Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества
Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ...
Кто же есть человек? В чем его особенности?
О том, как трудно дать одно-единственное определение человека, свидетельствует такой исторический анекдот.
Платон, основатель философской школы, вопрошал своих учеников: что такое «человек»? Ученики затруднялись с ответом. Человек, ответил сам Платон, принадлежит роду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».
Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни.
Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям.
Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного.
Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).
Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделения человека из мира животных, изучается соцыогенез - процесс становления общества, антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.
1. Наука о происхождении человека
Люди по-разному объясняли процесс появления человека на Земле. Вот некоторые из воззрений: • Гомо сапиенс - человек разумный. • Звери, мы с вами одной стаи. • Человек - общественное животное. • Человек - образ и подобие Бога.
- Какие вы помните мифы, объясняющие происхождение Человека?
- Как же наука объясняет процесс зарождения и эволюции человека на Земле?
- Прочитайте п. 1 § 7.
- Когда и как было положено начало процессу научного исследования теории происхождения человека?
- Каким образом Ч. Дарвин объяснял появление человека?
- На какой фактор антропогенеза указывал в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельс? - К какому выводу пришла научная мысль в XX в.?
- Охарактеризуйте современные представления процесса становления человека, используя приведенную схему:
Человек своими корнями уходит в биосферу Земли. Исследуйте биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации наших предков: • процесс прямохождения; • роль рук как естественных орудий труда; • влияние космических факторов; • изменения, происходящие с корой Земли; • влияние радиации (изменения в коре головного мозга, изменения в психике); • влияние стресса; • отбор на высокий интеллект, связанный с отбором на выживание женщины при родах.
- Охарактеризуйте теорию трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества.
- Какие альтернативные теории происхождения человека на Земле вы знаете?
- Какие бы теории мы не обсуждали, неизменным остается вывод о том, что человек в полной мере стал человеком только в единстве с другими людьми.
Теория космической природы жизни. Она противостоит общепринятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного возникновения жизни из неживой материи. Только под влиянием экспериментов Л. Пастера теория самостоятельного зарождения жизни была подвергнута сомнению.
Наиболее вероятной гипотезой происхождения жизни является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, особенно наличие воды, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд лет тому назад.
2. Становление общества
«Что же было раньше - человек или общество?», - такой вопрос задают себе ученые. Как вы думаете, какое основное противоречие человека заложено в этом вопросе?
- Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику.
- Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?
Становление общества
Человек: Существо биологическое и Существо социальное
Как шло формирование общества людей?
I. Первые коллективы - человеческое стадо:
• непостоянный коллектив; • сходны с поведением высших социальных животных;
• вместе охотятся; • воспитывают потомство
II. Постепенное усложнение человеческого общества. Факторы усложнения:
• усложнение трудовой деятельности; • влияние обычаев;
• система табу - запреты на совершение определенных действий, которая обуздывает естественные инстинкты индивидуумов, подчиняет их интересам коллектива; • влияние тотемов
III. Переход от присваивающего к производящему хозяйству
IV. Переход к оседлому образу жизни
V. Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества
VII. Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку - язык, искусство, мораль, наука, религия и др. Все это передавалось из поколения в поколение
3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции
- Каковы ваши ассоциации при слове «человечество»? (Человечество - общность народов, населяющих Землю, объединяющая всех представителей человека разумного.)
