Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Понятие теории государства и права как науки

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

  1.  Теория права и государства как наука. Единство науки теории права и государства.

1. Понятие теории государства и права как науки.

Теория государства и права как наука - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

 

2. Предмет и объект теории государства и права как науки.

Объект изучения теории государства и права - это целостное явление государства и права, изучаемое также, со стороны своего предмета иными науки.

Объектом изучения науки теории государства и права выступает государство и право.

Предмет теории государства и право - это то, что изучает теория государства и права под своим углом исследования объекта.

Предметом науки теории государства и права выступают общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

3. Структура теории государства и права как науки.

Структуру теории государства и права как науки составляют:

- совокупность идей, взглядов, представлений, теорий об общих вопросах происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

ТГП является единой наукой. Её единство проявляется в том, что

  1.  Государство и право возникают одновременно вследствие одних и тех же причин;
  2.  В процессе своего исторического развития тип государства и тип права совпадают;
  3.  Государство и право органически тесно связаны и не существуют друг без друга.

  1.  Функции теории права и государства.

4. Функции теории государства  и права как науки.

Функции теории государства и права как науки - это характерная и прикладная составляющая теории государства и права, отражающая значимость и необходимость  науки теории государства и права для общества и исследователей государственно- правовых явлений.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

- Онтологическая, отраженна в научных изысканиях науки теории государства и права в сфере наиболее философских вопросов бытия общества, в частности, что есть государство и право.

- Гносеологическая функция (познавательная), отраженная в деятельности по выявлению сущности и природы теории государства и права, накоплению теоретических знаний по этому вопросу.

- Идеологическая функция, отраженна в том, что выводы и достижения науки теории государства и права влияют на правосознание, правовую культуру индивида, а также на государственную идеологию.

- Эвристическая функция, находит отражение в результатах изыскания науки теории государства и права, в открытии последней новых закономерностей происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

- Образовательная функция, отраженна в том, что наука теории государства и права вырабатывает базу для учебной дисциплины теории государства.

- Методологическая функция, отраженна в том, что наука теории государства и права, являясь основополагающей юридической наукой, вырабатывает систему понятий и категорий, на основе которых строятся иные юридические науки.

  1.  Юридическая практика: понятие и виды.

Юридическая практика - это деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т. д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практика»:

  •  это юридическая деятельность;
  •  это социально-правовой опыт;
  •  это юридическая деятельность вместе с социально-правовым опытом.

Последняя точка зрения разделяется большинством ученых- юристов.

Признаки юридической практики:

  •  она строится на основе норм права;
  •  представляет собой составную часть правовой культуры общества;
  •  интегрирует в правовую систему;
  •  порождает соответствующие юридические последствия.

Структура юридической практики:

  •  юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий;
  •  социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т. е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.

Классификация и виды юридической практики

Виды юридической практики в зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений:

  •  правотворческая;
  •  правоприменительная;
  •  интерпретационная;

Виды юридической практики в зависимости от субъектов:

  •  законодательная;
  •  исполнительная;
  •  судебная;
  •  следственная;
  •  нотариальная и т. п.;

Виды юридической практики в зависимости от функциональной роли:

  •  регулятивная;
  •  охранительная.

  1.  Понятие и классификация методов познания теории права и государства.

5. Методы теории государства и права как науки.

Метод теории государства и права - это совокупность приемов, принципов и правил, с помощью которых изучаются и постигаются общие закономерности происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Классификация методов теории государства и права:

  1.  Всеобщие (философские) методы:

А) Метафизика;

Б) Диалектика (материалистическая и идеалистическая: субъективный идеализм и объективный идеализм).

2. Общенаучные методы – это методы, которые применяются при изучении всех гуманитарных наук.

А) Исторический метод;

Б) Логический метод (анализ, синтез, индукция, гипотеза и другие);

В) Системный метод и другие общие методы.

3. Частно-научные методы:

А) Статистический метод – основан на анализе количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного явления. Применяется при изучении явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью (уровень преступности);

Б) Конкретно-социологический метод (предполагает сбор, анализ и обработку правовой информации);

В) Моделирование – мысленное создание моделей государственно-правовых явлений. Метод направлен на поиски оптимальных вариантов решения конкретных проблем;

Г) Метод социально-правового эксперимента заключается в создании в экспериментальном порядке правовых норм и проверке их действия в конкретных условиях;

Д) Кибернетический метод – это приём, связанный с использование понятий и технических средств кибернетики (например, понятий «управление», «обратная связь»);

Е) Сравнительно-правовой метод включает приёмы сопоставления и противопоставления правовых норм, правовых институтов и правовых систем.

