Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
39. БЫТИЕ ВСЕЛЕННАЯ ЧЕЛОВЕК:
космологическое многообразие моделей мира, антропный принцип
39.1.Космологическое многообразие моделей мира
…Наша незначительность в материальном мире не оскорбительна. Разве нас унижает, что мы не летаем, как воробьи, что мы меньше бегемотов, что собаки обладают более острым слухом, а насекомые - более тонким обонянием? Мы легко миримся со всеми этими свидетельствами наших меньших способностей и сохраняем при этом чувство собственного достоинства (…) Вселенная настолько грандиозна, что в ней почетно играть даже скромную роль.
Х. Шепли. Звезды и люди.
Необъятные просторы космоса поражают любое воображение. Простота понимания достигается всё сложнее. Удаляясь от привычных явлений непосредственно окружающего нас макромира, мы всё с большим трудом постигаем природу. Возможно, что даже нечто в ней само по себе простое кажется нам странным и чрезвычайно сложным. Мы вынуждены напоминать себе, что это наш ракурс делает мир для нас таким.
Для космолога особенно важно то, что изучаемый мир состоит из галактик. Галактики расположены в космическом пространстве отнюдь не хаотично. Их скопления образуют крупномасштабную ячеистую структуру Вселенной.
Доступную для практических исследований часть Вселенной называют Метагалактикой: это сверхскопление галактик, система более высокого порядка, чем их отдельные местные скопления. Границ этого сверхскопления научная практика еще не достигла.
В Метагалактике наша Галактика занимает столь же «скромное» положение, как и Солнечная система в Галактике. На настоящее время в нашей Вселенной зафиксировано примерно 200 миллионов галактик.
Установлено, что галактики не просто перемещаются друг относительно друга, а имеют ярко выраженную тенденцию к «разбеганию», причем чем дальше расположена галактика, тем с большей скоростью она удаляется.
Самые далекие галактики имеют субсветовые скорости. Разбегание галактик связано с происхождением и пространственно-временными свойствами нашей Вселенной (см. Космологическое расширение*).
Расширение Вселенной свидетельствует о динамизме и эволюционизме окружающего мира, который развивается не только на микро- и макроуровнях, но и на уровне такой гигантской сверхсистемы, как Метагалактика в целом1.
В проблеме разбегания галактик и предшествующего состояния Вселенной еще много неясного. Однако вся история науки и духовной культуры говорит о том, что не стоит опускать руки.
Одно время, наряду с моделью расширяющейся Вселенной, в ходу были некоторые модели «стационарной Вселенной» (особую известность получила модель перманентного креационизма Хойла). Однако открытие реликтового излучения* окончательно решило проблему в пользу первичного Большого Взрыва (по-англ. «Big-Bang»), породившего Вселенную.
Порою момент Взрыва называют «моментом создания».
Однако на самом деле наша Вселенная возникла не из ничего, а из чего-то такого, что совершенно не имеет привычных форм и состояний в рамках современной науки.
Это говорит о том, что науке предстоит в очередной раз изрядно потрудиться, чтобы расширить рамки своих представлений.
Наша Вселенная не стационарна, не евклидова и не единственна.
Как хорошо известно, Дж. Бруно расширил картину мироздания от единственной планеты до бесконечного множества космических миров во Вселенной.
А одна из самых красивых космологических идей 20-го века - расширить картину мироздания от единственной нашей Вселенной до бесчисленного множества бесконечно многообразных вселенных.
Откуда следует вывод о множественности Вселенных?
1. Как известно, формулы Эйнштейна допускают разные модели Вселенной. Со временем приоритет был отдан той модели, согласно которой наша Вселенная расширяется.
Но, может быть, виртуальному математическому миру, зафиксированному в этих формулах, соответствуют разные модели разных вселенных? Ведь всё, что не запрещено, имеет право на существование2. Еще некоторые античные философы утверждали, что всё возможное тем или иным образом осуществляется, а согласно Дж. Бруно в бесконечности возможность вообще не отличается от действительности.
Считать происхождение нашей Вселенной актом происхождения всего мироздания это существенно ограничивать его возможное многообразие. То, что наша Вселенная появилась в определенный момент и имеет определенный возраст, позволяет считать, что она не исчерпывает временное и пространственное многообразие реальности.
