Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени первого Президента Б. Н. Ельцина
ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
Кафедра прикладной социологии
Свободное время молодёжи на примере города Сургут.
Курсовая работа
студентки 3 курса
Сосниной А.Г.
Научный руководитель:
кандидат социологических наук, доцент
Веселкова Н.В.
Екатеринбург
2012
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоритическая составляющая курсовой работы 6
1.1. Свободное время: основные подходы к определению понятия 6
1.2. Структура свободного времени………………………………...12
1.3. Эффективность и целесообразность использования свободного времени………………………………………………….………………………………..15
1.4. Свободное время и досуг в формационной и цивилизационной парадигмах. Системно-структурный комплексный подход…............................................................18
Глава 2. Прикладная составляющая курсовой рабоы…………………26
2.1. Действительность досуговой сферы общества 2 6
2.2. Методика проведения пилотажного исследования 28
2.3. Аналитическое заключение…………………………………………………….30
Заключение 36
Список используемых источников 39
Приложения………………………………………………………………………………...
Введение.
Изучение роли времени в развитии и становлении личности человека остаётся чрезвычайно актуальным в наше время. Временной фактор играет огромную роль в развитии человека, становлении личности как самостоятельного субъекта в социальной и культурной деятельности. Общество предоставляет человеку возможность свободного и целостного действия.
Соотношение разнообразия использования свободного времени с социальной, демографической, профессиональной структурой общества, а также региональными особенностями, позволяет создать систему предметно-вещественного, количественного использования свободного времени различными социальными общностями. Определить ориентации, приоритетные сферы культурного спроса, финансовые затраты на культурно-досуговые услуги.
Существует множество подходов к определению понятия свободного времени. Более подробно мы рассмотрим их далее. В этой работе, свободное время рассматривается мной как форма жизненного процесса, которой человек и общество свободно располагают, и которая используется ими для свободной деятельности и развития .
Проблемы использования свободного времени нуждаются в глубоком изучении его отдельных аспектов, а именно в определении понятия свободного времени молодёжи. Свободное время - одно из важнейших средств формирования личности молодого человека. Именно в условиях свободного времени происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени является своеобразным индикатором культуры молодежи, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности. Необходимо изучение эффективности использования свободного времени и проблем, препятствующих этой эффективности.
Объектом исследования является молодёжь г. Екатеринбурга в возрасте от 17 до 25 лет. Этот возраст является средней возрастной границей в определении молодежи в соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р. Люди именно этого возраста, на мой взгляд, начинают формирование и «оттачивание» своей личности, этого своего рода этап взросления, более осознанного выбора способов проведения свободного времени, восполнения духовных и физических сил, определения баланса между эффективным и неэффективным использованием своего досуга.
Предметом исследования является изучение особенностей и эффективности использования молодёжью свободного времени.
Целью исследования является выявление особенностей и эффективности использования молодёжью свободного времени.
Таким образом, задачами моего исследования являются:
1.Выявить общие характеристики свободного времени молодёжи
1.1.Показать наиболее предпочтительные для них виды досуговой деятельности
1.2.Определить основные проблемы в сфере проведения свободного времени
1.3. Раскрыть уровень удовлетворённости молодёжи использованием своего свободного времени
2. Определить факторы, обуславливающие эффективность использования молодёжью свободного времени
2.1. Выяснить, планируют ли молодые люди способы проведения свободного времени; определить связь между планированием свободного времени и эффективностью его использования
2.2. Выявить, как влияют на характер использования свободного времени следующие факторы: экономические условия жизни (финансовые возможности), состояние инфраструктуры досуга города, наличие постоянных любительских занятий, пол респондента, социальный статус.
Основные понятия:
Свободное время, молодёжь, структура свободного времени, способы проведения свободного времени, эффективность использования свободного времени, условия эффективного использования свободного времени, характер использования свободного времени, планирование, удовлетворенность в проведении свободного времени, потребности молодёжи, саморазвитие.
Глава 1. Теоретическая составляющая курсовой работы
1.1. Свободное время: основные подходы к определению понятия
С появлением качественно новых явлений в сфере рабочего и свободного времени вновь актуализируется научный интерес к рассматриваемой проблематике. Гносеологическая неоднозначность трактовки свободного времени и места в нем досуга порождают теоретико-методологическую необходимость конкретизации этих понятий, которые на сегодняшний день сложно назвать терминами или категориями. В рамках исследования возникает необходимость переосмысления научных подходов к досугу и свободному времени. Теоретические предпосылки для развития социологического анализа досуга складываются в рамках философского подхода, который рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляются истоки возникновения свободного времени и нравственное содержание досуговой деятельности.
Исследования досуга и свободного времени актуализируются с ХIХ в., хотя упоминания об этом можно встретить еще во времена античности. Однако уже в культуре Античности формируется неоднозначность трактовки досуга. Здесь можно выделить два направления осмысления досуга.
К первому направлению можно отнести более раннюю концепцию досуга древнегреческих философов. Они уже умели дифференцировать формы досуга на высокие и низкие. Так к высоким формам досуга относились занятия искусством, самообразование, а к низшим - «праздность».
Культурное поле высокого досуга древних греков неоднородно. У Аристотеля в «Политике» оно носит земное происхождение. Достойным времяпровождением свободного человека, считал он, является не труд, а досуг. Досуг служит основным принципом нашей деятельности. Носителем
досуга является мудрец, свободный аристократ духа. Гениальные творения, по Аристотелю, являются продуктом не ежедневного труда, а свободного времени.
У Платона досуг явно небесного происхождения. Трактовка досуга Платона неопределенна и расплывчата. А.Ф. Лосев отмечает, что «досуг Платона непонятен и темен. Платон, как и Аристотель, с кем-то ведет дискуссию. Этот кто-то, возможно и есть первооткрыватель досуга, а его трактовка и является предметом нашего поиска».
В творчестве Платона возникает два гипотетических вопроса, связанных с досугом:
1. Какой - деятельный или временной - генезис досуга;
2. Какова судьба каждого из течений греческого досуга.
Несмотря на неоднозначность трактовки досуга Платоном, он наделяет его высшим смыслом и противопоставляет низменной праздности римлян. Подход греческих философов отличается возвышенным отношением к досугу и деятельности, которой он наполнен. Досуг, по мнению древних греков, является одухотворенной творческой деятельностью, осуществляемой в свободное время и направленной на созидание прекрасного.