               4. Специальные методы:

Метод сравнительного государствоведения и правоведения.

  1.  Общенаучные методы изучения теории права и государства.

Общенаучные методы – это методы, которые применяются при изучении всех гуманитарных наук.

Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят:

  •  анализ (предполагает условное разделение сложного государственно-правового явления на части);
  •  синтез (напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей);
  •  системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);
  •  функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим);
  •  метод социального эксперимента (связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования) и т. д.

  1.  Частнонаучные способы исследования теории права и государства.

Частно-научные методы:

А) Статистический метод – основан на анализе количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного явления. Применяется при изучении явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью (уровень преступности);

Б) Конкретно-социологический метод (предполагает сбор, анализ и обработку правовой информации);

В) Моделирование – мысленное создание моделей государственно-правовых явлений. Метод направлен на поиски оптимальных вариантов решения конкретных проблем;

Г) Метод социально-правового эксперимента заключается в создании в экспериментальном порядке правовых норм и проверке их действия в конкретных условиях;

Д) Кибернетический метод – это приём, связанный с использование понятий и технических средств кибернетики (например, понятий «управление», «обратная связь»);

Е) Сравнительно-правовой метод включает приёмы сопоставления и противопоставления правовых норм, правовых институтов и правовых систем.

  1.  Специальные методы теории права и государства.

Частноправовые методы - это приемы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно- правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими:

  •  формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.);
  •  сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств).

Следует иметь в виду, что постижение государства и права представляет собой сложный, многоэтапный процесс, продолжающийся во времени от непосредственного наблюдения государственно-правовых явлений к установлению их системных свойств и связей, к выработке обобщающих понятий и установлению необходимых, закономерных связей в государственно- правовой сфере. На каждой из перечисленных стадий в ходе детализации общефилософских методов и решения этапных задач происходит преимущественное использование лишь определенных специальных методов познания.

Так, на стадии сбора и изучения эмпирических фактов используются такие приемы конкретно-социологического метода, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ письменных источников, тестирование и т. д.; на стадии систематизации установленных фактов используются сравнительный и статистический методы, классификация, математическое моделирование и т. п. Последующее исследование выражается в восхождении познания от конкретного, предметно-чувственного к абстрактному, когда создаваемые формализованные понятия и категории фиксируют в своем содержании типичные, наиболее общие признаки реально существующих явлений и процессов, отражая их сущность и закономерности развития. Затем при переходе от абстрактного к конкретному на основе абстрактной идеи формируются и получают отражение в действующем законодательстве новые правовые явления, не имевшие ранее аналогов ни в науке, ни на практике. Типичным примером могут служить юридические конструкции (состава правонарушения), различного рода юридические фикции, презумпции, нетипичные нормативные предписания и иные правоположения, обеспечивающие наиболее целесообразное регулирование динамично изменяющихся отношений.

Таким образом, целостное и наиболее полное познание государственно-правовых явлений происходит на завершающей теоретической стадии познания, а используемые в процессе углубляющегося познания методы составляют единый, органически целостный механизм, который в своем совокупном, системном взаимодействии можно назвать методом теории государства и права. Специфика этого метода состоит в теоретическом познании общих закономерностей развития государства и права. Поэтому когда в литературе перед теоретиками ставится задача разработки методов предметно-практической деятельности законодателей и правоприменителей, то следует помнить, что это задача не для теоретиков, а для отраслевиков, анализирующих содержание конкретных юридических актов применительно к конкретным жизненным ситуациям.

  1.  Соотношение теории права, и государства с гуманитарными науками.

Соотношение теории государства и права с гуманитарными и юридическими науками.

С гуманитарными

а) теория государства и права и философия

Теория государства и права имеет с Философией самые глубокие и прочные связи. Использование достижений Философии обуславливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, который свою очередь позволяет философии формулировать общие принципы развития свободы и социального процесса. Использование достижений философии при изучении проблем государства и права позволяет избежать ошибок мировоздания, способствовать правильной постановке новых проблем и более осознанному решению вопросов государства и права.

Зависимость между философией и теорией государства и права прослеживается на протяжении всей истории. Например, философское мировоззрение какого-либо мыслителя может быть использовано для прогрессивного влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право.

Например, идеалистическая философская система Гегеля в условиях Прусской монархии способствовала распространению антидемократичных взглядов на государство. В то же время диалектика Гегеля стала источником прогрессивных научных представлений о государстве и праве.

б) теория государства и права и экономические науки

Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения, раскрывают влияние эк. базиса на социальные и политические интересы.

Связь с теорией государства и права выражается в том, что каждый способ производства функционирует успешнее, если ему больше простора дают государственно-правовые механизмы.