2. В районе «черных дыр» нарушаются законы сохранения (прежде всего закон сохранения энергии). Однако, если закон сохранения энергии рухнет, то он обрушит всю естественную науку. Даже если он будет нарушен локально, т.е. в некоторых процессах, то в них следует признать вмешательство «потусторонних» сил.
Остается допустить, что в «черных дырах» происходит отток вещества-энергии в иные пространственно-временные вселенные. Аналогично этому, в «белых дырах» (вспышки сверхновых, процессы в квазарах* и ядрах крупных галактик) осуществляется приток вещества-энергии из других вселенных.
Таким образом, мы в очередной раз можем не беспокоить Бога «по пустякам», объясняя мир без его вмешательства...
Хочется остановиться еще на одном аспекте.
Такое философское и общенаучное учение, как антропокосмизм*, уподобляло «микрокосмос» человека «макрокосмосу» Вселенной.
Интересным проявлением универсальной взаимосвязи и единства на уровне целостной Вселенной является антропный принцип.
Первым его сформулировал, как космообразующий принцип, Г.И. Идлис (1960).
Но обрел этот принцип известность благодаря ученому Картеру.
Согласно антропному принципу, Вселенная планировалась и развивалась с изначальным учетом того, что в ней появится жизнь и ее венец - человек.
Религиозные мотивы такого подхода несомненны.
Создатели подобной картины нашей Вселенной явно или косвенно подразумевают действия Высшего Творца нашего мира.
Считается, что Вселенная именно такая, а не другая, в силу того, что существует именно такой ее обитатель и наблюдатель, появившийся на определенном этапе ее развития.
Для доказательства используются некоторые совпадения так называемых «Больших чисел» и наличие строго определенных критичных фундаментальных констант.
Даже не принимая антропный принцип в его «сильной форме», придется согласиться с его менее радикальным вариантом: картина мироздания, воссоздаваемая человеческой культурой, существенно зависит от способа восприятия и положения человечества в этом мироздании.
Специальная теория относительности показала принципиально важную роль Наблюдателя. А практически подтвержденная концепция расширяющейся (или пульсирующей) Вселенной привела к пониманию того, что «мы являемся свидетелями определенного типа процессов потому, что процессы другого типа протекают без свидетелей» (А.Л. Зельманов).
Итак, согласно более «мягкому» подходу, антропный принцип характеризует не саму Вселенную, якобы подстроенную под человеческое бытие, а зависимость ее картины, воссоздаваемой людьми, от особенностей человеческой природы и человеческого существования.
Но подобная проблема уже давно обсуждается философами: роль субъекта в процессе познания. (…)Наблюдение всегда избирательно и целенаправленно (…)
В заключение еще раз подчеркнем, что неистощимо многообразное мироздание характеризуется универсальным единством и развитием.
Они проявляются, в частности, в том, что более простые эволюционные формы и процессы становятся базовым основанием для более совершенных.
А прошлое в «снятом виде» раскрывается в настоящем и переходит в будущее.
Вот почему продолжают с нами жить - благодаря своим творениям все те, кто оставил зримый след в наших душах и мировой культуре.
«Распадаясь на микрочастицы,
Жизнь ушедшая не умерла
И когда-то погибшие птицы
Пролетают сквозь наши тела» (В. Шефнер)
39.2. Эволюция Вселенной.
Попытка понять Вселенную одна из вещей, которые приподнимают человеческую жизнь над уровнем фарса и придают ей черты высокой трагедии.
Ст. Вайнберг
Модель расширяющейся Вселенной описывает крупномасштабные космические процессы. Она слабо принимает во внимание реальное распределение масс во Вселенной и некоторые иные локальные параметры.
Вначале неимоверно стремительно, затем все более плавно и замедленно Вселенная расширялась, ее плотность понижалась, а температура падала.
При расширении Вселенной расширяется всё её пространство, а не только центральная часть. Другими словами, одновременно с расширением Вселенной расширяется собственное пространство этой Вселенной.
Современная наука выделяет такие основные этапы развития Вселенной:
1) Эра хаоса - до 10-44 сек.
2) Эра адронов - 10-44 - 10-4 сек., т.е. она длилась примерно одну десятитысячную долю секунды. Эту эру уже можно описать. Плотность изменилась с 1094 г/см3 до 1014 г/см3, а температура от 1033 градусов до 1012 градусов.