Совершенно иной подход мы видим в трудах древнеримских философов. Римские истоки определения досуга (otium) на два с лишним века более позднего происхождения, чем греческие. В действующем в Греции и Италии античном исследовательском направлении «Greco and Roma», в работах И. Аидрэ, Е. Бернета, В.Лейдло, П. Грималя досуг известен с 211 г. до н.э. как полуцензурное явление. У римского комедиографа Тита Плавта, жившего в этот период в Риме, слово otium означало во многих случаях нечто, пользующееся дурной популярностью, и связывалось в первую очередь с развратом .
Таким образом, можно выделить два подхода к определению досуга в античной философии: греческий и римский, которые противоположны друг другу. Первый определяет досуг как возвышенную деятельность, направленную на развитие творческих способностей личности. Второй, напротив, - как время для праздности и удовлетворения низменных потребностей человека. Дальнейшее рассмотрение проблематики досуга реализовывалось в средние века. Однако фундаментально новых сторон рассмотрения проблематики досуга в этот период не произошло.
Более актуальной по-прежнему остается трактовка свободного времени, предложенная Карлом Марксом. В одной из своих рукописей («Критика политической экономии») К.Маркс приводит цитату автора анонимного социалистического памфлета, взгляды которого на свободное время он излагает в своих терминах в виду вольного перевода-толкования: «Нация по-настоящему богата лишь тогда, когда вместо 12 часов работают 6 часов. По его мнению, «богатство» в данном случае представляет собой не распоряжение прибавочным рабочим временем, а такое время, которым можно свободно располагать за пределами времени, затрачиваемого на непосредственное производство,- свободное время для каждого индивида и общества»1(всюду- курсив Маркса). Таким образом, К.Маркс определяет очень четко сущность свободного времени как времени, которым можно свободно располагать; в другом месте он добавляет к этим словам- «и ничего больше».2 В данном случае термин «свободно располагать» фиксирует и наличие времени, и вероятность свободного выбора.
По мнению, Зборовского Г.Е.3 существует три основных подхода, сложившихся в научной литературе относительно понятия свободного времени. Один состоит в том, чтобы рассматривать свободное время как элемент более широкого социального образования- социального времени либо его части- внерабочего времени. Второй подход сводится к характеристике свободного времени как относительно самостоятельной формы общественной жизни, т.е. к тому, чтобы анализировать его вне связи с названными выше более широкими социальными образованиями. В рамках третьего подхода внимание акцентируется на содержательной, деятельностной стороне свободного времени. Как писал Артёмов В.А., «собственно, свободное время- это деятельность, и когда речь идет о рациональном использовании свободного времени, имеются в виду социально значимые виды деятельности».4 Все три подхода имеют право на существование, у каждого из них, взятого в отдельности, есть свои достоинства и недостатки.
На рубеже XIX- XX вв. американский экономист и социолог Т.Веблен в своей книге «Теория праздного класса»5 попытался представить свободное время как основу образа жизни целого класса (буржуазии), охарактеризовав досуг в качестве особой формы деятельности, составляющей суть этого образа жизни.
Подлинный расцвет теории свободного времени, связанный с разработкой многочисленных определений его понятия, имел место во второй половине XX века, причем как в зарубежной, так и в отечественной социологии. Именно в это время социология досуга сформировалась как особая отрасль социологического знания. В рамках этой отрасли понятия «досуг» и «свободное время» зачастую отождествлялись. Так, досуг по определению М.Мид рассматривался, как время, в которое люди занимаются, чем хотят, делая что-то такое, что можно использовать лишь для себя, но не для других. «Досуг не должен распространяться на общество. Иначе он будет ненастоящим»6. На протяжении многих лет было популярным определение, предложенное известным французским социологом досуга Ж.Дюмазедье: «Досуг есть совокупность занятий, которым индивид может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информацию или образование, свое добровольное социальное участие- после выполнения профессиональных, семейных и общественных обязанностей»7.
Отечественные социологи также предложили немало трактовок свободного времени, причем во многих из них свободное время предлагалось рассматривать в границах непосредственно внерабочего времени. Так, известный экономист и социолог Г.А.Пруденский писал: « Свободное время- это часть внерабочего времени, предназначенная для физического, интеллектуального развития трудящихся и отдыха»8. По мнению, Б.А. Грушина, под «свободным временем понимается часть внерабочего времени, остающаяся за вычетом всех названных затрат, или время, свободное от исполнения разного рода непреложных обязанностей»9. Близкое к этому определение предложили В.А. Артёмов, Б.Н. Кутырев, В.Д. Патрушев. Они считали «свободным временем часть суток( недели и т.д.), свободную от труда в общественном производстве и других необходимых занятий (труда в домашнем хозяйстве, питания, сна и т.д.)»10.
Зборовский Г.Е., при определении свободного времени как части внерабочего, высказал весьма, правильные, на мой взгляд, соображения. Суть сводится к тому, что понятие «внерабочее время» не может распространяться на такие слои населения, как дети, учащиеся, и неработающие люди. В связи с этим, Зборовским Г.Е. и Орловым Г.П. была предложена своя трактовка свободного времени: «Свободное время личности- это пространство для её всестороннего развития, свободного выбора способов удовлетворения духовных и физических потребностей, проявления социальной активности в соответствии с личным жизненным опытом, с совокупным опытом общества, класса, социальной группы и наличными общественными условиями»11 . Прекрасное, на мой взгляд, определение, максимально приближенное к условиям нынешней жизни общества. В дальнейшем мнения авторов несколько разошлись. Орлов Г.П. пришел к выводу, что «свободное время- это часть социального времени, высвобожденная трудом от непреложных дел и являющаяся сферой свободной деятельности людей, обусловленной в конечном счете всей совокупностью социальных отношений данного общества и уровнем развития каждой личности»12. Возможность свободно располагать частью социального времени и использовать его для свободной деятельности и развития в качестве принципов определения были положены в основу другой дефиниции, предложенной Г.Е.Зборовским: «Свободное время есть форма жизненного процесса, которой человек и общество свободно располагают, и которая используется ими для свободной деятельности и развития».13 Данное определение очень ёмкое и в то же время точное, именно поэтому я и отталкивалась от него в проведении исследования. Поскольку изучение свободного времени молодежи, в моем понимании, лежит именно на принципе эффективности, т.е. использование и вкладывание свободных минут именно в саморазвитие, а не праздный образ жизни. И здесь совершенно непринципиален фактор соответствия выбора досуга нормам общественной жизни и социальным отношениям. Интересен именно тот диапазон интересов современного молодого человека, позволяющий личности расти. Здесь, безусловно, немаловажную роль сыграет и жизненный опыт, а также та социальная группа, в которую входит индивид.
