Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопросы к зачёту по «Стилеобразовании в дизайне»
Стиль в искусствах (в том числе пространственных) это исторически формирующаяся и относительно устойчивая в определенный период времени общность образной системы, отличительных средств и приемов художественной выразительности произведений искусств, обусловленная единством идейно-смыслового содержания и проникнутая определенным мироощущением
Стиль в дизайне (как одной из форм художественной культуры и вида архитектонических искусств) «закономерное единство всех элементов формы изделия (набора, комплекса, системы, ансамбля, среды), воплощаемое в определенной системе устойчивых характерных признаков, обеспечиваемых общностью композиционных приемов, формирующих художественный образ произведений дизайна»
Культурно-исторически обусловленный художественный стиль определенной эпохи в творчестве народа какого-либо региона мира:
- готический стиль в архитектуре стран Европы XI XIV вв.;
- стиль модерн в архитектуре, мебели, одежде, прикладном искусстве в России начала ХХ в.;
- направление постмодерна в архитектуре Европы и Америки 70-х 80-х гг. ХХ в.
Художественный стиль в творческой деятельности этнических общностей (племен, народностей, наций) с учетом определенного этапа (стадии) развития национальных искусств:
- греческая вазопись (чернофигурная и краснофигурная) и стилеобразование керамических изделий в Аттике и Коринфе в VI V вв. до н. э.;
Стиль художественных направлений, течений, школ того или иного этапа (стадии) развития художественной культуры страны, ее региона, поселения в разны х видах пространственных искусств:
- стилевые особенности мебели общего стилевого направления рококо в разных странах Европы середины XVIII в.: французское рококо (стиль Людовика XV), немецкое рококо, австрийское рококо, английское рококо (стиль чиппендейл);
- стиль французских пейзажистов Барбизонской школы живописи, работавших в 30-е 60-е гг. XIX в.;
- стиль кубизма в изобразительном искусстве Франции и других стран Европы в первой четверти ХХ в.;
- стиль конструктивизма в советской архитектуре, мебели, моделировании костюма, искусстве текстиля, плаката, книги, сценографии в 20-х гг. ХХ в.
Индивидуальный стиль художника творца произведений искусства (с учетом возможного изменения стиля в разные периоды его творчества):
- своеобразие творческих стилей французских импрессионистов: Э. Мане и К. Моне, О. Ренуара и Э. Дега, К. Писсаро и А. Сислея, также как и русских импрессионистов: К. А. Коровина и И. Э. Грабаря;
- особая декоративность и колористическая напряженность живописи и керамики М. А. Врубеля, тяготевшего к символико-философской обобщенности создаваемых образов;
- эволюция стилевых направлений в творчестве одного из основоположников кубизма П. Пикассо, создававшего в разные периоды своей художественной деятельности произведения то в стиле реализма, то неоклассицизма, то кубизма, то сюрреализма ради поиска наиболее выразительных средств отражения в форме произведений соответствующего актуального социально-культурного содержания.
Стиль разных произведений искусства одного и того же автора:
- стилевое своеобразие живописных произведений Рембранта, таких как «Ночной дозор», или «Возвращение блудного сына», или «Даная» и «Флора»;
- стилевые особенности пластики О. Родена в таких его классических произведениях, как «Бронзовый век», «Мыслитель» и «Граждане Кале» (групповая скульптура), воплощающих определенные символико-философские концепции, и таких эмоционально выразительных камерных работах, посвященных теме любви, как «Вечная весна», «Амур и Психея», «Ромео и Джульетта», импрессионистических по своему стилю;
- стилевая оригинальность каждого из витражей, стеклянных декоративных ваз и настольных ламп, выполненных Л. К. Тиффэни, американским художником декоративно-прикладного искусства конца XIX начала ХХ вв., периода стиля арт нуво.
6. Стиль элемента (составной части, компонента) произведения искусства:
- отличия стилевого характера трех в разное время сооруженных ворот Петропавловской крепости как единого архитектурного ансамбля XVIII в.:
Петровских ворот (1717 1718), созданных в барочном стиле и напоминающих западноевропейские барочные триумфальные ворота или главные фасады западноевропейских барочных церквей;
Типология стиля в дизайне структурно проявляется в следующих ее уровнях типах стиля.
1. Стиль предметной среды определенного периода (этапа, стадии) развития материально-художественной культуры, обусловленный художественным осмыслением достижений научно-технической и социально-культурной сторон прогресса в том или ином регионе мира, стране:
- стиль предметной среды интерьеров жилых и общественных зданий, сформировавшийся в конце XIX начале ХХ вв. в Бельгии, Франции, Англии, Голландии, Германии, Австрии, России и называвшийся в них по-разному: «модерн», «арт нуво», «югендстиль», «сецессион», отражая своеобразие воплощения общей идейно-эстетической концепции нового подхода к стилевому единству среды в разных странах Европы;
- стиль вестибюлей, эскалаторов, интерьеров подземных станций метро и дизайна вагонов метрополитена в крупных городах мира, построенных в разное время (Лондоне, Нью-Йорке, Будапеште, Вене, Париже, Мадриде; Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Ташкенте и т. д.);
- неофункционализм в оборудовании жилища, основанный на новой концепции итальянского дизайнера Д. Коломбо (жилое пространство как «эластичный контейнер», содержащий свободно перемещаемые и трансформируемые элементы жилого оборудования в стиле «хай-тек», в том числе многофункциональные блоки), получивший некоторое распространение в 60-е гг. ХХ в. в Италии, Америке, Японии.
