Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
39
Содержание
Введение……………………………………………………………………..6
Раздел 1. Символизм в магии, как социокультурное явление……….7
1.1. Общая характеристика магии…………………………………………..7
1.2. Теории символа…………………………………………………….…....17
1.3. Символы в украинской народной культуре…………………………...27
Раздел 2. Тенденции в развитии и трансформация символизма в магии: от прошлого к настоящему.
2.1 Магия в пространстве современной культуры.
2.2.Символизм магии в массовой культуре.
Раздел 3. Охрана труда.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение
Современная культура представляет собой очень сложное общественное явление. Исследователи отмечают в её структуре такие элементы, которые относятся к магическим, а также в ней широко используются символы, которые являются языком магии, возникли вместе с ней, и имеют такое же древнее происхождение.
Массовая культура активно использует сюжеты и символы из магического арсенала. Верховная Рада Украины выносит на повестку дня вопрос о налогообложении магов, экстрасенсов. Интернет - сайты переполнены материалами о практической магии; в глобальном пространстве интернет коммуникации сложилось сообщество людей, которые идентифицируют себя по этой принадлежности. Невиданной популярностью пользуется литература, которая построена на магических сюжетах, использует символический язык и символические образы (Д. Андреев, М. Булгаков, П. Коэльо и др.)
Таким образом, магия и её символический язык являются реальностью сегодняшнего дня, с которой имеют дело не только учёные исследователи, но и медики, правоохранительные органы; повышенный интерес к ней проявляет молодёжь. Все эти проявления магии не укладываются только в понятия «пережитки прошлого», «суеверия». Проблема настолько современна и реальна, что уже давно перешла из сферы т.н. нетрадиционной науки в науку традиционную, и стала объектом современных разработок в области истории, социологии, философии, психологии, религиоведения. В это состоит актуальность данной работы.
Цель работы заключается в исследовании символического компонента магии, в том числе в структуре современной культуры.
Для достижения цели поставлены такие задачи:
1. выявить возникновение символического аспекта магии;
2. рассмотреть роль функционирования символов магии, основываясь на научных теориях о символах (А.Ф. Лосев, К.Г. Юнг, М. Мамардашвили, А. Менеггетти, Н.В. Гринёвой и др.);
3. исследовать тенденции в функционировании магии в современной культуре, а также их трансформацию.
Объектом исследования является символический аспект магии.
Предметом изучения является проявление и тенденции развития символов магии в поле современной культуры.
В работе использовались труды таких учёных, как Дж. Фрезера, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, М. Мосса, М. Холла, Б. Малиновского, А. Григоренко, С. Токарева, А.Ф. Лосева, К.Г. Юнга, современных исследователей О. Береговой, в том числе украинских З. Болтарович, Н.В. Гриневой.
Источниковедческую базу составили:
энциклопедическое издание о магии и символах Мэнли Холла, Л. Леви-Брюля, О. Береговой. Одним из основных источников стала книга З. Болтарович «Народна медицина українців». Автор, З.Болтарович, украинский учёный, основное внимание уделяла полевым исследованиям, в течении 20 лет систематически выезжала в научные экспедиции, побывала почти во всех регионах Украины. Она собрала большой по объёму и в большинстве случав уникальный материал и дополнила его многочисленными архивными источниками.
Одной из особенностей работы, а может, и её сложность, заключается в том, что исследование потребовало использования материала, который был накоплен, т.н. нетрадиционными науками.
В СССР магия, эзотеризм, относили к таким научным проблемам, которые редко становились объектом исследования, в то время как за границей интенсивно разрабатывались (в постсоциалистических странах, этот социокультурный феномен стал самостоятельным объектом исследования только в 80 е гг).
Ученым не хочется прослыть идеалистами или оказаться в числе учёных, занимающихся в области нетрадиционной науки, если они станут заниматься этой проблемой. Неразработанным является также категориальный апарат: только вводятся в официальную науку понятия «мистический опыт», «встречи с трансцендентным», «реальность сверхъестественного», «тайнознание» и др.
Новизна в исследовании проблемы заключается в попытке наметить тенденции развития (трансформации) магии в поле современной, в том числе массовой культуры.
Методология работы включает в себя использование конкретно-исторического похода в изучении символического аспекта магии. Это позволило проследить появление символов, выявить их природу, роль, значение в магии и культуре и показать особенности их функционирования на различных этапах стратегического развития.
В интерпритации символов и их наличия в поле современной культуры я использовала прежде всего теорию символов А.Ф.Лосева и психологическую парадигму смиволов и архетипа К.Г. Юнга.
Использовался междисциплинарный подход: требовалось использовать и обобщить данные истории, религиоведения, психологи с использованием философской интерпретации.
Апробация результатов исследования были представлены в публикации «Закономерности функционирования и трансформации символов в современной культуре» (Международная научная конференция студентов и аспирантов, IX Харьковские студенческие философские чтения, 25-26 апреля 2013 года, г. Харьков).
Работа состоит из введения, двух частей с параграфами, заключения, списка использованной литературы и источников. Во введении сформулированы актуальность и новизна работы, цель и основные задачи, обозначены объект и предмет исследования, научно-теоретическая база, методология, апробация и структура работы.
В первом разделе «Символизм в магии», рассматривается общая характеристика магии, теории символа и символы в украинской народной культуре.
Во втором разделе «Тенденции в развитии и трансформация символизма в магии: от прошлого к настоящему» будет рассмотрена магия в пространстве современной культуры и символизм магии в массовой культуре.
В заключении подводятся итоги всей дипломной работы.
Раздел 1. Символизм в магии, как социокультурное явление
1.1. Общая характеристика магии
Магия (лат. magia) - колдовство, чародейство, волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир.
Слово «магия» имеет древнегреческое происхождение и в его основе лежит древнеперсидское (аккадское) название ассирийского жреца «маг», буквально означающее «мудрый», «мудрец».
Со временем в научной литературе словом «магия» (колдовство) стали обозначать первоначальные этапы в развитии религии.
Магия не сводится к системе одних только обрядов и ритуалов, она представляет собой сложное явление, включающее в себя, во-первых, веру в существование особых магических связей и отношений, во-вторых, убеждение в возможность для человека влиять сверхъестественным способом на эти связи и отношения, и в-третьих, специальный механизм (манипуляции, обряды, фетиши) для овладения этими связями и отношениями. (Григоренко, стр. 11-13)
Другими словами, магия - одна из форм иллюзорно-фантастического отражения действительности, которая основывается на вере человека в существование особых сверхъестественных связей и отношений и в возможность пользоваться последними в целях оказания особого влияния на природу и общество, посредством специальных средств и приёмов.
Магия, как одна из форм первобытных верований, появляется на заре существования человечества. Именно тогда человек стал задумываться над теми явлениями, которые происходили с ним и вокруг него. Возникновение магии относится к периоду первобытного общества, точнее к эпохе каменного века. Имеются данные о том, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальца, жившего 8050 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), в которых сохранились свидетельства охотничьей магии (пещерные медведи в то время были одними из главных объектов охоты). Первобытные люди, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножить стадо. Ещё в конце XIX века у многих племен, сохранивших первобытный уклад жизни и имевших аналогичные обряды захоронения костей и черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно такое объяснение. Даже народы, принявшие христианство многие столетия тому назад и находящиеся на высокой ступени исторического развития, еще совсем недавно имели аналогичные верования. (Григоренко,стр.13)
Как уже было отмечено выше, истоки магии берут начало в первобытном обществе. Однако воспроизводство магии осуществлялось в любом обществе, на различных этапах его развития (включая современное), потому что существуют их предпосылки. Выделяют предпосылки: гносеологические и психологические.