На этом, закончим с многочисленными определениями понятия «свободное время» и перейдем, непосредственно, к его структуре.
Существует несколько трактовок структуры свободного времени. Одна из них заключается в выявлении видов деятельности, составляющих содержание свободного времени. Этот подход являет собой содержательный критерий структуры свободного времени. Наряду с ним, существует подход характера использования свободного времени. В соответствии с этим критерием можно осуществлять структурирование свободного времени на личное и общественное, индивидуальное и коллективное ( групповое, семейное), активное и пассивное.
Другие варианты структурирования свободного времени связаны с таким критерием как направленность в его использовании и целеполагание. Здесь как цели можно выделить развлечение, отдых, повышение культурного и образовательного уровня, уровня физического состояния, семейной сплоченности и т.п. Достижение каждой цели предполагает наличие определенных групп досуговых занятий, что также выступает как структурирование свободного времени.
Согласно Карлу Марксу, «Свободное время- представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности- разумеется, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс производства»14. Таким образом, в свободном времени выделяются два основных структурных подразделения- время для досуга и более возвышенной деятельности. Под досугом здесь очевидно предполагается время для развлечений, психической разрядки. А время для более возвышенной деятельности включает в себя действия, прежде всего, направленные на развитие личности, раскрытие потенциала, физическую и умственную активность. К.Маркс ставит эти два подразделения на одну ступень по значимости, отличие лишь в социальных функциях, которые они выполняют.
В «Капитале» К.Маркс дает более детальную дифференциацию свободного времени. Здесь уже более подробней рассматривается каждое подразделение. Включаются время на образование, интеллектуальное развитие, время для выполнения социальных функций, товарищеского общения, физического развития, время «свободного труда в домашнем кругу для нужд своей семьи». Сюда же относится и время и для удовольствий и для досуга.
В моем исследовании, выявление структуры свободного времени молодёжи необходимо для определения времени, которое молодые люди затрачивают на те, или иные виды деятельности. В частности, меня интересуют затраты времени на учебу и самообразование, общественную деятельность, развлечение и отдых индивидуального и публично-зрелищного характера. Это, своего рода, способы проведения свободного времени. Полагаю, что предпочтения в выборе того или иного вида досуга может быть как на добровольных, так и на вынужденных началах, и зависит непосредственно от социально-демографических характеристик, материальной обеспеченности человека, форм занятости, потребностей в релаксации или творческой самореализации, саморазвитии. Под саморазвитием и самореализацией здесь следует понимать процессы, способствующие развитию талантов и потенциала, повышающий качество жизни, уровень уверенности в себе и своих силах. Учитывая большую загруженность нынешней молодежи не столько учебой и общественной деятельностью, сколько «убиванием» времени на различных интернет-сайтах и социальных сетях, хочется выяснить удовлетворяет ли молодых людей подобный способ проведения досуга, выявить процент людей, предпочитающих более интеллектуальные сферы отдыха, направленные на расширение кругозора и определить, какие факторы препятствуют им в этом.
По К.Марксу, свободное время есть та сила, способная превратить человека в высоко интеллектуальную личность. И личность эта вступает затем в процесс производства не как придаток, а как его организатор и руководитель. То, как человек использует свое свободное время, в дальнейшем определяет его успешность как личности. Поход в театр или концерт гораздо более благотворен в сравнении с просмотром сериалов и посиделок с друзьями. Стремление узнать что-то новое, пополнить свои знания в какой-то области, заставляют человека и цели себе ставить в дальнейшем соответствующие своему уровню. Развитие процесс бесконечный, человек не способен узнать все в мире, но очень хотелось бы, чтобы ценности нынешнего поколения не сводились к банальному отдыху у телевизора.
Небезынтересны, программы проводимые государством в сфере молодежной политики. В 2009-2010 гг. при поддержке Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам молодежи ключевыми операторами Фондом «Национальные перспективы» и Центром новой молодежной политики были разработаны и эффективно реализованы программы и проекты межрегионального и регионального уровней в области организации региональных молодежных форумов, выявлению лидеров и поддержки талантливой молодежи, вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, построения региональной инновационной инфраструктуры как инструмента поддержки молодежных инновационных проектов, международным молодежным обменам. Возможности растут, и спрос на них тоже. А, следовательно, и эффективность в проведении досуга возрастает. Об этом мы поговорим в следующей главе.
1.3. Эффективность и целесообразность использования свободного времени.
Понятие «эффективность», с одной стороны, может быть воспринято весьма неоднозначно. Насколько эффективно человек проводит свой досуг с точки зрения самого человека, и с точки зрения общества понятия разные. Для данного исследования представляют интерес оба фактора. Восприятие человека и оценка своих действий показывают насколько рационально он подходит к вопросу своего свободного времени. Эффективным здесь будет считаться время, потраченное именно на удовлетворение своего интеллектуального потенциала, подпитывание своего кругозора свежими идеями, восполнение духовных сил. На мой взгляд, эффективное использование времени и рациональность в данном вопросе являются синонимичными понятиями. В ходе работы родилась креативная идея аналогии популярного в настоящее время тайм-менеджмента и эффективности, для раскрытия сути этого понятия.
Тайм-менеджмент являет собой именно рациональное использование времени. Чтобы повысить скорость и результативность работы, а также получить больше свободного времени, можно попробовать применить концепцию управления временем. Эта теория стала в последнее время довольно популярной и используется как на корпоративном, так и на персональном уровне. Ее основная цель как можно более эффективное и оптимальное использование времени и как следствие повышение скорости и качества работы, достижение желаемого за более короткие сроки, снижение нагрузки, более длительный отдых и многое другое. Ее применение позволяет человеку более четко контролировать собственное время и жизнь и повышать личную эффективность.
Использование тайм-менеджмента в работе имеет ощутимые достоинства: снижение расхода сил и средств, улучшение памяти, уменьшение уровня стрессов и повышение стрессоустойчивости из-за готовности к непредвиденным ситуациям. Заметно повышается самодисциплина, бороться с собственной ленью становится намного проще.