Взгляды философов на человечество
Философ |
Взгляды |
Философы древности |
Человечество - общая судьба, берущая начало еще в доисторические времена. Единство человечества проявляется в заповедях универсальных мировых религий |
Античные философы |
Человечество отождествляют с тем или иным культурным ареалом, например, «эллины» и «варвары» |
Философы-просветители |
Человечество как единое целое сложилось постепенно, в определенное историческое время. Народы постепенно входили в человечество |
Ж.Ж. Руссо |
В качестве фактора развития человечества он выдвигал фактор совершенствования способностей человека |
И. Кант |
Предлагал соотносить любой поступок конкретного человека с идеей человечества как целью самой по себе, «человечество обладает гораздо большим потенциалом, задатками большего совершенства», нежели отдельный человек |
B.C. Соловьев |
Основанием для единства человека стала религия |
Г. Лессинг |
«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается» |
Н.Я. Данилевский |
Совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, - исторический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями. В этом культурно-историческом типе философ и видел высшее и окончательное выражение социального единства |
О. Шпенглер |
Утверждал, что народы живут на Земле, но в разновременном пространстве. Это связано с тем, что культуры живут и умирают, причем в разных ареалах. Вместо монотонного образа растянутой в линию всемирной истории он предлагал рассматривать множество могучих культур, каждая из которых «...дает собственную форму своему материалу - человечеству. Каждая из них имеет собственную идею, собственные страсти, волю, чувство и собственную смерть» |
Н.Н. Трубников |
Связывал поиски смысла жизни отдельного человека с общечеловеческой историей. Он считал, что победа над конечностью и смертью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру |
Таким образом, если обобщить все мнения мыслителей о человечестве, то получается следующая схема:
Человечество:
Первая модель - Единая судьба народов, коллектив землян
Вторая модель - Собирательное понятие, Общечеловеческое единство, связанное узами мозаики культур
Общее в двух моделях: человечество - результат биологической и социокультурной революции
4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества
- Слушая мой рассказ, определите, какую роль сыграла культура в становлении человечества.
Один из мыслителей произнес следующую фразу: «Человек - самое эксцентричное создание на Земле». Смысл сказанного таков: на свете много диковинного, но философа в наибольшей степени способен заинтересовать только человек, потому что он уникален.
Но разве каждое живое существо, обитающее на планете, не отличается оригинальностью, неповторимостью природного проекта?
Человек весь соткан из парадоксов. Человек - животное, но существует не в природе, а в обществе. У него есть инстинкты, но он руководствуется в первую очередь разумом. Человек рожден в природе, но пытается подчинить ее себе. Он обладает естественными вожделениями, но ориентируется прежде всего на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бессознательное. Человек имеет все, чтобы выжить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания он не может приспособиться к ней...
Исключительность человека не только в том, что у него множество разных качеств и задатков. Человек одновременно «настроен» на несколько программ, каждая из них, словно демон, тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное - бессознательному, инстинкты - культуре. Человек - единственное на земле существо, способное жить в ситуации абсурда. Он, например, может быть захвачен страстью, которую умом отвергает, а его волевое решение иногда всего лишь голос влечения или инстинкта. Вот почему американский философ Эрих Фромм (1900-1980) назвал человека едва ли не самым эксцентричным созданием на земле.
Однако как можно говорить об уникальности человека, если он произошел от обезьяны? У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но именно человек создал культурные традиции, моральные нормы.
Разве волки знают муки совести, а пчелы - обычаи? И потом, человек обладает такими очевидными достоинствами, как речь, разум, культура.
По современной эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Однако в те 2-4%, которыми наша совокупность генов отличается от обезьяньей, уместились разум, творчество, культура... Да, животные могут жить в сообществе. Но все, что происходит в их стадах, стаях, кланах, колониях, обусловлено инстинктом. Так, олениха воспринимает рожденного ею олененка вместе со средой.
Перемещенная в другой лес, она может не узнать собственное чадо, отказаться от него.
Человек - единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов. В отличие от генетической памяти, память социапьная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека. Русский философ Николай Александрович Бердяев писал: «Человек есть принципиальная новизна в природе». Немецкий просветитель Иоганн Гердер назвал человека «вольноотпущенником природы», а Артур Шопенгауэр - ее «дезертиром»...
Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным заново приобщаться к окружающему миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной жизни - социальную. Так и родился феномен, которого нет в природе.
Но как случилось, выражаясь в шутку, что обезьяна сошла с ума и превратилась в человека? Каким образом человек выпал из природы и даже стал противостоять ей? Культурные ценности - вот что отличает человека в окружающей среде.
Люди никогда не жили вне культуры. Нет смысла искать человека в докультурной эпохе.
Но не существует и культуры, не связанной с человеком, не рожденной им или же сохраняющей автономность по отношению к человеку. Культура - это общественное достояние, которое получают люди и передают дачьше. Социальная жизнь всегда культурна по своему характеру.
Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.
Река - это природа, канал - культура.
Кусок кварца - природа, наконечник стрелы - культура.