в) Теория государства и права и социология.

Социология связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Она также изучает закономерности соц. поведения людей, его мотивацию. Используя достижения социологии, теория государства и права решает проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования гос. аппарата.

г) Теория государства и права и политология

Политология изучает политику, политические интересы, систему и процессы.

Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Политическая жизнь в целом связана с государством и его деятельностью, государственным властью, с ее содержанием, формами и методами деятельности. Политика (древние греки) — искусство управления государством.

Политическая (гос.) власть — венец политики, основа порядка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с Г и П.

д) Теория государства и права и социальная психология

Связь проявляется в изучении формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей. Социальная психология позволяет Теории государства и права установить наиболее типичные последствия деятельности государственно-правовых институтов.

  1.  Теория права и государства в системе юридических наук.

Система юридических дисциплин делится на следующие группы:

1.    Историко-теоретические науки (ТГП, ИОГП, ИГПЗС, ИППУ) — также изучают государство и право в целом, историю развития политической и правовой мысли. Теория государства и права использует выводы и достижения этих наук, исторический материал как основу.

2.    Отраслевые юридические науки (Конституционное право, Гражданское право, Трудовое право, Административное право, Уголовное право, Гражданско-процессуальное право) — по отношению к ним Теория государства и права выступает как обобщенная наука.

ТГП является базовой наукой для всех отраслевых наук. Все отраслевые науки используют понятия и категории, разработанные теорией.

3.    Прикладные науки — (криминалистика, суд. медицина) — в меньшей степени взаимосвязаны, т.к. эти науки содержат данные естественных наук, технических, и не в полной мере относятся к юр. наукам. Например, криминалистика опирается на достижения технических наук, суд. медицина – использование в судебной деятельности мед. наук.

4.    Науки, изучающие международное право – Римское право, Международное частное право и т.д.

  1.  Теория права и государства как учебная дисциплина.

1. Понятие теории государства и права как учебной дисциплины.

Теория государства и права как учебная дисциплина - это  юридическая дисциплина, изучаемая на 1 курсах высших учебных заведениях обобщающая достижения науки теории государства и права и излагающая эти достижения в установленных формах.

2. Функции теории государства и права как учебной дисциплины.

Функции теории государства и права как учебной дисциплины:

- Познавательная, т.е. основной задачей теории государства и права выступает передача знаний о происхождении, становлении и развитии государства и права изучающим ее студентам.

- Идеологическая функция проявляется в том, что теория государства и права как дисциплина, закладывающая основы представления будущих юристов о государстве и праве ориентируется на факты и достижения, которые составляют основу и суть действующего государственного и политического строя.

- Воспитательная функция заключается в воспитании у людей, изучающих теорию государства и права правовой культуры, ценностей отвечающих запросам общества.

- Вводная функция состоит в том, что теория государства и права закладывает базовые положения и понятия всей юриспруденции, без хорошего знания теории государства и права  можно ставить под сомнение возможность постижения иных юридических наук.

- Обобщающая функция заключается в том, что теория государства и права обобщает весь комплекс знаний полученных в процессе постижения юридической науки.

- другие.

  1.  Система понятий и категорий теории права и государства.

Понятийный аппарат - совокупность понятий и определений, которыми оперирует ТГП. Категориальный аппарат - совокупность категорий ТГП.

Категории - это наиболее общие понятия, составляющие структуру отрасли науки. Категории теории государства и права составляют основу для всех областей государствоведения и правоведения. Они представляют собой наиболее объемные понятия, составляющие сложный понятийный аппарат, касающийся самых существенных явлений государственно-правовой действительности: государственная власть, формы государства, формы государственного правления, политический режим, государственный аппарат, политическая система, функции государства, правоотношения, нормы права, реализация права, правовые системы, формы права, правопорядок, законность, правосознание и др.

    Категории образуют структурно-логическую систему курса теории государства и права, которая отражается в программах и учебниках.

Строение теории государства и права

По предмету и системе понятий в теории государства и права различают теорию государства и теорию права. Точнее, теория государства есть система двух теорий: теории государства и теории права.

Понятие фиксирует общие существенные признаки предметов и явлений.

В систему понятий теории государства входят следующие понятия: государство, тип государства, функции государства, государственный аппарат, форма государства и др.

В систему понятий права входят следующие понятия: право, тип права, источники (формы) права, система права, правоотношение, законность, правопорядок, правонарушение, юридическая ответственность, правовая культура, правовая семья, и др.

  1.  Условия и закономерности происхождение права и государства.

&2. Причины, условия и закономерности возникновения права

Возникновение государства и права происходит практически одновременно, вследствие одних и тех же причин, при этом тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации.

Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли исполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов

Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:

1. Потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности;

2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;

3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;

4. Превращением человека в относительно самостоятельного индивида, со своеобразной социальной и личной автономией. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельные субъекты.

Таким образом, возникновение права было связано с:

- качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества;

-обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);

- формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:

Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам первобытнообщинного строя -- нормам-обычаям. Эту роль должна была взять на себя другая форма организации людей и другая регулятивная система, какими явились государство и право. По нашему мнению, все же главной причиной, по которой право выделилось из всех социальных регуляторов в особую систему норм является появление государства. Государству необходимо было обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, поддерживать в нем порядок и стабильность и иметь возможность влиять на обычаи, привычки, традиции «своих» народов.

В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.

В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «огосударствления».

С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством. Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных законов («законы ХII таблиц», «варварские правды», «законы Хаммурапи», «Русская правда» и др.). Но со временем, и они перестают успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры. А это уже организованная система права. И, как видно из выше изложенного, государство явилось купелью права.

Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.

Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны.

Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

Некоторые учёные не останавливаются на достигнутом, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:

-необходимость установления единого порядка;

-необходимость его поддержания;

-оформление товарно-денежных отношений;

-смягчение противоречий между различными слоями общества;

-оформление товарно-денежных отношений.

Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе. У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах. На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом. В этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе. Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества. К тому же лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы. Все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения. А этим средством принуждения стало государство.

Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных законов.

Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму

С развитием письменности появляются и первые писанные законы. Становление государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности. Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.

Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможно нормальное функционирование общества.

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1. возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2. право и государство - это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

3.возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

На наш взгляд, и у права и у государства были одинаковые условия и причины возникновения. Другое дело их последовательность, первоочередность и обусловленность. При всем этом процессы формирования права и государства проходили параллельно.

Общие закономерности возникновения государства и права

 

1.1 Причины возникновения государства и права

Развитие первобытного общества привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использует эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим.

Возникают, таким образом, правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственного аппарата.

В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и, прежде всего, гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части, общества.

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией. Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения начинают видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появляется объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывают землю, пасут скот, участвуют в военных походах, ходят на народные собрания. Позднее, к V—VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой, прежде всего, войной. Увеличивается число приближенных короля, среди них выделяются служители культа — духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой вещей понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становится все менее возможным. В результате подобной специализации появляется значительная группа людей, которая не участвует в создании материальных ценностей. Они воюют, выполняют судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству, как воплощению уже не общественной, а государственной власти.

Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что, в конце концов, приводит к появлению частной собственности или власти-собственности, а на их основе — к эксплуатации человека человеком.

Переход от первобытнообщинного строя к государственно-организованному обществу сопровождается образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни — укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория становится важным фактором в процессе формирования государственности.

Переход от родоплеменного самоуправления к государственному управлению длился столетиями и проходил через ряд этапов. Одной из переходных форм была военная демократия, в которой имелись уже зачатки военно-насильственного подавления. Эти и подобные им формы представляли собой складывающуюся политическую организацию общества, в котором нарастали все более острые социальные противоречия. Традиционная родоплеменная организация была уже не в состоянии эффективно урегулировать трения и конфликты, все более дестабилизировались традиционные порядки. В результате общественная власть и система норм родоплеменного общества испытывали кризис и постепенно разрушались. Объективная реальность требовала поиска иных механизмов регуляции, каковыми стали право и государство.

1.2 Основные признаки государства

Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства:

Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.

Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества. Нужные для этого средства собираются с населения в виде налогов и сборов.

Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с более оптимальными условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.

Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других организаций, существующих в обществе:

Государство — единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает все население. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства.

Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает специальные силовые структуры (суд, прокуратуру, органы внутренних дел и т.п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами.

Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты — законы, указы, постановления и т.п.

Имея в виду указанные признаки государства, следует рассматривать и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, любой исторической эпохи.

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и, прежде всего, совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.

Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в Африке и Азии в зонах поливного земледелия еще в эпоху бронзы, а в Южной Европе — позднее, в эпоху железа.

Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины, или она сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это, в конечном счете, приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.

Государственный аппарат всегда возникает из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывается в руках родоплеменной знати, из которой образуются либо обособленная социальная группа, клан, чиновничье-бюрократическая структура, эксплуатирующая остальное общество, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатирующая вместе с этим классом остальную часть общества.

Основные причины появления государства были следующие:

— Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории, и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами.

— Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.

— Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации.

— Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые.

— Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходящее в этот период накопление общественных богатств приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в различных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

Право формируется одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо.[4] Каждый новый шаг в развитии государства приводит к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.

Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собственников. Отсюда республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фактически государственная форма собственности на землю при общинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влечет возникновение деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняют нравственно-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общественной элиты в Спарте, приводит к существованию там аристократической республики.

При анализе своеобразия и динамики процессов государство-образования у различных народов следует учитывать теоретико-методологические положения, сформулированные Ф.Энгельсом в работах «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Анти-Дюринг» и др. Энгельс сделал вывод, что «всякая политическая власть основывается первоначально на какой-нибудь экономической, общественной функции и возрастает по мере того, как члены общества вследствие разложения первобытных общин превращаются в частных производителей и, следовательно, еще больше увеличивается отчужденность между ними и носителями общих, общественных функций».

  1.  Личность, общество, государство.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Личность - это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество - это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Общество и личность - взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве.

Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями и тем более не только физической и духовной принадлежностью носителя личностных свойств к человеческому роду. Основные параметры и черты этого положения заданы и воспроизводятся исторически конкретным, исторически неповторимым общественным организмом в целом, содержащим в себе влияние и роль всех общественных явлений и атрибутов. К числу таких безусловных реалий общества уже на протяжении более пяти тысячелетий относятся, в частности, и государственно-правовые явления.

Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику состояния конкретной личности. Возможности и обязанности практически возникают у человека лишь как результат сложного взаимодействия конкретных людей, личности и общества. Именно этим предопределены серьезные различия в правовом, материальном, социальном положении в целом между людьми. В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов общественной жизни существенно разнятся между собой основные показатели состояния личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и право на свободу, в условиях современной Европы по своему содержанию принципиально отличаются от тех же прав периода Второй мировой войны или же эпохи диктатуры пролетариата в России.

В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Государство - это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением. Государство - это также внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения. Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, т.е. становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно находит свое выражение в институте гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Суть гражданства и подданства, несмотря на некоторые различия между ними, едина (формально подданство означает личную преданность человека монарху). Она выражается в наличии устойчивой политико-правовой связи между отдельной личностью и государством. Эта связь означает юридическую принадлежность лица к конкретному государству, приобретение личностью человека специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Гражданин - это личность в ее отношении к государству и праву. Качества гражданина становятся важной чертой, характеризующей положение человека в обществе. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан.

Соотношение личности и государства может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы и призвано представлять государство. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматриваются как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства.

Идеи гармонизации отношений личности и государства находят выражение, в частности, в теории и практике правовой государственности. Для правового государства характерны не только безусловная связанность всех социальных субъектов, включая государство, законом, но и идейное, законодательное и организационное признание государством незыблемости основных прав и свобод человека, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями. Другой общепризнанной чертой правовой государственности является установление и строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности. Этот принцип проявляется, прежде всего, в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности и обществу, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальных мер ответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности в правовом государстве не является абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От человека требуется соблюдение всех правовых установлений и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.

  1.  Правовой статус личности в современных условиях.

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме, форме прав, свобод и обязанностей, образующих статус человека и гражданина.

 Виды правового статуса.

  1.  Общий (конституционный) – это базовый исходный статус, и все иные статусы – производные от него. Он является основным и независит от конкретных жизненных обстоятельств. Конституционный статус состоит из следующих элементов: принципы, гражданство, право субъекта, основные права, свободы и обязанности и гарантии правового статуса.

Принципы правового статуса:

  1.  Равноправие;
  2.  Неотчуждаемость прав и свобод;
  3.  Прямое действие прав и свобод;
  4.  Гарантированность прав, свобод и обязанностей;
  5.  Признание общепризнанных принципов и норм международного права составной частью российской правовой системы;
  6.  Запрещение злоупотребления правами и обязанностями;
  7.  Запрещение незаконного ограничения прав и свобод.

Могут ограничить в случае:

  1.  Чрезвычайного положения;
  2.  Военного положения.
  3.  Специальный (родовой) – связан с определенным родом деятельности, либо с гражданской принадлежностью.
  4.  Индивидуальный (пол, возраст, семейное положение и т.д.).

  1.  Ответственность государства перед личностью.

    Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тоже соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства.

    Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.

    Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

    На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

    Принцип взаимной ответственности государства и личности, выраженный в правовом статусе, наиболее убедительно раскрывает особенность положения личности в демократическом обществе, реальность и гарантированность ее прав. Демократическое государство социально ответственно за правильное, научное закрепление в законодательстве того объема социальных возможностей, который соответствует достигнутому этапу общественного развития; за создание системы гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан; за четкое действие государственных механизмов по восстановлению нарушенного права и применению санкции к лицам, виновным в нарушении своих обязанностей.
    Если бы правам граждан не соответствовали обязанности государства, его социальная ответственность, то эти права носили бы характер ни к чему не обязывающих деклараций. Взаимная ответственность государства и личности - это важнейший гуманистический и демократический принцип построения нормального демократического правого государства.
    Применительно к обязанностям граждан в обществе правильнее говорить о так называемой позитивной ответственности, которая состоит в активной позиции личности, ее стремлении наилучшим образом выполнить требования правовых норм, содействуя тем самым укреплению правопорядка и законности в обществе.
    В современных условиях позитивная ответственность личности приобретает особое значение. Это объясняется как природой демократического общества, характером регулируемых общественных отношений, так и возрастанием нравственных начал социалистического образа жизни. Возрастание социальной ответственности личности обусловлено расширением ее свободы, ростом правосознания, упрочением моральных принципов, глубокой заинтересованностью в активном участии во всех делах общества и государства. Сознание и чувство ответственности индивида за свои поступки, а коллективов - за существующую в них моральную атмосферу, правы - суть активной нравственной позиции личности «. В демократическом обществе социальная ответственность — это не только ответственность перед государством, но и перед согражданами. Взаимная ответственность сограждан друг перед другом создает социальные связи, обеспечивающие прочный правопорядок в обществе.

Признание позитивной направленности ответственности ни в какой мере не снижает значения так называемой ретроспективной ответственности, наступающей в случае невыполнения обязанности, возложенной на гражданина и связанной с возможностью применения санкций. Невыполнение обязанностей всегда нарушает чье-либо право (государства, его органов, общественных организаций, других лиц). Поэтому возможность в случае необходимости применить санкции, меры государственного принуждения служит одной из важных юридических гарантии нормального функционирования системы юридических прав и обязанностей.

Таким образом, свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов поведения и их выполнения в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами, социалистическое государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, противоречащим интересам общества и государства, правам других лиц.

  1.  Гражданство

Гражданство — устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

    Состояние в гражданстве означает, что государственная власть распространяется на гражданина как в пределах государства, так и за его границами.

Способы получения гражданства.

  1.  по рождению (действует принцип крови – гражданство родителей и принцип почвы – ребенок получает гражданство той территории, на которой он родился, независимо от гражданства родителей).
  2.  Натурализация (вступление в гражданство).

А) упрощенная;

Б) индивидуальная (наступает с соблюдением условий):

  •  Ценз осёдлости – срок проживания на территории – 5-15 лет;
  •  Справка о финансовом состоянии;
  •  Экзамен на знание языка, а иногда основ конституции и истории и др. правила.

Выход из гражданства: РФ руководствуется принципом лояльности и не лишает граждан своего гражданства. Из гражданства РФ можно выйти добровольно при соблюдении ряда условий, предусмотренных законодательством. А именно:

  1.  Представить документ о том, что другое государство готово принять его в свое гражданство;
    1.  Не должно быть долгов перед физическими и юридическими лицами;
    2.  Непогашенных судимостей;
    3.  Работы, связанной с государственной тайной и т.д.

Другие государства в силу определенных причин могут лишить гражданина своего гражданства. А именно:

  •  Если является международным преступником;
  •  Уличён в геноциде;
  •  Находится на государственной или военной службе другого государства и т.д.

Конституционное право знает ситуации, когда человек может иметь гражданство нескольких государств или не иметь гражданства вовсе:

  •  апатрид (лицо без гражданства) — лицо, которое не рассматривается в качестве гражданина каким-либо государством в силу его закона.
  •  бипатрид — лицо, имеющее доказательства наличия у него гражданства двух государств. Бипатридами также обычно называют и лиц, имеющих более одного гражданства.
  1.  Соотношение общества и государства

Общество – это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.

Общество может быть демократическим и антидемократическим. Если говорить о структуре демократического общества, то оно делится на две части:

  1.  государство и государственные институты;
  2.  негосударственная часть общества (гражданское общество).

Государство – это политическая организация общества, которая обеспечивает его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующее права и свободы граждан, законность и правопорядок.

Совокупность внегосударственных отношений составляет гражданское общество. Во взаимодействии таких государственно-правовых явлений, как государство и общество, ведущую роль играет общество. Именно общество порождает государство, определяет его содержание, формирует государственные органы. Общество обладает организованной силой, способной обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность. В пределах общества власть осуществляется народом. Народ реализует свою власть как непосредственно (т.е. путем референдума), так и через органы местного самоуправления. Данная позиция закреплена в Конституции РФ.

Обществом называется устойчивое объединение людей, которые проживают на одной территории, имеют общие язык, культуру и сходный образ жизни. Обществом является:

•       большое по численности объединение людей (как правило, составляющее наличие государства);

•       длительно проживающие на одной территории люди;

•       люди, имеющее общую историю;

•       люди, объединенные большим количеством различных связей (экономических, родственных, культурных).