Неотъемлемая часть тайм-менеджмента определение приоритетов. Тайм-менеджент предполагает, что лучшие силы и время следует отдавать главному.
Одним из инструментов тайм-менеджмента также является составление плана рабочего дня. Он позволяет структурировать информацию, четко составить план действий и не пропустить важные детали. С ним можно быть уверенным, что вы ничего не забыли. План стимулирует, подстегивает к выполнению намеченных заданий, дисциплинирует. Это очень хороший способ борьбы с ленью. Визуально отображенный список выполненных дел повышает самооценку, дает удовлетворение проведенным рабочим днем, мотивирует к выполнению новых заданий. И, независимо от плана, нельзя пропускать подвернувшиеся удачные возможности.
Работать нужно не столько много, сколько эффективно. Любое дело оценивается не по объему работы и сложности исполнения, а по тому, что оно дало для достижения цели.
Можно более гибко подходить к планированию, оставлять себе свободу действий, но главное не забывать о своих приоритетах. Рациональное использование времени лучше всего работает при индивидуальном подходе. Человек должен сам разработать ту систему управления временем, которая идеально ему подходит.
Возвращаясь понятию «эффективность», и учитывая вышесказанное о тайм-менеджменте, можно выделить три ключевых слова, на которых строится эта эффективность- мотив, планирование, самодисциплина. Насколько мотивированы наши молодые люди на развитие своей личности? Имеется ли у них стремление заполнять свой досуг интеллектуальными нагрузками? Планирование времени достаточно распространенно сейчас, всяческие группы и сообщества под лозунгом «Стань успешным здесь и сейчас» заполонили интернет и базируются, в основном, именно на принципе планирования своего времени. Но для планирования требуется самодисциплина, которая, в свою очередь, предполагает наличие мотива. Вот такой своеобразный замкнутый круг.
Каковы условия эффективного использования свободного времени? Разумеется, основополагающую роль играют экономические ( финансовые) возможности человека и, непосредственно, состояние инфраструктуры досуга района( города). Также немаловажными факторами остаются семейное положение, место проживания и бытовые условия, и, конечно, наличие постоянных любительских занятий, то, на что в первую очередь падает приоритет при выборе способа проведения досуга. Важно учесть характер использования свободного времени- спонтанные увлечения имеют место быть, но подход к постоянным увлечениям показывает весь спектр интересов молодого человека.
1.4. Свободное время и досуг в формационной и цивилизационной парадигмах. Системно-структурный комплексный подход.
Условно исследовательские подходы можно разделить на три группы.
Представители первой (в основном, экономисты) рассматривают свободное время как часть нерабочего времени, связанного преимущественно с расширенным воспроизводством рабочей силы в эпоху НТР. Поэтому в определениях они исходили из потребностей производства и роли свободного времени в повышении культурно-технического уровня. А он является важнейшим фактором повышения производительности труда.
Вторая группа (этнографы, психологи и педагоги) акцентируют внимание на всестороннем развитии человека. А свободное время сводят к нерабочему и предназначают его для отдыха и физического развития трудящихся:
- этнография учитывает свободное время при рассмотрении характеристики людей и традиций;
- психология изучает субъективное отношение людей к свободному времени;
- педагогика связывает с ним вопросы воспитания.
Таким образом, содержательные характеристики отражают экономические, специальные, физические и социально-психологические характеристики.
Третью группу представляют философы. Гегель характеризовал естественно- возрастной процесс и последовательность его состояний с предпочитаемыми формами досуга. Интерпретация гегелевской концепции А. Шопенгауэром оказалась пессимистическим признанием власти возраста над духовным состоянием и деятельностью человека.
В диалектической концепции К. Маркса свободное время предстает как сфера свободной деятельности, «не определяемой подобно труду под давлением той внешней цели, осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью»15 . К признакам рабочего времени Маркс относил также технологическую и юридическую их регламентацию.
Маркс определил досуг как «последовательный процесс восстановления человеческих сил и их развитие», а свободное время как время, «представляющее собой досуг, так и время для более возвышенной деятельности...».
Из этих определений вытекают два методологических принципа:
I. В основе понятийного смысла термина «досуг» лежит понятие «свободного времени» как пространства досуга
II. Введение уровней досуга - от развлечения до игры «творческих сил».
Следует подчеркнуть, что философское осмысление соотношения свободы и необходимости выявляет его нравственный смысл: ведь действие по необходимости освобождает человека от ответственности за свое поведение.
Свободная деятельность и необходимость являются двумя сторонами единого диалектического процесса, выявляющего внутреннюю личную необходимость действия, определяемого системой жизненных ориентаций и ценностей. Таким образом, досуг располагается по шкале «зависимость - свобода».
При обсуждении данного вопроса следует избегать двух крайностей: абсолютизации свободы индивида в сфере культурно-досуговой деятельности и растворения свободной деятельности в необходимости выполнения общественных потребностей.
Таким образом, возникла разница в оценках детерминации свободного времени в формационной и цивилизационной парадигмах.
Прямая проекция характеристик формационного подхода на исследованные тенденции в современных развитых странах, создание иных механизмов регулирования экономических, политических и социально-культурных процессов не объясняют многих явлений, таких, как:
- изучение тенденций роста свободного времени;
- изменение его качественного содержания под воздействием научно-технической революции;
- формирование социально-культурных функций предприятий и местных органов самоуправления;
- развитие социальных инициатив и движений в разных странах: миротворческих, экологических, музыкальных, дискотечных, познавательных международных радио- и телевикторин;
- стирание социальных различий в условиях и характере проведения свободного времени;
- формирование систем непрерывного образования, его демократизация и гуманизация;
- осознание необходимости не только физического, но и духовно-нравственного выживания человечества; взаимосвязь и взаимозависимость современного мира.
Это свидетельство обще цивилизационного характера изменений социально-культурного процесса, его влияния на развитие социально-культурных процессов в сфере свободного времени, которое становится предметом исследований специалистов разных стран.
Изучая разнообразие исследовательских подходов у зарубежных ученых, видно, что при анализе сущности свободного времени, они отмечают специфические признаки досуговой деятельности.
«Очищение» досуговой деятельности от разного рода необходимых, непреложных затрат. Отмечая важность этого признака, следует помнить предупреждения Ч.Р.Миллса («Социологическое воображение») и Э. Гидденса («Социология») о недопустимости переноса современных понятий на прошлые эпохи.
