Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

это нечто Полная противоположность евроамериканскому супермаркету холодно и бездушно блистающему стекл

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Обычаи  и национальные особенности африканского рынка или базара.

Африканский рынок - это нечто! Полная противоположность евро-американскому супермаркету, холодно и бездушно блистающему стеклом, металлом, изыском ламинированных упаковок.

Вместо музейной почтительной тишины, в которой привыкли делать покупки на Западе, здесь - невообразимый, будто идущий из недр Земли, шум и гам. Уже за несколько кварталов до рынка доносится многоголосый гул возбужденной толпы, в котором словно слились и звуки океанского прибоя или находящегося невдалеке водо-

пада, и мерный топот вытянувшихся в многокилометровую ленту табунов антилоп-гну, и предзакатный рев голодного льва, и встревоженные крики обезьян на опушке тропического леса.

Вместо стерильной чистоты, вылизанности, лоска, более привычных представителям Запада, здесь - смесь первозданных компонентов местного ландшафта: пыли, глины, гальки, листвы, птичьего помета, кожуры съеденных и слизи растоптанных плодов, а также обрывки бумаги, каких-то рекламных листовок, пестрых целлофановых пакетов, цветных ленточек, бумажных и картонных упаковок, занесенных сюда путаными ветрами межцивили-зационных контактов.

Вместо строго упорядоченных и с помощью компьютеров тщательно психологически выверенных в соответствии с законами дизайна горделивых витрин и прилавков беспорядочная, бьющая в глаза невообразимая палитра естественных красок, пестрых и ярких национальных одежд и тканей, обилие масок, головок, фигурок, целых композиций на темы местной жизни, весьма изысканных абстракций, умело изготовленных из черного, тонущего в воде, и более легкого розового дерева, из латуни и бронзы самобытным методом "потерянной формы", из соломы и ракушек, кости и полудрагоценных камней, а также своеобразных ювелирных изделий разнообразных бус, колец, браслетов, ремней, кошельков, шкатулок, щитов и ножей местной плавки. Всего не перечесть!

Вместо величавой прохлады пантеона жара и духота неимоверная. Коктейль самых разнообразных, вряд ли где-то еще встречающихся в подобном сочетании запахов зноя и пыли, овощей и фруктов, животных и птиц, массы потных, зачастую еще не знакомых с мылом человеческих тел, свежей древесины, обработанных кож рептилий (крокодилов, варанов, змей), выделанных шкур верблюдов, быков, овец, солоноватых даров океана, раковин, кос-

ти, свежевыплавленных металлических изделий. Все это смачно сдобрено испарениями гниющих отходов, отбросов, испражнений животных и людей, чадом подгоревшего пальмового масла, в котором жарятся кусочки рыбы и бананов-плантэ, дымом мангалов и крохотных кузниц, где вам тут же могут изготовить золотые серьги и при необходимости... вырвать больной зуб. В воздухе не просто витает, а буквально стоит сладковатый аромат ананасов и ванили, горьковатый - перца всех видов и других пряностей, располагающей к прохладе и покою мяты, добавляемой в полуденный чай. От всего этого ломит виски, ибо наше заласканное косметикой и гурманством обоняние с непривычки не выдерживает столь интенсивных и давно забытых им, хотя вполне естественных, запахов Африканского континента.

"ТАНЕЦ С САБЛЯМИ" НА РЫНОЧНЫХ ПОДМОСТКАХ

Время здесь течет цветисто, шумно, ароматно, динамично и жизнерадостно. Ритм торговли самым естественным образом согласован с движением солнца. Отсюда - ненужность специальных указаний относительно дней и часов работы, перерывов. Все и так ясно, как день. Солнце взошло -рынок ожил. Закат означает переход к отдыху либо другим видам деятельности. В свою очередь, прохладный, полный оптимизма начинающегося дня рынок утром заметно отличается от обожженно-вялого в полдень и вновь оживляющегося после часов сиесты. Присущая африканцам экспрессия подчас взвинчивает атмосферу утреннего рынка до сутолоки вокзала перед отправлением поезда или возбуждения ипподрома, когда ставки уже сделаны. После полудня все это как бы остывает, сменяется фазой замедленного действия, наступает тягу-

чее время дремоты и сладкого мечтания. К вечеру ближе приходит пора размышлений и подведения итогов длинного и так незаметно пролетевшего торгового дня.

