Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 23 Античный период истории образования и педагогической мысли

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Лекция 2,3.

Античный период истории образования и педагогической мысли.

  1.  История образования Древней Греции (VIV веках до н.э.).
  2.  Эллинское просвещение   VIV вв. до н.э.
  3.  Теория и практика Римской педагогики.

****

  1.  Образование в Древней Греции (VIV веках до н.э.).

Древняя Греция – страна, состоявшая из ряда небольших государств (полисов). В данный период наиболее развитыми и влиятельными были полисы: Лакония с главным городом Спартой и Аттика с главным городом Афины. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница этих систем была обусловлена некоторыми особенностями экономического и политического развития и состоянием культуры государств. Но оба государства были рабовладельческими и система образования обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы были лишены всех прав, в том числе и права на обучение.

Лакония (Спарта) находилась в юго-западной части Пелапонеса. В стране господствовало земледелие, основанное на труде рабов. Незначительное полусвободное население в большинстве своем относилось к ремесленникам. Девять тысяч семей рабовладельцев держали под своей властью 250 тысяч порабощенного населения. Поэтому жизнь спартиатов была подчинена главному требованию – быть в состоянии военной готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам. Воспитание осуществляло государство, оно преследовало задачу готовить из детей спартиатов воинов.

Какова же была система воспитания в Спарте?

Нужно отметить, что в Спарте правила геронтократия – система государственного управления, когда власть принадлежит старейшим в роде, причем она покоится на общем строгом разграничении прав и обязанностей каждого возраста в отдельности. Мужское население Спарты делилось на 3 группы:  до 30, до 60 и свыше 60 лет. Первые состояли в армии, но не имели политических прав, вторые не имели законодательной инициативы, и только последние могли входить в состав всевластной герусии.

Этому соответствовало и государственное воспитание. Оно длилось от 7 до 30 лет, распадаясь на 3 отрезка времени: 7-15, 15-20, 20-30 лет.

Задача воспитания – подготовить сочлена классовой военной общины.

Семейное воспитание – 1-7 лет. Контроль за воспитанием детей начинался с самого рождения, когда новорожденного осматривали в особом месте лесхе старшие члены общины. Только здоровых возвращали отцам. Судьба немощных просто не ясна. Здоровые дети оставались в семье до 7 лет.

Дети выращивались кормилицами. Плутарх отмечает достоинства спартанских кормилиц. «Они детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их не прихотливыми в еде, не боящимися темноты и одиночества, незнающими что такое своеволие или плач. Поэтому иной раз даже чужестранцы покупали кормилиц родом из Лаконии.

В семилетнем возрасте детей отнимали у родителей и расселяли по детским государственным общежитиям. Первый этап обучения детей длился до 14 лет. Мальчики делились по годам обучения и каждого возраста еще на отряды – агелы (с.18).

Это своеобразный «кадетский корпус» стоял в прямой зависимости от центральной власти. Для руководства им герусия выделяла специального руководителя пайдонома, которому в помощь давали 5 сотрудников. Старики контролировали обучение детей. Каждый год заканчивался своеобразными экзаменами перед публикой – агонами. Последний год заканчивался особым агоном, когда на ряду с испытаниями в силе ловкости и знаний, мальчиков 14 лет подвергались публичному сечению у алтаря  Артемиды. Оргии, причем это сечение являлось также своеобразной формой испытания терпения и выносливости. Некоторых детей забивали кнутами.

После окончания семилетнего обучения спартанцы вступали в испытательный год своей военной подготовки. Начиная с этого года они имели право на ношение оружия. Этот год проходил для подростков вне Спарты. Из них создавались особые отряды, рассылаемые по всей стране, несшие военную и полицейскую службу, главным образом по поддержанию покорности среди бесправного населения. Пробный год оканчивался новым публичным агоном, после чего молодежь зачислялось в состав иренов,  которые в свою очередь делились на 2 группы: 15-17 и 17-21, еще не обладавших гражданскими правами, но являвшимися ближайшими помощниками полноправных руководителей воспитательной работы с молодежью.

 

Чему  учили детей?

  1.  Детей учили говорить так, чтобы в их словах  едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления.
  2.  Пению и музыки, но не с целью эстетического развития, а для возбуждения мужества, увлечению души к восторженным порывам.
  3.  Хищению. Дети доставали для своего стола еду путем хищения, не удачливых ждали побои и голод.