Стон природен, слово - достояние культуры.
Запах - природа, аромат и парфюмы - культура.
Вот камень. Он отвалился от скалы и лежит в долине. Это природный объект. Первобытный человек поднял с земли этот предмет и привязал к палке. Так родилось орудие. Здесь уже происходит рождение культуры.
Природные блага достаются людям непреднамеренно и бессознательно. Человек дышит воздухом, но не испытывает чувства благодарности к природе, потому что этот дар естественен. Однако дарами культуры никто не может овладеть без приложения собственных усилий.
Культура - это специфика исключительно человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Культура есть «вторая природа», она всегда социальна. Выражая формы человеческой деятельности, культура в то же время - арсенал обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.
- Что же произошло с человеком, когда он создал культуру? Он отделился от природы или, наоборот, шагнул ей навстречу, привнося упорядоченность?
- Послушайте притчу.
Богатый хозяин созвал к себе на пир множество гостей из разных стран и земель. Были выставлены щедрые угощения, каждый из гостей получил дорогие подарки. Большинство приглашенных благодарили хозяина и пользовались его дарами, но нашлись и те, кому показалось, что соседям дали больше. Тогда они стали отнимать питье и еду у ближних и жадно поглощать отобранное. Завязалась потасовка, в которой богатый стол был разорен, быстро опустел, и от былого изобилия на нем ничего не осталось.
- Как вы думаете, о чем повествует эта притча?
Этот щедрый хозяин - природа, приготовившая для нас еду и питье, а неразумные гости на пиру - люди, населяющие Землю. Поведение гостей указывает на то, что мы не всегда умеем грамотно и ответственно распоряжаться тем, что дает нам природа, требуем от нее все большего и большего, хищнически растрачиванием ее кладовые и, в конечном счете, наказываем сами себя.
III. Итог
- Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа? -
- Укажите основные признаки понятия «человечество»? - В чем состоят особенности социальной памяти человека?
- Какую роль в становлении человека и общества играла культура?
Домашнее задание: Выучите § 7, выполните задания.
Уроки 20-21. Сущность человека как проблема философии
Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна. Они полагали, что свою суть человек должен познавать в течение всей земной жизни, а после смерти - за ее пределами, в мире ином. И действительно, все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира человека оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для «препарирования» на исследовательском столе точной науки. Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Более того, хорошо известен следующий афоризм: «Человек есть постоянная проблема для самого себя». Может быть, поэтому разговор о человеке никогда не потеряет своей актуальности. И тому подтверждение - наш урок.
«Человек есть мера всех вещей», - так сказал греческий философ Протагор. Что за мера? В чем и как она проявляется? Почему существует так много характеристик человека? Попытаемся приоткрыть завесу этой проблемы.
1. Великая тайна - человек
«Человек - самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует. Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека. Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия. Философу вторит поэт:
«Как ты ничтожен, человек, при всем величии твоем, в сравнении со Вселенной!»
Другое направление (оптимисты) веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине, Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы», «Человек - это звучит гордо!»
Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука - философская антропология.
- Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии? - Связаны ли между собой эти две науки? Почему? - К каким выводам пришла сегодня философская антропология?
Великая тайна - человек. Что нам о нем известно?
Концепция философской антропологии:
• Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.
• Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.
• Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.
• Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».
• Их единство и образует сущность человека.
2. Человек - биосоциальная система
- Прочитайте внимательно п. 2 § 8. - Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.
- Какие два начала сочетаются в человеке? - Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? - Дайте характеристику одному из ключевых собирательных терминов философии - субъект.
- Что авторы учебника подразумевают под понятием «субъектность»? - Что такое «человеческая субъективность»?
- Дайте полное определение понятию «человек». - Таким образом, мы выяснили, что:
Человек
3. Социальная сущность деятельности
Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением. И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно лишь человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.
Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.
Второе, деятельность - взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.
Таким образом, деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
- Как вы считаете, субъективные или объективные аспекты воздействуют на человеческую деятельность? Аргументируйте свой ответ.
Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления, силы, возможности, кроме деятельности. Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый стремится подняться все выше по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и т. д.
Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, т. е. что и как он делает.
Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.
Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность - это согласованные действия ради достижения какой-либо общей цели. Общение - это тоже деятельность. Она нередко требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности - помощь другим людям, а нередко и взаимопомощь. Древняя мудрость гласит, что отдавать для нравственного человека намного приятнее, чем брать. Есть мнение, что с высочайшим наслаждением самоотдачи не может сравниться радость, которую приносят приобретение или потребление.
4. Мышление и деятельность. Мышление и язык
Нам необходимо проследить взаимосвязь и взаимозависимость следующих понятий: • Деятельность. • Мышление. • Речь.
- Как вы думаете, связаны ли они между собой. И если да, то каким образом. - Проанализируем первую цепочку:
Мышление Деятельность
Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.
Люди по-разному обдумывают действительность - от простейших жизненных ситуаций до глобальных обобщений. Мышление пронизывает всю деятельность человека, сообщая ее волевым усилиям согласованность, упорядоченность, организованность. Чтобы лучше понять эту взаимосвязь, обратимся к примеру.
Послушайте притчу.
Иди вперед!
Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.
Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»
Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а посоветовал обязательно идти вперед?
На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.
Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.
- Как вы поняли смысл притчи?
- Какое отношение она имеет к вопросу, который мы обсуждаем?
- Теперь проанализируем вторую цепочку.
Мышление Речь
Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь - это орудие мышления.
Речь имеет внешнее и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.
Вспомните, как и когда появились первые слова? Они выделились, дифференцировались и закрепились в процессе общественно-исторической деятельности человека по освоению им действительности. Именно потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов.
Следовательно, между мышлением и языком существует теснейшая связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Обезьяны так и не научились говорить, так как не обладают высокоорганизованным мозгом.
- Давайте вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Почему так много мнений относительно сущности человека? (Потому что разнообразны проявления человеческой деятельности. Абстрактного человека не существует. Человек должен рассматриваться в контексте своего существования. Именно это обстоятельство и определяет многообразие философского подхода к проблеме человека.)
III. Итог
- Что вы узнали о философской антропологии? - Чем отличается человеческая субъекгность от субъективности? - В чем проявляется социальная деятельность человека? - Как соотносятся между собой мышление и деятельность? - Раскройте взаимосвязь языка и мышления. - Выполните задания к параграфу.
Домашнее задание: Выучите § 8, выполните задания.
Уроки 22-24. Общество и общественные отношения
Человек так же неотделим от окружающих его людей, как волны от моря или растение от своего корня. Все мы зачитывались в детстве сказкой о Маугли. Однако это лишь красивая выдумка. К сожалению, дети, выкормленные животными, не становятся людьми и очень быстро погибают.
Кто-то из писателей нашел красивое сравнение: человек подобен драгоценному камню, но камень этот не обработан и не имеет оправы. Следовательно, от того, в какую среду попадет этот камень, во многом и зависит судьба человека. Возможно, он полностью раскроет все грани своего таланта, или, наоборот, потускнеет. Поэтому роль общества в становлении человека является во многом определяющей.
- Что такое «общество»?
- Что собой представляют отношения, которые складываются между людьми в процессе общения?
1. Общество и социум
- Вспомним, что такое «общество».
- Как же соотносятся между собой два понятия - «общество» и «социум»? На этот счет нет однозначного ответа.
Согласно одной точке зрения понятие «социум» многие исследователи определяют как синоним понятию «общество».
Согласно другой точке зрения под социумом понимается социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы.
Таким образом, социальное общество выступает формой его существования, внебиологическим способом связи людей.
2. Уровни социально-философского анализа общества
«Уровни социально-философского анализа общества»:
Уровень |
Сущность |
Конкретно- исторический |
На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения |
Историко-типологический |
Обобщение, связанное с типологией общества |
Социально- философский |
Выделение, анализ всеобщих свойств общества |
3. Общество и природа
- Рассмотрим вопрос, что объединяет и что отличает общество и природу?
Общество: • имеет законы исторического развития; • занимается созидательной деятельностью; • преобразует мир, в том числе и природу.
Природа: • имеет собственные законы; • постоянный и непрерывный эволюционный процесс; • влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; • может замедлять или ускорять развитие стран и народов; • стихийна; • долговечна.