Эта ритмика, будучи обусловлена климатом, в свою очередь, заметно влияет на такой тонкий социально-экономический механизм, как психология ценообразования. Иными словами, в дневные фазы функционирования рынка происходит специфическая пляска цен, маятниковая в своей итоговой амплитуде.

Утром это - вихреобразный темп темпераментного "Танца с саблями" Арама Хачатуряна, днем - мелодично-медлительное, робкое адажио из балетного наследия Чайковского, ближе к вечеру несколько раздумчивые, но вместе с тем тугие от сосредоточенной в них энергии вальсы Ио-гана Штрауса с возможной аранжировкой под местную специфику джунглей и саванн, например "Сказок африканского леса" или мечтаний "На прекрасном серо-желтом Нигере"...

С восходом солнца, когда природа и торговцы дышат надеждой и предчувствием успеха, цены, подстегиваемые покупательским спросом, состязаются в скорости с ростом температуры воздуха, почти взлетая к белесым, будто выжженным зноем небесам. Днем они лениво застывают и начинают плавно опускаться, как бы делая скидку за мужество тем, кто отважно предпочел посещение

74

рынка столь желанной в тропиках послеобеденной сиесте. На солнцепеке цена медленно, неохотно свертывается, как питон в клубок, чтобы вмиг сделать стойку кобры в случае прибытия автобуса с иностранными туристами. Ближе к вечеру дыхание приближающейся ночи постепенно охлаждает дневной пыл вожделения и сверхпретензий рисковых рыцарей рынка. Когда занавес уже опускается (почти с той же скоростью, что в старом МХАТе), те из них, кто не одержал в течение дня коммерческих побед, подчас выкидывают белый флаг капитуляции. Реальная угроза голодных снов роняет цену товара до стоимости скромного ужина, определяясь степенью потребности продавца в "живых" деньгах.

БОГ ДАЛ - БОГ ВЗЯЛ

Африканский базар - средоточие традиционной жизни, арена общения и коммуникаций, место обмена новостями, товарами, мудрыми мыслями, опытом предков и современников, шутками и анекдотами, а не просто оборудованная площадка для "продай-купи". Естественно, никаких ценников, прайслистов и другой подобной атрибутики здесь нет и в помине. Ведь по большому, цивили-зациоиному счету, акт купли-продажи выступает как искаженная временем тень древнейшего обычая обмена дарами, отнюдь не обязательно равноценными, но неизменно полезными, нужными, достойными дарителя и

одариваемого. В подтексте это -не просто сделка периода товарно-денежных отношений, но и ритуал, беседа, взаимная услуга, сопровождаемая неторопливым обменом мнениями.  Порою вспыхивающие на африканском базаре горячие споры отнюдь не всегда являются ссорами. Их предметом может выступать не только сопоставление мнений по поводу соотнесения достоинств товара и его цены, но и выяснение весьма запутанных родственных связей, уточнение приемов ремесла, времени проведения и истинного смысла определенных праздников и т.д.

Совершение покупки, естественно, предполагает неизбежный диалог. Не торгуешься - значит не уважаешь, или не умеешь этого делать, или не знаешь местных обычаев, или - еще хуже - не желаешь с ними считаться. И тогда надуть тебя, глупого и богатого,святое дело. И чем крепче, тем почетнее...

В рыночной сутолоке и суете не сразу разглядишь, что традиционная культура в принципе до сих пор остается натуральной. Она отдает явное предпочтение естественным процессам, как и испокон веков сложившимся на их почве социальным отношениям при дележе пищи и взаимном одаривании ею, а также материалами для изделий. Даже в отношении скоропортящихся продуктов естественное время их пребывания в приемлемом для потребления виде, как правило, искусственно не продлевается. Бог дал - Бог взял!

Это - логика и этика собиратель-ского хозяйства, потребительской экономики, инерция которых сильна в традиционном земледелии и скотоводстве.

Устойчивость обычаев уравнительного распределения продуктов среди широкого круга людей и даро-обменные связи между общинами, племенами, этносами слабо инициировали создание емкостей и технологий, нацеленных на длительное хранение пищи. В Мали, например, почти две трети урожая лучших в мире сортов королевского манго (всего их 86) медленно засыхают на земле, ибо нет холодильников, транспорта для вывоза в порт, а главное - заказа на экспорт. Когда я встретил в московских магазинах великолепный манговый сок, произведенный в Мурманске, нетрудно было догадаться, что за лизинг рыбацких сейнеров в Гвинейском заливе или за пойманную там рыбу африканский партнер, не имея валюты, предоставил по бартеру плоды родной земли.

