Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 1 ТЕОРИЯ ИГР И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Задание 1

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Тема 1. ТЕОРИЯ ИГР И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ 

В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Задание 1. Решение игры с заданной матрицей платежей

Порядок выполнения:

  1.  Определение по заданной матрице платежей нижней и верхней цены игры. Существует ли в игре равновесие в чистых стратегиях?
  2.  Сведение задачи теории матричных игр к задаче линейного программирования (ЛП)
  3.  Решение задачи ЛП с помощью пакета MS Excel (определение цены игры и оптимальной стратегии для каждого из игроков).

Вариант 11

В1

В2

В3

В4

А1

-8

6

7

А2

3

-1

4

4

А3

5

4

3

4

Ход работы:

1. Проверяем, имеет ли платежная матрица седловую точку. Если да, то выписываем решение игры в чистых стратегиях. 

Считаем, что игрок I выбирает свою стратегию так, чтобы получить максимальный свой выигрыш, а игрок II выбирает свою стратегию так, чтобы минимизировать выигрыш игрока I. 

Игроки

B1

B2

B3

B4

a = min(Ai)

A1

-8

6

0

7

-8

A2

3

-1

4

4

-1

A3

5

4

3

4

3

b = max(Bi)

5

6

4

7

 

Находим гарантированный выигрыш, определяемый нижней ценой игры a = max(ai) = 3, которая указывает на максимальную чистую стратегию A3. 

Верхняя цена игры b = min(bj) = 4. 

Что свидетельствует об отсутствии седловой точки, так как a ≠ b, тогда цена игры находится в пределах 3 ≤ y ≤ 4. Находим решение игры в смешанных стратегиях. Объясняется это тем, что игроки не могут объявить противнику свои чистые стратегии: им следует скрывать свои действия. Игру можно решить, если позволить игрокам выбирать свои стратегии случайным образом (смешивать чистые стратегии). 

2. Проверяем платежную матрицу на доминирующие строки и доминирующие столбцы. 

Иногда на основании простого рассмотрения матрицы игры можно сказать, что некоторые чистые стратегии могут войти в оптимальную смешанную стратегию лишь с нулевой вероятностью. 

Говорят, что i-я стратегия 1-го игрока доминирует его k-ю стратегию, если aij ≥ akj для всех j Э N и хотя бы для одного j aij > akj. В этом случае говорят также, что i-я стратегия (или строка) – доминирующая, k-я – доминируемая. 

Говорят, что j-я стратегия 2-го игрока доминирует его l-ю стратегию, если для всех j Э M  aij ≤ ail и хотя бы для одного i aij < ail. В этом случае j-ю стратегию (столбец) называют доминирующей, l-ю – доминируемой. 

С позиции проигрышей игрока В стратегия B4 доминирует над стратегией B2 (все элементы столбца 4 больше элементов столбца 2), следовательно исключаем 4-й столбец матрицы. Вероятность q4 = 0. 

-8

6

0

3

-1

4

5

4

3

В платежной матрице отсутствуют доминирующие строки. 

Мы свели игру 3 x 4 к игре 3 x 3. 

Так как игроки выбирают свои чистые стратегии случайным образом, то выигрыш игрока I будет случайной величиной. В этом случае игрок I должен выбрать свои смешанные стратегии так, чтобы получить максимальный средний выигрыш. 

Аналогично, игрок II должен выбрать свои смешанные стратегии так, чтобы минимизировать математическое ожидание игрока I. 

В матрице присутствуют отрицательные элементы. Для упрощения расчетов добавим к элементам матрицы (8). Такая замена не изменит решения игры, изменится только ее цена (по теореме фон Неймана). 

0

14

8

11

7

12

13

12

11

 

3. Находим решение игры в смешанных стратегиях. 

Математические модели пары двойственных задач линейного программирования можно записать так: 

найти минимум функции F(x) при ограничениях: 

11x2+13x3 ≥ 1 

14x1+7x2+12x3 ≥ 1 

8x1+12x2+11x3 ≥ 1 

F(x) = x1+x2+x3 → min 

найти максимум функции Ф(y) при ограничениях: 

14y2+8y3 ≤ 1 

11y1+7y2+12y3 ≤ 1 

13y1+12y2+11y3 ≤ 1 

Ф(y) = y1+y2+y3 → max 

Решаем эти системы симплексным методом. 