Болгарский ученый Л. Николов показывает невозможность применения понятия «непреложные затраты» в сфере свободного времени. И аргументирует неправомерность понятия «чистоты досуга» разным отношением воспитателя и родителя к своей деятельности во время прогулок с детьми; киномеханика и зрителя во время киносеанса и др.
Использование взаимозаменяемости занятий, свободы выбора варианта деятельности или бездеятельности, с точки зрения цивилизационного подхода, также не всегда правомерны. Но при этом следует отметить, что свобода выбора деятельности ограничена объективными и субъективными факторами: наличием социальной инфраструктуры, доступностью форм досуга и отношением субъекта к свободному времени, к духовным ценностям, кроме того, оно обусловлено состоянием здоровья, семейным положением, возрастом и др.
Пьер Бурдье, используя методологию Маркса, ставящего стоимость товара в зависимость от времени, необходимого для его производства, показал, что ценность эстетических взглядов, вкусов («габитус»)6 определяется ресурсами времени и их непринужденным освоением через интерьер, музицирование, посещение музеев, т.е. условий, какие могут быть только у выходцев из привилегированных слоев.
Автор противопоставляет эстетический вкус столичной верхушки наивным взглядам провинциальной буржуазии и представителей неимущего класса. Полученные им эмпирические данные подтверждают, что в наши дни потребление, в том числе и досуговых форм, социально структурировано. П. Бурдье подчеркивает важность социализации индивида через культуру в самом раннем детстве, и её определяющее значение на последующих этапах.
Обоснование исследователем категорий «культурный капитал» и «символический капитал» подкрепляется многочисленными эмпирическими данными, которые подтверждают, что исключение детей низшего класса из элитарных форм культуры и досуга, обусловливает не только их отставание, но и добровольное психологическое подчинение элите. Это позволяет Пьеру Бурдье обосновать категорию «символического капитала», оказывающего дополнительное давление на низшие слои.
Вообще, социология досуга рассматривает культурно-досуговую деятельность как систему и форму социокультурного общения, творчества, самореализации, проявления общественных инициатив, и необходимость ее исследования отвечает задачам анализа общественной жизни и управления этой сферой. Потребность таких исследований растет по "вертикали", начиная с села, где информация может еще собираться традиционными методами, поскольку процессы здесь не всегда приобретают массовый характер, и кончая регионами, требующими разработанной методологии и методики.
Системно-структурный комплексный подход, отражая объект в целом, учитывает взаимную связь экономических, политических и культурных факторов в организации культурно-досуговой деятельности, и при этом выясняются ее роль, место, значение, специфика воздействия и функции на каждом конкретно-историческом этапе развития общества. Направленные на изучение и регулирование сегодняшних процессов, они существенно дополняют статистику в области культуры, которая не отражает многих субъективных показателей, мотивов и ценностных ориентации участников многообразных по направленности клубных объединений, отношения и переживания участников по поводу полученной информации и познавательных интересов, стимулирующих тот или иной вид досуговой деятельности. В современных условиях управление этой сферой духовной жизни должно базироваться на всесторонней информации о состоянии и тенденциях развития интересов и запросов трудящихся, специфики и уровня развития социокультурной среды, а результаты конкретно-социологических исследований являются источником информации "обратной" связи.
Социология досуга являет собой сочетание анализа эмпирического материала с теоретическим анализом и обобщением социокультурной деятельности масс. Она помогает оперативно "замерять" особенности механизмов развития, динамики интересов и характера творческой деятельности, определять с помощью конкретно-социологических исследований реальное место, которое занимают культурно-досуговые учреждения в системе социализации на том или ином этапе общественного развития. Результаты анализа создают необходимые предпосылки для более полного учета культурных интересов и запросов людей, разработки научно обоснованных технологий планирования и руководства социокультурной деятельностью, повышения ее эффективности и корректировки на промежуточных этапах движения к основной цели. Дальнейшее развитие конкретно-социологических исследований поможет:
- уточнить закономерности и специфику процесса самовоспитания, развития инициативы и самодеятельности масс в духовном развитии и творчестве;
- совершенствовать ее технологию, уточнить понятия, критерия раскрывающие сущность того или иного элемента системы, характера влияния его назначения и функции, определить связь с другими элементами и характер зависимости от тех или иных факторов и условий. К примеру, состояния социокультурной среды; уровня и характера руководства клубным процессом воспитания; развития демократических начал; уровня самоуправления и др.
В качестве структурных элементов социологии культурно-просветительной работы в зависимости от основания могут быть:
- содержательная направленность рекреационно-досугового процесса, взаимодействие его участников (субъекта и объекта);
- свойства участников и характер воздействия (средства, методы и формы педагогического воздействия на духовно-практическую деятельность членов клубных объединений и их "обратного" влияния на общественную жизнь объединения и социокультурной среды);
- видов и форм досуговой деятельности, характера и уровня руководства ею;
- материально-технической базы;
- система критериев, показателей и индикаторов эффективности социокультурной деятельности различной направленности. (Совпадение результатов самовоспитания с предварительно намеченной целью является интегральным критерием эффективности воспитательного воздействия). Отсюда вытекает необходимость разработки "идеальных моделей, характеризующих желаемое состояние, качества личности и общностей, способных служить эталоном. В специальной литературе они получили название целевых нормативов .
По другому основанию культурно-досуговая деятельность сама может рассматриваться как система и тогда ее структурными элементами станут:
- сеть и типы культурно-досуговых учреждений, их сравнительная характеристика и размещение;
- руководство сетью, подготовка кадров и их технологический уровень и материально-техническое обеспечение;
- специфика средств воздействия каждого вида деятельности на отдельные
общности людей.
Навыки во многих формах деятельности достигают автоматизма, а досуг молодёжи важно подвести этот автоматизм именно под нравственно-культурные рамки.
Исходный принцип изучения воспитательной деятельности культуры досуга требует рассмотрения в тесной взаимосвязи с условиями, в которых он осуществляется. Жизненный уклад, особенно в первые годы, формирует направленность сознания людей, создает положительные либо отрицательные предпосылки для восприятия культуры. Этот принцип требует учитывать в управлении культурно-досуговой деятельностью уровень образования. Знание специфики быта, труда, характера среды, определяющих закономерности формирования духовной жизни, культурного облика, ценностей референтных групп становятся необходимыми. То есть социальный объект должен рассматриваться по принципу "целостного реагирования".