Рассмотрим их наличие в первобытном обществе.
I. Гносеологические предпосылки.
Они заключаются в особенностях мышления. Уже сознание первобытного человека отражало объективный мир не пассивно: оно активно перерабатывало информацию, получаемую при помощи органов чувств, для выработки стратегии предсказания будущего. Знание будущего, т.е. знание о том, чего следует ожидать, всегда имело высокую социальную ценность. Первобытный человек использовал два способа предсказания будущего:
1) опирался на систематическое наблюдение предметов и их взаимосвязи; опирался на знание этих реальных связей и добивался желаемых результатов;
2) в силу ограниченности своего практического и теоретического опыта человек не находил подлинных причин явлений и процессов и вместо них обращал внимание на какое-либо случайное событие.
Л. Леви-Брюль так объясняет процесс функционирования первобытного сознания:
1) первобытный человек не отбрасывает второстепенное в восприятии предметов (так изображение человека так же реально, как и сам человек; вот почему первобытные люди не хотят, чтобы европейцы их фотографировали; имя считалось носителем свойств его обладателя; вот почему после болезни имя менялось);
2) уверенность в реальности того, что увидели во сне;
3) действие закона партиципации (сопричасности);
4) мышление не избегает противоречий;
5) оно мало склонно к анализу, а память играет очень большую роль. (Леви-Брюль Л.Сверхестесственное в первобытном мышлении).
Вот пример такого рассуждения: «Птицы, особенно орлы и соколы, слышат все; этой способностью наделены и их перья: они также слышат, как говорят индейцы, они также наделены мистическими способностями».(Жадан, стр. 305)
Одним из способов ориентирования первобытного человека было умозаключение по аналогии (на основании сходства, уподобления одних явлений другим; обнаружение сходного в вещах и перенос на основе этого признаков одних явлений на другие). Причем этот способ в архаическом мышлении занимал важнейшее место. Для этого мышления это была первейшая форма вывода.
Появлению магических приемов способствуют также особенности языка первобытного человека. У него два языка: членораздельно звуковой и язык жестов. Есть также специфические языки для определенных случаев, языки, предоставленные только отдельным лицам (для мужчин и женщин, шаманов).
Число также наделяется первобытным человеком мистическими свойствами. Например, «1» - обозначает единство, «2» - хаос, беспорядок, несчастье (двуличие, раздвоенная душа, двойственность, двуликий Янус). У каждого народа есть свои священные числа. У славян, например «3», для индейцев «4» (для четверки знак крест).
В соответствии с таким мышлением находятся и способы действия, и само поведение людей. Первобытный человек считает, что без магических операций не стоит приниматься за дело. «Охотники чироки возвращаясь после удачной охоты на стоянку, зажигают на тропе огонь для того, чтобы вождь оленей не мог следовать за ним и причинить ему болезнь, например ревматизм». (мифы народов мира)
«Знаки» - видит первобытный человек везде, это проявление невидимого мира. Знаки доступны специалистам колдуну, шаману, волхву». Там же
«Белые не понимают, почему проводники проявляют лень, строптивость, неисполнительность. На самом деле негр, проснувшись, мог увидеть какой-нибудь знак, предвещающий беду для него и отряда. Вот почему везде (на охоте, войне и т.д.) ничего не делается без мнения и совета гадателя, колдуна» (Мифы народов мира).
Переход от гадания к магии совершается незаметно. Гадание занимается обнаружением отношений, магия их использованием. На практике они объединяются. Вот еще один парадокс. Там, где закрепляется религия, мистические операции происходят тайно и считаются скорее преступными, осуждаются.
По убеждению первобытного человека свойства передаются путем прикосновения переноса: воздействовать на целое, действуя на его часть (например, влиять на человека, овладев его волосами, ногтями, слюной, мочой, именем или изображением). «Для первобытного человека нет ничего случайного, так как таинственные силы всегда ощущаются как присутствующие везде и всюду, поэтому, чем более случайным для нас кажется событие, тем более знаменательно оно в глазах первобытного человека. Тут не требуется объяснения события, ибо оно откровение». (сверхъестественное в первобытном мышлении).
Вкратце невидимые влияния, которыми постоянно занято первобытное мышление, можно сгруппировать так:
1) духи мертвых;
2) духи в широком смысле одушевляющие разные силы природы: животных, растения, предметы;
3) чары, колдовство (их источник действие колдунов).
Первобытный человек боится колдовства. Поэтому он использует множество амулетов, талисманов, заклинаний, табу, обычаев всякого рода, при помощи которых пытается защитить себя от всевозможных бед, наносимых колдунами.
Причинно-следственная связь признаётся, но она носит не объективный характер:
Быть счастливым для дикаря ускользнуть от всех дурных влияний. События видимого мира в каждый момент зависят от сил невидимого. Поэтому такое значение придается снам.
Л. Леви-Брюль замечает: девизом для первобытного мышления могла служить знаменитая формула Юма: «Любая причина может вызвать любое следствие. Для первобытного мышления всё чудо, вернее, ничто не является им; для него ничто не кажется невозможным или нелепым» (сверхъестественное в первобытном мышлении).
Возникновение веры в магию связано также со спецификой человеческих эмоций (т.е. настроения, переживания).
Древнеримский поэт Стаций указал на страх, как причину возникновения религии. Веру в сверхъестественное рождает не всякое чувство страха. Кратковременный страх перед реальной опасностью обычно не приводит к возникновению религиозных верований. Это должен быть страх как устойчивое психическое состояние масс, вызванный их бессилием перед господствующими над ними природными или социальными явлениями. Постоянное ощущение страха перед враждебной природой у первобытного человека могло перерасти в настоящую фобию, которая оказывала тормозящее влияние на его активность. В поисках средств психологической защиты от этого состояния он в силу особенностей своего мышления обратился к магическим обрядам и ритуалам, исполнение которых придавало ему уверенность и тем самым способствовало решению той или иной практической задачи. В связи же с тем, что многие страхи и тревоги были не пропорциональны реальной опасности, то есть были мнимыми, воображаемыми, то естественно, что человек каменного века, переживая их, должен был убеждаться, что опасность (а на деле лишь его тревога и страх) проходит под воздействием магического ритуала. Как писал английский ученый польского происхождения Б.Малиновский, «магия обеспечивает примитивного человека набором готовых ритуальных действий и верований, включающим в себя определенные умственные и практические приемы, призванные служить для преодоления опасных пробелов в процессе достижения важных целей или же критической ситуации. Она дает человеку возможность уверенно добиваться важных целей, сохранять свое равновесие и свою психическую целостность в приступах гнева, в муках ненависти, неразделенной любви, отчаяния и страха. Функция магии заключается в том, чтобы ритуализовать оптимизм человека, поддержать его веру в победу надежды над страхом» (Григоренко)
Следует отметить также объективные причины, порождающие магию. Дело в том, что магические верования и суеверия были присущи не только дикарям, но и земледельцам Древней Греции, феодальной Европы, характерны они и для определенной части наших современников.