2. Стиль предметной среды в различных сферах и областях жизнедеятельности людей:
- функционально-технологически обусловленный, обезличенный, но по-своему пространственно, пластически и колористически выразительный стиль интерьеров цехов предприятий разных отраслей промышленности;
- представительный, официальный, в той или иной степени престижный стиль интерьеров правлений средних и крупных компаний, банков, офисов, деловых контор;
- стиль интерьеров и витрин самых разных магазинов, характеризуемый стандартной безликостью торгового серийно выпускаемого оборудования (оживляемого лишь яркой упаковкой разнообразных товаров, а также формой и цветом неупакованных товаров), или рекламной крикливостью, яркостью и пестротой оформления, или, наоборот, изысканностью, элегантностью, изяществом гармонии.
3. Стиль различных художественных направлений, течений в дизайне, отражающий разные концепции стилеобразования предметной среды и ее компонентов в определенные периода развития дизайна:
- стиль, основанный на идеях функционализма и воплощенный в работах студентов и педагогов Баухауза, основанного и руководимого В. Гропиусом («Баухауз-стиль»);
- стиль русских конструктивистов, отражавший идеи «производственного искусства» в Советской России 20-х гг., А. Родченко, В. Татлина, Л. Лисицкого, Н. Ладовского, преподававших во ВХУТЕМАСе (ВХУТЕИНе) и выполнявших разнообразные проекты изделий и сооружений
- стилевые течения, объединяемые термином «арт деко», получившие распространение в период с 1925 по 1935 гг. в Европе и Америке;
- стиль последних десятилетий ХХ в. «минимализм», воплощающий эстетические идеи «благородной простоты», рационального пуританства в технически обусловленной форме-конструкции вещи, прокламирующий «антиформализм», но фактически превратившийся в новую разновидность формализма в дизайне, тяготеющую к выставочности, демонстративности «арт-дизайна».
4. Стиль родственных по основной (рабочей) функции, но различных по культурному смыслу, ситуациям и среде использования видов изделий:
- стилевое различие мебели и оборудования (таких видов, как шкафы, полки, столы, стулья, скамьи, кресла, подставки), предназначенных для предприятий торговли, или конструкторских бюро, или лабораторий, или учебных заведений, или медицинских учреждений (поликлиник, больниц), или разных помещений жилищ городского и сельского типов;
- стилевое различие одежды, головных уборов, обуви, используемых в разное время года, разную погоду, или разном климате; в будничных и праздничных ситуациях; или в разного рода производственных условиях; или стиль форменной одежды военных (полевой или парадной); или фирменной одежды разных предприятий и организаций;
- стилевое отличие приборов, аппаратов, машин, механизмов, инструментов, предназначенных для использования либо в производственных, либо бытовых целях и имеющих аналогичные рабочие функции.
5. Стиль сходных по назначению изделий, но ориентированных на удовлетворение разных эстетических запросов и предпочтений различных групп потребителей в соответствии с их ценностными ориентациями:
- формально-эстетические различия стилевого характера тех или иных вариантов модных направлений стилеобразования сходных или даже одинаковых по назначению моделей групп и видов бытовых изделий: мужской, женской и детской одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров одежды (особенно шарфов, косынок, галстуков, ремней, поясов, перчаток); разнообразных тканей (для одежды, мебельных, портьерных и т.д.), штучных текстильных изделий, ковров; разных видов (типов) посуды кухонной, столовой, чайной, кофейной, винной; различных видов часов, разных оправ очков; мобильных телефонов, фотоаппаратов; разнообразных видов игрушек, украшений, сувениров.
6. Стиль, образно идентифицирующий данное изделие товар (или услугу) с продукцией или обслуживающей деятельностью определенной фирмы фирменный стиль:
- графический фирменный стиль, включающий прежде всего фирменную (торговую) марку, знак обслуживания; фирменный шрифт деловой и рекламной документации, особенности ее композиционно-стилевого решения, включая колористику (фирменная цветовая гамма); упаковку товаров;
- фирменный стиль, определяемый характером композиционно-стилевого решения промышленных изделий, оборудования (наборов, комплексов, систем), например: продукция фирмы Икеа (мебель, оборудование жилища), фирмы Адидас (спортивная одежда), известных автомобильных фирм Америки, Италии, Франции, Германии, Японии, также как фирм Японии, Южной Кореи, выпускающих бытовую радиоэлектронную аппаратуру.