Кроме того, комплексный подход способствует налаживанию тесных взаимоотношений между существующими компонентами и выявляет недостающие звенья,как в организации деятельности всей системы, так и по отдельным содержательным технологическим и организационным аспектам, т.е. дает возможность получить не только количественные, но и качественные характеристики.
Молодёжь в рамках системно-структурного комплексного подхода здесь выступает как эмпирический объект изучения, она содержит в себе реальных членов досуговых коллективов и общностей, участвующих в разнообразной рекреационно-досуговой деятельности. Такое понимание объекта отражает сложные взаимоотношения понятий "теоретический" объект и "эмпирический" объект как следствие определенного отбора единиц исследования, своеобразной модели объекта. В таком понимании объект шире предмета исследования и как бы "вбирает" его в себя.
Предметом в данном случае являются характеристики, свойства объекта, отражающие главное звено (основу, ядро) противоречия. Исследование определит наиболее действенные либо менее эффективные формы и методы организации деятельности и выработает на этой основе соответствующие рекомендации.
Глава 2. Прикладная составляющая курсовой работы
2.1. Действительность досуговой сферы общества.
В современной действительности кардинальные социокультурные изменения породили ряд противоречий и рассогласований, характерных для культурно-досуговой сферы российского общества. С одной стороны, возрастает ценностное значение пространства досуга и свободного времени. Досуг становится важным показателем качества жизни, индикатором социального самочувствия граждан. Развитость культурно-досуговой сферы выступает активным социокультурным феноменом, отражающим уровень цивилизованности общества и благополучия населения. С другой стороны, повсеместные процессы коммерциализации культурно-досуговой сферы, производство товаров и услуг, ориентированных на свободное время, становятся прибыльной формой потребления, бизнеса и предпринимательства. Это приводит к изменению характера социальных взаимодействий в пространстве досуга, появлению новых культурных норм и ценностей, обусловливающих выбор способов досугового поведения. В ряде случаев наблюдается снижение степени удовлетворенности возможностями проведения досуга, что отражается на социальном самочувствии граждан, влияет на усиление культурного и социального неравенства.
В наше время, чрезвычайно актуально сделать упор на развитие сферы досуга именно для молодёжи. Пропаганда наркотиков, табакокурения и алкоголизма в продуктах СМИ растет с каждым годом всё больше. Все фильмы и ток-шоу основаны, в большинстве своем, на жестокости и насилии. Подрастающее поколение уже кардинально отличается по нравственным установками от предыдущего. И необходимы меры по укреплению ценностей нравственности, культуры, этики у молодых людей. Правильные ценностные ориентации, заложенные в юном возрасте, во многом определяют дальнейшую жизнь человека. Молодые люди должны задумываться не только о сегодняшнем и завтрашнем дне, но и о будущем, для благополучного построения которого необходимо уже сейчас задуматься о своем здоровье и в последующем- о здоровье собственных детей, и о саморазвитии- дабы получение образования не превращалось в «погоню за дипломом», но и обогащало человека морально, предопределяло построение карьеры и, как следствие, устойчивое материальное положение.
2.2. Методика проведения пилотажного исследования
Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности. ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. использование свободного времени молодёжью является своеобразным индикатором её культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Без научного осмысления процессов жизнедеятельности молодёжи невозможно регулирование её подготовки, к примеру, в качестве будущих специалистов и формирования их как личности.
Осенью 2012 года в рамках данной курсовой работы было проведено пилотажное исследование на тему: «Свободное время молодёжи на примере города Сургут». Сроки проведения данного исследования составляли 2 недели.
Объектом исследования выступали молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет и проживающие на территории города Сургут.
Предметом исследования являлись особенности и эффективность использования молодёжью свободного времени.
В ходе данного исследования было опрошено 30 человека, из которых 50% - юноши, 50% - девушки.
В данном исследовании ставились следующие задачи:
-показать наиболее предпочтительные виды досуговой деятельности
-определить основные проблемы в сфере проведения свободного времени
-раскрыть уровень удовлетворенности молодёжи использованием своего свободного времени
-выяснить, планируют ли молодые люди способы проведения свободного времени; определить связь между планированием свободного времени и эффективностью его использования
-выявить, как влияют на характер использования свободного времени следующие факторы: экономические условия жизни ( финансовые возможности ), состояние инфраструктуры досуга района ( города ), наличие постоянных любительских занятий, сфера занятий, пол респондента, социальный статус.
Мной были выдвинуты гипотезы.
Гипотеза основания: свободное время молодых людей в современной обществе характеризуется малой степенью вовлеченности в культурно-познавательную деятельность, базируясь, в основном, на праздном времяпрепровождении.
Гипотезы следствия:
Методом исследования являлось индивидуальное анкетирование.
При поиске респондентов первоначально определялись некоторые формальные параметры: возраст, социальное и семейное положения.
2.3. Аналитическое заключение.
Общие характеристики свободного времени молодёжи (полученные данные по задаче 1.1: выявить общие характеристики свободного времени молодёжи- показать наиболее предпочтительные для них виды досуговой деятельности):
Таким образом, гипотеза 1( работающая молодёжь и учащиеся предпочитают пассивный отдых, безработные предпочитают активный отдых) частично подтвердилась.
Гипотеза 2 не подтвердилась- просмотр ТВ-программ не является наиболее предпочтительным видом досуговой деятельности для молодых людей- всего 20,0%.
Основные проблемы в сфере проведения свободного времени (данные по задаче 1.2: определить основные проблемы в сфере проведения свободного времени):
Более распространенной проблемой в проведении досуга являются цены на различные секции по интересам- 36,7% опрошенных хотят, чтобы они стали более доступными. 33,3% респондентов не хватает более широкого выбора секций по интересам, 30,0% хотели бы составить свое личное расписание на интересующие их секции, чтобы посещать их. Мы видим, что процентное соотношение вариантов ответа распределилось примерно в равных долях, из этого можно сделать вывод, что современной молодёжи сложно организовать свой досуг, в силу, как материальных трудностей, так и временных ограничений.