Вселенная представляла собой плазму, состоящую из сильно взаимодействующих друг с другом адронов. К ним относятся барионы (протоны, нейтроны, гипероны3) и кратко живущие мезоны.
На этом этапе количество вещества и антивещества отличалось на одну миллиардную часть. Такое совершенно ничтожное преобладание частиц над античастицами сыграло "судьбоносную" роль: на последующих этапах Вселенной было суждено состоять из вещества. Если бы на эволюционном "старте" на столь же малую величину преобладали античастицы, современная Вселенная состояла бы из антивещества. И, наконец, при полном совпадении числа частиц и античастиц получилась бы модель пустой от вещества Вселенной.
И тогда в очередной раз встает коварный вопрос: не напоминает ли возникновение нашей Вселенной "игру в кости"? (См. сноску в конце Темы 9).
Однако, грандиозная (по масштабам последствий) случайность вызывает недоумение только тогда, когда она единственная и неповторимая.
Но допустим существование бесконечного множества вселенных, которые могут иметь самые разные "биографии" и "характеры". И тогда сразу ниспадет ореол роковой и непостижимой случайной предопределенности, которая проявилась в истоках нашей Вселенной.
Мне кажется, что необходимость именно такого хода мыслей еще раз подтверждает, что подобная множественность вселенных реально существует.
Что касается эры адронов в биографии нашей Вселенной, то она кончилась, когда очень многие античастицы аннигилировали.
3) Эра лептонов длилась 10 сек., что несравненно дольше, чем предыдущие временные интервалы. За это время температура уменьшилась в 100 раз и стала 10 млрд. градусов. Плотность снизилась до 104 г/см3.
К лептонам относят электроны и позитроны; мюоны; нейтрино и антинейтрино (не имеют массы покоя и движутся со скоростью света). Важной составляющей частью Вселенной по-прежнему оставались высокоэнергичные фотоны.
4) Эра фотонов (эра излучения) от 10 сек. до 1 млн. лет.
Температура понизилась с 10 млрд. до 3 тысяч градусов. Плотность упала до 10-21 г/см3. Вещество и электромагнитное излучение обретали всё большую взаимную независимость, перестав непрерывно взаимодействовать друг с другом.
Уже за первые 100 сек появились водород и гелий.
В конце первых трех минут, когда температура достигла миллиарда градусов, стало достаточно «прохладно» для образования из протонов и нейтронов сложных ядер, начиная с ядра тяжелого водорода дейтерия.
Дальнейшее понижение температуры и плотности привело к образованию не только ядер, но и простейших атомов.
5) Эра вещества - с 1 млн. лет до настоящего времени. Выше говорилось, что атомы Н и Не начали появляться еще в эру излучения. Но все другие элементы только в эру вещества. Спустя сотни миллионов лет непрерывно расширяющееся облако раскаленных газов стало распадаться на отдельные облака, порождающие галактики и звезды4.
«Хотя мы называем эпоху, в которую теперь живем, эрой вещества, во Вселенной все же еще значительно преобладает излучение... На каждую ядерную частицу приходится миллиард фотонов и миллиард нейтрино»5.
Ныне химический состав Вселенной примерно таков: 69% - Н, 29% - Не, 2% - тяжелые элементы. Важную роль играет кардинальная зарядовая асимметрия в изученной части Вселенной. В Солнечной системе, нашей Галактике и далее вещество явно преобладает над антивеществом.
Известный советский космолог Зельманов отмечал: в реальном эволюционном процессе структурно-масштабная лестница строилась, начиная с нижней ступени; затем возникли верхние; и только после этого середина.
Одна из моделей допускает то, что расширение нашей Вселенной постепенно сменится этапом ее сжатия. Это возможно в том случае, если более точные измерения и расчеты покажут, что средняя плотность вещества во Вселенной в настоящее время больше определенной "критической" величины. Средняя плотность должна превышать 4.10-28 г / см3, т.е. один грамм вещества должен занимать куб с ребром, равным расстоянию между Москвой и Владивостоком.
Другими словами, на каждый кубометр пространства необходимо больше 10 протонов. В этом случае пространство будет замкнутым гипершаром. В противном случае пространство будет не замкнуто.