Первобытные люди имели огромный запас рациональных знаний и умений, им обладали уже неандертальцы, не говоря уже о кроманьонцах. Они были изобретателями, инженерами, врачами, анатомами, зоологами. Если бы их сознание было ориентировано только мистически, они бы не смогли сделать огромный вклад в развитие общества (там же)
Грузинский исследователь К.Р. Мегрелидзе указывал, что в основе существования магических обрядов и верований лежит особый «сектор опыта». Он писал «в условиях жизни и деятельности человека всегда встречались в более или менее выраженной форме две структуры опыта: сектор опыта, где люди сами творили свое положение и определяли свое существование, и сектор опыта, где люди зависимы от игры случая, которую невозможно предвидеть. В последнем случае приходилось прибегать к магическим формам мысли, гаданиям, знаниям и т.д.» (Мегрелидзе.К.Р. О ходячих суевериях…)
Подтверждением мысли К.Р.Мегрелидзе о том, что в основе возникновения и функционирования магических верований и действий лежит «сфера несвободной практической деятельности человека», служат многочисленные наблюдения этнографов за жизнью и бытом примитивных племен и народов. Например, Б.Малиновский, изучая жизнь и быт населения Тробриандовых островов (Меланезия), отметил, что магия вовсе не преобладает в повседневных делах и мыслях жителей островов, что достаточно много сфер их производственной и социальной деятельности свободно от нее.
О трудностях существования первобытных людей говорят антропологи.
Так половина неандертальцев не доживали до своего двадцатилетия. У кроманьонца средняя продолжительность жизни не превышала 20 лет. В тяжелом положении оказывались дети и женщины: 38% неандертальцев умирали, не достигнув 11 лет, почти никто из женщин не доживал до 25 лет. У питекантропов и синантропов смертность была еще выше 68% синантропов не достигали 14 лет. Те же психологические корни магии существуют и в современном обществе: страх и неуверенность в себе, в будущем. Поэтому одни люди начинают верить в судьбу, удачу, приметы; другие стремятся овладеть ситуацией посредством колдовства, ношением оберегов, талисманов. Это особенно относится к людям, чьи профессии связаны с определённым риском и не всегда благоприятным исходом: лётчикам, морякам, шофёрам, охотникам, хирургам, спортсменам. Если сравнить работу врачей-хирургов и врачей других специальностей, то у них исход операций часто зависит от непредусмотренных случайностей. Это объясняет тот факт, почему среди врачей не хирургов суеверия встречаются гораздо реже.
В повседневной жизни человек не всегда руководствуется логикой, не всегда исходит из опыта и практики как критерия истины. Поддаваясь страхам и тревогам, человек начинает мыслить алогически - налицо гносеологические основания магии. В этой связи интересны исследования советского учёного С. Н Давиденкова. Он неоднократно наблюдал, как у людей со слабой нервной системой, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), происходило как бы своеобразное «возрождение» мистического образа мышления и действия с навязчивыми страхами (т.е.навязчивыми иллюзиями зависимости человека от сил, не поддающихся его контролю) у невротиков обычно соединяются своеобразные «ритуальны» действия, а также вера в то, что эти действия могут нейтрализовать опасность. Подобного рода ритуальные действия оказываются нередко весьма эффективными, ибо сам человек абсолютно уверен в их действенности.
Таким образом, суеверия ликвидируют застойные очаги возбуждения, создаваемые действительностью, но уже сами суеверия начинают выступать в роли раздражителей, образующих собственные застойные очаги возбуждения и теперь мешают критически относиться к дурному предзнаменованию. Освобождаясь от тревог и страхов, вызванных действительностью, суеверия наполняют человека новыми страхами, но уже основанные на вере в магические связи в мире. Получается замкнутый круг, а зависимость от странного неизвестного усугубляется.
Магия принуждает людей тратить много времени и сил на различные церемонии, обряды, отвлекает от различных земных интересов. Магические предрассудки, как и другие, отрицательно влияют на личность. Они затемняют сознание людей, делают их глухими к доводам разума, тормозят познание.
Магия это не только далёкое прошлое: стремление узнать будущее, тяготение к сверхъестественному и необычному, желание изменить судьбу и найти своё место и предназначение в пространстве культуры, следование традициям, но это и разочарование в науке, снятие психологического напряжения, проблема выбора для современного человека. Стремление людей тянуться к таким духовным практикам, которые имеют наукообразную форму (наука пока ещё остаётся авторитетом) связаны с природой, гармонично объединяли научную рациональность и религиозную (сакральную) практику (автореферат Астрология).
В настоящее время наблюдается воспроизводство магии (верований, привычек, обрядов) среди определённой части населения всех страна, в том числе развитых. На Западе наблюдается беспрецедентный в истории цивилизации бум магии и оккультизма.
Украина не является исключением. Кроме того, в сравнении с советским периодом, где атеизм являлся составной частью коммунистической идеологии и предполагал борьбу с различными проявлениями магии и оккультизма в постсоветской Украине наблюдается активизация этих процессов.
Для сравнения приведём данные социологического исследования в СССР, проведённые в 1989 году среди сельского населения Орловской области, опроса московской молодежи того же года и наши дни (опрос студентов медицинского училища г. Артёмовска (2012 год)).
Советский период |
Период постсоветского развития (медицинское училище, город Артёмовск (2012г.)) |
7% - вера в колдунов; 12% - в суеверные приметы; 24% в знахарство; более 7% - вера в гадание; 36% - вера в дурной «сглаз»; 65% не верят в гадание и никогда не обращались к гадалкам и провидицам; 68% не признают лечебной магии (знахарства) не прибегали к услугам знахарей; 25% верят в вещие сны. |
60% пользовались услугами знахарок и экстрасенсов; 49% чаще всего обращаются к знахарству и колдовству в случаях болезни («сглаза», порчи); 85% верят в различные приметы, магические табу (суеверия); 22% пробовали самостоятельно использовать определённые магические приёмы при лечении; половина опрошенных обращались к услугам знахарок и гадалок более 2-х, более 2% опрошенных 5 и более раз; 56% считают, что обращение к магическим приёмам вредными; 26% - полезными. |
Это сравнение (данные периода и данные 2012 года) свидетельствуют об увеличении числа людей (в данном случае это касается будущих медработников) с мистически ориентированным мировоззрением, которые считают обращение к магии нормальным и даже позитивным явлением. К тому же официальное медицинское образование совершенно не обращает внимания на эту сторону подготовки медиков. На практике это оборачивается капитуляцией медработника в оказании медицинской помощи.
Воспроизводят на современном этапе магические верования потому, что есть подпитывающая их почва: во-первых, это социальные корни магии, которые сегодня отягощаются глобальными проблемами, во-вторых, это психологические корни страх и неуверенность в себе, в будущем.
Но магия это сложный социально-культурный феномен. Её воспроизводство происходит на всех этапах общественного развития и касается многих социальных и культурных феноменов. Причём в отдельных случаях магия более смело вторгается в область неизвестного, чем наука.
«Эффект плацебо» в древности с успехом использовали шаманы и знахари. Сегодня его активно используют шарлатаны в медицине. Другой пример: возникновение парапсихологии, которая изучает такие явления как передача мыслей на расстоянии, ясновидение и левитация, чудесные исцеления и т.д. Современная наука начинает интересоваться такими явлениями, на деле парапсихологии остаётся ближе к магии, чем к медицине.
Обращение людей к магии это реальность сегодняшнего дня. Магия не укладывается в рамки атеистического понятия «предрассудки», «мошенничество» или понимание её как средства более влиятельного и эффективного, чем наука. Магия была и остаётся сложным социальным явлением, требующего изучения в динамике, конкретно - исторически, а также её составляющей символике.