Кстати, веками сложившаяся агрокультура рассчитана на более или менее равномерное получение основных (базовых) продуктов питания в течение круглого года. В танзанийской глубинке я видел на опытной сельскохозяйственной станции порядка 120 сортов бананов - от громадных желтобелых, предназначенных для жарки в масле, до крохотных и ароматных с нежнейшей розо-

Рыбный базар.

75

вой мякостью, и, конечно, с разными сроками плодоношения.

А как поступают африканские рыбаки? В предрассветной дымке их выдолбленные из целого ствола пироги, украшенные замысловатыми рисунками и афоризмами, уходят в океан. Еще в часы утренней прохлады лодки возвращаются на берег. Женщины шумно и шустро сортируют рыбу и попутные морепродукты в ящики, которые тут же засыпают сверху битым льдом. К вечеру от него, естественно, ничего не остается, зато амбре от непроданной за день рыбы делает проблематичным для европейского обоняния выбор автомобильного маршрута вечерней поездки поблизости от рыбного порта.

От Дакара до Мапуту, от Луанды до Дар-эс-Салама картина одна и та же. Суровый маятник рынка без жалости и эмоций сортирует то, что будет съедено, и то, что пойдет в отбросы, самым естественным для рынка способом - наличием спроса, обеспеченного деньгами. Конечно, по отношению к таким скоропортящимся продуктам, как рыба, особенно в экваториальной зоне, роль аккумулятора, своего рода машины времени, мог бы играть холодильник. Однако традиционное сознание принимает его с громадным трудом как нечто не просто непривычное, а даже противоестественное.

ЕСТЕСТВЕННО, А ПОТОМУ ПРЕКРАСНО

Совсем иначе смотрятся в зеркале времени и представлений о нем эстетические вкусы африканцев и особенно африканок. Здесь отличие от евро-американских стандартов еще более выразительно и принципиально. Кажущиеся неискушенному взору европейца примитивно-бессмысленными узоры женского платья могут нести сжатую информацию о взглядах на жизнь, мечтах и даже матримониальных планах той, чье тело оно покрывает и соответственно открывает в нужных местах. И далеко не всякому дано "считать" заложенный в структуру такого орнамента текст.

Традиционная  африканская мода, принципиально не допускающая прыжков и ужимок, по сути дела, ничто иное, как остановленное, засушенное, словно растение в гербарии, время. Ценится лишь пунктуальное повторение многократно повторенного (за исклю-

чением, может быть, поделок для невзыскательных иностранных туристов). Дизайн в европейском понимании сугубо конъюнктурен, вторичен, явно не заслуживает траты времени и усилий, ибо не является источником вдохновения ни для ремесленника, ни для торговца. Главное в изделии - выверенная временем функция, надежность и продолжительный срок служения человеку.

Чтобы хоть как-то пролить свет на причудливое сплетение функциональной значимости вещи, ее оформления и затраченного на изготовление времени, расскажу один эпизод.

Среди множества сувениров на главном рынке столицы Ганы Аккры мой взор привлекла достаточно аккуратная дамская сумочка из змеиной кожи. Уже приготовившись к неспешному диалогу о цене (первоначально названная почти на порядок превышала реальную), замечаю на дне дырочку величиной в спичечную головку. Указываю торговцу на дефект, чтобы он подобрал другую. Не тут-то было! Прежде всего выяснилось, что ни он, ни его коллеги, стоявшие неподалеку, совершенно искренне не понимают, что же меня смутило. В доказательство ничтожности моих капризов бросают в сумку несколько мелких предметов, старательно трясут ее, показывают, что из нее ничего не выпадает!? Наконец, один из добровольных экспертов после моей демонстрации сумки на просвет таинственно исчезает, затем возвращается, торжествуя от собственной находчивости: на его указательном пальце - крохотный кусочек лейкопластыря, которым он публично заклеивает злополучное отверстие. Крыть нечем! Аргументация веская: здесь у змеи была рана (или - эта царапина оказалась на шкуре рептилии при ее жизни, или - отверстие -след от оружия во время охоты на нее и т.п.). Все это естественно, а потому прекрасно, и отнюдь не требует траты сил и времени на недоступную традиционному менталитету корректировку данного самой природой.