Государство организация политической власти общества. Оно:

•       отделено от общества;

•       институтуализировано;

•       опирается на право и принудительную силу;

•       распространяет свою власть на все общество;

•       выступает в качестве механизма согласования различных интересов в обществе.

Общество предшествовало появлению государства и часто сохраняется после распада государства (пример: "постсоветское" общество после распада СССР).

  1.  Понятие гражданского общества

Гражданское общество – это совокупность внегосударственнных отношений в таких сферах как политическая, экономическая, социальная, информационная, имеющих относительную самостоятельность, автономность, застрахованность от произвольного вмешательства государства.

Признаки гражданского общества

  1.  Гражданское общество определяется равенством всех форм собственности, свобода использования своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, функционирование негосударственных экономических структур.
  2.  Гражданское общество – это такое социальное пространство, в котором граждане взаимодействуют относительно свободно без непосредственного вмешательства государства через различные социальные институты.
  3.  Гражданское общество признает и защищает права и свободы человека и гражданина негосударственными способами, т.е. самозащитой, политическими средствами, моральными установками, религиозными нормами и т.д.
  4.  Гражданское общество – это самоуправляемое общество, в котором развивается местное самоуправление. Граждане участвуют в управлении обществом через политические партии, общественные объединения и негосударственные экономические структуры.

  1.  Структура гражданского общества

Под структурой гражданского общества понимается внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Структуру гражданского общества определяют:

  1.  как совокупность субъектов, представляющих негосударственную сферу жизнедеятельности:
    •  граждане общества;
    •  политические партии;
    •  общественные объединения;
    •  предприниматели и другие негосударстенные экономические структуры;
    •  органы местного самоуправления;
    •  религиозные организации;
    •  негосударственные образовательные, культурные учреждения, спортивные организации, научные ассоциации;
    •  семья;
    •  СМИ.

  1.  По сколько гражданское общество представляет собой совокупность негосударственных общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности, то его структура состоит из различных видов общественных отношений:
  •  Политических;
  •  Экономических;
  •  Местного самоуправления;
  •  Религиозных;
  •  Социальных;
  •  Информационных;
  •  Семейных.
  1.  Общая характеристика подходов к понятию и сущности правового государства

    На всех исторических этапах возникал вопрос о том, что такое правовое государство. Так еще древнегреческий философ Платон в своем трактате, который назывался «Государство», диалогах «Политик», «Законы», высказывал мысль о том, что «там, где закон находится под чьей-либо властью, неизбежна близкая гибель государства».

    Впоследствии эту мысль развил Иммануил Кант, который утверждал, что благо и назначение государства состоит в совершенном праве, в максимальном соответствии акций государства принципам права.

    Многие авторы считают, что проблема правового государства актуальна для всех стран. Врятли сегодня какое-либо государство может похвастаться тем, что оно достигло всех параметров справедливого государства. На современном этапе понятие правового государства опирается на его правовые признаки.

  1.  Основные признаки правового государства и пути его формирования.

Признаки правового государства:

  1.  Правовое государство – это модель согласованного взаимодействия права и государства;
    1.  В правовом государстве основным средством осуществления государственной власти является право;
    2.  Уровень развития общества определяет степень функционирования правового государства;
    3.  Правовое государство характеризуется господством права и верховенством закона;
    4.  Правовое государство должно быть сформировано на демократических началах;
    5.  Правовое государство должно опираться на общечеловеческую идеологию.

Принципы и пути формирования правового государства.

1)Принцип демократизма (т.е. народовластия); для построения правового государства демократия должна быть реальной.

2) Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Данный принцип состоит из трех элементов:

  1.  правовое государство должно признавать международно-правовые документы, определяющие права и свободы человека;
  2.  уровень развития того или иного государства, степень его демократичности обусловливаются состоянием соблюдения прав и свобод человека;
  3.  для правового государства важно не только признать, но и соблюдать права и свободы, защищать их, создав необходимые социально-экономические, политические, юридические гарантии и установив разнообразные средства защиты прав и свобод.

Пути формирования правового государства

  1.  Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого;
  2.  Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгодней его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения;
  3.  Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка;
  4.  Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних.

  1.  Понятие и структура политической системы общества. Основные тенденции ее развития.

    Назначение государства состоит в организации социального управления. Само государство – это специфическая форма организации управления общества. Совокупность государственных органов, разнообразных общественных объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества называется политической системой общества.

    Политическая система общества – это совокупная связь общественных отношений, представленных в органах государства и общественных организациях, с которыми связано осуществление государственной власти.