1.2 Теории символа
Символ универсальный феномен культуры, язык магии. Дефиниций символа много, что характерно для понятия, вмещающего значительное содержание. Именно этим объясняется тот факт, почему символ стал объектом изучения наукой уже в древности. Философский энциклопедический словарь даёт следующее определение символа: «Символ - отличительный знак; образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое образование, которому определенная группа людей придает особый смысл, не связанный с сущностью этого образования. Смысл символа, который не может и не должен быть понятным для людей, не принадлежащих к этой группе, т.е. для тех, кто не посвящен в значение символов (каждый символ является по своему характеру тайным или по крайней мере условным знаком), этот смысл является, как правило, намеком на то, что находится сверх или за чувственно воспринимаемой внешностью образования…»(филос.энц.словарь) Рассмотрим, как в современной науке интерпретируется понятие символа. Символ в переводе с английского означает знак, сущность, которая обозначает другую сущность. Знаком могут выступать объект, изображение, написанное слово, что заменяет собой некоторое другое понятие, используя для этого ассоциацию, сходство или договоренность (например, материальный объект может использоваться для обозначения абстрактного понятия). Символы указывают на идеи, понятия или другие абстракции.
Символ - любой знак, вызывающий одинаковую социальную реакцию. Значение символа произвольно в том смысле, что оно не присуще звуку, объекту, явлению и т.д. как таковым, а формируется в процессе обучения и взаимного согласия людей, использующих его в коммуникации. Люди общаются друг с другом символично с помощью слов, жестов и действий. Примерами символов являются: слово, флаг, обручальное кольцо, номер и т.п.
В символах заключена информация о намерении, они напрямую обращены к подсознанию человека. Поэтому символы так активно используются во время сеанса магии. Кроме того, они служат для передачи сведений окружающим.
К трактовке символа, как универсального феномена культуры, обращались Платон и Эмпедокл, Дионисий Ареопагит и средневековые схоласты. Из недавних примеров такого обращения можно упомянуть течение символизма в европейском и русском искусстве, метафизический символизм Павла Флоренского, культурологический символизм Эрнста Кассирера, психологическую парадигму символа и архетипа Карла Юнга, а также теория символов А.Ф.Лосева.
Один из основоположников русского символизма Вячеслав Иванов писал:
«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значение, когда он изрекает на своём сокровенном, магическом языке намёка и внушения нечто неизглаголемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине. Он органическое образование, как кристалл. Подобно солнечному лучу, символ пронизывает все планы бытия и все сферы сознания и знаменует в каждой сфере иное назначение. Поистине, как всё нисходящее из божественного лона, и символ «знак противоречивый», «предмет пререканий». [там же, с.]. В.Иванов понимал символ как универсальный феномен, этакий «кирпичик» мироздания, комбинация которых образует своего рода символический алфавит или миф. В этом алфавите скрыта сокровенная мудрость, подлинная история и подлинное естествознание. Символ наличествует в природе вещей, которая в свою очередь, есть отражение иной, высший реальности, знаменующее высшее бытие. Иначе говоря, символ «окно в вечность» (А.Белый). Эта трактовка символа восходит к «мифологическим религиям» древних, к учениям гностиков и орфиков, к пифагореизму и платонизму. Современный вариант этой трактовки дал Рене Генон: «Подлинным основанием символизма является соответствие, связывающее вместе все уровни реальности, присоединяющие их один к другому и, следовательно, простирающиеся от природного порядка в целом к сверхъестественному порядку. Благодаря этому соответствию вся Природа есть не что иное, как символ, т. е её подлинное значение становится очевидным только если она рассматривается как указатель, могущим заставить нас осознать сверхъестественные или «метафизические» истины метафизические в действительном, подлинном смысле слова: в этом и состоит «сущностная функция символизма» [Менли Холл,с10].
Символ можно назвать «воспоминанием об опыте». Алфавита символов, единого для всех народов и культур, не существует. Чем глубже, чем обширнее опыт, тем значимее символ. «Материальную» форму символ может обретать в образе, звуке, слове, действие, вещи во всём, что существует в физической действительности. Чем дальше символ отстоит от пережитого опыта, тем туманнее становится его смысл.
В эволюции символа можно выделить три стадии. Первая стадия понимание. Те, кто не переживал «первоначального» опыта, получают возможность приобщиться к нему через объяснение хранителей древней мудрости: знание передаётся от наставника к ученику и т.д. Вторая стадия - интерпретация; она возникает в тот момент, когда нарушается принцип неразрывности знаний. Истинное сакральное знание оказывается утраченным, уступает место профаническим толкованиям и домыслам, первоначальный опыт начинает представляться чем-то мифическим. Тем не менее, на этой стадии символ всё ещё воспринимается как «духовный инструмент » постижения реальности. Третья стадия забвение; символ умирает, сохраняя лишь археологическую, этнографическую ценность, превращаясь из «объективной сущности в статью энциклопедии» - по меткому выражению. Х. Сирлота. [мидгард,энц., стр.]
М.Мамардашвили считает, что в мировосприятии современного культурного человека символов становится всё меньше и меньше. Но всё же символы имеют обыкновение возрождаться, поскольку человек «животное символическое» и поскольку Природа говорит с человеком именно на языке символов. [Холл,c.15]
«Природа строгий храм, где строй живых колонн
Порой чуть внятный звук украдкою уронит;
Лесами символов бредёт, в их чащах тонет
Смущенный человек, их взглядом умилён»
(Ш.Бодлер) [цветы зла, стр.].
В символах исторические корни настолько глубоки, настолько скрыты позднейшими наслоениями, настолько превращены в абстрактные понятия, что доискаться до их истоков практически невозможно. Хотя символы реальная историческая категория, но она очень древняя.
Символ высшая форма знания, и поэтому он предельно абстрактен, концентрированно условен. Абстрактность символа необходимое условие его существования, ведь только через абстрагирования от действительности можно приобщиться к сокровенному знанию. Символы выражают идеи высшей абстракции, которые практически невозможно кратко описать или сформулировать словами («окно в Вечность»). Например, символом ислама является полумесяц, а христианства - крест, причём оба этих знака как бы содержат в себе в чрезвычайно концентрированном виде обе религиозные доктрины. И.Козловский пишет: «Для того, чтобы осознавать и понимать символ, его нужно ещё и энергетически переживать. Любой символ глубже видимой реальности» [Козловский И.А. Тратака садхана, стр. 46].
Мэнли Холл называет символы языком всей природы, потому что каждый закон и сила, действующие во вселенной, проявляются и становятся доступными ограниченному уму человека через символы. С помощью символов люди искали способы сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. М. Холл считает, что учёные древности (эзотерическое знание) выбрали символизм как гораздо более изобретательный и идеальный метод сохранения своего трансцендентального знания. В одной и той же фигуре символ может быть и скрытым, и явным, для мудрого предмет символа ясен, в то время как для непосвящённого он остаётся непостижимым. [Холл, с.43-44]
Среди важнейших работ по проблематике символа можно назвать труд известного русского философа Алексея Фёдоровича Лосева «Проблема символа и реалистическое искусство». В нем впервые осуществлена задача создания «объективной теории символа».
Автор отводит значительное место понятию «символ» в эстетических теориях и даже целых философских системах. При этом он отмечает, что, несмотря на общеизвестность этого понятия, «в советской литературе исследование этого термина и понятия почти целиком отсутствует» (Проблема символа…, с.247).