Решим прямую задачу линейного программирования  двойственным симплексным методом, с использованием симплексной таблицы. 

Приведем систему ограничений к системе неравенств смысла ≤, умножив соответствующие строки на (-1). 

Определим минимальное значение целевой функции F(X) = x1 + x2 + x3 при следующих условиях-ограничений. 

- 11x2 - 13x3-1 

- 14x1 - 7x2 - 12x3-1 

- 8x1 - 12x2 - 11x3-1 

Для построения первого опорного плана систему неравенств приведем к системе уравнений путем введения дополнительных переменных (переход к канонической форме). 

В 1-м неравенстве смысла (≤) вводим базисную переменную x4. В 2-м неравенстве смысла (≤) вводим базисную переменную x5. В 3-м неравенстве смысла (≤) вводим базисную переменную x6.  

0x1-11x2-13x3 + 1x4 + 0x5 + 0x6 = -1 

-14x1-7x2-12x3 + 0x4 + 1x5 + 0x6 = -1 

-8x1-12x2-11x3 + 0x4 + 0x5 + 1x6 = -1 

Матрица коэффициентов A = a(ij) этой системы уравнений имеет вид: 

Базисные переменные это переменные, которые входят только в одно уравнение системы ограничений и притом с единичным коэффициентом. 

Экономический смысл дополнительных переменных: дополнительные перемены задачи ЛП обозначают излишки сырья, времени, других ресурсов, остающихся в производстве данного оптимального плана. 

Решим систему уравнений относительно базисных переменных: 

x4, x5, x6, 

Полагая, что свободные переменные равны 0, получим первый опорный план: 

X1 = (0,0,0,-1,-1,-1)

Базисное решение называется допустимым, если оно неотрицательно. 

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x4

-1

0

-11

-13

1

0

0

x5

-1

-14

-7

-12

0

1

0

x6

-1

-8

-12

-11

0

0

1

F(X0)

0

-1

-1

-1

0

0

0

1. Проверка критерия оптимальности. 

План 0 в симплексной таблице является псевдопланом, поэтому определяем ведущие строку и столбец. 

2. Определение новой свободной переменной. 

Среди отрицательных значений базисных переменных выбираем наибольший по модулю. 

Ведущей будет 1-ая строка, а переменную x4 следует вывести из базиса. 

3. Определение новой базисной переменной. 

Минимальное значение θ соответствует 3-му столбцу, т.е. переменную x3 необходимо ввести в базис. 

На пересечении ведущих строки и столбца находится разрешающий элемент (РЭ), равный (-13). 

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x4

-1

0

-11

-13

1

0

0

x5

-1

-14

-7

-12

0

1

0

x6

-1

-8

-12

-11

0

0

1

F(X0)

0

-1

-1

-1

0

0

0

θ

0

 - 

-1 : (-11) = 1/11

-1 : (-13) = 1/13

 - 

- 

- 

4. Пересчет симплекс-таблицы. 

Выполняем преобразования симплексной таблицы методом Жордано-Гаусса. 

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x3

1/13

0

11/13

1

-1/13

0

0

x5

-1/13

-14

32/13

0

-12/13

1

0

x6

-2/13

-8

-29/13

0

-11/13

0

1

F(X0)

1/13

-1

-2/13

0

-1/13

0

0

Представим расчет каждого элемента в виде таблицы: 

B

x 1

x 2

x 3

x 4

x 5

x 6

-1 : -13

0 : -13

-11 : -13

-13 : -13

1 : -13

0 : -13

0 : -13

-1-(-1-12):-13

-14-(0-12):-13

-7-(-11-12):-13

-12-(-13-12):-13

0-(1-12):-13

1-(0-12):-13

0-(0-12):-13

-1-(-1-11):-13

-8-(0-11):-13

-12-(-11-11):-13

-11-(-13-11):-13

0-(1-11):-13

0-(0-11):-13

1-(0-11):-13

0-(-1-1):-13

-1-(0-1):-13

-1-(-11-1):-13

-1-(-13-1):-13

0-(1-1):-13

0-(0-1):-13

0-(0-1):-13

1. Проверка критерия оптимальности. 