Период с 21 до 30 лет являлся переходным временем на пути получения прав члена спартанской государственной общины. В это время мужчины получали формально гражданские права, но приложить их к практическим делам не могли. Плутарх: «Те, кто моложе 30 лет на рынок не ходят».

Воспитание девушек.  Это воспитание мало чем отличалось от воспитания мальчиков. Идеолог общины Ликург считал, что удовлетворительное платье могут приготовить и рабыни, а для свободных важнее всего дети. Он постановил, чтобы женский пол занимался развитием своего тела не чуть не меньше, чем мужской. Поэтому он учредил для девушек состязание в беге, крепости мышц, именно основываясь на том, что от здоровых и сильных супругов будут и дети здоровые и сильные

2.Просветительская практика Афин в  VIIV веках.

По иному было поставлено воспитание в Аттике. Экономическая жизнь в Афинах была менее замкнутой, чем в Спарте. Кроме того, развивалось бурно культура. В монообразных формах греческой философии имелись зародыше все позднейшие типы мировоззрения. Развивалось естествознание, математика, история, искусство, литература, архитектура, скульптура. Соответственно шло развитие и системы образования.

ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ – ОПРЕДЕЛЯЛОСЬ СЛОВОМ КАЛОКАГАТИЯ. Это слово означало человека готового исполнять свои обязанности гражданина, имеющего гражданские права, так же человека, достойного награды за исполнение этих обязанностей.

Кроме того, это понятие означало совокупность добродетелей, относящихся к тому, что является соединением внешней, внутренней красоты, причем критерием последней являлось годность к исполнению гражданских обязанностей в обществе. Из этого понятия выпадали все неполноправные граждане. Кроме того, это понятие применяется только к мужчинам.

Этот факт показывает роль женщины в афинском обществе. Для достижения статуса человека, которого можно назвать калокагатиа был один общий путь, который должны были пройти почти все  - агон. Первоначально слово агон называлось место, на котором проходило собрание. Агон это и мероприятие, которое проходило на этом месте. Это и напряженная и страстная борьба во время олимпийских и других игр. В жизни агоны делились на гимнастические, конские, мусические (музыка, поэзия, танцы). Принцип соревнования был заложен повсюду, в том числе и школьную практику: работу школ, в учебной жизни ученика. Это достижение личного превосходства над другими. Суть этого превосходства выражало понятие КАЛОКАГАТИЯ.

ПУТЬ ЖЕ К КАЛОКАГАТИИ ЛЕЖАЛ ЧЕРЕЗ АГОН ТОЕСТЬ ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОГО ПРЕВОСХОДСТВА ШЛО ЧЕРЕЗ УПОРНУЮ БОРЬБУ.

Организация и обучение в полноправной, самостоятельной античной  семье.  Мальчики до 7 лет, девушки до замужества проводили свое время в семейной обстановке. Их воспитывали женщины. Их положение было довольно унизительным:

  •  Запрет выходить на улицу без рабыни
    •  Евнухи и молосские собаки
    •  Теримии ОЙКУРЕМА – т.е. жена как вещь для присмотра за хозяйством, старшая служанка. (С.38).

Единственные яркие типы женщин находились среди блудниц. Они возвышались над общим уровнем женщин античности своим умом и художественным вкусом как спартанки своим характером.

Во всех домах были специальные женские отделения. Вход постороннему был запрещен. Добродетели афинской женщины: стыд (запрет встречаться даже с родственниками), запрет на разговор в мужском обществе. Вот как описывает достоинства молодой жены Исхомах – собеседник Сократа. (С.39).

Как протекало детство ребенка?

Во-первых нужно отметить, что вся система образования и воспитания находились под влиянием религии. Между первым и третьим годом ребенка его вносили в списки общины. Ребенок до 7 лет находился под присмотром матери. Сначала его выращивала кормилица. Затем он переходил в руки педагога (зачастую самого неумного и неприспособленного для работы раба), который исполнял роль «дядьки» - педагога.

Ребенок ходил в гости вместе с родителями, посещал ярмарки, слушал материнское пение, сказки Эзопа. Мальчиков водили и на пирушки взрослых.