Рассматривая символ как функцию объективной действительности, он тщательно прослеживает исторически постепенное расширение понятия символа и показывает всю его реальную сложность, многослойность и многозначность. В частности, он напоминает суждение М. Горького о символах, подчеркивает важность его мысли о создании народом гениальных символов - Прометея, Геракла, Святогора, Ильи Муромца, которые он называет «гигантскими обобщениями жизненного опыта народа». «Горький, - пишет исследователь, - понимает символ, как функцию объективной действительности, возникающую в результате максимально обобщающего эту действительность коллективного творчества народных масс, в результате того специфического мышления, которое охватывает иной раз целые народы, целые исторические периоды, целые социально-исторические сдвиги» (там же, с. 248).
По мнению А.Ф. Лосева, «всякой теории символа должно предшествовать элементарное описание составляющих его элементов. Эти элементы должны быть для него существенны, а вместе должны составлять нечто целое. Для этого требуется отчетливое отграничение символа от других областей сознания, с которыми его обычно путают» (с.255). Однако он не претендует на решение этой проблемы, а «считает свое исследование только предварительным и только приближенным» (с.257). Логику анализа символа Лосев выразил делением текста на смысловые отрезки.
Первый из них он озаглавил «Символ вещи и отражение вещи в сознании». Здесь автор рассматривает символ вещи, как ее отражение, но не всякое отражение, а отражение, «содержащие в себе некоторого рода смысл, но не просто смысл вещей, отражающих друг друга», но определенным образом разработанный и организованный (с.257-258). Кроме того, «всякий символ всегда есть некоторого рода обобщение» (с.258).
Следующий смысловой отрезок, который определяет символ вещи, как ее закон, А.Ф. Лосев назвал «Символ вещи и ее изображение». Такое название не случайно, так как именно исходя из анализа изображения, философ и выводит данный постулат. Он отмечал, что зачастую, понятие «символ» употребляется некорректно. Это происходит тогда, когда символом называется изображение, обозначение, примета, т.е. нечто данное при помощи изображения или без него, неоформленное и неупорядоченное. Типичный символ всегда оформлен и упорядочен, «он содержит в себе всегда какую-то идею, которая оказывается законом всего его построения. И построение это, будучи воплощением подобного закона, всегда есть определенная упорядоченность, т.е. определенным образом упорядоченный образ» (с.259). Здесь же автор отмечает, что «символ вещи есть оформление её идейно-образного построения», однако не уточняет идейной образности символа, которая будет конкретизироваться им по мере дальнейшего исследования.
Следуя логике анализа символа, А.Ф. Лосев далее обращается к проблеме соотношения символа и знака (ноэтически - ноэматического акта). Углубляясь в проблему знака, учёный приходит к заключению, что для структуры символа, прежде всего, необходимы тетические, объективирующие, интенциональные, ноэматические и ноэтические акты сознания, однако они «вовсе еще не составляют всего символа» (с.264). В то же время «только после всех этих актов сознания мы можем говорить о самом акте обозначения», который и рассматривается А.Ф. Лосевым далее.
В пункте «Символ и сигнификативный акт» философ рассматривает ограничение, при котором ноэтически - ноэматический акт становится обозначающим. «Оно заключается в том, что обозначающее сознание входит в настолько близкое соприкосновение с обозначаемым предметом, что между тем и другим уже исчезает всякое различие. Ноэтическое сознание при этом, остается самим собою… Однако тот его момент, который является обозначающим, обязательно входит в полное тождество с обозначаемым… , другими словами, разрушится и сам факт обозначения. Назовем тот момент ноэтически - ноэматического акта, который отождествляется с обозначаемым… актом сигнификативным, в котором впервые только и осуществляется полноценный акт обозначения. Устойчивая структура этого акта, или его закон, и есть знак (signum)» (с.266). Отсюда он делает вывод о том, что символ есть сигнификация вещи, в которой отождествляется символизирующее и символизируемое, что дает намеченной ранее идейной образности символа большую конкретность семиотический акт, который «не есть ни обозначающее и ни обозначаемое, но значащее» (с.267).
И, наконец, с понятием знака А.Ф. Лосев переходит к описанию основной области учения о символе в пункте «Символ, знаковая природа символа, тождество и различие символа с его предметом». Исходя из того, что символ есть знак, а, следовательно, обладает всеми свойствами знака, философ приходит к следующему постулату теории символа: «В символе мы обязательно находим тождество, взаимопронизанность означаемой вещи и означающей ее идейной образности».
Итогом глубокого изучения оказывается программное утверждение мыслителя о громадном познавательном значении символа и в жизни, и в науке, и в искусстве. «Без превращения наших научно-философских понятий в символ мы вообще не могли бы обладать совершенными понятиями, способными переделывать действительность. Без использования символики искусство превратилось бы в неподвижную и самодовлеющую, достаточно мертвую действительность, не имеющую никакого объективного и тем более воспитательного значения. Никакая человеческая жизнь, ни идейная, ни бытовая, повседневная, невозможна без символов, которыми мы пользуемся ежеминутно, так как всякая жизнь всегда есть движение и стремление и несет на себе как нагрузку прошлого, так и заряженность для осуществления будущего».
Ещё один учёный К.Г. Юнг создал психологическую парадигму символов, оказавшую огромное влияние на различные науки.
К.Юнг считал, что бессознательное (психику) нельзя понять без символов. Как растение даёт свои цветы, так психика создаёт свои символы. Символ имеет очень сложное значение, потому что не подчиняется причине; он всегда предполагает много значений, и эта многозначность не может быть сведена к единой логической системе. Символ обращён в будущее. Прошлого недостаточно для его интерпретации, потому что ростки будущего пробиваются в каждой нынешней ситуации. Юнг изучил два вида символов: индивидуальные и коллективные. Коллективные символы часто являются религиозными обрядами (крест, буддистское колесо жизни). Символические способы выражения и образы представляют понятия, которые мы не можем полностью определить или целиком понять. Символы всегда имеют дополнительные значения, которые неясны или скрыты от нас. Символ может представлять психологическую ситуацию человека. [Мидгард,энциклопедия,с.93]
Психологическая концепция символов К.Г. Юнга работала в науке: она помогала учёным в объяснении ряда социокультурных явлений, в психиатрии способствовала дальнейшему совершенствованию психоанализа. Для объяснения бессознательного, архетипа, снов нельзя было обойтись без понятия символов, это был язык этих явлений.
Исследование Юнга об архетипах и символах позволяет понять действие магических приёмов знахаря, целителя. Юнг пишет о так называемых «естественных» символах, в отличие, от символов, выработанных культурой. Они возникают из подсознательного содержимого психики. Эти символы прошли через множество превращений в ходе эволюции человека и стали коллективными образами, принятыми цивилизацией. Они стали частью общечеловеческой культуры, но сохранили энергетический заряд, и у некоторых людей вызывают сильных эмоциональный отклик. Так символы, используемые в лечебной магии, несут энергетический заряд, что на практике даёт целительный эффект. «Слово или изображение символичны, если они подразумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное значение. Они имеют более широкий «бессознательный» аспект, который всякий раз точно не определён или объяснять его нельзя. И надеяться определить или объяснить его нельзя. Когда мы исследуем символ, он ведёт нас в области, лежащие за пределами здравого рассудка» (архетип и символ)
«Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме всеобщие по содержанию». (Архетип и символ)
У каждой нации есть свои архетипы коллективного бессознательного. Архетип - определённая установка, которая находится в бессознательном и передается на генетическом уровне.
