Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
9. Социальное действие и взаимодействие в теории социального обмена Дж. Хоманса
Корни теории обмена лежат в теоретическом направлении, которое называется бихевиоризм (от англ. - поведение). В основе бихевиористких теорий лежит понимание поведения как совокупности реакций (ответов) на воздействие внешней среды (стимулов). Поэтому схема поведения выглядит в нем достаточно жестко: стимул реакция. Человек стремится к максимальным наградам при минимальных затратах.
Взаимодействие между людьми рассматривается социологами как обмен «выгодами». Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли как именно его поступки в прошлом.
Дж. Хоманс выделяет шесть аксиоматических положений (постулатов) теории обмена.
1.Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше. Пример. Девушка имела успех на танцах. Конечно, ей и впредь захочется посещать танцевальные вечера.
2.Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие. Пример. Успех сопровождал девушку на танцах в школе, и гораздо меньше на городской дискотеке. Она всегда предпочтет бывать на школьных танцах.
3.Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем. Если на танцах в школе девушка встретила молодого человека, который ей понравился, она не пожалеет усилий для того, чтобы танцы состоялись (уговорит директора, напишет сценарий вечера и т.д.).
4. Аксиома депривациипресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды. Если у девушки установились близкие отношения с молодым человеком, она может не стремиться на танцы, т.к. есть другие варианты для встреч.
5.Аксиома агрессии одобрения: а) если действие индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения или приведет к наказанию, он испытает состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида ведет к ожидаемому вознаграждению или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным.
6.Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.
11. Понятия «базовые ценности», «терминальные ценности» и «инструментальные ценности».
Базовые ценности здоровый образ жизни, изменение характера труда и его смысла, новая культура досуга, гуманистическая культура общения между людьми, самореализация личности, творчество. Базовые ценности формируются к 20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Дальнейшее изменения затрагивают структуру ценностей, т.е. их иерархические соотношения друг с другом: одни ценности получают более высокий статус или ранг, другие становятся менее значимыми.
Терминальные ценности выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни (ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свобода, труд). В инструментальных ценностях оформлены одобряемые в данном обществе или иной общности средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, а с другой качества, способности людей (независимость, инициативность, авторитетность).
В целях исследования ценностных ориентаций индивидов в обществе возможно использование следующей классификации ценностей:
1)жизнь человека как высшая ценность, самоценность;
2)свобода возможность реализовать социально позитивные потребности и способности индивида;
3)нравственность качество поведения человека в соответствии с общечеловеческими морально-этическими нормами;
4)общение в семье, с друзьями и другими людьми, взаимопомощь;
5)семья, личное счастье, продолжение рода;
6)работа как самоценный смысл жизни и как средство для заработка;
7)благополучие доходы, комфорт своей жизни, здоровье;
8) инициативность предприимчивость, способность выразить себя, выделиться;
9)традиционность уважение к традициям, жить как все, зависимость от окружающих обстоятельств;
10)независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям;
11)самопожертвование как готовность помогать другим, даже в ущерб себе;
12)авторитетность способность оказывать влияние на других, иметь власть над ним, конкурировать и добиваться успеха, победы;
13)законность установленный гос-вом порядок, который обеспечивает безопасность индивида, равноправность его отношений с другими;
14)вольность архаическая свобода, тяготеющая к вседозволенности.
1-7 терминальные; 8-14 инструментальные.
12. Понятие «культура» в социологии. Характерные черты культуры.
Культура с точки зрения социологии это особый вид деятельности, направленный на формирование социального пространства (среды обитания человека и человечества) путем 1) выработки социально-культурных ценностей и норм; 2) их изменения, воспроизводства и трансляции от поколения к поколению; 3) освоения окружающей среды; 4) формирования человека и человечества, отвечающих задачам и потребностям каждого конкретного периода человеческой истории.
Культура в широком смысле это процесс формирования надындивидуального бытия, неподвластному отдельному человеку и проявляющегося в выработке общечеловеческих, общезначимых ценностей, норм, принципов социального общежития (Э. Дюркгейм). Культура в узком смысле это деятельность социокультурных институтов и конкретных учреждений культуры, в которых происходит процесс накопления, воспроизводства, трансляции и приращения культурных достижений как социума в целом, так и отдельных социальных групп и личностей (образование, наука, искусство).