Вероятность подобного сценария (переход от этапа расширения Вселенной к этапу ее сжатия) возросла после того, как было обнаружено, что гравитационное притяжение галактик и их скоплений в несколько раз превосходит то, которое обеспечивает наблюдаемая материя. Это говорит о том, что существуют пока еще скрытые от наблюдений космические объекты. Возможно, скрытого вещества во Вселенной даже больше, чем того, излучение которого фиксируют современные наблюдательные средства.
Девушка о физике: - О, я покончила с этим предметом!
Понятия, раскрывающие и дополняющие
содержание
Антропный принцип: В постнеклассической науке реальность трактуется как сеть взаимосвязей, включающая человека, уже не только как субъекта познания, но во всех его аспектах. Так, антропный принцип фиксирует встроенность человека в мир, в котором мы живем. Было выявлено, что малейшее изменение одной из четырех фундаментальных постоянных привело бы к тому, что жизнь не смогла бы возникнуть. Очень узок канал, в котором возникает жизнь. Объяснить это случайностью, значит, ничего не объяснить. Кроме того, как хорошо знают биологи, эволюция жизни на Земле, если бы она была случайной, не успела бы дойти до той стадии, на которой находится, за известное время, определяемое возрастом Земли как планеты. Значит, эволюция каким-то образом ускорялась, процессы самоорганизации канализовывались. Пока еще остается вопросом, как это происходило, но общие механизмы самоорганизации изучаются в аспекте эволюционно-синергетической парадигмы. Наука пытается найти ответ на этот вопрос, исследуя также параллелизм психического и физического, в частности, на основе принципа синхронистичности.
…. Принципу Коперника, как основному принципу классической науки, противопоставляется антропный принцип. Согласно принципу Коперника, человечество не занимает привилегированного места во Вселенной. Исходя их этого, естествознание, стремясь дать объективное описание, создало картину мира, в которой присутствие человека выглядит случайным. Еще Галилей говорил, что научный метод состоит в том, чтобы изучать этот мир так, как если бы в нем не было сознания и живых существ. Современная наука вновь обретает "человеческие измерения". Гносеологическим ориентиром становится антропный принцип. В последние десятилетия человек по-новому увидел себя, не властелином мира и не создателем его законов, а соучастником мирового процесса. Существует большое количество литературы, в которой разносторонне анализируется антропный принцип, предлагаются его различные формулировки [39].
Антропный принцип, в сущности, был выражен намного раньше, чем получил широкую известность и особое место в системе научного знания. Неразрывную связь человека с космосом выражали многие мыслители, начиная с античности. Качественно новый этап, который Барроу назвал "переоткрытием" антропного принципа (АП) наукой, связан с попыткой релятивистской космологии решить так называемую проблему "больших чисел". Свойства нашей Вселенной тесно обусловлены значениями ряда фундаментальных физических констант. Оказалось, что эти параметры удачно сочетаются. Эффект "тонкой подгонки" заключается в том, что небольшое изменение численного значения фундаментальных постоянных привело бы к "обеднению" Вселенной. В ней отсутствовали бы ядра, атомы и молекулы, либо эти вселенные оказались бы "одноцветными" - состоящими из нейтрино, либо водорода [40].
Среди многочисленных формулировок антропного принципа наиболее часто употребляемыми являются формулировки Б. Картера: "...то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей" или "Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей" [41]. Таковы, соответственно, "слабый" и "сильный" антропный принципы. Вариации на тему сильного АП разнообразны, например, он может быть переформулирован в более общем контексте на языке единой научной картины мира: наша Вселенная такова, что условия для появления человека- наблюдателя оказались в ней "запрограммированы" с величайшей точностью.
На первый взгляд, антропный принцип связан с формулировкой "от замысла" с теологическими идеями, и во всяком случае, близок им по формулировке. Однако, как справедливо указывает В. В. Казютинский, "требование сильного АП: Вселенная должна быть запрограммирована на появление человека, наблюдателя - вполне может быть интерпретировано и без обращения к трансцендентным силам в рамках принципов саморазвития, самоорганизации, эволюции мира" [42].