Юнг предупреждает об опасности подавления архетипов. Антропологи не раз описывали, что происходит с сообществом дикарей при столкновении духовных ценностей с воздействием современной цивилизации. У них утрачивается интерес к жизни, её уклад нарушается, а сами они морально опускаются. «Символы открываю человеку священное, и одновременно предохраняют его от непосредственного соприкосновения с колоссальной психологической энергией архетипов» С ростом понимания наш мир все более дегуманизируется. Человек чувствует себя изолированным в космосе, потому что теперь он отделён от природы, не включен в неё органически и утратил свою эмоциональную «бессознательную идентичность», с природными явлениями. Постепенно они теряют свою символическую причастность» (Архетип и символ)
Ещё Фрейд, а за ним и Юнг, предупреждает об опасности десимволизации и десакрализации культуры. «История Европы это история упадка символического знания. Техническая цивилизация представляет собой итог не последних десятилетий, а многих столетий «расколдования» мира » (Архетип и символ)
Учение Лосева и Юнга о символах, прежде всего, составили методологическую базу моей работы. Учение Юнга выявляет тот факт, что наука не является единственным источником знаний о мире. Есть ещё и духовные прозрения, духовный опыт, иррациональный путь познания, языком которых являются символы.
1.3 Символы в украинской народной культуре.
Есть символы универсальные, встречающиеся у всех народов. Числа, буквы, геометрические фигуры, астрологические знаки, изображения (например, иероглифы) вот некоторые самые распространенные символы, используемые магами. Мощными символами являются также орудия мага волшебные палочки, свечи, чаши, пентаграммы. При произнесении многих заклинаний также используют символы, на символизме основанные процедуры магических действий.
В качестве магических символов чаще всего используются прямые линии, ломанные в виде зигзага, спирали и т.д. Хотя они и являются абстрактными в своем изображении, тем не менее, они обладают наибольшей из всех других видов символов смыслом потенциальной насыщенностью и глубиной. Такими символами изображали структуру Космоса, а так же они были положены в основу ритуального пространства (дом, храм, гробница) и формы священных предметов.
Спираль многозначный символ, дошедший до нас из эпохи палеолита. Она символизирует Солнечную и Лунную энергию, гром и молнию, великие созидательные силы.
Символика треугольника определяется во многом благодаря его форме и прежде всего числом 3 (троица во всех ее сочетаниях - рождение-жизнь-смерть; жизнь-смерть-возрождение; тело-ум-душа; небо-земля-нижний мир; кроме того физическую стабильность, пламя, пирамиду, главу Бога и т.д.).
Три соединенных треугольника это символ Абсолюта масонская эмблема. Треугольник, внутри которого свастика, является символом космической гармонии. Треугольник, находящийся в квадрате, символизирует сочетание божественного и человеческого, небесного и земного, духовного и телесного. Треугольник внутри круга символ троичность в едином. Два пересекающихся треугольника (звезда Давида) божественность, соединение огня и воды, победы духа над материей.
Пентаграмма фигура микрокосмоса, магическая фигура человека. Эта фигура издревле считается символом пяти свойств Великого Магического Агента, а так же обозначает пять чувств человека, пять элементов в природе. Это символ внутренней собственной души человека, посредством которой человек может не только управлять всеми созданиями более низкими по сравнению с ним, но и использовать силу Высшего Создания.[мидгард]
Квадрат символ стабильности, постоянства, совершенная форма закрытого. Это так же мистически совершенная форма закрытого. Это так же мистический союз четырех элементов.
Пентагон - правильный пятиугольник, символизирует вечность, совершенство, Вселенную и служил эмблемой многим Богам, а так же считался амулетом здоровья.
Гексагон или правильный шестиугольник, является символом красоты, гармонии, свободы, брака, любви, милости, удовольствия, мира, взаимности, симметрии (таков же символ числа 6). Иногда мистики соотносят гексагон с идеей энергии и мира, а так же с Солнцем.
Круг универсальный символ целостности, пространственно-временного континуума, гармонии и совершенства. Эта самая естественная форма в природе, которая в древности считалась священной. Круг с точкой в центре символизирует полный временной цикл.(там же)
У многих народов круг связан с символом Бога Солнца. Два концентрических круга символизируют Солнце и Луну (интеллект и волю). Три концентрических круга символ прошлого, настоящего и будущего, а так же символ рая, земли и ада. Круг, заключающий в себе крест, обозначает Рай и четыре его реки, а так же Древо Жизни.
Основываясь на археологических данных (древние погребения, наскальные рисунки и т.д.), можно предположить, что магия символа возникла задолго до появления магии слова по крайне мере уже в древнекаменном веке люди использовали символические изображения и символы для обозначения смыслов сакральных образов и трансляции культурной информации. Первоначально элементарные подсчёты числа предметов велись с помощью десяти пальцев рук, камешков, простых зарубок на пальцах, отдельных чёрточек и т.д. Позднее, после изобретения цифровых символов, записанное число подсчитанных предметов обязательно сопровождалось либо их картинкой, либо соответствующим условным символом, обозначающих эти предметы. Изобретение цифровых символов, безусловно, способствовало тотальной сакрализации чисел, так как благодаря символическим манипуляциям появилась возможность выявить математические свойства чисел и отношения между ними и, соответственно, транслировать сакральный смысл отдельных чисел на другие числа цифрового ряда. (меркулов и.п., стр.67)
Формирование древневосточных сакрально-мифологических представлений об астральных сферах и соответствующих телах, обладающими архетипными геометрическими формами, также было связано с геометризацией сакральных чисел и переходом от арифметической схемы к наглядно-геометрической символике.
Крест символ центра Мира и точка соединения между Небом и Землей, космическая ось. Это один из самых распространенных символов, функционирующий как символ Высших сакральных ценностей. Символ креста моделирует и духовный аспект, способность к бесконечному и гармоническому растяжению, как в вертикальном направлении, так и в горизонтальном. В вертикальном направлении это восхождение духа, устремление к Богу, вечности звездная, интеллектуальная, позитивная, активная, мужская сила. В горизонтальном направлении - это земная, рациональная, пассивна негативная, женская сила. Крест формирует особь одного пола, с имеющимися признаками другого пола (андрогин), а так же дуализм в природе и союз противоположностей, духовный союз и целостность человеческого духа, что необходимо для полноты Жизни.
Известны разные формы крестов, но самые распространенные крест с петлей и Т - образный символ (тау - крест). Крест с петлей понимался как ключ, которым открываются Врата к божественному знанию, где Т-образная часть символизировала мудрость, а капля вечное начало. Т-образный крест считался символом бога Ху у друидов, однако данную форму в древнем Риме использовали для распятия преступников, поэтому ему не поклонялись. Намного позднее различные религиозные и другие союзы изображали свои определенные кресты.
Свастика является более сложным знаком, т.к. по сути это крест, к которому добавлено нечто динамическое, не имеющее ни верха, ни низа. Направление этих концов по ходу Солнца означало положительное священнодействие, а с обратным расположением - считалось дурным, негативным.
Знак свастики считается более древним, чем сам крест. Его происхождение датируется в разных местах по-разному - 486-465 гг. до н.э. или 2 веком до н.э. Классическое санскритское название этого символа происходит от индоевропейского корня «su/swa», что означает «связанный с благом». У славян свастику называли Коловрат или Солнцеворот. Так как Коло - это круг, Коловрат во все века и у всех народов был символом Солнца, Солнце в древности называлось именно «Коло» [толстая энциклопедия символов]
Описанные выше символы считаются священными почти во всех религиях и оккультных направлениях на протяжении многих веков. Использование их в различных ритуалах обычно объясняется соответствующими мистическими построениями. Тайна воздействия символов кроется в психологии их восприятия.