План 1 в симплексной таблице является псевдопланом, поэтому определяем ведущие строку и столбец. 

2. Определение новой свободной переменной. 

Среди отрицательных значений базисных переменных выбираем наибольший по модулю. 

Ведущей будет 3-ая строка, а переменную x6 следует вывести из базиса. 

3. Определение новой базисной переменной. 

Минимальное значение θ соответствует 2-му столбцу, т.е. переменную x2 необходимо ввести в базис. 

На пересечении ведущих строки и столбца находится разрешающий элемент (РЭ), равный (-29/13). 

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x3

1/13

0

11/13

1

-1/13

0

0

x5

-1/13

-14

32/13

0

-12/13

1

0

x6

-2/13

-8

-29/13

0

-11/13

0

1

F(X0)

1/13

-1

-2/13

0

-1/13

0

0

θ

0

-1 : (-8) = 1/8

-2/13 : (-29/13) = 2/35

 - 

-1/13 : (-11/13) = 1/11

 - 

- 

4. Пересчет симплекс-таблицы. 

Выполняем преобразования симплексной таблицы методом Жордано-Гаусса. 

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x3

1/35

-218/35

0

1

-12/35

0

11/35

x5

-9/35

-2313/35

0

0

-132/35

1

16/35

x2

2/35

234/35

1

0

11/35

0

-13/35

F(X1)

3/35

-19/35

0

0

-1/35

0

-2/35

Представим расчет каждого элемента в виде таблицы: 

B

x 1

x 2

x 3

x 4

x 5

x 6

1/13-(-2/1311/13):-29/13

0-(-811/13):-29/13

11/13-(-29/1311/13):-29/13

1-(011/13):-29/13

-1/13-(-11/1311/13):-29/13

0-(011/13):-29/13

0-(111/13):-29/13

-1/13-(-2/132/13):-29/13

-14-(-82/13):-29/13

32/13-(-29/132/13):-29/13

0-(02/13):-29/13

-12/13-(-11/132/13):-29/13

1-(02/13):-29/13

0-(12/13):-29/13

-2/13 : -29/13

-8 : -29/13

-29/13 : -29/13

0 : -29/13

-11/13 : -29/13

0 : -29/13

1 : -29/13

1/13-(-2/13-2/13):-29/13

-1-(-8-2/13):-29/13

-2/13-(-29/13-2/13):-29/13

0-(0-2/13):-29/13

-1/13-(-11/13-2/13):-29/13

0-(0-2/13):-29/13

0-(1-2/13):-29/13

1. Проверка критерия оптимальности. 

План 2 в симплексной таблице является псевдопланом, поэтому определяем ведущие строку и столбец. 

2. Определение новой свободной переменной. 

Среди отрицательных значений базисных переменных выбираем наибольший по модулю. 

Ведущей будет 2-ая строка, а переменную x5 следует вывести из базиса. 

3. Определение новой базисной переменной. 

Минимальное значение θ соответствует 4-му столбцу, т.е. переменную x4 необходимо ввести в базис. 

На пересечении ведущих строки и столбца находится разрешающий элемент (РЭ), равный (-132/35). 

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x3

1/35

-218/35

0

1

-12/35

0

11/35

x5

-9/35

-2313/35

0

0

-132/35

1

16/35

x2

2/35

234/35

1

0

11/35

0

-13/35

F(X0)

3/35

-19/35

0

0

-1/35

0

-2/35

θ

0

-19/35 : (-2313/35) = 19/818

 - 

- 

-1/35 : (-132/35) = 1/67

 - 

- 

4. Пересчет симплекс-таблицы. 

Выполняем преобразования симплексной таблицы методом Жордано-Гаусса. 