ИНВЕСТИЦИИ ПОД ЦИНОВКОЙ

Столкнувшись в Тропической Африке с поразившим меня феноменом странной торговли без явного стремления к прибыли и отсутствием зримой связи между ценой и стоимостью изделия, я

взялся за выяснение проблемы здешней базарной экономики с теми, кто ею непосредственно занимался - местными коробейниками диула. Естественно, оперировать я мог только наипростейшими арифметическими выкладками, ибо моими слушателями были люди неграмотные и к тому же не умеющие толком считать. Когда у диула покупают сразу несколько разных изделий, он, держа фасон, нередко называет общую сумму "от фонаря", на его взгляд значительную, но подчас в несколько раз меньшую, чем запрашивал, продавая каждое изделие отдельно, и намного превосходящую обычную скидку оптовому покупателю.

Так вот, несколько раз в разных странах я ставил свой мини-эксперимент. Собирал вокруг себя группу, как правило, давно знакомых мне торговцев - завсегдатаев рынка и заводил с ними беседу о том, что, быть может, им выгоднее несколько снизить цену на товар, ускорить оборот и тем самым увеличить прибыль. Меня очень внимательно и уважительно выслушивали, просили повторить сказанное, благодарили за информацию, но ... продолжали действовать по-своему, вернее по традиции. Как говорят в таких случаях: природа науку преодолевает!

И ведь они во многом правы, думаю я, мысленно ставя себя на их место. Действительно, зачем и куда спешить? К чему ненужная суета, лишние хлопоты, расчеты и, не дай Бог, просчеты? Все равно кто-нибудь когда-нибудь да купит... И вообще абстракции, связанные со временем, вырванные из контекста привычного течения жизни, воспринимаются ими пока что с превеликим трудом.

Скажем, стоимость исходных материалов ремесленник, как правило, сообщить может. Что же касается рабочего времени, затраченного на изготовление изделия, то выделить его из астрономического гораздо сложнее даже нашими совместными усилиями, а адекватно оценить труд вообще не под силу. Ведь стоимость последнего в ббльшей степени определяют традиции и конъюнктура рынка, а также потребности (в том числе сиюминутные) индивида, нежели реально затраченное время, помноженное на уровень мастерства. Скажем, когда темнеет, наступает отчаяние от того, что товар не куплен, впереди гру-

стно маячит голодная ночь. В такой ситуации цена изделия катастрофически падает до того, что предложит, сжалившись, последний покупатель. Лишь бы хватило на ужин. Какая уж тут себестоимость!

Да и вообще, зачем обязательно прибыль? Разве в жизни нет других целей и радостей? Ведь я при деле, среди людей, я им нужен, как и они мне. Да и что с ней, с прибылью, делать, если ты не голоден и дети твои сыты и ходят в школу?

В Гане, например, уличные торговки зеленью, так называемые мамми, горластые, настырные, динамичные, скопили весьма значительные по здешним меркам капиталы, но, не зная, в силу отсутствия образования и неразвитости интеллекта, куда их вложить и как ими рационально распорядиться, держат деньги под циновкой. А правительство в это время пускает на местный частный рынок для граждан страны часть весьма перспективных акций золотодобывающей компании "Ашанти Голфилдс" по цене всего два доллара за штуку. Об этом ежедневно писали газеты. Но мамми читать не умеют. Их деньги остались под циновкой, а контрольный пакет акций вскоре уплыл в Великобританию.

Другой вариант накопления богатства без его продуктивного использования, на сей раз живого, -так называемая "быкомания" фульбе и других кочевых народов южной кромки Сахары и Сахеля. Их страсть к бесполезным быкам, ставившая в тупик еще древних историков, сравнительно недавно нашла объяснение в том, что социальный статус мужчины определяется количеством хозяйственно бесполезных быков, которые, в свою очередь, ценятся по раскраске, длине и форме рогов.

"НОВЫЙ РУССКИЙ" В АФРИКЕ

Стереотип присваивающего хозяйства, когда найденное, добытое или полученное следует поскорее употребить, пустить в дело, служит серьезной помехой развертыванию местного предпринимательства. Не без основания идет разговор о специфической невпитываемости и проедае-мости капиталов, вкладываемых в африканскую экономику на манер западных инвестиций, без учета местных традиций, форм социальной консолидации и менталитета.