Одной из поставленных нами задач являлось выявление уровня удовлетворенности молодёжи достаточностью мест в городе, для удовлетворения своих досуговых предпочтений (данные по задаче 1.3: раскрыть уровень удовлетворенности молодёжи достаточностью мест в городе, для удовлетворения своих досуговых предпочтений):
Всего 13,3% от числа опрошенных считают, что в городе недостаточно мест, где они полноценно могли бы провести свой досуг. 50,0% оценивают выбор мест средне, и 36,7% респондентов довольны выбор мест для проведения своего досуга.
При этом 63,3% опрошенных отмечают необходимость организации бесплатных клубов по интересам для удовлетворения своих досуговых предпочтений, 46,7% хотели бы чтобы власти поспособствовали созданию молодёжных объединений, направленных на организацию коллективного отдыха.
Гипотеза 3( уровень удовлетворенности молодёжи достаточностью мест в городе низкий) не подтвердилась. Большинство респондентов оценивают её как среднюю- 50%.
Планирование, как фактор, обусловливающий эффективность использования молодёжью свободного времени (данные по задаче 2.1: выяснить планируют ли молодые люди свое свободное время):
23,3% молодёжи всегда планируют свое свободное время, 66,7%- делают это иногда, и 10,0%- никогда не планируют свое свободное время.
При этом, среди тех, кто всегда планирует свое время, преобладают учащиеся -16,7%. Работающие и безработные лишь иногда планируют свое свободное время, в большинстве случаев- 33,3% и 10,0% соответственно.
Исходя из гендерного аспекта- девушки чаще юношей всегда планируют свое время( 40,0% и 6,7% соответственно), большинство юношей лишь иногда планируют свое свободное время-80,0%, только 53,3% девушек выбрали вариант «иногда». Таким образом, гипотеза 5(девушки чаще юношей всегда занимаются планированием своего свободного времени) подтвердилась.
Исходя из задачи 2.2( выявить, как влияют на характер использования свободного времени следующие факторы: экономические условия жизни (финансовые возможности), пол респондента, социальный статус), можно сделать следующие выводы (см. Приложение 1):
Наиболее популярными способами проведения свободного времени у учащихся являются посиделки с друзьями (71,4%), интернет сайты и компьютерные игры (50%), домашнее хозяйство( 35,7%).
Среди работающей молодёжи - посиделки с друзьями, а также интернет сайты и компьютерные игры также занимают лидирующие позиции- 69,2% и 46,2% соответственно, третье место разделили между собой посещение кружков по интересам и самообразование - 30,8%.
Безработные молодые люди в свободное время, по данным исследования, занимаются самообразованием и посещением кружков по интересам- 66,7%. В равной степени были отмечены также такие виды досуга, как посиделки с друзьями, домашнее хозяйство, посещение дискотек и баров, чтение книг и журналов, просмотр ТВ-программ. Любопытно, что такие варианты ответов, как «интернет сайты и компьютерные игры», «походы в кино, театры, на выставки» безработные молодые люди не выбрали. Нельзя сказать, что в рамках пилотажного исследования можно сделать вывод, что безработная молодёжь совершенно не приемлет в качестве досуга эти варианты, так как объём выборки очень мал.
Также была выдвинута гипотеза о том, что более материально обеспеченные молодые люди предпочитают проводить свое свободное время в ночных клубах (гипотеза 6).Материальная обеспеченность в данном случае характеризуется условиями проживания респондента, так как для соблюдения корректности, прямой вопрос о финансовом положении респондента, показался мне недопустимым.
В Приложении 3, мы видим, что 62,5% молодых людей с уровнем проживания выше среднего проводят свое время в ночных клубах и кафе, 50,0% участвуют в художественной самодеятельности, 37,5% посещают спортивные секции. Таким образом, гипотеза 6 подтвердилась.
Также, исходя из данных Приложения 3, мы видим, что самым популярным видом культурного досуга у молодых людей, которые оценили условия своего проживания как средние, является посещение кинотеатров/театров (80,0%), с небольшим отрывом следует посещение ночных клубов и кафе ( 75,0%), 50% опрошенных посещают спортивные секции. Молодыми людьми с условиями жизни ниже среднего были выбраны в качестве предпочитаемых видов культурного досуга только две позиции- посещение спортивных секций (100%) и посещение кинотеатра/театра (50%). Конечно подобные данные не могут являться валидными, поскольку ввиду маленькой выборки, количество молодых людей, указавших условия своего проживания ниже среднего- два человека из тридцати.
Изучение зависимости выбора виду культурного досуга от пола респондента, показала, что и юноши и девушки отдают предпочтения посещению ночных клубов и кафе (60% и 73,3%), а также посещению кинотеатра/театра (80% и 86,7% соответственно). У юношей ещё немаловажное место занимает посещение спортивных секций- 66,7%. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство опрошенных предпочитают досуг скорее развлекательного, нежели познавательного характера.(см. Приложение 5)
Техника.
Исследование показало, что индивидуальное анкетирование достаточно действенный метод. Большая часть респондентов отмечали легкость его проведения и называли время, которое заняло, по их мнению, анкетирование, которое было меньше фактического.
В ходе проведенного пилотажного исследования на тему «Свободное время молодёжи на примере города Сургут» возникли небольшие затруднения в том, чтобы замотивировать респондентов дать ответ на определенные вопросы. В основном трудности возникали с юношами, так как при анализе уже первых полученных данных, можно было сказать, что они отвечают на вопросы, не задумываясь о них. Девушки же в ходе проведения интервью были заинтересованы задаваемыми им вопросами и обдумывали свое решение, прежде чем его озвучить. Поэтому, для того, чтобы повысить мотивацию юношей, было несколько изменено обращение интервьюера к респонденту. После проведенных изменений, юноши давали более обоснованные и конструктивные ответы.
Для дальнейшего исследования данной темы присутствует большая вероятность того, что будут использоваться такие методы как:
Инструментарий
Так в ходе интервью трудности вызвал вопрос №6: Чего Вам не хватает для полного удовлетворения Ваших досуговых предпочтений? Респонденты достаточно долго думали над этим ним и указывали его как вопрос, вызвавший затруднения.
В ходе анализа полученных данных на вопрос №11 (Что городские власти могли бы сделать для удовлетворения Ваших потребностей?) респонденты отвечали неуверенно и односложно, стремясь скорее миновать этот вопрос, выбирали из предложенных вариантов. Это объясняется тем, что
респонденты не совсем понимали, как городские власти могут повлиять на их досуг, и этот вопрос казался им сложным для восприятия.