Как показали исследования, эмоциональное воздействие различных линий и рисунков наложило отпечаток на деятельность человека на самом раннем этапе развития общества.
Уже первобытный человек пытался материализовать свои представления о мире в форме наскальных рисунков и культовых фигурок, которые постепенно превращались в объекты созерцания. В стремлении приблизить свое искусство к особенностям и своеобразию психического отражения внешнего мира, человек начинал допускать изменения реального восприятия.
Большое значение придавали символам наши далекие предки славяне. Для них символ представлял совокупность сакральных смыслов, магических эффектов, многотысячелетних трудов древних гениев, формировавших сей знак. Символ в язычестве славян нес в себе, прежде всего, магическую нагрузку.
Символ применяется для воздействий на мир, преобразования его. Многие символы являлись оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, способные причинить вред, от носителя сего оберега, многие способны стереть грань между мирами, позволяющие совершить путешествие в темный мир (Навь) или светлый (Правь), некоторые являлись прямым обращением к богам, к тем или иным силам природы.
Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаниц, символами солнца, земли и отражала многоярусность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д. [Берегова О. Символы славян]
С точки зрения современных представлений, некоторые изломы в линиях символов вызывают специфические сигналы в зрительном анализаторе, тем самым психологически воздействуя на мозг. Согласно мнению других исследователей, некоторые символы, например расходящиеся лучи или параллельные линии, вызывают неприятные ощущения, но почему это происходит пока не ясно. Тайна воздействия символов на человека, несомненно, основана на влиянии их разновидностей на соответствующие структуры психики.
Символизм в магии означает соединение плана реальности и ментального плана. Ритуал не является бессмысленным актом. Для каждого ритуала существуют обосновывающие мифы, а назначение и смысл каждого действия и каждого предмета, используемого в ритуале, могут быть подробно объяснены его участниками.
По своей сути символы имеют в своем изначальном смысле различные потенциалы магических сил, и все они отличаются друг от друга различными силами и направлениями. Сплетение треугольников, пентаграммы, гексаграммы и многие другие символики это, прежде всего, как модно сейчас говорить формула.
В магии существует бесчисленное множество символов, олицетворяющих ту или иную силу, то или иное божество, выражающих какую-либо традицию. Традиция, как известно, носит догматический характер, т.е. в любой традиции есть ряд постулатов, обязательных для исполнения.
Во всех магических направлениях присутствует постулат обращения к силе: силе собственной, силе божественной, силе приходящей из ничего силе отрицания. Везде имеется упоминание динамики с различными свойствами изменчивости и развития систем, вовлеченных в традицию. Именно эта динамика всегда заключается в символике, независимо от того, к какой традиции принадлежит символ.
Таким образом, магический символ символ обращения к силе есть своеобразная схема развертывания динамики сил, воздействующих на объект, описываемый символом.
В Украине к символам особое отношение, унаследованное от далеких предков древних славян. Украинские народные символы своими корнями уходят в глубокую древность и несут в себе красоту из глубины веков. У украинского народа очень много оберегов, которые лечат, украшают, оберегают от зла.
Одной из основных черт украинского менталитета является духовная связь со средой обитания. Для украинцев очень близки такие понятия как мамина песня, отцовский дом, дедушкина сказка, бабушкина вышиванка, рушник, калина возле окна, барвинок, ива, бархатцы. Хлеб и соль, рушник - признаки гостеприимства, тоже культовые и обрядовые знаки украинского народа.
Народные символы Украины это святыни. В украинской графике используются классические магические символы, описанные выше, образы из легенд, народного творчества.
Украинцы воспроизводят эти символы в вышивке на сорочках, рушниках, в росписях посуды, в кованых изделиях, в резьбе, в барельефных украшениях жилища, в росписях печи в избах, гончарных изделиях, в гравюре, а также, в отдельном особом виде украинского творчества в писанках.
Растительными символами Украины являются калина, ива, дуб, тополь, вишня, хмель, барвинок, бархатцы, мак, лилия, роза. Они издавна олицетворяют красоту, духовную мощь народа, свидетельствуют о любви к родной земле. Венок является символом жизни, судьбы, совершенства, жизненной силы; символ девичества.
Украинская пословица гласит: «Без ивы, тополя и калины нет Украины». С давних времён наш народ опоэтизировал куст калины, воспел в песнях, легендах.
Калина символ жизни, крови, огня. Она часто играет роль мирового дерева, наверху которого птицы едят ягоды и приносят людям вести, иногда из потустороннего мира. Да и само дерево связывает мир мертвых с миром живых. Калина символизирует материнство: куст сама мать; цвет, ягодки дети. Это также олицетворение дома, родителей, всего родного. Она также является символом украинского вневременного единения народа: живых с отошедшими в потусторонний мир, и с теми, которые еще ждут своего рождения. Калина олицетворяет и саму Украину. Как символ Родины, она «проросла» в гимн сечевых стрелков.
Калина дерево украинского рода. Некоторые исследователи связывают ее название с солнцем, жаром, всплесками огней. Когда-то в древние времена она связывалась с рождением Вселенной, огненной троицы: Солнца, Луны и Звезды. Потому и получила такое имя от старославянского названия Солнца - Коло. А поскольку ягоды калины красного цвета, то и стали они символом крови и бессмертного рода. Именно потому все свадебные рушники, девичьи и даже мужские сорочки тяжелеют могучими гроздьями калины. [Берегова «символы славян»]
Цветок лилии в украинских легендах - это символ девичьего очарования, чистоты и невинности. Если хорошо присмотреться к контуру геометрического узора лилии на вышивке, то можно увидеть силуэт пары птиц знак любви. Кроме цветка, неотъемлемой частью орнамента был листок и бутон лилии, которые составляют неразрывную композицию тройственности. В лилии заложено рождение, развитие и бесконечность жизни.
С древних времен в Украине святили мак и им обсеивали людей и скот, потому что верили, что мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла. Также верили, что весной поле после битвы покрывается маками. Нежный и трепетный цветок несет в себе незабвенную память рода. Девушки, в семье которых был погибший, с любовью и тоской вышивали узоры мака на сорочках, а на головы надевали веночки из семи маков, обещая этим ритуалом сберечь и продолжить свой род.
Листья хмеля можно отнести к молодежной символике. Кроме центральной Украины, узор распространен на Подолье. Хмель близок к символике воды и винограда, потому что несет в себе знак развития, молодого буйства и любви.
Вишня это символ мирового древа, жизни; символ Украины, родной земли, матери, девушки-невесты. В древности вишня была одним из священных деревьев далекой Японии и Китая. Для праукраинцев вишня это мировое древо жизни. Когда славяне праздновали Новый год 21 марта - это был праздник весны, праздник земледельцев. В старину в Украине вишня была ритуальным деревом весеннего новогоднего обряда. [Берегова «символы славян»]
Животный мир также получил отражение в символах. Знаки унаследовали свойства животных. Животными символами Украины являются: тур, лошадь; из птиц - кукушка, аист, журавль, ласточка, соловей.