Как-то вечером несколько россиян, среди которых был и я, устроились на отдых в небольшом

Рынок в деревне.

кафе на вольном воздухе прямо у кромки Гвинейского залива. Разбившись на группки по интересам и симпатиям, любовались игрой волн у наших ног и переменой небесных декораций, сулящих завершение привычно знойного дня. Покой нарушил легко возбудимый и эксцентричный сын кавказских гор, с громадными золотыми часами на браслете толщиной в полицейский наручник, перстнем размером с грецкий орех и замашками Креза из районного аула, в общем, типичными атрибутами крутого "нового русского". Вначале озадаченный стюард принес нам "Мартини", которого мы не заказывали, с трудом выговаривая за доллар выученную фразу: "От нашего стола - вашему столу". Гость входил в раж. Официанты немели от восторга, тем более, что он оставил им царские по местным меркам чаевые. Под занавес, выстроившись в нестройную шеренгу, они залпом выпили за благодетеля. На этом первое действие завершилось к взаимному удовольствию обеих рторон.

Второе началось на следующий день, когда, проезжая по этой же дороге вдоль океана, я

решил утолить жажду в знакомом кафе. Каково же было мое удивление, когда оно - среди бела дняоказалось закрытым. Расстроенный хозяин, вечером отсутствовавший, доверительно рассказал, что молодые официанты, ребята недавно пришедшие в город из окрестных сел, не смогли поднять утром головы и до сих пор спят в прибрежных кустах. Я догадался о причине инцидента, вспомнив о вчерашней щедрости "нового русского". Менталитет молодых людей, воспитанных в атмосфере присваивающего хозяйства, потребительской и в этом смысле паразитической экономики, характерной для сложившихся в глубокой древности цивилизаций, не настроен на волну будущего времени, планирования, предвидения, активного воздействия на собственную судьбу. Ему оказалась чужда и неподъемна сама мысль о накоплении, отсроченном потреблении, вложении денег в какое-то дело, покупке части акций того же кафе, даже приобретении впрок подарков для бесчисленной родни и сверстников на случай посещения далекой родной деревни, откуда молодых ребят сюда заманили огни большого города. Гораздо ближе, понятней другой алгоритм: нежданно-негаданно появились деньги - не томи душу, не искушай истрать! Как? Пример показал щедрый даритель. Ну а то, что неискушенные в этом деле местные парни не учли многовековой тренировки и невиданной нигде в мире устойчивости нашего брата - россиянина к крепким напиткам, так это им можно простить. Все-таки не этнографы! Хотел бы я услышать их версию случившегося у затерянного в джунглях ночного костра в кругу несомненно удивленных родных и близких, никогда не бывавших дальше соседнего селения.

КОММЕРЦИЯ НА ГРАНИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

Выражая глубокую и искреннюю признательность своим африканским друзьям, знакомым и просто встреченным по жизни людям, позволю себе привести еще несколько этюдов, наглядно показавших мне, сколь ничтожно малы еще цена денег для африканца и его стремление к прибыли в сравнении с эмоциональным порывом, душевным комфортом, чувством симпатии и морального удовлетворения. Легко и непринужденно, тактично и по-своему

грациозно они, люди далеко не богатые, на моих глазах отказывались от явной прибыли и смело действовали себе в убыток (в коммерческом смысле), повинуясь какому-то древнейшему инстинкту отнюдь не слащавой благотворительности, а суровой, таинственной, скрытой в глубинах психики сопричастности, генетического родства, язычески сакрального единения с чем-то невоспринимаемым всуе. Эпизоды, о которых пойдет речь, кому-то могут показаться мелкими, частными, непре-зентативными. И тем не менее в них, как в капле воды, отражается обобщенный "скелет поведения" (выражение Нобелевского лауреата Конрада Лоренца), тысячелетиями складывавшийся в иной, чем наша, цивилизации. Пронзает мысль: время радости (даже если это мгновения) важнее денег, обычно связанных для африканца с грустью отторжения ради них чего-то близкого, важного, дорогого для души.