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x3

5/67

145/67

0

1

0

-12/67

7/67

x4

9/67

1214/67

0

0

1

-35/67

-41/67

x2

1/67

-58/67

1

0

0

11/67

-12/67

F(X2)

6/67

-13/67

0

0

0

-1/67

-5/67

Представим расчет каждого элемента в виде таблицы: 

B

x 1

x 2

x 3

x 4

x 5

x 6

1/35-(-9/35-12/35):-132/35

-218/35-(-2313/35-12/35):-132/35

0-(0-12/35):-132/35

1-(0-12/35):-132/35

-12/35-(-132/35-12/35):-132/35

0-(1-12/35):-132/35

11/35-(16/35-12/35):-132/35

-9/35 : -132/35

-2313/35 : -132/35

0 : -132/35

0 : -132/35

-132/35 : -132/35

1 : -132/35

16/35 : -132/35

2/35-(-9/3511/35):-132/35

234/35-(-2313/3511/35):-132/35

1-(011/35):-132/35

0-(011/35):-132/35

11/35-(-132/3511/35):-132/35

0-(111/35):-132/35

-13/35-(16/3511/35):-132/35

3/35-(-9/35-1/35):-132/35

-19/35-(-2313/35-1/35):-132/35

0-(0-1/35):-132/35

0-(0-1/35):-132/35

-1/35-(-132/35-1/35):-132/35

0-(1-1/35):-132/35

-2/35-(16/35-1/35):-132/35

В базисном столбце все элементы положительные. 

Переходим к основному алгоритму симплекс-метода. 

1. Проверка критерия оптимальности. 

Среди значений индексной строки нет положительных. Поэтому эта таблица определяет оптимальный план задачи. 

Окончательный вариант симплекс-таблицы: 

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x3

5/67

145/67

0

1

0

-12/67

7/67

x4

9/67

1214/67

0

0

1

-35/67

-41/67

x2

1/67

-58/67

1

0

0

11/67

-12/67

F(X1)

6/67

-13/67

0

0

0

-1/67

-5/67

Оптимальный план можно записать так: 

x3 = 5/67 

x2 = 1/67 

F(X) = 15/67 + 11/67 = 6/67 

Составим двойственную задачу к прямой задаче. 

+ 14y2 + 8y31 

11y1 + 7y2 + 12y31 

13y1 + 12y2 + 11y31 

y1 + y2 + y3 → max 

y1 ≥ 0 

y2 ≥ 0 

y3 ≥ 0 

Используя последнюю итерацию прямой задачи найдем, оптимальный план двойственной задачи. 

Из теоремы двойственности следует, что Y = C*A-1. 

Составим матрицу A из компонентов векторов, входящих в оптимальный базис. 

Определив обратную матрицу D = А-1 через алгебраические дополнения, получим: 

Как видно из последнего плана симплексной таблицы, обратная матрица A-1 расположена в столбцах дополнительных переменных. 

Тогда Y = C*A-1 =  

Оптимальный план двойственной задачи равен: 

y1 = 0 

y2 = 1/67 

y3 = 5/67 

Z(Y) = 1*0+1*1/67+1*5/67 = 6/67 

Критерий оптимальности полученного решения. Если существуют такие допустимые решения X и Y прямой и двойственной задач, для которых выполняется равенство целевых функций F(x) = Z(y), то эти решения X и Y являются оптимальными решениями прямой и двойственной задач соответственно. 

Цена игры будет равна g = 1/F(x), а вероятности применения стратегий игроков: 

pi = g*xi; qi = g*yi. 

Цена игры: g = 1 : 6/67 = 111/6 

p1 = 111/6 •= 0 

p2 = 111/61/67 = 1/6 

p3 = 111/65/67 = 5/6 

Оптимальная смешанная стратегия игрока I: 

P = (0; 1/6; 5/6)

q1 = 111/6 •= 0 

q2 = 111/61/67 = 1/6 

q3 = 111/65/67 = 5/6 

Оптимальная смешанная стратегия игрока II: 

Q = (0; 1/6; 5/6)

Поскольку ранее к элементам матрицы было прибавлено число (8), то вычтем это число из цены игры. 