По той же причине сложность вызвало одно из утверждений вопроса №15(Согласны ли Вы с утверждениями: 1.В Вашем городе недостаточно центров, ориентированных на досуг молодёжи; 2. Вы хорошо осведомлены о молодёжной политике, проводимой в Вашем городе). Если первое утверждение было воспринято легко, и респонденты сразу определялись с выбором варианта ответа, то во втором случае, так же как и в случае с влиянием городских властей на досуг, большая часть респондентов оказалась не совсем заинтересованной в проводимой в их городе молодежной политике, и таким образом, вариант «затрудняюсь ответить» оказался наиболее популярным.
Для проведения дальнейшего исследования данные вопросы будут скорректированы или же исключены из инструментария.
При анализе полученных данных не было выявлено таких вопросов, в которых бы содержались варианты ответов, на которые не ответил ни один респондент.
Заключение.
Проанализировав различные точки зрения авторов и данные, полученные в ходе проведения нашего пилотажного исследования, можно сказать, что свободное время играет очень важную роль в жизни молодёжи. Эта тема им интересна и близка, и в силу трансформации самого общества, претерпевает изменения и не несет за собой главенствующей роли. Даже при столь небольшой выборке, мнения респондентов были абсолютно разными, противоречивыми, что в общем и характерно для молодых и амбициозных людей. К сожалению, выводы тем не менее остаются не самыми лучшими: большая часть респондентов далека от культурной сферы досуга, продолжая ассоциировать его с развлечением, а не с возможностью для саморазвития. И это объясняется не только нежеланием проводить свободное время, обогащая свой внутренний мир, но и нехваткой времени и отсутствием финансов.
Гипотеза основания: свободное время молодых людей в современной обществе характеризуется малой степенью вовлеченности в культурно-познавательную деятельность, базируясь, в основном, на праздном врямепрепровождении.
С данной гипотезой мы можем согласиться, основываясь на проведенной нами работе. Развлечения, общение с друзьями занимает лидирующие позиции среди видов досуговой деятельности.
Гипотезы следствия:
1.Работающая молодёжь и учащиеся предпочитают пассивный отдых.
По полученным данным можно сделать вывод о том, что гипотеза частично подтвердилась.
2.Наиболее предпочтительным видом досуговой деятельности для молодых людей является просмотр ТВ-программ.
Исследование показало, что наиболее популярным видом досуговой деятельности являются встречи с друзьями. Таком образом, гипотеза не подтвердилась.
3.Уровень удовлетворенности молодёжи в проведении свободного времени низкий.
Гипотеза не подтвердилась, респонденты в общей массе оценили уровень удовлетворенности как средний. Проблемными моментами здесь выступает нехватка материальных и временных ресурсов.
4.Девушки планируют свое свободное время чаще, чем юноши.
По данным исследования, девушки действительно чаще юношей всегда планируют свое свободное время, в то время как юноши лишь иногда уделяют это внимание.
5.Более материально обеспеченные молодые люди предпочитают проводить своё свободное время в ночных клубах
5.1.Менее обеспеченные молодые люди предпочитают проводить свое свободное время в кинотеатрах/театрах.
Гипотезы подтвердились. Хотя большой процент людей разного материального положения один из самых распространённых способов проведения своего досуга назвали именно ночные клубы, все же основной массив респондентов, предпочитающих именно этот вид досуга, пришёлся на более обеспеченных молодых людей.
Для сравнения, можно привести данные исследования «Свободное время как характеристика стиля жизни молодёжи провинции», проведенного в г. Ливны, Орловской области в 2007 году кандидатом социологических наук Ефремовой Ж.Д., и опубликованного на сайте «Социологические исследования в малом городе.16 В результате исследования были сделаны следующие выводы: «В целом можно отметить, что в сфере свободного времени молодежи в настоящий период наиболее отчетливо проявляются следующие тенденции: отступление от культурных национальных традиций в организации и проведении досуга; усиление нормативной автономизации молодых людей, когда они руководствуются своими нормами поведения, составляющими их особую субкультуру; извращенное понимание сущности свободного времени; доминирование потребительских форм использования свободного времени; нарастание статусно-престижных интересов в реализации свободного времени.
Одной из важнейших причин, породивших эти тенденции, явилось разрушение традиционных институтов социализации молодого поколения. Такое положение дел в сфере свободного времени остро ставит вопрос о необходимости его регулирования и должного наполнения соответствующими эстетическими, этическими и общекультурными ценностями. Повышению качественного состояния свободного времени в огромной степени будет способствовать рост материального состояния населения нашей страны, развитие и организация социальной инфраструктуры, воспитание активного ценностного отношения людей к образцам высокой духовной культуры, ее всесторонне усвоение».
Как мы видим, результаты исследования, базируются на тех же принципах, что выявило проведенное исследование в городе Сургуте: необходим рост материального состояния; развитие и организация инфраструктуры города, способствующие росту ценности культуры в жизни молодого поколения.
Список используемых источников
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т46. Ч.2.- С.215.
2 Там же. Т.46. Ч.1.- С.371.
3 Г.Е.Зборовский Социология досуга и культуры. М. 2006-С.39
4 Артёмов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования.- Новосибрск, 1987.- С.156.
5 См.:Веблен Т. Теория празного класса. М., 1984
6 Mead M. The Changing Culture Patterns of Work and Leisure. Washington,1967.- P.9.
7 Dumazedier J. Toward a Society of Leisure. N.Y., 1967.- P.29.
8 Пруденский Г.А. Время и труд.- М., 1964. С.323.
9 Грушин Б. Свободное время. Актуальные проблемы.- М., 1967.- С.14-15.
10 Артёмов В.А., Кутырев Б.П., Патрушев В Д. Свободное время: проблемы и перспективы. Доклад на VII Всемирный социологический конгресс.- Новосибирск, 1970. С.4.
11 Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзии.- Свердловск, 1970- С.80.
12 Орлов Г.П. Свободное время как социологическая категория.- Свердловск, 1973.- С.30-31.
13 Зборовский Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия.- Свердловск, 1974.- С.167.
14 Маркс К., Энгельс Ф. «Экономические рукописи 1857-1859 годов» Соч. Т.46 Ч.2 С.221.
15 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.26, ч.Ш. С.211
16 http://www.smalltown.siteedit.ru/proekt/1/5/