным. Родители, из благих побуждений, часто навязывают ребенку что-то, ему не нужное (занятия на скрипке, медицинский институт). Дети в этих семьях поздно отделяются от родителей. Когда они все-таки приобретают финансовую автономию, создают собственную семью, то продолжают тесно общаться со своими родителями, советуются и ищут поддержки в трудных жизненных ситуациях. Родители в детоцентристских семьях полагаются на то, что их дети, когда вырастут, окажут им необходимую помощь и обеспечат достойную старость. Семьи супружеской модели включают в свой состав от 1 до 2 детей. Их воспитанием занимается муж и жена. У каждого из супругов свой капитал, который они распределяют по договоренности, а важные решения принимают совместно. Дети или продолжение семейного бизнеса не являются главным приоритетом в такой семье (что вовсе не означает отказ от карьеры и воспитания детей). На первом месте стоят равноправные отношения между супругами, их интерес друг к другу, эротизм, сексуальная жизнь. Муж и жена стремятся к саморазвитию, к разнообразию в семейной жизни и круг их общения не ограничивается семьей или ближними родственниками. Дети, воспитанные в таких семьях, рано становятся самостоятельными и живут отдельно от родителей.Выбор той или иной модели людьми для создания семьи обусловлен рядом различных факторов, среди которых: взаимоотношения друг с другом, цели союза, индивидуальные личностные особенности, социальное окружение, специфика семей в которых воспитывались супруги и т.д. Приведенная нами выше классификация не является строгой, и описанные модели семей редко встречаются в нашем обществе в чистом виде – очень часто одна переходит в другую.




1. КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ
2. 13 Рисунок ~ Расчетная схема покрытия Плита перекрытия железобетонная ребристая плита
3. Запада Введение Дисциплина История русского Севера и СевероЗапада читалась раньше на кафедре Регио.html
4. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня доктора хімічних наук Київ ~ 1999 Дисертацією
5. Міжнародно-правовий механізм захисту прав і свобод людини і громадянина
6. Вопросы по венерологии и гинекологии
7. Итак в путь Снаряжение собрано но скажите думали ли вы о том какие вас могут подстерегать опасности в пути
8. Прагматизм как методологическая ориентация Чикагской школы
9. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук9
10. Определение расходов воды на нужды города
11.  Для какого стиля речи характерна диалогическая речь для научного для официальноделового дл
12. Угорський метод рішення завдань про призначення
13. Курсовая работа- Облік матеріальних запасів
14. восстановительные свойства
15. економічної політики
16. Социально-политические последствия модернизации Рабочее и социал-демократическое движение
17. Роль термодинамики в современной физик
18. тематически изложен обширный теоретический и фактический материал из истории эстетики которую авторы тол
19. тема находящуюся под Вашей кожей
20.  Возраст Земли А