Понятие культуры в социологии, ее роли , места в жизни людей имеет разные направленности по двум течениям. Первый подход по этому вопросу эволюционистский (Иоганн Готфрид Гердер). В нем культура рассматривается как решающий фактор совершенствования и эволюции человека, который способен превратить его в творческое и гармоничное существо. Второй подход критичный. Он толкует культуру как особое средство закабаления человека и поступательного превращения его в орудие сил, враждебных человеку.
Элементы культуры в социологии выделяются такие: ценности, язык, нормы, обычаи, традиции, нравы. Наиболее продуктивные элементы культуры это понятия или концепты (которые упорядочивают мир людей), отношения (выделяют связи между людьми), ценности (показывают убеждения людей) и правила (регулируют поведение людей).
Виды культуры в социологии выделяются следующие, в зависимости от определенных критериев.
По региональному или географическому признаку: культура Запада, Востока, Европы, Африки, Америки и т.д.
По хронологическому признаку: античная культура, культура Средневековья, эпохи Возрождения, нового и новейшего времени.
По виду общественного производства: материальная (все, что относится к среде обитания человека и удовлетворению его потребностей, технологической стороне жизни: средства производства, орудия труда, властные структуры, политические партии и т.д.), духовная (включает субъективные аспекты, установки, идеи, ценности и исходящие из них модели поведения) и социальная (отношения между людьми, статусы, социальные институты).
13. Понятие «материальная культура», «артефакты», «нематериальная культура».
Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (артефакты). Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества (паровая машина, книга, храм, орудие труда жилой дом, украшение).
Материальная культура характеризует деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека. Материальная культура - это культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса (места жительства), культура отношения к собственному телу, культура воспроизводства и формирования человеческого рода. Физическая культура.
Нематериальная (или духовная} культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру: философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.
Духовную культуру образуют нормы, правила, образцы эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии ритуалы символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже (как и в материальной культуре) результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением.
Результаты материальной культуры (мосты храмы) существуют очень долго, а церемонии или обряды только то время, пока их соблюдают. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия - через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука - это ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участием материального посредника - галстука, который является артефактом.
Отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой вертикальное сечение культуры, пронизывая всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.
Культура как явление, формирующее человека, может воспитывать личность как нравственную, так и безнравственную. По содержанию и влиянию культуры на человека ее делят на прогрессивную и реакционную.
Существует деление по признаку актуальности. Актуальная - это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру (ее иллюстрирует мода во всем).
Таким образом, структура культуры сложна и многогранна. Она включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию нравственность, политику, право, религию, сосуществующих и взаимодействующих друг с другом и составляющих единую систему понятия культуры.
14. Различия личной культуры индивида и культуры общности.
В структуре культуры следует отличать личную культуру индивида от культуры общности. Личная культура это совокупность личных средств, методов деятельности, образцов поведения, идей и мыслей.
Культура общности (социальной группы, сословия, народа и т.п.) это совокупность средств и способов деятельности, поведения, которые приняты и признаны общностью и приобрели значение для ее членов, считаются «обязательными» (напр. правила общежития и др.).
Культуру общности нужно отличать от культурного наследия, которое передается следующему поколению, сдало экзамен на устойчивость во времени. Например сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а то, что становится комплексом освященных ценностей (идеи, произведения искусства, научные теории, машины, архитектурные произведения и др.) составляют культурное наследие.
15. Понятия «доминантная культура», «субкультура», «контркультура». Значение и процессы «производства культуры», роль «культурных инноваторов».
Доминантная культура ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.
Субкультура это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.
Контркульту́ра специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры. Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.
Контркультура явление, свойственное не только и не столько широко известным и приведенным выше молодежным движениям XX века. Господствующая культура не способна охватить все символическое пространство общества. Часть этого пространства «делят» между собой суб- и контркультуры. К таким контркультурам в различных исследованиях относят раннее христианство, затем прочие религии, коммуны утопистов и движение большевиков.
Классическим примером контркультуры является также уголовная среда, в замкнутой и обособленной среде которой постоянно формируются и видоизменяются идеологические доктрины, буквально «переворачивающие с ног на голову» общепринятые ценности честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д.