Бывая довольно часто в Гане, я регулярно делал нехитрые закупки в одной приглянувшейся мне лавчонке. Немолодой дородный хозяин обычно величественно дремал в предназначенном для веранды раскладном кресле. Дела вершила его бойкая, верткая, улыбчивая супруга. Однажды, в сезон дождей, нарушилась связь с Москвой, и моя командировка неожиданно продлилась на неопределенный срок, который мог растянуться на месяцы. Ситуация вынудила меня перейти к режиму достаточно жесткой экономии, сменить гостиницу на более скромную и т.п. Ни с кем из местных жителей своими мыслями я, естественно, не делился. Тем большим было мое удивление, когда однажды в лавке хозяйка (с непроницаемым лицом) подала мне "сдачу" на сумму большую, нежели значилась на предъявленной мною к оплате купюре. Я указал ей на ошибку, пошутив что-то насчет двойки по арифметике. Она, лукаво улыбаясь, сослалась на алгебру и твердо сказала: "Сегодня так надо".

Несомненно, по каким-то только ей ведомым признакам она четко "просекла" ситуацию и деликатно пришла на помощь, на деле продемонстрировав загадочно-непостижимый для западных экспертов феномен торговли без прибыли. Действительно, что бы сделал, к примеру, на ее месте добропорядочный немец? Скорее всего дал бы продукты в долг, по-

мог бы устроить кредит, получить по его каналам перевод, нашел бы лавку подешевле, пригласил бы поужинать или что-то в этом роде. А африканка поступила именно так, как поступила бы и сто, и тысячу лет назад. В ее глазах и по сути дела это - не кредит, а дар. Не коммерция, а живой реликт уравнительного распределения, дележа пищи с другим человеком, с гостем, своим далеким собратом. Я не перестаю завидовать их умению легко и изящно (как делают и их спортсмены на Олимпийских играх) преодолевать психологические барьеры национальных, расовых, межцн-вилизационных отношений и предрассудков, удивительной толерантности, чувствованию другого человека, личной сопричастности тому, с кем свела их судьба.

Время приятного общения и внимания, оказанного лично ему достойным, по его мнению, человеком, для африканца - время Бога. Оно как бы священно. И жаль осквернять его замусоленными бумажками, привнесенными европейцами вместо полезных для стрел или украшений крученых железных денег киси в Гвинее или раковин каури, курс которых сегодня колеблется от 60 центов на океанском берегу до трех долларов в глубине континента. Мощный, идущий из глубинных структур мозга импульс общения подчас прорывается наружу в, казалось бы, самых причудливых формах и неожиданных ситуациях.

Как-то в полдень еду в такси через центр Аккры. Вдруг небо потемнело. Раздался странный, ни на что не похожий шум. Город накрыла несметная стая летучих мышей. Мужское население от мала до велика высыпало на улицы с невесть откуда взявшимися обычными мальчишескими рогатками в руках. Началась всеобщая охота. Землю усеяли трупики беззащитных жертв. Зажглись мангалы. Судя по всему, готовилось отнюдь не вегетарианское пиршество.

Трафик (по-нашему - пробка) -дело здесь вполне обыденное. Мой водитель оказался почти единственным, кто не покинул машину и не включился в развернувшуюся вакханалию. Может быть, постеснялся оставить меня в одиночестве. Мы вместе наблюдали за происходящим и ожидали, когда страсти улягутся. Чтобы не выглядеть чопорным иностранцем и избавиться от собственной растерянности, я вступил с ним в

бесхитростный, ни к чему не обязывающий разговор "за жизнь". Слово за слово, нашли общий язык и взаимные познавательные интересы, разговорились, забыв о нарушенных планах и безвозвратно утекающем времени.

Неожиданным оказался финал нашей в конце концов завершившейся поездки. Сказанное напоследок удивило меня, несмотря на теоретическую подготовленность к подобного рода явлениям:

- Ваше общество и беседа с вами доставили мне большое удовольствие. Поэтому я возьму с вас только плату за бензин. Остальное вам наверняка пригодится. Ведь у такого человека, должно быть, много друзей. Пусть их порадуют хорошие сувениры. Кстати, здесь рядом наш знаменитый на всю Африку "деревянный рынок" Маколо. И не отказывайтесь - не обижайте меня. Я вовсе не потратил время, проведенное с вами. Напротив, яяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя новыми, важными для меня впечатлениями и получил пищу для размышлений.