7. Индивидуальный творческий стиль дизайнера (с учетом его изменения в разные периоды творчества и специфики разрабатываемых изделий):
- стиль легкой функциональной мебели из стальных изогнутых трубок, разработанной М. Брейером, выпускником и преподавателем Баухауза в Германии 20-х гг. ХХ в.;
- стиль пишущих машинок фирмы Оливетти в Италии, создававшийся дизайнерами М. Ниццоли и Э. Соттсасом в 60-е 80-е гг. ХХ в.;
- стиль продукции фирмы Браун в ФРГ (радиоаппаратура, кухонные механизмы, приборы, фотопринадлежности), разработанный в 60-е гг. ХХ в. под руководством Ф. Айхлера педагогами высшей школы дизайна в г. Ульме Г. Гугелотом, Д. Рамсом, Ги Бонсипом, Р. Фишером и др.;
- стиль творческого почерка Г. Дрейфуса (одного из пионеров американского дизайна), проявившийся разнообразно в его разработках семействе фотоаппаратов фирмы Полароид, швейной машине Зингер, мод. 600, компактном телефоне «Тримлайн» фирмы Белл, мини-тракторе компании Джон Дир;
- стиль модных коллекций одежды, создававшихся в прошедшие десятилетия ХХ в. (и в настоящее время) такими известными зарубежными кутюрье, как Габриэль Шанель, Кристиан Диор, Джанни Версаче, Пьер Лорен, Жан Поль Готье, Ив Сен-Лоран, Гальяно, Юбер де Живанши, Тьери Мюглер, а также отечественными дизайнерами одежды Вячеславом Зайцевым, Александром Васильевым, Валентином Юдашкиным, Татьяной Парфеновой, Лилией Киселенко, Татьяной Котеговой, Клавдией Смирновой и другими.
8. Стиль отдельного произведения дизайна (изделия, комплекта, ансамбля, предметной среды):
- стиль интерьеров загородного дома, отражающий определенную авторскую концепцию, ценностные ориентации и образ жизни владельца дома заказчика уникального дизайн-проекта;
- стиль оригинальных перспективных моделей легковых автомобилей (концепт-кар), разрабатываемый дизайнерами разных стран по заказам ведущих автомобильных фирм мира;
- стиль оригинального гарнитура мебели; или столового, чайного, кофейного сервиза; или бытового светильника того или иного вида (типа); или настенных часов для жилища; или наручных часов того или иного типа;
- стиль оригинальных спортивных костюмов фигуристов (парного или одиночного катания), участников соревнований или показательных выступлений;
- стиль оригинальных моделей бижутерии разных видов;
9. Стиль отдельных компонентов произведений дизайна (в том числе: составных частей конструкции, элементов комплекта, принадлежностей к изделию, характера декора, отделки изделия):
- стилистически характерные предметы меблировки и оборудования интерьеров жилого и общественного назначения, играющие роль акцентов в общей композиции;
- стилевые особенности разнообразной декоративной отделки одежды разного вида;
- особенности стилевого характера частей конструкции светильников (отражателей, рассеивателей, подставок, стоек, оснований, кронштейнов, устройств для подвешивания и т. п.);
- стилевые особенности декора на металлической (эмалированной), керамической, фарфоровой, стеклянной посуде бытового назначения;
- особенности стилевого характера формы корпусов, браслетов, графического решения циферблатов наручных часов разного типа.
Сравнение типологических структур, олицетворяющих морфологию стилей в пространственных искусствах и дизайне позволяет сделать вывод о том, что включенность дизайна как вида художественного творчества в мир пространственных искусств определяет наличие в типологической структуре стиля в дизайне типов - уровней его иерархии, аналогичных типам уровням структуры мира искусств. Это типы, рассмотренные под номерами 1, 3, 7, 8, 9.
Особенности природы дизайнерского творчества, заключающиеся в совмещении в этой деятельности и художественного, и технического начал, а также гармонии эстетической и утилитарной сущности в объектах дизайна (большинство из которых предназначено в первую очередь для их практического применения), обусловливают существование в многоуровневой структуре стиля в дизайне таких типов, которых не может быть в изобразительных и многих прикладных искусствах, но которые в той или иной мере (и то не все) могут относиться и к архитектуре. Эти типы (с их примерами) в типологии стиля в дизайне соответствуют номерам 2, 4, 5, 6.
Кроме того, следует иметь ввиду, что стилеобразование в дизайне в меньшей степени, чем в изобразительных и прикладных искусствах, испытывает влияние фактора индивидуального своеобразия творческого стиля и мироощущения художника хотя, безусловно, оно имеет место.
Это обусловлено объективной необходимостью для дизайнера не использовать проектируемый объект для максимального самовыражения, для выявления лишь своего эстетического и мировоззренческого кредо, а учитывать и моделировать в процессе разработки формы объекта, его стилеобразования эстетические установки, ценностные ориентации и предпочтения соответствующих контингентов потребителей, для которых и предназначается объект дизайнерского творчества.