- Вспомните, как мыслители древности относились к природе? (В древности природная и социальная среды в сознании человека были неразделимы.
В эпоху Средневековья происходит разграничение социального (деятельность людей, направляемая их сознанием и волей), природного (естественная необходимость) и Божественного (предопределение свыше). Эти миры располагались в строгой иерархии: на вершине - мир Божественного, за ним - социального и, наконец, «косная природа».
В Новое время с началом индустриализации утверждается потребительское отношение людей к природе. Опасное для жизни человека загрязнение окружающей среды, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию человека.
В наши дни социальная среда воспринимается многими из нас как более значимая.)
В молодежном клубе обсуждается тема «Человек и этические проблемы природопользования». Первый выступающий сказал: «Этика - наука, изучающая мораль. Но мораль мы обычно связываем с отношениями между людьми. Чем вызвано распространение этических проблем на отношение к природе?» Второй участник дискуссии поддержал первого: «Разве можно говорить о нравственном отношении к природе? Ведь нравственные отношения, моральные нормы и оценки, основанные на понятиях добра и зла, справедливости, складываются только в процессе общения между людьми, то есть носят общественный характер». Третий возразил: «Почему можно и нужно говорить о нравственном или безнравственном от ношении человека к природе? Потому, что в отношении человека к природе проявляется и его отношение к другим людям, приносящее им пользу или вред».
Вам предоставляют слово. Что вы скажете?
4. «Вторая природа»
На предыдущих уроках мы выяснили, что человек был, есть и, вероятно, останется созидателем существующего мира, творцом нового, творцом культуры. По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие.
- Прочитайте п. 3 § 9. - Почему культуру называют «второй природой»? - Что мы понимаем под культурой?
- Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле. - Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура»
- Какую роль играет культура в жизни общества? - Назовите главные черты культуры.
- Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие. - Почему это деление условное?
- Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры. Ученые-культурологи выделяют четыре важнейшие составляющие элемента культуры:
• понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;
• взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности;
• ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться;
• правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
5. Общественные отношения
В обществе между людьми складываются особые отношения. В науке их принято называть общественными отношениями. Это тот воздух, который мы не видим, но которым дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью.
Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллективов». Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.
В широком смысле общественные отношения - это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе.
В узком смысле - опосредованные связи между людьми. Какие же характерные особенности имеют общественные отношения?
Характерные черты общественных отношений
Относительно устойчивые связи Безличные (формальные) связи Затрагивающие важные стороны жизни
В зависимости от разных критериев, положенных в основу, существует несколько классификаций общественных отношений.
1. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни.
К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др.
Вторичный уровень образуют отношения, которые, в отличие от отношений первого уровня, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей.
2. Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные.
Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого.
Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.
3. Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений: социокультурные, политические и производственные.
Социокультурные |
Политические |
Производственные |
Семья СМИ Церковь Творческие союзы Учреждения культуры |
Партии Движения Лоббистские группы (группы давления на власть) |
Частные предприятия Акционерные общества Профессиональные общества |
Как особый вид общественных отношений следует отметить также межличностные отношения.
- На уроках естественно-научных дисциплин вы узнали, что объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями называется законом или объективной закономерностью. Как вы думаете, можно ли считать общественные отношения проявлением такой связи, т. е. «объективной закономерностью»?
- Как подобное утверждение можно соотнести с сознательно-волевой деятельностью людей? Свой ответ аргументируйте.
III. Итог
- Каковы основные значения понятия «общества»? - В чем вы видите разницу в понятиях «общество» и «социум»? - Каковы основные уровни анализа общества? - Как соотносятся между собой природа и общество?
- Прокомментируйте следующее высказывание английского философа Г. Бокля: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен». Это было сказано полтора столетия назад.
- Как вы думаете, подтверждаются ли слова Г. Бокля в современном мире? Свой ответ аргументируйте.
- Покажите многозначность понятия «культура». - Какова ее роль в жизни общества?
- Можно ли, по-вашему, прожить без знания творчества А.С. Пушкина?
- Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную.
- Какие отношения философы считают общественными?
- Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы?
- Выполните задания к параграфу на с. 97-99. Домашнее задание: Выучите § 9, выполните задания.
PAGE 8