    Также политическая система – это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства.

    Политическая система включает в себя четыре подсистемы:

  1.  Политические организации;
  2.  Политические нормы;
  3.  Политические отношения;
  4.  Политическая идеология.

    Политическая система образует совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и действий, образующих политическую власть.

    Основные компоненты политической системы: политическая структура, политические и правовые нормы, политическая деятельность, политическое сознание и политическая культура.

    Политическая система общества – это целостная упорядоченная совокупность политических институтов, политических партий, отношений, процессов, принципов политической организации общества, социальных, культурных, политических, юридических норм, соответствующих историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Основные направления развития политической системы Российской Федерации.

Современная эпоха характеризуется определенной тенденцией к увеличению числа демократических режимов. Некоторые режимы являются переходными от авторитарных к демократическим. Для большинства стран СНГ характерны переходные режимы с элементами формальной и (или) «управляемой демократии».
Радикальные реформы в России 1990-х гг. вызвали распад авторитарно-бюрократического строя, советской политической системы. На современном этапе осуществляется переход к плюралистической демократии, сопровождаемый сложными политическими, культурными и нравственными процессами.
Для политической системы российского общества на современном этапе характерно переходное состояние от тоталитаризма к демократии.
Механизм трансформации российской политической системы включает в себя следующие моменты:
– концентрация политической власти в «одних руках» сменяется принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
– однопартийная политическая система (в лице КПСС) сменяется многопартийной (например, в результате выборов 2003 г. (как по общефедеральному, так и одномандатным округам) в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации из ее 450 мест наибольшее количество получили представители «Единой России» (304), далее – КПРФ (53), ЛДПР (38), «Родина» (37), «Яблоко» (4), СПС (3), Аграрная партия (3) и т. д.);
– политический и идеологический монополизм сменяется политическим плюрализмом, подданный государства становится самостоятельным независимым гражданином (в конце 90-х гг. XX в. Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 80 политических партий).
Демократизация российской общественной жизни ведет к устранению монополии центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения социальных общностей, личностей от политической власти, всех элементов политической системы Российской Федерации.
Изменяется соотношение государства и личности. Так, государство призвано гарантировать свободу, демократическую жизнь человека. Главным элементом политической системы демократического государства является человек как политический субъект.
На протяжении своего исторического развития Россия не знала прямой представительной демократии. Лозунги о способности масс к непосредственному участию в управлении, регулированию общественно-политического процесса, выражению воли и формированию общегражданского, общегосударственного интереса были формальными, показными. Представитель народа в депутатском органе оказывался несвободным от аппарата исполнительных органов, несамостоятельным, лишенным права проводить волю избравших его людей.
Отдельные попытки внедрения в политическую систему механизмов демократии – гласности, открытости – пресекались, жестоко преследовалась любая оппозиция правящему режиму.
Создание новой демократической стабильности и эффективной политической системы – длительный и весьма сложный процесс, так как должны стать объективной реальностью активно действующие политические институты, новые политические нормы, политический режим свободного общества, практика политического плюрализма.

  1.  Органы местного самоуправления в политической системе общества.

    

Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

  1.  не входят в систему органов государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции);
  2.  в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132 Конституции).

Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) четко определяет структуру органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы: 1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация; 4) контрольный орган муниципального образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом. Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным.

  1.  Государственно-правовое воздействие на общественные отношения.




1. Теория и история народной художественной культуры 1.
2. Тайна четвертого Евангелия
3. Тема 1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА Что является предметом административного права.
4. Право в средние века в странах западной Европ
5. В класса Сафонова Александра Костюченко Александра Забалуева Анастасия
6. 2009 г
7.  Трудовой договор рабочее время и время отдыха охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет
8. до 20 тысяч долларов вполне конкурентоспособный товар в ряде зарубежных стран
9. ние ценных бумаг Дополнительные взносы средств в уставной капитал Внешние Внутренние Финанс
10. Дипломна робота Науковий керівник кандидат філологічних наук доцент Коробко
11. культурным потенциалом
12. Серія- Технічні науки Вип
13. Петербург; Загородный проспект д
14. модуль МО Введение в дисциплину Педагогика Цель и задачи изучения дисциплины Педагогикаи ее професс
15. тема управления базами данных Mіcrosoft ccess 2003
16. Математические ступеньки
17. тема национальных счетов СНС
18. Аспекты экологического подхода к теории и практике физической культуры и спорта
19. Cum вводятся придаточные предложения со сказуемым в конъюнктиве в повествовании о прошедших событиях
20. Схемы замещения ОДУ Систему разделяют на элементы и составляют уравнения описывающие их поведение движ