Особым символом является украинский рушник, который сам по себе как полоса полотна имеет символическое значение дороги, судьбы, защиты. А когда эта полоса еще и имеет на себе сотканные или вышитые знаки-обереги защитная сила ее, соответственно, усиливается. Во всей Украине рушником накрывали хлеб на столе. Когда сын отправлялся в дальний путь, мать дарила ему рушник. Хлебом - солью на рушнике до сих пор встречают гостей. В украинской хате рушники вывешивают над иконами и над портретами родственников. Рушник используется во многих обрядах, прежде всего тех, которые связаны с браком и проводами в потусторонний мир.
Диапазон использования украинских рушников был очень широким, они крайне редко использовались по прямому назначению в качестве полотенец. Служили они обереговыми знаками в украинской обрядовости, были важнейшим компонентом интерьера хаты, одежды и обрядов.
Разнообразие рушников и обрядового хлеба составляло этническую особенность украинской свадьбы. На всех её этапах рушник выступал как один из главных этнических атрибутов: в обряде сватовства, обручения, каравайных обрядах, благословении молодых.
В похоронном ритуале использовались чистые белые рушники или платки, которые вывешивались на окнах.
Орнаменты на рушниках представляют собой магические символы древних славян: символику солнечной стихии, воды, огня, природы, земли и плодородия.
Вся украинская вышивка обозначена знаками воды и солнца. Солнце часто изображается восьмиугольной розеткой или цветком, а знак Воды напоминает свернувшегося ужа. Две стихии, которые создали земную жизнь, а потому их надо понимать как влажную материнскую и солнечную отцовскую энергии.
Главным символом на рушнике является символ Матери, в основе которого 8-конечная звезда. Обрамляет этот символ стилизованная гирлянда из цветов, что символизирует величие матери, её особую роль в продолжении жизни. Наличие в рисунке желтого и голубого цветов нитей говорит об украинских корнях данной вышивки.
В орнаменте украинской вышивки широко представлены «ромбики с загогулинками». Они, по древним славянским поверьям, воплощали богиню земли, служили добрым охранным символом, который приносит счастье и покровительствует плодородию. [Берегова «символы славян»]
Символика винограда раскрывает радость и красоту сотворения семьи. Сад-виноград это жизненная нива, на которой муж сеятель, а жена обязана растить и ухаживать за родословным деревом. Мотив винограда виден на женских и мужских сорочках Киевщины, Полтавы. В Чернигове виноград вьется на семейных рушниках.
Звезды, разбросанные по рукавам и собранные в геометрический орнамент, - это представление о структуре Вселенной, которая уже не хаотична, а упорядочена и наполнена гармонией.
Вышиванка, наряду с рушником, является для Украины особым и очень важным символом здоровья, красоты, счастья, родовой памяти, порядочности, честности, любви, праздничности; оберег. Символика вышивки зависела от того, кому предназначалось наряд: жениху, мужу, парню; девушке, замужней женщине. На них также применялись традиционные символические орнаменты: геометрические (древнейшие), растительные, зооморфные (животные). Иногда типы орнаментальных форм сочетались.
Символику форм конкретизировала символика красок. В орнаментах преобладает черный и красный цвета с вкраплением синего, зеленого, желтого (золотого). Такой тип вышивки мог символизировать определенную гармоничность в отношениях человека с природой и человеческих взаимоотношениях, силу, мощь, рост и т.д. Народ относился к вышиванке, как к святыне. Они передавались из поколения в поколение, из рода в род, хранились как реликвии. Символический образ сорочки-вышиванки часто встречается в народных песнях о любви, семейной жизни.[Маслова Г.С.]
Важное место среди украинских народных символов принадлежит яйцу и его разновидностям крашенке и писанке.
Крашенка это вареное яйцо, окрашенное в какой-то один цвет: красный, желтый, синий, зеленый и т.д. В то же время эта простота довольно обманчива, так как крашенка, в первую очередь, - это символ. А символы имеют способность наполняться разными, порой противоречивыми смыслами. И крашенка в этом отношении не исключение. Символика крашенки состоит из символики самого яйца, символики цвета и символики «вареного».
Яйцо, как символ Миросоздания, известно в космогониях многих народов. Однако те идеи, которые оно несло в своей символике, далеко не однозначны. Так, в представлениях одних народов яйцо являлось символом глубины и тайны Миросоздания, рождения Вселенной. Согласно другим представлениям, яйцо являлось символом конца времен или Апокалипсиса.
Объяснить это противоречие может славянская загадка о яйце, которая гласит: «Живое родит мертвое, а мертвое родит живое». Загадка раскрывает представление о яйце, как символе двух главных принципов: Бытия-жизни и смерти. Подобная череда, жизнь-смерть-жизнь, преобразуется в цикличность, замкнутость, неразрывность связей и традиций. Эта бесконечная повторяемость выводит на первый план новую идею, которую несет в себе яйцо, - это идея смерти и воскрешения.
Писанка символ Солнца, жизни, его бессмертия, любви и красоты, весеннего возрождения, добра, счастья, радости. Каждый орнаментальный мотив имеет определенное сакральное значение. Из них на писанке складывается рисованная молитва о согласие и мире между людьми. В христианской культуре украинская писанка стала символом воскресения. В народе говорят: «В мире будет существовать любовь, пока люди будут писать писанки».
В нашем сознании крашенка и писанка давно закрепились как символы христианского праздника Пасха. Тем не менее, за простым цветом крашенки и незамысловатым орнаментом писанки скрывается множество тайн, которые намного древнее христианской традиции. Эти тайны давно были утеряны и забыты, но часть их сохранилась в непонятных для современного человека обрядах и обычаях.
Простые и ничего не значащие для нас действия, такие как обменивание со своими родными и друзьями писанками в Пасхальное Воскресенье, разбивание крашенки о крашенку, являются осколками древних языческих ритуалов, которые наряду с мифами и преданиями складываются в целостную картину с глубоким, колоссальным смыслом.
Археологические открытия дают возможность представить всю грандиозность и значимость священнодействия, в котором писанке и крашенке отводились главные роли. Несмотря на пестрые, праздничные цвета писанки и крашенки, они были насквозь пронизаны трагизмом, несли в себе идеи жизни и смерти, являлись воплощением страшных ритуалов прошлого, где маленькая человеческая жизнь приносилась в жертву на благо общества и давала надежду на спасение не только отдельному человеку, но и Мирозданию в целом. [символы славян]
Волосы в украинской магии символ богини неба, земли; богатства; развития духовных сил; энергии, огня, плодородия, здоровья; символ скорби, траура; остриженые волосы символ покрытки (Стриги), утраченной девственности, целомудрия; «рождения-смерти»; вечной памяти; оберег.
Волосы многозначный символ. Они символизировали духовные силы человека, и одновременно иррациональные космические силы и биологические инстинкты. Волосы означают энергию, плодовитость. Густая шевелюра означает жизненный порыв, радость жизни, духовное развитие. В индуизме волос символизирует «силовые линии» Вселенной. Потеря его означает падение и бедность. Добровольное пострижение в монахи, означало отказ от всех земных утех, абсолютный аскетизм.
В старину на Руси - Украины категорически запрещалось замужней женщине «светить волосами». Одним из самых позорных поступков было срывание платка с головы женщины. Появиться перед чужим без платка означало изменить своему мужу.
Скифы, гиперборейцы стригли волосы в знак траура. Девушки перед браком обрезали косы и жертвовали их богине Артемиде. У многих народов категорически запрещалось это делать, чтобы не попасть под влияние демонических сил. [Маслова Г.С.]
Наряду с основными, перечисленными выше символами, существовал еще целый ряд других предметов являющихся символами в Украине. Практически любой предмет повседневного обихода для украинца что-то символизирует.