Особое звучание проблеме придал Дж. Уилер, поставив вопрос в парадоксальной, на первый взгляд, форме: "Вот человек. Какой должна быть Вселенная?". Эта формула представляется парадоксальной в контексте привычного причинно-следственного мышления, здесь причина и следствие поменялись местами. Но если вспомнить недуальную модель мышления, в которой связь устанавливается по типу корреляций, то, может быть, следует рассматривать антропный принцип как еще один предел, наряду с синергетикой, где знание оказывается в существенно неклассической ситуации. Возможно, как раз это имеет в виду Уилер, когда обращает внимание на необходимость иного подхода к объяснению "самосогласованности" и "жизненности" Вселенной. Искать физическое объяснение больших чисел, по-видимому, означает искать правильный ответ на неправильно поставленный вопрос, считает он. Физическое изучение Вселенной здесь соответствует изучению Вселенной в классической и неклассической научных традициях, то есть, без изучения ее жизненности (не в постнеклассической традиции).
Такое познание, считает Уилер, бесперспективно, ибо жизнь и разум непременно участвуют в структурировании и эволюции Вселенной. Космос, возникающий таким "антропным" образом, Уилер называет "Вселенной участия". Интерпретация сильного АП в концептуальных рамках квантовой космологии носит название АП участия (соучастия). Истоки этого варианта АП обнаруживаются в интерпретации квантовой механики, согласно которой квантовые свойства объектов создаются в акте их наблюдения и не существуют сами по себе. Принятие АП участия предполагает включение сознания в НКМ и понимание его в значимых для физики терминах. Это пока проблематично даже для постнеклассической науки.
Казалось бы, полярное толкование антропному принципу дает И. Л. Розенталь, указывая, что ссылка на "жизненность", на наблюдателя не является необходимой, и даже само название принципа в этом смысле неудачно. По мнению И. Л. Розенталя, содержанию принципа более отвечает название "принцип целесообразности", поскольку, фиксируя тонкую подстройку глобальных свойств Вселенной и условий прогрессивной эволюции материи, он вскрывает глубокую целесообразность и гармонию физических законов [43]. Между тем, и в этом случае, как и в предыдущем (Уилер), антропный принцип увязывается, как нам представляется, с проблемой объяснения.
Антропный принцип призван объяснить тонкую подстройку, но вовлекает либо целесообразность в физику, либо "жизненность", но в обоих случаях научное объяснение должно быть нетрадиционным. Вполне возможно, что целесообразность и учет "жизненности", то есть включение феномена жизни в картину эволюции космоса до ее целостности, есть взаимодополняющие стороны явления, которые призван объяснить антропный принцип.
Итак, антропный принцип фиксирует проблемность в ситуации объяснения связи космоса и человека. Он не дает объяснения "тонкой подстройки" и "Вселенной участия", но указывает, что объяснение этим фактам и не может быть дано с позиций классической и неклассической науки. А это уже сам по себе достаточно нетривиальный вывод. Существует еще финалистический АП, выдвинутый Ф. Типлером. Смысл этой формулировки таков: во Вселенной должно начаться производство информации, и оно никогда не прекратится.
АП во всех его формулировках так или иначе фиксирует корреляцию между наблюдаемой Вселенной и наблюдателем (в конечном итоге, человеком). Возникает вопрос, насколько закономерно "переоткрытие" АП в науке, возникновение которой и становление - это история борьбы с антропоцентризмом? Отвечая на него, напомним, что принцип Коперника был необходим как принцип мышления, противостоящий доктринальности, авторитаризму. Будучи смещенным из центра Вселенной онтологически, человеческий разум стал центром гносеологически. Сегодня в русле коэволюционных стратегий развития человека и природы в научном мировоззрении возрождаются идеи "корреляции" человека и Космоса, но не в форме антропоцентризма и не в форме позитивизма, утверждающего идеологию господства разума. АП - это попытка современной науки ответить на вопрос о "корреляции" с позиций эволюционизма, попытка осознать место человека в эволюционирующей Вселенной.
Существует тесная взаимосвязь АП с глобальным эволюционизмом. Если не рассматривать вариант случайного совпадения фундаментальных постоянных, то антропному принципу приходится предпослать гипотезу о существовании законов эволюционного процесса, которые охватывают все основные его этапы от космического до социального. Через специфические законы и закономерности эволюции, действующие на разных структурных уровнях Универсума, обеспечивается преемственность процессов глобального эволюционизма в целом. Подобное представление служит основой эволюционного объяснения существования человечества, которого не дает АП, но к которому вплотную подводит.
Происходит не возврат к антропоцентризму, человек - не центр Вселенной (ни онтологически, ни гносеологически), а происходит гуманизация науки, может быть, как осознание антропоморфизма мира и человека. Мировоззренческим аспектом гуманизации научного познания является осознание активности бытия, самоценности природы. .