Несмотря на то, что дети проводили свое время на женской половине – ГИНЕКЕЕ – общие условия жизни социального окружения влияли на них: полное неведение жизни, презрение к рабам, физическому труду, неясное осознание разницы в положении отца и матери, затем полную уверенность в правомерности этой разницы, представление о пышных праздниках как о самом главном, что заслуживает названия подлинной жизни. ЭТО СОЗДАВАЛО БЛАГОПРИЯТНУЮ ПОЧВУ ДЛЯ КАЛОКАГАТИИ, ЗАСЕЯТЬ КОТОРУЮ ДОЛЖНА БЫЛА ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Семейное воспитание девушек. Девочки воспитывались только в женской половине дома – гинекее. Они приобретали знания чтения, письма, счета, игры на музыкальном инструменте, рукоделию. Девушек выпускали на улицу только для участия в религиозных церемониях.

Образования проходили 7-летние мальчики. СХОЛЕ это слово вначале означало время препровождения на досуге, затем беседы философов с учениками, далее школьные занятия вообще.

Конечной целью образовательной работы являлось осознание себя как полноправного члена состоятельного афинского общества. Гарантии этого уже были: материальное положение. Поэтому ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ сводились к приобретению таких знаний и навыков. Которые бы поднимали личную культуру гражданина, являлись бы атрибутами свободного эллина, давали бы ему возможность разнообразно проводить свой досуг. Итак, воспитание имело 2 задачи: всестороннее воспитание, интеллектуальное развитие, культуру тела. Дети посещали школы частные:

7-12 мусические

12-16 гимнастические

16-18 государственные гимнасии

18-20 военная служба – эфебия.

/С.48/

МУСИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Понятие искусство включало в первую очередь понятие искусство муз. А это литература, искусство и науки, что отличалось от гимнастики-культуры тела. Мусическая школа была общеобразовательной школой, ставящей своей задачей дать ученикам литературное и музыкальное образование, ознакомить их с элементами других наук.

В основе начального обучения лежало обучение грамоте. При этом применялся буквослагательный метод, который сохранялся в школах до середины 19 века. Кроме того, использовались таблички со слогами типа лото. Материалом для письма служили навощенные деревянные таблички и палочки-стили.

Усвоение грамоты открывало для учащихся пути к знакомству со основными созданиями греческой литературы, в первую очередь Гомера. Гомер играл как бы роль библии для вредных греков. Общее образование, эстетическое воспитание на героических образцах, реальное обучение древнегреческое воспитание давалось при помощи Гомера. Особенно влияли поэмы на молодежь в развитии соответствующего отношения к жизни.   Но это были подчисченные тексты Гомера, т.е. такие, из которых были удалены стихи, могущие оказать не подходящее влияние на детей. Кроме того изучались труды Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида. Кроме того в моде была гиомическая поэзия (Солон, Фокилид и др.). изучение литературы в большом объеме вполне было закономерно, т.к. еще научные дисциплины не дифференцировались друг от друга, отсутствовало богословская литература.

Трудность изучения литературы заключалось в том, что учитель не мог ничего задать на дом или даже выпустить книгу из рук. Поэтому было необходимо рассчитывать на память, цитировать. Именно с этим обстоятельством было связано требование к изучению наизусть отрывков из классической литературы.

Изучение музыки. После приобретения грамотности и некоторого запаса выученных текстов начинали занятия музыкой. Играли на флейте, лире и кифаре. (С.62). В тесной связи стояла вместе с музыкальным образованием пение. Чаще всего это было связано с каким – либо аганом. Создавались хоры детей.

Заканчивая характеристику предметов мусической школы  необходимо затронуть математику. (С.65).

Кто же работал в школе?

Господствовала система преподавания по предметам. Но это проходило постепенно. С начало учителя  учили только пению и музыки, затем уже и чтению и письму, арифметике. Потом уже возникла специализация.

СТОЛЕТИЕМ ПОЗЖЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТОМ БЫЛО ВВЕДЕНО РИСОВАНИЕ. КАК ЖЕ ПРОХОДИЛО ОБУЧЕНИЕ?

  •  Школы открывались с восходом и закрывались с закатом солнца.
    •  Употреблялось ионическое письмо.
    •  Законодательство фиксировало точное количество учеников на учителя.
    •  АРЕОПАГ руководил школьным делом, позднее специальные инспектора. К учителю было пренебрежительное отношение.

ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.

В понятие калокагатия входило развитие тела. Поэтому с 12 лет дети посещали гимнастическую школу.