111/6 - 8 = 31/6 

Цена игры: v=31/6 

4. Проверим правильность решения игры с помощью критерия оптимальности стратегии. 

∑aijqj ≤ v 

∑aijpi ≥ v 

M(P1;Q) = (-8•) + (61/6) + (05/6)  = 1 ≤ v 

M(P2;Q) = (3•) + (-11/6) + (45/6)  = 3.167 = v 

M(P3;Q) = (5•) + (41/6) + (35/6)  = 3.167 = v 

M(P;Q1) = (-8•) + (31/6) + (55/6)  = 4.667 ≥ v 

M(P;Q2) = (6•) + (-11/6) + (45/6)  = 3.167 = v 

M(P;Q3) = (0•) + (41/6) + (35/6)  = 3.167 = v 

Все неравенства выполняются как равенства или строгие неравенства, следовательно, решение игры найдено верно. 

Решение с помощью пакета MS Excel:

Задание 2. Решение игры

Порядок выполнения:

  1.  Построение матрицы платежей.
  2.  Сведение задачи теории матричных игр к задаче ЛП
  3.  Решение задачи ЛП с помощью пакета MS Excel и ответы на дополнительные вопросы задания.

T

A

B

A

0.3

0.4

0.1

B

0.5

0.2

0.7

Ход работы:

Решение с помощью пакета MS Excel:

Тема 2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА

Задание Определение наилучшей альтернативы в условиях риска и построение индивидуальной функции полезности

Порядок выполнения работы.

  1.  Построение дерева принятия решений или таблицы платежей.
  2.  Выбор критерия оценки качества решения (например, максимизация прибыли или минимизация затрат)
  3.  Оценка полезности каждого из вариантов решений и выбор наилучшего решения.
  4.  Анализ чувствительности полученного решения.
  5.  Построение собственной функции полезности (в виде графика в MS Excel). Диапазон денежных сумм выбрать по своему усмотрению.
  6.  Для сравнения, на том же графике построить прямую, отражающую нейтральное отношение к риску.
  7.  Анализ полученной функции на предмет отношения к риску.

Недельный спрос, ящиков

Вероятность

11

0,4

12

0,4

13

0,2

Дерево решений запишется в виде

Решение с помощью пакета MS Excel:

Ожидаемый чистый доход максимален при выборе альтернативы А (330 долл.). С учетом штрафов за неудовлетворенный спрос максимальный чистый доход дает альтернатива В (319 долл.).

Министерство образования, науки, молодежи и спорта Украины

Одесский национальный политехнический университет

Институт промышленных технологий, дизайна и менеджмента

Кафедра информационных технологий проектирования в машиностроении

Расчетно-графическая работа

по дисциплине «Теория принятия решений»

Выполнил:

Ст.гр. М-102 

Седашов Я.С.

Проверила:

Иващенко И.Н.

Одесса,2013




1. Соотношение этических категорий «благо», «добро», «зло»
2. вом звуков на письме и огромным колвом звуков из которых складывается речь.html
3. 1вT. lot of Вс1вW
4. 12 рывки руками перед собой на 34 рывки руками с поворотом туловища в правую и левую сторону
5. Задание на Курсовую работу по дисциплине Информатика 2012
6. Введение Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и возможно самым дина
7. Никелькомбината нашлось в достаточном количестве
8. то не было времени и статуса чтоб делать такие радикальные выводы
9. Тема проекта Разработка бизнесплана 2
10. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬСОЗНАНИЕ
11. Березка обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к ВолгоКаспийскому акционерному банку.html
12. Статья- Экономико-организационные проблемы обеспечения безопасности деятельности коммерческих банков.html
13. Профилактика зрительных нарушений при перегрузке, нарушений аккомодации и малых степеней аномалий рефракции
14. цзы Перевод В
15. Сварка
16. МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯИМЕНИ АДМИРАЛА Ф
17. а де запанувала 1я Вавілонська чи Аморитська династія час правління якої називають Старовавилонським пері
18. ЦК Юграпрезент Н
19. бассейн из пластика в бетонной чаше с необработанным краем
20. Законы наследственности