"ЭТО МОЯ СТРАНА, А НЕ ВАША"

Другой характерный эпизод также связан с поездкой по городу. Стою как-то на оживленном перекрестке в центре Аккры, жду такси на автобусной остановке. Неожиданно рядом со мной тормозит местная маршрутка (называемая в народе тру-тру) во всей своей экзотической красе: с неизменно выбитыми стеклами, висящей на проводах единственной фарой, оторваной дверью, с какими-то мешками и козой на крыше и бойкими афоризмами, начертанными на размалеванных бортах. Пуркуа па? сказал я сам себе и под удивленный гул прохожих решительно влез в чрево этого необычного микроавтобуса, нарушив негласное табу, которому следуют здесь европейцы, никогда не пользуясь этим сугубо местным видом транспорта. Немного смущенные люди потеснились, уступили мне сидячее место, и мы двинулись в путь к площади Нкрумы. Я попросил высадить меня за площадью капитана Сан-кары, чтобы дойти пешком до своей гостиницы на параллельной улице.

Каково же было удивление охраны и обитателей отеля, когда сквозь строй растерявшихся служителей в униформе к парадному подъезду приблизилось столь жи-

вописное сооружение на колесах. Наверное, если бы здесь появился живой динозавр, изумление вряд ли могло бы быть бблыыим. Впрочем, пика оно достигло, когда на пороге появился давний постоялец - профессор из далекой (и, по их мнению, неизменно заснеженной) Москвы. Конечно, здесь уже знали, что я - африканист. Но не настолько же!

По неофициальным расценкам путь на такси от района, где находится наше посольство, откуда я возвращался в этот день, до моей гостиницы с интригующим названием "Джи Ньяме" ("Да поможет мне Бог") обычно обходился в среднем в тысячу седи. Соответствующего достоинства купюру я и протянул водителю, приветливо прощаясь с ним и своими попутчиками. И тут я услышал текст, звучавший для африканиста как своего рода комплимент:

- Это моя страна, а не ваша. -(Боже упаси, у меня и в мыслях не было каких-либо гегемонистских устремлений!) Не спорьте со мной. - (Было бы о чем?) Мы вас знаем. - (Откуда?) Вы такой же, как все мы. - (Естественно, как и шесть миллиардов обитателей планеты, включая пассажиров этого автобуса.) Вы ведете себя, как настоящий африканец, как свой, как родственник или друг. -(Это, конечно, гипербола, но в данном случае приятная.) Поэтому я просто обязан взять с вас за проезд ровно столько, сколько предусмотрено государственным тарифом для граждан Ганы - 125 седи и ни одним больше. А вашу тысячу оставьте себе для поездки на легковом такси. Или вы теперь будете всегда ездить с нами? (Общее веселье.)

- Но ведь вы отвезли меня на другую улицу, отклонились от маршрута, сделали ради меня крюк...

- Это - не более, чем дружеский жест - ответ на уважение к нам. К тому же маршрут был изменен по предложению самих пассажиров, желание которых для меня - закон. Не переживайте! Ведь нам некуда спешить, мы живем размеренно и спокойно, не то, что вы, европейцы. А потому времени у нас много. На все хватает. Даже остается. Так что всего хорошего, друг!

На этом мы расстались. Назавтра я улетел в Москву.

79




1. Модуль 4 Защита населения и объектов от ЧС ЗАНЯТИЕ 7.
2. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук Харків ~ 2004 Ди
3. Методика расчета экономического эффекта от применения ПС у пользователя
4. Роль «воспитательной среды» в формировании личности
5. х годов нашего столетия
6. Анализ рекламной практики на материалах ОАО Комитекс
7. Subject Pyment Correction Issue Dte Revision Purpose- Pidout Цель- Коррекция
8. развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников; обучение детей младшего школьн
9. Феррари (Ferrari), Энцо
10. 2014г 1100 часов 557 13
11. Тема- Роль Маркетинга в повышении эффективности работы предприятия в условиях рыночной экономики
12. тематика. Лекции 2004
13. Моделі фінансового управління в різних умовах функціонування господарюючого суб’єкта.html
14. Царь Симеон и болгарская церковь
15. Уральский государственный экономический университет Центр дистанционного образования
16. Лекция 16. Автокорреляция и ее вычисление Пусть задана бесконечная последовательность
17. Захисник у кримінальному процесі
18. Основные закономерности почерка
19. Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах
20. вступил в силу в 2000 году 2002 году 2004 году Арбитражное процессуальное право следует считать по