  •  Занятия протекали одновременно с мусической
    •  Во главе школы стоял ПЕДОТРИБ.

Система обучения сводилась к так называемому пятиборью: бег, борьба, прыганье, метание диска, метание копья.

Кроме того, объединением музыки и гимнастики в практики школы вводилось ОРХЕИСТИКА – искусство пляски, так как своими танцами необходимо передать всю гамму человеческих чувств.

Помещение школы называлось палестрой (закрытая, открытая). Палестры и мусические школы были закрытыми заведениями, но запрет постоянно нарушался. (С.92).

После окончания школы в 16 лет заканчивалось обучение в частных заведениях, наступал этап государственных.

Первым из них стал гимнасий.

БЫСТРОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АФИНСКОЙ МОРСКОЙ ДЕРЖАВЫ ВЕЛО ЕЕ К НЕИЗБЕЖНОМУ СТОЛКНОВЕНИЮ С ПЕЛАПОНЕССКИМ СОЮЗОМ, ВО ГЛАВЕ КОТОРОГО СТОЯЛА СПАРТА. Пелапонесская война шла с 404 по 431. Почти 27 лет и окончилось поражением Афин. Мир привело к власти в Афинах антидемократические лаконофильские верхи во главе  с 30 олигархами. Но их власть оказалась непрочной и уже в 403 году демократия была восстановлена. Демократы приступили к репрессиям, в числе жертв оказался и Сократ.

В этот период возникают основные педагогические теории античности философия софистов, Сократа, Платона, Аристотеля. В это время шло своеобразное развитие образования, о чем речь пойдет на семинарских занятиях.

ГИМНАСИЯМИ назывались государственные учреждения, предназначавшиеся в первую очередь для дальнейшего усовершенствования в области гимнастики, культуры в общем смысле этого слова. (С.94) В Афинах  было 3 гимнасия: Ликей, Академия, Киносарг.

Как же содержались гимнасии?

Вопрос о средствах был решен путем литургий – натуральных повинностей, накладываемых на состоятельных людей города. Выполнивший повинность получал титул Гимнасиарха. Они должны были обеспечивать пособиями учителей, платить з/п. Звание это было почетным.

ЭФЕБИЯ – в V веке это обязательная военная служба состоятельных молодых людей. На лиц призывающихся в эфебию составлялись списки, которые сохранялись 40 лет (т.к. призывной возраст 60 лет). Зачисление в эфебию было делом сложным. Нужно было доказать что ты совершеннолетний, свободный, законнорожденный. После составления списков отцы юношей выбирают учителей для детей, которые бы заботились о них. Зачисление в эфебию было связано с принесением присяги и превращению юноши в правоспособное лицо. (с.99)

  •  Эфеб отличался
    •  Особой формой
    •  Текст присяги сохранился до сегодняшних дней. (С.102)
    •  Эфебы служили 2 года

Первый год службы был посвящен разнообразной гимнастической подготовке и военным упражнениям: борьба, бег, бег с факелами, верховой езде, езда на колесницах, метание копий, метание дисков, камней из пращи, стрельбе из лука, плавании. Кроме того изучалось использование военных машин, искусство устройства лагерей, кораблестроение и т.д. При этом эфебы первого года обучения вели шумную, беззаботную, иногда беспутную жизнь. Второй год эфебии  начинался после народного собрания, когда эфебы показывали свое искусство, получали от государства щит и копье. После этого они несли гарнизонную службу. На время гарнизонной службы они не несли никаких других гражданских обязанностей (кроме жреческих, наследственных), иногда охраняли охранную службу при первых сановниках государства.

В IIIII вв. до н.э. ВНЕДРИЛСЯ НОВЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОБРАЗОВАНИЕМ ИМПЕРИИ *, КОТОРЫЙ ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ ЭЛЛИНИЗМА. Это эпоха производила блестящее впечатление. Это время грандиозных замыслов. Некоторые из них были реализованы. Но под этой блестящей внешностью крылись неустранимые социальные противоречия, в первую очередь связанные с восстаниями рабов.

Характерным признаком данной эпохи стало распространение элементов греческой образованности п странам Ближнего Востока. В новых условиях эллинская культура во многом изменялась. В это же время множество элементов восточной культуры вместе с иностранцами проникало в Элладу и отражалось и на укладе жизни, и на религии, но все же главный поток культуры шел с Запада на Восток.