Космологическое расширение: истолковывая уравнения общей теории относительности, молодой советский ученый А. Фридман показал, что кроме предложенной Эйнштейном стационарной модели Вселенной допустимы нестационарные модели, хотя и довольно экзотические. Одна из них характеризовала вариант расширяющейся Вселенной. В скором времени именно этот вариант получил неожиданное экспериментальное подтверждение. Наблюдения Хаббла установили, что линии в спектрах далеких галактик смещаются к красному концу видимого диапазона волн, причем тем больше, чем дальше расположена галактика. За этим явлением закрепилось название «красное смещение». Оно выражает эффект Доплера: чем быстрее удаляется объект, тем длиннее становятся посылаемые им волны и меньше их частота (при приближении объекта волны укорачиваются, а их частота возрастает).
Дальнейшие наблюдения подтвердили, что в глобальном масштабе расстояния между галактиками или их скоплениями увеличиваются, подчиняясь общей закономерности.
См. также Космологические модели.
Космология: физическое учение о Вселенной как целом, основанное на результатах исследования наиболее общих свойств (однородности, изотропности и расширения) той части Вселенной, которая доступна для астрономических наблюдений. Теоретический фундамент космологии составляют основные физические теории (общая теория относительности, теория поля и др.), эмпирическую основу внегалактическая астрономия. Общие выводы космологии имеют важное общенаучное и философское значение. В современной космологии наиболее распространена модель горячей Вселенной, согласно которой в расширяющейся Вселенной на ранней стадии развития вещество и излучение имели очень высокую температуру и плотность. Расширение привело к их постепенному охлаждению, образованию атомов, а затем (в результате гравитационной конденсации) протогалактик, галактик, звезд и других космических тел. Наблюдаемое реликтовое излучение с температурой ок. 3 К это «остывшее» излучение, сохранившееся с ранних стадий развития Вселенной. К важнейшим, еще не решенным проблемам космологии относятся проблемы начального сверхплотного состояния Вселенной (т. н. сингулярности) и конечной фазы ее существования (возможности возвращения в состояние сингулярности). БЭКМ
Креационизм (от лат. creatio - сотворение): один из важнейших религиозных принципов, согласно которому мир сотворен богом из ничего. Последующие акты творения: создание живых существ и "венца творения" - человека. Входит в учения иудаизма, христианства, ислама.
Реликтовое излучение: один из важнейших компонентов фонового космического электромагнитного излучения (выражение предложено И.С.Шкловским). В зарубежной литературе это излучение часто называют «космическим микроволновым фоновым излучением» (cosmic microwave background, сокращенно CMB). Оно практически изотропно. Фиксируется в радиоволновом диапазоне от нескольких мм до десятков см. Спектр реликтового излучения почти как у абсолютно черного тела с температурой около 3 К (что соответствует 270° С).
Сохранилось от того времени, когда Вселенная была сверхплотной; оторваться от неразрывного единства с микрочастицами удалось лишь тогда, когда в остывающей и становящейся менее плотной плазме стали образовываться нейтральные атомы водорода и гелия. В процессе расширения Вселенной реликтовое излучение охлаждалось.
Плотность энергии электромагнитного излучения во Вселенной зависит прежде всего от реликтового излучения. Достаточно сказать, что каждому атому в космосе соответствует более 100 млн. реликтовых фотонов. По плотности их примерно 400-500 в каждом кубическом сантиметре. .
1 На одной высоконаучной конференции по проблемам космологии*, когда участники уже изрядно устали, академик Г.И. Наан неожиданно заставил всех встрепенуться, заявив с самым серьезным видом в конце сверхсерьезного доклада: "Вселенная всё расширяется и расширяется… Но женские юбки всё укорачиваются и укорачиваются. И это хоть какая-то компенсация!"
2 Этот принцип можно назвать "принципом реализации всех возможностей".
3 Гипероны являются наиболее массивными элементарными частицами; они неустойчивы и существуют примерно 10-10 секунды (так, «лямбда-нуль»-гиперон распадается на протон, электрон и нейтрино).
4 Первые звезды появились не ранее 100 млн. лет после Большого взрыва.
5 П. Ходж. Революция в астрономии. С.55. По мотивам П. Ходж. Революция в астрономии, с.46 .