Новые жизненные условия эпохи эллинизма оказали могущественное влияние на общий характер образованности эпохи, в частности на эволюцию дела воспитания и обучения. Проследим эту эволюцию в Афинах, мы наметим основные вехи, типичные для всего эллинского мира, ибо одним из следствий интернационализации эллинской культуры была интернационализация афинской образовательной системы.

Низшее  образование. Образование сохранило свои старые формы для первых лет обучения. Но произошло увеличение значения мусического образования за счет гимнастического. Такая переоценка ценностей была вызвана и потерей греческими полисами своей самостоятельности. Возвышение мисического образования привело к следующим фактам: оно сохранилось до 5 лет, старый учитель мусической школы превратился в учителя грамоты. На месте следующих лет школа появилась грамматическая, в которой главную роль играл грамматист – учитель литературы и языка.

Гимнасии. Изменение в экономических и политических отношениях повлияли и на афинские гимнасии.

  1.  Рост их числа: Птолемион, Диогенион. Т.к. эти гимнасии были устроены на деньги чужестранцев, то и приток в них иноземцев резко возрос.
  2.  Если старые гимнасии  были учреждениями, где первое место занимали вопросы гимнастики, то теперь они были преобразованы в учебные заведения, главной задачей которых было углубление теоретических знаний, полученных в грамматической школе.
  3.  Первым из предметов стала риторика.
  4.  Именно в эту эпоху начинается выделение из философии * универсального знания ряда дисциплин: высшей математики, физики, логики, этики.
  5.  Начинается борьба за расширение предметов изучения географии, астрономии.
  6.  Появились первые школьные пособия: карты, глобусы, библиотеки.

Эфебия  утратила свой военный характер. Она должна была стать опорой гражданских властей.

  1.  Упадок интереса к гимнастике излишней стала совершенная тренировка.
  2.  Эфебия перестраивается в высшее учебное заведение.
  3.  Приток иностранцев в эфебию.
  4.  Эфебия была необязательной для юношей с 305г.
  5.  Курс обучения стал один год. Знатная молодежь тренировалась в палестрах.
  6.  Нет обучения ни пению, ни танцам.
  7.  Военное дело в условиях военной службы в легионах.

III. Теория и практика Римской педагогики.

В истории Рима мы можем выделить 3 этапа: конец республики IIIII века, Римская империя III века н.э., Римская империя периода разложения IIIIV века.

Для каждого периода характерны свои собственные социально-экономические условия, политические потребности общества, и следовательно, развитие тех или иных образовательных институтов.

IIIII в. до н.э.

Образование носило семейный характер в процессе получения трудовых навыков в патриархальной семье. В это время появились первые школы по свидетельству Ливия (История).

В течение 150 лет до н.э. римляне распространили свое влияние на многие государства Средиземноморья. Утонченные формы роскоши, множество восточных культов нашли себе доступ в Рим. На ряду с ними в империю проникала и греческая культура. Это было новым этапом отделения знати и интеллигенции от масс. Увлечение эллинской культуры не задержало развитие латинского языка и литературы, придав лишь этому развитию своеобразные формы.

Во-вторых IIIII  в. все противоборство старой консервативных римских сил и новых веяний отразилось в педагогических взглядах Катона Старшего.

Каково же было воспитание в Древнем Риме?

На первом этапе воспитание проводилось дома. Семья по мере приближения к императорскому периоду видоизменялось. Женщина становилась все более свободной. В богатых семьях матери отлучаются от детей. И ими занимаются только кормилицы, няньки и педагоги-рабы. Постепенно некоторые из них переходят в разряд гувернеров.

Во II и I веке история римского образования характеризуется быстрым проникновением греческой системы образования. Но лишь по линии заимствования форм, но не по линии отношения государства к образованию.

Низшая ступень образования. ЛУДИ – частные элементарные с неопределенным числом лет обучения школы. /игра/ Предметы обучения – латинская, греческая грамота, элементы литературы, арифметики.

Особенности:

  1.  Трудность научения правописания, т.к. орфография была неопределенной.
  2.   При занятиях грамотой стремились совместить усвоение правописания и нравственное воспитание.
  3.  Сложность обучения счету из-за  нумерации и отсутствия нуля.
  4.  Вся система обучения была светская.
  5.  Кончали лудус в 11 – 12 лет.

Грамматические школы – частные школы повышенного типа по сравнению с Лудус, куда поступали после домашней подготовки и обучались до 16 лет.

/II век, середина/

  1.  Греческий язык – как язык преподавания.
  2.  Обучение носило индивидуальный характер, на группы делили, но не отделяли в отдельное помещение.
  3.  Обучение греческому и латыни в совершенстве.
  4.  Обучение теории языка, литературе, основам стихосложения.
  5.  Лекционная система, много заучивания наизусть.
  6.  Ино да законодательство, в риторических школах, физическому воспитанию нет места.     

ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРАКТИКЕ ЖИЗНИ. После шестнадцатилетия  часть молодежи уезжало в имения отцов, часть на военную службу, часть шла в помощники к ораторам.

В II ВЕКЕ ПОЯВИЛИСЬ РИТОРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ, УСТРОЕННЫЕ ГРЕКАМИ. В программах было много общего.

  1.  Литература г, л. общее образование.
  2.  Философия из разных систем комбинации.
  3.  Организации диспутов.

Но риторические школы вызвали недоумения властей.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАЛАСЬ И В III вв. н.э. Новый этап в жизни империи связан с дальнейшим увеличением прав женщин. Домашнее воспитание мальчиков шло при педагогах и кормилицах до 4 – 5 лет, девочек до замужества.

ЛУДИ играли роль начальных школ. Для богатых предпочиталось домашнее образование. Но в это время возрастала роль грамматических и риторических школ, в виду отказа от домашнего воспитания (права женщин). В 12 лет мальчики после домашнего воспитания попадали в грамматическую школу. Особенности развития грамматических школ III вв.

  1.  Двуязычные и латинские.
  2.  Занятия шли 4 года.
  3.  Возникают и женские риторические школы.
  4.  Большое значение латинской литературы. Вергилий, Граций.

РИТОРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ. После 16 лет золотая молодежь шла в риторические школы. Учились 3-4 года, с перерывом на армию.

Особенности:

  1.  Риторика (теория красноречия, классики, практики).

ДРУГИЕ ФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Посещение школ в Греции.

III. ПЕРИОД РАСПАДА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

В данный период для всего командного состава нужно было быть грамотным. Поэтому школы были даже в армии.

Грамматические  школы существовали по-прежнему в 3-х видах: частные, муниципальные, государственные. Но постепенно нужда в этих школах отмирала, т.к. ничего общего с разрушением государства и школьными программами не было.

Также постепенно происходил упадок высшего образования. Риторические школы пытались укрепить при помощи государственных указов.  Так в 425 году риторические школы были огосударствленны. Шла подпитка и инвестициями, но только в крупных центрах они сохранились: Рим, Афины, Константинополь.

В общем статус 425 года свидетельствует об упадке образования в империи. Постепенно  с гибелью Римской империи уничтожается и система образования Рима.

Таким образом, история античной педагогики внесла огромный вклад в развитие педагогической мысли. Это были первые системы и педагогические концепции, легшие в основу педагогики.

 

 




1. МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЮ 1 з навчальної дисципліни ЕКОЛОГІЧНЕ ПРАВО УКРАЇНИ для студентів 3 кур
2. Реферат- Требования по безопасности жизненной деятельности в гостиницах
3. Товарная реклама как элемент маркетинговых коммуникаций
4. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО Минский завод отопительного оборудования
5. ТЕМА 1- ПСИХОЛОГІЯ СІМЕЙНИХ ВІДНОСИН 1
6.  Походження українського народу
7. акад ААБогомольца
8. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук Сімферополь
9. больше всего стрелочек то есть про что больше всего информации.html
10. Тема 1. Введение в специальность
11. Тема 11 1 Английский уголовный процесс считается классическим процессом эпохи капитализма поск
12. Онтология и психология жизнедеятельности человека
13. Симптомы и причины аутизма у детей4 2
14. управленческих и правовых дисциплин ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ Программа курса
15. Действия Операция 2 РЯД- Мотив ЦельУсловие Любая д
16. 111 ББК 81.2 Д 53 Д 53 Дмитренко Н
17. Знаходження кусково-постійних конфігурацій множин
18. Определение ldquo;ландшафтная архитектураrdquo; впервые появилось в США около двухсот лет тому назад но ярчайш
19. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Киї
20. прежнему высока Доверие западных финансистов к России подорвано а мероприятия по выходу на международный р